Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Земля и иные природные ресурсы. Охрана окружающей среды/ Вода, водопользование и водное хозяйство/ Водное хозяйство. Водохозяйственные и гидротехнические сооружения и объекты/ Закон Республики Узбекистан от 30.08.2023 г. N ЗРУ-865 "О безопасности гидротехнических сооружений" (Принят Законодательной палатой 04.05.2023 г., одобрен Сенатом 04.08.2023 г.)Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
30.08.2023 г.
N ЗРУ-865
О БЕЗОПАСНОСТИ
ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ
Принят Законодательной палатой 4 мая 2023 года
Одобрен Сенатом 4 августа 2023 года
Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области безопасности гидротехнических сооружений.
Статья 2. Законодательство о безопасности
гидротехнических сооружений
Законодательство о безопасности гидротехнических сооружений состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о безопасности гидротехнических сооружений, то применяются правила международного договора.
В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
гидротехнические сооружения - плотины водохранилищ, плотины на реках, саях, каналах и коллекторах, сооружения, перегораживающие русла рек, водозаборные, водопропускные, водосбросные и берегозащитные сооружения, гидроэлектростанции, насосные станции;
консервация гидротехнических сооружений - комплекс мер по сохранению гидротехнических сооружений с временной остановкой их строительства или эксплуатации;
безопасность гидротехнических сооружений - состояние гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечить защиту жизни, здоровья и законных интересов граждан, имущества физических и юридических лиц, окружающей среды и хозяйственных объектов;
декларация безопасности гидротехнических сооружений - документ, обосновывающий безопасность гидротехнических сооружений;
критерии безопасности гидротехнических сооружений - предельная величина количественных и качественных показателей состояния гидротехнических сооружений и условий их эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнических сооружений;
эксплуатирующая организация - организация, имеющая на балансе гидротехническое сооружение или обладающее правом его эксплуатации.
Статья 4. Основные принципы безопасности
гидротехнических сооружений
Основными принципами безопасности гидротехнических сооружений являются:
законность;
приоритетность защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, а также защиты окружающей среды.
В зависимости от параметров проектных показателей гидротехнических сооружений, нагрузок и факторов воздействия на них, а также используемых при строительстве материалов, условий эксплуатации, гидротехнические сооружения подразделяются на I, II, III и IV классы. Исходя из классификации гидротехнических сооружений, устанавливаются основные требования обеспечения безопасности гидротехнических сооружений.
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ
БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ
Статья 6. Основные направления
государственной политики в области безопасности
гидротехнических сооружений
Основными направлениями государственной политики в области безопасности гидротехнических сооружений являются:
разработка и реализация государственных программ в области безопасности гидротехнических сооружений;
разработка и реализация комплекса мер по предупреждению возникновения, а также ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации) на гидротехнических сооружениях;
развитие научно-исследовательской деятельности, интеграция результатов практических и инновационных проектов с производственной практикой;
подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров в области безопасности гидротехнических сооружений;
развитие международного сотрудничества.
Статья 7. Полномочия Кабинета Министров
Республики Узбекистан в области безопасности
гидротехнических сооружений
Кабинет Министров Республики Узбекистан:
обеспечивает реализацию единой государственной политики в области безопасности гидротехнических сооружений;
утверждает перечень гидротехнических сооружений подконтрольных Инспекции по контролю за безопасностью объектов водного хозяйства и водопользованием при Министерстве водного хозяйства Республики Узбекистан;
организует разработку и реализацию государственных программ в области безопасности гидротехнических сооружений;
организует государственный контроль за безопасностью гидротехнических сооружений;
в пределах своих полномочий организует и обеспечивает международное сотрудничество в области безопасности гидротехнических сооружений.
Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 8. Полномочия специально уполномоченного
государственного органа в области безопасности
гидротехнических сооружений
Инспекция по контролю за безопасностью объектов водного хозяйства и водопользованием при Министерстве водного хозяйства Республики Узбекистан является специально уполномоченным государственным органом в области безопасности гидротехнических сооружений (далее - специально уполномоченный государственный орган).
Специально уполномоченный государственный орган:
осуществляет государственный контроль и проверку безопасности гидротехнических сооружений;
согласовывает предпроектные, проектные документы строительства и реконструкции гидротехнических сооружений, а также правила их эксплуатации;
разрабатывает и утверждает правила безопасности гидротехнических сооружений;
утверждает критерии безопасности гидротехнических сооружений;
рассматривает и утверждает декларации безопасности гидротехнических сооружений;
организует подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в области безопасности гидротехнических сооружений;
запрещает, приостанавливает или ограничивает хозяйственную или иную деятельность организаций, осуществляющих пользование водохозяйственными объектами либо занимающихся хозяйственной или иной деятельностью в руслах рек, саев, выше и ниже примыкания к гидротехническим сооружениям, если эта деятельность негативно влияет на безопасность гидротехнических сооружений. Запрещение, приостановление или ограничение деятельности субъектов предпринимательства осуществляется в судебном порядке, за исключением случаев приостановления или ограничения их деятельности на срок не более десяти рабочих дней в связи с чрезвычайными ситуациями, эпидемиями, пандемиями, а также необходимостью предупреждения возникновения реальной угрозы жизни и здоровью населения, имуществу физических и юридических лиц;
в пределах своих полномочий организует международное сотрудничество в области безопасности гидротехнических сооружений;
осуществляет государственный контроль за охраной гидротехнических сооружений, а также соответствием их декларации безопасности;
выдает предписания об обеспечении безопасности и надежной работы гидротехнических сооружений;
в случаях грубых нарушений правил безопасности при осуществлении работ по проектированию и строительству гидротехнических сооружений с повышенным риском опасности чрезвычайных ситуаций, вносит предложения о приостановлении или прекращении действия лицензии на проектирование и строительство;
беспрепятственно посещает гидротехнические сооружения, знакомится со всеми документами и материалами, касающимися обеспечения безопасности гидротехнических сооружений;
при осуществлении государственного контроля и проверки обеспечения безопасности гидротехнических сооружений может привлекать пользователя гидротехнического сооружения, проектные и подрядные организации, а также заинтересованные министерства и другие республиканские органы исполнительной власти;
участвует в разработке и реализации комплексных мер по смягчению негативного воздействия чрезвычайных ситуаций на население и отрасли экономики;
участвует в строительстве, реконструкции, приемке, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также выдает соответствующие заключения;
с выездом на место изучает техническое состояние гидротехнических сооружений и осуществляет диагностические работы;
осуществляет проверку подконтрольных гидротехнических сооружений не менее двух раз в течении года;
осуществляет государственный контроль гидротехнических сооружений, включенных в Перечень, утвержденный Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Специально уполномоченный государственный орган может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 9. Полномочия Министерства водного хозяйства
Республики Узбекистан в области безопасности
гидротехнических сооружений
Министерство водного хозяйства Республики Узбекистан:
осуществляет единую государственную политику в области безопасности гидротехнических сооружений;
координирует деятельность государственных органов и других организаций в области безопасности гидротехнических сооружений;
обеспечивает безопасную работу гидротехнических сооружений в соответствии с правилами их эксплуатации;
обеспечивает качественную работу по модернизации, строительству, реконструкции гидротехнических сооружений, а также обеспечивает государственную экспертизу проектов и приложение к ним научно-технической документации;
организует системное внедрение в практику научно-технических достижений, усиливает интеграцию между образовательными организациями и научно-исследовательскими учреждениями в области безопасности гидротехнических сооружений;
осуществляет международное сотрудничество, привлекает средства иностранных инвестиций и технической помощи, привлекает квалифицированных иностранных экспертов и консалтинговые организации для проектирования и проведения государственной экспертизы;
обеспечивает применение современных технологий, строительных материалов и передового зарубежного опыта в области безопасности гидротехнических сооружений.
Министерство водного хозяйства Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 10. Полномочия Министерства по чрезвычайным
ситуациям Республики Узбекистан в области
безопасности гидротехнических сооружений
Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан:
участвует в совместных учебных занятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по информированию о последствиях чрезвычайных ситуаций, которые могут возникнуть на гидротехнических сооружениях;
оказывает методическую помощь эксплуатирующим организациям в разработке плана действий по защите населения и территорий при возникновении чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях;
осуществляет государственную экспертизу проектной документации на строительство гидротехнических сооружений повышенного уровня риска с точки зрения соответствия требованиям чрезвычайных ситуаций;
участвует в аварийно-спасательных работах по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях трансграничного значения в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Узбекистан;
разрабатывает меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций относительно гидротехнических сооружений, на которых по обоснованным прогнозам возможны такие случаи, по защите жизни и здоровья населения, имущества физических и юридических лиц, охране материальных и культурных ценностей, а также ликвидации и снижению вредного воздействия последствий чрезвычайных ситуаций.
Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 11. Полномочия Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства Республики
Узбекистан в области безопасности
гидротехнических сооружений
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Узбекистан:
осуществляет государственный контроль за соблюдением градостроительной документации, градостроительных норм и правил, национальных стандартов, технологий строительных работ, качества строительных материалов и изделий при строительстве и реконструкции гидротехнических сооружений;
утверждает в установленном порядке нормативные документы по техническому регулированию в области проектирования и строительства гидротехнических сооружений;
утверждает нормы и правила подразделения на классы гидротехнических сооружений;
организует проверку работы организации-заказчика по осуществлению технического контроля при строительстве гидротехнических сооружений, работы проектных организаций по осуществлению авторского надзора, а также работы по осуществлению внутреннего контроля подрядной организацией;
участвует в приемке в эксплуатацию завершенных строительством гидротехнических сооружений;
участвует в классификации гидротехнических сооружений по степени сейсмической уязвимости, а также в инструментально-техническом обследовании и мероприятиях по повышению сейсмостойкости;
обеспечивает государственную экспертизу проектов строительства, реконструкции и ремонтно-восстановительных работ гидротехнических сооружений;
обеспечивает осуществление проверки и технического контроля за качеством работ в процессе проектирования и строительства гидротехнических сооружений, а в случаях выявления недостатков и дефектов в процессе строительства принимает меры по их устранению.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 12. Полномочия Национальной гвардии
Республики Узбекистан и Министерства обороны
Республики Узбекистан в области безопасности
гидротехнических сооружений
Национальная гвардия Республики Узбекистан и Министерство обороны Республики Узбекистан:
обеспечивают охрану гидротехнических сооружений на договорной основе на охраняемых объектах;
обеспечивают соблюдение внутреннего режима объекта и режима контроля на гидротехнических сооружениях охраняемых объектов, участвуют в поддержании общественного порядка, предупреждении чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
содействуют в установленном законодательством порядке профилактике и предотвращению правонарушений на охраняемых объектах гидротехнических сооружений;
защищают на охраняемых объектах гидротехнических сооружений жизнь и здоровье граждан, а также имущество физических и юридических лиц от посягательств;
организуют внедрение в охрану гидротехнических сооружений современных информационно-коммуникационных технологий.
Национальная гвардия Республики Узбекистан и Министерство обороны Республики Узбекистан могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 13. Полномочия Инспекции по контролю
горнодобывающей, геологической и промышленной
безопасности при Министерстве горнодобывающей
промышленности и геологии Республики Узбекистан
в области безопасности гидротехнических сооружений
Инспекция по контролю горнодобывающей, геологической и промышленной безопасности при Министерстве горнодобывающей промышленности и геологии Республики Узбекистан:
регистрирует в Государственном реестре опасных производственных объектов опасные производственные объекты гидротехнических сооружений;
осуществляет государственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию опасных производственных объектов на гидротехнических сооружениях;
осуществляет государственный контроль за соблюдением работниками опасных производственных объектов на гидротехнических сооружениях требований, установленных законодательства о промышленной безопасности, а также требований нормативно-технических документов;
осуществляет государственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на гидротехнических сооружениях;
устанавливает требования промышленной безопасности на гидротехнических сооружениях;
организует сертификацию технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах гидротехнических сооружений.
Инспекция по контролю горнодобывающей, геологической и промышленной безопасности при Министерстве горнодобывающей промышленности и геологии Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 14. Полномочия органов государственной
власти на местах в области безопасности
гидротехнических сооружений
Органы государственной власти на местах:
участвуют в разработке и реализации государственных программ в области безопасности гидротехнических сооружений;
разрабатывают, утверждают и реализуют территориальные программы в области безопасности гидротехнических сооружений;
обеспечивают безопасность гидротехнических сооружений при использовании водных ресурсов и осуществлении мероприятий по охране окружающей среды;
принимают в установленном законодательством порядке решения о размещении гидротехнических сооружений, а также об ограничении их эксплуатации в случаях нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений;
участвуют в ликвидации последствий аварий гидротехнических сооружений;
информируют население об угрозе аварий гидротехнических сооружений, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
в пределах своих полномочий участвует в осуществлении международного сотрудничества в области обеспечения безопасности гидротехнических сооружений;
выделяют средства на содержание гидротехнических сооружений в порядке, установленном Бюджетным кодексом Республики Узбекистан.
Органы государственной власти на местах могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ,
ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ-ЗАКАЗЧИКОВ,
ПРОЕКТНЫХ И ПОДРЯДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ
ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ
Статья 15. Права и обязанности эксплуатирующих
организаций по обеспечению безопасности
гидротехнических сооружений
Эксплуатирующие организации, имеют право:
участвовать в ремонте и реконструкции гидротехнических сооружений и требовать выполнения проводимых работ в соответствии с утвержденным проектом;
в соответствии с правилами безопасности гидротехнических сооружений самостоятельно принимать меры при возникновении опасности на гидротехнических сооружениях;
обеспечивать недопущение посещения гидротехнических сооружений гражданами (лицами), не имеющими право допуска на территорию гидротехнических сооружений;
требовать от субъектов, осуществляющих охранную деятельность, соблюдения требований по охране гидротехнических сооружений;
требовать от физических и юридических лиц соблюдения правил обеспечения безопасности на территории гидротехнических сооружений.
Эксплуатирующие организации обязаны:
обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при эксплуатации, ремонте, восстановлении, реконструкции, приемке завершенных работ, консервации, выводе гидротехнических сооружений из эксплуатации и их ликвидации;
обеспечивать в соответствие с проектными показателями определение и назначение водоохранных зон, прибрежных полос, а также зон санитарной охраны и территории санитарной защиты гидротехнических сооружений;
осуществлять контроль и мониторинг за состоянием гидротехнических сооружений, а также природно-техногенным воздействиям на них;
производить оценку безопасности гидротехнических сооружений с учетом всех вредных воздействий на них;
обеспечивать разработку критериев безопасности гидротехнических сооружений и своевременное внесение в них уточнений;
обеспечивать использование современных информационных технологий и средств быстрой связи при мониторинге технического состояния гидротехнических сооружений и формировании базы данных гидротехнических сооружений;
проводить постоянный анализ причин снижения безопасности гидротехнических сооружений, обеспечивать технически исправное их состояние, осуществлять реализацию мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, а также обеспечивать разработку мероприятий по предотвращению аварий на гидротехнических сооружениях и их своевременное выполнение;
обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнических сооружений;
создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях;
при организации эксплуатации гидротехнических сооружений обеспечивать соответствие квалификации работников установленным требованиям и правилам;
обеспечивать постоянную готовность автоматизированной системы оповещения населения о возможности возникновения опасности чрезвычайной ситуации или возникновения чрезвычайной ситуации на гидротехнических сооружениях;
совместно с органами государственной власти на местах информировать население по вопросам безопасности гидротехнических сооружений;
взаимодействовать со специально уполномоченным государственным органом;
для повышения безопасности эксплуатации гидротехнических сооружений оснащать их современным оборудованием, контрольно-измерительными и наблюдательными приборами, а также внедрять цифровые технологии;
незамедлительно информировать об опасности возникновения чрезвычайной ситуации или возникновении чрезвычайной ситуации на гидротехнических сооружениях республиканские органы исполнительной власти, органы исполнительной власти на местах, предприятия, учреждения и организации, а также население;
обеспечивать поддержание в рабочем состоянии контрольно-измерительные и наблюдательные приборы гидротехнических сооружений, их совершенствование, а также их целевое использование;
обеспечивать разработку и утверждение декларации безопасности гидротехнических сооружений;
содействовать специально уполномоченному государственному органу в осуществлении его полномочий;
направлять средства, выделяемые на эксплуатацию гидротехнических сооружений, в первую очередь на финансирование работ по обеспечению их безопасности, предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
при реконструкции, эксплуатации гидротехнических сооружений организовывать работу строго в соответствии с утвержденными нормами и правилами эксплуатации гидротехнических сооружений;
соблюдать требования законодательства об обеспечении сейсмической безопасности населения и территории Республики Узбекистан и правила технического регулирования обеспечения сейсмической безопасности;
выполнять предписания специально уполномоченного государственного органа в части обеспечения безопасности гидротехнических сооружений.
Эксплуатирующие организации могут иметь и иные права и нести другие обязанности в соответствии с законодательством.
Статья 16. Обязанности организаций-
заказчиков по обеспечению безопасности
гидротехнических сооружений
В целях обеспечения безопасности гидротехнических сооружений организации-заказчики при строительстве, реконструкции, ремонте, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений обязаны:
подготовить предпроектные и проектные документы, а также обеспечить проведение их государственной экспертизы, соблюдать требования законодательства о градостроительстве;
проводить государственную экологическую экспертизу проектной документации, а также выполнять требования, указанные в заключении государственной экологической экспертизы, в период строительства и реконструкции гидротехнических сооружений;
обеспечивать регистрацию объектов в территориальных инспекциях по контролю в сфере строительства при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Узбекистан;
осуществлять технический контроль и мониторинг;
контролировать своевременное и качественное выполнение работ в соответствии с требованиями проекта и устранять допущенные недостатки;
обеспечивать целевое и эффективное использование выделенных средств на реализацию проектов;
обеспечивать в установленном порядке своевременную приемку в эксплуатацию гидротехнических сооружений после завершения работ, предусмотренных проектом;
организовать инструментально-техническую проверку сейсмостойкости гидротехнических сооружений при приемке их в эксплуатацию;
обеспечивать устранение выявленных недостатков, в течение гарантийного периода эксплуатации гидротехнических сооружений, завершенных строительством;
обеспечивать привлечение к разработке проектной документации специализированных авторитетных проектных организаций, в данной сфере;
согласовывать со специально уполномоченным государственным органом предпроектную и проектную документацию гидротехнических сооружений I, II и III класса;
организовывать и обеспечивать авторский и геотехнический надзор при реализации проектов;
привлекать высококвалифицированных специалистов научных учреждений и образовательных организаций, а также международных организаций, иностранных компаний в качестве экспертов при проектировании и проведении экспертизы гидротехнических сооружений I и II класса;
получать разрешения на применение технических устройств, установленных на гидротехнических сооружениях, подконтрольных Инспекции по контролю горнодобывающей, геологической и промышленной безопасности при Министерстве горнодобывающей промышленности и геологии Республики Узбекистан;
устанавливать в тендерных или конкурсных документах требования к участникам о наличии практического опыта в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, строительного оборудования, лабораторий, машин и механизмов, а также квалифицированных специалистов.
Организации-заказчики при строительстве, реконструкции, ремонте, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.
Статья 17. Обязанности проектных
организаций по обеспечению безопасности
гидротехнических сооружений
В целях обеспечения безопасности гидротехнических сооружений проектные организации при проектировании строительства, реконструкции, ремонта, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений обязаны:
разрабатывать проекты в соответствии с Градостроительным кодексом Республики Узбекистан, требованиями законов Республики Узбекистан "Об экологической экспертизе" и "Об обеспечении сейсмической безопасности населения и территории Республики Узбекистан" и другими соответствующими нормативно-правовыми актами;
предусматривать в проектной документации применение высокоэффективных машин и механизмов, современных строительных материалов, технологий и оборудования;
разрабатывать правила эксплуатации гидротехнических сооружений по заявке организации-заказчика;
участвовать в экспертизе проектно-сметной документации, в том числе в государственной экологической экспертизе;
обеспечивать качественное выполнение инженерно-геологических изыскательских работ при проектировании;
осуществлять на основании договора авторский надзор при реализации проекта;
учитывать при проектировании критерии безопасности гидротехнических сооружений.
Проектные организации при проектировании строительства, реконструкции, ремонта, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.
Статья 18. Обязанности подрядных
организаций по обеспечению безопасности
гидротехнических сооружений
В целях обеспечения безопасности гидротехнических сооружений подрядные организации при осуществлении проектов строительства, реконструкции, ремонта, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений обязаны:
обеспечивать своевременное и качественное выполнение предусмотренных проектом работ в соответствии с требованиями проекта;
обеспечивать ведение контрольной документации в период реализации проекта, выполнение предписаний проектных организаций и организации-заказчика, территориальных инспекций по контролю в сфере строительства при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Узбекистан, а также специально уполномоченного государственного органа;
при реализации проектов предоставлять организации-заказчику исполнительную документацию, соответствующие сертификаты соответствия и технические паспорта строительных материалов и оборудования;
своевременно устранять недостатки, выявленные в результате авторского и технического надзора в процессе строительства, а также в гарантийный период эксплуатации;
осуществлять обязательное страхование строительных рисков, обеспечивать охрану объекта в период строительства.
Подрядные организации при осуществлении проектов строительства, реконструкции, ремонта, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.
ГЛАВА 4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ
ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ
Статья 19. Основные требования к обеспечению
безопасности гидротехнических сооружений
К обеспечению безопасности гидротехнических сооружений предъявляются следующие основные требования:
соблюдение нормативных документов в области технического регулирования по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений;
декларирование безопасности гидротехнических сооружений;
лицензирование деятельности по проектированию, строительству и эксплуатации гидротехнических сооружений, относящихся к объектам повышенного риска;
непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений;
осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, в целях контроля за состоянием гидротехнических сооружений, оснащение их современным техническим оборудованием, обеспечение обслуживания гидротехнических сооружений работниками необходимой квалификации;
проведение профилактических мероприятий по максимальному снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях;
соблюдение правил эксплуатации гидротехнических сооружений;
выполнение предписаний по обеспечению безопасности специально уполномоченного государственного органа и эксплуатирующих организаций, физическими и юридическими лицами на территории гидротехнических сооружений.
Запрещается одновременное (параллельное) проектирование и строительство, реконструкция гидротехнических сооружений.
Строительство гидротехнических сооружений с одновременным (параллельным) проектированием может осуществляться в исключительных случаях, связанных с мерами по обеспечению обороноспособности и государственной безопасности, безопасности жизни и здоровья населения, имущества юридических и физических лиц, устранением последствий стихийных и экологических бедствий, выполнением международных обязательств Республики Узбекистан, а также по указам и постановлениям Президента Республики Узбекистан и постановлениям Кабинета Министров Республики Узбекистан, при наличии источников финансирования.
Статья 20. Научно-техническое сопровождение проектно-
изыскательских работ на гидротехнических сооружениях
Научно-техническое сопровождение проектно-изыскательских работ на гидротехнических сооружениях включает:
изучение правильности оценки проектом существующих ситуаций и проблем;
анализ качества и полноты выполненных проектно-изыскательских работ;
изучение и анализ качества геологических, гидрологических и гидрогеологических данных;
анализ правильности принятого проектного решения, научно-технической обоснованности окончательного решения, применения высокоэффективных машин и механизмов, современных строительных материалов, технологий и оборудования;
изучение использования передового зарубежного опыта;
обеспечение безопасной работы гидротехнических сооружений, а также оценку влияния на окружающую среду, определение зон защиты и прибрежных полос.
К научно-техническому сопровождению проектно-изыскательских работ могут привлекаться образовательные организации, научно-исследовательские учреждения и ученые.
Статья 21. Государственный кадастр
гидротехнических сооружений
Государственный кадастр гидротехнических сооружений входит в Единую систему государственных кадастров.
Данные о гидротехнических сооружениях вносятся в Государственный кадастр гидротехнических сооружений.
Государственный кадастр гидротехнических сооружений, подконтрольных специально уполномоченному государственному органу, ведется специально уполномоченным государственным органом, а государственный кадастр всех остальных гидротехнических сооружений - эксплуатирующими организациями.
Работы по ведению государственного кадастра гидротехнических сооружений финансируются за счет средств Государственного бюджета Республика Узбекистан, а также эксплуатирующих организаций.
Формы, применяемые при ведении государственного кадастра гидротехнических сооружений, утверждаются в установленном порядке специально уполномоченным государственным органом.
Статья 22. Декларация безопасности
гидротехнических сооружений
Декларация безопасности гидротехнических сооружений составляется:
в период эксплуатации, реконструкции, ремонта, а также консервации, ликвидации гидротехнических сооружений - эксплуатирующими организациями;
при вводе в эксплуатацию гидротехнических сооружений организациями-заказчиками.
Порядок составления декларации безопасности гидротехнических сооружений устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Эксплуатирующие организации и организации-заказчики представляют декларацию безопасности гидротехнических сооружений в специально уполномоченный государственный орган для проведения государственной экспертизы.
Утверждение декларации безопасности гидротехнических сооружений специально уполномоченным государственным органом является основанием для внесения гидротехнических сооружений в государственный кадастр и получения разрешения на ввод в эксплуатацию или вывод из эксплуатации, их реконструкцию, капитальный ремонт, восстановление или консервацию.
Статья 23. Государственная экспертиза декларации
безопасности гидротехнических сооружений
Государственная экспертиза декларации безопасности гидротехнических сооружений проводится специально уполномоченным государственным органом и утверждается Экспертным советом, созданным при нем.
Специально уполномоченным государственным органом на основании заключения государственной экспертизы могут быть приняты решения об утверждении декларации безопасности гидротехнического сооружения, о выдаче соответствующего разрешения или об отказе в выдаче разрешения.
Эксплуатирующие организации могут обжаловать решение специально уполномоченного государственного органа об отказе в выдаче разрешения в судебном порядке.
Деятельность эксплуатирующих организаций, проектных и подрядных организаций по эксплуатации, строительству, реконструкции, ремонту, восстановлению или консервации гидротехнических сооружений проверяется уполномоченными органами с целью соблюдения норм и правил обеспечения безопасности гидротехнических сооружений.
При проверке гидротехнических сооружений эксплуатирующие организации, проектные и подрядные организации обязаны предоставлять проверяющим все необходимые документы, обеспечить беспрепятственное посещение территории размещения гидротехнического сооружения.
Статья 25. Создание и использование резервов
финансовых и материальных ресурсов для ликвидации
чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях
Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях создаются эксплуатирующими организациями заблаговременно с целью их экстренного использования.
Порядок создания резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях включают в себя специальные запасы продуктов питания, одежды, медикаментов, средств медицинского назначения, медицинской техники, строительных материалов, нефтепродуктов, средств общей и индивидуальной защиты, других средств аварийной защиты, включая материальные ресурсы, а также средства, предназначенные для возмещения непредвиденных затрат при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях считаются неприкосновенными и не включаются в отчет сверх нормативных остатков при проведении ежегодной инвентаризации материальных ценностей.
ПРИЧИНЕННОГО В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ
СИТУАЦИИ В ПЕРИОД ЭКСПЛУАТАЦИИ
ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ
Статья 26. Страхование гражданской ответственности
эксплуатационных организаций
Страхование гражданской ответственности эксплуатирующих организаций за причинение вреда жизни, здоровью и (или) имуществу других лиц, а также окружающей среде в результате возникновения чрезвычайной ситуации в период эксплуатации гидротехнических сооружений проводится в порядке, установленном законодательством.
Порядок страхования гражданской ответственности эксплуатирующих организаций и Перечень объектов страхования определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Статья 27. Возмещение ущерба, причиненного
в результате чрезвычайных ситуаций в период
эксплуатации гидротехнических сооружений
Ущерб, причиненный жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, в результате чрезвычайных ситуаций в период эксплуатации гидротехнических сооружений, возмещается в пределах страховой суммы в порядке, установленном законодательством.
Ущерб, причиненный в результате чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях трансграничного значения, возмещается в порядке, установленном законодательством и международными договорами Республики Узбекистан.
Порядок возмещения сверх страховой суммы ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации в период эксплуатации гидротехнических сооружений, определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Статья 28. Обмен информацией с иностранными
государствами, международными организациями
в области обеспечения безопасности
гидротехнических сооружений
Обмен информацией с иностранными государствами, международными организациями в области обеспечения безопасности гидротехнических сооружений осуществляется в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Узбекистан.
Оповещение иностранных государств о возникновении или возможности возникновения чрезвычайной ситуации, оказывающей трансграничное воздействие или способной причинить трансграничный ущерб на трансграничных гидротехнических сооружениях, осуществляется уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Узбекистан.
Статья 29. Оказание международной помощи
в результате возникновения чрезвычайной ситуации
на гидротехнических сооружениях
Предоставление и получение международной помощи в случаях возникновения чрезвычайной ситуации на гидротехнических сооружениях в целях ликвидации ее последствий, защиты жизни и здоровья населения, имущества физических и юридических лиц, а также охраны окружающей среды осуществляется в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Узбекистан.
Статья 30. Ответственность за нарушение
законодательства о безопасности
гидротехнических сооружений
Лица, виновные в нарушении законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, несут ответственность в установленном порядке.
Статья 31. Внесение изменений в Кодекс об административной
ответственности Республики Узбекистан, а также признание
утратившими силу некоторых законодательных актов
Республики Узбекистан
Внести в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности, утвержденный Законом Республики Узбекистан от 22 сентября 1994 года N 2015-ХII (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1995 г., N 3, ст. 6; Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1995 г., N 9, ст. 193, N 12, ст. 269; 1996 г., N 5-6, ст. 69, N 9, ст. 144; 1997 г., N 2, ст. 56, N 4-5, ст. 126, N 9, ст. 241; 1998 г., N 3, ст. 38, N 5-6, ст. 102, N 9, ст. 181; 1999 г., N 1, ст. 20, N 5, ст. 124, N 9, ст. 229; 2000 г., N 5-6, ст. 153, N 7-8, ст. 217; 2001 г., N 1-2, ст. 23, N 9-10, ст.ст. 165, 182; 2002 г., N 1, ст. 20, N 9, ст. 165; 2003 г., N 1, ст. 8, N 5, ст. 67, N 9-10, ст. 149; 2004 г., N 1-2, ст. 18, N 5, ст. 90, N 9, ст. 171; 2005 г., N 1, ст. 18; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2005 г., N 9, ст. 312, N 12, ст.ст. 413, 417, 418; 2006 г., N 6, ст. 261, N 9, ст. 498, N 10, ст. 536, N 12, ст.ст. 656, 659; 2007 г., N 4, ст.ст. 158, 159, 164, 165, N 9, ст.ст. 416, 421, N 12, ст.ст. 596, 604, 607; 2008 г., N 4, ст.ст. 181, 189, 192, N 9, ст.ст. 486, 488, N 12, ст.ст. 640, 641; 2009 г., N 1, ст. 1, N 9, ст.ст. 334, 335, 337, N 10, ст. 380, N 12, ст.ст. 462, 468, 470, 472, 474; 2010 г., N 5, ст.ст. 175, 179, N 6, ст. 231, N 9, ст.ст. 335, 339, 341, N 10, ст. 380, N 12, ст.ст. 468, 473, 474; 2011 г., N 1, ст. 1, N 4, ст.ст. 104, 105, N 9, ст.ст. 247, 252, N 12/2, ст. 365; 2012 г., N 4, ст. 108, N 9/1, ст. 242, N 12, ст. 336; 2013 г., N 4, ст. 98, N 10, ст. 263; 2014 г., N 1, ст. 2, N 5, ст. 130, N 9, ст. 244, N 12, ст.ст. 341, 343; 2015 г., N 6, ст. 228, N 8, ст.ст. 310, 312, N 12, ст. 452; 2016 г., N 1, ст. 2, N 4, ст. 125, N 9, ст. 276, N 12, ст.ст. 383, 385; 2017 г., N 4, ст. 137, N 6, ст. 300, N 9, ст. 510, N 10, ст. 605; 2018 г., N 1, ст.ст. 1, 4, 5, N 4, ст. 224, N 7, ст.ст. 430, 431, 432, N 10, ст.ст. 671, 673, 679; 2019 г., N 1, ст.ст. 1, 3, 5, N 2, ст. 47, N 3, ст.ст. 161, 165, 166, N 5, ст.ст. 259, 261, 267, 268, N 7, ст. 386, N 8, ст.ст. 469, 471, N 9, ст.ст. 591, 592, N 10, ст.ст. 674, 676, N 11, ст.ст. 787, 791, N 12, ст.ст. 880, 891; 2020 г., N 1, ст. 4, N 3, ст.ст. 203, 204, N 7, ст. 449, N 9, ст.ст. 539, 540, N 10, ст.ст. 593, 596, N 11, ст. 651, N 12, ст. 691; 2021 г., N 1, ст.ст. 5, 7, 12, 13, 14, N 2, ст. 142, N 3, ст. 217, N 4, ст. ст. 290, 293, приложение к N 4, N 8, ст.ст. 800, 802, 803, N 9, ст. 903, N 10, ст.ст. 966, 967, 968, 973, N 11, ст. 1066; 2022 г., N 1, ст.ст. 1, 2, N 2, ст.ст. 80, 81, N 3, ст.ст. 215, 216, N 4, ст. 337, N 5, ст.ст. 464, 465, 466, 467, N 8, ст. 787, N 10, ст.ст. 981, 984, N 12, ст. 1188; 2023 г., N 3, ст.ст. 184, 185, 188, 189, N 4, ст.ст. 265, 266, 268), следующие изменения:
1) в статье 76:
наименование изложить в следующей редакции:
"Статья 76. Повреждение водохозяйственных объектов
и устройств, нарушение правил их эксплуатации, а также
нарушение законодательства о безопасности
гидротехнических сооружений";
диспозицию части второй изложить в следующей редакции:
"Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных объектов и устройств, а также нарушение законодательства о безопасности гидротехнических сооружений";
2) в части первой статьи 245 слова "в статье 76 (в части повреждения водохозяйственных сооружений)" заменить словами "в статье 76 (в части, связанной с повреждением водохозяйственных объектов и нарушением законодательства о безопасности гидротехнических сооружений)".
Признать утратившими силу:
1) Закон Республики Узбекистана от 20 августа 1999 года N 826-I "О безопасности гидротехнических сооружений" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1999 г., N 9, ст. 223);
2) Постановление Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 20 августа 1999 года N 827-I "О введении в действие Закона Республики Узбекистан "О безопасности гидротехнических сооружений" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1999 г., N 9, ст. 224);
3) Раздел XXIII Закона Республики Узбекистан от 13 декабря 2002 года N 447-II "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2003 г., N 1, ст. 8);
4) статью 26 Закона Республики Узбекистан от 10 октября 2006 года N ЗРУ-59 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием системы правовой защиты и либерализацией финансовой ответственности субъектов предпринимательства" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2006 г., N 10, ст. 536);
5) статью 112 Закона Республики Узбекистан от 21 апреля 2021 года N ЗРУ-683 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2021 г., приложение к N 4).
Статья 32. Обеспечение исполнения, доведения
и разъяснения сути и значения настоящего Закона
Министерству водного хозяйства Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.
Статья 33. Приведение законодательства в соответствие
с настоящим Законом
Кабинету Министров Республики Узбекистан:
привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену республиканскими органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.
Настоящий Закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.
Статьи 26 и 27 настоящего Закона вводятся в действие с 1 января 2024 года.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 30 августа 2023 г.