Статья 1. Представительная и исполнительная власть на местах
Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Основы государственно-правового устройства/ Органы государственной власти на местах/ Общие положения / Закон Республики Узбекистан от 02.09.1993 г. N 913-XII "О государственной власти на местах"Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
02.09.1993 г.
N 913-XII
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
НА МЕСТАХ
Представительными органами власти в областях, районах и городах (кроме городов районного подчинения) являются Кенгаши народных депутатов.
Исполнительную власть на соответствующей территории возглавляет хоким области, района и города. Хоким области, г. Ташкента подотчетен Президенту Республики Узбекистан и соответствующему Кенгашу народных депутатов. Хоким района, города подотчетен вышестоящему хокиму и соответствующему Кенгашу народных депутатов.
Кенгаш народных депутатов и хоким обеспечивают осуществление общих для области, района и города задач социально - экономического развития, исполнение на местах законов, решений палат Олий Мажлиса, актов, принятых Президентом и Кабинетом Министров, решений вышестоящих Кенгашей народных депутатов и хокимов, связь между органами государственной власти и управления Республики Узбекистан и органами самоуправления граждан, привлечение населения к управлению областью, районом, городом.
Представительные органы власти на местах и хокимы имеют печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан.
Статья 2. Назначение и освобождение главы
исполнительной власти на местах
Хоким области и города Ташкента назначается и освобождается от должности Президентом Республики Узбекистан.
Кандидатуры хокима области и города Ташкента для утверждения областным и Ташкентским городским Кенгашем народных депутатов представляются Президентом Республики Узбекистан после проведения консультаций с каждой из представленных в соответствующих Кенгашах народных депутатов партийных групп (далее - партийные группы).
Кандидат на должность хокима области и города Ташкента при рассмотрении его кандидатуры в соответствующем Кенгаше народных депутатов представляет программу социально-экономического развития территории на перспективу.
Утвержденной считается кандидатура хокима области и города Ташкента, набравшая большинство голосов от общего числа депутатов соответствующего Кенгаша народных депутатов.
Если при голосовании кандидатуры хокима области и города Ташкента не набрали большинства голосов от общего числа депутатов соответствующего Кенгаша народных депутатов, Президент Республики Узбекистан имеет право после проведения дополнительных консультаций с партийными группами в течение месяца еще дважды представлять кандидатуры на указанные должности.
В случае трехкратного отклонения соответствующим Кенгашем народных депутатов представленных кандидатур хокима области и города Ташкента Президент Республики Узбекистан имеет право назначить исполняющего обязанности хокима области и города Ташкента, распустить соответствующий Кенгаш народных депутатов. При этом выборы в областной и Ташкентский городской Кенгаши народных депутатов проводятся в течение трех месяцев со дня принятия решения о роспуске.
В соответствии с решением областного и Ташкентского городского Кенгашей народных депутатов по кандидатуре хокима Президент Республики Узбекистан принимает указ.
Хоким района, города назначается и освобождается от должности хокимом области, города Ташкента и утверждается соответствующим Кенгашем народных депутатов.
Хоким области, района, города может быть избран депутатом в соответствующий Кенгаш народных депутатов.
Кандидат на должность хокима района, города при рассмотрении его кандидатуры в соответствующем Кенгаше народных депутатов представляет программу социально-экономического развития территории на перспективу.
Хоким города районного подчинения назначается и освобождается от должности хокимом района и утверждается районным Кенгашем народных депутатов.
Хоким области по согласованию с Кабинетом Министров Республики Узбекистан правомочен подчинить хокима города хокиму района (за исключением районов, входящих в состав города) и образовать единые органы управления с последующим утверждением принятого об этом решения областным Кенгашем народных депутатов.
Одно и то же лицо не может быть назначено хокимом одной и той же области, района, города более двух сроков подряд.
Срок полномочий хокимов - пять лет.
Статья 3. Законодательство Республики Узбекистан
о государственной власти на местах
Деятельность органов государственной власти на местах регулируется Конституцией Республики Узбекистан, настоящим Законом и другими актами законодательства Республики Узбекистан.
Деятельность районных, городских Кенгашей народных депутатов и соответствующих хокимов в Республике Каракалпакстан регулируется Конституцией Республики Узбекистан, настоящим Законом и законодательством Республики Каракалпакстан.
Статья 4. Взаимоотношения представительных органов власти
и хокимов с органами самоуправления
Кенгаш народных депутатов и хоким области, района, города содействуют развитию самоуправления на соответствующей территории, направляют деятельность органов самоуправления.
Хоким области, района, города в необходимых случаях представляет органам самоуправления граждан отчет о своей деятельности.
Статья 5. Взаимоотношения Кенгашей народных депутатов,
хокимов с органами государственной власти и управления
других административно-территориальных образований
Республики Узбекистан
Кенгаш народных депутатов, хоким области, района, города вправе вступать в договорные отношения с органами государственной власти и управления Республики Каракалпакстан, других областей, городов, районов Республики Узбекистан в пределах предоставленной компетенции для проведения мероприятий, представляющих общий интерес, создания совместных предприятий, хозяйственных организаций, координации деятельности в различных отраслях и сферах управления.
Кенгаш народных депутатов области, района, города принимает решения.
Хоким области, района, города принимает решения и издает распоряжения.
Акты Кенгаша народных депутатов и хокима разрабатываются, согласовываются и регистрируются в Единой электронной системе разработки, согласования и регистрации решений органов государственной власти на местах (далее - Единая электронная система), за исключением случаев, предусмотренных законом.
Акты Кенгаша народных депутатов и хокима, за исключением актов, не имеющих нормативно-правового характера, вступают в силу с момента их регистрации в Единой электронной системе, если иное не определено в самом акте.
Акты Кенгаша народных депутатов и хокима, имеющие нормативно-правовой характер, вступают в силу со дня их официального опубликования, если в самих актах не указан более поздний срок.
Акты Кенгаша народных депутатов и хокима, не зарегистрированные в Единой электронной системе, не могут служить основанием для правового регулирования соответствующих общественных отношений и не влекут за собой правовых последствий, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Акты Кенгаша народных депутатов и хокима, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории области, района, города организациями, должностными лицами и гражданами.
ГЛАВА II. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ НА МЕСТАХ
Статья 7. Формы собственности, составляющие экономическую
основу деятельности государственной власти на местах
Экономическую основу деятельности областного, районного, городского Кенгаша народных депутатов и хокима составляет государственная собственность административно - территориальных образований (коммунальная собственность) и иная собственность, имеющаяся в области, районе, городе и служащая экономическому и социальному развитию.
По отношению к объектам государственной собственности, находящейся в исключительной собственности Республики Узбекистан, областной, районный, городской Кенгаш народных депутатов и хоким осуществляют контроль в части эффективного размещения производственных и социальных объектов, рационального использования природных и трудовых ресурсов, охраны окружающей среды, социальной защиты населения. При этом хокимы областей и города Ташкента имеют право принимать в установленном законом порядке решения о сносе государственных объектов недвижимого имущества, признанных непригодными согласно заключению Инспекции по контролю в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Узбекистан.
Порядок управления собственностью области, района, города, а также объектами республиканской собственности, переданными в хозяйственное ведение области, района, города, регулируется настоящим Законом, иными актами законодательства Республики Узбекистан.
Областной, районный, городской Кенгаш народных депутатов, хоким не вправе вводить не предусмотренные законодательством Республики Узбекистан ограничения для предприятий различных форм собственности, находящихся на подведомственной им территории, которые бы препятствовали свободе предпринимательства и хозяйственной деятельности.
Областному, районному, городскому Кенгашу народных депутатов принадлежат все правомочия собственника на объекты, переданные ему в результате разграничения государственной собственности или приобретенные им в соответствии с законодательством.
В собственности области, района, города находятся имущество областного, районного, городского Кенгаша народных депутатов, средства местных бюджетов и внебюджетных фондов. В собственности области, района, города могут находиться объекты инженерной инфраструктуры и другие объекты, имеющие областное, районное, городское значение, предприятия и объединения, учреждения народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, науки и культуры, другие учреждения, созданные, приобретенные за счет средств области, района, города, в том числе на долевых началах или переданные безвозмездно областному, районному, городскому Кенгашу от других источников, ценные бумаги и финансовые активы.
Статья 8-1. Областные, районные, городские внебюджетные
фонды местных органов власти
Областной, районный, городской Кенгаш народных депутатов может образовать внебюджетные фонды, в которые включаются:
добровольные взносы и пожертвования граждан, предприятий, учреждений, организаций, за исключением бюджетных организаций;
иные внебюджетные средства, не запрещенные законодательством.
Средства областных, районных, городских внебюджетных фондов местных органов власти находятся на казначейских лицевых счетах, изъятию не подлежат и расходуются по решению соответствующего Кенгаша народных депутатов и хокима.
Статья 9. Управление объектами собственности области,
района, города
Кенгаш народных депутатов, хоким осуществляют управление объектами собственности области, района, города в пределах, устанавливаемых законодательством Республики Узбекистан.
Кенгаш народных депутатов, хоким области, района, города вправе передавать объекты, находящиеся в собственности области, района, города, во временное или постоянное владение и пользование в порядке и пределах, предусмотренных законодательством Республики Узбекистан.
Статья 10. Регулирование земельных отношений органами
государственной власти на местах
Хоким области и города Ташкента вправе предоставлять в постоянное пользование земельные участки исключительно в случаях и порядке, предусмотренных законом.
Хоким района, города в случаях, предусмотренных законом, заключает с физическими и юридическими лицами договор аренды земельных участков.
Кенгаши народных депутатов областей и города Ташкента в случаях, предусмотренных законом, принимают решения об изъятии земельного участка или его части для общественных нужд с компенсацией.
Кенгаш народных депутатов, хоким в соответствии с законодательством решают и другие вопросы в области земельных отношений.
ГЛАВА IV. ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ НА МЕСТАХ
Областной, районный, городской Кенгаш народных депутатов состоит из народных депутатов, избираемых населением области, района, города в соответствии с Избирательным кодексом Республики Узбекистан.
Срок полномочий Кенгашей народных депутатов - пять лет.
В течение всего срока действия чрезвычайного положения, введенного на всей территории или в отдельных местностях Республики Узбекистан, выборы в Кенгаши народных депутатов не проводятся.
Кенгаш народных депутатов возглавляет председатель, избираемый из числа его депутатов.
Лицо, занимающее должность хокима области, района, города, не может одновременно занимать должность председателя Кенгаша народных депутатов.
Одно и то же лицо не может быть избрано председателем Кенгаша народных депутатов одной и той же области, района, города более двух сроков подряд.
Председатель Кенгаша народных депутатов избирается на срок полномочий Кенгаша.
Председатель Кенгаша народных депутатов в период выполнения своих обязанностей приостанавливает членство в политической партии, а также не может вступать в состав постоянных и других комиссий, партийных групп.
Статья 16-2. Полномочия председателя Кенгаша
народных депутатов
Председатель Кенгаша народных депутатов:
осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, вносимых на сессии Кенгаша народных депутатов для рассмотрения;
председательствует на сессиях Кенгаша народных депутатов и организует работу сессии Кенгаша;
назначает на должность и освобождает от должности заведующего и работников Секретариата Кенгаша народных депутатов;
дает поручения Секретариату Кенгаша по организации работы Кенгаша народных депутатов, распределяет обязанности между работниками Секретариата;
подписывает решения Кенгаша народных депутатов и протоколы сессии Кенгаша, а также организует контроль за их исполнением;
принимает решение о созыве сессии, в том числе внеочередной сессии Кенгаша народных депутатов;
организует прием граждан, рассматривает обращения физических и юридических лиц;
координирует работу постоянных и временных комиссий Кенгаша народных депутатов;
привлекает специалистов и экспертов государственных органов и организаций для рассмотрения вопросов, внесенных на обсуждение Кенгаша народных депутатов;
оказывает содействие депутатам в реализации своих полномочий;
принимает меры по обеспечению открытости и гласности в деятельности Кенгаша народных депутатов;
организует организационное, информационное, материально-техническое обеспечение деятельности Кенгаша народных депутатов;
осуществляет полномочия, предусмотренные настоящим Законом и другими законодательными актами.
Статья 16-3. Избрание председателя Кенгаша
народных депутатов
Первая сессия Кенгаша народных депутатов начинается с избрания председателя Кенгаша народных депутатов.
Для избрания председателя Кенгаша народных депутатов из числа депутатов создается группа представителей политических партий, состоящая из депутатов от каждой политической партии, участвовавшей в выборах в Кенгаш народных депутатов. Решение о составе группы представителей политических партий принимается большинством голосов от общего числа депутатов.
На заседании группы представителей политических партий председательствует представитель политической партии, набравшей наибольшее количество депутатских мест на выборах в Кенгаш народных депутатов.
Кандидаты на должность председателя Кенгаша народных депутатов формируются из числа депутатов на основе рекомендации группы представителей политических партий.
Одно и то же лицо не может одновременно быть избрано председателем Кенгаша народных депутатов другой области, района, города.
Кандидат на должность председателя Кенгаша народных депутатов считается избранным, если в результате голосования он получил более половины голосов от общего числа депутатов Кенгаша.
Об избрании председателя Кенгаша народных депутатов принимается решение, которое подписывается председательствующим на сессии Кенгаша народных депутатов.
Статья 16-4. Досрочное освобождение от должности
председателя Кенгаша народных депутатов
Председатель Кенгаша народных депутатов может быть досрочно освобожден от должности по решению Кенгаша, принятому голосованием более чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Кенгаша.
Вопрос о досрочном освобождении от должности председателя Кенгаша народных депутатов рассматривается Кенгашем по предложению группы депутатов численностью не менее одной трети депутатов от общего числа депутатов Кенгаша.
При рассмотрении вопроса о досрочном освобождении от должности председателя Кенгаша народных депутатов на сессии председательствует один из председателей постоянных комиссий Кенгаша.
О досрочном освобождении от должности председателя Кенгаша народных депутатов принимается решение, которое подписывается председательствующим на сессии.
Организационной формой деятельности областного, районного, городского Кенгаша народных депутатов являются его сессии. Сессии областного, районного, городского Кенгаша народных депутатов созываются председателем соответствующего Кенгаша, осуществляющим деятельность на общественных началах, а в его отсутствие - руководителем партийной группы, созданной депутатами, выдвинутыми от политической партии, набравшей наибольшее количество депутатских мест на выборах в соответствующий Кенгаш, по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Сессия может созываться также по инициативе не менее двух третей депутатов соответствующего Кенгаша народных депутатов или предложению хокима. Решение о созыве сессии Кенгаша доводится до сведения депутатов не позднее чем за три дня до открытия сессии.
Первая сессия вновь избранного областного, районного, городского Кенгаша народных депутатов созывается хокимом не позднее чем в трехнедельный срок после выборов. Первую сессию Кенгаша открывает председатель соответствующей территориальной, районной, городской избирательной комиссии и председательствует на ней до избрания председателя Кенгаша.
На сессиях Кенгаша народных депутатов председательствует председатель, а в его отсутствие - руководитель партийной группы, созданной депутатами, выдвинутыми от политической партии, набравшей наибольшее количество депутатских мест на выборах в соответствующий Кенгаш. В случае, если наибольшее количество депутатских мест заняло несколько политических партий в равном количестве, по их взаимному соглашению председательствует руководитель соответствующей партийной группы.
Не позднее чем за месяц со дня проведения первой сессии вновь избранного Кенгаша народных депутатов области, района, города образуются органы Кенгаша.
На период проведения сессии Кенгаша народных депутатов из числа депутатов избирается секретарь или секретариат сессии.
Сессия Кенгаша народных депутатов правомочна, если не ней присутствуют не менее двух третей депутатов от их общего числа.
По вопросам, обсуждаемых на сессии, областной, городской, районный Кенгаш народных депутатов принимает решения открытым или тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов, а по вопросам, прямо предусмотренным законом, более чем двумя третями голосов от общего числа депутатов.
В залах, в которых установлены системы электронного голосования, открытое или тайное голосование проводится с использованием системы электронного голосования.
Депутат лично осуществляет свое право на голосование.
Порядок созыва и проведения сессий Кенгаша народных депутатов, внесения и рассмотрения вопросов на сессиях, образования и избрания органов Кенгаша народных депутатов, заслушивания отчетов об их деятельности, рассмотрения предложения о направлении запроса Кенгаша, проведения расследования Кенгаша, направления депутатских запросов, рассмотрения проектов решений, порядок голосования, оглашения решений, определения числа приглашенных на сессии лиц, а также ответственность депутатов и другие вопросы организации работы сессии определяются регламентом Кенгаша народных депутатов.
Статья 19. Постоянные и временные комиссии
Кенгаша народных депутатов
Для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов на сессии, содействия проведению в жизнь решений Кенгаша народных депутатов и законодательных актов Республики Узбекистан, а также для осуществления контроля в пределах своей компетенции Кенгаш народных депутатов на срок своих полномочий избирает постоянные и временные комиссии.
В Кенгашах народных депутатов, как правило, образуются следующие постоянные комиссии:
по местному бюджету, развитию предпринимательства и экономическим реформам;
по противодействию коррупции, обеспечению открытости в государственных органах и правовым вопросам;
по социальной сфере, молодежной политике, вопросам культуры и спорта;
по аграрной, строительной, коммунальной сферам, по вопросам экологии, промышленности и транспорта;
по вопросам регламента и депутатской этики.
В Кенгаше народных депутатов могут быть образованы также временные комиссии.
Положения о комиссиях утверждаются соответствующим Кенгашем народных депутатов.
Статья 19-1. Полномочия постоянных и временных
комиссий Кенгаша народных депутатов
Постоянные и временные комиссии Кенгаша народных депутатов:
по своей инициативе или по поручению Кенгаша разрабатывают проекты решений Кенгаша;
принимают участие в разработке и реализации территориальных программ в рамках направления деятельности;
предварительно рассматривают проекты решений Кенгаша народных депутатов и подготавливают их для рассмотрения на сессии Кенгаша;
дают заключения по проектам решений Кенгаша народных депутатов;
дают заключения и предложения по проектам местных бюджетов областей и города Ташкента, а также бюджетов районов и городов;
по рекомендации Кенгаша народных депутатов изучают состояние целевого расходования и эффективного использования бюджетных средств;
создают рабочие группы, привлекают в их состав представителей государственных органов и негосударственных некоммерческих организаций, научных учреждений, специалистов и ученых;
истребуют от государственных органов и организаций на соответствующей территории, от должностных лиц сведения и экспертные заключения, а также другую информацию;
изучают с выездом на места состояние исполнения государственными органами на соответствующей территории законодательных актов и решений Кенгаша народных депутатов, правоприменительную практику;
осуществляют мероприятия по правовой пропаганде, разъяснению сути и значения нормативно-правовых актов, решений Кенгашей народных депутатов.
Постоянные и временные комиссии могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 20. Секретариат областного, районного, городского
Кенгаша народных депутатов
Организационное, техническое и иное обслуживание деятельности областного, районного, городского Кенгаша народных депутатов обеспечивается секретариатом соответствующего Кенгаша народных депутатов.
Секретариат областного, районного, городского Кенгаша народных депутатов является юридическим лицом, и его деятельность финансируется за счет соответствующего местного бюджета.
Структура, положение, штаты, размер оплаты труда и материально-техническое обеспечение работников Секретариата областного, районного, городского Кенгаша народных депутатов, а также расходы на их содержание утверждаются соответствующим Кенгашем народных депутатов.
Трудовые отношения работников Секретариата областного, районного, городского Кенгаша народных депутатов не зависят от срока полномочий местных Кенгашей народных депутатов, за исключением заведующего секретариатом.
Заведующий Секретариатом областного, районного, городского Кенгаша народных депутатов назначается председателем Кенгаша из числа депутатов соответствующего Кенгаша народных депутатов и осуществляет деятельность на постоянной основе.
Заведующий Секретариатом областного, районного, городского Кенгаша народных депутатов на период своих полномочий не может заниматься другими видами оплачиваемой деятельности, кроме научной, творческой и педагогической.
Секретариат областного, районного, городского Кенгаша народных депутатов имеет печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и своим наименованием.
Типовая структура и типовое положение о Секретариате областного, районного, городского Кенгаша народных депутатов утверждаются Кенгашем Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
Статья 20-1. Взаимодействие Кенгашей народных
депутатов с негосударственными некоммерческими
организациями и другими институтами
гражданского общества
Кенгаши народных депутатов осуществляют сотрудничество с негосударственными некоммерческими организациями и другими институтами гражданского общества, поддерживают их деятельность согласно актам законодательства.
Кенгаши народных депутатов осуществляют сотрудничество с негосударственными некоммерческими организациями и другими институтами гражданского общества по вопросам разработки проектов территориальных программ, решений Кенгаша, а также по контролю за их исполнением.
ГЛАВА V. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
НА МЕСТАХ. ПОЛНОМОЧИЯ ХОКИМОВ
Исполнительную власть на соответствующей территории возглавляет хоким области, района и города.
Хоким области, района и города осуществляет свои полномочия на основе единоначалия и несет персональную ответственность за решения и действия руководимых им органов.
Хоким имеет первого заместителя и заместителей в количестве, определяемом Президентом Республики Узбекистан.
Первый заместитель, заместители хокима области, города Ташкента назначаются и освобождаются от должности хокимом по согласованию с Президентом Республики Узбекистан с последующим представлением принятого решения на утверждение соответствующего Кенгаша народных депутатов.
Заместители хокима района, города назначаются и освобождаются от должности соответствующим хокимом по согласованию с вышестоящим хокимом с последующим представлением принятого решения на утверждение Кенгаша народных депутатов района, города.
Заместители хокима города районного подчинения назначаются и освобождаются от должности соответствующим хокимом по согласованию с вышестоящим хокимом.
Заместители хокима выполняют функции в соответствии с распоряжением обязанностей, установленным хокимом. В случае отсутствия хокима или невозможности выполнения им своих обязанностей его полномочия осуществляет первый заместитель или по поручению хокима один из заместителей.
Хоким, его заместители, другие работники хокимията и должностные лица органов государственной власти на местах не могут занимать другую оплачиваемую должность.
Хоким области, района, города:
исполняет Конституцию и законы Республики Узбекистан, решения палат Олий Мажлиса, указы, постановления и распоряжения Президента Республики Узбекистан, решения Кабинета Министров, вышестоящих хокимов и соответствующих Кенгашей народных депутатов;
реализует меры, направленные на обеспечение экономического, социального, культурного и экологического развития регионов;
принимает меры, связанные с соблюдением общественного порядка и борьбой с преступностью, обеспечением безопасности граждан, защитой их прав и здоровья, организует работу при стихийных бедствиях, эпидемиях и других экстремальных случаях;
рассматривает и утверждает предельные размеры бюджетных ассигнований, выделяемых из областных бюджетов областей и городского бюджета города Ташкента, бюджетов районов и городов территориальным распорядителям бюджетных средств для составления бюджетного запроса;
представляет Кенгашу народных депутатов основные направления экономического и социального развития области, района, города, соответствующий проект местного бюджета области и города Ташкента, бюджета района и города, а также отчет о его исполнении;
вносит вопросы для рассмотрения на сессиях Кенгаша народных депутатов, при необходимости вносит предложение в Кенгаш о созыве сессии Кенгаша;
принимает участие на сессиях Кенгаша народных депутатов;
представляет соответствующему Кенгашу народных депутатов отчеты по важнейшим и актуальным вопросам социально-экономического развития области, района, города;
представляет на утверждение Кенгаша народных депутатов решения о назначении и освобождении от должности своих заместителей;
назначает и освобождает от должности руководителей подразделений аппарата хокимията;
отменяет решения нижестоящих хокимов (за исключением решений, явившихся основанием для возникновения права частной собственности, а также права на земельный участок) и вносит представления в Кенгаш народных депутатов об отмене актов нижестоящих Кенгашей народных депутатов, если они противоречат Конституции Республики Узбекистан, законам и актам палат Олий Мажлиса, Президента Республики Узбекистан, Кабинета Министров, а также решениям вышестоящего Кенгаша народных депутатов и хокима;
контролирует работу структурных подразделений органов исполнительной власти;
вносит представление в соответствующий Кенгаш народных депутатов о пересмотре противоречащих законодательству решений Кенгаша народных депутатов, за исключением решений, явившихся основанием для возникновения права частной собственности, а также права на земельный участок;
обращается в Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан или суд за отменой противоречащих законодательству решений соответствующего Кенгаша народных депутатов;
в установленном законом порядке вносит представления о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц за невыполнение ими актов Кенгаша народных депутатов и хокима;
рассматривает ходатайства и вносит предложения о награждении государственными наградами;
выступает официальным представителем области, района и города в республике и за рубежом;
организует прием граждан, рассматривает обращения физических и юридических лиц.
Хокимы областей и города Ташкента направляют в Счетную палату Республики Узбекистан:
проекты местных бюджетов областей и города Ташкента на очередной год для рассмотрения и представления соответствующего заключения;
годовой отчет об исполнении местных бюджетов областей и города Ташкента за прошедший финансовый год для проведения внешнего аудита и оценки.
Хоким решает и другие вопросы, отнесенные законодательством к его компетенции планирования, бюджета, финансов, учета, управления собственностью области, района, города и взаимодействия с предприятиями, учреждениями, организациями различных форм собственности, сельского хозяйства, использования земли и других природных ресурсов, охраны природы, строительства, транспорта, дорожного хозяйства и связи, коммунального, торгового, социально-культурного обслуживания, социальной защиты населения, обеспечения законности, правопорядка и безопасности, охраны прав и свобод граждан.
Статья 22. Структура и штаты органов
исполнительной власти на местах
Органы исполнительной власти на местах (хокимияты) состоят из управлений, отделов и других подразделений, структура, порядок организации и деятельности которых определяются Президентом Республики Узбекистан.
Структура и штаты органов исполнительной власти областей и города Ташкента устанавливаются и изменяются хокимом по согласованию с Кабинетом Министров Республики Узбекистан в пределах бюджета, утвержденного соответствующим Кенгашем народных депутатов.
Структура и штаты органов исполнительной власти района, города устанавливаются хокимом по согласованию с вышестоящим хокимом в пределах бюджета, утвержденного соответствующим Кенгашем народных депутатов.
Структура и штаты аппарата областного, районного, городского хокимията устанавливаются и изменяются соответствующим хокимом в пределах бюджета, утвержденного Кенгашем народных депутатов области, района, города.
Примерные структура и штаты аппарата хокимията области и города Ташкента определяются Президентом Республики Узбекистан, а аппарата хокимията района и города - вышестоящим хокимом. Примерные структура и штаты аппарата хокимията района и города в Республике Каракалпакстан определяются Советом Министров Республики Каракалпакстан.
Статья 23. Назначение и освобождение руководителей
структурных подразделений местных органов
исполнительной власти
Руководители структурных подразделений исполнительной власти по согласованию с вышестоящими республиканскими органами исполнительной власти назначаются на должность и освобождаются от должности хокимом, если законодательством не установлен иной порядок их назначения и освобождения.
Руководители структурных подразделений исполнительной власти города районного подчинения назначаются и освобождаются от должности соответствующим хокимом по согласованию с вышестоящим республиканским органом исполнительной власти, если законодательством не установлен иной порядок их назначения и освобождения.
НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
К основным полномочиям областного, районного и городского Кенгаша народных депутатов относятся:
утверждение программ социально-экономического развития территорий и социальной защиты населения, генерального плана и правил застройки района, города;
рассмотрение и принятие местных бюджетов областей и города Ташкента, а также бюджетов районов и городов по представлению соответственно хокимов областей и города Ташкента, районов и городов, осуществление контроля за их исполнением;
принятие к сведению прогнозов доходов областных бюджетов областей, городского бюджета города Ташкента и бюджетов районов и городов;
утверждение решений о внесении изменений в областные бюджеты областей и городского бюджета города Ташкента, бюджеты районов и городов;
заслушивание отчетов территориальных распорядителей бюджетных средств, финансируемых из соответствующих бюджетов, об эффективности использования бюджетных средств и достигнутых результатах;
рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов областей и города Ташкента, а также бюджетов районов и городов за соответствующий период по представлению соответственно хокимов областей и города Ташкента, районов и городов;
установление ставок местных налогов и других обязательных платежей в пределах размеров, установленных законодательством;
утверждение хокима и его заместителей в должности, освобождение хокима и его заместителей от должности, заслушивание отчетов об их деятельности, а также отчетов хокимов по важнейшим и актуальным вопросам социально-экономического развития области, района, города;
ежеквартальное заслушивание информации соответствующих Народных приемных Президента Республики Узбекистан о деятельности руководителей государственных органов и организаций на соответствующей территории и состоянии их работы с обращениями;
заслушивание каждые полгода отчетов руководителей территориальных подразделений Агентства по делам молодежи Республики Узбекистан о работе, направленной на принятие мер по созданию дополнительных условий для изучения проблем молодежи, оказания содействия их решению, развития таланта и способностей молодого поколения;
утверждение решений хокима в случаях, предусмотренных настоящим Законом;
утверждение регламента Кенгаша народных депутатов, положения о постоянных и временных комиссиях Кенгаша народных депутатов, внесение в них изменений и дополнений;
образование, избрание и упразднение постоянных и временных комиссий, иных органов Кенгашей народных депутатов, изменение их состава, заслушивание отчетов об их работе;
признание и досрочное прекращение полномочий народных депутатов, дача согласия на привлечение их к ответственности в случаях и порядке, установленном законодательством;
заслушивание при необходимости отчетов руководителей отделов, управлений, других структурных подразделений исполнительной власти, в том числе по вопросам соблюдения законов, выполнения решений соответствующих Кенгашей народных депутатов и рекомендаций постоянных комиссий;
ежегодное заслушивание информации соответствующих прокуроров о своей деятельности;
заслушивание отчетов руководителей территориальных подразделений Министерства внутренних дел Республики Узбекистан;
заслушивание соответственно отчетов руководителей территориальных органов управления здравоохранением, районных (городских) медицинских объединений;
заслушивание соответственно информации начальников территориальных управлений юстиции и отделов юстиции районов (городов);
рассмотрение предложения о направлении запроса Кенгаша, проведение расследования Кенгаша, направление депутатских запросов и принятие по ним решений;
изменение или отмена решения Кенгаша на основании представления хокима о пересмотре решений Кенгаша народных депутатов, противоречащих законодательству;
отмена не соответствующих законодательству Республики Узбекистан решений хокима и нижестоящего Кенгаша;
утверждение по представлению хокима структуры, штатов и фонда оплаты труда работников хокимията.
Кенгаши народных депутатов областей и города Ташкента:
рассматривают и утверждают предельные размеры выравнивающих межбюджетных трансфертов, выделяемых из соответствующих областных бюджетов областей и городского бюджета города Ташкента бюджетам районов и городов;
принимают решения об изъятии земельных участков или их частей, принадлежащих физическим и юридическим лицам соответственно на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного владения, постоянного пользования, срочного (временного) пользования или аренды, для общественных нужд с компенсацией и в случаях и порядке, установленных законом, - сносом объектов недвижимого имущества, расположенных на изъятых земельных участках;
ежегодно заслушивают доклад регионального представителя Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана) о состоянии защиты прав, свобод и законных интересов человека;
ежегодно заслушивают доклад регионального представителя Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам ребенка (Детского омбудсмана) о состоянии защиты прав, свобод и законных интересов ребенка на соответствующей территории;
принимают решения об установлении и сносе (переносе) в установленном законодательством порядке на соответствующей территории монументальных памятников местного значения;
решают другие организационные вопросы, отнесенные к их компетенции в области прав и законных интересов граждан, обеспечения социально-экономического развития, охраны окружающей среды, и вопросы контроля в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
Статья 25-1. Заслушивание Кенгашем народных депутатов
отчета хокима по важнейшими актуальным вопросам социально-
экономического развития области, района, города
Хоким области, района, города ежегодно представляет соответствующему Кенгашу народных депутатов отчет по важнейшим и актуальным вопросам социально-экономического развития области, района, города.
Отчет хокима области, района, города заслушивается на сессии соответствующего Кенгаша народных депутатов, посвященной итогам социально-экономического развития области, района, города за предыдущий год и важнейшим приоритетным направлениям программы социально-экономического развития на текущий год. Данная сессия в областях и городе Ташкенте проводится не позднее десяти дней после проведения соответствующего заседания Кабинета Министров Республики Узбекистан, а в районах и городах - не позднее десяти дней после проведения соответствующих заседаний в областях и городе Ташкенте.
На заслушивание отчета хокима области и города Ташкента приглашаются члены Сената, депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, избранные от соответствующих областей и города Ташкента, члены Кабинета Министров Республики Узбекистан, руководители органов государственного управления, хокимы районов и городов, руководители структурных подразделений органов исполнительной власти области и города Ташкента.
На заслушивание отчета хокима района и города приглашаются члены Сената, депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, депутаты областных и Ташкентского городского Кенгашей народных депутатов, избранные от соответствующих избирательных округов, представители Кабинета Министров Республики Узбекистан, органов государственного управления, хоким области, города Ташкента или его заместители, руководители структурных подразделений органов исполнительной власти района и города.
На заслушивание отчета хокима области, района, города могут приглашаться представители других государственных органов, органов самоуправления граждан, предприятий, учреждений, организаций, в том числе негосударственных некоммерческих организаций, политических партий, средств массовой информации, расположенных на соответствующей территории, и другие лица.
Обсуждение отчета хокима области и города Ташкента осуществляется с учетом оценок и задач, определенных на заседании Кабинета Министров Республики Узбекистан.
Обсуждение отчета хокима района и города осуществляется с учетом оценок и задач, определенных на заседаниях Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также на сессиях областных и Ташкентского городского Кенгашей народных депутатов.
По итогам обсуждения отчета хокима области, района, города принимается решение соответствующего Кенгаша народных депутатов, в котором дается комплексная оценка эффективности работы соответствующего хокима и органов исполнительной власти на местах, предусматриваются рекомендации и предложения по совершенствованию их работы, а также меры по обеспечению контроля за ходом реализации решения. Данное решение и отчет хокима подлежат обязательному опубликованию в официальных изданиях и на веб-сайтах органов государственной власти на местах.
Статья 25-2. Заслушивание Кенгашем народных депутатов
отчетов руководителей территориальных подразделений
Министерства внутренних дел Республики Узбекистан
Начальники главных управлений внутренних дел города Ташкента и Ташкентской области, управлений внутренних дел областей представляют соответственно Ташкентскому городскому и областным Кенгашам народных депутатов отчет о состоянии предупреждения и профилактики правонарушений ежеквартально, а отчет об общественной безопасности - каждые полгода.
Начальники районных (городских) управлений (отделов) внутренних дел ежеквартально представляют районным (городским) Кенгашам народных депутатов отчет о состоянии предупреждения и профилактики правонарушений, а также об общественной безопасности.
На заслушивание отчетов руководителей территориальных подразделений Министерства внутренних дел Республики Узбекистан могут приглашаться представители других расположенных на соответствующей территории государственных органов, органов самоуправления граждан, организаций, в том числе негосударственных некоммерческих организаций, политических партий, средств массовой информации и другие лица.
В ходе заслушивания отчетов руководителей территориальных подразделений Министерства внутренних дел Республики Узбекистан критически обсуждаются принимаемые меры и результаты работы по выполнению возложенных задач, дается персональная оценка эффективности их деятельности, а также принимаются рекомендации о соответствии или несоответствии занимаемой должности.
Статья 25-3. Заслушивание Кенгашем народных депутатов
соответственно информации начальников территориальных
управлений юстиции и отделов юстиции районов (городов)
Начальники территориальных управлений юстиции ежегодно представляют соответственно областным и Ташкентскому городскому Кенгашам народных депутатов информацию о состоянии нормотворческой деятельности и правоприменительной практики, а также правовой пропаганды и просветительства на местах.
По итогам заслушивания информации начальника территориального управления юстиции принимается решение соответствующего Кенгаша народных депутатов, которое направляется в Министерство юстиции Республики Узбекистан.
Начальники отделов юстиции районов (городов) каждые шесть месяцев представляют информацию районным (городским) Кенгашам народных депутатов о состоянии нормотворческой деятельности и правоприменительной практики государственных органов и организаций районного (городского) уровня.
По итогам заслушивания информации начальника отдела юстиции района (города) принимается решение соответствующего Кенгаша народных депутатов, которое направляется в территориальное управление юстиции.
Статья 25-5. Заслушивание Кенгашем народных депутатов
отчетов руководителей территориальных подразделений
Министерства здравоохранения Республики Узбекистан
Руководители управлений здравоохранения областей и Главного управления здравоохранения города Ташкента по итогам каждого полугодия представляют соответственно областным и Ташкентскому городскому Кенгашам народных депутатов отчет о выполнении государственных программ развития здравоохранения на территории, состоянии профилактики заболеваний, формировании здорового образа жизни и правильного питания, а также об основных показателях здравоохранения.
По итогам заслушивания отчета руководителей управлений здравоохранения областей и Главного управления здравоохранения города Ташкента соответствующим Кенгашем народных депутатов оценивается эффективность их деятельности, определяются меры, направленные на решение существующих проблем и недостатков в сфере здравоохранения на территории, в том числе на повышение качества оказываемых медицинских услуг, укрепление материально-технической базы медицинских учреждений, повышение квалификации медицинских и фармацевтических работников и усиление их социальной защиты, а также принимается соответствующее решение, которое направляется в Министерство здравоохранения Республики Узбекистан.
Руководители районных (городских) медицинских объединений по итогам каждого полугодия представляют соответственно районным (городским) Кенгашам народных депутатов отчет о выполнении государственных программ развития здравоохранения на территории, состоянии профилактики заболеваний, формировании здорового образа жизни и правильного питания, а также об основных показателях здравоохранения.
По итогам заслушивания отчета руководителей районных (городских) медицинских объединений соответствующим Кенгашем народных депутатов оценивается эффективность их деятельности, определяются меры, направленные на решение существующих проблем и недостатков в сфере здравоохранения на территории, в том числе на повышение качества оказываемых медицинских услуг, укрепление материально-технической базы медицинских учреждений, повышение квалификации медицинских и фармацевтических работников и усиление их социальной защиты, а также принимается соответствующее решение, которое направляется в территориальные органы управления здравоохранением.
Кенгаш народных депутатов вправе направить должностным лицам государственных органов и организаций, расположенных на соответствующей территории, запрос Кенгаша с требованием обоснованного разъяснения или изложения точки зрения по вопросам исполнения законов, программ социально-экономического развития территории и другим вопросам, входящим в их компетенцию.
Запрос Кенгаша не может касаться конкретных дел и материалов, находящихся в производстве органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, органов дознания и следствия, судов, а также деятельности, связанной с рассмотрением определенных материалов исполнительного производства и нотариального делопроизводства.
Предложение о направлении запроса Кенгаша рассматривается на сессии Кенгаша на основе инициативы депутатов, постоянной и временной комиссий, партийных групп Кенгаша.
Инициаторами запроса Кенгаша подготавливается проект запроса Кенгаша, который направляется председателю Кенгаша для включения в повестку дня очередной сессии Кенгаша.
К проекту запроса Кенгаша прилагаются обосновывающие его необходимые материалы. В проекте запроса Кенгаша должны быть требования о форме (устной или письменной) ответа на запрос.
Решение о направлении запроса Кенгаша принимается большинством голосов от общего числа депутатов Кенгаша.
Устный ответ на запрос Кенгаша должностные лица государственных органов дают на сессии Кенгаша в установленный им срок.
Письменный ответ на запрос Кенгаша должностные лица государственных органов и организаций должны направить не позднее десяти дней со дня получения запроса, если не установлен иной срок.
В ответе на запрос Кенгаша должны быть раскрыты точные и подробные обоснованные сведения по каждому указанному в запросе вопросу.
Ответ на запрос Кенгаша подписывается должностным лицом, на имя которого был направлен запрос, или лицом, временно исполняющим его обязанности.
Письменный ответ на запрос Кенгаша оглашается председательствующим на сессии Кенгаша. Копии письменного ответа до его оглашения на сессии Кенгаша заранее направляются депутатам.
Ответы на запросы Кенгаша обсуждаются на сессии Кенгаша, по итогам которой принимается соответствующее решение.
Расследование Кенгаша может проводиться в целях изучения фактов и событий, создающих угрозу правам и свободам человека, интересам общества и государства, способных оказать негативное воздействие на основы безопасности, устойчивого развития соответствующей территории и угрожать правам и свободам человека, интересам общества и государства.
Решение Кенгаша о проведении расследования Кенгаша принимается большинством голосов от общего числа депутатов.
Объектом расследования Кенгаша не может быть деятельность, связанная с рассмотрением конкретных дел и материалов, находящихся в производстве органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, органов дознания и следствия, судов, а также материалов исполнительного производства и нотариального делопроизводства.
Статья 25-8. Комиссия по проведению
расследования Кенгаша
Для проведения расследования Кенгаша из числа депутатов Кенгаша создается комиссия по проведению расследования Кенгаша.
При проведении расследования Кенгаша комиссия вправе:
привлекать к работе комиссии представителей государственных органов и организаций, специалистов, экспертов;
запрашивать необходимые сведения у государственных органов и организаций, физических и юридических лиц;
приглашать должностных лиц государственных органов и организаций, негосударственных организаций, а также граждан для дачи разъяснений.
По результатам расследования Кенгаша готовится заключительный отчет, который вносится в Кенгаш для рассмотрения на сессии Кенгаша.
ГЛАВА VII. ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КЕНГАША НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ И ХОКИМА
Статья 26. Контроль за законностью деятельности
Кенгаша народных депутатов и хокима
Решения областных, районных, городских Кенгашей народных депутатов, не соответствующие нормам законодательства, отменяются Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан в установленном порядке.
Хоким вносит в Кенгаш соответствующее представление о пересмотре решения Кенгаша народных депутатов, противоречащего законодательству, за исключением решений, явившихся основанием для возникновения права на частную собственность, а также права на земельный участок. Кенгаш в месячный срок рассматривает представление хокима, принимает решение о внесении изменения или отмене решения Кенгаша. В случае неудовлетворения представления хокима областным, районным, городским Кенгашем народных депутатов хоким вправе обратиться в вышестоящий Кенгаш, Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан или суд за отменой соответствующего решения Кенгаша.
Отмененные постановлением Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан решения областных, районных, городских Кенгашей народных депутатов прекращают свое действие.
Акты хокимов приостанавливаются или отменяются Президентом Республики Узбекистан.
Акты хокимов, противоречащие законодательству, а также противоречащие государственным интересам Республики Узбекистан, приостанавливаются или отменяются Кабинетом Министров Республики Узбекистан, за исключением актов, явившихся основой для возникновения права частной собственности, а также права на земельный участок.
Статья 26-1. Ограничение деятельности органов
государственной власти на местах
На период действия чрезвычайного положения в указе Президента Республики Узбекистан о введении чрезвычайного положения может быть предусмотрено полное или частичное приостановление на территории, где введено чрезвычайное положение, полномочий органов государственной власти на местах.
Статья 27. Обязательность решений вышестоящих
органов власти для нижестоящих
Решения вышестоящих органов государственной власти, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения нижестоящими органами.
Статья 28. Обжалование и опротестование в суде
актов Кенгаша народных депутатов и хокима
Акты Кенгаша народных депутатов и хокима могут быть обжалованы в судебном порядке гражданами, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, а также опротестованы прокурором.
Статья 29. Обязательность пересмотра решений
хокима, опротестованных прокурором
Решения хокима, противоречащие Конституции и законам Республики Узбекистан, актам Президента и правительства Республики Узбекистан, опротестованные прокурором, пересматриваются самим хокимом или Кабинетом Министров, а при необходимости Президентом Республики Узбекистан.
Президент
Республики Узбекистан И. Каримов
"Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан",
1993 г., N 9, ст. 320