Внимание!

Документ утратил силу.
Смотрите подробности в начале документа.


ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебные акты / Постановления Пленума Высшего хозяйственного суда / Утратившие силу документы, документы прошлых лет /

Постановление Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 28.01.2000 г. N 82 "О применении Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан при рассмотрении дел в суде первой инстанции"

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПЛЕНУМА ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

28.01.2000 г.

N 82



О ПРИМЕНЕНИИ ХОЗЯЙСТВЕННОГО

ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ В СУДЕ

ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ


Обобщение практики рассмотрения хозяйственными судами споров, вытекающих из экономических правоотношений, свидетельствует о том, что в подавляющем большинстве суды первой инстанции разрешают их в строгом соответствии с требованиями Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан (далее ХПК).

Вместе с тем некоторые хозяйственные суды еще не всегда соблюдают установленный ХПК порядок производства дел в суде первой инстанции. Встречаются случаи, когда суды необоснованно отказывают в принятии исковых заявлений, не проводят надлежащей подготовки дел к судебному разбирательству, в судебных заседаниях неполно исследуются обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела. Имеет место несоблюдение сроков рассмотрения хозяйственных дел, необоснованное их приостановление или прекращение, а также оставление без рассмотрения при отсутствии к тому оснований.

В ряде случаев не проявляется должная активность в предупреждении нарушений законов, прав и интересов граждан и организаций, слабо осуществляется контроль за исполнением вынесенных частных определений и других судебных актов.

В судебной практике возникли некоторые вопросы, требующие разъяснения.

В целях обеспечения законности при разрешении экономических споров и иных дел, правильного и единообразного применения Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан, руководствуясь ст. 46 Закона РУз "О судах", Пленум Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан постановляет дать следующие разъяснения:


1. В соответствии со ст. 1 ХПК любое заинтересованное лицо вправе обратиться в хозяйственный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав либо охраняемых законом интересов. Перечень оснований к отказу в принятии заявления о выдаче судебного приказа и искового заявления закреплен в ст. ст. 107, 117 ХПК и расширительному толкованию не подлежит.


2. Судья отказывает в принятии искового заявления, если дело не подлежит рассмотрению в хозяйственном суде, в частности, если ему дело неподведомственно. В соответствии со ст. 23 ХПК определен субъектный состав участников правоотношений, из которых может возникнуть спор, подведомственный хозяйственному суду. Он включает в себя, прежде всего, юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном Законом порядке. В этой связи следует иметь в виду, что хозяйственный суд не вправе отказать в принятии искового заявления по причине неподведомственности спора, если с иском обратилось не само юридическое лицо, а его обособленное подразделение (филиал, представительство) на основании выданной ему доверенности. При этом истцом по таким делам является не обособленное подразделение, которое выступает как представитель, а юридическое лицо, в интересах которого оно действует.

Если иск предъявлен не к самому юридическому лицу, а к его обособленному подразделению, то привлечение самого юридического лица к участию в деле решается судом в соответствии со ст. 38 ХПК РУз.

В соответствии со ст. 23 ХПК гражданин признается участником спора, подведомственного хозяйственному суду, если он осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Хозяйственным судам следует иметь в виду, что гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью, но не прошедший государственной регистрации, не приобретает статуса индивидуального предпринимателя, и споры с участием таких лиц в соответствии со ст. 23 ХПК хозяйственному суду неподведомственны. В том же порядке должен решаться вопрос, если действие государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя прекращено. В частности, в связи с истечением срока действия свидетельства,  аннулированием государственной регистрации и т. п.; дела с участием указанных граждан, в том числе и связанные с прежней предпринимательской деятельностью, хозяйственному суду неподведомственны, за исключением случаев, когда такие дела были приняты к производству хозяйственным судом с соблюдением правил о подведомственности до наступления указанных выше обстоятельств. Однако само по себе наличие статуса гражданина-предпринимателя еще не дает оснований для рассмотрения спора с его участием в хозяйственном суде.

Если гражданин имеет статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном порядке, но спор возник не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности, а из жилищных, брачно-семейных и иных правоотношений, в том числе и гражданских, то спор хозяйственному суду неподведомственен.


3. Хозяйственным судам следует иметь в виду, что споры о разногласиях по договору могут быть предметом рассмотрения хозяйственного суда в двух случаях:

- если заключение договора предусмотрено законом; или

- если имеется соглашение сторон о передаче разногласий по договору на разрешение хозяйственного суда.

Отсюда следует, что хозяйственный суд должен принять к рассмотрению возникший преддоговорный спор, если заключение такого договора носит в силу закона обязательный характер хотя бы для одной из сторон (ст. 377 ГК). Другим условием передачи на разрешение хозяйственному суду спора о разногласиях по договору является согласование сторонами такой возможности. Подобное согласование может быть выражено в различных формах, например, путем обмена письмами, телеграммами, информацией, посредством факсимильной или электронной связи. Кроме того, передача разногласий по договору на разрешение хозяйственного суда может быть предусмотрена в качестве условия договора, подлежащего заключению, и включена в его проект одной из сторон, если другая сторона в протоколе разногласий не высказывает никаких возражений по данному условию проекта.

Хозяйственному суду также подведомственны экономические споры об изменении условий или о расторжении договоров. Для принятия хозяйственным судом к своему производству спора данной категории не имеет значения ни вид договора, ни порядок его заключения. Вместе с тем ГК устанавливает правило, согласно которому изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК, другими законами или договором (ч. 1 ст. 382 ГК). По требованию же одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут судом только при существенном его нарушении другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных ГК, другими законами или договором (ч. 2 ст. 382 ГК). При этом хозяйственный суд вправе принять иск одной стороны об изменении или расторжении договора только после получения отказа другой на предложение изменить его или расторгнуть либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии  в тридцатидневный срок (ст. 384 ГК)


4. Судам, следует иметь ввиду, что перечень оснований к возвращению искового заявления, предусмотренный ст. 118 ХПК, расширительному толкованию не подлежит. Судья не вправе возвратить исковое заявление по мотиву неприложения документов, являющихся доказательствами, поскольку, согласно ст. ст. 55, 56, 122 ХПК и другим, истец может их представлять, а суд предлагать их представить до окончания разбирательства дела. Если предусмотренные в п. п. 1, 4, 5, 7 ч. 1, ст. 118 ХПК основания возвращения искового заявления выявлены хозяйственным судом после принятия искового заявления к производству, дело подлежит рассмотрению по существу. При необходимости рассмотрение дела может быть отложено, в частности, для направления другим лицам, участвующим в деле, копий исковых материалов.


5. В соответствии со ст. 115 ХПК истец вправе соединить в одном исковом заявлении несколько требований, связанных между собой. Соединение нескольких исковых требований может иметь место, когда они связаны между собой исходя из спорного материального правоотношения, подведомственного хозяйственному суду (в частности, о взыскании невозвращенного кредита, процентов за пользование кредитом и неустойки; о признании недействительным акта и о возврате сумм, уплаченных на основании этого акта; о взыскании стоимости недостачи, полученной по нескольким транспортным документам и оформленной одним актом приемки или оплаченной по одному расчетному документу). Предъявление дополнительного требования производится по общим правилам предъявления исков. Если дополнительное требование не связано с первоначальным либо признается совместное рассмотрение требований нецелесообразным, хозяйственный суд отказывает в их совместном рассмотрении.


6. В соответствии со ст. 112 ХПК исковое заявление, подаваемое в хозяйственный суд, подписывается истцом или его представителем. Истцом является лицо, обращающееся в суд за защитой своих нарушенных прав и охраняемых законом интересов. Исковое заявление на основании закона и учредительного документа подписывается органом юридического лица. При освобождении от занимаемой должности такого лица он не вправе подписывать исковые заявления. Если исковое заявление подписано представителем (юрисконсультом, адвокатом и др.) без соответствующих на это полномочий, подтвержденных доверенностью, суд обязан в соответствии п. 2 ст. 118 ХПК возвратить исковое заявление, а если дело уже возбуждено, то согласно ч. 3 ст. 88 ХПК оставить иск без рассмотрения. При применении ч. 1 ст. 112 ХПК следует иметь в виду, что если организацию возглавляет коллегиальный орган и к исковому заявлению не приложен документ, подтверждающий полномочия руководителя или заместителя руководителя на его подписание, судья при подготовке дела к судебному разбирательству должен предложить истцу представить соответствующий документ. При непредставлении такого документа хозяйственный суд выносит определение об оставлении иска без рассмотрения в соответствии с п. 3 ст. 88 ХПК.


7. Соблюдение досудебного (претензионного) порядка урегулирования споров обязательно в случаях, указанных в ч. 2. ст. 6 ХПК. Такой порядок установлен, в частности, Законами Республики Узбекистан "О воздушном транспорте", "О железнодорожном транспорте". Необходимо учитывать, что досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров является обязательным для истца только в случаях, установленных законом и договором. Если же он предусмотрен положениями, правилами и другими подзаконными актами, то его соблюдение не является обязательным для сторон, за исключением случая, когда в законе установлена отсылочная норма об их применении. В случае, когда в договоре сторонами предусмотрено условие, что возникшие споры будут решаться мирным путем, но не предусмотрена процедура урегулирования спора, претензионный порядок урегулирования спора является не обязательным.


8. В силу ст. 122 ХПК судья обязан произвести надлежащую подготовку дела к судебному разбирательству, что является одним из основных условий своевременного и правильного его разрешения.

Задачами подготовки дела являются:

а) уточнение обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела;

б) определение юридических позиций сторон и закона, которым следует руководствоваться;

в) разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле.


9. С учетом задач и принципов хозяйственного судопроизводства процессуальные нормы, наделяя суд определенными полномочиями, одновременно прямо или косвенно обязывают его эти полномочия реализовывать. При подготовке дела к разбирательству (п. 3 ст. 122 ХПК), если суд сочтет невозможным рассмотреть спор на основании имеющихся доказательств, суд вправе предписывать лицам, участвующим в деле, представлять дополнительную информацию. При непредставлении сторонами затребованных доказательств суд вправе вынести решение, базирующееся на невыполнении какой-либо из сторон обязанности доказывания, а потому проигрывающей спор. Следовательно, при невозможности рассмотреть дело без дополнительных сведений о фактах надлежит учитывать ряд других норм ХПК. В частности, обязывающие суды первой инстанции выносить обоснованные решения, а вышестоящие суды проверять соблюдение этого требования (ч. 1 ст. 135, ч. 2 ст. 166, ч. 1 ст. 200 ХПК). В соответствии с ч. 2 ст. 56 ХПК хозяйственный суд вправе истребовать по ходатайству лица, участвующего в деле, необходимые доказательства, которые находятся у участвующего или не участвующего в деле лица. В случае невыполнения без уважительной причины обязанности представить истребуемые доказательства штраф, предусмотренный в ч. 4 этой статьи, может быть наложен как на участвующее, так и не участвующее в деле лицо. Такая ответственность не применяется в случаях, когда хозяйственный суд предлагает лицам, участвующим в деле, представить дополнительные доказательства в соответствии с ч. 2 ст. 55 ХПК.


10. Указанные в ст. 77 ХПК меры по обеспечению иска применяются, если непринятие их может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда  как судьей в процессе подготовки дела к судебному разбирательству, так и судом при рассмотрении дела в судебном заседании. При рассмотрении заявления лица, участвующего в деле, о принятии мер по обеспечению иска в виде наложения ареста на денежные средства, принадлежащие ответчику, арест налагается не на его счета в кредитных учреждениях, а на имеющиеся на счетах средства в пределах заявленной суммы иска.

Наложение ареста на имущество возможно, если при длительном хранении оно не потеряет своих качеств. Такая мера не может применяться, в частности, в отношении скоропортящихся товаров. В случаях, когда подается исковое заявление о признании недействительным акта, на основании которого списываются денежные средства или продается имущество, по заявлению истца может быть решен вопрос о запрещении ответчику списывать эти средства или продавать имущество (п. 2 ч. 1 ст. 77 ХПК). По смыслу ст. 80 ХПК при вступлении в законную силу решения об отказе в иске хозяйственный суд, рассмотревший дело по первой инстанции, обязан по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе отменить обеспечение иска. По ходатайству лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе хозяйственный суд вправе отменить обеспечение иска и до вступления в законную силу решения об отказе в иске, если найдет, что основания, послужившие поводом к обеспечению иска, отпали. При удовлетворении иска мера по его обеспечению действует до фактического исполнения решения.


11. При применении ч. 3 ст. 116 ХПК следует иметь в виду, что определение о принятии искового заявления к производству и определение о подготовке дела к судебному разбирательству могут быть изложены либо в одном, либо в двух самостоятельных судебных актах, но последовательность вынесения этих актов должна соответствовать реальному развитию процессуальных отношений. Сначала судья решает вопрос о принятии иска к производству, о чём выносит определение. Затем, в соответствии со ст. 123 ХПК, выносит определение о подготовке дела к судебному разбирательству. Перечисленные в ст. 122 ХПК процессуальные действия, направленные на подготовку дела к судебному разбирательству, судья совершает в порядке, предусмотренном в ХПК. Если при подготовке дела к судебному разбирательству судья признаёт необходимым и привлечение другого ответчика, либо других лиц, участвующих в деле, назначение экспертизы, принятие мер по обеспечению иска, то соответствующие действия фиксирует в определении о подготовке дела к судебному разбирательству.


12. Встречный иск может быть принят к производству судом только при наличии условий, указанных в законе. Определение об отказе в принятии встречного иска по мотиву отсутствия условий, предусмотренных ст. 120 ХПК, не подлежит обжалованию, поскольку не препятствует предъявлению самостоятельного иска в хозяйственный суд. Если же в принятии встречного искового заявления отказано по основаниям, указанным в ст. 117 ХПК, определение об отказе может быть обжаловано.


13. Приступая к судебному разбирательству, надлежит установить, извещены ли с соблюдением требований закона о времени и месте судебного заседания не явившиеся лица, участвующие в деле. В соответствии со ст. 124 ХПК лица, участвующие в деле, извещаются о месте и времени судебного разбирательства определением, которое направляется им заказным письмом с уведомлением о вручении. Лица, участвующие в деле, считаются извещенными, если определение направлено по почтовому адресу, указанному в исковом заявлении. Если определение не вручено вследствие выбытия адресата, то, в соответствии со ст. 121 ХПК, оно считается доставленным. Если же определение не вручено ответчику и возвращено с отметкой органа связи на уведомлении об отсутствии ответчика по указанному адресу, а из материалов дела не усматривается местонахождение адресата, судья предлагает истцу представить документально подтвержденные данные о месте нахождении ответчика. При неявке в суд ответчика, извещенного в установленном порядке о времени и месте судебного разбирательства, надлежит в каждом конкретном случае обсудить вопрос о возможности разбирательства без его участия, учитывая при этом имеющиеся сведения о причинах неявки и исходя из характера и особенностей разрешаемого дела. Если же истец не явился на заседание хозяйственного суда и не заявил о согласии на рассмотрение дела без его участия, то, в соответствии с п. 6 ст. 88 ХПК, иск оставляется без рассмотрения. При этом следует подчеркнуть, что рассмотрение дела в отсутствие лица, не извещенного о времени и месте судебного разбирательства в установленном порядке, недопустимо и является безусловным основанием к отмене решения (ст. ст. 170, 188 ХПК).


14. Установленные ст. ст. 82, 83, 86, 88 ХПК  основания, по которым суд приостанавливает или прекращает производство по делу либо оставляет исковое заявление без рассмотрения, расширительному толкованию не подлежат. Недопустимо прекращение производства по делу со ссылкой на признание иска ответчиком. В этом случае хозяйственным судом выносится решение по существу с учетом заявления ответчика, если нет оснований для прекращения производства по делу ввиду обоснованного отказа истца от иска. Судья не вправе вне судебного заседания (например, в процессе подготовки дела к судебному разбирательству) вынести определение о приостановлении или прекращении производства по делу либо об оставлении искового заявления без рассмотрения. Хозяйственным судам следует иметь в виду, что законом могут быть предусмотрены случаи прекращения производства по делу или оставления иска без рассмотрения по другим основаниям, не установленным в вышеуказанных статьях. В частности, согласно ч. 3 ст. 46 Закона "О банкротстве" производство по делу о банкротстве прекращается, если удовлетворено ходатайство о проведении санации. Помимо оснований, указанных в ст. 88 ХПК, иск оставляется без рассмотрения в случае отказа истца от иска, предъявленного в его интересах прокурором, государственным или иным органом (ст. ст. 43, 44 ХПК).


15. Предусмотренное ч. 1 ст. 40 ХПК право истца изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований может быть использовано до принятия решения судом первой инстанции. Эта норма не применяется при рассмотрении дела в других инстанциях. Указанное право может быть использовано также истцом при новом рассмотрении дела в первой инстанции после отмены решения кассационной или надзорной инстанций и передачи дела на новое рассмотрение суду первой инстанции. Изменение предмета иска означает изменение материально-правового требования истца к ответчику. Изменение основания иска означает изменение обстоятельств, на которых истец основывает свое требование к ответчику. Из понятий предмета и основания иска вытекает, что если требование о признании сделки недействительной заменяется требованием о расторжении договора, и приводятся иные основания этого изменения, то имеет место изменение предмета и основания иска. Одновременное изменение предмета и основания иска ХПК не допускает. Под увеличением размера исковых требований следует понимать увеличение суммы иска по тому же требованию, которое было заявлено истцом в исковом заявлении. Увеличение размера исковых требований не может быть связано с предъявлением дополнительных исковых требований, которые не были заявлены истцом в исковом заявлении. Так, требование о применении имущественных санкций не может расцениваться как увеличение размера требований по иску о взыскании основной задолженности. Такое требование может быть заявлено самостоятельно.


16. В соответствии со ст. 132 ХПК судья принимает меры к примирению сторон. В зависимости от характера спора хозяйственные суды должны содействовать окончанию дела путем заключения мирового соглашения. Возможность разрешения спора заключением мирового соглашения должна выясняться при подготовке дела к судебному разбирательству, в процессе судебного разбирательства. Условия мирового соглашения, заключенного сторонами, должны быть изложены в резолютивной части определения четко, подробно и определенно с тем, чтобы не было неясностей и споров по поводу его содержания при исполнении. Определение об утверждении мирового соглашения выносится хозяйственным судом, если оно не противоречит законам и иным нормативным актам, не нарушает права и законные интересы других лиц. При этом определение хозяйственного суда об утверждении мирового соглашения исполняется по общим правилам, регулирующим исполнение актов хозяйственного суда, и с учетом положений, содержащихся в ч. 5 ст. 146 ХПК.


17. Хозяйственным судам следует иметь в виду, что закрепленное в ч. 3 ст. 128 ХПК правило требует, чтобы начатый процесс протекал непрерывно, кроме времени, назначенного для отдыха, и был доведен до конца. В соответствии с Хозяйственным процессуальным кодексом процесс в суде первой инстанции может быть завершен принятием решения (ст. 135 ХПК), определения о прекращении производства по делу (ст. 86 ХПК), определения об оставлении иска без рассмотрения (ст. 88 ХПК) или определения об отложении рассмотрения дела (ст. 131 ХПК). До принятия решения по делу или перечисленных выше определений хозяйственный суд не вправе рассматривать другие дела. Нарушение этого правила должно влечь отмену судебного акта по делу, рассмотренного хозяйственным судом в перерыве между заседаниями.


18. В соответствии со ст. 145 ХПК, рассмотрев дело по существу, суд на том же судебном заседании принимает решение в окончательной форме с соблюдением требований, указанных в ст. 138 ХПК. В случаях оглашения только резолютивной части решения хозяйственный суд объявляет дату, когда лица, участвующие в деле, могут ознакомиться с мотивированным решением. Эта дата должна быть записана в протоколе судебного заседания. Мотивированное решение и ранее объявленная резолютивная часть решения подписывается судьями, участвовавшими в их принятии. Резолютивная часть составленного мотивированного решения должна дословно соответствовать резолютивной части решения, объявленной в день окончания разбирательства дела. В случае объявления на заседании только резолютивной части решения датой принятия решения считается дата объявления резолютивной части решения. К делу приобщаются как объявленная резолютивная часть решения, так и решение, составленное в окончательной форме.

После объявления решения или определения суда председательствующий обязан разъяснить их содержание, порядок и срок обжалования, а также право лиц, участвующих в деле, и представителей ознакомиться с протоколом судебного заседание неправильности и неполноту.


19. Протокол судебного заседания подписывается лицами, указанными в ст.134 ХПК. Записи в протоколе судебного заседания должны быть сделаны в той последовательности, в какой совершались процессуальные действия с момента начала судебного разбирательства до принятия решения. Показания свидетелей и устные разъяснения экспертами своих заключений заносятся в протокол судебного заседания, могут быть подписаны ими, если суд признает это необходимым. Перечень сведений, которые в соответствии со ст. 134 ХПК должны быть указаны в протоколе судебного заседания, не является исчерпывающим. В протокол могут быть занесены и иные сведения, которые суд считает существенными для дела. В частности, в нем указывается о предупреждении свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний, дачу заведомо ложных показаний, а также о том, была ли отобрана у него подписка о разъяснении его обязанностей и ответственности. Протокол должен подписать председательствующий не позднее следующего дня после заседания. В случае задержки с подписанием в течение трех дней новый срок для представления замечаний на протокол начинается на следующий день после его подписания судьей. Замечания на протокол судебного заседания, поданные не позднее трех дней после его подписания, рассматриваются судьей, председательствовавшим в заседании, без вызова лиц, участвовавших в деле. В результате рассмотрения замечаний судья выносит определение о принятии замечаний либо об их отклонении. Замечания на протокол и определение судьи должны быть приобщены к делу. Замечания, поданные с пропуском установленного срока, возвращаются судьей без рассмотрения. Пропущенный срок может быть восстановлен в порядке, предусмотренном в ст. 99 ХПК.


20. При рассмотрении хозяйственных споров необходимо больше уделять внимания выявлению причин и условий, повлекших возникновение правонарушений в экономической сфере. Хозяйственным судам при установлении в процессе рассмотрения дела нарушений законности либо существенных недостатков в работе хозяйствующих субъектов, а также в деятельности их должностных лиц следует в соответствии со ст. 152 ХПК и Указа Президента от 04. 03. 98 г. выносить частные определения, в том числе и о возбуждении в отношении соответствующих лиц уголовных дел. Частное определение необходимо оглашать в судебном заседании.

Хозяйственные суды должны усилить контроль за исполнением частных определений. Рекомендовать хозяйственным судам в необходимых случаях рассматривать споры, имеющие общественное значение, на выездных заседаниях, обеспечив надлежащую организационную подготовку разбирательства дела.


























Время: 0.2185
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск