язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Охрана правопорядка. Безопасность. Административная и уголовная ответственность/ Служба государственной безопасности/ Положение о Службе национальной безопасности Республики Узбекистан (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 02.11.1991 г. N 278)

Вы можете получить доступ на один день к продукту Законодательство Руз.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению КМ при Президенте РУз

от 02.11.1991 г. N 278



ПОЛОЖЕНИЕ

о Службе национальной безопасности

Республики Узбекистан


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Служба национальной безопасности (СНБ) Республики Узбекистан образована на основании Указов Президента Республики Узбекистан от 25 августа и 26 сентября 1991 года.


2. СНБ и ее органы на местах ведут борьбу с разведывательно-подрывной деятельностью специальных служб иностранных государств и иностранных организаций против Узбекистана, осуществляют защиту суверенитета, конституционного строя, территориальной целостности, экономического, научно-технического и оборонного потенциала Республики Узбекистан от противоправных посягательств.


3. СНБ Республики Узбекистан наделяется правами республиканского комитета и подчиняется Президенту Республики Узбекистан.

СНБ Республики Узбекистан для выполнения возложенных на нее задач образует свои органы в Республике Каракалпакстан по согласованию с органами государственной власти и управления последней, в областях, отдельных городах и районах.


4. СНБ несет ответственность за обеспечение эффективной защиты функционирования органов власти и управления Республики Узбекистан от разведывательно-подрывных и иных преступных посягательств со стороны специальных служб недружественно настроенных государств и внутренних структур антиконституционной направленности, и систематически отчитывается перед Президентом и Верховным Советом Республики Узбекистан.


5. Служба национальной безопасности и ее органы на местах в своей практической деятельности обязаны поддерживать тесную связь с трудящимися, постоянно опираться на их помощь.


6. СНБ возглавляет председатель, назначаемый указом Президента Республики Узбекистан с последующим утверждением Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Первый заместитель и заместители председателя СНБ назначаются постановлением Кабинета Министров при Президенте Республики Узбекистан по представлению председателя СНБ Республики Узбекистан.

Председатель Службы национальной безопасности пользуется правами, предоставленными законодательством Республики Узбекистан министрам республики.


7. СНБ Республики Узбекистан осуществляет оперативно-розыскную и иную служебную деятельность в соответствии с действующими приказами и указаниями, если они не противоречат Конституции и законодательству Республики Узбекистан.

Председатель СНБ и его заместители в пределах своей компетенции издают приказы, указания и инструкции на основании и во исполнение Конституции, действующих законов Республики Узбекистан, указов Президента, постановлений Верховного Совета и Кабинета Министров Республики Узбекистан.

Для решения вопросов организации работы органов безопасности образуется Совет Службы национальной безопасности Республики Узбекистан в составе председателя Службы - председателя Совета, его заместителей и других руководящих работников Службы.

Персональный состав членов Совета утверждается председателем Службы по согласованию с Президентом Республики Узбекистан.

Председатель СНБ является главным распорядителем кредитов, выделяемых на содержание Службы и ее органов.



II. ЗАДАЧИ И КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ

СЛУЖБЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


Основными задачами Службы национальной безопасности являются разведывательная и контрразведывательная деятельность в интересах Республики Узбекистан и борьба с организованной преступностью.

Органы Службы национальной безопасности Республики Узбекистан:


1. Осуществляют разведывательную и контрразведывательную деятельность; ведут борьбу с терроризмом и организованной преступностью, затрагивающими интересы государственной безопасности; обеспечивают защиту Конституции и суверенитета Узбекистана от противоправных посягательств, обеспечивают безопасность дипломатических, торговых и иных официальных представительств Республики Узбекистан за рубежом, организуют в случае необходимости обеспечение безопасности граждан Республики при их выезде и пребывании за рубежом.


2. Во взаимодействии с подразделениями пограничных войск, дислоцирующихся на территории Республики Узбекистан, осуществляют необходимые мероприятия по обеспечению неприкосновенности государственной границы республики.


3. Информируют регулярно Президента, органы государственной власти и управления Узбекистана по вопросам, затрагивающим интересы безопасности; осуществляют информационно-аналитическую работу в целях обеспечения Президента, высших органов государственной власти и управления Узбекистана информацией, необходимой им для решения задач, связанных с безопасностью, социально-экономическим, оборонным строительством и научно-техническим прогрессом, внешнеполитической и внешнеэкономической деятельностью; проводят исследования и прогнозирование общественных процессов и проблем, затрагивающих интересы безопасности.


4. Участвуют в разработке и осуществлении мер по защите государственных секретов и конфиденциальной информации на народнохозяйственных и других объектах; формируют и реализуют государственную политику, осуществляют государственный контроль в сфере криптографической и технической защиты информации; обеспечивают стандартизацию, сертификацию и лицензирование деятельности в области криптографической и технической защиты информации, совершенствуют нормативно-правовую базу в данной сфере; определяют приоритетные направления научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области развития систем криптографической и технической защиты информации, разрабатывают и осуществляют мероприятия по их реализации; формируют и совершенствуют систему подготовки квалифицированных кадров в области криптографической и технической защиты информации; осуществляют мероприятия в области организации Системы аттестации объектов информатизации.

5. Проводят доследственную проверку и предварительное следствие по делам о преступлениях, расследование которых отнесено к ведению органов безопасности; осуществляют розыск лиц, совершивших или подозреваемых в совершении таких преступлений; ведут учет лиц, их совершивших.

6. Обеспечивают безопасность на народнохозяйственных и других объектах.


7. Участвуют по решению Президента Республики Узбекистан, высших органов государственной власти и управления Узбекистана совместно с органами внутренних дел в защите граждан, охране объектов транспорта и связи, жизнеобеспечения населения, важных народнохозяйственных и военных объектов, восстановлении законности и правопорядка, пресечении массовых беспорядков, межнациональных конфликтов.


8. Участвуют в осуществлении мер по предупреждению крупных аварий, катастроф и других чрезвычайных происшествий на объектах атомной энергетики, нефтегазопродуктопроводах, транспорте, объектах оборонных отраслей промышленности и других важных народнохозяйственных объектах, в ликвидации последствий стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотии, экологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций.


9. Представляют по запросам государственных органов информацию об осведомленности лиц в сведениях, составляющих государственную тайну, в связи с выездом их за границу и ходатайством о выходе из гражданства.


10. Участвуют во взаимодействии с другими государственными органами в разработке и осуществлении мер по обеспечению безопасности специальных перевозок.


11. Участвуют в обеспечении мобилизационных мероприятий органов национальной безопасности в военное время.


12. Участвуют в разработке общегосударственных мер по обеспечению безопасности Республики Узбекистан в решении вопросов, касающихся охраны государственных секретов, таможенных правил, порядка приобретения и хранения оружия и боеприпасов.


13. В соответствии с законодательством выдают заключения и осуществляют контроль при транзите опасных грузов, вооружения, военной техники, военного имущества, взрывчатых веществ и изделий, а также воинских контингентов.

14. Разрабатывают и осуществляют планы развития материально-технической базы органов национальной безопасности.


15. Разрабатывают и осуществляют меры по работе с кадрами органов национальной безопасности; осуществляют меры по обеспечению собственной безопасности.



III. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОРГАНОВ СЛУЖБЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


1. Деятельность органов национальной безопасности строится на основе принципов законности, равенства всех перед законом, уважения личности, ее прав и свобод, гуманизма и интернационализма.


2. Органы национальной безопасности осуществляют свою деятельность при строгом соблюдении прав и свобод граждан.



IV. ПРАВА ОРГАНОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


Органы национальной безопасности Республики Узбекистан для выполнения возложенных на них обязанностей:


1. Осуществляют в установленном порядке гласные и негласные оперативно-розыскные мероприятия, в том числе с использованием технических средств, в целях предупреждения, обнаружения, пресечения и раскрытия преступлений, расследование которых отнесено законом Узбекистана к ведению органов национальной безопасности; используют полученные данные в случаях и порядке, предусмотренных законом.


2. Используют помощь граждан с их согласия на гласной и негласной основе для выполнения возложенных на органы национальной безопасности обязанностей, в том числе привлекают граждан на добровольных началах в качестве внештатных сотрудников органов безопасности.


3. Проводят с последующим уведомлением прокурора исключительно в целях пресечения разведывательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных государств и иностранных организаций против Узбекистана, противоправных посягательств на конституционный строй и суверенитет республики контроль почтовых отправлений и прослушивание переговоров отдельных лиц, ведущихся с использованием телефонов и других переговорных устройств, а также снимают информацию с технических каналов связи, используемых этими лицами, при наличии достаточных данных, указывающих на совершение или приготовление преступлений, расследование которых отнесено законом Узбекистана к ведению органов национальной безопасности, в случае, когда есть основания полагать, что в результате этих мер будут получены сведения, могущие стать доказательствами по уголовному делу.


4. Осуществляют во взаимодействии с органами внутренних дел оперативно-розыскные мероприятия для предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений.


5. Привлекают по согласованию с органами внутренних дел силы и средства этих органов для проведения мероприятий по обеспечению безопасности.


6. Проверяют у граждан при обоснованном подозрении в совершении преступлений либо при совершении преступлений, расследование которых отнесено законом к ведению органов национальной безопасности, документы, удостоверяющие их личность, а также другие документы, необходимые для проверки соблюдения правил, контроль за выполнением которых возложен на органы безопасности.


7. Пользуются беспрепятственно в служебных целях средствами связи, принадлежащими предприятиям, учреждениям, организациям, общественным объединениям, а в неотложных случаях - гражданам.


8. Используют в случаях, не терпящих отлагательств, транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям, организациям, общественным объединениям или гражданам (кроме транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств, международных организаций) для предотвращения преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших или подозреваемых в совершении преступлений, доставления граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи в лечебные учреждения, а также для проезда к месту происшествия или стихийного бедствия. По требованию владельцев транспортных средств органы национальной безопасности возмещают в установленном порядке причиненный им в результате этого ущерб.


9. При непосредственном пресечении преступлений, расследование которых отнесено законом к ведению органов национальной безопасности, преследовании лиц, подозреваемых в совершении таких преступлений, при чрезвычайных обстоятельствах, угрожающих безопасности, входят беспрепятственно в любое время суток в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций и осматривают их с последующим сообщением прокурору в суточный срок о произведенных действиях.


10. Осуществляют по решению высших органов государственной власти Узбекистана мероприятия по обнаружению преступлений в сфере экономики; пользуются в этих случаях правами, предоставленными работникам милиции.


11. Осуществляют профилактику преступлений, расследование которых отнесено законом к ведению органов национальной безопасности. В случаях, предусмотренных законодательством, официально предостерегают граждан о недопустимости совершения противоправных действий с последующим уведомлением об этом прокурора.


12. Имеют следственные изоляторы и другие помещения для содержания в установленном законом порядке лиц, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, и лиц, задержанных органами национальной безопасности по подозрению в совершении преступлений, а в отдельных случаях с санкции прокурора лиц, задержанных и арестованных органами внутренних дел, прокурорами и судами, а также осужденных в случаях, предусмотренных законом Республики Узбекистан.


13. Осуществляют в пределах компетенции организацию и контроль за обеспечением сохранности государственных секретов, безопасности специальных видов связи и шифровальной работы, решением других вопросов безопасности в министерствах, государственных комитетах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, органах общественных объединений, органах Министерства внутренних дел, а также внутренних войсках Министерства внутренних дел и иных, предусмотренных законодательством Республики Узбекистан, воинских формированиях; вносят представления об устранении выявленных недостатков, затрагивающих интересы безопасности, требуют принятия соответствующих мер и информирования органов национальной безопасности об исполнении.

14. Запрещают использование на территории Республики Узбекистан передающих радиоэлектронных средств, работающих с нерегистрированными данными или нарушением установленных правил, а также работу с информацией, составляющей государственную тайну, выполняемую с нарушением установленных требований.


15. Запрашивают в установленном порядке и получают от министерств, государственных комитетов, ведомств, предприятий, учреждений, организаций и органов общественных объединений информацию, необходимую для исполнения обязанностей по обеспечению безопасности.


16. Осуществляют государственное хранение оперативных, следственных и других материалов, относящихся к деятельности органов национальной безопасности, и определяют порядок их учета, хранения и использования; создают информационные системы.


17. Военнослужащие органов национальной безопасности имеют право на ношение, хранение, применение и использование оружия и специальных средств в соответствии с законом Узбекистана.



V. КАДРЫ ОРГАНОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

И ИХ ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ


1. Кадры органов национальной безопасности Республики Узбекистан составляют военнослужащие, рабочие и служащие.


2. Численность военнослужащих, рабочих и служащих и структура органов национальной безопасности определяются Кабинетом Министров при Президенте Республики Узбекистан.


3. Председатель СНБ определяет функции подразделений и утверждает штаты Службы национальной безопасности Республики Узбекистан и ее областных органов в пределах штатной численности и структуры.


4. Генералы, офицеры, прапорщики и военнослужащие сверхсрочной службы органов СНБ Республики Узбекистан проходят военную службу в соответствии с Уставами ВС СССР и Положениями о прохождении воинской службы соответствующими категориями военнослужащих Вооруженных Сил СССР, если они не противоречат действующему законодательству Республики Узбекистан.


5. Председатель СНБ Республики Узбекистан обладает правами и пользуется дисциплинарной властью, предоставляемыми Положениями о прохождении воинской службы и Уставами Вооруженных Сил СССР Министру обороны СССР, в полном объеме.

Права должностных лиц органов СНБ определяются председателем Службы.


6. Условия труда рабочих и служащих СНБ регулируются Кодексом законов о труде Узбекистана.


7. В органах национальной безопасности Республики Узбекистан офицерский состав периодически аттестуется. Для рассмотрения вопросов о присвоении очередных и внеочередных воинских званий создаются аттестационные комиссии.


8. Генералы, офицеры, прапорщики и военнослужащие сверхсрочной службы СНБ состоят в кадрах, в действующем резерве или в запасе Службы национальной безопасности Республики Узбекистан со снятием с воинского учета Министерства обороны.


9. Органы Службы национальной безопасности содержатся за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан.


10. СНБ Республики Узбекистан и ее территориальные органы имеют действительное и условное наименование.



VI. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА РАБОТНИКОВ

ОРГАНОВ СЛУЖБЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


1. Государство гарантирует социальную защиту работников органов национальной безопасности.


2. Военнослужащие органов национальной безопасности подлежат государственному обязательному личному страхованию за счет средств бюджета республики. Размеры выплачиваемых страховых сумм определяются Кабинетом Министров.


3. Ущерб имуществу военнослужащего органов национальной безопасности, причиненный в связи с выполнением им служебных обязанностей или служебного долга, возмещается в полном объеме.



VII. Служба национальной безопасности Республики Узбекистан имеет печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и наименованием на узбекском и русском языках.