Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Земля и иные природные ресурсы. Охрана окружающей среды/ Охрана окружающей природной среды/ Экологическая экспертиза. Оценка воздействия на окружающую среду/ Закон Республики Узбекистан от 25.05.2000 г. N 73-II "Об экологической экспертизе"Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
25.05.2000 г.
N 73-II
ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ
Статья 1. Понятие экологической экспертизы
Под экологической экспертизой понимается установление соответствия намечаемой или осуществляемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы.
Статья 2. Законодательство об экологической
экспертизе
Законодательство об экологической экспертизе состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан об экологической экспертизе, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Цели экологической экспертизы
Экологическая экспертиза проводится в целях определения:
соответствия экологическим требованиям прогнозируемой хозяйственной и иной деятельности на стадиях, предшествующих принятию решения об ее реализации
уровня экологической опасности намечаемой или осуществляемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать либо оказывает отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды и здоровье граждан;
достаточности и обоснованности предусматриваемых мер по охране окружающей природной среды и рациональному использованию природных ресурсов.
Статья 4. Виды экологической экспертизы
Экологическая экспертиза осуществляется в виде государственной и общественной экологической экспертизы, а также экологического аудита.
Статья 5. Основные принципы экологической
экспертизы
Основными принципами экологической экспертизы являются:
законность;
объективность;
обоснованность;
обязательность учета требований экологической безопасности;
презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
комплексность оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и здоровье граждан.
Статья 6. Гласность экологической экспертизы
Заказчики экологической экспертизы могут опубликовывать в средствах массовой информации объявление об ее проведении. В этом случае в течение месяца со дня завершения экологической экспертизы публикуются сведения об ее результатах.
Перечень объектов, для которых обязательно объявление о проведении государственной экологической экспертизы и публикация сведений о ее результатах в средствах массовой информации, устанавливается законодательством.
Статья 7. Независимость эксперта экологической экспертизы
Вмешательство заказчика экологической экспертизы либо иных заинтересованных лиц в деятельность эксперта экологической экспертизы не допускается.
Статья 8. Права заказчика экологической экспертизы
Заказчик экологической экспертизы имеет право:
получать консультации и необходимую методическую помощь по вопросам проведения экологической экспертизы;
представлять экспертам экологической экспертизы предложения, замечания, разъяснения относительно объектов экологической экспертизы и результаты экологического аудита;
ходатайствовать о проведении дополнительной экологической экспертизы;
получать информацию о ходе проведения экологической экспертизы.
Заказчик экологической экспертизы может иметь и иные права в соответствии с законодательством.
Статья 9. Обязанности заказчика экологической экспертизы
Заказчик экологической экспертизы обязан:
представлять на экологическую экспертизу материалы в соответствии с требованиями законодательства;
оплачивать проведение государственной экологической экспертизы в порядке, установленном законодательством;
выполнять требования, указанные в заключении государственной экологической экспертизы.
Заказчик экологической экспертизы может нести и другие обязанности в соответствии с законодательством.
Статья 10. Финансирование экологической экспертизы
Финансирование государственной экологической экспертизы и экологического аудита осуществляется за счет средств заказчика в порядке, установленном законодательством.
Финансирование общественной экологической экспертизы осуществляется за счет собственных средств негосударственных некоммерческих организаций или граждан.
Статья 11. Объекты государственной экологической экспертизы
Объектами государственной экологической экспертизы являются:
проекты государственных программ, концепций, схем размещения и развития производительных сил, отраслей экономики и социальной сферы;
материалы выбора земельных участков под все виды строительства;
предпроектная и проектная документация;
проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, связанную с использованием природных ресурсов;
документация по созданию новых видов техники, технологий, материалов, веществ, продукции;
действующие предприятия и другие объекты, оказывающие негативное влияние на состояние окружающей природной среды и здоровье граждан;
материалы комплексного обследования территорий в целях последующего придания им статуса охраняемых природных территорий, зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия;
все виды градостроительной документации;
объекты со специальным правовым режимом.
Статья 12. Специально уполномоченный государственный орган
в области государственной экологической экспертизы
Специально уполномоченным государственным органом в области государственной экологической экспертизы является Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды.
Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды:
организует и проводит государственную экологическую экспертизу;
разрабатывает и утверждает нормативно-технические и инструктивно-методические документы по государственной и общественной экологической экспертизе, а также экологическому аудиту;
привлекает экспертов и специалистов к проведению государственной экологической экспертизы;
направляет в банковские и иные кредитные организации представления о приостановлении (прекращении) финансирования, кредитования и других финансовых операций в отношении объектов, не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы;
осуществляет контроль за исполнением заключений государственной экологической экспертизы;
осуществляет сотрудничество с природоохранными организациями других государств и международными организациями по вопросам проведения экологической экспертизы;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 13. Обязательность проведения государственной
экологической экспертизы
Проведение государственной экологической экспертизы объектов, указанных в статье 11 настоящего Закона, является обязательным.
Государственная экологическая экспертиза проводится специализированными экспертными подразделениями Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, Комитета Республики Каракалпакстан по экологии и охране окружающей среды, управлений по экологии и охране окружающей среды областей и города Ташкента.
Статья 14. Требования, предъявляемые при проведении
государственной экологической экспертизы
При проведении государственной экологической экспертизы осуществляется:
проверка соответствия представленных материалов природоохранному законодательству;
анализ достоверности и полноты сведений об экологических и социальных последствиях намечаемой или осуществляемой хозяйственной и иной деятельности;
проверка обоснованности оценки воздействия биологических, химических веществ и технологий на окружающую природную среду;
проверка правильности оценки уровня экологической опасности последствий реализации намечаемой или осуществляемой хозяйственной и иной деятельности;
выявление достаточности и обоснованности мер по обеспечению требований экологической, безопасности;
проверка обоснованности проектов экологических нормативов.
Статья 15. Материалы, представляемые для проведения
государственной экологической экспертизы
Для проведения государственной экологической экспертизы заказчиком представляются:
по проектируемым объектам - материалы оценки воздействия на окружающую среду, содержащие проект заявления о воздействии на окружающую среду, заявление об экологических последствиях, а в случаях, предусмотренных законодательством, - заявление о воздействии на окружающую среду;
по действующим объектам - проекты экологических нормативов, заявление о воздействии на окружающую среду, разработанное при установлении факта воздействия объекта на окружающую природную среду и здоровье граждан. Заказчик вправе дополнительно представить материалы экологического аудита;
по объектам, указанным в абзацах втором, третьем, пятом и восьмом статьи 11 настоящего Закона, - вся разработанная документация.
Проект заявления о воздействии на окружающую среду представляется до начала финансирования объекта государственной экологической экспертизы.
Заявление о воздействии на окружающую среду представляется до утверждения технико-экономического обоснования объекта государственной экологической экспертизы.
Заявление об экологических последствиях представляется до приемки объекта в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством.
Статья 16. Права эксперта государственной
экологической экспертизы
Эксперт государственной экологической экспертизы имеет право:
получать сведения и материалы, необходимые для проведения государственной экологической экспертизы;
отклонять представленные на государственную экологическую экспертизу материалы, не отвечающие требованиям законодательства;
на особое мнение по объекту государственной экологической экспертизы, которое прилагается к заключению государственной экологической экспертизы.
Эксперт государственной экологической экспертизы может иметь и иные права в соответствии с законодательством.
Статья 17. Обязанности эксперта государственной
экологической экспертизы
Эксперт государственной экологической экспертизы обязан:
соблюдать порядок и условия осуществления государственной экологической экспертизы;
обеспечивать своевременное, комплексное, объективное, качественное проведение государственной экологической экспертизы и выдачу заключения в установленном порядке;
заявлять самоотвод при наличии личной заинтересованности в отношении конкретного объекта государственной экологической экспертизы;
обеспечивать сохранность представленных на государственную экологическую экспертизу материалов и неразглашение сведений, составляющих государственную, военную, служебную и коммерческую тайну.
Эксперт государственной экологической экспертизы может нести и другие обязанности в соответствии с законодательством.
Статья 18. Ответственность эксперта государственной
экологической экспертизы
Эксперт государственной экологической экспертизы за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей, причинившее материальный ущерб или моральный вред правам или охраняемым законом интересам заказчика, а также за иные нарушения законодательства об экологической экспертизе несет ответственность в соответствии с законодательством.
Статья 19. Сроки проведения государственной
экологической экспертизы
Срок проведения государственной экологической экспертизы не должен превышать тридцати дней. В зависимости от сложности объекта государственной экологической экспертизы срок ее проведения может быть продлен председателем Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, но не более чем на два месяца.
Статья 20. Заключение государственной экологической экспертизы
По результатам государственной экологической экспертизы составляется заключение, содержащее выводы о допустимости реализации объекта государственной экологической экспертизы.
Статья 21. Обязательность исполнения заключения
государственной экологической экспертизы
Заключение государственной экологической экспертизы обязательно для исполнения юридическими и физическими лицами при финансировании и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Запрещается финансирование проектов банковскими и иными кредитными организациями, а также их реализация без положительного заключения государственной экологической экспертизы.
При заключении государственной экологической экспертизы о недопустимости реализации объекта государственной экологической экспертизы заказчик обязан обеспечить доработку проекта в соответствии с предложениями, содержащимися в заключении, и повторно представить материалы на государственную экологическую экспертизу либо отказаться от намечаемой или осуществляемой хозяйственной и иной деятельности.
Статья 22. Срок действия заключения государственной
экологической экспертизы
Заключение государственной экологической экспертизы о соответствии объекта государственной экологической экспертизы экологическим требованиям имеет юридическую силу в течение трех лет со дня его выдачи.
Статья 23. Общественная экологическая экспертиза
Общественная экологическая экспертиза может осуществляться по инициативе негосударственных некоммерческих организаций и граждан в любой сфере деятельности, которая нуждается в экологическом обосновании. Запрещается препятствовать осуществлению общественной экологической экспертизы.
Общественная экологическая экспертиза может осуществляться независимо от проведения государственной экологической экспертизы.
Заключение общественной экологической экспертизы имеет рекомендательный характер.
Статья 24. Экологический аудит
Экологическим аудитом является проводимая экологической аудиторской организацией систематическая, документированная, независимая экологическая оценка хозяйственной и иной деятельности субъекта экологического аудита на предмет соблюдения им требований нормативных документов в области технического регулирования и нормативно-правовых актов, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.
Споры, возникающие при организации и проведении экологической экспертизы, разрешаются в порядке, установленном законодательством.
Статья 26. Ответственность за нарушение
законодательства об экологической экспертизе
Лица, виновные в нарушении законодательства об экологической экспертизу, несут ответственность в установленном законом порядке.
Президент
Республики Узбекистан И. Каримов
"Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан",
2000 г., N 5-6, ст.144