Малое предприятие
ОПЛАТА ТРУДА. УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / 1. Оформление приема на работу /1. Общие положения
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Основным актом трудового законодательства в республике, регулирующим отношения участников трудового процесса (работников и работодателей) на предприятиях независимо от их организационно-правовых форм, является Трудовой кодекс:
с 30.04.2023 г. - ТК, утв. Законом РУз от 28.10.2022 г. N ЗРУ-798 (далее - новый ТК);
до 30.04.2023 г. - ТК, утв. Законом РУз от 21.12.1995 г. N 161-I (далее - старый ТК).
Основные трудовые права работника определены ст. 21 нового ТК:
заключение, изменение и прекращение трудового договора в порядке и на условиях, установленных ТК и иными законами;
предоставление работодателем работы, обусловленной трудовым договором;
рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;
своевременную и в полном объеме оплату труда в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;
отдых, обеспечиваемый установлением предельной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, праздничных нерабочих дней, а также ежегодных трудовых отпусков;
условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, а также получение полной и достоверной информации об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;
профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в соответствии с трудовым законодательством, иными правовыми актами о труде, трудовым договором;
объединение в профессиональные союзы и другие организации для представительства и защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;
получение информации о коллективных соглашениях и коллективном договоре, а также о выполнении их условий, в том числе через своих представителей;
возмещение материального ущерба, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, и компенсации морального вреда в порядке, установленном трудовым законодательством;
защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;
разрешение трудовых споров в порядке, установленном ТК, иными законами.
До 30.04.2023 г. права работника определялись ст. 16 старого ТК.
Работодателями могут быть:
организации, вне зависимости от формы собственности и ведомственной подчиненности;
филиалы, представительства или иные обособленные подразделения организаций (далее - обособленные подразделения организаций);
физические лица.
При этом физические лица могут быть работодателями в случаях:
если они зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
если они осуществляют найм домашних работников в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства;
если их профессиональная деятельность подлежит регистрации и (или) лицензированию, и они вступили в трудовые отношения с работниками в целях осуществления указанной деятельности в случаях, предусмотренных законодательством (с 30.04.2023 г. - ст. 19 нового ТК). До 30.04.2023 г. круг работодателей определялся ст. 15 старого ТК.
При этом в отдельных случаях для работодателей могут быть установлены ограничения по количеству работников. Так, ограничения установлены для:
субъектов семейного предпринимательства без образования юридического лица С 28.12.2023 г. они вправе нанимать до 5 постоянных работников с заключением с ними трудового договора, а также привлекать в качестве участников других близких родственников, достигших трудоспособного возраста, включая супругов детей и внуков, братьев и сестер, их супругов и детей (ст. 3 Закона N ЗРУ-327 в ред. ст. 1 Закона РУз от 27.12.2023 г. N ЗРУ-890). До 28.12.2023 г. численность наемных работников не должна была превышать 3-х человек (ст. 10 Закона РУз от 21.07.2020 г. N ЗРУ-629;
индивидуальных предпринимателей - Указом Президента РУз от 15.05.2015 г. N УП-4725 (п. 5) и Постановлением КМ РУз от 22.11.2021 г. N 707 (п. 1). С 23.11.2021 г. предприниматели имеют право нанимать до 5 работников. Порядок осуществления деятельности с наймом работников определен Положением “О порядке постановки на учет в органах государственной налоговой службы работников, нанятых индивидуальными предпринимателями”, утвержденным данным Постановлением. До 23.11.2021 г. применялось Положение, утв. ПКМ РУз от 31.07.2015 г. N 219. Им были также определены виды деятельности, при осуществлении которых разрешалось нанимать работников, и предельно допустимое количество работников по ним.
Права работодателя с 30.04.2023 г. определены ст. 24 нового ТК, до 30.04.2023 г. - ст. 17 старого ТК.
При подборе работников работодатель вправе:
проводить собеседования с соискателями;
предусматривать конкурсный порядок приема на работу на основе положения, утверждаемого по согласованию с профсоюзным комитетом, либо если конкурсный отбор и его порядок определены законодательством (ст. 123 ТК). Типовое положение “О проведении конкурса при приеме на работу”, рег. МЮ 14.08.2023 г. N 3451, определяет порядок проведения конкурса в организациях независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, за исключением организаций, в которых порядок проведения конкурса для приема на работу определяется отдельными актами законодательства.
Регулирование оплаты труда и социально-трудовых взаимоотношений между работодателем и работниками на уровне отдельного предприятия осуществляется в соответствии с принятыми в нем внутренними нормативными документами - договорами о труде, которые разрабатываются руководством предприятия с участием представителей трудового коллектива. Договоры о труде могут заключаться:
между работодателем и трудовым коллективом в лице уполномоченных ими лиц (коллективный договор);
между работодателем и отдельными работниками (трудовой договор (контракт).
Соблюдение законодательства о трудовых правах и охране труда контролируются Государственной трудовой инспекцией путем проведения:
с 1 ноября 2024 г. - проверки с уведомлением Уполномоченного по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства с момента начала проверки;
с 1 марта 2025 г. - камерального контроля по неисполнению требований законодательства о трудовых правах и охране труда, обязательном страховании гражданской ответственности работодателя, занятости населения (п. 12 Постановления Президента РУз от 04.10.2024 г. N ПП-347).
За воспрепятствование или воздействие на законную деятельность должностных лиц Государственной трудовой инспекции и ее территориальных подразделений предусматриваются штрафы.
Следует отметить, что с 1 января 2021 г. работодатели - строительные организации вправе нанимать работников на срочной основе без заключения трудового договора с оплатой наличными денежными средствами, объем которых не должен превышать 10% общего фонда оплаты труда организации за отчетный период. При этом на них распространяются нормы законодательства, предусматривающие социальную защиту работников при несчастных случаях на производстве (п. 1 “в” Указа Президента РУз от 30.10.2020 г. N УП-6098).
С 1 марта 2025 г. Государственной трудовой инспекции и ее территориальным подразделениям разрешено проводить проверки численности работников на объектах, на которых строительство, ремонт/реконструкция выполняются за счет средств госбюджета с использованием данных национальной информационной системы "Прозрачное строительство" (п. 12 “б” Постановления Президента РУз от 04.10.2024 г. N ПП-347).
С отдельными категориями работников, для которых предусмотрена полная материальная ответственность в соответствии со ст. 342 нового ТК, заключается договор о полной материальной ответственности. Примерный перечень должностей работников, с которыми он может быть заключен, утвержден Приказом министра занятости и сокращения бедности РУз, рег. МЮ 21.08.2023 г. N 3452. Конкретный перечень таких должностей устанавливается в коллективном договоре, а если он не заключен - определяется работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом (ч. 9 ст. 343 ТК).
Работодателям, обеспечившим занятость отдельных категорий работников, могут выплачиваться субсидии. Согласно приложению N 1 к Постановлению Президента РУз от 14.02.2025 г. N ПП-64 за счет средств Государственного фонда содействия занятости выплачиваются субсидии:
- на трудоустройство лиц из социально уязвимых слоев населения числом, превышающим установленное минимальное количество рабочих мест - в размере 2 БРВ ежемесячно в течение 12 месяцев - за каждого работника;
- на трудоустройство лиц, освобожденных из учреждений исполнения наказания, - в размере 3 БРВ единовременно - каждому лицу после осуществления трудовой деятельности на протяжении более трех месяцев. Выплата данной субсидии осуществляется на основании п. 1 Постановления КМ РУз от 05.09.2023 г. N 450.
Постановлением Президента РУз от 14.02.2025 г. N ПП-64 предусмотрена оптимизация отдельных действующих субсидий по причине неиспользования населением, малоэффективности и дублирования (приложение N 2). В частности, на прием на работу лиц, вернувшихся из трудовой миграции. Данная субсидия была введена с 01.06.2024 г. Указом Президента РУз от 04.04.2024 г. N УП-59 для работодателей (за исключением бюджетных организаций, госпредприятий, юр.лиц с гос.долей в уставном капитале 50 % и более), принявших на работу лиц, вернувшихся из трудовой миграции, - в течение 12 месяцев с момента трудоустройства в размере по 500 тыс.сум за каждого принятого по трудовому договору в период с 01.06.2024 г. по 01.01.2026 г. (п. 11 Указа). При этом вернувшимися из трудовой миграции признаются лица, работавшие за рубежом не менее 3-х месяцев, если с момента их возвращения на место проживания прошло не более 1 года.
До 18.02.2025 г. субсидии предоставлялись индивидуальным предпринимателям, выполняющим общестроительные работы с наймом не менее 3-х работников, - на приобретение орудий труда и оборудования в размере не более 15 БРВ на одного работника (п. 2 Постановления Президента РУз от 30.08.2022 г. N ПП-366, утратил силу согласно Постановлению Президента РУз от 14.02.2025 г. N ПП-64), а в районах, отнесенных к 4 и 5 категориям, - до 20 БРВ (п.2 “б” приложения N 2 к Указу Президента РУз от 30.12.2022 г. N УП-287).
Субсидии также предусмотрены для субъектов предпринимательства, организовавших надомничество в отдельных районах, сферах деятельности или для отдельных категорий граждан, включенных в “социальные тетради”, в размерах, установленных соответствующими нормативно-правовыми актами. См подробнее в подразделе “Особенности организации надомного труда”
Меры поддержки работодателей могут быть предусмотрены также в сфере подбора персонала. Например, организациям-резидентам IТ-парка, участвующим в Программе, направленной на развитие IТ-промышленности согласно Постановлению Президента РУз от 26.02.2024 г. N ПП-87, возмещается в течение одного календарного года часть расходов по услугам отбора квалифицированных специалистов для приема на работу (соразмерно числу специалистов) - до 50 % таких расходов, но не более 20 БРВ (п. 2 “г” Постановления N ПП-87).
...