ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Оборона. Воинская обязанность и военная служба / Общие положения /Закон Республики Узбекистан от 03.07.1992 г. N 641-XII "Об обороне" (Новая редакция)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
03.07.1992 г.
N 641-XII
ОБ ОБОРОНЕ
(Новая редакция)
Настоящий Закон устанавливает правовые основы организации обороны и управления Вооруженными Силами Республики Узбекистан (далее - Вооруженные Силы), определяет полномочия государственных органов, а также участие органов самоуправления граждан, предприятий, учреждений, организаций и граждан в обеспечении обороны страны.
В настоящем Законе под обороной понимается комплекс политических, экономических, военных, социально-правовых, информационных, организационных и иных мер по обеспечению защиты суверенитета, территориальной целостности Республики Узбекистан, мирной жизни и безопасности ее населения.
Законодательство об обороне состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства
Статья 4. Основные принципы государственной
политики в области обороны
Основными принципами государственной политики в области обороны являются:
неприменение военной силы против другого государства, кроме случаев пресечения и отражения агрессии, а также оказания помощи государствам, с которыми Республика Узбекистан связана соответствующими договорами;
участие в соответствии с нормами международного права в системах коллективной безопасности;
неучастие в военно-политических блоках;
адекватность военного строительства характеру современных войн и вооруженных конфликтов;
отказ от производства, переработки, приобретения, хранения, распространения, размещения ядерного и других видов оружия массового поражения;
постоянная готовность Вооруженных Сил, экономики, населения, территории к отражению агрессии;
оборонная достаточность;
- обеспечение престижности военной службы.
И РУКОВОДСТВО ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ
Организация обороны включает:
создание необходимых условий, направленных на предупреждение и сдерживание агрессии, организованную вооруженную защиту от посягательства на Республику Узбекистан;
осуществление единой государственной политики в области обороны, совершенствование военной организации государства в соответствии с современными требованиями;
обеспечение координации и взаимодействия всех сил и средств, необходимых для решения оборонных задач;
мониторинг военно-политической обстановки, реальных и потенциальных угроз национальной безопасности;
принятие политических, экономических, военных, социально-правовых, информационных, организационных и иных мер по предотвращению вовлечения Республики Узбекистан в войны и вооруженные конфликты;
строительство, подготовку, поддержание в постоянной готовности Вооруженных Сил, оптимизацию их численности, структуры и состава;
оснащение и обеспечение Вооруженных Сил соответственно современным вооружением, военной техникой, военно-техническим и вещевым имуществом, продовольствием, другими материально-техническими средствами, энергетическими и иными ресурсами, создание их запасов;
планирование применения Вооруженных Сил;
принятие мер внешнеполитического характера для решения оборонных задач;
подготовку населения и территории к обороне;
обеспечение охраны и защиты Государственной границы Республики Узбекистан;
проведение мероприятий по защите населения, объектов экономики и жизнеобеспечения от оружия массового поражения;
мобилизационную готовность Вооруженных Сил, экономики страны, государственных органов, органов самоуправления граждан, предприятий, учреждений и организаций, а также населения;
создание запасов материальных ценностей для государственного и мобилизационного резервов;
совершенствование научной, научно-технической, образовательной, военно-промышленной, экономической, информационной и законодательной базы обороны;
духовно-нравственное и военно-патриотическое воспитание населения и морально-психологическую подготовку личного состава Вооруженных Сил к защите государства;
другие мероприятия по организации обороны страны.
Вооруженные Силы включают в себя войсковые объединения, соединения и части, а также другие воинские формирования, организованные и содержащиеся государством для сдерживания и предотвращения войн и вооруженных конфликтов, защиты национальных интересов, суверенитета, территориальной целостности Республики Узбекистан и мирной жизни населения.
Вооруженные Силы строятся и осуществляют свою деятельность на основе верховенства закона, централизованного руководства и единоначалия, постоянной боевой и мобилизационной готовности и соблюдения воинской дисциплины.
Военные объекты, здания и сооружения, все виды вооружения, военной техники и другое военное имущество являются собственностью государства и находятся в ведении Вооруженных Сил.
Комплектование Вооруженных Сил осуществляется в порядке, установленном законодательством.
Руководство обороной и Вооруженными Силами осуществляет Президент Республики Узбекистан - Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами.
В военное время министр обороны Республики Узбекистан одновременно является заместителем Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами.
Руководство повседневной деятельностью Вооруженных Сил осуществляют руководители министерств и ведомств, имеющие в своем подчинении воинские формирования, входящие в состав Вооруженных Сил.
Оперативное руководство Вооруженными Силами по выполнению поставленных перед ними задач осуществляет начальник Генерального штаба Вооруженных Сил.
III. ПОЛНОМОЧИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
В ОБЛАСТИ ОБОРОНЫ. УЧАСТИЕ ОРГАНОВ
САМОУПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАН, ПРЕДПРИЯТИЙ,
УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И ГРАЖДАН
В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБОРОНЫ
Статья 8. Полномочия Президента Республики Узбекистан
в области обороны
Президент Республики Узбекистан - Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами:
определяет основные направления оборонной политики и военного строительства Республики Узбекистан;
руководит деятельностью органов государственного управления в области обороны;
принимает необходимые меры по обеспечению обороноспособности Республики Узбекистан, охране ее суверенитета, безопасности и территориальной целостности;
утверждает планы строительства, применения и развития Вооруженных Сил, а также иные государственные планы и программы по организации обороны;
утверждает структуру, состав и дислокацию Вооруженных Сил и других воинских формирований Республики Узбекистан на мирное и военное время;
принимает решение и отдает приказ Вооруженным Силам о ведении военных действий, в том числе об участии в международных миротворческих мероприятиях, а также о привлечении их к выполнению задач не по прямому предназначению;
объявляет в порядке, установленном Конституцией Республики Узбекистан, состояние войны в случае нападения на Республику Узбекистан или в случае необходимости выполнения договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии, общую или частичную мобилизацию и вводит чрезвычайное положение на всей территории или в отдельных местностях Республики Узбекистан;
назначает на должность и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил, присваивает высшие воинские звания;
определяет количество граждан Республики Узбекистан, подлежащих призыву на военную и альтернативную службу, порядок прохождения ими военной и альтернативной службы, порядок ведения воинского учета военнообязанных и призывников, нормы и объем вооружения, военной техники, военно-технического и вещевого имущества, продовольствия и других материально-технических средств для потребностей обороны и Вооруженных Сил;
принимает решения о призыве граждан Республики Узбекистан на срочную военную службу, увольнении в резерв военнослужащих срочной военной службы и в запас служащих альтернативной службы, а также о призыве военнообязанных на военные сборы, издает указы о призыве граждан на воинскую службу по мобилизации и в военное время, об увольнении по демобилизации;
утверждает планы мобилизационной подготовки экономики страны, а также формирования и использования мобилизационных и стратегических государственных резервов;
создает, реорганизует и ликвидирует военные высшие и средние специальные, профессиональные образовательные учреждения, факультеты военного обучения, а также учебные центры военной подготовки (военные кафедры или циклы) при высших образовательных учреждениях;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законом.
Статья 9. Полномочия Кабинета Министров
Республики Узбекистан в области обороны
Кабинет Министров Республики Узбекистан:
обеспечивает проведение единой государственной политики в области формирования государственных военных заказов и организации производств оборонного значения;
разрабатывает планы мобилизационной подготовки экономики страны, а также формирования и использования мобилизационных и стратегических государственных резервов, осуществляет контроль за их исполнением;
решает вопросы материального и социально-бытового обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил;
организует оснащение и обеспечение Вооруженных Сил соответственно вооружением, военной техникой, военно-техническим и вещевым имуществом, продовольствием и другими материально-техническими средствами;
осуществляет контроль за экспортом и импортом вооружения и военной техники, стратегических материалов;
устанавливает порядок компенсации материальных затрат, понесенных предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами в связи с выполнением ими задач для нужд обороны;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
Министерство обороны Республики Узбекистан осуществляет управление подведомственными войсками, обеспечивает проведение государственной политики в области обороны и военного строительства, оснащение войск Министерства обороны Республики Узбекистан современным вооружением, военной техникой и материально-техническими средствами, расширение военного сотрудничества, организацию призыва и подготовки кадров Вооруженных Сил.
Министерство обороны Республики Узбекистан осуществляет и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Генеральный штаб Вооруженных Сил является единым командным органом по выработке и реализации решений в области вооруженной защиты суверенитета и территориальной целостности Республики Узбекистан.
Генеральный штаб Вооруженных Сил:
несет ответственность за выработку концептуальных основ национальной военной стратегии, строительства и развития Вооруженных Сил;
выполняет функции главного органа оперативно-стратегического управления Вооруженными Силами, военными округами, воинскими формированиями министерств и ведомств;
осуществляет стратегическое и оперативное планирование, руководство боевыми действиями войск;
разрабатывает и реализует мероприятия по оперативной и боевой подготовке войск, адаптации их организационно-штатной структуры к формам и способам применения войск;
издает в пределах своей компетенции директивы и приказы, обязательные для исполнения всеми министерствами и ведомствами, командованиями видов и родов войск, объединений, соединений и подразделений Вооруженных Сил;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
Военный округ является основной военно-административной единицей и территориальным общевойсковым оперативно-стратегическим объединением, обеспечивающим защиту безопасности и территориальной целостности Республики Узбекистан на операционных направлениях.
Военные округа выполняют возложенные на них задачи и принимают решения в соответствии с законодательством.
Статья 13. Полномочия министерств и ведомств
в области обороны
Министерства и ведомства в соответствии с законодательством участвуют в обеспечении обороноспособности страны, боевой и мобилизационной готовности, а также боеспособности Вооруженных Сил и несут ответственность за выполнение возложенных на них задач.
Министерства и ведомства, выполняющие военные заказы, несут ответственность за поставку необходимой для нужд обороны продукции, за мобилизационную подготовку отрасли, осуществляют мероприятия по обеспечению ее устойчивого функционирования в военное время в соответствии с планом мобилизационной подготовки.
Статья 14. Полномочия органов государственной власти
на местах в области обороны
Органы государственной власти на местах:
обеспечивают выполнение соответствующих мобилизационных заданий;
осуществляют контроль за выполнением мобилизационных планов и заданий накопления материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на их территории;
участвуют в организации воинского учета, призыва на военную и альтернативную службу и мобилизации, военных сборов, а также в бронировании граждан Республики Узбекистан на период мобилизации и в военное время;
обеспечивают выполнение мероприятий по гражданской защите;
участвуют в планировании и обеспечении выполнения мероприятий по территориальной обороне;
обеспечивают потребности Вооруженных Сил в необходимой продукции местного производства, тепло- и электроэнергии, предоставляют им средства связи, коммунально-бытовые и иные услуги;
предоставляют в установленном порядке земли, служебные и жилые помещения для нужд воинских частей, предприятий, учреждений и организаций Вооруженных Сил;
обеспечивают реализацию социальных гарантий, установленных для граждан в связи с военной службой, их участием в боевых действиях, а также для членов их семей;
осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 15. Участие органов самоуправления граждан
в обеспечении обороны
Органы самоуправления граждан:
содействуют в организации оповещения и вызова военнообязанных и призывников в отделы по делам обороны;
ведут персонально-первичный учет военнообязанных и призывников в поселках, кишлаках и аулах, а также участвуют в духовно-нравственном и военно-патриотическом воспитании граждан;
принимают участие в мероприятиях по гражданской защите и территориальной обороне;
предоставляют в установленном законом порядке в военное время для нужд обороны здания, сооружения, транспортные средства, средства связи и другое имущество, находящееся в их собственности, с последующей компенсацией понесенных расходов в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан;
участвуют в иных мероприятиях в соответствии с законодательством.
Статья 16. Участие предприятий, учреждений
и организаций в обеспечении обороны
Предприятия, учреждения и организации осуществляют выполнение:
мероприятий, предусмотренных мобилизационными планами и заданиями накопления материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов;
мероприятий по гражданской защите и территориальной обороне;
мероприятий по учету и бронированию военнообязанных и призывников;
иных мероприятий, предусмотренных законодательством.
Предприятиям, учреждениям, организациям при предоставлении в соответствии с законодательством для нужд обороны зданий, сооружений, транспортных средств, средств связи и иного имущества, находящегося в их собственности, понесенные ими расходы компенсируются в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Защита Республики Узбекистан, ее территориальной целостности и независимости является конституционной обязанностью ее граждан.
Граждане Республики Узбекистан в установленном законом порядке обязаны нести военную или альтернативную службу, а также предоставлять в военное время для нужд обороны здания, сооружения, транспортные средства, средства связи и другое имущество, находящееся в их собственности, с последующей компенсацией понесенных расходов в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Граждане имеют право создавать общественные объединения, содействующие укреплению обороноспособности страны.
IV. СОСТОЯНИЕ ВОЙНЫ. ВОЕННОЕ ВРЕМЯ.
МОБИЛИЗАЦИЯ. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОБОРОНА.
ВООРУЖЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ
Состояние войны объявляется в установленном законом порядке в случае нападения на Республику Узбекистан или при необходимости выполнения договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии.
В случае внезапного нападения или вторжения войск на территорию Республики Узбекистан командования войсками военных округов и органы государственной власти на местах обязаны принять все меры для отражения нападения или вторжения, не ожидая объявления состояния войны.
Военное время наступает с момента объявления состояния войны или с фактическим началом военных действий и оканчивается с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения
В условиях военного времени Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами может быть создан уполномоченный орган, который осуществляет руководство Вооруженными Силами и экономикой страны.
С объявлением состояния войны или введением чрезвычайного положения может быть объявлена общая или частичная мобилизация.
Порядок подготовки и проведения мобилизационных мероприятий определяется законодательством.
Территориальная оборона организуется и осуществляется с целью прикрытия и обороны Государственной границы Республики Узбекистан, защиты населения, объектов и коммуникаций от действий противника, диверсионных и террористических актов, а также для поддержания режима чрезвычайного положения.
Задачи, организация и порядок взаимодействия сил, привлекаемых для обеспечения территориальной обороны, определяются законодательством.
Вооруженными конфликтами являются военные инциденты (акции и вооруженные столкновения) ограниченного масштаба, при которых состояние войны не объявляется.
В случае возникновения вооруженных конфликтов и вовлечения в них Республики Узбекистан Вооруженные Силы незамедлительно принимают меры по их ликвидации.
Статья 23. Международное сотрудничество
в области обороны
Республика Узбекистан, основываясь на общепризнанных принципах и нормах международного права, закрепляющих право на индивидуальную и коллективную оборону, осуществляет сотрудничество с другими государствами в области военного строительства, поддержания мира и безопасности.
Статья 24. Финансирование и материально-техническое
обеспечение нужд обороны
Финансирование и материально-техническое обеспечение нужд обороны осуществляются за счет средств государственного бюджета и других источников в соответствии с законодательством.
Контроль за целевым использованием средств, выделяемых на оборону, осуществляется в соответствии с законом.
Статья 25. Ответственность за нарушение
законодательства об обороне
Лица, виновные в нарушении законодательства об обороне, несут ответственность в установленном порядке.
Президент
Республики Узбекистан И. Каримов
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
2001 г., N 10, ст.48
"Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан"
2001 г. N 5, ст.80