ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Общие вопросы хозяйственной и предпринимательской деятельности / Регулирование оборота отдельных видов товаров / Оборот наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров /Национальная стратегия по борьбе с наркоманией и наркопреступностью в Республике Узбекистан на 2024-2028 годы (Приложение N 1 к Указу Президента РУз от 06.05.2024 г. N УП-73)
Функцияни амалга оширишнинг имкони йўқ
Мазкур функциядан фақат мижозлар (фойдаланувчилар) фойдаланишлари мумкин
Ҳужжатнинг тўлиқ матни пуллик версияда мавжуд. Саволлар бўйича 1172 қисқа рақамига қўнғироқ қилинг.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Указу Президента РУз
от 06.05.2024 г. N УП-73
НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ
по борьбе с наркоманией и наркопреступностью
в Республике Узбекистан на 2024-2028 годы
N |
Приоритетные направления достижения цели |
Меры по достижению цели |
ЦЕЛЬ N 1: ФОРМИРОВАНИЕ ИММУНИТЕТА ПРОТИВ НАРКОМАНИИ У НАСЕЛЕНИЯ
|
||
1. |
Реализация комплекса действенных мер, направленных на формирование иммунитета против наркомании у населения, особенно молодежи. |
1. Освещение в части телевизионного эфирного времени (прайм-тайм), предназначенного для социальной рекламы, негативных последствий потребления наркотических средств, их аналогов, психотропных и сильнодействующих веществ* и их незаконного оборота**, а также условий в сфере оказания наркологической помощи населению. |
2. Проведение в каждой махалле и образовательных учреждениях массовых и семейных спортивных мероприятий для ведения населением здорового образа жизни на постоянной основе. |
||
3. Налаживание практики использования ресурсов представителей разных религий и конфессий в деле повышения осведомленности населения о вреде наркомании для духовности и здоровья человека. |
||
4. Формирование в разрезе регионов 14 творческих групп из членов общества пропагандистов "Маърифат" и организация адресной пропагандистской работы среди населения. |
||
5. Внедрение новых механизмов работы, предусматривающих возвращение наркозависимых лиц, в том числе молодежи, к активной общественной жизни при поддержке "махаллинской семерки". |
||
6. Создание механизма информирования родителей о вредных привычках учащихся учителями школ и инспекторами-психологами. |
||
7. Ежегодное повышение знаний и навыков о трагических последствиях наркомании 10 тысяч сотрудников (специалистов), ответственных за воспитание молодежи. |
||
8. Совершенствование годовых предупредительно-профилактических программ, направленных на повышение осведомленности населения о негативных последствиях наркомании с помощью современных методов. |
||
9. Включение социально-эмоциональных учебных часов (SEL) в учебную и внеклассную программу средних и средних специальных профессиональных образовательных учреждений. |
||
10. Организация проведения Международного дня борьбы с наркоманией на высоком уровне. |
||
2. |
Предотвращение вовлечения населения, особенно женщин и молодежи, в незаконный оборот наркотических средств и злоупотребления ими. |
1. Определение адресных мер по стабилизации социально-духовной среды среди членов семьи и их детей, включенных в Единый реестр социальной защиты и социальные тетради. |
2. Создание действенной системы адресной работы с учащимися, входящими в группу риска (внутришкольный список), со стороны администрации школы, ответственных лиц в сфере духовности и просветительства и психологов. |
||
3. Внедрение новых рабочих механизмов, направленных на усиление роли молодежных лидеров махаллей в борьбе с наркоманией. |
||
4. Проведение на постоянной основе для жителей каждой махалли (аулов, сельских сходов граждан), расположенных в приграничных зонах, информационно-пропагандистских мероприятий по важности предупреждения негативных последствий наркомании и наркопреступлений. |
||
5. Налаживание реализации ежегодных адресных программ оперативно-профилактических мероприятий по предотвращению вовлечения женщин и девушек в незаконный оборот наркотических средств и возвращению их к здоровому образу жизни. |
||
6. Проведение широкой разъяснительной работы среди населения о неблагоприятных случаях и последствиях для здоровья, вызванных употреблением без рекомендации специалиста различных лекарственных средств и биоактивных добавок. |
||
7. Проведение совместной профилактической работы педагога, медицинского работника, инспектора профилактики и активистов махаллей по принципу "махалля - семейная поликлиника - образовательное учреждение". |
||
8. Разработка проекта "Шарқ аёли маърифати" ("Просвещенность восточной женщины"), направленного на формирование здоровой духовной атмосферы среди женщин. |
||
9. Организация проведения республиканского смотра-конкурса по борьбе с наркоманией "Отличник пропаганды". |
||
3. |
Расширение подготовки действенной творческой продукции на основе новых подходов, ориентированной на борьбу с наркоманией. |
1. Недопущение пропаганды наркомании и наркопреступлений в процессе проведения обсуждения художественными советами сценариев творческой продукции. |
2. Увеличение объемов создания художественных, документальных, анимационных и мультипликационных фильмов и спектаклей, а также концертных программ, песен, клипов, короткометражных социальных видеороликов, освещающих здоровый образ жизни. |
||
3. Определение порядка использования возможностей представителей культуры, спорта и искусства в мероприятиях, направленных на освещение негативных последствий наркомании и наркопреступлений. |
||
4. Налаживание практики включения в сценарии сериалов, кино и теленовелл эпизодов, освещающих негативные последствия наркомании и наркопреступлений. |
||
4. |
Усиление роли образовательных учреждений в борьбе с наркоманией. |
1. Включение в учебные программы центров подготовки и переподготовки кадров в системе министерств, ведомств и организаций тем, направленных на борьбу с наркоманией и наркопреступностью. |
2. Увеличение объема постановок, направленных на борьбу с наркоманией и наркопреступлениями, в театральных коллективах высших образовательных учреждений. |
||
3. В целях содержательной организации свободного времени детей семей, включенных в Единый реестр социальной защиты и социальные тетради, внедрение практики бесплатного посещения ими спортивных секций, детских школ "Баркамол авлод", кружков школ музыки и искусства. |
||
4. Разработка для учителей общеобразовательных школ пособий (наглядных материалов) по методике освещения негативных последствий наркомании и наркопреступлений. |
||
5. |
Повышение ответственности средств массовой информации в борьбе с наркоманией и наркопреступностью. |
1. Ежемесячное освещение в эфире как минимум 4 специальных программ и радиопередач, направленных на борьбу с наркоманией и наркопреступлениями. |
2. Подготовка специальных видео-, фото- и аудиоматериалов касательно борьбы с наркоманией и наркопреступлениями, их регулярная трансляция и освещение на интернет-страничках средств массовой информации. |
||
3. Привлечение интернет-активистов к повышению осведомленности молодежи о негативных последствиях наркомании и наркопреступлений. |
||
4. Организация показа разработанных в зарубежных странах и переведенных на государственный язык действенных художественных, документальных, анимационных и мультипликационных фильмов, освещающих негативные последствия наркомании и наркопреступлений. |
||
6. |
Расширение масштабов проведения в Узбекистане крупных международных мероприятий по борьбе с наркоманией и наркопреступлениями. |
1. Определение адресных мер по проведению крупных международных саммитов, форумов, конференций, симпозиумов и профилактических мероприятий, направленных на раннюю профилактику наркомании и наркопреступлений. |
2. Организация в Республике Узбекистан презентации концепции "Центральная Азия - территория, свободная от наркотических средств". |
||
3. Организация в Республике Узбекистан крупных мероприятий в рамках Международного общества специалистов в области употребления психоактивных веществ (ISSUP). |
||
4. Определение адресных мер по проведению в Республике Узбекистан ежегодного съезда Всемирной ассоциации психиатров (WPA). |
||
5. Организация присоединения Республики Узбекистан к "Инициативе по формированию иммунитета против наркомании среди несовершеннолетних и молодежи" ("CHAMPS") Управления ООН по наркотикам и преступности. |
||
ЦЕЛЬ N 2: ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЧЕСТВЕННО НОВЫХ МЕХАНИЗМОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРОФИЛАКТИКУ НАРКОЗАВИСИМОСТИ И НАРКОПРЕСТУПЛЕНИЙ |
||
7. |
Выявление причин незаконного проникновения наркотических средств на территорию республики и усиление мер по их ликвидации. |
1. Налаживание практики определения ежегодных адресных мероприятий, направленных на предотвращение наркоситуации, складывающейся в мире и регионе, путем анализа ее влияния на республику. |
2. Определение комплекса оперативных мер против новых угроз распространения наркотических средств и их прекурсоров на основе рекомендаций Международного комитета по контролю над наркотиками. |
||
3. Определение основных направлений незаконного ввоза (контрабанды) наркотических средств, а также утверждение и обращение к исполнению комплекса ежегодных межведомственных специальных и организационных оперативно-профилактических мер в этой области. |
||
4. Локализация производства признанных в мире специальных технических средств по оперативному обнаружению наркотических средств, а также организация их технической поддержки и технического обслуживания. |
||
5. Налаживание практики подготовки квалифицированных специалистов, специализирующихся на раскрытии наркопреступлений, совершаемых в сети Интернет. |
||
6. Совершенствование материально-технической базы почтовых учреждений в целях предотвращения поступления наркотических средств через международные почтовые отправления. |
||
7. Организация перераспределения сил и средств органов правопорядка путем разработки методики классификации территорий с высоким уровнем риска наркопреступлений (определение территорий с повышенным риском наркопреступлений). |
||
8. |
Выявление и устранение проблем, связанных с законным оборотом наркотических средств. |
1. Введение практики временного запрета или ограничения (моратория) в целях раннего предупреждения незаконного оборота и злоупотребления вновь появляющимися в республике наркотическими средствами и прекурсорами. |
2. Выявление в республике фактической потребности в лекарственных препаратах, психотропных веществах, содержащих наркотические средства, на основе передового зарубежного опыта. |
||
3. Внедрение при помощи цифровых технологий практики контроля за неукоснительным соблюдением лицензиатами, участвующими в законном обороте наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, требований нормативно-правовых актов о наркотических средствах. |
||
4. Усиление государственного контроля за лицензиатами и субъектами предпринимательства, осуществляющими деятельность, связанную с оборотом прекурсоров. |
||
5. Интеграция компетентных организаций в базу данных Комитета по контролю за оборотом наркотических средств и прекурсоров Министерства здравоохранения. |
||
6. Совершенствование механизмов ввоза в республику наркотических средств в виде благотворительной помощи и определение порядка их вывоза. |
||
7. Создание отдельного подразделения в целях усиления контроля за лицензиатами, осуществляющими законный оборот наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. |
||
8. Налаживание практики организации краткосрочных учебных курсов для ответственных работников уполномоченных лицензиатов, связанных с законным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. |
||
9. Изучение передового зарубежного опыта производства наркотических средств в сфере фармацевтики республики. |
||
10. Внедрение порядка обязательного уведомления уполномоченного органа в течение двадцати четырех часов о результатах проводимых мероприятий по контролю за незаконным оборотом наркотических средств и прекурсоров. |
||
11. Цифровизация на основе передового зарубежного опыта законного оборота на территории республики лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества. |
||
12. Внедрение механизма определения порядка выявления потребности и обращения сильнодействующих лекарственных средств в республике. |
||
9. |
Совершенствование материально-технической базы пограничных пропускных пунктов и таможенных постов и повышение кадрового потенциала. |
1. Увеличение объемов закупок современной специальной техники для пограничных пунктов пропуска и таможенных постов в рамках республиканского бюджета, внебюджетных фондов, международных проектов и грантов. |
2. Внедрение современных методов идентификации наркотических средств путем организации повышения квалификации сотрудников пограничных пропускных пунктов и таможенных постов в специальных учебных заведениях зарубежных стран. |
||
3. Обеспечение свободного доступа Таможенного комитета к базам данных Всемирной таможенной организации и Международного комитета по контролю над наркотиками. |
||
4. Улучшение дорожной инфраструктуры в приграничных районах в целях оперативного реагирования на случаи, связанные с контрабандой наркотических средств. |
||
10. |
Совершенствование механизмов раннего выявления случаев проникновения наркотических средств на территорию республики. |
1. Установление электронного обмена первичными данными с соседними и зарубежными странами о товарах, поступающих и следующих транзитом по территории республики, а также международных почтовых отправлениях. |
2. Пересмотр нормативно-правовых основ по развитию взаимного практического сотрудничества органов правопорядка при раннем выявлении случаев проникновения наркотических средств. |
||
3. Разработка межведомственного нормативно-правового акта, реализующего оперативно-розыскные мероприятия по контролируемой доставке наркотических средств, а также расширение международного сотрудничества в этом направлении. |
||
4. Внедрение порядка постоянного изучения наркоситуации зарубежных стран, определение мер ее прогнозирования и влияния на республику. |
||
11. |
Совершенствование национальной законодательной базы в сфере борьбы с наркоманией и наркопреступлениями. |
1. Разработка новой редакции Закона Республики Узбекистан "О наркотических средствах и психотропных веществах". |
2. В связи с современными угрозами регулярное внесение необходимых изменений и дополнений в законы и подзаконные акты, регулирующие законный и незаконный оборот наркотических средств и прекурсоров. |
||
3. Совершенствование нормативно-правовых актов, направленных на лечение и реабилитацию наркозависимых лиц. |
||
4. Создание правовых механизмов контроля за практикой использования наркотических средств в медицине в государственных и частных медицинских учреждениях и аптеках. |
||
5. Резкое сокращение данного вида преступлений путем усиления ответственности за наглядную рекламу наркотических средств (наркограффити) и их распространение методом "закладки". |
||
6. Совершенствование уголовно-правовых мер по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств. |
||
7. Имплементация в национальное законодательство общепризнанных и доказавших свою практическую эффективность международных норм и стандартов. |
||
8. Определение нормативно-правовым актом понятия "сильнодействующие вещества". |
||
9. Совершенствование национального законодательства по борьбе с транснациональной организованной преступностью в направлении наркопреступлений. |
||
10. Определение смягчающих механизмов и мер, запрещающих досрочное освобождение от отбывания наказания лицам, совершившим наркопреступления, преступления, связанные с легализацией доходов, полученных от незаконного оборота наркотических средств. |
||
12. |
Совершенствование мер, направленных на повышение осведомленности граждан, выезжающих в зарубежные страны с различными целями, о риске вовлечения в наркоманию и наркопреступления. |
1. Организация краткосрочных разъяснительных курсов, направленных на повышение осведомленности граждан, выезжающих в зарубежные страны на основании долгосрочного контракта, об опасности вовлечения в наркоманию и наркопреступления, распространение наглядных материалов. |
2. Увеличение масштабов проведения профилактических мероприятий, направленных на повышение осведомленности граждан Узбекистана, находящихся в зарубежных странах с различными целями, о негативных последствиях наркомании и наркопреступлений. |
||
3. Увеличение на страничках Агентства внешней трудовой миграции в социальных сетях контента, освещающего негативные последствия наркомании и наркопреступлений. |
||
4. Налаживание при содействии представительств Узбекистана за рубежом и фонда "Эл-юрт умиди" практики повышения осведомленности узбекистанских студентов о негативных последствиях наркомании и наркопреступлений. |
||
5. Использование возможностей общественного фонда "Ватандошлар" для повышения осведомленности граждан за рубежом о негативных последствиях наркомании и наркопреступлений. |
||
13. |
Ускорение оперативно-профилактических мер в области борьбы с наркопреступлениями. |
1. Создание системы межведомственных специальных оперативно-профилактических мер по борьбе с распространением наркотических средств среди молодежи в разрезе регионов, образовательных учреждений и общественных мест. |
2. Проведение масштабных оперативно-профилактических мероприятий "Черный мак" по выявлению и уничтожению растений, содержащих наркотические средства. |
||
3. Выявление и устранение факторов, способствующих распространению наркотических средств среди молодежи, в имеющихся в республике постоянных и сезонных развлекательных местах и зонах отдыха. |
||
4. Совершенствование практики проведения межведомственных комплексных мероприятий "Актуальный месячник" в сфере борьбы с наркопреступлениями. |
||
5. Налаживание практики организации оперативно- профилактических мероприятий по отдельному плану в регионах с тяжелой криминогенной обстановкой. |
||
14. |
Расширение международного сотрудничества в борьбе с наркоманией и наркопреступлениями. |
1. Разработка до 10 национальных проектов и программ совместно с международными организациями и зарубежными странами и увеличение в их рамках объемов привлечения средств доноров. |
2. Определение перспектив текущих международных проектов, расширение объемов инвестиций для укрепления материально-технической базы уполномоченных ведомств и организаций. |
||
3. Издание информационного бюллетеня о наркоситуации, возникающей в республике и соседних государствах. |
||
4. Создание национальной модели профилактики наркомании и наркопреступлений. |
||
5. Включение штатной единицы Первого секретаря в дополнительном порядке в штатное расписание Посольства Узбекистана в Австрии, которое организует прямое сотрудничество с Управлением ООН по наркотикам и преступности и Международным комитетом по контролю над наркотиками. |
||
15. |
Совершенствование двусторонних и многосторонних соглашений и договоров в области борьбы с наркоманией и наркопреступлениями. |
1. Реализация совместно с зарубежными странами и международными организациями долгосрочных новых перспективных планов по борьбе с наркоманией и наркопреступлениями. |
2. Увеличение объемов инвестиций, направленных на повышение материально-технической базы и кадрового потенциала компетентных органов в рамках двусторонних соглашений. |
||
3. Завершение работ по финансированию деятельности Центральноазиатского регионального информационно-координационного центра и обеспечение председательства Узбекистана в нем в 2024-2026 годах. |
||
4. Продвижение инициативы создания регионального совета стран Центральной Азии по оказанию наркологической помощи населению. |
||
ЦЕЛЬ N 3: ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ РАБОТЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО БОРЬБЕ С НАРКОПРЕСТУПЛЕНИЯМИ
|
||
16. |
Выведение системы борьбы с наркопреступлениями на качественно новый уровень. |
1. Поэтапное обеспечение соответствующих подразделений органов внутренних дел наркотестерами в целях определения степени опьянения водителей автотранспортных средств. |
2. Формирование реестра оборудования и различных химических веществ, используемых при незаконном производстве наркотических средств, и установление контроля за их оборотом. |
||
3. Создание центра симуляции и модуляции, а также инновационных виртуальных полигонов в образовательных учреждениях органов правопорядка, внедрение их в образовательный процесс. |
||
4. Организация поэтапного внедрения в деятельность по оперативному выявлению наркопреступлений региональных органов правопорядка экспресс-тест анализаторов, обеспечивающих предварительную оценку наркотических средств. |
||
5. Введение института защиты и поощрения лиц, предоставивших информацию о наркопреступлениях или способствовавших их выявлению. |
||
6. Принятие нормативно-правовых мер по отнесению к отягчающим обстоятельствам административного правонарушения, совершенного под воздействием наркотических средств. |
||
7. Укрепление взаимного сотрудничества органов правопорядка и учреждений здравоохранения. |
||
8. Обеспечение инновационного технического наблюдения общественных, развлекательных мест с высоким риском употребления и распространения наркотических средств среди молодежи. |
||
9. Разработка и внедрение в практику методик выявления и пресечения деятельности нелегальных лабораторий по производству наркотических средств и прекурсоров. |
||
10. Разработка и внедрение в практику механизмов оперативно-розыскных мероприятий по выявлению синтетических наркотических средств и сильнодействующих веществ. |
||
11. Создание республиканского фонда развития сферы борьбы с наркоманией. |
||
12. Создание и внедрение в практику аппаратно-программных комплексов, механизмов быстрого поиска и методов обнаружения угроз для эффективной борьбы с наркопреступлениями, совершаемыми с помощью информационных технологий. |
||
17. |
Совершенствование системы анализа наркоситуации в республике. |
1. Внедрение современных информационных технологий в процесс анализа наркоситуации. |
2. Адаптация форм отчетности о наркопреступлениях к современным требованиям с учетом новых тенденций. |
||
3. Внесение изменения в формы представляемых отчетов о наркоситуации и обеспечение их оперативности. |
||
4. Изучение на основе передового зарубежного опыта практики оценки наркотических средств, изъятых из незаконного оборота. |
||
5. Применение научного подхода при анализе, прогнозировании, выявлении тенденций наркоситуации в республике, совершенствование практики вынесения заключений по ним, а также внедрение в эти процессы передового зарубежного опыта и новых методов работы. |
||
18. |
Усиление мер по предотвращению финансовых операций, связанных с незаконным оборотом наркотических средств. |
1. Создание организационных механизмов проведения финансовых расследований по делам, связанным с незаконным оборотом наркотических средств, совершаемым с помощью информационных технологий. |
2. Совершенствование деятельности по борьбе с легализацией доходов, полученных от наркопреступлений, создание системы выявления и устранения новых финансовых преступных методов, применяемых в этой области. |
||
3. Разработка нового механизма задержания и конфискации денежных средств, связанных с наркопреступлениями. |
||
4. Определение организационных, правовых и оперативно-розыскных мероприятий по пресечению деятельности криптообменников, являющихся посредниками в деятельности по незаконной торговле наркотических средств. |
||
5. Внедрение практики одновременного расследования финансовых аспектов, связанных с легализацией преступных доходов, в процессе расследования наркопреступлений. |
||
6. Разработка методологии оценки незаконных финансовых потоков. |
||
19. |
Совершенствование процесса дознания, предварительного следствия и судебной практики по уголовным делам, связанным с наркопреступлениями. |
1. Введение порядка проведения судебных заседаний по наркопреступлениям в форме выездного суда по месту жительства, учебы или работы подсудимого. |
2. Изучение зарубежного опыта по оперативному розыску, дознанию, предварительному следствию и судебной практике, связанной с наркопреступлениями, а также определение мер его реализации. |
||
3. Внедрение практики проведения опытными судьями судебных заседаний в форме мастер-класса по рассмотрению дел, связанных с наркопреступлениями. |
||
4. Освещение в средствах массовой информации судебных разбирательств лиц, совершивших наркопреступления. |
||
5. Рассмотрение вопроса о формировании корпуса следователей и судей, специализирующихся на рассмотрении наркопреступлений. |
||
6. Совершенствование системы назначения наказания за наркопреступления на основе передового опыта зарубежных государств. |
||
20. |
Совершенствование деятельности по борьбе с распространением наркотических средств через сеть Интернет и медийную рекламу. |
1. Внедрение эффективных организационно-структурных механизмов борьбы с незаконным оборотом наркотических средств через сеть Интернет. |
2. Ограничение контентов в веб-сайтах и социальных сетях, занимающихся распространением наркотических средств в сети Интернет. |
||
3. Привлечение активной молодежи и общественности к выявлению и устранению наглядной рекламы (наркограффити), связанной с незаконным распространением наркотических средств. |
||
4. Определение ответственности за пропаганду наркотических средств представителями искусства и культуры, интернет-активистами. |
||
5. Мониторинг контента в киберпространстве и повышение осведомленности населения путем создания цифровой антинаркотической платформы. |
||
21. |
Цифровизация деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и прекурсоров. |
1. Создание республиканской межведомственной базы данных по вопросам оборота наркотических средств и прекурсоров. |
2. Подключение к специализированным электронным платформам обмена информацией международных организаций в сфере обращения наркотических средств и прекурсоров. |
||
3. Цифровизация деятельности аналитических подразделений соответствующих министерств и ведомств республики по борьбе с наркоманией и наркопреступлениями. |
||
4. Внедрение цифровых технологий в деятельность по классификации территорий по показателям наркопреступлений и наркозависимых, установлению и оценке показателей риска. |
||
22. |
Выявление посевных площадей растений, содержащих наркотические средства, на основе современного подхода. |
1. Поэтапная закупка 8 гиперспектральных камер и беспилотных специальных технических средств для органов внутренних дел в целях эффективной борьбы с наркопреступлениями. |
2. Формирование базы снимков вегетативного процесса растений, содержащих наркотические вещества. |
||
3. Введение порядка использования специальных беспилотных летательных аппаратов в процессе оперативных мероприятий по выявлению наркопреступлений. |
||
4. Рассмотрение вопроса об усилении ответственности землевладельцев за неуничтожение дикорастущих растений, содержащих наркотические средства. |
||
23. |
Расширение международного сотрудничества в борьбе с наркопреступлениями. |
1. Достижение вступления Республики Узбекистан в члены Комиссии ООН по наркотическим средствам до конца 2026 года. |
2. Распространение Национального доклада Узбекистана о борьбе с наркоманией и наркопреступлениями в качестве официального документа Генеральной Ассамблеи ООН. |
||
3. Разработка предложений по присоединению к перспективным региональным и международным соглашениям международных организаций в сфере борьбы с наркоманией и наркопреступлениями. |
||
4. Разработка и утверждение Совместного плана действий по борьбе с наркоманией и наркопреступлениями, охватывающего страны Центральной и Южной Азии. |
||
24. |
Укрепление материально-технической базы экспертно-криминалистических учреждений и лабораторий и повышение потенциала кадров. |
1. Поэтапная закупка для экспертно-криминалистических учреждений и лабораторий специальных технических средств, определяющих качество и количество наркотических средств. |
2. Обеспечение аппаратными и программно-аппаратными средствами для исследования предметов, изъятых в ходе борьбы с наркопреступлениями. |
||
3. Определение потребности экспертно-криминалистических учреждений и лабораторий в сертифицированных стандартных образцах наркотических средств, необходимых для определения нетто-массы вещества, а также определение порядка постоянного снабжения ими. |
||
4. Установление строгого порядка повышения квалификации экспертов и специалистов государственных судебно-экспертных учреждений в специальных центрах зарубежных государств не реже одного раза в год. |
||
5. Поэтапная аккредитация государственных судебно-экспертных учреждений в соответствии со стандартами ISO/IEC. |
||
6. Обеспечение имеющихся в государственных судебно-экспертных учреждениях средств по обнаружению наркотических средств специальными электронными библиотеками. |
||
7. Создание механизмов материального стимулирования сотрудников государственных судебно-экспертных учреждений, непосредственно осуществляющих экспертизу наркотических средств. |
||
8. Применение передового зарубежного опыта для создания единой электронной базы данных государственных судебно-экспертных учреждений. |
||
9. Внедрение на основе изучения передового зарубежного опыта научно обоснованных инновационных методов исследования (анализа) и специальных технических средств в области экспертизы наркотических средств. |
||
25. |
Внедрение новых механизмов выявления и устранения коррупции и конфликта интересов в борьбе с наркоманией и наркопреступлениями. |
1. Разработка механизма анализа коррупционных ситуаций при выписывании рецептов на наркотические средства. |
2. Введение порядка строгого контроля за целевым использованием рецептурных наркотических средств. |
||
3. Полная цифровизация процесса лицензирования деятельности, связанной с законным оборотом наркотических средств. |
||
4. Совершенствование методов диагностики наркозависимости путем изучения зарубежного опыта. |
||
5. Кардинальное совершенствование практики выдачи заключения о технической пригодности объектов, предназначенных для хранения наркотических средств. |
||
6. Кардинальное совершенствование деятельности комиссии судебно-наркологической экспертизы. |
||
7. Определение порядка хранения проб анализов (крови, мочи), полученных в наркологических учреждениях, до вступления приговора суда в законную силу. |
||
26. |
Укрепление и совершенствование организационно-структурных основ подразделений органов правопорядка, непосредственно осуществляющих деятельность по борьбе с наркопреступлениями. |
1. Поэтапное увеличение штатных единиц подразделений органов правопорядка по борьбе с наркопреступлениями. |
2. Создание дополнительных механизмов материального стимулирования сотрудников подразделений органов правопорядка по борьбе с наркопреступлениями, на основе системы оценки KPI (key performance indicator). |
||
3. Образование структур по борьбе с наркопреступлениями в сети Интернет в составе центральных и региональных подразделений органов правопорядка по борьбе с наркопреступлениями. |
||
4. Укрепление материально-технической базы подразделений органов правопорядка по борьбе с наркопреступлениями на основе современных требований. |
||
5. Совершенствование деятельности информационно-аналитических подразделений органов правопорядка в направлении борьбы с наркопреступлениями и обеспечение межведомственного электронного обмена оперативной информацией. |
||
27. |
Укрепление базы кинологических служб, предназначенных для обнаружения наркотических средств. |
1. Укрепление материально-технической базы кинологических служб органов правопорядка в целях борьбы с наркопреступлениями. |
2. Осуществление кинологическими службами практики разведения, дрессировки служебных собак, предназначенных для обнаружения наркотических средств, а также экспорта превышающих норму потребности. |
||
3. Разработка и реализация специальных программ, направленных на выявление новых видов наркотических средств с помощью служебных собак. |
||
4. Организация кинологических пунктов, направленных на выявление наркотических средств в общественных местах. |
||
28. |
Контроль за деятельностью фармацевтических предприятий, юридических лиц, осуществляющих оптовую и розничную торговлю наркотических средств. |
1. Внедрение строгого порядка контроля за оборотом наркотических средств в медицинских учреждениях и аптеках независимо от форм собственности. |
2. Упрощение механизма лишения лицензии за нарушение лицензиатами, обладающими правом законного оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, требований по реализации наркотических средств. |
||
3. Внесение соответствующих изменений в классификацию организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства, в которую входят аптеки и их филиалы (присвоение аптекам статуса медицинского учреждения). |
||
4. Проведение периодического комплекса специальных оперативно-розыскных мероприятий по выявлению аптек, занимающихся незаконным оборотом наркотических средств. |
||
5. Создание системы оперативного электронного оповещения аптек о лекарственных препаратах, содержащих наркотические средства и включенных в списки запрещенных или ограниченных к обращению в республике. |
||
6. Внедрение практики отпуска лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства, на основании электронного рецепта. |
||
29. |
Формирование команд национальных тренеров и организация международных учебных центров по повышению профессиональной квалификации сотрудников в области борьбы с наркоманией и наркопреступлениями. |
1. Формирование команды национальных тренеров, имеющих международные сертификаты, в целях повышения профессиональных навыков сотрудников в области борьбы с наркоманией и наркопреступлениями. |
2. Внедрение специальных международных учебных курсов в систему органов по борьбе с наркоманией и наркопреступлениями и формирование их имиджа на международном уровне. |
||
3. Повышение квалификации секретарей региональных комиссий по контролю за наркотическими веществами путем регулярного привлечения их к специальным учебным курсам на национальном и международном уровнях. |
||
ЦЕЛЬ N 4: РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ КАЧЕСТВЕННОЙ НАРКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ НА ОСНОВЕ НОВЫХ МЕТОДОВ
|
||
30. |
Совершенствование практики раннего выявления и ранней диагностики латентной (скрытой) наркозависимости среди населения. |
1. Введение плановых консультаций психолога и при необходимости нарколога для раннего выявления употребления наркотических средств среди учащихся школ. |
2. Внедрение порядка проведения углубленного наркологического обследования учащихся/студентов, относящихся к группе риска. |
||
3. Снижение случаев заболеваемости ВИЧ-инфекцией среди наркозависимых. |
||
4. Совершенствование функций Единой электронной системы наркологического учета. |
||
5. Создание локальных диагностических средств, предназначенных для выявления лиц, потребляющих наркотические средства. |
||
6. Создание электронной платформы по пропаганде здорового образа жизни для женщин и молодежи, находящихся в трудной социальной ситуации. |
||
7. Выявление путем создания социального мобильного приложения, обеспечивающего консультирование в режиме реального времени, латентных (скрытых) наркозависимых лиц, потребляющих наркотические средства. |
||
8. Совершенствование порядка проведения наркологического осмотра лиц, вступающих в брак. |
||
31. |
Изучение состояния распространенности наркомании, совершенствование процесса ее профилактики и лечения. |
1. Совершенствование нормативно-правовых актов, направленных на принудительное лечение наркозависимых, и внедрению альтернативных методов. |
2. Внедрение методов лечения наркозависимых среди лиц с нарушениями психического состояния. |
||
3. Внедрение новых механизмов по профессиональной подготовке и привлечению к труду наркозависимых в учреждениях принудительного лечения. |
||
4. Налаживание практики использования технологии VR (Virtual Reality) в лечении лиц, пристрастившихся к употреблению наркотических средств. |
||
32. |
Совершенствование мер по предупреждению влияния рецидивов наркомании на интересы государства, общества и здоровье человека. |
1. Выявление основных факторов, приводящих к рецидиву наркозависимости, и кардинальное совершенствование механизмов профилактики. |
2. Обеспечение врачей-наркологов наркологических учреждений и районных/городских первичных медицинских учреждений специальными лекарственными препаратами, применяемыми в терапии рецидивов наркозависимости. |
||
3. Организация обучения наркологов и медицинских психологов методам психотерапии при рецидивах наркозависимости. |
||
4. Внедрение практики обучения наркозависимых лиц технике самостоятельной борьбы с рецидивами. |
||
5. Организация образовательных программ и курсов для членов семей наркозависимых лиц с целью профилактики внутренних конфликтов под девизом "Наркомания излечима". |
||
33. |
Повышение эффективности профилактики, диагностики и лечения наркозависимости и снижение формирования негативного отношения к ней среди населения. |
1. Повышение имиджа наркологической специальности. |
2. Создание колл-центра, предоставляющего конфиденциальные консультации, в целях приближения наркологической службы к населению. |
||
3. Дальнейшее совершенствование системы анонимного наркологического консультирования в специализированных медицинских и наркологических учреждениях. |
||
4. Повышение результативности межведомственного сотрудничества по выявлению, регистрации, привлечению к медицинскому осмотру и лечению лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами. |
||
5. С учетом передового зарубежного опыта обновление стандартов и клинических протоколов по лечению наркозависимости и медико-социальной реабилитации наркозависимых лиц в соответствии с требованиями времени. |
||
34. |
Создание методов использования трав, биологически активных добавок (БАД) и лекарственных растений, применяемых в народной медицине. |
1. Налаживание разработки и использования биологически активных добавок при лечении зависимости от психоактивных веществ и борьбе с рецидивами. |
2. Введение порядка проведения обязательных исследований на наличие наркотических средств в биологически активных добавках, зарегистрированных в республике. |
||
3. Внедрение порядка получения соответствующего заключения на рекламу сильнодействующих лекарственных средств и биологически активных добавок по телерадиоканалам. |
||
35. |
Развитие системы оказания экстренной наркологической помощи наркозависимым лицам с тяжелыми психическими и соматическими осложнениями. |
1. Организация отделений реанимации и интенсивной терапии в наркологических учреждениях и укрепление их материально-технической базы. |
2. Обеспечение реанимационных бригад скорой медицинской помощи специальными лекарственными препаратами для ликвидации тяжелых наркотических отравлений. |
||
3. Организация специальных учебных курсов повышения квалификации реанимационных бригад скорой медицинской помощи по реагированию на тяжелые наркотические отравления. |
||
4. Повышение профессиональной квалификации персонала, работающего в токсикологических отделениях и реанимационных бригадах, в передовых зарубежных медицинских учреждениях. |
||
5. Ведение мониторинга опасных для жизни ситуаций, вызванных тяжелыми наркотическими отравлениями. |
||
36. |
Обеспечение наркологической службы квалифицированными кадрами и повышение ее потенциала. |
1. Коренное совершенствование деятельности врачей-наркологов наркологических учреждений, наркологических кабинетов районных/городских медицинских объединений. |
2. Организация региональных учебных семинаров с использованием возможностей национальной группы тренеров по повышению профессиональной квалификации работников антинаркотических структур. |
||
3. Широкое привлечение отечественных специалистов сферы к участию в тренингах и семинарах, организуемых на национальном и международном уровнях. |
||
4. Увеличение в 5 раз объема подготовки специалистов в области наркологии, медицинской психологии и психотерапии в циклах первичной специализации, магистратуры, клинической ординатуры. |
||
5. Развитие интеграции между наркологическими учреждениями Республики Каракалпакстан, города Ташкента и областей, врачами-наркологами и медицинскими психологами районных/городских медицинских объединений. |
||
37. |
Налаживание практики оказания платной и сервисной наркологической помощи населению. |
1. Введение порядка проведения платного медицинского освидетельствования лиц, находящихся в состоянии опьянения под воздействием алкогольных напитков, наркотических средств или в состоянии особого опьянения. |
2. Налаживание механизмов частного сектора, государственно-частного партнерства в области наркологии и определения соответствующих льгот. |
||
3. Внедрение возможности альтернативного лечения путем организации хозрасчетных платных отделений в наркологических учреждениях. |
||
4. Обучение на платной основе специалистов, осуществляющих предрейсовое медицинское освидетельствование водителей организаций и учреждений. |
||
5. Внедрение платного обслуживания в пунктах медицинской помощи лицам, находящимся в состоянии опьянения, и привлечение в сферу частного сектора. |
||
6. Введение порядка обязательного лечения в частных наркологических учреждениях и наркологических учреждениях на основе государственно-частного партнерства. |
||
7. Внедрение практики предоставления права выбора лечебного учреждения лицам, направленным на принудительное лечение. |
||
38. |
Совершенствование оказания наркологической помощи несовершеннолетним. |
1. Разработка и внедрение в практику новой методики определения распространенности наркомании среди несовершеннолетних. |
2. Создание в наркологических учреждениях специализированных отделений для наркозависимых подростков и молодежи. |
||
3. Повышение на национальном и международном уровнях знаний и навыков персонала, оказывающего наркологическую помощь несовершеннолетним. |
||
4. Разработка клинических протоколов по диагностике, лечению и медико-социальной реабилитации несовершеннолетних наркозависимых лиц на основе передового зарубежного опыта. |
||
5. Разработка механизмов усиления сотрудничества комиссий по работе с несовершеннолетними на местах и наркологов по работе с подростками. |
||
39. |
Дальнейшее совершенствование материально-технической базы наркологической службы. |
1. Перевод в новые здания филиалов по наркологии Республиканского специализированного научно-практического психиатрического медицинского центра психического здоровья в Республике Каракалпакстан, Андижанской и Ташкентской областях. |
2. Строительство дополнительных зданий для филиалов по наркологии Республиканского специализированного научно-практического медицинского центра психического здоровья в Бухарской, Джизакской, Навоийской, Наманганской, Ферганской и Сырдарьинской областях, городах Ташкенте и Коканде. |
||
3. Организация капитального ремонта зданий филиалов Республиканского специализированного научно-практического медицинского центра психического здоровья, его филиалов по наркологии в городе Ташкенте, Кашкадарьинской и Самаркандской областях. |
||
4. Поэтапное укрепление материально-технической базы наркологических учреждений и наркологических кабинетов районных (городских) медицинских объединений. |
||
5. Поэтапное увеличение количества койко-мест в наркологических учреждениях до 30 процентов. |
||
6. Внедрение порядка полного и бесперебойного обеспечения расходными материалами (реактивами, реагентами, тестами и т.п.) лабораторных отделений исходя из потребностей наркологических учреждений. |
||
7. Кардинальное совершенствование деятельности по получению общих анализов от лиц в наркологических учреждениях. |
||
ЦЕЛЬ N 5: ДАЛЬНЕЙШЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НАРКОЗАВИСИМЫХ ЛИЦ
|
||
40. |
Совершенствование системы медицинской и социальной реабилитации наркозависимых лиц. |
1. Создание в системе здравоохранения Аддиктологического медико-социального реабилитационного центра в целях повышения эффективности возвращения наркозависимых лиц к социальной жизни. |
2. Внедрение системы реабилитации в Республиканском специализированном научно-практическом медицинском центре психического здоровья и во всех его региональных филиалах по наркологии. |
||
3. Создание системы медико-социальной реабилитации в учреждениях по исполнению наказания для лечения наркозависимых лиц, отбывающих наказание. |
||
4. Повышение роли негосударственных некоммерческих организаций в оказании социальных услуг потребителям наркотических средств и наркозависимым лицам. |
||
5. Организация платных и альтернативных отделений медико-социальной реабилитации в наркологических учреждениях. |
||
6. Разработка и внедрение в практику организационных механизмов направления потребителей наркотических средств и наркозависимых лиц на принудительную реабилитацию на основе передового зарубежного опыта. |
||
7. Разработка и внедрение в практику алгоритма непрерывных действий по направлению социальной адаптации потребителей наркотических средств и наркозависимых лиц к обществу. |
||
8. Внедрение системы адресной работы с осужденными - наркозависимыми лицами в учреждениях по исполнению наказания, создание механизмов профилактики рецидивов среди лиц, лишенных свободы за незаконный оборот наркотических средств. |
||
41. |
Совершенствование программ медико-социальной реабилитации. |
1. Разработка программ медико-социальной реабилитации наркозависимых лиц, находящихся на принудительном лечении. |
2. В целях оценки эффективности программ медико-социальной реабилитации внедрение процесса долгосрочного мониторинга лиц, прошедших лечение. |
||
3. Усиление общественного контроля за социальной реабилитацией наркозависимых и ранее судимых лиц. |
||
4. Активизация системы работы с созависимыми лицами в амбулаторном звене наркологических учреждений. |
||
5. Включение элементов Программы "12 шагов" в программы медико-социальной реабилитации наркозависимых лиц. |
||
6. Разработка и реализация программ дневной реабилитации для наркозависимых лиц. |
||
7. Разработка и реализация специальной программы реабилитации для наркозависимых подростков. |
||
42. |
Разработка программ медико-социальной реабилитации для нехимически зависимых лиц. |
1. Организация обучения специалистов по реабилитации нехимической зависимости в ведущих зарубежных реабилитационных центрах. |
2. Создание и реализация программы реабилитации для нехимически зависимых лиц. |
||
3. Разработка и реализация программ социально-психологического образования для категорий "наркозависимое лицо", "родственники наркозависимого лица" и "ответственные лица, работающие с наркозависимым лицом". |
||
43. |
Внедрение инновационных технологий в программы медико-социальной реабилитации. |
1. Изучение новых современных технологий, основанных на мировых стандартах, в области медико-социальной реабилитации наркозависимых лиц и внедрение практики подготовки соответствующих специалистов. |
2. Обеспечение инновационными технологиями программ медико-социальной реабилитации наркозависимых лиц. |
||
3. Разработка клинического описания методов лечения транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС) и биологической обратной связи (БОС) и включение в программу медико-социальной реабилитации наркозависимых лиц. |
||
4. Разработка программы виртуальной реальности и совершенствование персонализированного подхода в процессе медико-социальной реабилитации наркозависимых лиц. |
||
44. |
Адаптация наркозависимых лиц к здоровому обществу и недопущение дискриминации в процессе реабилитации. |
1. Осуществление региональными центрами занятости необходимых организационных мер по оказанию содействия наркозависимым лицам в трудоустройстве. |
2. Создание механизмов, предусматривающих установление льгот для предпринимателей, участвующих в трудоустройстве наркозависимых лиц. |
||
3. Предотвращение дискриминации при реабилитации наркозависимых лиц в организациях, трудовых коллективах, образовательных учреждениях. |
||
4. Введение порядка предоставления льгот предпринимателям на базе государственных предприятий и государственно-частного партнерства при организации трудотерапии для наркозависимых лиц. |
||
5. Организация учебных курсов в период медико-социальной реабилитации наркозависимых лиц. |
||
6. Создание анонимных групп наркозависимых лиц по принципу "равный-равному" и внедрение практики проведения "круглых столов". |
||
45. |
Дальнейшее совершенствование системы переподготовки кадров и повышения квалификации при реализации программ медико-социальной реабилитации. |
1. Разработка и реализация программ повышения потенциала кадров на основе современных технологий в направлении медико-социальной реабилитации наркозависимых лиц на основе передового зарубежного опыта. |
2. Совершенствование программ магистратуры и переподготовки специалистов путем перевода зарубежной литературы по медико-социальной реабилитации наркозависимых лиц на узбекский язык. |
||
3. Увеличение в два раза объема подготовки медицинских психологов, психотерапевтов и социальных работников для бригад медико-социальной реабилитации наркозависимых лиц. |
||
4. Регулярная организация мастер-классов, вебинаров и семинаров для работников медико-социальной реабилитации наркозависимых лиц с участием ведущих зарубежных специалистов. |
||
5. Периодическое обучение специалистов в области медико-социальной реабилитации наркозависимых лиц в ведущих зарубежных реабилитационных центрах. |
||
ЦЕЛЬ N 6: РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ БОРЬБЫ С НАРКОМАНИЕЙ И НАРКОПРЕСТУПЛЕНИЯМИ
|
||
46. |
Дальнейшее усиление государственной поддержки научно-исследовательской деятельности в области борьбы с наркоманией и наркопреступлениями. |
1. Расширение и финансирование инновационных проектов, научно-исследовательских работ в области борьбы с наркоманией и наркопреступлениями в рамках государственных научных программ. |
2. Выделение государственных грантов, направленных на расширение масштаба научных работ в области борьбы с наркоманией и наркопреступностью. |
||
3. Проведение эпидемиологических исследований с целью определения распространенности случаев наркозависимости (латентной наркомании) в масштабе республики. |
||
4. Реализация соответствующих научно-исследовательских проектов по созданию новых сортов технического каннабиса. |
||
5. Проведение научных исследований по уничтожению дикорастущих растений конопли с помощью химических реагентов. |
||
47. |
Расширение масштабов научных исследований в области лечения и реабилитации наркозависимости. |
1. Проведение научных исследований по созданию методов медицинского лечения больных наркозависимостью от синтетических наркотических средств и сильнодействующих веществ. |
2. Проведение научно-практических исследований по созданию средств, способных спасти жизнь человека при тяжелых отравлениях, вызванных употреблением наркотических средств. |
||
3. Проведение научных исследований по определению влияния наркозависимости на ген человека, будущее поколение и репродуктивное здоровье. |
||
4. Активизация научных исследований в области медико-социальной реабилитации наркозависимых лиц. |
||
48. |
Обеспечение доведения до общественности результатов научных изысканий и новшеств в области борьбы с наркоманией и наркопреступлениями. |
1. Налаживание практики публикации новостей в направлении борьбы с наркоманией и наркопреступлениями путем создания отдельной платформы в Интернете и социальных сетях. |
2. Внедрение научного издания, посвященного исследованиям и анализу лекарственных средств, включенных в перечень Высшей аттестационной комиссии. |
||
3. Организация периодического издания научных работ, журналов, бюллетеней и раздаточных материалов, связанных с борьбой с наркоманией и наркопреступлениями. |
||
4. Реализация во взаимодействии с зарубежными странами и международными организациями научных и грантовых проектов в области борьбы с наркоманией и наркопреступлениями. |
*) Далее - наркотические средства.
**) Далее - наркопреступления.
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 7 мая 2024 г.