Внимание!

Документ утратил силу.
Смотрите подробности в начале документа.


ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебные акты / Постановления Пленума Высшего хозяйственного суда / Утратившие силу документы, документы прошлых лет /

Постановление Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 16.07.1999 г. N 78 "О некоторых вопросах применения хозяйственными судами Закона Республики Узбекистан "О банкротстве" (в новой редакции)"

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПЛЕНУМА ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

16.07.1999 г.

N 78



О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ

ПРИМЕНЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫМИ

СУДАМИ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ

УЗБЕКИСТАН "О БАНКРОТСТВЕ"

(В НОВОЙ РЕДАКЦИИ).


В целях обеспечения единообразного применения хозяйственными судами Закона Республики Узбекистан "О банкротстве" Пленум Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, руководствуясь ст. 46 Закона Республики Узбекистан "О судах", постановляет дать следующие разъяснения:


1) Кредитор, обращаясь в хозяйственный суд с заявлением о признании должника банкротом, обязан в соответствии со ст. ст. 32, 34 Закона представить доказательства, подтверждающие невозможность удовлетворения его требований в порядке, установленном законодательством, вне процедур банкротства. Исходя из этого действия кредитора, направленные на возбуждение дела о банкротстве без принятия иных мер к получению задолженности, предусмотренных законодательством, являются основанием для отказа в принятии заявления о признании должника банкротом согласно п. 1 ст. 117 ХПК, т. е. такое обращение не подлежит рассмотрению в хозяйственном суде. Доказательствами, подтверждающими невозможность удовлетворения требований,  могут быть: решения суда и другие судебные акты, вступившие в законную силу, доказательства невозможности исполнения судебного акта и исполнительной надписи нотариуса, а также акцептованные должником платежные требования и другие документы, свидетельствующие о признании должником задолженностей, которые не исполнены в течение более 6-ти месяцев.


2) При обращении в хозяйственный суд с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника лица, обладающие правом на подачу заявления, должны приложить к заявлению документы, подтверждающие отсутствие должника, в частности, документ органов связи о невозможности вручить корреспонденцию, справку налоговой инспекции о непредставлении отчетной документации налоговым органам, документы из органов внутренних дел,  подтверждающие, что должник выехал за пределы Республики, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника. В том же порядке подлежит рассмотрению заявление о признании должника банкротом, если руководитель должника находится в местах лишения свободы (более шести месяцев), при наличии доказательств об отсутствии имущества у должника.


3) Если после возбуждения производства по делу о банкротстве в хозяйственный суд поступает заявление от другого кредитора о признании несостоятельным того же должника, хозяйственный суд отказывает в принятии заявления (по п. 3 ст. 117 ХПК) и одновременно указывает заявителю о его праве участия в собрании кредиторов.


4) В определении о возбуждении производства по делу хозяйственный суд указывает о созыве первого собрания кредиторов. Обязанность проведения первого собрания кредиторов и опубликования в печати сообщения о времени и месте проведения собрания возлагается на заявителя, когда заявитель и должник находятся в той же области, либо на государственный орган по делам о банкротстве при невозможности возложения этих обязанностей на заявителя. В том же порядке должен решаться вопрос, когда первое собрание кредиторов не проводилось по вине лица, на которое судом была возложена обязанность его проведения.


5) Хозяйственный суд на основании решения первого собрания кредиторов, принимает решение о признании должника банкротом и об открытии ликвидационного производства или выносит определение о введении внешнего управления,  или утверждает мировое соглашение, если за одно из этих решений на собрании кредиторов было подано наибольшее число голосов,  и при условии, что кредиторы о времени и месте проведения собрания были уведомлены надлежащим образом. Если первым собранием кредиторов не принято решение о введении внешнего управления или решение о заключении мирового соглашения либо ни одно из указанных решений первого собрания кредиторов не представлено в хозяйственный суд в недельный срок, хозяйственный суд при наличии признаков банкротства решает вопрос о признании должника банкротом и об открытии ликвидационного производства.


6) В соответствии со ст. 34 Закона о банкротстве размер денежных обязательств по требованиям кредиторов считается установленным, если он подтверждается вступившим в законную силу решением суда или документами, свидетельствующими о признании должником этих требований, а также в иных случаях, предусмотренных Законом о банкротстве. В случаях, когда оспаривается требование кредиторов, не подтвержденное решением суда или письменным признанием должника, размер денежных обязательств и (или) обязательных платежей определяется хозяйственным судом. По результатам рассмотрения обоснованности возражений должника хозяйственным судом выносится определение, в котором указывается размер установленных требований кредитора, налогового или иного уполномоченного органа. Определение является основанием для установления числа голосов, принадлежащих соответствующему кредитору на собрании кредиторов, а также основанием для удовлетворения требования кредитора в ликвидационном производстве.


7) В хозяйственном суде интересы работников должника представляет лицо, ими уполномоченное. Представителем работников должника может быть только лицо, являющееся работником этого должника, а также лицо, уволенное в связи с банкротством должника (ст. ст. 2, 31 Закона "О банкротстве"). Для этого он должен предъявить документы, подтверждающие его полномочия представлять интересы работников должника.


8) При принятии решения о банкротстве должника и открытии ликвидационного производства хозяйственный суд назначает доверенное лицо в порядке, предусмотренном для назначения внешнего управляющего (ст. 51 Закона "О банкротстве"). Поскольку кандидатура доверенного лица предлагается собранием кредиторов, и если это не сделано на первом собрании, суду следует возложить на кредитора, имеющего наибольшую сумму требований, обязанности по проведению собрания кредиторов для определения кандидатуры доверенного лица. В случае непредставления собранием кредиторов кандидатуры доверенного лица его назначает хозяйственный суд из числа кандидатур, предложенных государственным органом по делам о банкротстве.


9) В соответствии со ст. 43 Закона "О банкротстве" одним из оснований для принятия хозяйственным судом решения об отказе в признании должника банкротом является удовлетворение всех заявленных в соответствующем деле о банкротстве требований до принятия решения по делу. Под заявленными требованиями кредиторов, налоговых и иных уполномоченных органов следует понимать требования, предъявленные к должнику и включенные в реестр кредиторов с момента принятия хозяйственным судом заявления о признании должника банкротом до принятия решения. Однако это не лишает права других кредиторов при наличии признаков банкротства обратиться в хозяйственный суд с заявлением о признании должника банкротом.


10) Ввиду того, что хозяйственный суд согласно ст. 90 Закона после рассмотрения отчета доверенного лица выносит определение о завершении ликвидационного производства, но сроки представления отчета о деятельности доверенного лица (ст. 88 Закона) нормативно не установлены, хозяйственный суд может в решении о признании должника банкротом установить сроки представления отчета доверенного лица. Такой срок с учетом положений ст. 42 Закона "О банкротстве" не может быть менее трех месяцев.


11) Хозяйственным судам следует учитывать, что производство по делу о банкротстве подлежит прекращению не только по основаниям,  предусмотренным ст. ст. 45 и 46 Закона "О банкротстве", но и по основаниям, предусмотренным ст. 86 ХПК. В частности, установив при рассмотрении дела о банкротстве, что организация должника ликвидирована и запись об этом внесена в государственный реестр, хозяйственный суд прекращает производство по делу на основании ст. 86 п. 4 ХПК;


12) Со дня открытия ликвидационного производства хозяйственному суду следует отказывать в принятии рассмотрения исковых заявлений о взыскании с должника-банкрота денежных сумм (ст. 7 Закона "О банкротстве"). Возбужденные производством дела о взыскании с должника сумм задолженности подлежат прекращению производством согласно ст. 75 Закона "О банкротстве" и на основании ст. 86 п. 1 ХПК.


13) Согласно ст. 78 Закона "О банкротстве" открытие ликвидационного производства не ограничивает право руководителя должника на подписание апелляционной или кассационной жалобы на решение хозяйственного суда о признании должника банкротом.


14) При отмене решения хозяйственного суда о признании юридического лица банкротом и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции кассационная инстанция определяет органы управления должником - юридического лица на период до рассмотрения дела по существу. В этом случае, кассационная инстанция вправе восстановить имевшиеся на день вынесения решения о признании должника банкротом полномочия органов управления должника. Если отмененное решение о признании должника банкротом было принято после процедуры внешнего управления, то подлежат восстановлению полномочия внешнего управляющего.


15) Хозяйственный суд вправе отклонить кандидатуру доверенного лица (внешнего управляющего), предложенную собранием кредиторов, если она не соответствует ст. 14 ч. 3 Закона "О банкротстве". В качестве кандидатов в доверенные лица (временные управляющие) не могут быть лица, занимающие руководящие должности в администрации предприятия должника или кредитора, а также лица, имеющие судимость, и лица, в отношении которых имеются ограничения на осуществление деятельности по управлению делами и имуществом других лиц (дисквалифицированные лица). В этом случае, если собранием кредиторов не представлено иной кандидатуры доверенного лица (внешнего управляющего), хозяйственный суд на основании ст. 50 ч. 5 Закона "О банкротстве" назначает доверенное лицо (внешнего управляющего) из числа кандидатур, предложенных государственным органом по делам о банкротстве.


16) Доверенное лицо не вправе отклонять (полностью или частично) требования кредитора, основанные на решении хозяйственного суда или общего суда, вступившие в законную силу. В случае отказа доверенного лица удовлетворить требования кредитора по вышеуказанным основаниям, хозяйственный суд обязывает доверенное лицо о включении требования кредитора в реестр в соответствии со ст. 78 Закона "О банкротстве" в размере, установленном решением суда.


17) Доверенное лицо в соответствии со ст. 78 Закона "О банкротстве" обязано принять меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц, в том числе путем предъявления исков о признании недействительными сделок, совершенных должником, а также совершения иных действий, предусмотренных законами и иными нормативными актами. Поскольку Законом "О банкротстве" предусмотрена возможность признания недействительными определенных сделок, совершенных должником и влекущих предпочтительное удовлетворение требований одних кредиторов перед другими, доверенное лицо также вправе предъявить иски о признании указанных сделок недействительными, в том числе по основаниям, предусмотренным ст. 57 Закона "О банкротстве". Такие иски должны предъявляться в соответствии с подведомственностью и подсудностью, предусмотренным ХПК Республики Узбекистан.


18) Хозяйственным судам следует иметь в виду, что доверенное лицо при осуществлении процедуры ликвидационного производства вправе заявлять иски о взыскании дебиторской задолженности должника. При предъявлении таких исков доверенным лицом, должнику предоставляется отсрочка уплаты госпошлины в соответствии со ст.91 ХПК.


19) Доверенное лицо осуществляет продажу имущества должника в порядке, определяемом собранием (комитетом) кредиторов, на основании утвержденного плана ликвидации должника-банкрота. При этом правила ликвидации юридического лица, предусмотренные в ст. 55 ГК, к должнику признанному банкротом не применяются, т. к. в соответствии со ст. 57 ГК в данном случае действует специальный порядок реализации имущества, установленный Законом "О банкротстве" (ст. ст. 80 и 84) и другими актами законодательства.


20) Жалоба кредитора о нарушении его прав и интересов рассматривается хозяйственным судом с извещением доверенного лица (внешнего управляющего) и кредитора, подавшего жалобу (ст. 133 ч. 1 Закона "О банкротстве"). Хозяйственный суд вправе известить о времени и месте рассмотрения указанной жалобы также других лиц, участвующих в деле о банкротстве. Жалоба подается без оплаты госпошлины.


21) В случае, когда имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве или когда в течение длительного времени (более 6 месяцев) не проводились операции по счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника, хозяйственные суды вправе заявления о признании таких должников банкротами рассматривать по правилам предусмотренным параграфом 2 гл. Х Закона "О банкротстве".


22) Если решение хозяйственного суда о признании должника банкротом, принятое до 01. 11. 98 г., не было реализовано, в частности, из-за отсутствия должника или его имущества, ликвидационное производство при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 130 Закона "О банкротстве", может по ходатайству государственного органа по делам о банкротстве проведено по упрощенной процедуре банкротства (параграф 2 гл. Х Закона "О банкротстве"). О переходе к упрощенной процедуре банкротства суд выносит определение.


23) Если решением хозяйственного суда о ликвидации юридического лица на учредителей (участников) этого лица либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, возложена обязанность по осуществлению ликвидации (ст. 54 ч. 3 ГК), однако ликвидация юридического лица не осуществлена, то по отношению к такому должнику при наличии оснований, предусмотренных ст. 57 ГК, возбуждается производство по делу о банкротстве в порядке, предусмотренном Законом "О банкротстве". Если имеются обстоятельства, предусмотренные ст. 130 Закона "О банкротстве", возможно применение упрощенной процедуры банкротства (параграф 2 гл. Х Закона "О банкротстве"). В случаях, когда во исполнение указанного выше решения хозяйственного суда образована ликвидационная комиссия и до осуществления ликвидации организации выявлено, что стоимость имущества должника недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, в отношении такого должника при возбуждении дела о банкротстве применяется процедура банкротства ликвидируемого должника в порядке, предусмотренном параграфом 1 гл. Х Закона "О банкротстве".


24) В случае если в имуществе должника имеется доля государственной собственности, хозяйственный суд при возбуждении производства по делу о банкротстве уведомляет государственный орган по делам о банкротстве. До рассмотрения заявления по существу государственный орган по делам о банкротстве в двухнедельный срок должен сообщить суду о целесообразности или нецелесообразности введения санации. В случае согласия собрания кредиторов на проведение санации  дело о банкротстве прекращается.


25) Закон "О банкротстве" не предусматривает возможности введения частичного моратория, т. е. нераспространения его действия на какую-либо часть требований кредиторов. Следует, однако, иметь в виду, что мораторий вводится в отношении требований кредиторов, учитываемых в соответствии со ст. 3  вышеназванного Закона при определении наличия (отсутствия) признаков банкротства. Поэтому хозяйственным судам следует иметь в виду, что мораторий не вводится на требования граждан, вытекающие из трудовых правоотношений, по взысканию алиментов и выплате вознаграждений по авторским договорам, а также на требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью в порядке, установленном законодательством.


26) Хозяйственным судам следует иметь в виду, что мировое соглашение заключается кредиторами и должником в соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 91 Закона "О банкротстве". Налоговые и иные уполномоченные органы по требованиям об обязательных платежах не вправе участвовать в голосовании по вопросу о заключении мирового соглашения на собрании кредиторов, в том числе на первом собрании. Они не могут быть участниками мирового соглашения и в случаях, когда кредиторов нет. После прекращения определением хозяйственного суда производства по делу о банкротстве в связи с заключением мирового соглашения и утверждением его хозяйственным судом указанные органы в порядке, предусмотренном законодательством, вправе предъявить к должнику требования по обязательным платежам.


























Время: 0.2073
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск