язык интерфейса
Комментарий к документу - NB! Настоящий Закон утрачивает силу в мае 2025 года в соответствии с Законом РУз от 27.11.2024 г. N ЗРУ-1006

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Отдельные отрасли экономики/ Транспорт/ Железнодорожный транспорт/ Закон Республики Узбекистан от 15.04.1999 г. N 766-I "О железнодорожном транспорте"

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

15.04.1999 г.

N 766-I



О ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:


железнодорожный транспорт (железная дорога) - один из видов транспорта общего пользования, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс с входящими в него предприятиями, учреждениями и организациями производственного и социального назначения, обеспечивающий во взаимодействии с железными дорогами других государств и другими видами транспорта потребности в перевозках;


предприятие железнодорожного транспорта - структурное подразделение основной деятельности железной дороги, непосредственно обеспечивающее перевозочный процесс;


учреждение железнодорожного транспорта - структурное подразделение железной дороги, занятое в сфере подготовки кадров, социально-бытового и культурного обслуживания работников железнодорожного транспорта;


организация железнодорожного транспорта - структурное подразделение железной дороги, осуществляющее подсобно-вспомогательную деятельность и не принимающее непосредственного участия в перевозочном процессе;


Устав железной дороги - нормативный акт, определяющий, в соответствии с законодательством, права, обязанности и ответственность железной дороги, юридических и физических лиц (в том числе экспедиторских и иных организаций, действующих от их имени), пользующихся услугами железнодорожного транспорта;

рынок транспортных услуг - сфера осуществления перевозок грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа, технического обслуживания и ремонта транспортных средств, подсобно-вспомогательных и других видов работ (услуг), связанных с перевозками на железнодорожном транспорте;


перевозочный процесс - совокупность организационно и технологически взаимосвязанных действий и операций, выполняемых предприятиями железнодорожного транспорта при подготовке, осуществлении и завершении перевозок грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа;


железнодорожные пути общего пользования - железнодорожные линии, вдоль которых расположены железнодорожные станции, открытые для выполнения соответствующих операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа и обслуживанию пассажиров, производству маневровой работы;


груз - объект железнодорожной перевозки, принятый предприятием железнодорожного транспорта в установленном порядке к перевозке, за своевременность доставки и сохранность которого железная дорога несет ответственность;


пассажир - гражданин (физическое лицо), имеющий проездные документы и совершающий поездку в поезде;


багаж - вещи, товары и иные материальные ценности, переносимые пассажиром и находящиеся с ним в пути следования в пассажирском вагоне;


грузобагаж - объект железнодорожной перевозки, перевозимый в пассажирских и почтово-багажных поездах;


грузоотправитель (отправитель) - юридическое или физическое лицо, выступающее от своего имени либо от имени собственника груза или грузобагажа и указанное в перевозочных документах;


грузополучатель (получатель) - юридическое или физическое лицо, управомоченное на получение груза или грузобагажа;


опасные грузы - вещества, материалы, изделия, отходы производственной и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей при наличии определенных факторов могут в процессе транспортировки, при производстве погрузочно-разгрузочных работ и хранении послужить причиной взрыва, пожара или повреждения перевозимых грузов, технических средств, устройств, зданий и сооружений, других объектов, а также причинения вреда жизни или здоровью людей, гибели животных, вреда окружающей природной среде;


полоса отвода - земли железнодорожного транспорта, занимаемые земляным полотном, искусственными сооружениями, линейно-путевыми зданиями, устройствами железнодорожной связи и электроснабжения, железнодорожными станциями, другими зданиями, сооружениями и путевыми устройствами, а также защитными лесонасаждениями;


охранные зоны - земельные участки, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации железнодорожных путей, линий электроснабжения и связи, сохранности, прочности и устойчивости сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта, а также земли с подвижной почвой, прилегающие к землям железнодорожного транспорта.



Статья 2. Законодательство

о железнодорожном транспорте

Законодательство о железнодорожном транспорте состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Отношения между предприятиями железнодорожного транспорта и грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами, другими юридическими и физическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта определяются также Уставом железной дороги, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Порядок организации перевозок грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте определяется правилами перевозок грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа, а также другими нормативными актами, утверждаемыми органом государственного управления железнодорожным транспортом.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о железнодорожном транспорте, то применяются правила международного договора.


Статья 3. Собственность на железнодорожном транспорте

Предприятия железнодорожного транспорта, железнодорожные пути общего пользования и другое имущество железнодорожного транспорта, непосредственно обеспечивающие бесперебойный перевозочный процесс, безопасность движения и проведение аварийно-восстановительных работ, находятся исключительно в государственной собственности.

Имущество железнодорожного транспорта, непосредственно не участвующее в перевозочном процессе, может быть приватизировано в установленном законодательством порядке.


Статья 4. Создание, реорганизация и ликвидация

предприятий железнодорожного транспорта

Создание, реорганизация и ликвидация предприятий железнодорожного транспорта, связанных с обеспечением перевозочного процесса, осуществляются органом государственного управления железнодорожным транспортом в соответствии с законодательством.


Статья 5. Имущество предприятий, учреждений

и организаций железнодорожного транспорта

Имущество предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта составляют основные и оборотные средства, а также иные материальные ценности, стоимость которых отражается в их самостоятельном балансе.

Право пользования, владения и распоряжения имуществом предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта осуществляется в соответствии с законодательством.

Продажа принадлежащего предприятиям железнодорожного транспорта на праве хозяйственного ведения недвижимого имущества осуществляется органом государственного управления железнодорожным транспортом в порядке, установленном законодательством. Передача этого имущества в аренду или владение иным способом без изменения права государственной собственности на это имущество осуществляются предприятиями железнодорожного транспорта по согласованию с органом государственного управления железнодорожным транспортом.

Продажа, обмен, сдача в аренду, предоставление во временное пользование, списание с баланса подвижного состава и контейнеров, находящихся в государственной собственности, производимые без изменения права собственности на это имущество, осуществляются органом государственного управления железнодорожным транспортом или по его поручению соответствующими предприятиями железнодорожного транспорта в порядке, установленном законодательством.

Продажа подвижного состава и контейнеров юридическим и физическим лицам, а также использование предприятиями железнодорожного транспорта полученных от продажи этого имущества средств на приобретение подвижного состава, контейнеров и развитие производственных мощностей осуществляются в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.



Статья 6. Земли железнодорожного транспорта

К землям железнодорожного транспорта относятся земли, предоставленные государством в постоянное пользование предприятиям, учреждениям и организациям железнодорожного транспорта для осуществления возложенных на них задач по эксплуатации, содержанию, строительству, реконструкции, ремонту, усовершенствованию и развитию сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.

Земли для обеспечения деятельности железнодорожного транспорта предоставляются в порядке, определяемом законодательством.

Порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определяется органом государственного управления железнодорожным транспортом в соответствии с законодательством.



Статья 7. Охранные зоны железнодорожного транспорта

В целях обеспечения безопасности населения, а также нормальной эксплуатации железнодорожных путей и других объектов железнодорожного транспорта, расположенных на землях, подверженных оползням, обвалам, размывам, селям и другим опасным воздействиям, устанавливаются охранные зоны.

Порядок установления охранных зон, их размеры, режим использования земель, отведенных для этих целей, устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.



Статья 8. Виды железнодорожных сообщений

и специальные перевозки

Железнодорожные сообщения подразделяются на следующие виды:

внутренние сообщения - перевозки грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа в пределах Республики Узбекистан;

международные сообщения - перевозки грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа между Республикой Узбекистан и другими государствами;

прямые смешанные сообщения - перевозки грузов по единому транспортному документу различными видами транспорта. Прямые смешанные сообщения могут быть как внутренними, так и международными.

К специальным перевозкам относятся перевозки, обеспечивающие транспортировку специальных видов грузов для удовлетворения особо важных государственных, в том числе оборонных, нужд.



Статья 9. Ведомственные железнодорожные подъездные пути

К ведомственным железнодорожным подъездным путям относятся железнодорожные пути, находящиеся в собственности хозяйствующих субъектов и соединяющиеся с железнодорожными путями общего пользования.

Условия функционирования ведомственных железнодорожных подъездных путей определяются законодательством. Отношения между собственниками ведомственных железнодорожных подъездных путей и предприятиями железнодорожного транспорта определяются договором.



Статья 10. Управление железнодорожным транспортом

Управление железнодорожным транспортом осуществляется централизованно и относится к компетенции органа государственного управления железнодорожным транспортом.

Орган государственного управления железнодорожным транспортом:

- осуществляет единую государственную политику в области организации и выполнения железнодорожных перевозок;

- принимает нормативные акты по вопросам деятельности железнодорожного транспорта и условиям перевозок;

- содействует формированию и развитию рынка транспортных услуг;

- осуществляет контроль за развитием и эксплуатацией железнодорожного транспорта, включая ведомственные железнодорожные подъездные пути;

- проводит тарифную политику в области железнодорожных перевозок;

- осуществляет международное сотрудничество в области железнодорожного транспорта;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

Никто не вправе вмешиваться в деятельность железнодорожного транспорта, связанную с перевозочным процессом,

Решения органа государственного управления железнодорожным транспортом, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для всех юридических и физических лиц, а также органов государственной власти на местах.



Статья 11. Перевозка грузов

Предприятия железнодорожного транспорта обязаны осуществить перевозку груза по назначению в установленные сроки, если отправитель соблюдает требования, предъявляемые к перевозке грузов, и перевозке не препятствуют обстоятельства, которые не могут быть предотвращены или устранены железной дорогой.

Грузоотправители и предприятия железнодорожного транспорта при осуществлении систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договора об организации перевозок и транспортной экспедиции.

Перевозка грузов на железнодорожном транспорте осуществляется в соответствии с заявками грузоотправителей. Формы заявок на перевозки грузов, порядок их подачи, исполнения и учета, а также перечень перевозимых железнодорожным транспортом грузов устанавливаются органом государственного управления железнодорожным транспортом. Грузы должны быть подготовлены отправителем к перевозке, которая бы обеспечивала безопасность движения и сохранность грузов.



Статья 12. Перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа

Предприятия железнодорожного транспорта обязаны обеспечить своевременность перевозок пассажиров и доставки багажа, грузобагажа, безопасность, необходимые удобства и условия обслуживания пассажиров на вокзалах и в поездах, сохранность багажа и грузобагажа.

Пассажиры должны быть обеспечены своевременной и достоверной информацией о времени отправления и прибытия поездов, стоимости проезда, перевозки багажа, грузобагажа, о времени работы железнодорожных билетных касс, камер хранения, расположенных в вокзальных помещениях, об оказываемых пассажирам услугах, а также другой необходимой информацией о работе предприятия организации железнодорожного транспорта.

Порядок продажи проездных билетов на железнодорожном транспорте определяется Уставом железной дороги и Правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа.

Проездные билеты на железнодорожном транспорте продаются пассажирам за полную стоимость, за исключением граждан, для которых законодательством установлен льготный проезд. Компенсация льготного проезда осуществляется в порядке, определяемом законодательством.

Пассажир имеет право в поезде провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте до пяти лет без предоставления отдельного места. При следовании с пассажиром более одного ребенка в возрасте до пяти лет один из них перевозится бесплатно, а остальные - с 50-процентной скидкой от полной стоимости билета с предоставлением отдельного места. Детям в возрасте от пяти до десяти, также предоставляется 50-процентная скидка от полной стоимости билета с предоставлением отдельного места. Реализация указанных льгот по перевозке детей осуществляется за счет средств предприятий железнодорожного транспорта.

В целях охраны жизни и здоровья пассажиров и работников железнодорожного транспорта, обеспечения безопасности железнодорожных перевозок уполномоченные органы при входе на вокзал в установленном порядке производят досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров и других лиц. При отказе от досмотра вход на вокзал запрещается, а пассажиры к перевозке не допускаются. Перечень уполномоченных органов, имеющих право производить досмотр, и порядок производства досмотра, а также правила нахождения на вокзалах пассажиров и других лиц устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


Статья 13. Тарифы на перевозки грузов, пассажиров,

багажа и грузобагажа по железной дороге

Тарифы на перевозки грузов, пассажир багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте устанавливаются с учетом интересов грузоотправителей и пассажиров органом государственного управления железнодорожным транспортом в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Тарифы на перевозки в международном сообщении устанавливаются в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан.

Дополнительные работы и услуги, связанные с перевозкой грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа, оплачиваются на договорной основе.


Статья 14. Финансовая и хозяйственная деятельность

железнодорожного транспорта

Финансирование деятельности железнодорожного транспорта осуществляется из доходов собственной хозяйственной деятельности и средств государственного бюджета в части возмещения расходов по льготным перевозкам.

Порядок распределения доходов железнодорожного транспорта, получаемых от всех видов перевозок, устанавливается органом государственного управления железнодорожным транспортом, с учетом конкретного вклада каждого предприятия железнодорожного транспорта в перевозочный процесс.

Строительство и реконструкция железнодорожных линий, объектов мобилизационного назначения, в том числе промышленных предприятий, объектов электрификации и связи а также приобретение железнодорожного подвижного состава и крупных механизмов социального назначения осуществляются в порядке, установленном законодательством.

Строительство железнодорожных подъездных путей, остановочных пунктов, грузовых дворов, других объектов может осуществляться по инициативе и за счет средств заинтересованных юридических и физических лиц в установленном порядке.

Строительство и реконструкция железнодорожных линий, вокзалов, пешеходных мостов и тоннелей, пассажирских платформ и других объектов железнодорожного транспорта по обслуживанию населения, приобретения подвижного состава для пригородного сообщения осуществляются за счет средств железной дороги, а также могут осуществляться за счет средств местного бюджета, заинтересованных юридических и физических лиц.

Для решения задач развития железнодорожного транспорта органом государственного управления железнодорожным транспортом могут создаваться централизованные страховые и резервные фонды.

Расчеты отправителей и получателей грузов и грузобагажа с предприятиями железнодорожного транспорта за перевозки, грузовые операции, транспортно-экспедиторские услуги и пользование подвижным составом, а также уплата штрафов и пени за неисполнение договорных обязательств и ущерб, нанесенный железной дороге, осуществляются в порядке, определяемом законодательством.

Предприятия железнодорожного транспорта имеют право удерживать переданные им для перевозки грузы в обеспечение причитающейся провозной платы и других платежей по перевозке в порядке, определяемом законодательством.

Финансирование пригородных пассажирских перевозок может осуществляться органами государственной власти на местах за счет средств местного бюджета или заинтересованными юридическими или физически лицами.



Статья 15. Отношения предприятий железнодорожного

транспорта с юридическими и физическими лицами,

являющимися собственниками объектов

железнодорожного транспорта

Отношения предприятий железнодорожного транспорта с юридическими и физическими лицами, являющимися собственники железнодорожных подъездных путей с выходом на железнодорожные пути общего пользования и других объектов железнодорожного транспорта, а также порядок и условия эксплуатации железнодорожных подъездных путей и обращения принадлежащего им подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования определяются настоящим Законом, иными актами законодательства, а также договорами.

Юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов железнодорожного транспорта, сооружающие новые железнодорожные линии с выходом на железнодорожные пути общего пользования, а также же проектирующие и производящие подвижной состав, осуществляют проектирование и строительство указанных линий и подвижного состава по согласованию с органом государственного управления железнодорожным транспортом.

Статья 16. Трудовые отношения работников

железнодорожного транспорта

Трудовые отношения работников железнодорожного транспорта регулируются законодательством о труде.

Особенности режима рабочего времени, режима отдыха и других условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, работа которых непосредственно связана с движением поездов, устанавливаются в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Предприятия железнодорожного транспорта организуют проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников, связанных с движением поездов и занятых на работах с неблагоприятными условиями труда. Перечень таких должностей и работ, а также порядок проведения медицинских осмотров устанавливаются Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.

Статья 17. Гарантии, компенсации в связи

с разъездным характером работ и льготы работникам

железнодорожного транспорта

Гарантии и компенсации, предоставляемые работникам железнодорожного транспорта с разъездным характером труда устанавливаются законодательством.

Работники подразделений военизированной охраны железнодорожного транспорта при исполнении служебных обязанностей имеют гарантии правовой и социальной защиты, предусмотренные законодательством.

Работники железнодорожного транспорта пользуются правом на ежегодный бесплатный проезд на железнодорожном транспорте в порядке и на условиях, устанавливаемых коллективными договорами или отраслевым коллективным соглашением.

За работниками железнодорожного транспорта, переведенными на другую работу вследствие трудового увечья или профессионального заболевания либо вышедшими на пенсию по инвалидности в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, возникшим не по вине работника, сохраняются право на ежегодный бесплатный проезд на железнодорожном транспорте и иные льготы, установленные законодательством.

Льготы, установленные частями третьей и четвертой настоящей статьи, обеспечиваются за счет средств предприятий железнодорожного транспорта.



Статья 18. Дисциплина на железнодорожном транспорте

Дисциплина работников железнодорожного транспорта регулируется положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Прекращение работы на предприятиях железнодорожного транспорта, как средство разрешения коллективных трудовых споров, не допускается.

Статья 19. Учетно-отчетное время на железнодорожном транспорте

В целях обеспечения непрерывного централизованного управления перевозочным процессом на предприятиях железнодорожного транспорта, непосредственно участвующих в перевозках, независимо от их местонахождения устанавливается единое действующее в стране учетно- отчетное время ташкентское.


Статья 20. Обеспечение безопасности движения,

эксплуатация железнодорожных транспортных

и иных технических средств

Предприятия железнодорожного транспорта обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда, перевозки грузов, багажа и грузобагажа, безопасность движения поездов и других железнодорожных транспортных средств, в том числе при маневровой работе, эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом, а также охрану труда работников железнодорожного транспорта и окружающей природной среды.

На железнодорожном транспорте действует специальное структурное подразделение, осуществляющее контроль за обеспечением безопасности движения поездов, а также аварийно-восстановительные подразделения, ликвидирующие последствия аварий на железной дороге. Положение об этих подразделениях, а также порядок классификации, служебного расследования и учета нарушений безопасности движения устанавливаются органом государственного управления железнодорожным транспортом.


Статья 20-1. Государственный контроль и иные меры,

направленные на обеспечение безопасности

железнодорожных перевозок

Государственный контроль и иные меры, направленные на обеспечение безопасности железнодорожных перевозок, осуществляются органами внутренних дел, Службы государственной безопасности и Государственной инспекцией Республики Узбекистан по надзору за безопасностью железнодорожных перевозок в пределах их компетенции.


Статья 21. Основные требования к безопасности

движения на железнодорожном транспорте

Территории железнодорожных станций, вокзалов и других подразделений железной дороги, связанных с перевозочным процессом, пассажирские платформы и железнодорожные линии, на которых осуществляется движение поездов и производятся маневровые и погрузочно- разгрузочные работы, являются зонами повышенной опасности и при необходимости ограждаются. Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, проведения в них работ, проезда и перехода через железнодорожные пути устанавливаются органом государственного управления железнодорожным транспортом.

Подвижной состав, в том числе специализированный, и контейнеры, элементы верхнего строения железнодорожных путей и другие технические средства и механизмы, поставляемые железнодорожному транспорту, а так же услуги, предоставляемые пассажирам, должны соответствовать требованиям безопасности движения, охраны труда и экологической безопасности, установленным соответствующими нормативными актами.

Сертификация технических средств и механизмов, используемых в деятельности железнодорожного транспорта, а также оказываемых услуг осуществляется в порядке, установленном законодательством.

Объекты, на территории которых осуществляются производство, хранение, погрузка, транспортировка и разгрузка опасных грузов, должны быть удалены от железнодорожных путей общего пользования и сооружений на расстояние, обеспечивающее их безопасную работу. Минимальные расстояния от указанных объектов до железнодорожных путей общего пользования и сооружений в местах пересечения путей общего пользования трубопроводами, линиями связи, электропередачи и другими сооружениями, а также нормы строительства и содержания таких объектов в местах пересечения и сближения с железнодорожными путями устанавливаются нормативными актами соответствующих органов государственного управления, принимаемыми по согласованию с органом государственного управления железнодорожным транспортом.

Ответственность за обеспечение установленных нормативов при строительстве и эксплуатации газо-, нефтепроводов и других сооружений, пересекающих железнодорожные пути общего пользования или находящихся в непосредственной близости от них, а также за безопасность эксплуатации указанных сооружений несут их владельцы. Владельцы указанных сооружений обязаны своевременно сообщать предприятию железнодорожного транспорта о возникновении аварийных ситуаций, угрожающих безопасности движения.

Владельцы опасных и специальных грузов, перевозимых по железной дороге, отправляющие и получающие такие грузы, должны гарантировать безопасность их перевозки, погрузки и разгрузки, иметь средства и мобильные подразделения, необходимые для ликвидации аварийных ситуаций и последствий аварий в случаях их возникновения при перевозке этих грузов.

Предприятия железнодорожного транспорта обязаны обеспечивать безопасность транспортировки опасных и специальных грузов и принимать участие в ликвидации последствий аварий в случаях их возникновения при перевозке этих грузов.

Места пересечения железнодорожных путей с автомобильными дорогами (железнодорожные переезды) определяются правилами технической эксплуатации железной дороги и строительными нормами и правилами.

Порядок эксплуатации железнодорожных переездов, их открытия и закрытия устанавливается органом государственного управления железнодорожным транспортом по согласованию с соответствующими органами государственного управления.

Лица, виновные в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожных транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом, несут ответственность в соответствии с законодательством.



Статья 22. Охрана грузов и объектов

на железнодорожном транспорте

Охрана грузов в пути следования и на железнодорожных станциях, охрана объектов железнодорожного транспорта, а также проведение противопожарной профилактической работы, пожарный надзор и ликвидация пожаров на железнодорожном транспорте осуществляются подразделениями военизированной охраны железнодорожного транспорта.

Положение о военизированной охране железнодорожного транспорта и перечень грузов, подлежащих охране и сопровождению, утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан. Порядок охраны и сопровождения этих грузов устанавливается органом государственного управления железнодорожным транспортом.

Наряды военизированной охраны железнодорожного транспорта сопровождают грузы, требующие такого сопровождения, в пределах Республики Узбекистан. Порядок и место передачи сопровождаемых грузов при пересечении Государственной границы Республики Узбекистан определяются международными договорами Республики Узбекистан.

Охрана наиболее важных объектов железнодорожного транспорта и специальных грузов осуществляется подразделениями органов внутренних дел по обеспечению безопасности на транспорте и иными уполномоченными подразделениями органов государственного управления. Перечни таких объектов и грузов устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Охрана и сопровождение отдельных видов грузов, в том числе ценных, скоропортящихся и других, могут осуществляться проводниками отправителя или получателя на всем пути следования. Порядок охраны и сопровождения таких грузов устанавливается грузоотправителями (грузополучателями) по согласованию с органом государственного управления железнодорожным транспортом.

При необходимости, орган государственного управления железнодорожным транспортом вправе потребовать от грузоотправителей (грузополучателей) принятия дополнительных мер, снижающих риск возникновения аварийных ситуаций и иных чрезвычайных обстоятельств, а также возможных убытков при перевозке их грузов.



Статья 23. Работа железнодорожного транспорта

в чрезвычайных обстоятельствах

Предприятия железнодорожного транспорта принимают незамедлительные меры по устранению последствий крушений, аварий, стихийных бедствий (заносы, наводнения, пожары и другие чрезвычайные обстоятельства), вызвавших нарушение работы железнодорожного транспорта. Для осуществления таких мер они должны иметь запас материальных и технических средств, перечень которых определяется органом государственного управления железнодорожным транспортом.

Органы государственной власти и управления оказывают предприятиям железнодорожного транспорта помощь в ликвидации последствий крушений, аварий, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей, окружающей природной среде, безопасности движения и сохранности грузов.

Если в результате действия непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемий и других чрезвычайных обстоятельств возникли препятствия к дальнейшей перевозке груза, багажа и грузобагажа, лишающие предприятия железнодорожного транспорта возможности доставить их в пункт назначения или выдать надлежащему получателю, а равно если по указанным причинам истекли предельные сроки хранения груза, багажа и грузобагажа, указанные предприятия в порядке, установленном законодательством, по поручению отправителя или получателя груза, багажа и грузобагажа, а также в случаях неполучения в установленный срок указанного поручения вправе их передать (реализовать) или при невозможности передать (реализовать) груз, багаж и грузобагаж - возвратить их отправителю. При этом сумма, полученная предприятием железнодорожного транспорта за переданные (реализованные) грузы, багаж и грузобагаж, за вычетом сумм, причитающихся этому предприятию, перечисляется получателю, указанному в перевозочных документах, в случае оплаты им стоимости, и - отправителю во всех остальных случаях.

Сумма, полученная предприятием железнодорожного транспорта за реализацию груза, багажа и грузобагажа, на который отсутствуют документы, перечисляется в доход органа государственного управления железнодорожным транспортом и используются на возмещение средств, выплаченных предприятием железнодорожного транспорта за не прибывший по назначению груз, багаж и грузобагаж.

В случае невостребования получателем (отправителем) указанной суммы, средства по истечению сроков исковой давности подлежат перечислению в государственный бюджет.



Статья 24. Мобилизационная подготовка

и гражданская защита на железнодорожном транспорте

Руководство мобилизационной подготовкой и гражданской защитой на железнодорожном транспорте осуществляется органом государственного управления железнодорожным транспортом.

Финансирование мероприятий по мобилизационной подготовке и гражданской защите на железнодорожном транспорте осуществляется в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.



Статья 25. Добровольное и обязательное страхование

Работники железнодорожного транспорта с разъездным характером труда, а также работники, выполняющие свои должностные обязанности в опасных для жизни условиях, и работники подразделений военизированной охраны на период исполнения ими служебных обязанностей подлежат обязательному личному страхованию.

Порядок и условия обязательного личного страхования отдельных категорий работников железнодорожного транспорта определяются законодательством.

На железнодорожном транспорте может проводиться добровольное личное страхование пассажиров, а также добровольное страхование грузов, багажа и грузобагажа.

Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика осуществляется перевозчиком.


Статья 26. Ответственность предприятий

железнодорожного транспорта

Предприятия железнодорожного транспорта не вправе отказать в перевозке пассажиру и отправителю груза, оплатившим и правильно оформившим проездные документы на проезд и перевозку груза, багажа и грузобагажа, если иное не предусмотрено настоящим Законом или иными актами законодательства.

Предприятия железнодорожного транспорта, осуществляющие перевозочный процесс, в порядке, установленном законодательством, несут ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира или другого лица, пользующегося услугами железнодорожного транспорта, а равно лица, пострадавшего в результате деятельности железнодорожного транспорта.

Предприятия железнодорожного транспорта при перевозке грузов несут ответственность в виде уплаты штрафов за невыполнение принятых заявок на перевозку грузов, неподачу и задержку уборки вагонов с подъездных путей, самовольное занятие, повреждение или утрату вагонов и контейнеров, принадлежащих отправителям и получателям грузов или арендованных ими в размерах, установленных Уставом железной дороги.

Предприятия железнодорожного транспорта наряду с имущественной ответственностью за нарушение сроков доставки груза при перевозке несут также имущественную ответственность за необеспечение сохранности перевозимого груза в порядке и размерах, определяемых законодательством.

Предприятия железнодорожного транспорта за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке пассажиров, багажа и грузобагажа несут ответственность в порядке и размерах, определяемых законодательством.

Предприятия железнодорожного транспорта в соответствии с законодательством несут ответственность за вред, причиненный окружающей природной среде, и за ненадлежащее содержание и использование земель железнодорожного транспорта.


Статья 27. Ответственность грузоотправителей

и грузополучателей, пассажиров, других юридических

и физических лиц перед предприятиями

железнодорожного транспорта

Грузоотправители и грузополучатели несут ответственность в виде уплаты штрафов в размерах, установленных законодательством, за:

- несвоевременную оплату перевозок;

- непредъявление грузов, неиспользование поданных для перевозки грузов вагонов, контейнеров или отказ от предусмотренных заявкой вагонов, контейнеров;

- использование без разрешения вагонов и контейнеров, принадлежащих железной дороге;

- задержку (простой) вагонов и контейнеров под погрузкой, разгрузкой или перегрузкой свыше установленных технологических норм, а также в ожидании их подачи под погрузку, разгрузку, перегрузку или по иным причинам, зависящим от отправителя;

- нарушение установленных таможенными органами, Пограничными войсками Службы государственной безопасности Республики Узбекистан или иными государственными органами требований по поставке продукции на экспорт, повлекшее задержку вагонов и контейнеров;

- перегруз вагонов, контейнеров сверх, грузоподъемности;

- неочистку вагонов и контейнеров после выгрузки;

- повреждение или утрату предоставленных железной дорогой вагонов или контейнеров, съемных перевозочных приспособлений и средств пакетирования;

- предъявление груза, запрещенного к перевозке, или груза, требующего при перевозке особых мер предосторожности, с неправильным указанием наименования или свойств груза.

Пассажиры, другие юридические и физические лица за нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта, безопасности движения, пожарной безопасности, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил на железнодорожном транспорте, повреждение устройств, транспортных средств и их внутреннего оборудования несут ответственность в соответствии с законодательством.

Ущерб, причиненный железнодорожному транспорту в результате умышленного блокирования его коммуникаций и иных незаконных действий, посягающих на его беспрепятственную и безопасную работу, возмещается предприятиям железнодорожного транспорта виновными юридическими и физическими лицами в порядке, установленном законодательством.


Статья 28. Рассмотрение претензий и исков

При нарушении обязательств по перевозке грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа грузоотправители и грузополучатели, пассажиры вправе предъявить соответствующим предприятиям железнодорожного транспорта претензии и иски в порядке и сроки, установленные законодательством.

Особенности рассмотрения претензий и исков по перевозкам на железнодорожном транспорте устанавливаются Уставом железной дороги.


Президент

Республики Узбекистан                                                    И. Каримов



Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан,

1999, N 5, ст. 118