Внимание! Документ утратил силу.
Смотрите подробности в начале документа.
Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Конституции и Кодексы/ Утратившие силу документы / Конституции/ Конституция (Основной закон) Республики Узбекистан (Принята 19.04.1978 г. на внеочередной шестой сессии ВС РУз девятого созыва)КОНСТИТУЦИЯ
(ОСНОВНОЙ ЗАКОН)
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
Принята 19.04.1978 г.
на внеочередной шестой сессии Верховного
Совета Республики Узбекистан
девятого созыва
Великая Октябрьская социалистическая революция, совершенная рабочими и крестьянами России под руководством Коммунистической партии во главе с В. И. Лениным, явилась выдающимся историческим событием в жизни народов Советской страны, ознаменовала коренной поворот и в судьбах народа Узбекистана.
Встав на путь социалистической революции, трудовой народ Узбекистана при братской помощи русского пролетариата сокрушил эксплуататорский строй, впервые в истории обрел свою государственность, встал на путь перехода от феодализма к социализму, минуя капитализм.
Образование Республики Узбекистан и ее добровольное объединение с другими братскими союзными республиками в единое многонациональное Советское социалистическое государство - СССР неизмеримо преумножило силы и возможности трудящихся республики в строительстве нового общества.
Под руководством Коммунистической партии трудящиеся нашей страны осуществили коренные преобразования, отстояли завоевания социализма и построили развитое социалистическое общество - общество подлинной свободы людей труда, в котором созданы могучие производительные силы, неуклонно повышаются благосостояние и культура народа, укрепляется нерушимый союз рабочего класса, колхозного крестьянства и народной интеллигенции, сложилась новая историческая общность людей - советский народ.
Республика Узбекистан - равноправная республика в составе Союза Советских Социалистических Республик, который олицетворяет государственное единство советского народа, сплачивает все нации и народности для совместного строительства коммунизма.
Руководствуясь высокими идеалами коммунизма, сознавая себя неотъемлемой частью всего советского народа, сохраняя преемственность конституционного развития нашей страны, идей и принципов Конституции Республики Узбекистан 1927 года, Конституции Республики Узбекистан 1937 года и в соответствии с Конституцией (Основным Законом) Союза Советских Социалистических Республик 1977 года, закрепившей основы общественного строя и политики СССР, установившей права, свободы и обязанности граждан, принципы организации и цели социалистического общенародного государства, народ Республики Узбекистан принимает и провозглашает настоящую Конституцию.
И ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Статья 1. Республика Узбекистан есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, дехкан и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей республики.
Статья 2. Вся власть в Республике Узбекистан принадлежит народу.
Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу Республики Узбекистан.
Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов.
Статья 3. Организация и деятельность Советского государства строятся в соответствии с принципом демократического централизма: выборностью всех органов государственной власти снизу доверху подотчетностью их народу, обязательностью решений вышестоящих органов для нижестоящих. Демократический централизм сочетает единое руководство с инициативой и творческой активностью на местах, с ответственностью каждого государственного органа и должностного лица за порученное дело.
Статья 4. Советское государство, все его органы действуют на основе социалистической законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан.
Государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию СССР, Конституцию Республики Узбекистан и советские законы.
Статья 5. Наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум.)
Статья 6. Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу.
Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно-обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма.
Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР.
Статья 7. Профессиональные союзы, Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи, кооперативные и другие общественные организации в соответствии со своими уставными задачами участвуют в управлении государственными и общественными делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов.
Статья 8. Трудовые коллективы участвуют в обсуждении и решении государственных и общественных дел, в планировании производства и социального развития, в подготовке и расстановке кадров, в обсуждении и решении вопросов управления предприятиями и учреждениями, улучшения условий труда и быта, использования средств, предназначенных для развития производства, а также на социально-культурные мероприятия и материальное поощрение.
Трудовые коллективы развивают социалистическое соревнование, способствуют распространению передовых методов работы, укреплению трудовой дисциплины, воспитывают своих членов в духе коммунистической нравственности, заботятся о повышении их политической сознательности, культуры и профессиональной квалификации.
Статья 9. Основным направлением развития политической системы советского общества является дальнейшее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Статья 10. Основу экономической системы Республики Узбекистан составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности.
Социалистической собственностью является также имущество профсоюзных и иных общественных организаций, необходимое им для осуществления уставных задач.
Государство охраняет социалистическую собственность и создает условия для ее преумножения.
Никто не вправе использовать социалистическую собственность в целях личной наживы и в других корыстных целях.
Статья 11. Государственная собственность - общее достояние всего советского народа, основная форма социалистической собственности.
В исключительной собственности государства находятся: земля, ее недра, воды, леса. Государству принадлежат основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления задач государства.
Статья 12. Собственностью колхозов и других кооперативных организаций, их объединений являются средства производства и иное имущество, необходимое им для осуществления уставных задач.
Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное пользование.
Государство содействует развитию колхозно-кооперативной собственности и ее сближению с государственной.
Колхозы, как и другие землепользователи, обязаны эффективно использовать землю, бережно относиться к ней, повышать ее плодородие.
Статья 13. Основу личной собственности граждан Республики Узбекистан составляют трудовые доходы. В личной собственности могут находиться предметы обихода, личного потребления, удобства и подсобного домашнего хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения. Личная собственность граждан и право ее наследования охраняются государством.
В пользовании граждан могут находиться участки земли, предоставляемые в установленном законом порядке для ведения подсобного хозяйства (включая содержание скота и птицы), садоводства и огородничества, а также для индивидуального жилищного строительства. Граждане обязаны рационально использовать предоставленные им земельные участки. Государство и колхозы оказывают содействие гражданам в ведении подсобного хозяйства.
Имущество, находящееся в личной собственности или в пользовании граждан, не должно служить для извлечения нетрудовых доходов, использоваться в ущерб интересам общества.
Статья 14. Источником роста общественного богатства, благосостояния народа и каждого советского человека является свободный от эксплуатации труд советских людей.
В соответствии с принципом социализма “От каждого - по способностям, каждому - по труду” государство осуществляет контроль за мерой труда и потребления. Оно определяет размер налога на доходы, подлежащие налогообложению.
Общественно полезный труд и его результаты определяют положение человека в обществе. Государство, сочетая материальные и моральные стимулы, поощряя новаторство, творческое отношение к работе, способствует превращению труда в первую жизненную потребность каждого советского человека.
Статья 15. Высшая цель общественного производства при социализме - наиболее полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей людей.
Опираясь на творческую активность трудящихся, социалистическое соревнование, достижения научно-технического прогресса, совершенствуя формы и методы руководства экономикой, государство обеспечивает рост производительности труда, повышение эффективности производства и качества работы, динамичное, планомерное и пропорциональное развитие народного хозяйства.
Статья 16. Экономика Республики Узбекистан является составной частью единого народнохозяйственного комплекса, охватывающего все звенья общественного производства, распределения и обмена на территории СССР.
Руководство экономикой осуществляется на основе государственных планов экономического и социального развития, с учетом отраслевого и территориального принципов, при сочетании централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, объединений и других организаций. При этом активно используются хозяйственный расчет, прибыль, себестоимость, другие экономические рычаги и стимулы.
Статья 17. В Республике Узбекистан в соответствии с законом допускаются индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения, а также другие виды деятельности, основанные исключительно на личном труде граждан и членов их семей. Государство регулирует индивидуальную трудовую деятельность, обеспечивая ее использование в интересах общества.
Статья 18. В интересах настоящего и будущих поколений в Республике Узбекистан принимаются необходимые меры для охраны и научно-обоснованного, рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды.
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И КУЛЬТУРА
Статья 19. Социальную основу Республики Узбекистан составляет нерушимый союз рабочих, дехкан и интеллигенции.
Государство способствует усилению социальной однородности общества - стиранию классовых различий, существенных различий между городом и деревней, умственным и физическим трудом, всестороннему развитию и сближению всех наций и народностей СССР.
Статья 20. В соответствии с коммунистическим идеалом “Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех” государство ставит своей целью расширение реальных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, способностей и дарований, для всестороннего развития личности.
Статья 21. Государство заботится об улучшении условий и охране труда, его научной организации, о сокращении, а в дальнейшем и полном вытеснении тяжелого физического труда на основе комплексной механизации и автоматизации производственных процессов во всех отраслях народного хозяйства.
Статья 22. В Республике Узбекистан последовательно претворяется в жизнь программа превращения сельскохозяйственного труда в разновидность индустриального; расширения в сельской местности сети учреждений народного образования, культуры, здравоохранения, торговли и общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства; преобразования сел, кишлаков и аулов в благоустроенные поселки.
Статья 23. На основе роста производительности труда государство неуклонно осуществляет курс на повышение уровня оплаты труда, реальных доходов трудящихся.
В целях более полного удовлетворения потребностей советских людей создаются общественные фонды потребления. Государство при широком участии общественных организаций и трудовых коллективов обеспечивает рост и справедливое распределение этих фондов.
Статья 24. В Республике Узбекистан действуют и развиваются государственные системы здравоохранения, социального обеспечения, торговли и общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства.
Государство поощряет деятельность кооперативных и других общественных организаций во всех сферах обслуживания населения. Оно содействует развитию массовой физической культуры и спорта.
Статья 25. В Республике Узбекистан существует и совершенствуется единая система народного образования, которая обеспечивает общеобразовательную и профессиональную подготовку граждан, служит коммунистическому воспитанию, духовному и физическому развитию молодежи, готовит ее к труду и общественной деятельности.
Статья 26. В соответствии с потребностями общества государство обеспечивает планомерное развитие науки и подготовку научных кадров, организует внедрение результатов научных исследований в народное хозяйство и другие сферы жизни.
Статья 27. Государство заботится об охране, преумножении и широком использовании духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания советских людей, повышения их культурного уровня.
В Республике Узбекистан всемерно поощряется развитие профессионального искусства и народного художественного творчества.
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
И ЗАЩИТА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО
ОТЕЧЕСТВА
Статья 28. Республика Узбекистан во внешнеполитической деятельности руководствуется целями, задачами и принципами внешней политики, определенными Конституцией СССР.
В Республике Узбекистан пропаганда войны запрещается.
Статья 29. В соответствии с Конституцией СССР защита реалистического Отечества относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа.
В целях защиты социалистических завоеваний, мирного труда советского народа, суверенитета и территориальной целостности государства созданы Вооруженные Силы СССР и установлена всеобщая воинская обязанность.
Долг Вооруженных Сил СССР перед народом - надежно защищать социалистическое Отечество, быть в постоянной боевой готовности, гарантирующей немедленный отпор любому агрессору.
Статья 30. Республика Узбекистан участвует в обеспечении безопасности и обороноспособности страны, оснащения Вооруженных Сил СССР всем необходимым.
Обязанности государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан по обеспечению безопасности страны и укреплению ее обороноспособности определяются законодательством Союза ССР.
ГРАЖДАНСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН.
РАВНОПРАВИЕ ГРАЖДАН
Статья 31. В соответствии с установленным в СССР единым союзным гражданством каждый гражданин Республики Узбекистан является гражданином СССР.
Основания и порядок приобретения и утраты советского гражданства определяются Законом о гражданстве СССР.
Граждане других союзных республик пользуются на территории Республики Узбекистан одинаковыми правами с гражданами Республики Узбекистан. Граждане Республики Узбекистан за границей пользуются защитой и покровительством Советского государства.
Статья 32. Граждане Республики Узбекистан равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.
Равноправие граждан Республики Узбекистан обеспечивается во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни.
Статья 33. Женщина и мужчина имеют в Республике Узбекистан равные права.
Осуществление этих прав обеспечивается предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, в труде, вознаграждении за него и продвижении по работе, общественно-политической и культурной деятельности, а также специальными мерами по охране труда и здоровья женщин; созданием условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством; правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и других льгот беременным женщинам и матерям, постепенное сокращение рабочего времени женщин, имеющих малолетних детей.
Нарушение равноправия женщин, связанное с ущемлением их прав на образование, выбор профессии, участие в государственной, общественной, и культурной жизни, а также в семье и быту, наказывается по закону.
Статья 34. Граждане Республики Узбекистан различных рас и национальностей имеют равные права.
Осуществление этих прав обеспечивается политикой всестороннего развития и сближения всех наций и народностей СССР, воспитанием граждан в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма, возможностью пользоваться родным языком и языками других народов СССР.
Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав, установление прямых или косвенных преимуществ граждан по расовым и национальным признакам, равно как и всякая проповедь расовой или национальной исключительности, вражды или пренебрежения - наказываются по закону.
Статья 35. Иностранным гражданам и лицам без гражданства в Республике Узбекистан гарантируются предусмотренные законом права и свободы, в том числе право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав.
Находящиеся на территории Республики Узбекистан иностранные граждане и лица без гражданства обязаны уважать Конституцию СССР, Конституцию Республики Узбекистан и соблюдать советские законы.
Статья 36. Республика Узбекистан предоставляет право убежища иностранцам, преследуемым за защиту интересов трудящихся и дела мира, за участие в революционном и национально-освободительном движении, за прогрессивную общественно-политическую, научную или иную творческую деятельность.
ОСНОВНЫЕ ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ
ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИУЗБЕКИСТАН
Статья 37. Граждане Республики Узбекистан обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР, Конституцией Республики Узбекистан и советскими законами. Социалистический строй обеспечивает расширение прав и свобод, непрерывное улучшение условий жизни граждан по мере выполнения программ социально-экономического и культурного развития.
Использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества и государства, правам других граждан.
Статья 38. Граждане Республике Узбекистан имеют право на труд, - то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера, - включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей.
Это право обеспечивается социалистической системой хозяйства, неуклонным ростом производительных сил, бесплатным профессиональным обучением, повышением трудовой квалификации и обучением новым специальностям, развитием систем профессиональной ориентации и трудоустройства.
Статья 39. Граждане Республики Узбекистан имеют право на отдых.
Это право обеспечивается установлением для рабочих и служащих рабочей недели, не превышающей 41 часа, сокращенным рабочим днем для ряда профессий и производств, сокращенной продолжительностью работы в ночное время; предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха, а также расширением сети культурно-просветительных и оздоровительных учреждений, развитием массового спорта, физической культуры и туризма; созданием благоприятных возможностей для отдыха по месту жительства и других условий рационального использования свободного времени.
Продолжительность рабочего времени и отдыха колхозников регулируется колхозами.
Статья 40. Граждане Республики Узбекистан имеют право на охрану здоровья.
Это право обеспечивается бесплатной квалифицированной медицинской помощью, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения; расширением сети учреждений для лечения и укрепления здоровья граждан; развитием и совершенствованием техники безопасности и производственной санитарии; проведением широких профилактических мероприятий; мерами по оздоровлению окружающей среды; особой заботой о здоровье подрастающего поколения, включая запрещение детского труда, не связанного с обучением и трудовым воспитанием; развертыванием научных исследований, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости, на обеспечение долголетней активной жизни граждан.
Статья 41. Граждане Республики Узбекистан имеют право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца.
Это право гарантируется социальным страхованием рабочих, служащих и колхозников, пособиями по временной нетрудоспособности; выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца; трудоустройством граждан, частично утративших трудоспособность; заботой о престарелых гражданах и об инвалидах; другими формами социального обеспечения.
Статья 42. Граждане Республики Узбекистан имеют право на жилище.
Это право обеспечивается развитием и охраной государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, справедливым распределением под общественным контролем жилой площади, предоставляемой по мере осуществления программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги. Граждане Республики Узбекистан должны бережно относиться к предоставленному им жилищу.
Статья 43. Граждане Республики Узбекистан имеют право на образование.
Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством; развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования.
Статья 44. Граждане Республики Узбекистан имеют право на пользование достижениями культуры.
Это право обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах; развитием и равномерным размещением культурно-просветительных учреждений на территории Республики Узбекистан; развитием телевидения и радио, книгоиздательского дела и периодической печати, сети бесплатных библиотек; расширением культурного обмена с зарубежными государствами.
Статья 45. Гражданам Республики Узбекистан в соответствии с целями коммунистического строительства гарантируется свобода научного, технического и художественного творчества. Она обеспечивается широким развертыванием научных исследований, изобретательской и рационализаторской деятельности, развитием литературы и искусства. Государство создает необходимые для этого материальные условия, оказывает поддержку добровольным обществам и творческим союзам, организует внедрение изобретений и рационализаторских предложений в народное хозяйство и другие сферы жизни.
Права авторов, изобретателей и рационализаторов охраняются государством.
Статья 46. Граждане Республики Узбекистан имеют право участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения.
Это право обеспечивается возможностью избирать и быть избранными в Советы народных депутатов и другие выборные государственные органы, принимать участие во всенародных обсуждениях и голосованиях, в народном контроле, в работе государственных органов, общественных организаций и органов общественной самодеятельности, в собраниях трудовых коллективов и по месту жительства.
Статья 47. Каждый гражданин Республики Узбекистан имеет право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе.
Должностные лица обязаны в установленные сроки рассматривать предложения и заявления граждан, давать на них ответы и принимать необходимые меры.
Преследование за критику запрещается. Лица, преследующие за критику, привлекаются к ответственности.
Статья 48. В соответствии с интересами народа и в целях укрепления и развития социалистического строя гражданам Республики Узбекистан гарантируются свободы: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций.
Осуществление этих политических свобод обеспечивается предоставлением трудящимся и их организациям общественных зданий, улиц и площадей, широким распространением информации, возможностью использования печати, телевидения и радио.
Статья 49. В соответствии с целями коммунистического строительства граждане Республики Узбекистан имеют право объединяться в общественные организации, способствующие развитию политической активности и самодеятельности, удовлетворению их многообразных интересов.
Общественным организациям гарантируются условия для успешного выполнения ими своих уставных задач.
Статья 50. Гражданам Республики Узбекистан гарантируется свобода совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается.
Церковь в Республике Узбекистан отделена от государства и школа - от церкви.
Статья 51. Семья находится под защитой государства.
Брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины: супруги полностью равноправны в семейных отношениях.
Государство проявляет заботу о семье путем создания развития широкой сети детских учреждений, организации и совершенствования службы быта и общественного питания, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления пособий и льгот многодетным семьям, а также других видов пособий и помощи семье.
Статья 52. Гражданам Республики Узбекистан гарантируется неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как на основании судебного решения или с санкции прокурора.
Статья 53. Гражданам Республики Узбекистан гарантируется неприкосновенность жилища. Никто не имеет права без законного основания войти в жилище против воли проживающих в нем лиц.
Статья 54. Личная жизнь граждан, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений охраняются законом.
Статья 55. Уважение личности, охрана прав и свобод граждан - обязанность всех государственных органов, общественных организаций и должностных лиц.
Граждане Республики Узбекистан имеют право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество.
Статья 56. Граждане Республики Узбекистан имеют право обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов. Жалобы должны быть рассмотрены в порядке и в сроки, установленные законом.
Действия должностных лиц, совершенные с нарушением закона, с превышением полномочий, ущемляющие права граждан, могут быть в установленном законом порядке обжалованы в суд.
Граждане Республики Узбекистан имеют право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей.
Статья 57. Осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданином своих обязанностей.
Гражданин Республики Узбекистан обязан соблюдать Конституцию СССР, Конституцию Республики Узбекистан и советские законы, уважать правила социалистического общежития, с достоинством нести высокое звание советского гражданина.
Статья 58. Обязанность и дело чести каждого способного к труду гражданина Республики Узбекистан - добросовестный труд в избранной им области общественно-полезной деятельности, соблюдение трудовой дисциплины. Уклонение от общественно-полезного труда несовместимо с принципами социалистического общества.
Статья 59. Гражданин Республики Узбекистан обязан беречь и укреплять социалистическую собственность. Долг гражданина Республики Узбекистан - бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества, бережно относиться к народному добру.
Лица, посягающие на социалистическую собственность, наказываются по закону.
Статья 60. Гражданин Республики Узбекистан обязан оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета.
Защита социалистического Отечества есть священный долг каждого гражданина Республики Узбекистан.
Измена Родине - тягчайшее преступление перед народом.
Статья 61. Воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР - почетная обязанность граждан Республики Узбекистан.
Статья 62. Долг каждого гражданина Республики Узбекистан - уважать национальное достоинство других граждан, укреплять дружбу наций и народностей Советского многонационального государства.
Статья 63. Гражданин Республики Узбекистан обязан уважать права и законные интересы других лиц быть непримиримым к антиобщественным поступкам, всемерно содействовать охране общественного порядка.
Статья 64. Граждане Республики Узбекистан обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно-полезному труду, растить достойными членами социалистического общества. Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь.
Статья 65. Граждане Республики Узбекистан обязаны беречь природу, охранять ее богатства.
Статья 66. Забота о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей - долг и обязанность граждан Республики Узбекистан.
Статья 67. Интернациональный долг гражданина Республики Узбекистан - содействовать развитию дружбы и сотрудничества с народами других стран, поддержанию и укреплению всеобщего мира.
III. НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ
И АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ
УСТРОЙСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН - СОЮЗНАЯ
РЕСПУБЛИКА В СОСТАВЕ СССР
Статья 68. Республика Узбекистан - суверенное советское социалистическое государство. В целях успешного строительства коммунистического общества, укрепления экономического и политического единства, обеспечения безопасности и обороны страны Республика Узбекистан в результате свободного самоопределения наций, на основе добровольности и равноправия вместе с Советскими Социалистическими Республиками:
Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой,
Украинской Советской Социалистической Республикой,
Белорусской Советской Социалистической Республикой,
Казахской Советской Социалистической Республикой,
Грузинской Советской Социалистической Республикой,
Азербайджанской Советской Социалистической Республикой,
Литовской Советской Социалистической Республикой,
Молдавской Советской Социалистической Республикой,
Латвийской Советской Социалистической Республикой,
Киргизской Советской Социалистической Республикой,
Таджикской Советской Социалистической Республикой,
Армянской Советской Социалистической Республикой,
Туркменской Советской Социалистической Республикой,
Эстонской Советской Социалистической Республикой объединилась в Союз Советских Социалистических Республик - единое союзное многонациональное государство.
Исходя из этого, Республика Узбекистан обеспечивает за Союзом ССР в лице его высших органов государственной власти и управления права, определенные статьей 73 Конституции СССР.
Вне пределов, указанных в статье 73 Конституции СССР, Республика Узбекистан самостоятельно осуществляет государственную власть на своей территории.
Статья 69. Республика Узбекистан сохраняет за собой право свободного выхода из СССР.
Статья 70. Территория Республики Узбекистан не может быть изменена без ее согласия. Границы между Республикой Узбекистан и другими союзными республиками могут изменяться по взаимному соглашению соответствующих республик, которое подлежит утверждению Союзом ССР.
Статья 71. Республика Узбекистан определяет свое областное, районное деление и решает иные вопросы административно-территориального устройства.
Статья 72. Республика Узбекистан участвует в решении вопросов, отнесенных к ведению Союза ССР, в Верховном Совете СССР, Президиуме Верховного Совета СССР, Правительстве СССР и других органах Союза ССР.
Республика Узбекистан обеспечивает комплексное экономическое и социальное развитие на своей территории, способствует осуществлению на этой территории полномочий Союза ССР, проводит в жизнь решения высших органов государственной власти и управления СССР.
По вопросам, относящимся к ее ведению, Республика Узбекистан координирует и контролирует деятельность предприятий, учреждений и организаций союзного подчинения.
Статья 73. В Республике Узбекистан состоит Республика Каракалпакстан. В Республике Узбекистан имеются области: Андижанская, Бухарская, Джизакская, Кашкадарьинская, Навоийская, Наманганская, Самаркандская, Сурхандарьинская, Сырдарьинская, Ташкентская, Ферганская, Хорезмская и город республиканского подчинения - Ташкент.
Статья 74. Ведению Республики Узбекистан в лице ее высших органов государственной власти и управления подлежат:
1) принятие Конституции Республики Узбекистан и внесение в нее изменений;
2) контроль за соблюдением Конституции Республики Узбекистан и обеспечение соответствия Конституции Республики Каракалпакстан Конституции Республике Узбекистан;
3) образование с последующим представлением на утверждение Верховного Совета СССР новых автономных республик в составе Республики Узбекистан;
4) законодательство Республики Узбекистан;
5) охрана государственного порядка, прав и свобод граждан;
6) установление порядка организации и деятельности республиканских и местных органов государственной власти и управления;
7) проведение единой социально-экономической политики, руководство экономикой Республики Узбекистан, обеспечение научно-технического прогресса и мероприятий по рациональному использованию и охране природных ресурсов;
8) разработка и утверждение государственных планов экономического и социального развития Республики Узбекистан, государственного бюджета Республики Узбекистан и утверждение отчетов об их выполнении; руководство осуществлением государственного бюджета Республики Каракалпакстан, бюджетов областей, города Ташкента;
9) установление в соответствии с законодательством Союза ССР доходов, поступающих на образование государственного бюджета Республики Узбекистан;
10) руководство отраслями народного хозяйства союзно-республиканского и республиканского подчинения;
11) установление порядка пользования землей, недрами, лесами, водами; охрана окружающей среды;
12) руководство жилищным и коммунальным хозяйством, торговлей и общественным питанием, бытовым обслуживанием населения, жилищным строительством и благоустройством городов и других населенных пунктов, дорожным строительством и транспортом;
13) руководство народным образованием, культурными и научными организациями и учреждениями Республики Узбекистан, здравоохранением, физической культурой и спортом, социальным обеспечением; охрана памятников истории и культуры;
14) амнистия и помилование граждан, осужденных судами Республики Узбекистан;
15) представительство Республики Узбекистан в международных отношениях;
16) решение других вопросов республиканского значения.
Статья 75. Законы СССР обязательны на территории Республики Узбекистан.
Статья 76. Республика Узбекистан имеет право вступать в отношения с иностранными государствами, заключать с ними договоры и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями, участвовать в деятельности международных организаций.
Статья 77. Суверенные права Республики Узбекистан в соответствии с Конституцией ССР охраняются Союзом ССР.
РЕСПУБЛИКА КАРАКАЛПАКСТАН
Статья 78. Республика Каракалпакстан - советское социалистическое государство, находящееся в составе Республики Узбекистан и, вне пределов прав Союза ССР и Республики Узбекистан, самостоятельно решающее вопросы, отнесенные к его ведению.
Республика Каракалпакстан имеет свою Конституцию, соответствующую Конституции СССР и Конституции Республики Узбекистан и учитывающую особенности автономной республики.
Статья 79. Республика Каракалпакстан участвует в решении вопросов, отнесенных к ведению Республики Узбекистан и Союза ССР, через высшие органы государственной власти и управления соответственно Республики Узбекистан и Союза ССР.
Республика Каракалпакстан обеспечивает комплексное экономическое и социальное развитие на своей территории, способствует осуществлению на этой территории полномочий Союза ССР и Республики Узбекистан, проводит в жизнь решения высших органов государственной власти и управления СССР и Республики Узбекистан.
По вопросам, относящимся к ее ведению, Республика Каракалпакстан координирует и контролирует деятельность предприятий, учреждений и организаций союзного и республиканского (Республики Узбекистан) подчинения.
Статья 80. Территория Республики Каракалпакстан не может быть изменена без ее согласия.
Статья 81. Законы Республики Узбекистан обязательны на территории Республики Каракалпакстан. В случае расхождения закона Республики Каракалпакстан с законом Республики Узбекистан действует закон Республики Узбекистан.
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН И ПОРЯДОК
ИХ ИЗБРАНИЯ
СИСТЕМА И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СОВЕТОВ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
Статья 82. Советы народных депутатов - Верховный Совет Республики Узбекистан, Верховный Совет Республики Каракалпакстан, областные, районные, городские, районные в городах, поселковые, кишлачные и аульные Советы народных депутатов - составляют единую систему органов государственной власти.
Статья 83. Срок полномочий Верховного Совета Республики Узбекистан и Верховного Совета Республика Каракалпакстан - пять лет.
Срок полномочий местных Советов народных депутатов - два с половиной года.
Выборы в Советы народных депутатов назначаются не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий соответствующих Советов.
Статья 84. Важнейшие вопросы, отнесенные к ведению соответствующих Советов народных депутатов, рассматриваются и решаются на их сессиях.
Советы народных депутатов избирают постоянные комиссии, создают исполнительные и распорядительные, а также другие подотчетные им органы.
Статья 85. Советы народных депутатов образуют органы народного контроля, сочетающего государственный контроль с общественным контролем трудящихся на предприятиях, в колхозах, учреждениях и организациях.
Органы народного контроля контролируют выполнение государственных планов и заданий: ведут борьбу с нарушениями государственной дисциплины, проявлениями местничества, ведомственного подхода к делу, с бесхозяйственностью и расточительством, волокитой и бюрократизмом; способствуют совершенствованию работы государственного аппарата.
Статья 86. Советы народных депутатов непосредственно и через создаваемые ими органы руководят всеми отраслями государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, принимают решения, обеспечивают их исполнение, осуществляют контроль за проведением решений в жизнь.
Статья 87. Деятельность Советов народных депутатов строится на основе коллективного, свободного, делового обсуждения и решения вопросов, гласности, регулярной отчетности исполнительных и распорядительных органов, других создаваемых Советами органов перед Советами и населением, широкого привлечения граждан к участию в их работе.
Советы народных депутатов и создаваемые ими органы систематически информируют население о своей работе и принятых решениях.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Статья 88. Выборы депутатов во все Советы народных депутатов производятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Статья 89. Выборы депутатов являются всеобщими: все граждане Республики Узбекистан, достигшие 18 лет, имеют право избирать и быть избранными, за исключением лиц, признанных в установленном законом порядке умалишенными.
Статья 90. Выборы депутатов являются равными: каждый избиратель имеет один голос; все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях.
Статья 91. Выборы депутатов являются прямыми: депутаты всех Советов народных депутатов избираются гражданами непосредственно.
Статья 92. Голосование при выборах депутатов является тайным: контроль за волеизъявлением избирателей не допускается.
Статья 93. Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит организациям Коммунистической партии Советского Союза, профессиональных союзов, Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи, кооперативным и другим общественным организациям, трудовым коллективам, а также собраниям военнослужащих по воинским частям.
Гражданам Республики Узбекистан и общественным организациям гарантируется свободное и всестороннее обсуждение политических, деловых и личных качеств кандидатов в депутаты, а также право агитации на собраниях, в печати, по телевидению, радио.
Расходы, связанные с проведением выборов в Советы народных депутатов, производятся за счет государства.
Статья 94. Выборы депутатов в Советы народных депутатов производятся по избирательным округам.
Гражданин Республики Узбекистан не может, как правило, быть избран более чем в два Совета народных депутатов.
Проведение выборов в Советы обеспечивают избирательные комиссии, которые образуются из представителей от общественных организаций, трудовых коллективов и собраний военнослужащих по воинским частям.
Порядок проведения выборов в Советы народных депутатов определяется законами Союза ССР, Республики Узбекистан, а в Республике Каракалпакстан - также законами Республики Каракалпакстан.
Статья 95. Избиратели дают наказы своим депутатам.
Соответствующие Советы народных депутатов рассматривают наказы избирателей, учитывают их при разработке планов экономического и социального развития и составления бюджета, организуют выполнение наказов и информируют граждан об их реализации.
НАРОДНЫЙ ДЕПУТАТ
Статья 96. Депутаты являются полномочными представителями народа в Советах народных депутатов.
Участвуя в работе Советов, депутаты решают вопросы государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, организуют проведение решений Советов в жизнь, осуществляют контроль за работой государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.
В своей деятельности депутат руководствуется общегосударственными интересами, учитывает запросы населения избирательного округа, добивается претворения в жизнь наказов избирателей.
Статья 97. Депутат осуществляет свои полномочия, не порывая с производственной или служебной деятельностью.
На время сессий Совета, а также для осуществления депутатских полномочий в других случаях, предусмотренных законом, депутат освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением среднего заработка по месту постоянной работы.
Статья 98. Депутат имеет право запроса к соответствующим государственным органам и должностным лицам, которые обязаны дать ответ на запрос на сессии Совета.
Депутат вправе обращаться во все государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации по вопросам депутатской деятельности и принимать участие в рассмотрении поставленных им вопросов. Руководители соответствующих государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций обязаны безотлагательно принимать депутата и рассматривать его предложения в установленные сроки.
Статья 99. Депутату обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей.
Неприкосновенность депутатов, а также другие гарантии депутатской деятельности устанавливаются Законом о статусе депутатов и другими законодательными актами Союза ССР, Республики Узбекистан, а в Республике Каракалпакстан - и законодательными актами Республики Каракалпакстан.
Статья 100. Депутат обязан отчитываться о своей работе и работе Совета перед избирателями, а также перед коллективами и общественными организациями, выдвинувшими его кандидатом в депутаты.
Депутат, не оправдавший доверия избирателей, может быть в любое время отозван по решению большинства избирателей в установленном законом порядке.
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
И УПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ
УЗБЕКИСТАН
ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
Статья 101. Высшим органом государственной власти Республики Узбекистан является Верховный Совет Республики Узбекистан.
Верховный Совет Республики Узбекистан правомочен решать все вопросы, отнесенные Конституцией СССР и настоящей Конституцией к ведению Республики Узбекистан.
Принятие Конституции Республики Узбекистан, внесение в нее изменений; утверждение государственных планов экономического и социального развития Республики Узбекистан, государственного бюджета Республики Узбекистан и отчетов об их выполнении; образование подотчетных ему органов Республики Узбекистан осуществляются исключительно Верховным Советом Республики Узбекистан.
Законы Республики Узбекистан принимаются Верховным Советом Республики Узбекистан или народным голосованием (референдумом), проводимым по решению Верховного Совета Республики Узбекистан.
Статья 102. Верховный Совет Республики Узбекистан избирается по избирательным округам с равной численностью населения и состоит из 510 депутатов.
Верховный Совет Республики Узбекистан по представлению избираемой им мандатной комиссии принимает решение о признании полномочий депутатов Верховного Совета Республики Узбекистан, а в случае нарушения законодательства о выборах - о признании выборов отдельных депутатов недействительными.
Статья 103. Верховный Совет Республики Узбекистан избирает Председателя Верховного Совета Республики Узбекистан и четырех его заместителей.
Председатель Верховного Совета Республики Узбекистан руководит заседаниями Верховного Совета Республики Узбекистан и ведает его внутренним распорядком.
Статья 104. Сессии Верховного Совета Республики Узбекистан созываются два раза в год.
Внеочередные сессии созываются Президиумом Верховного Совета Республики Узбекистан по его инициативе или по предложению не менее одной трети депутатов Верховного Совета Республики Узбекистан.
Сессия Верховного Совета Республики Узбекистан состоит из заседаний Верховного Совета, а также проводимых в период между ними заседаний постоянных и иных комиссий Верховного Совета Республики Узбекистан.
Статья 105. Право законодательной инициативы в Верховном Совете Республики Узбекистан принадлежит Президиуму Верховного Совета Республики Узбекистан, Совету Министров Республики Узбекистан, Каракалпакской автономной республике в лице ее высшего органа государственной власти, постоянным и иным комиссиям Верховного Совета Республики Узбекистан, депутатам Верховного Совета Республики Узбекистан, Верховному суду Республики Узбекистан, Прокурору Республики Узбекистан.
Правом законодательной инициативы обладают также общественные организации в лице их республиканских органов.
Статья 106. Проекты законов и другие вопросы, внесенные на рассмотрение Верховного Совета Республики Узбекистан, обсуждаются на его заседаниях. В случае необходимости проект закона либо соответствующий вопрос может быть передан для предварительного или дополнительного рассмотрения в одну или несколько комиссий.
Законы Республики Узбекистан, постановления и иные акты Верховного Совета Республики Узбекистан считаются принятыми, если за них проголосовало большинство от общего числа депутатов Верховного Совета Республики Узбекистан.
Проекты законов Республики Узбекистан и другие важные вопросы государственной жизни республики решением Верховного Совета Республики Узбекистан либо Президиума Верховного Совета Республики Узбекистан могут быть вынесены на народное обсуждение.
Статья 107. Законы Республики Узбекистан, постановления и иные акты Верховного Совета Республики Узбекистан публикуются на узбекском и русском языках, а для Республики Каракалпакстан - и на каракалпакском языке за подписями Председателя и Секретаря Президиума Верховного Совета Республики Узбекистан.
Статья 108. Депутат Верховного Совета Республики Узбекистан имеет право обратиться с запросом к Совету Министров Республики Узбекистан, к министрам и руководителям других органов, образуемых Верховным Советом Республики Узбекистан, а также к руководителям расположенных на территории Республики Узбекистан предприятий, учреждений и организаций союзного подчинения по вопросам, отнесенным к ведению Республики Узбекистан. Совет Министров Республики Узбекистан или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать устный или письменный ответ на данной сессии Верховного Совета Республики Узбекистан.
Статья 109. Депутат Верховного Совета Республики Узбекистан не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Верховного Совета Республики Узбекистан, а в период между его сессиями - без согласия Президиума Верховного Совета Республики Узбекистан.
Статья 110. Верховный Совет Республики Узбекистан избирает Президиум Верховного Совета Республики Узбекистан - постоянно действующий орган Верховного Совета Республики Узбекистан, подотчетный ему во всей своей деятельности и осуществляющий в пределах, предусмотренных Конституцией, функции высшего органа государственной власти Республики Узбекистан в период между его сессиями.
Статья 111. Президиум Верховного Совета Республики Узбекистан избирается из числа депутатов в составе Председателя Президиума Верховного Совета, двух заместителей Председателя, в число которых входит заместитель Председателя от Каракалпакской АССР, Секретаря Президиума и семнадцати членов Президиума Верховного Совета Республики Узбекистан.
Статья 112. Президиум Верховного Совета Республики Узбекистан:
1) назначает выборы в Верховный Совет Республики Узбекистан и местные Советы народных депутатов;
2) созывает сессии Верховного Совета Республики Узбекистан;
3) координирует деятельность постоянных комиссий Верховного Совета Республики Узбекистан;
4) осуществляет контроль за соблюдением Конституции Республики Узбекистан и обеспечивает соответствие Конституции и законов Республики Каракалпакстан Конституции и законам Республики Узбекистан;
5) назначает выборы в районные (городские) народные суды;
6) дает толкование законов Республики Узбекистан;
7) осуществляет руководство деятельностью местных Советов народных депутатов;
8) устанавливает порядок решения вопросов административно-территориального устройства Республики Узбекистан; утверждает районное деление Республики Каракалпакстан; устанавливает и изменяет границы и районное деление областей, образует районы, города, районы в городах, городские поселки, кишлаки, аулы, устанавливает подчиненность городов; производит переименование районов, городов, районов в городах, городских поселков, кишлаков, аулов и других населенных пунктов;
9) отменяет постановления и распоряжения Совета Министров Республики Узбекистан, Совета Министров Республики Каракалпакстан, решения областных, Ташкентского городского Советов народных депутатов в случае несоответствия их закону;
10) устанавливает и присваивает почетные звания Республики Узбекистан; награждает Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Республики Узбекистан;
11) принимает в гражданство Республики Узбекистан; решает вопрос о предоставлении убежища;
12) осуществляет помилование граждан, осужденных судами Республики Узбекистан;
13) ратифицирует и денонсирует международные договоры Республики Узбекистан;
14) назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Узбекистан в иностранных государствах и при международных организациях;
15) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств;
16) осуществляет другие полномочия, установленные Конституцией и законами Республики Узбекистан.
Статья 113. Президиум Верховного Совета Республики Узбекистан в период между сессиями Верховного Совета с последующим представлением на его утверждение на очередной сессии:
1) вносит в случае необходимости изменения в действующие законодательные акты Республики Узбекистан;
2) утверждает изменения границы Республики Каракалпакстан, образует новые области;
3) по предложению Совета Министров Республики Узбекистан образует и упраздняет министерства Республики Узбекистан и государственные комитеты Республики Узбекистан;
4) по представлению Председателя Совета Министров Республики Узбекистан освобождает от должности и назначает отдельных лиц, входящих в состав Совета Министров Республики Узбекистан.
Статья 114. Президиум Верховного Совета Республики Узбекистан издает указы и принимает постановления.
Статья 115. По истечении полномочий Верховного Совета Республики Узбекистан Президиум Верховного Совета Республики Узбекистан сохраняет свои полномочия вплоть до образования вновь избранным Верховным Советом Республики Узбекистан нового Президиума.
Вновь избранный Верховный Совет Республики Узбекистан созывается Президиумом Верховного Совета Республики Узбекистан прежнего состава не позже чем через два месяца после выборов.
Статья 116. Верховный Совет Республики Узбекистан избирает из числа депутатов постоянные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Верховного Совета Республики Узбекистан, а также для содействия проведению в жизнь законов Республики Узбекистан и иных решений Верховного Совета Республики Узбекистан и его Президиума, контроля за деятельностью государственных органов и организаций.
Верховный Совет Республики Узбекистан создает, когда сочтет необходимым, следственные, ревизионные и иные комиссии по любому вопросу.
Все государственные и общественные органы, организации и должностные лица обязаны выполнять требования комиссий Верховного Совета Республики Узбекистан, представлять им необходимые материалы и документы.
Рекомендации комиссий подлежат обязательному рассмотрению государственными и общественными органами, учреждениями и организациями. О результатах рассмотрения или о принятых мерах должно быть сообщено комиссиям в установленный срок.
Статья 117. Верховный Совет Республики Узбекистан осуществляет контроль за деятельностью всех подотчетных ему государственных органов.
Верховный Совет Республики Узбекистан образует Комитет народного контроля Республики Узбекистан, возглавляющий систему органов народного контроля республики.
Статья 118. Порядок деятельности Верховного Совета Республики Узбекистан и его органов определяется Регламентом Верховного Совета Республики Узбекистан и другими законами, издаваемыми на основе Конституции Республики Узбекистан.
СОВЕТ МИНИСТРОВ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
Статья 119. Совет Министров Республики Узбекистан - Правительство Республики Узбекистан - является высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Республики Узбекистан.
Статья 120. Совет Министров Республики Узбекистан образуется Верховным Советом Республики Узбекистан в составе Председателя Совета Министров Республики Узбекистан, первого заместителя и заместителей Председателя, министров Республики Узбекистан, председателей государственных комитетов Республики Узбекистан.
В состав Совета Министров Республики Узбекистан входит по должности Председатель Совета Министров Республика Каракалпакстан.
По представлению Председателя Совета Министров Республики Узбекистан Верховный Совет Республики Узбекистан может включить в состав Правительства Республики Узбекистан руководителей других органов и организаций Республики Узбекистан.
Совет Министров Республики Узбекистан слагает свои полномочия перед вновь избранным Верховным Советом Республики Узбекистан на его первой сессии.
Статья 121. Совет Министров Республики Узбекистан ответствен перед Верховным Советом Республики Узбекистан и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета Республики Узбекистан - перед Президиумом Верховного Совета Республики Узбекистан, которому подотчетен.
Совет Министров Республики Узбекистан регулярно отчитывается о своей работе перед Верховным Советом Республики Узбекистан.
Статья 122. Совет Министров Республики Узбекистан правомочен решать все вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Республики Узбекистан, поскольку они не входят, согласно Конституции, в компетенцию Верховного Совета Республики Узбекистан и Президиума Верховного Совета Республики Узбекистан.
В пределах своих полномочий Совет Министров Республики Узбекистан:
1) обеспечивает руководство народным хозяйством и социально-культурным строительством; разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению роста благосостояния и культуры народа, по развитию науки и техники, рациональному использованию и охране природных ресурсов; способствует осуществлению мер по укреплению денежной и кредитной системы, по организации государственного страхования и единой системы учета и статистики; участвует в проведении единой политики цен, оплаты труда, социального обеспечения;
организует управление промышленными, строительными, сельскохозяйственными предприятиями и объединениями, предприятиями транспорта и связи, а также иными организациями и учреждениями республиканского и местного подчинения;
2) разрабатывает и вносит в Верховный Совет Республики Узбекистан текущие и перспективные государственные планы экономического и социального развития Республики Узбекистан, государственный бюджет Республики Узбекистан; принимает меры по осуществлению государственных планов и бюджета, по обеспечению комплексного развития Каракалпакской АССР, областей; координирует и контролирует деятельность предприятий, учреждений и организаций союзного подчинения по вопросам, относящимся к ведению Республики Узбекистан; представляет Верховному Совету Республики Узбекистан отчеты о выполнении планов и исполнении бюджета;
3) осуществляет меры по защите интересов государства, охране социалистической собственности и общественного порядка, по обеспечению и защите прав и свобод граждан;
4) принимает меры в пределах, установленных Конституцией СССР, по обеспечению государственной безопасности и обороноспособности страны;
5) осуществляет руководство в области отношений Республики Узбекистан с иностранными государствами, исходя из общего, установленного Союзом ССР порядка во взаимоотношениях союзных республик с иностранными государствами и международными организациями;
6) образует в случае необходимости комитеты, главные управления и другие ведомства при Совете Министров Республики Узбекистан по делам хозяйственного, социально-культурного строительства;
7) направляет и проверяет работу Совета Министров Каракалпакской АССР, осуществляет руководство деятельностью исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов.
Статья 123. Для решения вопросов, связанных с обеспечением руководства народным хозяйством, и других вопросов государственного управления в качестве постоянного органа Совета Министров Республики Узбекистан действует Президиум Совета Министров Республики Узбекистан в составе Председателя Совета Министров Республики Узбекистан, первого заместителя и заместителей Председателя, а также других членов Правительства в соответствии с Законом о Совете Министров Республики Узбекистан.
Статья 124. Совет Министров Республики Узбекистан издает постановления и распоряжения на основе и во исполнение законодательных актов СССР и Республики Узбекистан, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР, организует и проверяет их исполнение. Постановления и распоряжения Совета Министров Республики Узбекистан обязательны к исполнению на всей территории Республики Узбекистан.
Статья 125. Совет Министров Республики Узбекистан в пределах своей компетенции имеет право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений Совета Министров Республики Каракалпакстан, а также отменять решения и распоряжения исполнительных комитетов областных, Ташкентского городского Советов народных депутатов.
Совет Министров Республики Узбекистан имеет право отменять акты министерств Республики Узбекистан, государственных комитетов Республики Узбекистан, других подведомственных ему органов.
Статья 126. Совет Министров Республики Узбекистан объединяет и направляет работу союзно-республиканских и республиканских министерств и государственных комитетов Республики Узбекистан, других подведомственных ему органов.
Союзно-республиканские министерства и государственные комитеты Республики Узбекистан руководят порученными им отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление, подчиняясь как Совету Министров Республики Узбекистан, так и соответствующему союзно-республиканскому министерству СССР или государственному комитету СССР.
Республиканские министерства и государственные комитеты Республики Узбекистан руководят порученными им отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление, подчиняясь Совету Министров Республики Узбекистан.
Министерства и государственные комитеты Республики Узбекистан несут ответственность за состояние и развитие порученных им сфер управления; в пределах своей компетенции издают акты на основе и во исполнение законов СССР, Республики Узбекистан и иных решений Верховного Совета СССР и его Президиума, Верховного Совета Республики Узбекистан и его Президиума, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР и Совета Министров Республики Узбекистан, актов соответствующих министерств и государственных комитетов СССР, организуют и проверяют их исполнение.
Статья 127. Компетенция Совета Министров Республики Узбекистан и его Президиума, порядок их деятельности, отношения Совета Министров Республики Узбекистан с другими государственными органами, а также перечень союзно-республиканских, республиканских министерств, государственных комитетов Республики Узбекистан определяются на основе Конституции Законом о Совете Министров Республики Узбекистан.
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ
РЕСПУБЛИКИ КАРАКАЛПАКСТАН
ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ
РЕСПУБЛИКИ КАРАКАЛПАКСТАН
Статья 128. Высшим органом государственной власти Республики Каракалпакстан является Верховный Совет Республики Каракалпакстан.
Верховный Совет Республики Каракалпакстан правомочен решать все вопросы, отнесенные к ведению Республики Каракалпакстан Конституцией СССР, Конституцией Республики Узбекистан и Конституцией Республики Каракалпакстан.
Принятие Конституции Республики Каракалпакстан, внесение в нее изменений; утверждение государственных планов экономического и социального развития, а также государственного бюджета Республики Каракалпакстан и отчетов об их выполнении; образование подотчетных ему органов осуществляются исключительно Верховным Республики Каракалпакстан.
Законы Республики Каракалпакстан принимаются Верховным Советом Республики Каракалпакстан.
Статья 129. Верховный Совет Республики Каракалпакстан избирает Президиум Верховного Совета - постоянно действующий орган Верховного Совета Республики Каракалпакстан, подотчетный ему во всей своей деятельности и осуществляющий в пределах, предусмотренных Конституцией, функции высшего органа государственной власти Республики Каракалпакстан в период между его сессиями.
Состав и полномочия Президиума Верховного Совета Республики Каракалпакстан определяются Конституцией Республики Каракалпакстан.
СОВЕТ МИНИСТРОВ
КАРАКАЛПАКСКОЙ АССР
Статья 130. Верховный Совет Республики Каракалпакстан образует Совет Министров Республики Каракалпакстан - Правительство Республики Каракалпакстан - высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти Республики Каракалпакстан.
Совет Министров Республики Каракалпакстан ответственен перед Верховным Советом Республики Каракалпакстан и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета - перед Президиумом Верховного Совета Республики Каракалпакстан, которому подотчетен.
Статья 131. Совет Министров Республики Каракалпакстан издает постановления и распоряжения на основе и во исполнение законодательных актов СССР, Республики Узбекистан и Республики Каракалпакстан, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР и Совета Министров Республики Узбекистан, организует и проверяет их исполнение.
Статья 132. Совет Министров Республики Каракалпакстан имеет право в пределах своей компетенции отменять решения и распоряжения исполнительных комитетов районных и городских (городов республиканского (РК) подчинения) Советов народных депутатов.
Совет Министров Республики Каракалпакстан имеет право отменять акты министерств, государственных комитетов Республики Каракалпакстан, других подведомственных ему органов.
Статья 133. Совет Министров Республики Каракалпакстан объединяет и направляет работу министерств и государственных комитетов Республики Каракалпакстан, других подведомственных ему органов.
Министерства и государственные комитеты Республики Каракалпакстан руководят порученными им отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление, подчиняясь как Совету Министров Республики Каракалпакстан, так и соответствующим министерствам Республики Узбекистан и государственным комитетам Республики Узбекистан.
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
И УПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ
УЗБЕКИСТАН
МЕСТНЫЕ СОВЕТЫ
НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
Статья 134. Органами государственной власти в областях, районах, городах, районах в городах, поселках, кишлаках и аулах являются соответствующие Советы народных депутатов.
Статья 135. Местные Советы народных депутатов решают все вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, проживающих на территории Совета, проводят в жизнь решения вышестоящих государственных органов, руководят деятельностью нижестоящих Советов народных депутатов, участвуют в обсуждении вопросов республиканского и общесоюзного значения, вносят по ним свои предложения.
Местные Советы народных депутатов руководят на своей территории государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством: утверждают планы экономического и социального развития, местный бюджет и отчеты об их выполнении; осуществляют руководство подчиненными им государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями; обеспечивают соблюдение законов, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан; содействуют укреплению обороноспособности страны.
Статья 136. В пределах своих полномочий местные Советы народных депутатов обеспечивают комплексное экономическое и социальное развитие на их территории; осуществляют контроль за соблюдением законодательства расположенными на этой территории предприятиями, учреждениями и организациями вышестоящего подчинения; координируют и контролируют их деятельность в области землепользования, водопользования, охраны природы, строительства, использования трудовых ресурсов, производства товаров народного потребления, социально-культурного, бытового и иного обслуживания населения.
Статья 137. Местные Советы народных депутатов принимают решения в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Союза ССР, Республики Узбекистан, а в Республике Каракалпакстан - и законодательством Каракалпакской АССР. Решения местных Советов обязательны для исполнения всеми расположенными на территории Совета предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами и гражданами.
Статья 138. Сессии местных Советов народных депутатов созываются их исполнительными комитетами не реже четырех раз в год.
Статья 139. Местные Советы народных депутатов правомочны рассматривать и решать на сессиях все вопросы, отнесенные к их ведению законодательством Союза ССР, Республики Узбекистан, а в Каракалпакской АССР - и законодательством Каракалпакской АССР.
Перечень вопросов, рассматриваемых и разрешаемых исключительно на сессиях Советов, устанавливается законами о местных Советах народных депутатов.
Статья 140. Местные Советы народных депутатов избирают из числа депутатов постоянные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению местных Советов, а также для содействия проведению в жизнь решений Советов, контроля за деятельностью государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.
Рекомендации постоянных комиссий местных Советов подлежат обязательному рассмотрению соответствующими государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями. О результатах рассмотрения или о принятых мерах должно быть сообщено комиссиям в установленный срок.
Статья 141. Вышестоящие местные Советы народных депутатов осуществляют руководство деятельностью нижестоящих Советов.
Вышестоящие местные Советы имеют право отменять акты нижестоящих Советов народных депутатов и их исполнительных комитетов в случае несоответствия этих актов закону.
Статья 142. Местные Советы народных депутатов широко привлекают граждан к управлению государственными и общественными делами; осуществляют свою деятельность в тесной связи с общественными организациями и трудовыми коллективами, вносят наиболее важные вопросы на обсуждение трудящихся, вовлекают граждан в работу постоянных комиссий, исполнительных комитетов и других подотчетных Советам органов, направляют работу местных добровольных обществ и развивают общественную самодеятельность населения.
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КОМИТЕТЫ
МЕСТНЫХ СОВЕТОВ НАРОДНЫХ
ДЕПУТАТОВ
Статья 143. Исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов являются избираемые ими из числа депутатов исполнительные комитеты в составе: председателя, заместителей председателя, секретаря и членов.
Исполнительные комитеты не реже одного раза в год отчитываются перед избравшими их Советами, а также на собраниях трудовых коллективов и по месту жительства граждан.
Статья 144. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов непосредственно подотчетны как Совету, их избравшему, так и вышестоящему исполнительному и распорядительному органу.
Статья 145. Исполнительные комитеты Советов народных депутатов осуществляют руководство государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством на территории соответствующих Советов на основе решений избравших их Советов и вышестоящих органов государственной власти и управления.
Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов вправе решать все вопросы, отнесенные к ведению Советов, за исключением тех, которые должны решаться только на сессиях Советов.
Исполнительные комитеты созывают сессии Советов; координируют работу постоянных комиссий Советов; оказывают депутатам содействие в осуществлении их полномочий; организуют выполнение решений Советов и вышестоящих государственных органов, а также наказов избирателей; руководят подчиненными им органами управления.
Статья 146. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов в пределах своей компетенции принимают решения и издают распоряжения.
Статья 147. Вышестоящие исполнительные комитеты имеют право отменять решения и распоряжения нижестоящих исполнительных комитетов Советов народных депутатов.
Статья 148. По истечении полномочий местных Советов народных депутатов исполнительные комитеты сохраняют свои полномочия вплоть до избрания Советами народных депутатов нового созыва исполнительных комитетов.
Статья 149. Отделы и управления исполнительных комитетов образуются областными, районными, городскими, районными в городах Советами народных депутатов и подчиняются в своей деятельности как Советам и их исполнительным комитетам, так и соответствующим вышестоящим органам государственного управления.
Перечень отделов и управлений исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов и порядок их образования устанавливаются законодательством Союза ССР и Республики Узбекистан, а в Республике Каракалпакстан - также законодательством Республики Каракалпакстан.
ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЛАН
ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
Статья 150. Государственный план экономического и социального развития Республики Узбекистан является составной частью единого государственного плана экономического и социального развития СССР.
Перспективные и текущие планы экономического и социального развития Республики Узбекистан разрабатываются в соответствии с основными задачами и направлениями развития народного хозяйства СССР и направлены на обеспечение комплексного экономического и социального развития на территории республики.
Статья 151. Государственный план экономического и социального развития Республики Узбекистан определяет задачи в области экономики и социально-культурного строительства, содержит комплексные программы развития отраслей народного хозяйства на территории Республики Узбекистан, включает в себя планы министерств, государственных комитетов и других органов государственного управления, планы экономического и социального развития Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента.
Статья 152. Государственный план экономического и социального развития Республики Узбекистан разрабатывается Советом Министров Республики Узбекистан исходя из общегосударственных интересов, с учетом предложений министерств, государственных комитетов и других органов государственного управления Республики Узбекистан, Совета Министров Республики Каракалпакстан, местных Советов народных депутатов, общественных организаций, коллективов предприятий, учреждений, а также министерств и ведомств СССР, и вносится им в Верховный Совет Республики Узбекистан.
Статья 153. Верховный Совет Республики Узбекистан по докладу Совета Министров Республики Узбекистан и заключениям Планово-бюджетной и других постоянных комиссий Верховного Совета Республики Узбекистан обсуждает и утверждает государственный план экономического и социального развития Республики Узбекистан.
Статья 154. Совет Министров Республики Узбекистан организует выполнение государственного плана экономического и социального развития Республики Узбекистан и принимает необходимые меры по укреплению плановой дисциплины в народном хозяйстве.
Статья 155. Отчеты о выполнении государственных планов экономического и социального развития Республики Узбекистан рассматриваются и утверждаются Верховным Советом Республики Узбекистан. Общие показатели выполнения планов публикуются для всеобщего сведения.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
Статья 156. Государственный бюджет Республики Узбекистан является составной частью единого государственного бюджета СССР.
Статья 157. Государственный бюджет Республики Узбекистан объединяет республиканский бюджет Республики Узбекистан, государственный бюджет Республики Каракалпакстан и местные бюджеты.
Статья 158. Разграничение доходов и расходов государственного бюджета Республики Узбекистан между республиканским бюджетом Республики Узбекистан, государственным бюджетом Республики Каракалпакстан и местными бюджетами определяется Законом о бюджетных правах Республики Узбекистан, Республики Каракалпакстан и местных Советов народных депутатов и другими законодательными актами Республики Узбекистан.
Статья 159. Государственный бюджет Республики Узбекистан разрабатывается Советом Министров Республики Узбекистан на основе государственных планов экономического и социального развития СССР и Республики Узбекистан, государственного бюджета СССР и представляется на утверждение Верховного Совета Республики Узбекистан.
Статья 160. Государственный бюджет Республики Узбекистан рассматривается и утверждается Верховным Советом Республики Узбекистан по докладу Совета Министров Республики Узбекистан и заключениям Планово-бюджетной и других постоянных комиссий Верховного Совета Республики Узбекистан.
Статья 161. Отчет об исполнении государственного бюджета Республики Узбекистан утверждается Верховным Советом Республики Узбекистан. Общие показатели исполнения бюджета публикуются для всеобщего сведения.
И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР
СУД И АРБИТРАЖ
Статья 162. Правосудие в Республике Узбекистан осуществляется только судом.
Судами Республики Узбекистан являются: Верховный Суд Республики Узбекистан, Верховный Суд Каракалпакской АССР, областные, Ташкентский городской, районные (городские) народные суды.
Организация и порядок деятельности судов в Республике Узбекистан определяются законами СССР и Республики Узбекистан.
Статья 163. Все суды в Республике Узбекистан образуются на началах выборности судей и народных заседателей.
Народные судьи районных (городских) народных судов избираются гражданами района (города) на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Народные заседатели районных (городских) народных судов избираются на собраниях граждан по месту их работы или жительства открытым голосованием сроком на два с половиной года.
Вышестоящие суды избираются соответствующими Советами народных депутатов сроком на пять лет.
Судьи и народные заседатели ответственны перед избирателями или избравшими их органами, отчитываются перед ними и могут быть ими отозваны в установленном законом порядке.
Статья 164. Верховный Суд Республики Узбекистан является высшим судебным органом Республики Узбекистан и осуществляет надзор за судебной деятельностью судов Республики Узбекистан.
Верховный Суд Республики Узбекистан избирается Верховным Советом Республики Узбекистан в составе председателя, его заместителей, членов и народных заседателей.
Статья 165. Рассмотрение гражданских и уголовных дел во всех судах осуществляется коллегиально; в суде первой инстанции - с участием народных заседателей.
Народные заседатели при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи.
Статья 166. Судьи и народные заседатели независимы и подчиняются только закону.
Статья 167. Правосудие в Республике Узбекистан осуществляется на началах равенства граждан перед законом и судом.
Статья 168. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании суда допускается лишь в случаях, установленных законом, с соблюдением при этом всех правил судопроизводства.
Статья 169. Обвиняемому обеспечивается право на защиту.
Статья 170. Судопроизводство в Республике Узбекистан ведется на узбекском языке, каракалпакском языке или на языке большинства населения данной местности. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право полного ознакомления с материалами дела, участие в судебных действиях через переводчика и право выступать в суде на родном языке.
Статья 171. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом.
Статья 172. Для оказания юридической помощи гражданам и организациям действуют коллегии адвокатов. В случаях, предусмотренных законодательством, юридическая помощь гражданам оказывается бесплатно.
Организация и порядок деятельности адвокатуры определяются законодательством Союза ССР и Республики Узбекистан.
Статья 173. В судопроизводстве по гражданским и уголовным делам допускается участие представителей общественных организаций и трудовых коллективов.
Статья 174. Разрешение хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организациями осуществляется органами государственного арбитража в пределах их компетенции.
ПРОКУРАТУРА
Статья 175. Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов, колхозами, кооперативными и иными общественными организациями, должностными лицами, а также гражданами на территории Республики Узбекистан осуществляется Генеральным прокурором СССР и подчиненными ему прокурором Республики Узбекистан и нижестоящими прокурорами.
Статья 176. Прокурор Республики Узбекистан, прокурор Республики Каракалпакстан и прокуроры областей назначаются Генеральным прокурором СССР сроком на пять лет.
Районные и городские прокуроры назначаются прокурором Республики Узбекистан и утверждаются Генеральным прокурором СССР сроком на пять лет.
Статья 177. Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Генеральному прокурору СССР.
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
Статья 178. Государственный герб Республики Узбекистан представляет собой изображение в лучах солнца серпа и молота, окруженных венком, состоящим справа из колосьев пшеницы и слева - из веток хлопчатника с цветами и раскрытыми коробочками хлопка; в верхней части герба находится пятиконечная звезда; внизу изображена часть земного шара. На ленте венка надписи: слева - на узбекском языке “Бутун дунё пролетарлари, бирлашингиз!”, справа - на русском языке “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!”. Внизу на банте ленты надпись “УзССР”.
Статья 179. Государственный флаг Республики Узбекистан представляет собой красное прямоугольное полотнище с голубой полосой посередине во всю длину флага. По краям голубой полосы проходят узкие белые каемки. Голубая полоса вместе с белыми каемками составляет одну пятую ширины флага.
На верхней красной части полотнища флага, у древка, изображены золотые серп и молот и над ними обрамленная золотой каймой пятиконечная звезда. Отношение ширины флага к его длине 1:2.
Статья 180. Государственный гимн Республики Узбекистан утверждается Президиумом Верховного Совета Республики Узбекистан.
Статья 181. Столицей Республики Узбекистан является город Ташкент.
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН И ПОРЯДОК
ЕЕ ИЗМЕНЕНИЯ
Статья 182. Все законы и иные акты государственных органов Республики Узбекистан издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан.
Статья 183. Изменение Конституции Республики Узбекистан производится решением Верховного Совета Республики Узбекистан, принятым большинством не менее двух третей от общего числа его депутатов.
Ташкент, "Узбекистан". 1984 г.