Малое предприятие
ОПЛАТА ТРУДА. УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / 1. Оформление приема на работу /1. Общие положения
Функцияни амалга оширишнинг имкони йўқ
Мазкур функциядан фақат мижозлар (фойдаланувчилар) фойдаланишлари мумкин
Ҳужжатнинг тўлиқ матни пуллик версияда мавжуд. Саволлар бўйича 1172 қисқа рақамига қўнғироқ қилинг.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Основным актом трудового законодательства в республике, регулирующим отношения участников трудового процесса (работников и работодателей) на предприятиях независимо от их организационно-правовых форм, является Трудовой кодекс:
с 30.04.2023 г. - ТК, утв. Законом РУз от 28.10.2022 г. N ЗРУ-798 (далее - новый ТК);
до 30.04.2023 г. - ТК, утв. Законом РУз от 21.12.1995 г. N 161-I (далее - старый ТК).
Основные трудовые права работника определены ст. 21 нового ТК:
заключение, изменение и прекращение трудового договора в порядке и на условиях, установленных ТК и иными законами;
предоставление работодателем работы, обусловленной трудовым договором;
рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;
своевременную и в полном объеме оплату труда в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;
отдых, обеспечиваемый установлением предельной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, праздничных нерабочих дней, а также ежегодных трудовых отпусков;
условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, а также получение полной и достоверной информации об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;
профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в соответствии с трудовым законодательством, иными правовыми актами о труде, трудовым договором;
объединение в профессиональные союзы и другие организации для представительства и защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;
получение информации о коллективных соглашениях и коллективном договоре, а также о выполнении их условий, в том числе через своих представителей;
возмещение материального ущерба, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, и компенсации морального вреда в порядке, установленном трудовым законодательством;
защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;
разрешение трудовых споров в порядке, установленном ТК, иными законами.
До 30.04.2023 г. права работника определялись ст. 16 старого ТК.
Работодателями могут быть:
организации, вне зависимости от формы собственности и ведомственной подчиненности;
филиалы, представительства или иные обособленные подразделения организаций (далее - обособленные подразделения организаций);
физические лица.
При этом физические лица могут быть работодателями в случаях:
если они зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
если они осуществляют найм домашних работников в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства;
если их профессиональная деятельность подлежит регистрации и (или) лицензированию, и они вступили в трудовые отношения с работниками в целях осуществления указанной деятельности в случаях, предусмотренных законодательством (с 30.04.2023 г. - ст. 19 нового ТК). До 30.04.2023 г. круг работодателей определялся ст. 15 старого ТК.
При этом в отдельных случаях для работодателей могут быть установлены ограничения по количеству работников. Так, ограничения установлены для:
субъектов семейного предпринимательства без образования юридического лица С 28.12.2023 г. они вправе нанимать до 5 постоянных работников с заключением с ними трудового договора, а также привлекать в качестве участников других близких родственников, достигших трудоспособного возраста, включая супругов детей и внуков, братьев и сестер, их супругов и детей (ст. 3 Закона N ЗРУ-327 в ред. ст. 1 Закона РУз от 27.12.2023 г. N ЗРУ-890). До 28.12.2023 г. численность наемных работников не должна была превышать 3-х человек (ст. 10 Закона РУз от 21.07.2020 г. N ЗРУ-629;
индивидуальных предпринимателей - Указом Президента РУз от 15.05.2015 г. N УП-4725 (п. 5) и Постановлением КМ РУз от 22.11.2021 г. N 707 (п. 1). С 23.11.2021 г. предприниматели имеют право нанимать до 5 работников. Порядок осуществления деятельности с наймом работников определен Положением “О порядке постановки на учет в органах государственной налоговой службы работников, нанятых индивидуальными предпринимателями”, утвержденным данным Постановлением. До 23.11.2021 г. применялось Положение, утв. ПКМ РУз от 31.07.2015 г. N 219. Им были также определены виды деятельности, при осуществлении которых разрешалось нанимать работников, и предельно допустимое количество работников по ним.
Права работодателя с 30.04.2023 г. определены ст. 24 нового ТК, до 30.04.2023 г. - ст. 17 старого ТК.
При подборе работников работодатель вправе:
проводить собеседования с соискателями;
предусматривать конкурсный порядок приема на работу на основе положения, утверждаемого по согласованию с профсоюзным комитетом, либо если конкурсный отбор и его порядок определены законодательством (ст. 123 ТК). Типовое положение “О проведении конкурса при приеме на работу”, рег. МЮ 14.08.2023 г. N 3451, определяет порядок проведения конкурса в организациях независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, за исключением организаций, в которых порядок проведения конкурса для приема на работу определяется отдельными актами законодательства.
Регулирование оплаты труда и социально-трудовых взаимоотношений между работодателем и работниками на уровне отдельного предприятия осуществляется в соответствии с принятыми в нем внутренними нормативными документами - договорами о труде, которые разрабатываются руководством предприятия с участием представителей трудового коллектива. Договоры о труде могут заключаться:
между работодателем и трудовым коллективом в лице уполномоченных ими лиц (коллективный договор);
между работодателем и отдельными работниками (трудовой договор (контракт).
Соблюдение законодательства о трудовых правах и охране труда контролируются Государственной трудовой инспекцией путем проведения:
с 1 ноября 2024 г. - проверки с уведомлением Уполномоченного по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства с момента начала проверки;
с 1 марта 2025 г. - камерального контроля по неисполнению требований законодательства о трудовых правах и охране труда, обязательном страховании гражданской ответственности работодателя, занятости населения (п. 12 Постановления Президента РУз от 04.10.2024 г. N ПП-347).
За воспрепятствование или воздействие на законную деятельность должностных лиц Государственной трудовой инспекции и ее территориальных подразделений предусматриваются штрафы.
Следует отметить, что с 1 января 2021 г. работодатели - строительные организации вправе нанимать работников на срочной основе без заключения трудового договора с оплатой наличными денежными средствами, объем которых не должен превышать 10% общего фонда оплаты труда организации за отчетный период. При этом на них распространяются нормы законодательства, предусматривающие социальную защиту работников при несчастных случаях на производстве (п. 1 “в” Указа Президента РУз от 30.10.2020 г. N УП-6098).
С 1 марта 2025 г. Государственной трудовой инспекции и ее территориальным подразделениям разрешено проводить проверки численности работников на объектах, на которых строительство, ремонт/реконструкция выполняются за счет средств госбюджета с использованием данных национальной информационной системы "Прозрачное строительство" (п. 12 “б” Постановления Президента РУз от 04.10.2024 г. N ПП-347).
С отдельными категориями работников, для которых предусмотрена полная материальная ответственность в соответствии со ст. 342 нового ТК, заключается договор о полной материальной ответственности. Примерный перечень должностей работников, с которыми он может быть заключен, утвержден Приказом министра занятости и сокращения бедности РУз, рег. МЮ 21.08.2023 г. N 3452. Конкретный перечень таких должностей устанавливается в коллективном договоре, а если он не заключен - определяется работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом (ч. 9 ст. 343 ТК).
Работодателям, обеспечившим занятость отдельных категорий работников, могут выплачиваться субсидии. Согласно приложению N 1 к Постановлению Президента РУз от 14.02.2025 г. N ПП-64 за счет средств Государственного фонда содействия занятости выплачиваются субсидии:
- на трудоустройство лиц из социально уязвимых слоев населения числом, превышающим установленное минимальное количество рабочих мест - в размере 2 БРВ ежемесячно в течение 12 месяцев - за каждого работника;
- на трудоустройство лиц, освобожденных из учреждений исполнения наказания, - в размере 3 БРВ единовременно - каждому лицу после осуществления трудовой деятельности на протяжении более трех месяцев. Выплата данной субсидии осуществляется на основании п. 1 Постановления КМ РУз от 05.09.2023 г. N 450.
Постановлением Президента РУз от 14.02.2025 г. N ПП-64 предусмотрена оптимизация отдельных действующих субсидий по причине неиспользования населением, малоэффективности и дублирования (приложение N 2). В частности, на прием на работу лиц, вернувшихся из трудовой миграции. Данная субсидия была введена с 01.06.2024 г. Указом Президента РУз от 04.04.2024 г. N УП-59 для работодателей (за исключением бюджетных организаций, госпредприятий, юр.лиц с гос.долей в уставном капитале 50 % и более), принявших на работу лиц, вернувшихся из трудовой миграции, - в течение 12 месяцев с момента трудоустройства в размере по 500 тыс.сум за каждого принятого по трудовому договору в период с 01.06.2024 г. по 01.01.2026 г. (п. 11 Указа). При этом вернувшимися из трудовой миграции признаются лица, работавшие за рубежом не менее 3-х месяцев, если с момента их возвращения на место проживания прошло не более 1 года.
До 18.02.2025 г. субсидии предоставлялись индивидуальным предпринимателям, выполняющим общестроительные работы с наймом не менее 3-х работников, - на приобретение орудий труда и оборудования в размере не более 15 БРВ на одного работника (п. 2 Постановления Президента РУз от 30.08.2022 г. N ПП-366, утратил силу согласно Постановлению Президента РУз от 14.02.2025 г. N ПП-64), а в районах, отнесенных к 4 и 5 категориям, - до 20 БРВ (п.2 “б” приложения N 2 к Указу Президента РУз от 30.12.2022 г. N УП-287).
Субсидии также предусмотрены для субъектов предпринимательства, организовавших надомничество в отдельных районах, сферах деятельности или для отдельных категорий граждан, включенных в “социальные тетради”, в размерах, установленных соответствующими нормативно-правовыми актами. См подробнее в подразделе “Особенности организации надомного труда”
Меры поддержки работодателей могут быть предусмотрены также в сфере подбора персонала. Например, организациям-резидентам IТ-парка, участвующим в Программе, направленной на развитие IТ-промышленности согласно Постановлению Президента РУз от 26.02.2024 г. N ПП-87, возмещается в течение одного календарного года часть расходов по услугам отбора квалифицированных специалистов для приема на работу (соразмерно числу специалистов) - до 50 % таких расходов, но не более 20 БРВ (п. 2 “г” Постановления N ПП-87).
...