Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
15.04.1999 г.
N 766-I
О ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
железнодорожный транспорт (железная дорога) - один из видов транспорта общего пользования, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс с входящими в него предприятиями, учреждениями и организациями производственного и социального назначения, обеспечивающий во взаимодействии с железными дорогами других государств и другими видами транспорта потребности в перевозках;
предприятие железнодорожного транспорта - структурное подразделение основной деятельности железной дороги, непосредственно обеспечивающее перевозочный процесс;
учреждение железнодорожного транспорта - структурное подразделение железной дороги, занятое в сфере подготовки кадров, социально-бытового и культурного обслуживания работников железнодорожного транспорта;
организация железнодорожного транспорта - структурное подразделение железной дороги, осуществляющее подсобно-вспомогательную деятельность и не принимающее непосредственного участия в перевозочном процессе;
Устав железной дороги - нормативный акт, определяющий, в соответствии с законодательством, права, обязанности и ответственность железной дороги, юридических и физических лиц (в том числе экспедиторских и иных организаций, действующих от их имени), пользующихся услугами железнодорожного транспорта;
рынок транспортных услуг - сфера осуществления перевозок грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа, технического обслуживания и ремонта транспортных средств, подсобно-вспомогательных и других видов работ (услуг), связанных с перевозками на железнодорожном транспорте;
перевозочный процесс - совокупность организационно и технологически взаимосвязанных действий и операций, выполняемых предприятиями железнодорожного транспорта при подготовке, осуществлении и завершении перевозок грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа;
железнодорожные пути общего пользования - железнодорожные линии, вдоль которых расположены железнодорожные станции, открытые для выполнения соответствующих операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа и обслуживанию пассажиров, производству маневровой работы;
груз - объект железнодорожной перевозки, принятый предприятием железнодорожного транспорта в установленном порядке к перевозке, за своевременность доставки и сохранность которого железная дорога несет ответственность;
пассажир - гражданин (физическое лицо), имеющий проездные документы и совершающий поездку в поезде;
багаж - вещи, товары и иные материальные ценности, переносимые пассажиром и находящиеся с ним в пути следования в пассажирском вагоне;
грузобагаж - объект железнодорожной перевозки, перевозимый в пассажирских и почтово-багажных поездах;
грузоотправитель (отправитель) - юридическое или физическое лицо, выступающее от своего имени либо от имени собственника груза или грузобагажа и указанное в перевозочных документах;
грузополучатель (получатель) - юридическое или физическое лицо, управомоченное на получение груза или грузобагажа;
опасные грузы - вещества, материалы, изделия, отходы производственной и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей при наличии определенных факторов могут в процессе транспортировки, при производстве погрузочно-разгрузочных работ и хранении послужить причиной взрыва, пожара или повреждения перевозимых грузов, технических средств, устройств, зданий и сооружений, других объектов, а также причинения вреда жизни или здоровью людей, гибели животных, вреда окружающей природной среде;
полоса отвода - земли железнодорожного транспорта, занимаемые земляным полотном, искусственными сооружениями, линейно-путевыми зданиями, устройствами железнодорожной связи и электроснабжения, железнодорожными станциями, другими зданиями, сооружениями и путевыми устройствами, а также защитными лесонасаждениями;
охранные зоны - земельные участки, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации железнодорожных путей, линий электроснабжения и связи, сохранности, прочности и устойчивости сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта, а также земли с подвижной почвой, прилегающие к землям железнодорожного транспорта.
о железнодорожном транспорте
Законодательство о железнодорожном транспорте состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Отношения между предприятиями железнодорожного транспорта и грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами, другими юридическими и физическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта определяются также Уставом железной дороги, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Порядок организации перевозок грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте определяется правилами перевозок грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа, а также другими нормативными актами, утверждаемыми органом государственного управления железнодорожным транспортом.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о железнодорожном транспорте, то применяются правила международного договора.
Предприятия железнодорожного транспорта, железнодорожные пути общего пользования и другое имущество железнодорожного транспорта, непосредственно обеспечивающие бесперебойный перевозочный процесс, безопасность движения и проведение аварийно-восстановительных работ, находятся исключительно в государственной собственности.
Имущество железнодорожного транспорта, непосредственно не участвующее в перевозочном процессе, может быть приватизировано в установленном законодательством порядке.
Статья 4. Создание, реорганизация и ликвидация
предприятий железнодорожного транспорта
Создание, реорганизация и ликвидация предприятий железнодорожного транспорта, связанных с обеспечением перевозочного процесса, осуществляются органом государственного управления железнодорожным транспортом в соответствии с законодательством.
Статья 5. Имущество предприятий, учреждений
и организаций железнодорожного транспорта
Имущество предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта составляют основные и оборотные средства, а также иные материальные ценности, стоимость которых отражается в их самостоятельном балансе.
Право пользования, владения и распоряжения имуществом предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта осуществляется в соответствии с законодательством.
Продажа принадлежащего предприятиям железнодорожного транспорта на праве хозяйственного ведения недвижимого имущества осуществляется органом государственного управления железнодорожным транспортом в порядке, установленном законодательством. Передача этого имущества в аренду или владение иным способом без изменения права государственной собственности на это имущество осуществляются предприятиями железнодорожного транспорта по согласованию с органом государственного управления железнодорожным транспортом.
Продажа, обмен, сдача в аренду, предоставление во временное пользование, списание с баланса подвижного состава и контейнеров, находящихся в государственной собственности, производимые без изменения права собственности на это имущество, осуществляются органом государственного управления железнодорожным транспортом или по его поручению соответствующими предприятиями железнодорожного транспорта в порядке, установленном законодательством.
Продажа подвижного состава и контейнеров юридическим и физическим лицам, а также использование предприятиями железнодорожного транспорта полученных от продажи этого имущества средств на приобретение подвижного состава, контейнеров и развитие производственных мощностей осуществляются в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
К землям железнодорожного транспорта относятся земли, предоставленные государством в постоянное пользование предприятиям, учреждениям и организациям железнодорожного транспорта для осуществления возложенных на них задач по эксплуатации, содержанию, строительству, реконструкции, ремонту, усовершенствованию и развитию сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Земли для обеспечения деятельности железнодорожного транспорта предоставляются в порядке, определяемом законодательством.
Порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определяется органом государственного управления железнодорожным транспортом в соответствии с законодательством.
В целях обеспечения безопасности населения, а также нормальной эксплуатации железнодорожных путей и других объектов железнодорожного транспорта, расположенных на землях, подверженных оползням, обвалам, размывам, селям и другим опасным воздействиям, устанавливаются охранные зоны.
Порядок установления охранных зон, их размеры, режим использования земель, отведенных для этих целей, устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Статья 8. Виды железнодорожных сообщений
и специальные перевозки
Железнодорожные сообщения подразделяются на следующие виды:
внутренние сообщения - перевозки грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа в пределах Республики Узбекистан;
международные сообщения - перевозки грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа между Республикой Узбекистан и другими государствами;
прямые смешанные сообщения - перевозки грузов по единому транспортному документу различными видами транспорта. Прямые смешанные сообщения могут быть как внутренними, так и международными.
К специальным перевозкам относятся перевозки, обеспечивающие транспортировку специальных видов грузов для удовлетворения особо важных государственных, в том числе оборонных, нужд.
К ведомственным железнодорожным подъездным путям относятся железнодорожные пути, находящиеся в собственности хозяйствующих субъектов и соединяющиеся с железнодорожными путями общего пользования.
Условия функционирования ведомственных железнодорожных подъездных путей определяются законодательством. Отношения между собственниками ведомственных железнодорожных подъездных путей и предприятиями железнодорожного транспорта определяются договором.
Управление железнодорожным транспортом осуществляется централизованно и относится к компетенции органа государственного управления железнодорожным транспортом.
Орган государственного управления железнодорожным транспортом:
- осуществляет единую государственную политику в области организации и выполнения железнодорожных перевозок;
- принимает нормативные акты по вопросам деятельности железнодорожного транспорта и условиям перевозок;
- содействует формированию и развитию рынка транспортных услуг;
- осуществляет контроль за развитием и эксплуатацией железнодорожного транспорта, включая ведомственные железнодорожные подъездные пути;
- проводит тарифную политику в области железнодорожных перевозок;
- осуществляет международное сотрудничество в области железнодорожного транспорта;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
Никто не вправе вмешиваться в деятельность железнодорожного транспорта, связанную с перевозочным процессом,
Решения органа государственного управления железнодорожным транспортом, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для всех юридических и физических лиц, а также органов государственной власти на местах.
Предприятия железнодорожного транспорта обязаны осуществить перевозку груза по назначению в установленные сроки, если отправитель соблюдает требования, предъявляемые к перевозке грузов, и перевозке не препятствуют обстоятельства, которые не могут быть предотвращены или устранены железной дорогой.
Грузоотправители и предприятия железнодорожного транспорта при осуществлении систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договора об организации перевозок и транспортной экспедиции.
Перевозка грузов на железнодорожном транспорте осуществляется в соответствии с заявками грузоотправителей. Формы заявок на перевозки грузов, порядок их подачи, исполнения и учета, а также перечень перевозимых железнодорожным транспортом грузов устанавливаются органом государственного управления железнодорожным транспортом. Грузы должны быть подготовлены отправителем к перевозке, которая бы обеспечивала безопасность движения и сохранность грузов.
Предприятия железнодорожного транспорта обязаны обеспечить своевременность перевозок пассажиров и доставки багажа, грузобагажа, безопасность, необходимые удобства и условия обслуживания пассажиров на вокзалах и в поездах, сохранность багажа и грузобагажа.
Пассажиры должны быть обеспечены своевременной и достоверной информацией о времени отправления и прибытия поездов, стоимости проезда, перевозки багажа, грузобагажа, о времени работы железнодорожных билетных касс, камер хранения, расположенных в вокзальных помещениях, об оказываемых пассажирам услугах, а также другой необходимой информацией о работе предприятия организации железнодорожного транспорта.
Порядок продажи проездных билетов на железнодорожном транспорте определяется Уставом железной дороги и Правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа.
Проездные билеты на железнодорожном транспорте продаются пассажирам за полную стоимость, за исключением граждан, для которых законодательством установлен льготный проезд. Компенсация льготного проезда осуществляется в порядке, определяемом законодательством.
Пассажир имеет право в поезде провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте до пяти лет без предоставления отдельного места. При следовании с пассажиром более одного ребенка в возрасте до пяти лет один из них перевозится бесплатно, а остальные - с 50-процентной скидкой от полной стоимости билета с предоставлением отдельного места. Детям в возрасте от пяти до десяти, также предоставляется 50-процентная скидка от полной стоимости билета с предоставлением отдельного места. Реализация указанных льгот по перевозке детей осуществляется за счет средств предприятий железнодорожного транспорта.
В целях охраны жизни и здоровья пассажиров и работников железнодорожного транспорта, обеспечения безопасности железнодорожных перевозок уполномоченные органы при входе на вокзал в установленном порядке производят досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров и других лиц. При отказе от досмотра вход на вокзал запрещается, а пассажиры к перевозке не допускаются. Перечень уполномоченных органов, имеющих право производить досмотр, и порядок производства досмотра, а также правила нахождения на вокзалах пассажиров и других лиц устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Статья 13. Тарифы на перевозки грузов, пассажиров,
багажа и грузобагажа по железной дороге
Тарифы на перевозки грузов, пассажир багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте устанавливаются с учетом интересов грузоотправителей и пассажиров органом государственного управления железнодорожным транспортом в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Тарифы на перевозки в международном сообщении устанавливаются в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан.
Дополнительные работы и услуги, связанные с перевозкой грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа, оплачиваются на договорной основе.
Статья 14. Финансовая и хозяйственная деятельность
железнодорожного транспорта
Финансирование деятельности железнодорожного транспорта осуществляется из доходов собственной хозяйственной деятельности и средств государственного бюджета в части возмещения расходов по льготным перевозкам.
Порядок распределения доходов железнодорожного транспорта, получаемых от всех видов перевозок, устанавливается органом государственного управления железнодорожным транспортом, с учетом конкретного вклада каждого предприятия железнодорожного транспорта в перевозочный процесс.
Строительство и реконструкция железнодорожных линий, объектов мобилизационного назначения, в том числе промышленных предприятий, объектов электрификации и связи а также приобретение железнодорожного подвижного состава и крупных механизмов социального назначения осуществляются в порядке, установленном законодательством.
Строительство железнодорожных подъездных путей, остановочных пунктов, грузовых дворов, других объектов может осуществляться по инициативе и за счет средств заинтересованных юридических и физических лиц в установленном порядке.
Строительство и реконструкция железнодорожных линий, вокзалов, пешеходных мостов и тоннелей, пассажирских платформ и других объектов железнодорожного транспорта по обслуживанию населения, приобретения подвижного состава для пригородного сообщения осуществляются за счет средств железной дороги, а также могут осуществляться за счет средств местного бюджета, заинтересованных юридических и физических лиц.
Для решения задач развития железнодорожного транспорта органом государственного управления железнодорожным транспортом могут создаваться централизованные страховые и резервные фонды.
Расчеты отправителей и получателей грузов и грузобагажа с предприятиями железнодорожного транспорта за перевозки, грузовые операции, транспортно-экспедиторские услуги и пользование подвижным составом, а также уплата штрафов и пени за неисполнение договорных обязательств и ущерб, нанесенный железной дороге, осуществляются в порядке, определяемом законодательством.
Предприятия железнодорожного транспорта имеют право удерживать переданные им для перевозки грузы в обеспечение причитающейся провозной платы и других платежей по перевозке в порядке, определяемом законодательством.
Финансирование пригородных пассажирских перевозок может осуществляться органами государственной власти на местах за счет средств местного бюджета или заинтересованными юридическими или физически лицами.
Статья 15. Отношения предприятий железнодорожного
транспорта с юридическими и физическими лицами,
являющимися собственниками объектов
железнодорожного транспорта
Отношения предприятий железнодорожного транспорта с юридическими и физическими лицами, являющимися собственники железнодорожных подъездных путей с выходом на железнодорожные пути общего пользования и других объектов железнодорожного транспорта, а также порядок и условия эксплуатации железнодорожных подъездных путей и обращения принадлежащего им подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования определяются настоящим Законом, иными актами законодательства, а также договорами.
Юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов железнодорожного транспорта, сооружающие новые железнодорожные линии с выходом на железнодорожные пути общего пользования, а также же проектирующие и производящие подвижной состав, осуществляют проектирование и строительство указанных линий и подвижного состава по согласованию с органом государственного управления железнодорожным транспортом.
Статья 16. Трудовые отношения работников
железнодорожного транспорта
Трудовые отношения работников железнодорожного транспорта регулируются законодательством о труде.
Особенности режима рабочего времени, режима отдыха и других условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, работа которых непосредственно связана с движением поездов, устанавливаются в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Предприятия железнодорожного транспорта организуют проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников, связанных с движением поездов и занятых на работах с неблагоприятными условиями труда. Перечень таких должностей и работ, а также порядок проведения медицинских осмотров устанавливаются Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.
Статья 17. Гарантии, компенсации в связи
с разъездным характером работ и льготы работникам
железнодорожного транспорта
Гарантии и компенсации, предоставляемые работникам железнодорожного транспорта с разъездным характером труда устанавливаются законодательством.
Работники подразделений военизированной охраны железнодорожного транспорта при исполнении служебных обязанностей имеют гарантии правовой и социальной защиты, предусмотренные законодательством.
Работники железнодорожного транспорта пользуются правом на ежегодный бесплатный проезд на железнодорожном транспорте в порядке и на условиях, устанавливаемых коллективными договорами или отраслевым коллективным соглашением.
За работниками железнодорожного транспорта, переведенными на другую работу вследствие трудового увечья или профессионального заболевания либо вышедшими на пенсию по инвалидности в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, возникшим не по вине работника, сохраняются право на ежегодный бесплатный проезд на железнодорожном транспорте и иные льготы, установленные законодательством.
Льготы, установленные частями третьей и четвертой настоящей статьи, обеспечиваются за счет средств предприятий железнодорожного транспорта.
Дисциплина работников железнодорожного транспорта регулируется положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Прекращение работы на предприятиях железнодорожного транспорта, как средство разрешения коллективных трудовых споров, не допускается.
Статья 19. Учетно-отчетное время на железнодорожном транспорте
В целях обеспечения непрерывного централизованного управления перевозочным процессом на предприятиях железнодорожного транспорта, непосредственно участвующих в перевозках, независимо от их местонахождения устанавливается единое действующее в стране учетно- отчетное время ташкентское.
Статья 20. Обеспечение безопасности движения,
эксплуатация железнодорожных транспортных
и иных технических средств
Предприятия железнодорожного транспорта обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда, перевозки грузов, багажа и грузобагажа, безопасность движения поездов и других железнодорожных транспортных средств, в том числе при маневровой работе, эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом, а также охрану труда работников железнодорожного транспорта и окружающей природной среды.
На железнодорожном транспорте действует специальное структурное подразделение, осуществляющее контроль за обеспечением безопасности движения поездов, а также аварийно-восстановительные подразделения, ликвидирующие последствия аварий на железной дороге. Положение об этих подразделениях, а также порядок классификации, служебного расследования и учета нарушений безопасности движения устанавливаются органом государственного управления железнодорожным транспортом.
Статья 20-1. Государственный контроль и иные меры,
направленные на обеспечение безопасности
железнодорожных перевозок
Государственный контроль и иные меры, направленные на обеспечение безопасности железнодорожных перевозок, осуществляются органами внутренних дел, Службы государственной безопасности и Государственной инспекцией Республики Узбекистан по надзору за безопасностью железнодорожных перевозок в пределах их компетенции.
Статья 21. Основные требования к безопасности
движения на железнодорожном транспорте
Территории железнодорожных станций, вокзалов и других подразделений железной дороги, связанных с перевозочным процессом, пассажирские платформы и железнодорожные линии, на которых осуществляется движение поездов и производятся маневровые и погрузочно- разгрузочные работы, являются зонами повышенной опасности и при необходимости ограждаются. Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, проведения в них работ, проезда и перехода через железнодорожные пути устанавливаются органом государственного управления железнодорожным транспортом.
Подвижной состав, в том числе специализированный, и контейнеры, элементы верхнего строения железнодорожных путей и другие технические средства и механизмы, поставляемые железнодорожному транспорту, а так же услуги, предоставляемые пассажирам, должны соответствовать требованиям безопасности движения, охраны труда и экологической безопасности, установленным соответствующими нормативными актами.
Сертификация технических средств и механизмов, используемых в деятельности железнодорожного транспорта, а также оказываемых услуг осуществляется в порядке, установленном законодательством.
Объекты, на территории которых осуществляются производство, хранение, погрузка, транспортировка и разгрузка опасных грузов, должны быть удалены от железнодорожных путей общего пользования и сооружений на расстояние, обеспечивающее их безопасную работу. Минимальные расстояния от указанных объектов до железнодорожных путей общего пользования и сооружений в местах пересечения путей общего пользования трубопроводами, линиями связи, электропередачи и другими сооружениями, а также нормы строительства и содержания таких объектов в местах пересечения и сближения с железнодорожными путями устанавливаются нормативными актами соответствующих органов государственного управления, принимаемыми по согласованию с органом государственного управления железнодорожным транспортом.
Ответственность за обеспечение установленных нормативов при строительстве и эксплуатации газо-, нефтепроводов и других сооружений, пересекающих железнодорожные пути общего пользования или находящихся в непосредственной близости от них, а также за безопасность эксплуатации указанных сооружений несут их владельцы. Владельцы указанных сооружений обязаны своевременно сообщать предприятию железнодорожного транспорта о возникновении аварийных ситуаций, угрожающих безопасности движения.
Владельцы опасных и специальных грузов, перевозимых по железной дороге, отправляющие и получающие такие грузы, должны гарантировать безопасность их перевозки, погрузки и разгрузки, иметь средства и мобильные подразделения, необходимые для ликвидации аварийных ситуаций и последствий аварий в случаях их возникновения при перевозке этих грузов.
Предприятия железнодорожного транспорта обязаны обеспечивать безопасность транспортировки опасных и специальных грузов и принимать участие в ликвидации последствий аварий в случаях их возникновения при перевозке этих грузов.
Места пересечения железнодорожных путей с автомобильными дорогами (железнодорожные переезды) определяются правилами технической эксплуатации железной дороги и строительными нормами и правилами.
Порядок эксплуатации железнодорожных переездов, их открытия и закрытия устанавливается органом государственного управления железнодорожным транспортом по согласованию с соответствующими органами государственного управления.
Лица, виновные в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожных транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом, несут ответственность в соответствии с законодательством.
Статья 22. Охрана грузов и объектов
на железнодорожном транспорте
Охрана грузов в пути следования и на железнодорожных станциях, охрана объектов железнодорожного транспорта, а также проведение противопожарной профилактической работы, пожарный надзор и ликвидация пожаров на железнодорожном транспорте осуществляются подразделениями военизированной охраны железнодорожного транспорта.
Положение о военизированной охране железнодорожного транспорта и перечень грузов, подлежащих охране и сопровождению, утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан. Порядок охраны и сопровождения этих грузов устанавливается органом государственного управления железнодорожным транспортом.
Наряды военизированной охраны железнодорожного транспорта сопровождают грузы, требующие такого сопровождения, в пределах Республики Узбекистан. Порядок и место передачи сопровождаемых грузов при пересечении Государственной границы Республики Узбекистан определяются международными договорами Республики Узбекистан.
Охрана наиболее важных объектов железнодорожного транспорта и специальных грузов осуществляется подразделениями органов внутренних дел по обеспечению безопасности на транспорте и иными уполномоченными подразделениями органов государственного управления. Перечни таких объектов и грузов устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Охрана и сопровождение отдельных видов грузов, в том числе ценных, скоропортящихся и других, могут осуществляться проводниками отправителя или получателя на всем пути следования. Порядок охраны и сопровождения таких грузов устанавливается грузоотправителями (грузополучателями) по согласованию с органом государственного управления железнодорожным транспортом.
При необходимости, орган государственного управления железнодорожным транспортом вправе потребовать от грузоотправителей (грузополучателей) принятия дополнительных мер, снижающих риск возникновения аварийных ситуаций и иных чрезвычайных обстоятельств, а также возможных убытков при перевозке их грузов.
Статья 23. Работа железнодорожного транспорта
в чрезвычайных обстоятельствах
Предприятия железнодорожного транспорта принимают незамедлительные меры по устранению последствий крушений, аварий, стихийных бедствий (заносы, наводнения, пожары и другие чрезвычайные обстоятельства), вызвавших нарушение работы железнодорожного транспорта. Для осуществления таких мер они должны иметь запас материальных и технических средств, перечень которых определяется органом государственного управления железнодорожным транспортом.
Органы государственной власти и управления оказывают предприятиям железнодорожного транспорта помощь в ликвидации последствий крушений, аварий, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей, окружающей природной среде, безопасности движения и сохранности грузов.
Если в результате действия непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемий и других чрезвычайных обстоятельств возникли препятствия к дальнейшей перевозке груза, багажа и грузобагажа, лишающие предприятия железнодорожного транспорта возможности доставить их в пункт назначения или выдать надлежащему получателю, а равно если по указанным причинам истекли предельные сроки хранения груза, багажа и грузобагажа, указанные предприятия в порядке, установленном законодательством, по поручению отправителя или получателя груза, багажа и грузобагажа, а также в случаях неполучения в установленный срок указанного поручения вправе их передать (реализовать) или при невозможности передать (реализовать) груз, багаж и грузобагаж - возвратить их отправителю. При этом сумма, полученная предприятием железнодорожного транспорта за переданные (реализованные) грузы, багаж и грузобагаж, за вычетом сумм, причитающихся этому предприятию, перечисляется получателю, указанному в перевозочных документах, в случае оплаты им стоимости, и - отправителю во всех остальных случаях.
Сумма, полученная предприятием железнодорожного транспорта за реализацию груза, багажа и грузобагажа, на который отсутствуют документы, перечисляется в доход органа государственного управления железнодорожным транспортом и используются на возмещение средств, выплаченных предприятием железнодорожного транспорта за не прибывший по назначению груз, багаж и грузобагаж.
В случае невостребования получателем (отправителем) указанной суммы, средства по истечению сроков исковой давности подлежат перечислению в государственный бюджет.
Статья 24. Мобилизационная подготовка
и гражданская защита на железнодорожном транспорте
Руководство мобилизационной подготовкой и гражданской защитой на железнодорожном транспорте осуществляется органом государственного управления железнодорожным транспортом.
Финансирование мероприятий по мобилизационной подготовке и гражданской защите на железнодорожном транспорте осуществляется в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Работники железнодорожного транспорта с разъездным характером труда, а также работники, выполняющие свои должностные обязанности в опасных для жизни условиях, и работники подразделений военизированной охраны на период исполнения ими служебных обязанностей подлежат обязательному личному страхованию.
Порядок и условия обязательного личного страхования отдельных категорий работников железнодорожного транспорта определяются законодательством.
На железнодорожном транспорте может проводиться добровольное личное страхование пассажиров, а также добровольное страхование грузов, багажа и грузобагажа.
Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика осуществляется перевозчиком.
Статья 26. Ответственность предприятий
железнодорожного транспорта
Предприятия железнодорожного транспорта не вправе отказать в перевозке пассажиру и отправителю груза, оплатившим и правильно оформившим проездные документы на проезд и перевозку груза, багажа и грузобагажа, если иное не предусмотрено настоящим Законом или иными актами законодательства.
Предприятия железнодорожного транспорта, осуществляющие перевозочный процесс, в порядке, установленном законодательством, несут ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира или другого лица, пользующегося услугами железнодорожного транспорта, а равно лица, пострадавшего в результате деятельности железнодорожного транспорта.
Предприятия железнодорожного транспорта при перевозке грузов несут ответственность в виде уплаты штрафов за невыполнение принятых заявок на перевозку грузов, неподачу и задержку уборки вагонов с подъездных путей, самовольное занятие, повреждение или утрату вагонов и контейнеров, принадлежащих отправителям и получателям грузов или арендованных ими в размерах, установленных Уставом железной дороги.
Предприятия железнодорожного транспорта наряду с имущественной ответственностью за нарушение сроков доставки груза при перевозке несут также имущественную ответственность за необеспечение сохранности перевозимого груза в порядке и размерах, определяемых законодательством.
Предприятия железнодорожного транспорта за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке пассажиров, багажа и грузобагажа несут ответственность в порядке и размерах, определяемых законодательством.
Предприятия железнодорожного транспорта в соответствии с законодательством несут ответственность за вред, причиненный окружающей природной среде, и за ненадлежащее содержание и использование земель железнодорожного транспорта.
Статья 27. Ответственность грузоотправителей
и грузополучателей, пассажиров, других юридических
и физических лиц перед предприятиями
железнодорожного транспорта
Грузоотправители и грузополучатели несут ответственность в виде уплаты штрафов в размерах, установленных законодательством, за:
- несвоевременную оплату перевозок;
- непредъявление грузов, неиспользование поданных для перевозки грузов вагонов, контейнеров или отказ от предусмотренных заявкой вагонов, контейнеров;
- использование без разрешения вагонов и контейнеров, принадлежащих железной дороге;
- задержку (простой) вагонов и контейнеров под погрузкой, разгрузкой или перегрузкой свыше установленных технологических норм, а также в ожидании их подачи под погрузку, разгрузку, перегрузку или по иным причинам, зависящим от отправителя;
- нарушение установленных таможенными органами, Пограничными войсками Службы государственной безопасности Республики Узбекистан или иными государственными органами требований по поставке продукции на экспорт, повлекшее задержку вагонов и контейнеров;
- перегруз вагонов, контейнеров сверх, грузоподъемности;
- неочистку вагонов и контейнеров после выгрузки;
- повреждение или утрату предоставленных железной дорогой вагонов или контейнеров, съемных перевозочных приспособлений и средств пакетирования;
- предъявление груза, запрещенного к перевозке, или груза, требующего при перевозке особых мер предосторожности, с неправильным указанием наименования или свойств груза.
Пассажиры, другие юридические и физические лица за нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта, безопасности движения, пожарной безопасности, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил на железнодорожном транспорте, повреждение устройств, транспортных средств и их внутреннего оборудования несут ответственность в соответствии с законодательством.
Ущерб, причиненный железнодорожному транспорту в результате умышленного блокирования его коммуникаций и иных незаконных действий, посягающих на его беспрепятственную и безопасную работу, возмещается предприятиям железнодорожного транспорта виновными юридическими и физическими лицами в порядке, установленном законодательством.
При нарушении обязательств по перевозке грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа грузоотправители и грузополучатели, пассажиры вправе предъявить соответствующим предприятиям железнодорожного транспорта претензии и иски в порядке и сроки, установленные законодательством.
Особенности рассмотрения претензий и исков по перевозкам на железнодорожном транспорте устанавливаются Уставом железной дороги.
Президент
Республики Узбекистан И. Каримов
Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан,
1999, N 5, ст. 118