ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебные акты / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Комментарии к решениям первой инстанции / По иным вопросам /

По спору о признании недействительным акта хокима района об оказании благотворительной поддержи

Функцияни амалга оширишнинг имкони йўқ

Мазкур функциядан фақат мижозлар (фойдаланувчилар) фойдаланишлари мумкин

Ҳужжатнинг тўлиқ матни пуллик версияда мавжуд. Саволлар бўйича 1172 қисқа рақамига қўнғироқ қилинг.

               

Изъятие собственности, прекращение других вещных прав субъекта предпринимательской деятельности, а также их ограничение, за исключением случаев, предусмотренных законом, не допускается



СУТЬ ДЕЛА


Хокимом района принято Распоряжение от 4 июня 2011 года (далее - Распоряжение), согласно пункту 2 которого всем хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на территории данного района, предписано оказывать благотворительную поддержку областного подразделения Федерации футбола. При этом данным Распоряжением утвержден список действующих на территории района хозяйствующих субъектов с указанием сумм денежных средств, подлежащих перечислению ими на счет областного подразделения Федерации футбола. Считая, что данное Распоряжение противоречит законодательству и принято в нарушение прав и интересов граждан и государства, ООО обратилось в Управление юстиции области с заявлением о нарушении прав субъектов предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории района и ходатайством об обращении в его интересах в хозяйственный суд с иском об отмене указанного Распоряжения. По результатам изучения обращения ООО Управлением юстиции области подан иск в интересах ООО об отмене Распоряжения хокима. В ходе судебного разбирательства представитель органа юстиции обратился к суду с ходатайством об изменении исковых требований и признании Распоряжения хокима района недействительным.



ДОВОДЫ ЗАЯВИТЕЛЯ


В соответствии со статьей 3 Закона Республики Узбекистан "О благотворительности" благотворительностью является добровольная помощь юридических и физических лиц, выражающаяся в безвозмездной или на льготных условиях передаче другим юридическим и физическим лицам имущества, в том числе денежных средств или выполнении для них работ и оказании услуг. Благотворительность по своей правовой природе является добровольной деятельностью и предполагает помощь тем, кто нуждается в поддержке со стороны тех, кто имеет возможность оказать помощь бескорыстно и добровольно. В нарушение данных требований хоким района принял обязательное к исполнению Распоряжение, которым хозяйствующие субъекты фактически принуждаются к перечислению средств на счет Федерации футбола. Данным актом нарушены требования ряда нормативно-правовых актов, таких как Конституция Республики Узбекистан, Закон Республики Узбекистан "О собственности", "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности", "О благотворительности", "О частной собственности", в связи с чем данный акт является незаконным.



ДОВОДЫ ОТВЕТЧИКА


Распоряжение хокима района не является обязательным для исполнения и в пункте 2 хозяйствующим субъектам не предписано, а рекомендовано осуществлять спонсорскую помощь областному подразделению Федерации футбола. В связи с этим иск является необоснованным и подлежит отказу в удовлетворении.



РЕШЕНИЕ СУДА


Исковые требования удовлетворить. Распоряжение хокима района от 4 июня 2011 года признать недействительным.



КОММЕНТАРИЙ


Хокимом района принято Распоряжение от 4 июня 2011 г, в котором всем хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на территории района, предписано оказать благотворительную помощь областному подразделению Федерации футбола. Не согласившись с данным Распоряжением, ООО обратилось с заявлением в Управление юстиции области с просьбой обратиться в хозяйственный суд с иском в его интересах об отмене Распоряжения. По результатам рассмотрения заявления ООО Управление юстиции в интересах ООО обратилось в хозяйственный суд с иском об отмене оспариваемого Распоряжения.

В ходе рассмотрения дела Управление юстиции изменило требование и просило признать Распоряжение хокима недействительным.

Согласно части первой статьи 40 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан истец вправе до принятия решения по хозяйственному спору изменить основание или предмет иска. В данном случае истец, изменив требование об отмене Распоряжения хокима района на признание его недействительным, воспользовался правом, предоставленным ему данной статьей ХПК.

В соответствии со статьей 25 Закона Республики Узбекистан "О государственной власти на местах" хоким области, района, города: ...отменяет решения нижестоящих хокимов и вносит представления в Кенгаш народных депутатов об отмене актов нижестоящих Кенгашей народных депутатов, если они противоречат Конституции Республики Узбекистан, законам и актам палат Олий Мажлиса, Президента Республики Узбекистан, Кабинета Министров, а также решениям вышестоящего Кенгаша народных депутатов и хокима.

Таким образом, требование об отмене акта государственного органа может быть предъявлено при обжаловании акта государственного органа в административном порядке - вышестоящему в порядке подчиненности органу, в данном случае - хокиму области.

В то же время часть первая статьи 12 Гражданского кодекса Республики Узбекистан устанавливает, что акт государственного органа или органа самоуправления граждан, не соответствующий законодательству и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица может быть признан судом недействительным. Следовательно, дела о признании актов государственных органов недействительными подведомственны судам.

Хозяйственный процессуальный кодекс (п. 9 статьи 24) относит дела о признании актов государственных органов недействительными к подведомственности хозяйственных судов при условии, что субъектами спорного правоотношения являются юридические лица или индивидуальные предприниматели. Исходя из изложенного можно сделать вывод, что изменение искового требования является законным и обоснованным.

Данное спорное правоотношение возникло между ООО и хокимом района по поводу принятого им Распоряжения. Согласно статье 6 Закона "О государственной власти на местах" хоким области, района, города принимает решения и издает распоряжения. Акты Кенгаша народных депутатов и хокима, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории области, района, города предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

В Распоряжении хокима района предписано всем хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на территории данного района, перечислить определенную в Распоряжении сумму денежных средств в порядке благотворительности на счет Федерации футбола. Поскольку в соответствии со смыслом вышеуказанной статьи 6 акты хокима являются общеобязательными на соответствующей территории, данное Распоряжение порождает у всех хозяйствующих субъектов обязанность по уплате денежных средств в размере, определенном в Распоряжении, на счет Федерации футбола. Однако данное Распоряжение является незаконным по следующим основаниям.

Отношения, возникающие в области благотворительности, регулируются Законом Республики Узбекистан "О благотворительности". В соответствии со статьей 3 данного Закона благотворительность (благотворительная деятельность) - добровольная бескорыстная помощь (деятельность) юридических и физических лиц, выражающаяся в безвозмездной или на льготных условиях передаче другим юридическим и физическим лицам имущества, в том числе денежных средств, в выполнении для них работ, оказании услуг и предоставлении иной поддержки в благотворительных целях. Из определения благотворительности следует, что основными характерными признаками этого вида деятельности являются добровольность и бескорыстность помощи, оказываемой благотворителем благополучателю. Распоряжение хокима, будучи его волевым актом, обязательным к исполнению всеми хозяйствующими субъектами, фактически является актом принуждения совершить действия - перечислить указанную денежную сумму в счет Федерации футбола.

Кроме того, оспариваемое Распоряжение нарушает конституционные экономические права граждан. В соответствии со статьей 53 Конституции Республики Узбекистан государство гарантирует свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда с учетом приоритетности прав потребителя, равноправие и правовую защиту всех форм собственности. Частная собственность, наряду с другими формами собственности, неприкосновенна и защищается государством. Собственник может быть лишен ее только в случаях и в порядке, предусмотренных законом.

Собственность хозяйствующих субъектов (кроме государственных предприятий), в том числе имущество, денежные средства и др., неприкосновенна, находится под защитой государства и подлежит изъятию только в исключительных случаях на основаниях и в порядке, установленных законодательством.

Согласно статье 166 Гражданского кодекса Республики Узбекистан собственность неприкосновенна и охраняется законом. Неприкосновенность собственности заключается в воздержании от нарушения прав собственности всеми субъектами, противостоящими собственнику.

В соответствии со статьей 21 Закона Республики Узбекистан "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности" субъекты предпринимательской деятельности самостоятельно распоряжаются своими денежными средствами. Статья 23 этого же Закона гарантирует, что собственность субъектов предпринимательской деятельности неприкосновенна и охраняется законом. Субъект предпринимательской деятельности вправе совершать в отношении имущества, принадлежащего ему на праве собственности, любые действия, не противоречащие закону. При этом осуществление субъектом предпринимательской деятельности своих правомочий собственника не должно нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц. Не допускаются изъятие собственности, прекращение других вещных прав субъекта предпринимательской деятельности, а также их ограничение, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Все приведенные нормы законодательных актов регулируют отношения в области права собственности и исключают какое-либо нарушение прав собственника. Оспариваемое Распоряжение хокима района принято в противоречии с указанными нормами, прямо нарушает права хозяйствующих субъектов на их собственность, в частности денежные средства, и является актом прямого вмешательства в финансово-хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования.

Довод ответчика о том, что Распоряжение имеет рекомендательный характер, судом обоснованно не принят во внимание, так как в приложении к Распоряжению указаны конкретные суммы денежных средств, подлежащих уплате каждым хозяйствующим субъектом. Также как указывалось выше, акты хокима, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории области, района, города предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. В связи с этим данное Распоряжение влечет за собой определенные обязанности хозяйствующих субъектов по уплате денежных средств в пользу Федерации футбола.

На основании изложенного решение суда о признании Распоряжения хокима района недействительным является законным и обоснованным.



"Вестник Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан",

2013 г., N 4












Время: 0.0056
АВда рўйхатга олинган рақами бўйича қатъий мувофиқлик
  • Барчаси
  • амалдаги
  • кучини йўқотган
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • исталган сана
  • аниқ сана
  • давр
  • -

Қидирувни пастга тушириш