язык интерфейса

Внимание! Документ утратил силу.

Смотрите подробности в начале документа.


Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Гражданское и семейное законодательство/ Разгосударствление и приватизация/ Общие положения/ Закон Республики Узбекистан от 19.11.1991 г. N 425-XII "О разгосударствлении и приватизации"

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

19.11.1991 г.

N 425-XII



О РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИИ

И ПРИВАТИЗАЦИИ


Настоящий закон устанавливает организационно-правовые основы преобразования публичной собственности Республики Узбекистан в целях создания эффективной, социально ориентированной рыночной экономики.


Статья 1. Основные понятия


Разгосударствление - преобразование государственных предприятий и организаций в хозяйственные товарищества и общества, другие предприятия и организации, не находящиеся в публичной собственности.

Приватизация - приобретение у государства физическими лицами и негосударственными юридическими лицами объектов публичной собственности или акций государственных акционерных обществ.

Статья 2. Законодательство Республики Узбекистан

о разгосударствлении и приватизации


1. Законодательство Республики Узбекистан о разгосударствлении и приватизации состоит из настоящего закона и других законодательных актов Республики Узбекистан.

2. Порядок разгосударствления и приватизации предприятий и организаций, находящихся на территории Республики Каракалпакстан, регулируются также законодательными актами Республики Каракалпакстан.

3. Разгосударствление и приватизация собственности Республики Узбекистан, находящейся за пределами Республики, осуществляется в соответствии с настоящим законом и межгосударственными и межправительственными соглашениями.

Статья 3. Основные принципы разгосударствления

и приватизации


Основными принципами разгосударствления и приватизации являются:

определение форм разгосударствления и приватизации с учетом интересов трудового коллектива;

сочетание возмездного и безвозмездного характера передачи собственности при разгосударствлении и приватизации;

равенство прав граждан на получение доли собственности, подлежащей безвозмездной и возмездной приватизации;

обеспечение социальной защищенности всех граждан в условиях разгосударствления и приватизации;

гласность, государственный и общественный контроль за реализацией мероприятий по разгосударствлению и приватизации;

соблюдение требований законодательства о конкуренции.

Статья 4. Объекты разгосударствления и приватизации


1. Разгосударствлению и приватизации подлежат (полностью или частично) объекты публичной собственности Республики Узбекистан.

2. Не подлежат разгосударствлению и приватизации следующие объекты государственной собственности:

1) земля (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), ее недра, внутренние воды, воздушный бассейн, растительный и животный мир в пределах территории Республики Узбекистан;

2) объекты материального культурного наследия, в том числе объекты материального культурного наследия, хранящиеся в государственных фондах, национальных фондах, информационно-библиотечных фондах и в фондах научно-исследовательских учреждений, а также архивы, музеи и охраняемые природные территории;

3) средства Государственного бюджета Республики Узбекистан, валютного резерва, государственных целевых фондов, Центрального банка Республики Узбекистан, а также золотой запас Республики Узбекистан;

4) государственные организации по обслуживанию денежного обращения, предприятия и организации, обеспечивающие производство ценных бумаг, орденов, медалей и знаков почтовой оплаты;

5) предприятия, учреждения и военно-техническое имущество (до промышленной утилизации, а также не подлежащее промышленной утилизации) Вооруженных Сил, Службы государственной безопасности и Министерства внутренних дел Республики Узбекистан;

6) предприятия и объекты, осуществляющие научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы, разработку, производство и реализацию рентгеновского оборудования, приборов и оборудования с использованием источников ионизирующего излучения;

7) предприятия и объекты, осуществляющие добычу, производство, транспортировку, переработку радиоактивных элементов, захоронение радиоактивных отходов, реализацию урана и других делящихся материалов, а также изделий из них;

8) предприятия, осуществляющие разработку, производство, ремонт и реализацию вооружения и боеприпасов, защитных средств, военной техники, запасных частей, комплектующих элементов и приборов к ним, пиротехнических изделий, а также специальных материалов и оборудования для их производства;

9) предприятия и организации, осуществляющие производство, ремонт и реализацию охотничьего и спортивного огнестрельного оружия и боеприпасов, а также холодного оружия (кроме ножей сувенирных национальных видов);

10) предприятия по производству сильнодействующих ядов, наркотических и ядовитых веществ, а также осуществляющие посев, возделывание и переработку культур, содержащих наркотические и ядовитые вещества;

11) государственные резервы Республики Узбекистан. Объекты и имущество гражданской защиты и мобилизационного назначения;

12) специализированные предприятия и организации, осуществляющие строительно-монтажные работы, эксплуатацию и ремонт объектов (установка оборудования, систем и аппаратуры) атомной энергетики и объектов стратегического назначения;

13) специализированные предприятия, осуществляющие транспортировку взрывоопасных и ядовитых веществ;

14) автомобильные дороги общего пользования;

15) санитарно-эпидемиологические станции. Бюро судебно-медицинских экспертиз. Службы контроля за состоянием окружающей среды и охраны природы;

16) лечебно-производственные мастерские, предприятия учреждений по исполнению наказаний;

17) предприятия специального назначения (Республиканский узел специальной связи. Войсковая часть N 15361, Центр электромагнитной совместимости);

18) кладбища.

К объектам государственной собственности, не подлежащим разгосударствлению и приватизации, могут быть отнесены и иные объекты в соответствии с решением Президента Республики Узбекистан.

3. Разгосударствление и приватизация следующих объектов государственной собственности осуществляются по постановлению Президента Республики Узбекистан (за исключением случаев, предусмотренных статьей 7 настоящего Закона):

1) предприятия с балансовой стоимостью основных фондов более ста тысяч базовых расчетных величин;

2) предприятия по добыче и переработке драгоценных, редкоземельных металлов, драгоценных камней;

3) предприятия и организации базовых отраслей промышленности: топливно-энергетического, горнодобывающего (в том числе предприятия и организации, занимающиеся разработкой, производством и реализацией взрывчатых веществ, а также специальных материалов и оборудования для их производства), машиностроительного и хлопкоперерабатывающего комплексов. Предприятия и организации по добыче нефти, газа и угля, бурению скважин. Магистральные нефте- и газопроводы, нефтепродуктопроводы, электро- и теплопроизводящие станции и системно-образующие электрические сети;

4) предприятия химии (производство гербицидов, минеральных удобрений, синтетических волокон, ядовитых химикатов для борьбы с сельскохозяйственными вредителями и прочие);

6) предприятия электрической связи, телевизионные, радиоприемные и радиопередающие центры и их инженерные сооружения;

7) предприятия и объекты, осуществляющие разработку, производство, ремонт и реализацию ракетно-космических комплексов, систем связи и средств управления ими;

8) полиграфические предприятия и издательства;

9) информационные и телеграфные агентства;

10) предприятия и организации, осуществляющие производство, ремонт, реализацию и эксплуатацию шифровальной техники;

11) предприятия и организации стандартизации и метрологии;

12) предприятия и организации, осуществляющие строительство и эксплуатацию объектов повышенного риска и потенциально опасных производств (за исключением указанных в подпункте 12 пункта 2 настоящей статьи), изготовление для них оборудования, систем контроля и противоаварийной защиты;

15) объекты инженерной инфраструктуры: электро-, тепло-, газоснабжения, водопроводно-канализационного хозяйства районных центров и городов;

16) предприятия и организации, осуществляющие перевозку пассажиров и грузов железнодорожным, воздушным и речным транспортом;

18) высшие, средние специальные и профессиональные учебные заведения министерств, государственных комитетов, ведомств, а также общеобразовательные учреждения;

19) организации Академии наук Республики Узбекистан, Узбекского научно-производственного центра сельского хозяйства. Государственные научные центры;

20) государственные племенные хозяйства и фермы, конные заводы, элитно-семеноводческие хозяйства, семенные и селекционные станции, государственные семенные инспекции и лаборатории по оценке технологического качества сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки;

21) предприятия почтовой связи;

22) предприятия и организации лесного хозяйства, геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической службы и их информационные центры;

23) полигоны, здания, сооружения и оборудование для захоронения твердых промышленных и бытовых отходов, скотомогильники;

24) машиноиспытательные станции, элеваторы;

25) государственные санаторно-курортные хозяйства, расположенные за пределами Республики Узбекистан;

26) предприятия кинофикации и концертно-зрелищных учреждений, а также информационно-библиотечные учреждения и читальные залы;

27) учреждения здравоохранения;

28) предприятия и учреждения государственной ветеринарной службы, службы защиты растений;

29) дома и интернаты для лиц с инвалидностью, престарелых и других категорий социально незащищенных граждан;

30) оздоровительные детские, подростковые и молодежные учреждения.


Статья 5. Субъекты, приобретающие собственность

в процессе разгосударствления и приватизации


При осуществлении разгосударствления и приватизации субъектами, приобретающими публичную собственность, могут быть:

граждане Республики Узбекистан, других государств, лица без гражданства;

негосударственные юридические лица;

иностранные юридические лица.

Не могут приобретать объекты разгосударствления и приватизации, участвовать в конкурсах и аукционах в качестве покупателей, приобретать акции приватизируемых предприятий (за исключением акционерных обществ) лица, которым запрещено заниматься предпринимательской деятельностью.


Статья 6. Формы и условия разгосударствления

и приватизации


1. Разгосударствление и приватизация в Республике Узбекистан могут осуществляться в формах:

преобразования государственного предприятия в хозяйственное товарищество или общество;

продажи государственного имущества негосударственным юридическим лицам и физическим лицам по конкурсу и на аукционе, а также в других формах, не противоречащих законодательству Республики Узбекистан.

2. Разгосударствление и приватизация в Республике Узбекистан проводится с соблюдением следующих условий:

физические и юридические лица других государств приобретают объекты разгосударствления и приватизации, их акции в соответствии с порядком, установленным Кабинетом Министров Республики Узбекистан или уполномоченным им органом.

Статья 7. Порядок принятия решения

по разгосударствлению и приватизации


1. Правом принимать решение о разгосударствлении и приватизации объектов республиканской собственности Республики Узбекистан наделяются Кабинет Министров Республики Узбекистан или уполномоченные им органы государственного управления.

Правом принимать решения о разгосударствлении и приватизации объектов муниципальной собственности наделяются местные органы власти и управления.

Органы, наделенные правом принимать указанные решения, именуются в дальнейшем "распорядителями объектов публичной собственности".

Разделение государственной собственности Республики Узбекистан на республиканскую собственность и собственность административно-территориальных образований (муниципальная собственность) осуществляется Олий Мажлисом Республики Узбекистан по предложению Кабинета Министров Республики Узбекистан

Критерии определения объектов государственной собственности, решения о приватизации которых принимаются Председателем Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимами областей и города Ташкента, утверждаются Президентом Республики Узбекистан.

2. Право выступать с инициативой проведения разгосударствления и приватизации предприятия имеют граждане, негосударственные юридические лица Республики Узбекистан и юридические лица других государств, трудовой коллектив, распорядитель объектов публичной собственности.

Заявка подается распорядителю объектов публичной собственности в порядке, установленном законодательством.

3. Решение о проведении разгосударствления, приватизации или об отказе в них принимается распорядителем объектов публичной собственности в течение десяти дней с момента поступления заявки и в письменной форме доводится до заявителя и трудового коллектива разгосударствляемого и приватизируемого предприятия.

4. Решение о преобразовании государственного предприятия в акционерное общество принимается Агентством по управлению государственными активами Республики Узбекистан или его территориальным управлением.

5. Отказ в разгосударствлении или приватизации может последовать в случаях:

если предприятие входит в перечень не подлежащих разгосударствлению и приватизации предприятий;

если не учитываются особенности разгосударствления и приватизации, предусмотренные для данного вида предприятий.

Распорядитель объектов публичной собственности наряду с обоснованием отказа определяет условия и сроки, при которых разгосударствление или приватизация могут быть осуществлены.


Статья 8. Подготовка предприятия

к разгосударствлению и приватизации


1. Подготовка предприятия к разгосударствлению и приватизации включает определение состава имущества, подлежащего разгосударствлению и приватизации, инвентаризацию его производственных и непроизводственных фондов, оценку активов и пассивов, проведение разъяснительной работы в трудовом коллективе, решение других вопросов, в том числе с учетом требований законодательства о конкуренции.

2. После принятия решения о разгосударствлении или приватизации предприятия распорядители объектов публичной собственности создают комиссии, которые организуют всю необходимую работу. В состав комиссии включаются представители распорядителей объектов публичной собственности, администрации, трудового коллектива предприятия, его общественных организаций, финансового органа, банка, местного Совета народных депутатов, другие специалисты.

Комиссия по разгосударствлению может формировать группы экспертов по отдельным направлениям работы, привлекать консультативные, аудиторские и другие организации с оплатой за счет средств разгосударствляемого или приватизируемого предприятия.

Комиссия совместно с администрацией предприятия готовит по установленной форме необходимую информацию о разгосударствляемом или приватизируемом предприятии для субъектов, участвующих в разгосударствлении или приватизации, а также для общественности.

При преобразовании государственного предприятия в акционерное общество руководитель предприятия создает рабочую комиссию для подготовки документов по разгосударствлению и приватизации. Комиссия в месячный срок разрабатывает и представляет распорядителю объекта публичной собственности необходимые документы. Перечень необходимых документов устанавливается Кабинетом Министров.

3. Комиссия разрабатывает и представляет на утверждение распорядителю объектов публичной собственности план мероприятий по разгосударствлению или приватизации предприятия, который включает:

сроки проведения разгосударствления или приватизации;

стоимость объекта;

проект реорганизации предприятия, предусматривающий сохранение в случае необходимости существующего порядка и условий использования объектов производственной и социальной инфраструктур;

рекомендуемую форму и сроки расчетов;

возможность предоставления льгот, в том числе безвозмездную передачу части разгосударствляемого или приватизируемого имущества, в порядке, установленном законодательством.

В план разгосударствления или приватизации могут быть включены и другие вопросы.


Статья 9. Цена продажи объекта

разгосударствления и приватизации


1. Цена продажи объекта разгосударствления и приватизации устанавливается распорядителем объектов публичной собственности. Она базируется на стоимости объекта на дату разгосударствления и приватизации и должны учитывать текущую конъюнктуру рынка и совокупность объективных факторов, влияющих на стоимость объекта на момент разгосударствления и приватизации.

2. Первоначальная оценка стоимости объекта публичной собственности производится в порядке, установленном законодательством.


Статья 10. Выкуп арендованного имущества

государственного предприятия

Арендатор с согласия распорядителя объектов публичной собственности может выкупить (полностью или частично) арендованное им имущество.



Статья 12. Преобразование государственных предприятий

в хозяйственные общества и товарищества

1. Порядок преобразования государственного предприятия в хозяйственное общество или товарищество определяется законодательством Республики Узбекистан.


2. В качестве учредителей хозяйственных обществ и товариществ, а также держателей акций (долей, паев) могут выступать:

члены трудового коллектива, другие граждане Республики Узбекистан, иностранные граждане и лица без гражданства;

юридические лица Республики Узбекистан и других государств;

Агентство по управлению государственными активами Республики Узбекистан или его территориальные управления.

Статья 13. Приобретение объекта публичной собственности

по конкурсу

1. Объекты публичной собственности могут продаваться по конкурсу.

2. Условия, порядок и сроки проведения конкурса определяются конкурсной комиссией, назначаемой соответствующим распорядителем объектов публичной собственности.


Статья 14. Продажа объектов публичной собственности

на аукционе

1. Решение о внесении на аукционную продажу предприятий, подлежащих разгосударствления и приватизации, принимает распорядитель объектов публичной собственности.

2. Для проведения аукционной продажи объектов разгосударствления и приватизации распорядители объектов публичной собственности создают аукционные службы, действующие в соответствии с порядком, определяемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

3. Объект, который не приобретен покупателями, остается в республиканской или муниципальной собственности. В этих случаях распорядитель объекта собственности может принять решение о ликвидации предприятия с распродажей его имущества частям.

Статья 15. Порядок оформления сделок


1. Распорядитель объектов публичной собственности при передаче имущества новому собственнику выдает ему ордер, форма которого устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан, удостоверяющий право собственности. Размер государственной пошлины и порядок ее уплаты устанавливается законом.

2. При выкупе государственных предприятий в рассрочку ордер, удостоверяющий право собственности, выдается после внесения первого выкупного взноса. До выплаты полной стоимости предприятия распорядителем объектов публичной собственности могут устанавливаться ограничения права распоряжения имуществом, включая запрещение продажи или безвозмездной передачи этого имущества без согласия распорядителя объектов публичной собственности.


Статья 16. Источники средств

для разгосударствления и приватизации


1. Источниками средств для приобретения имущества являются:

личные средства физических лиц, собственные средства негосударственных юридических лиц, кредиты, другие финансовые средства, приобретенные способами, не противоречащими законодательству Республики Узбекистан.


2. Члены трудового коллектива государственного предприятия, подлежащего разгосударствлению и приватизации, могут осуществлять выкуп за счет следующих источников:

части чистой прибыли, являющейся собственностью трудового коллектива;

амортизационные отчисления и выручки от реализации имущества, используемого на государственном предприятии и находящегося в собственности членов трудового коллектива;

кредитов банка и других заемных средств;

личных средств членов трудового коллектива;

иных средств, не являющихся собственностью государства.


3. В качестве источников приобретения государственного имущества не могут использоваться средства, выделенные из государственного бюджета.



Статья 17. Использование средств, поступающих

от разгосударствления и приватизации


1. Средства, полученные от разгосударствления и приватизации, являются публичной собственностью Республики Узбекистан и местных Советов народных депутатов.

2. Доходы от разгосударствления и приватизации накапливаются в специальных фондах разгосударствления и приватизации. Порядок образования и использования фондов разгосударствления и приватизации определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 18. Взаимные обязательства субъектов

разгосударствления и приватизации


1. При разгосударствлении и приватизации между распорядителями объектов публичной собственности и новым собственником может заключаться соглашение о взаимных обязательствах и условиях деятельности разгосударствляемого и приватизируемого объекта на определенный период, включая:

сохранение на определенный период профиля предприятия, объемов производства;

сохранение или изменение числа рабочих мест;

поставку продукции определенным потребителям;

осуществление мероприятий по улучшению условий труда работающих, экологической безопасности и защите окружающей среды;

особенности социально-бытового обеспечения работников;

другие обязательства.


2. Условия соглашения определяются в период подготовки предприятия к разгосударствлению и приватизации и сообщается субъектам разгосударствления и приватизации вместе с объявлением цены продажи.


Статья 19. Льготы и гарантии для работников

разгосударствляемых и приватизируемых предприятий


1. При разгосударствлении и приватизации государственных предприятий ветеранам труда, лицам, ушедшим на пенсию с данного предприятия, и членам трудового коллектива, проработавшим на нем не менее десяти лет, акции и другое имущество могут продаваться в рассрочку.

2. При выкупе имущества государственных предприятий члены трудового коллектива, созданные ими хозяйственные общества и товарищества при прочих равны условиях имеют приоритет по сравнению с другими гражданами юридическими лицами, а граждане Республики Узбекистан - по сравнению с другими покупателями.

При выкупе имущества государственного предприятия его трудовым коллективом в цену продажи объекта не включается стоимость объектов социальной инфраструктуры и охраны окружающей среды, находящихся на балансе предприятия.

3. Преобразованным в результате разгосударствления и приватизации предприятиям могут предоставляться налоговые льготы в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.


4. Членам трудовых коллективов разгосударствляемых и приватизируемых предприятий предоставляются следующие гарантии:

в период осуществления разгосударствления и приватизации администрация предприятий обязана соблюдать все положения заключенного ранее коллективного договора;

в течение шести месяцев с момента перехода права собственности к новому владельцу между ним и трудовым коллективам предприятия заключается новый коллективный договор.


5. Трудоустройство высвобождаемых работников осуществляется в соответствии с законодательством Республики Узбекистан о труде и занятости.


Статья 20. Контроль за проведением разгосударствления

и приватизации

Распорядители объектов публичной собственности совместно с органами государственной власти и управления обеспечивают государственный контроль за процессами разгосударствления и приватизации, включая контроль за происхождением используемых при разгосударствлении и приватизации денежных средств в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

Граждане Республики Узбекистан, органы самоуправления граждан, негосударственные некоммерческие организации и средства массовой информации вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства о разгосударствлении и приватизации.



Статья 21. Разрешение споров по вопросам, связанным

с разгосударствлением и приватизацией


Разрешение споров по вопросам, связанным с разгосударствлением и приватизацией, осуществляется в судебном порядке.


Президент

Республики Узбекистан                                                  И. Каримов



"Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан",

1992 г., N 1, ст. 43