ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Банки. Кредитование. Валютное регулирование / Иностранные кредиты и займы / Общие вопросы /Порядок подготовки и реализации совместных проектов с Международным банком реконструкции и развития (Приложение к Распоряжению КМ РУз от 18.05.1998 г. N 217-ф)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Распоряжению КМ РУз
от 18.05.1998 г. N 217-Ф
ПОРЯДОК
подготовки и реализации совместных проектов
с Международным банком реконструкции
и развития
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 октября 1997 года N 462 "О мерах по реализации программы сотрудничества с Международным банком реконструкции и развития" и Положением о Министерстве макроэкономики и статистики Республики Узбекистан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11 октября 1997 г. N 474.
2. Порядок определяет последовательность подготовки и реализации совместных инвестиционных проектов (далее по тексту "проекты"), финансируемых за счет средств Международного банка реконструкции и развития (МБРР), согласно общепринятым процедурам МБРР и действующему законодательству Республики Узбекистан, регламентирует деятельность банков, министерств, ведомств Республики Узбекистан при подготовке и реализации указанных проектов.
3. Общая координация деятельности банков, министерств и ведомств при подготовке и реализации проектов, финансируемых за счет средств МБРР, осуществляется Департаментом Кабинета Министров по координации внешнеэкономической деятельности. Проекты, указанные в п. 2 настоящего Порядка, разрабатываются в соответствии с отдельными решениями Кабинета Министров и Инвестиционной программой Республики Узбекистан, целевыми инвестиционными социально-экономическими программами.
II. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТОВ
4. Инициаторами проектов, указанных в п. 2 настоящего Порядка, выступают министерства и ведомства Республики Узбекистан, которые обращаются в Кабинет Министров с письменной заявкой, подробно обосновывающей важность поднимаемой проблемы, этапы, цели, задачи и ориентировочную стоимость будущих проектов.
5. Все заявки проходят предварительный отбор в Кабинете Министров и направляются в Минмакроэкономстат.
6. Министерство макроэкономики и статистики совместно с Министерством финансов, Центральным банком, хокимиятами, международными финансовыми институтами и другими заинтересованными министерствами и ведомствами рассматривает поступившее предложение, определяет целесообразность внешних заимствований, разрабатывает, ведет мониторинг и по мере необходимости обновляет долгосрочную программу привлечения кредитов и грантов МБРР для решения приоритетных задач развития Республики Узбекистан (программа сотрудничества). На этой стадии определяются основные оценочные технико-экономические показатели, цели, задачи и исполнители проекта.
7. По проектам при Минмакроэкономстате образуется постоянно действующая межведомственная Координационная группа из числа руководителей и специалистов Минмакроэкономстата, Министерства финансов, Министерства юстиции, Центрального банка и МВЭС, с участием представителей Департаментов Кабинета Министров по координации внешнеэкономической деятельности и инвестиционных программ.
Основной задачей Координационной группы является координация деятельности банков, министерств и ведомств, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и г. Ташкента, предприятий и организаций, вовлеченных в реализацию проекта.
В соответствии с основной задачей на Координационную группу возлагается:
обеспечение тесного взаимодействия и сотрудничества с МБРР;
организация и проведение переговоров с международными и национальными финансовыми институтами по вопросам рассмотрения условий предоставления финансовой помощи и заемных средств;
подготовка проектов решений Правительства, других нормативных актов и оперативное рассмотрение вопросов, связанных с реализацией проектов;
организация работ по реализации проектов, оказание содействия иностранным и местным консультантам в осуществлении их деятельности;
осуществление контроля за ходом реализации решений Правительства, связанных с проектами и выполнением условий заемных соглашений;
подготовка систематической информации о ходе реализации проектов для руководства Кабинета Министров и руководителей министерств и ведомств, задействованных в проектах;
заслушивание отчетов исполнителей работ по компонентам проектов и выработка соответствующих заключений по ним для последующего доклада Правительству.
По всем вопросам, отнесенным к ее компетенции, Координационная группа принимает протокольные решения, обязательные для выполнения соответствующими организациями. По отдельным вопросам Координационной группой вносятся соответствующие предложения в Кабинет Министров для принятия решения.
Персональный состав Координационной группы и ее руководитель утверждаются распоряжением Кабинета Министров Республики Узбекистан.
Создаваемые агентствами-исполнителями ведомственные рабочие группы по реализации проектов работают в тесной взаимосвязи с межведомственной Координационной группой.
8. На основании программы сотрудничества исполнителями проектов организуется разработка технико-экономических обоснований проектов (или приравненных к ним документов).
9. Технико-экономическое обоснование проектов, подтвержденное экспертами МБРР, подлежит экспертизе в:
уполномоченном банке инициатора проекта в части оценки гарантий возврата заимствованных кредитных ресурсов, обоснования источников финансирования, достаточных для полного завершения проекта;
Минмакроэкономстате в части конъюктуры цен и конкурентоспособности местного оборудования, сырья, материалов, комплектующих и производимой продукции, а также в подготовке сводного экспертного заключения;
Министерстве финансов в части источников финансирования доли Республики Узбекистан.
В случае несоответствия или расхождения требований к проектам, предъявляемых нормативными актами Республики Узбекистан, соответствующим требованиям и стандартам МБРР, приоритет имеют нормативы и требования МБРР.
10. Сводное экспертное заключение подготавливается для доклада Правительству Министерством макроэкономики и статистики на основе экспертных заключений и оценок компетентных организаций по отдельным аспектам проекта, норм и стандартов МБРР.
В случае положительного заключения Минмакроэкономстата руководитель Координационной группы предлагает кандидатуры сотрудников Министерства финансов, других заинтересованных министерств и ведомств для проведения переговоров по тексту заемного (грантового) соглашения и вносит на согласование руководству Кабинета Министров Республики Узбекистан.
Текст заемного соглашения в обязательном порядке проходит экспертизу Министерства финансов и Министерства юстиции.
11. Заемщиком по займам МБРР выступает от имени Республики Узбекистан Министерство финансов.
12. Подписание заемных соглашений осуществляется в порядке, определенном Законами Республики Узбекистан "О внешних заимствованиях" и "О порядке заключения и денонсации международных заемных и гарантийных договоров и соглашений между Республикой Узбекистан и международными финансовыми институтами".
13. Обслуживание займов и порядок возврата заемных средств определяются отдельным Положением, разрабатываемым Минмакроэкономстатом, Министерством финансов и Центральным банком совместно с другими задействованными ведомствами Республики Узбекистан.
III. ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ
14. Для проведения конкурсного отбора и осуществления закупок товаров, услуг и работ, в соответствии с заемным соглашением, образуются тендерные комиссии в составе 5-7 человек. Тендерные комиссии образуются исполнителем, а по особо важным и крупным инвестиционным проектам - Кабинетом Министров Республики Узбекистан по представлению межведомственной Координационной группы.
15. Для целей реализации проекта постановлением Кабинета Министров назначается исполнительная организация, которая организует закупки товаров, работ и услуг в соответствии с процедурами МБРР.
16. Порядок отбора консультантов по проектам, заключения с ними контрактов и осуществления контроля за их работой производится в соответствии с Руководством МБРР "Отбор и найм консультантов Заемщиками Всемирного Банка".
17. Порядок проведения международных и национальных конкурсных торгов и прочих методов закупок оборудования и подрядных работ для проектов осуществляется в соответствии с Руководством МБРР "Закупки по займам МБРР и кредитам МАР".
IV. ПОЛНОМОЧИЯ И РАЗГРАНИЧЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ НА СТАДИИ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТОВ
18. Минмакроэкономстат:
координирует работу министерств и ведомств Республики Узбекистан по подготовке к проведению переговоров о заемном соглашении;
подготавливает заключение на новые проекты для доклада Правительству;
участвует в подготовке текстов заемных соглашений;
участвует в проведении переговоров с МБРР по проведению заемных средств;
осуществляет связь между МБРР, Правительством и участниками проектов.
19. Министерство финансов:
рассматривает и согласовывает заявки министерств и ведомств республики на проекты в части определения целесообразности внешних заимствований, учитывая основные оценочные технико-экономические показатели;
проводит экспертизу текстов заемного соглашения;
участвует в проведении переговоров с МБРР по привлечению заемных средств;
участвует в подготовке правительственных решений по проектам;
регистрирует договоры и гарантии по займам МБРР.
20. Центральный банк:
участвует в подготовке правительственных решений по проектам.
21. Министерство юстиции:
участвует в подготовке правительственных решений;
участвует в проведении переговоров с МБРР;
проводит экспертизу текстов заемного соглашения.
V. ПОЛНОМОЧИЯ И РАЗГРАНИЧЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ НА СТАДИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ
22. Министерство финансов:
участвует в подготовке правительственных решений по проектам;
осуществляет контроль за своевременностью аккумулирования средств, необходимых для осуществления выплат по займу;
ведет баланс платежей, осуществление контроля за использованием и погашением заемных средств.
23. Минмакроэкономстат:
ежегодно разрабатывает, ведет мониторинг и по мере необходимости обновляет долгосрочную программу привлечения кредитов и грантов МБРР для решения приоритетных задач развития Республики Узбекистан (программа сотрудничества);
организует совместно с организациями-исполнителями проектов закупки услуг консультантов и подрядных работ;
осуществляет связь между МБРР, Правительством и участниками проектов;
разрабатывает и представляет в Министерство финансов прогнозы использования и погашения заемных средств, включая проценты за их использование;
организует ежемесячно подготовку и представление в Министерство финансов отчетов об использовании заемных средств организациями- исполнителями;
подготавливает предложения и вносит на рассмотрение Кабинета Министров вопросы, требующие правительственного решения по проектам;
представляет в Центральный банк необходимую информацию для осуществления расчетно-банковского обслуживания займа.
24. Центральный банк:
участвует в подготовке правительственных решений по проектам;
ведет учет и отслеживание операций по использованию заемных средств;
организует расчетно-банковское обслуживание займа;
предоставляет уполномоченным банкам агентские полномочия по расчетно-банковскому обслуживанию займа.
к Порядку
СХЕМА
подготовки и реализации совместных проектов с
Международным банком реконструкции и развития (МБРР)
Стадия* |
Краткое содержание мероприятий |
Ответственная организация |
1 |
2 |
3 |
ВНЕСЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО НОВЫМ ПРОЕКТАМ |
||
1. Внесение предложений о новых проектах |
Подача заинтересованными министерствами и ведомствами заявки в Кабинет Министров с предложением о реализации нового проекта, с указанием целей, задач, этапов и ориентировочной стоимости предлагаемых проектов. |
Департамент по координации ВЭД Кабинета Министров, министерства и ведомства |
2. Рассмотрение заявок по новым проектам |
Рассмотрение предложений по инициированию нового проекта, определение целесообразности внешних заимствований и основных технико-экономических показателей, целей, задач и исполнителей проекта. |
Минмакроэкономстат, Минфин, Центральный банк, МБРР и др. заинтересованные министерства и ведомства, включая хокимияты |
II .ЭТАП РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА |
||
1. Образование постоянно действующей межведомственной Координационной группы |
Координация деятельности банков, Министерств и ведомств, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и г. Ташкента, участвующих в реализации проекта |
Департамент по координации ВЭД и Департамент инвестиционных программ Кабинета Министров, Минмакроэкономстат, Минфин, Минюст, Центральный банк, МВЭС |
2. Разработка и согласование технико- экономического обоснования проекта |
Участие в разработке и экспертизе технико-экономического боснования проектов (или приравненных к ним документов). Свободное экспертное заключение готовится для доклада правительству на основе экспертных заключений и оценок компетентных организаций по отдельным аспектам проекта, норм и стандартов МБРР. |
Уполномоченное исполнительное лицо агенство инициатор проекта, Минмакроэкономстат, Минфин, МБРР |
3. Экспертиза текста заемного соглашения |
Текст заемного соглашения проходит экспертизу в обязательном порядке |
Минфин, Минюст |
4. Подготовка и проведение переговоров по тексту заемного соглашения и его подписания |
Подписание заемных соглашений осуществляется в порядке определенном Законами Республики Узбекистан “О внешних заимствованиях” и “О порядке заключения и денонсации международных заемных и гарантийных договоров и соглашений между Республики Узбекистан и международными финансовыми институтами” |
Кабинет Министров, Минмакроэкономстат, Минфин, Минюст, др.заинтересованные министерства и ведомства, МБРР |
III. ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА |
||
1. назначение исполнительной организации |
Исполнительная организация назначается отдельным решением Кабинета Министров. |
Организация исполнитель проекта |
2. Проведение конкурсного отбора и осуществление закупок товаров (услуг и работ) |
Основание исполнителеи проекта тендерных комиссий в составе 5-7 человек. По особо важным и крупным инвестиционным проектам комиссия образуется Кабинетом Министров по предоставлению межведомственной координационной группы. |
Организация исполнитель проекта заинтересованные министерства и ведомства, МБРР |
3. Обслуживание займов и порядок возврата заемных средств |
Обслуживание займов и порядок возврата проекта заемных средств определяется отдельным Положением, разработанным заинтересованными министерствами и ведомствами. |
Минмакроэкономстат, Минфин, центральный банк, др. заинтересованные министерства и ведомства |
4. Отчетность и контроль исполнения |
Подготовка на ежемесячной/ ежеквартальной основе отчетов об использовании заемных средств организациями-исполнителями. Подготовка информации для осуществления расчетно-банковского обслуживания займа. |
Минмакроэкономстат, Минфин, Центральный Банк |
-----------------------------------
*) Сроки выполнения мероприятий зависят от целей, задач, компонентов, суммы и объема работ по проекту и определяются для каждого проекта в отдельности.