Внимание! Документ утратил силу.
Смотрите подробности в начале документа.
Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Земля и иные природные ресурсы. Охрана окружающей среды/ Вода, водопользование и водное хозяйство/ Водное хозяйство. Водохозяйственные и гидротехнические сооружения и объекты/ Закон Республики Узбекистан от 20.08.1999 г. N 826-I "О безопасности гидротехнических сооружений"Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
20.08.1999 г.
N 826-I
О БЕЗОПАСНОСТИ
ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ
Целью настоящего Закона является регулирование отношений, возникающих при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений.
Статья 2. Законодательство о безопасности
гидротехнических сооружений
Законодательство о безопасности гидротехнических сооружений состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Правовое регулирование отношений в области безопасности гидротехнических сооружений в Республике Каракалпакстан осуществляется также и законодательством Республики Каракалпакстан.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены в законодательстве Республики Узбекистан о безопасности гидротехнических сооружений, то применяются правила международного договора.
В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанции, водосбросные, водоспускные, водопропускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, сооружения, предназначенные для защиты от паводка и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек и каналов, сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций;
эксплуатирующая организация - предприятие, учреждение и организация, на балансе которой находится гидротехническое сооружение;
чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, могущая привести к аварии, а также сложившаяся в результате аварии гидротехнического сооружения, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;
безопасность гидротехнических сооружений - состояние гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей природной среды и хозяйственных объектов;
декларация безопасности гидротехнического сооружения - документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения;
критерии безопасности гидротехнического сооружения - предельные значения количественных и качественных показателей состояния гидротехнического сооружения и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения;
допустимый уровень риска аварии гидротехнического сооружения - значение риска аварии гидротехнического сооружения, установленное нормативными документами.
Статья 4. Полномочия Кабинета Министров
Республики Узбекистан в области безопасности
гидротехнических сооружений
Кабинет Министров Республики Узбекистан:
- обеспечивает безопасность гидротехнических сооружений, находящихся в государственной собственности, а также безопасность гидротехнических сооружений предприятий, входящих в республиканскую и региональную энергетическую систему;
- разрабатывает и реализует государственные программы обеспечения безопасности гидротехнических сооружений;
- организует государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений;
- организует международное сотрудничество по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
государственной власти на местах в области
безопасности гидротехнических сооружений
Органы государственной власти на местах:
- участвуют в реализации государственных программ в области обеспечения безопасности гидротехнических сооружений;
- обеспечивают безопасность гидротехнических сооружений при использовании водных ресурсов и осуществлении природоохранных мероприятий;
- принимают решения в установленном законодательством порядке о размещении гидротехнических сооружений, а также об ограничении их эксплуатации в случаях нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений;
- участвуют в ликвидации последствий аварий гидротехнических сооружений;
- информируют население об угрозе аварий гидротехнических сооружений, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
- осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 6. Государственный надзор за
безопасностью гидротехнических сооружений
Специально уполномоченным органом, осуществляющим государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений, является Государственная инспекция по контролю и надзору за техническим состоянием и безопасностью работы крупных и особо важных водохозяйственных объектов при Кабинете Министров Республики Узбекистан, которая:
- разрабатывает правила и критерии безопасности гидротехнических сооружений;
- проводит совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами экспертизу надежности технического состояния и безопасности работы гидротехнических сооружений;
- участвует в размещении гидротехнических сооружений, согласовании заданий на проектирование гидротехнических сооружений, проектов их строительства и реконструкции, контроле за качеством строительства гидротехнических сооружений, приемке их в эксплуатацию, а также в согласовании правил эксплуатации гидротехнических сооружений;
- организует проверку состояния гидротехнических сооружений и соответствия их состояния декларациям безопасности гидротехнических сооружений;
- выдает предписания об обеспечении безопасности гидротехнических сооружений, а также вносит предложения о приостановлении и прекращении действия лицензий на осуществление деятельности по проектированию, строительству и эксплуатации гидротехнических сооружений, относящихся к объектам повышенного риска, в случаях грубого нарушения норм и правил безопасности гидротехнических сооружений;
- дает согласие на использование территорий гидротехнических сооружений, русел рек и прилегающих к ним территорий ниже и выше плотины (за исключением предоставления земельных участков в водоохранных зонах) для осуществления хозяйственной или иной деятельности;
- запрещает или ограничивает деятельность организаций, осуществляющих эксплуатацию водохозяйственных объектов либо ведущих хозяйственную или иную деятельность в руслах рек и на прилегающих к ним территориях ниже и выше плотины, если такая деятельность может оказывать неблагоприятное воздействие на безопасность гидротехнических сооружении. Запрещение и ограничение деятельности субъектов предпринимательства осуществляется в судебном порядке, за исключением случаев ограничения деятельности на срок не более десяти рабочих дней в связи с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения;
- осуществляет контроль за организацией охраны гидротехнических сооружений;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
Предписания специально уполномоченного органа об обеспечении безопасности гидротехнических сооружений обязательны для исполнения эксплуатирующими организациями.
Гидротехнические сооружения вносятся в Кадастр гидротехнических сооружений Республики Узбекистан (далее - Кадастр).
Порядок ведения Кадастра устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
к обеспечению безопасности гидротехнических
сооружений
Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих основных требований:
- обеспечение допустимого уровня риска гидротехнических сооружений;
- представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений;
- лицензирование деятельности по проектированию, строительству и эксплуатации гидротехнических сооружений, относящихся к объектам повышенного риска;
- непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений;
- осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение обслуживания гидротехнических сооружений работниками необходимой квалификации;
- заблаговременное проведение комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях.
Статья 9. Обязанности эксплуатирующей организации
по обеспечению безопасности гидротехнических
сооружений
Эксплуатирующая организация гидротехнического сооружения обязана:
- обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации;
- обеспечивать контроль (мониторинг) за состоянием гидротехнического сооружения, природными и техногенными воздействиями на него, производить оценку безопасности гидротехнического сооружения с учетом его работы в каскаде, вредных воздействий в результате хозяйственной и иной деятельности, размещения объектов в русле реки и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;
- обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения;
- развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;
- систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;
- обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;
- создавать материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения;
- организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников;
- поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях;
- совместно с органами государственной власти на местах информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;
- осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом по чрезвычайным ситуациям;
- незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения специально уполномоченный орган, другие заинтересованные государственные органы, органы государственной власти на местах и органы самоуправления граждан и в случае непосредственной угрозы прорыва удерживаемого напора воды (плотины) - население, предприятия, учреждения и организации в зоне возможного затопления;
- содействовать специально уполномоченному органу в осуществлении его полномочий;
- финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.
Статья 10. Декларация безопасности
гидротехнического сооружения
На стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения. Порядок составления декларации устанавливает Кабинет Министров Республики Узбекистан.
Эксплуатирующая организация представляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения специально уполномоченному органу. Утверждение декларации специально уполномоченным органом является основанием для внесения гидротехнического сооружения в Кадастр и получения разрешения на строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию или вывод из эксплуатации гидротехнического сооружения либо на его реконструкцию, капитальный ремонт, восстановление или консервацию.
Статья 11. Государственная экспертиза деклараций
безопасности гидротехнических сооружений
Государственная экспертиза деклараций безопасности гидротехнических сооружений, в том числе на стадии проектирования, проводится в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Государственная экспертиза деклараций безопасности гидротехнических сооружений проводится по инициативе эксплуатирующих организаций гидротехнических сооружений, в том числе и в случае их несогласия с предписаниями специально уполномоченного органа.
Специально уполномоченным органом на основании заключения государственной экспертизы могут быть приняты решения об утверждении декларации безопасности гидротехнического сооружения, о выдаче соответствующего разрешения или об отказе в выдаче разрешения.
В случае несогласия эксплуатирующей организации с решением специально уполномоченного органа решение может быть обжаловано в судебном порядке.
При проверке гидротехнических сооружений осуществляется контроль за деятельностью эксплуатирующих организаций, а также подрядных организаций при эксплуатации гидротехнических сооружений, их строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, восстановлении или консервации в целях оценки соблюдения норм и правил безопасности гидротехнических сооружений.
Статья 14. Создание и использование аварийных
материально-технических резервов по обеспечению
безопасности гидротехнических сооружений
Аварийные материально-технические резервы по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых материальных ресурсов в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Порядок создания этих резервов определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Статья 15. Ответственность за нарушение законодательства
о безопасности гидротехнических сооружений
Лица, виновные в нарушении законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, несут ответственность в установленном законом порядке.
Президент
Республики Узбекистан И. Каримов
"Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан",
1999, N 9, ст. 223