язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Гражданское и семейное законодательство/ Некоммерческие организации/ Иные объединения, союзы и другие некоммерческие организации/ Закон Республики Узбекистан от 26.12.1996 г. N 337-I "О политических партиях"

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

26.12.1996 г.

N 337-I



О ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЯХ


Статья 1. Понятие политической партии

Политической партией является добровольное объединение граждан Республики Узбекистан, образованное на основе общности взглядов, интересов и целей, стремящееся к осуществлению политической воли определенной части общества в формировании органов государственной власти и принимающее участие через своих представителей в управлении государственными и общественными делами.


Статья 2. Правовые основы деятельности

политических партий

Политические партии осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан, настоящим Законом, другими актами законодательства, а также на основе своих уставов.


Статья 3. Принципы создания и деятельности

политических партий

Политические партии создаются и действуют в целях реализации прав и свобод граждан на основе свободного волеизъявления, добровольности вступления и выхода из партии, равноправия своих членов, самоуправления, законности и гласности.

Запрещается создание и деятельность политических партий:

- имеющих целью насильственное изменение конституционного строя;

- выступающих против суверенитета, целостности и безопасности Республики Узбекистан, конституционных прав и свобод ее граждан;

- пропагандирующих войну, социальную, национальную, расовую и религиозную вражду;

- посягающих на здоровье и нравственность народа;

- по национальному и религиозному признакам.


Статья 4. Членство в политических партиях

Гражданин Республики Узбекистан одновременно может быть членом только одной политической партии.

Любые ограничения прав гражданина, а равно предоставление ему льгот или преимуществ по признакам партийной принадлежности запрещаются.

Президент Республики Узбекистан, являясь гарантом соблюдения прав и свобод всех граждан республики, обязан приостановить или прекратить свое членство либо участие в политической партии на срок исполнения президентских полномочий.

Не могут быть членами политических партий:

судьи;

должностные лица Счетной палаты Республики Узбекистан;

прокуроры и следователи прокуратуры;

сотрудники органов внутренних дел, Национальной гвардии Республики Узбекистан, службы государственной безопасности;

военнослужащие;

граждане иностранных государств и лица без гражданства.

Политические партии имеют фиксированное индивидуальное членство.


Статья 5. Гарантии деятельности политических партий

Государство гарантирует защиту прав и законных интересов политических партий, создает им равные правовые возможности выполнения ими своих уставных целей и задач.

Органам государственной власти и управления, предприятиям, учреждениям, организациям и их должностным лицам запрещается вмешиваться во внутренние дела политических партий либо препятствовать в той или иной форме их деятельности, если она осуществляется в соответствии с законом и их уставами.

Вмешательство политических партий в деятельность государственных органов и должностных лиц не допускается.

Мероприятия организаций политических партий осуществляются в основном в нерабочее время их членов и за счет средств этих партий. Частным работодателям запрещается требовать от своих работников заниматься политической деятельностью от имени партии во время исполнения ими трудовых обязанностей.

На работников аппарата политических партий распространяется законодательство о труде, социальном обеспечении и социальном страховании.


Статья 6. Создание политической партии

Для создания политической партии необходимо наличие не менее двадцати тысяч подписей граждан, проживающих в не менее восьми территориальных субъектах (областях), включая Республику Каракалпакстан и город Ташкент, и намеренных объединиться в партию.

Инициаторы создания политической партии в количестве не менее пятидесяти человек должны сформировать организационный комитет по подготовке учредительных документов партии, формированию ее членского состава и созыву учредительного съезда или конференции.

Организационный комитет обязан не позднее чем в семидневный срок со дня своего образования письменно информировать Министерство юстиции Республики Узбекистан о своей инициативе, составе, руководителе (лидере), месте нахождения комитета и дате созыва учредительного съезда или конференции.

Организационный комитет имеет право действовать не более трех месяцев со дня его создания.

Политическая партия образовывается на учредительном съезде или конференции.

Учредительный съезд или конференция принимает устав и программу партии, образует ее выборные органы.


Статья 7. Устав политической партии

Устав политической партии должен предусматривать:

название, цели и задачи партии;

структуру партии;

условия и порядок приема в члены партии и выхода из нее;

права и обязанности членов партии;

компетенцию и порядок образования (созыва) руководящих органов партии и ее организаций, сроки их полномочий;

порядок осуществления контроля за деятельностью руководящих органов партии;

источники формирования средств и приобретения иного имущества партии и ее организаций;

место нахождения руководящего органа партии;

порядок принятия устава и программы партии, внесения в них изменений и дополнений;

порядок реорганизации или прекращения деятельности партии.

В уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности партии.

Статья 8. Регистрация политических партий

Регистрация политических партий осуществляется Министерством юстиции Республики Узбекистан.

Для регистрации политической партии в месячный срок со дня принятия устава подаются:

заявление, подписанное не менее чем тремя членами руководящего органа партии;

устав;

программа;

протокол учредительного съезда или конференции;

материалы, подтверждающие выполнение требований настоящего Закона, в том числе список двадцати тысяч граждан Республики Узбекистан, выразивших желание объединиться в эту партию, с их подписями, сведения о членах выборных органов (фамилия, имя, отчество, год рождения, место жительства и работы, номер телефона), решение высшего органа партии о придании полномочий членам руководящего органа с наделением их правом представлять партию в процессе регистрации либо в случае споров в суде.

Заявление о регистрации политической партии рассматривается в месячный срок со дня его поступления. По результатам рассмотрения принимается решение о регистрации политической партии или отказе в регистрации. Решение выдается либо направляется по почте руководящему органу политической партии не позднее чем в трехдневный срок со дня его принятия.

Политическая партия приобретает права юридического лица и может осуществлять свою деятельность со дня регистрации.

Изменения и дополнения уставов политических партий подлежат регистрации в порядке и сроки, предусмотренные настоящей статьей для регистрации уставов.

Сообщение о регистрации политической партии публикуется в средствах массовой информации.



Статья 9. Отказ в регистрации политической партии

Не подлежат регистрации политическая партия, если ее устав, цели, задачи и методы деятельности противоречат Конституции Республики Узбекистан, настоящему Закону и другим актам законодательства либо ранее зарегистрирована политическая партия или общественное движение с аналогичным названием.

В случае отказа зарегистрировать политическую партию Министерство юстиции Республики Узбекистан письменно информирует об этом полномочного члена руководящего органа партии со ссылкой на положения законодательства, которым противоречат представленные документы. Полномочные члены руководящего органа политической партии имеют право в течение месяца со дня получения отказа в регистрации повторно обратиться в Министерство юстиции Республики Узбекистан с заявлением о регистрации партии при условии приведения документов в полное соответствие с Конституцией Республики Узбекистан и законодательством.

Отказ в регистрации политической партии может быть обжалован в Верховный суд Республики Узбекистан в установленном порядке.


Статья 10. Приостановление деятельности политической партии

При нарушении политической партией Конституции Республики Узбекистан, настоящего Закона, других актов законодательства или своего устава Министерство юстиции Республики Узбекистан информирует об этом в письменной форме руководящие органы партии с указанием какие нормы законодательства или устава нарушены и устанавливает срок для устранения этих нарушений. Если в установленный срок нарушения не устраняются, деятельность политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев Верховным судом Республики Узбекистан по представлению Министерства юстиции или Генерального прокурора Республики Узбекистан.

При приостановлении деятельности политической партии ей запрещается на этот период пользоваться всеми средствами массовой информации, вести агитацию и пропаганду, участвовать в выборах.


Статья 11. Прекращение деятельности политической партии

Деятельность политической партии прекращается:

самороспуском партии в соответствии с ее уставом, о чем высший орган партии в трехдневный срок информирует Министерство юстиции Республики Узбекистан;

решением Верховного суда Республики Узбекистан по представлению Министерства юстиции или Генерального прокурора Республики Узбекистан в случае совершения партией действий, предусмотренных частью второй статьи 3 настоящего Закона, или повторного в течение года совершения действий, за которые ее деятельность была приостановлена.

Прекращение деятельности политической партии наступает со дня опубликования об этом официального сообщения Министерства юстиции Республики Узбекистан в средствах массовой информации.


Статья 12. Права политических партий

Политические партии имеют право:

свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои идеи, цели и решения;

участвовать через своих представителей в выборных государственных органах в подготовке соответствующих решений;

участвовать в установленном законом порядке в выборах Президента Республики Узбекистан, органов государственной власти;

проводить собрания, конференции и другие мероприятия, связанные с деятельностью партии;

в порядке, предусмотренном законодательством, учреждать средства массовой информации и пользоваться другими средствами массовой информации;

вступать в союзы (блоки) с политическими партиями Республики Узбекистан, договорные отношения с ними и другими общественными объединениями.

Политические партии могут иметь и иные права, предусмотренные настоящим Законом и другими законодательными актами Республики Узбекистан.



Статья 13. Фракции политических партий

в Законодательной палате Олий Мажлиса

Республики Узбекистан

Фракции политических партий в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан образуются на учредительных собраниях депутатов, выдвинутых от политических партий, для организованного проведения политики своих партий. Фракции регистрируются Законодательной палатой Олий Мажлиса на основании соответствующего заявления руководителя фракции и учредительных документов.

Фракция политической партии в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан имеет право:

участвовать в формировании повестки дня заседания Законодательной палаты;

обращаться к Президенту Республики Узбекистан с инициативой об освобождении от должности Премьер-министра Республики Узбекистан;

на гарантированное предоставление слова представителю фракции в прениях по каждому вопросу повестки дня заседания Законодательной палаты;

на обращение с запросом соответственно к Спикеру Законодательной палаты Олий Мажлиса и Правительству Республики Узбекистан, к министрам, а также руководителям других государственных органов;

вносить предложения по кандидатурам заместителей Спикера, председателей комитетов и комиссий Законодательной палаты;

распространять мнение фракции по обсуждаемому на заседании Законодательной палаты вопросу среди депутатов;

осуществлять другие функции, предусмотренные законодательством для депутатов Законодательной палаты.

Руководитель фракции политической партии входит в состав Кенгаша Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Организационное, техническое и иное обслуживание деятельности фракций обеспечивается аппаратом Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан


Статья 13-1. Парламентское большинство

и парламентская оппозиция. Объединение фракций

политических партий в блок

Фракция политической партии, получившая большинство мест в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан, составляет парламентское большинство.

Парламентское большинство могут составить также несколько фракций политических партий, создающих блок исходя из близости или совпадения своих программных целевых задач.

Фракции политических партий, не разделяющие курс и программу вновь сформированного правительства или отдельные ее направления, могут объявить себя оппозиционными.

Объединение фракций политических партий в блок не ограничивает их самостоятельности в осуществлении прав, предусмотренных законом.

Фракция политической партии, объявившая себя парламентской оппозицией, наряду с предусмотренными законом для фракций полномочиями имеет право:

на внесение альтернативной редакции проекта закона одновременно с докладом по соответствующему вопросу ответственного комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан;

на занесение в протокол пленарного заседания Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан своего особого мнения по обсуждаемым вопросам;

на гарантированное участие ее представителей в согласительной комиссии по отклоненному Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан закону.

Гарантированные законом права парламентской оппозиции не могут быть ущемлены парламентским большинством.


Статья 14. Партийные группы в Жокаргы Кенесе

Республики Каракалпакстан и Кенгашах народных депутатов

Партийная группа - депутатское объединение, создаваемое депутатами, выдвинутыми от политической партии, в целях выражения интересов партии в Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан, Кенгаше народных депутатов и зарегистрированное в установленном порядке.

Депутат, выдвинутый от политической партии и избранный в Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан или Кенгаш народных депутатов, может быть членом партийной группы только этой партии.

Партийные группы в Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан и Кенгашах народных депутатов образуются на учредительных собраниях депутатов, выдвинутых от политических партий. Партийные группы регистрируются соответственно Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан, Кенгашами народных депутатов на основании соответствующего заявления руководителя партийной группы и учредительных документов.

Партийные группы в Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан, Кенгашах народных депутатов образуются при условии объединения в них не менее трех депутатов, избранных в Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан или Кенгаши народных депутатов областей, города Ташкента, а также районов и городов от соответствующей политической партии.

Партийная группа подлежит учетной регистрации.

Деятельность партийной группы прекращается в случаях:

собственной инициативы партийной группы;

истечения срока полномочий Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан или Кенгаша народных депутатов;

уменьшения числа депутатов, входящих в партийную группу, ниже предела, необходимого для ее образования;

прекращения деятельности соответствующей политической партии.


Статья 14-1. Права партийных групп

Партийные группы имеют право:

участвовать в формировании повестки дня сессии соответствующего представительного органа государственной власти;

вносить предложения по кандидатурам председателей, заместителей председателей и членов комитетов или комиссий соответствующего представительного органа государственной власти;

на гарантированное предоставление слова представителю партийной группы в прениях по каждому вопросу повестки дня сессии соответствующего представительного органа государственной власти;

на обращение с запросом соответственно к председателям Жокаргы Кенеса и Совета Министров, министрам и руководителям других государственных органов Республики Каракалпакстан, хокимам, заместителям хокимов, руководителям управлений, отделов и других подразделений хокимиятов, а также к руководителям предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории соответствующего Кенгаша народных депутатов;

вносить предложения по усовершенствованию проектов программ развития территорий;

на внесение предложений о заслушивании на сессиях Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, Кенгаша народных депутатов отчета или информации руководителя государственного органа, расположенного на соответствующей территории, в том числе должностных лиц местных органов исполнительной власти по вопросам их деятельности, а также о рассмотрении вопросов социально-экономического развития. Решение при этом принимается при условии поддержки более половины депутатов;

распространять мнение партийной группы среди депутатов по обсуждаемому вопросу на сессии соответственно Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан или Кенгаша народных депутатов;

представлять в Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, хокиму области или города Ташкента заключение о неудовлетворительной деятельности хокима района (города), а также должностных лиц соответствующих местных органов исполнительной власти .

Партийные группы в Кенгашах народных депутатов областей и города Ташкента имеют право инициировать представление Президенту Республики Узбекистан обоснованных заключений о неудовлетворительной деятельности лиц, утвержденных на должность хокима области и города Ташкента.

Предложение партийных групп по вопросам, вносимым соответственно в Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан и Кенгаш народных депутатов, подлежит обязательному рассмотрению.

Партийные группы могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.

Организационное, техническое и иное обслуживание деятельности партийных групп в Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан обеспечивается аппаратом Жокаргы Кенеса, а партийных групп в Кенгашах народных депутатов - соответствующими структурными подразделениями хокимиятов.


Статья 15. Собственность политических партий

Политические партии могут иметь в собственности здания, сооружения, оборудование, издательства, транспортные средства, а также иное имущество, необходимое для осуществления уставных задач.

Финансирование политических партий осуществляется в соответствии с Законом Республики Узбекистан "О финансировании политических партий".

Политические партии в порядке, определяемом законодательством, осуществляют предпринимательскую деятельность лишь в целях выполнения уставных задач. Результаты предпринимательской деятельности политической партии должны быть отражены в ее финансовом отчете.

Доходы от предпринимательской деятельности политических партий не могут перераспределяться между членами партии и используются только для выполнения уставных задач.

Политические партии ежегодно публикуют свои бюджеты для всеобщего сведения и в установленном порядке представляют в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан или уполномоченному ею органу отчеты об источниках финансирования своей деятельности.

Собственность политических партий охраняется законом.


Статья 17. Контроль за соответствием деятельности

политических партий законодательству и их уставам

Контроль за соответствием деятельности политических партий Конституции Республики Узбекистан, законодательству и их уставам осуществляется Министерством юстиции Республики Узбекистан.


Президент

Республики Узбекистан                                                        И. Каримов



Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан,

1997 г., N 2, ст. 36