язык интерфейса

Внимание! Документ утратил силу.

Смотрите подробности в начале документа.


Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Общие вопросы хозяйственной и предпринимательской деятельности/ Утратившие силу акты/ Субъекты предпринимательства/ Закон Республики Узбекистан от 15.02.1991 г. N 229-XII "О предприятиях в Республике Узбекистан"

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

15.02.1991 г.

N 229-XII



О ПРЕДПРИЯТИЯХ

В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН*


Настоящий Закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы создания, деятельности, реорганизации и ликвидации предприятий всех форм собственности.

Закон направлен на обеспечение самостоятельности предприятий, целью деятельности которых является получение прибыли (дохода), определяет их права и ответственность, регулирует отношения с другими предприятиями и организациями, органами государственной власти и управления.


РАЗДЕЛ I.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Предприятие и его главные задачи

1. Предприятием является самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который на основе использования имущества, принадлежащего ему на праве собственности или полного хозяйственного ведения, производит и продает или обменивает продукцию, выполняет работы, оказывает услуги, осуществляя свою деятельность в условиях состязательности и равноправия всех форм собственности в соответствии с действующим законодательством.


2. Реализация цели деятельности предприятия достигается путем удовлетворения общественных потребностей в его продукции, работах, услугах и обеспечения на этой основе социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества предприятия.


3. Предприятие вправе осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законодательными актами Республики Узбекистан и отвечают целям и задачам, предусмотренным в уставе предприятия.



Статья 2. Виды предприятий


1. В соответствии с формами собственности, установленными Законом Республики Узбекистан "О собственности в Республике Узбекистан", могут действовать предприятия следующих видов:

основанные на частной собственности физических лиц;

основанные на ширкатной (коллективной) собственности - коллективные, семейные, махаллинские предприятия, производственные кооперативы; предприятия, принадлежащие хозяйственным обществам и товариществам, общественным и религиозным организациям, и предприятия, основанные на других формах коллективной собственности;

основанные на государственной собственности государственное республиканское предприятие, государственное предприятие Республики Каракалпакстан, государственное межобластное, межрайонное, районное, городское и другие виды предприятий;

основанные на смешанных формах собственности - межгосударственные, совместные и другие, основанные на полном или долевом участии различных форм собственности.

2. В соответствии с численностью работников предприятие независимо от форм собственности может быть отнесено к малым предприятиям, особенности создания и деятельности, статус, условия регистрации которых, а также порядок отнесения к этому виду предприятий регулируются Кабинетом Министров Республики Узбекистан, Советом Министров Республики Каракалпакстан.

В Республике Узбекистан могут действовать и другие виды предприятий, создание которых не противоречит законодательным актам Республики Узбекистан.


Статья 3. Хозяйственные ассоциации предприятий


1. Предприятия всех форм собственности могут на добровольных началах объединяться в хозяйственные ассоциации: союз (иттифок), концерн, консорциум и другие объединения по отраслевому, территориальному или иным принципам в целях координации деятельности, обеспечения защиты их прав, представления общих интересов в соответствующих государственных и иных органах, а также в международных организациях. Создание указанных структур производится с учетом антимонопольных требований, установленных соответствующими законодательными актами Республики Узбекистан. Добровольные хозяйственные ассоциации подлежат государственной регистрации, и деятельность их регулируется настоящим Законом.

2. Ассоциация, объединение действуют на основе устава, утверждаемого их учредителями. Предприятия, входящие в состав ассоциаций, сохраняют самостоятельность, права юридического лица, и на них распространяется действие настоящего Закона.


3. Ассоциация, объединение не отвечают по обязательствам входящих в их состав предприятий, а предприятия не отвечают по обязательствам ассоциации, если иное не предусмотрено учредительным договором (уставом).


4. Входящие в ассоциацию предприятия вправе выйти из нее с сохранением обязательств перед предприятиями, входящими в состав ассоциации, в соответствии с заключенными договорами.


5. Ассоциация, объединение ликвидируются по решению входящих в них предприятий, суда и хозяйственного суда. Ликвидация ассоциации осуществляется в порядке, установленном для ликвидации предприятия. Имущество, оставшееся после ликвидации ассоциации, распределяется между участниками в соответствии с ее уставом.


Статья 4. Законодательство о предприятии


1. Отношения, связанные с созданием и деятельностью предприятий всех форм собственности, регулируются настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Узбекистан.

Правовые, экономические и социальные основы создания, деятельности, реорганизации и ликвидации предприятий в Республике Каракалпакстан регулируются законодательством Республики Каракалпакстан.


2. Особенности применения настоящего Закона для отдельных видов предприятий, деятельность которых связана с повышенными требованиями к организации и безопасности работ, непрерывностью технологических процессов, а также обусловлена необходимостью централизации функций управления, определяются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

3. Особенности создания и деятельности предприятий, находящихся в полной или долевой (межгосударственные и совместные предприятия) собственности Республики Узбекистан, юридических лиц и граждан других государств, устанавливаются законодательными актами Республики Узбекистан и межгосударственными договорами (соглашениями).


РАЗДЕЛ II.

СОЗДАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПОРЯДОК

ЕГО РЕГИСТРАЦИИ


Статья 5. Общие условия создания предприятия


1. Предприятие может создаваться по решению собственника (собственников) имущества или уполномоченного им (ими) органа, предприятия, организации, либо по решению трудового коллектива, группы и отдельных учредителей в порядке, предусмотренном настоящим Законом и другими законодательными актами Республики Узбекистан.


2. Предприятие может быть создано в результате выделения из состава действующих предприятий, организации одного или нескольких структурных подразделений по инициативе трудового коллектива указанного подразделения (подразделений), если на это имеется согласие собственника имущества предприятия (уполномоченного им органа, предприятия, организации) и обеспечивается выполнение ранее принятых предприятием обязательств.


3. В случаях, когда для создания и деятельности предприятия требуются участок земли, другие природные ресурсы, разрешение на их использование выдается соответствующим органом государственной власти, а в предусмотренных законодательными актами случаях - также соответствующим первичным природопользователем при наличии положительного заключения экологической экспертизы. Отказ в предоставлении участка земли и других природных ресурсов может быть обжалован в порядке, предусмотренном законодательными актами Республики Узбекистан.

4. Предприятие считается созданным и приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации.



Статья 6. Государственная регистрация предприятия


1. Государственная регистрация предприятия осуществляется в органах государственной власти и управления по месту нахождения предприятия, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Узбекистан. Данные государственной регистрации предприятия в десятидневный срок сообщаются в органы статистики для внесения в Единый государственный регистр предприятий и организаций.

2. Порядок государственной регистрации предприятия определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

3. Отказ в государственной регистрации предприятия может последовать по мотивам нарушения установленного законодательными актами Союза ССР, Республики Узбекистан порядка создания предприятия, а также несоответствия учредительных актов (документов) требованиям законодательства. Отказ в государственной регистрации предприятия по мотивам нецелесообразности его создания не допускается.

Если государственная регистрация предприятия в установленный срок не произведена либо в ней отказано по мотивам, которые учредитель предприятия считает необоснованными, он может обратиться в суд.

Необоснованный отказ в регистрации предприятия, установленный судом, влечет за собой материальную ответственность (сверх судебных издержек) органа государственной власти, отказавшего в регистрации предприятия. Размеры материальной ответственности определяются хозяйственным судом и взыскиваются в установленном законом порядке.

4. За государственную регистрацию предприятия с него взимается плата в размерах, устанавливаемых законодательством Республики Узбекистан. Полученные средства зачисляются в бюджет органа государственной власти по месту регистрации предприятия.

При регистрации акционерных обществ открытого типа, созданных в результате преобразования государственных предприятий, регистрационные сборы и иные платежи не взимаются.


Статья 7. Создание дочерних предприятий и обособленных

подразделений предприятия

1. Предприятие имеет право создавать дочерние предприятия с правами юридического лица и утверждать уставы этих предприятий.

Предприятие также имеет право создавать филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения с правом открытия текущих и расчетных счетов и утверждать положение о них.


2. Согласование вопроса о размещении таких предприятий и подразделений с соответствующими местными органами государственной власти производится в порядке, установленном действующим законодательством.



Статья 8. Лицензирование видов деятельности


1. Для осуществления видов деятельности, подлежащих лицензированию, предприятие обязано получить необходимую лицензию.


2. Порядок выдачи и признания недействительными разрешений на лицензионную деятельность предприятия устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


Статья 9. Устав предприятия


1. Предприятие действует на основании устава. Устав утверждается учредителем (учредителями) предприятия.


2. В уставе предприятия определяются: наименование предприятия, его местонахождение (почтовый адрес), предмет и цели деятельности, его органы управления и контроля, их компетенция, порядок образования имущества предприятия и распределения прибыли (дохода), условия реорганизации и прекращения деятельности предприятия.

В устав могут включаться также иные, не противоречащие законодательству Республики Узбекистан положения, связанные с особенностями деятельности предприятия.

Все отношения предприятий, не урегулирование уставом, независимо от форм собственности, регламентируются настоящим Законом и законодательными актами Республики Узбекистан.


РАЗДЕЛ III.

СОБСТВЕННИК ИМУЩЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ

Статья 10. Собственник имущества предприятия

1. Собственник (собственники) имущества предприятия обладают правом владения, пользования и распоряжения принадлежащим им имуществом.

Собственник (собственники) имущества вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие Закону. Они могут использовать имущество для осуществления любой хозяйственной или иной деятельности, не запрещенной законом. Государство гарантирует защиту имущественных прав собственника имущества предприятия.


2. Собственник (собственники) имущества предприятия при осуществлении принадлежащего ему (им) права собственности вправе на условиях и в пределах, предусмотренных законодательными актами Республики Узбекистан, заключать договоры с гражданами Республики Узбекистан, других государств и лицами без гражданства об использовании их труда.


Статья 11. Условия образования и использования имущества


1. Имущество предприятия составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе предприятия.


2. Имущество предприятия в соответствии с законодательными актами Республики Узбекистан и уставом предприятия может принадлежать ему на праве собственности либо полного хозяйственного ведения.


3. Источниками формирования имущества предприятия являются:

денежные и материальные взносы учредителей;

доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг, а также других видов хозяйственной деятельности;

доходы от ценных бумаг;

кредиты банков и других кредиторов;

капитальные вложения, дотации из бюджетов;

безвозмездные и благотворительные взносы, пожертвования организаций, предприятий и физических лиц, а также имущество, получаемое по наследству, путем обмена и дарения;

иные источники, не запрещенные законодательными актами Республики Узбекистан.


4. Собственник (собственники) имущества предприятия или уполномоченные им органы имеют право продавать и передавать другим предприятиям, учреждениям и организациям, обменивать, сдавать в аренду, предоставлять бесплатно во временное пользование либо взаймы принадлежащее ему имущество, а также списывать его с баланса, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Узбекистан и уставом предприятия.

5. Собственник (собственники) имущества предприятия или уполномоченные им органы вправе, если иное не предусмотрено законодательными актами и уставом, продавать, безвозмездно передавать, сдавать в аренду гражданам средства производства и иные материальные ценности, за исключением тех, которые в соответствии с законодательными актами Республики Узбекистан не могут находиться в их собственности или пользовании.


Статья 12. Владение и пользование природными ресурсами


1. Владение и пользование землей и иными природными ресурсами предприятие осуществляет в установленном порядке за плату, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Узбекистан.


2. Предприятие обязано своевременно осуществлять природоохранные мероприятия, направленные на снижение и компенсацию отрицательного воздействия его производства на природную среду. Финансирование таких мероприятий может производиться за счет собственных средств или иных источников.


Статья 13. Привлечение предприятием средств

юридических и физицеских лиц

1. Предприятие имеет право привлекать дополнительные денежные средства юридических и физических лиц в целях расширения и совершенствования производства, социального развития трудового коллектива путем выпуска и реализации ценных бумаг.

2. Порядок выпуска и реализации предприятием ценных бумаг, их виды и права держателей определяются законодательством Республики Узбекистан.


Статья 14. Гарантии имущественных прав предприятия


Государство гарантирует защиту имущественных прав предприятия. Изъятие государством у предприятия его основных фондов, оборотных средств и иного имущества не допускается, за исключением случаев, предусмотренными законодательными актами Республики Узбекистан.

Убытки, причиненные предприятию в результате нарушения его имущественных прав юридическими и физическими лицами, органами государственной власти и управления, возмещаются по решению суда или хозяйственного суда.


РАЗДЕЛ IV.

УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ


Статья 15. Общие принципы организации

управления предприятием


1. Управление предприятием осуществляется в соответствии с его уставом. Предприятие самостоятельно определяет структуру, формы и методы управления, устанавливает штаты.

Собственник или субъект права полного хозяйственного ведения осуществляет управление предприятием непосредственно либо через уполномоченные им органы. Собственник, субъект права полного хозяйственного ведения или уполномоченные им органы могут делегировать эти права совету предприятия (правлению) или другому органу, предусмотренному уставом предприятия и представляющему интересы собственника и трудового коллектива.


2. Найм (назначение, избрание) и освобождение руководителя предприятия являются правом собственника имущества предприятия и осуществляются им непосредственно, а также через уполномоченные им органы либо через советы предприятия, правления или другие органы, которым делегированы права по управлению предприятием.


Статья 16. Руководитель предприятия


1. При найме (назначении, избрании) руководителя предприятия на должность с ним заключается контракт (договор, соглашение), в котором определяются права, обязанности и ответственность руководителя предприятия, условия его материального обеспечения и освобождения от занимаемой должности с учетом гарантий, предусмотренных действующим законодательством Республики Узбекистан, и другие условия найма.

2. Руководитель предприятия самостоятельно решает вопросы деятельности предприятия за исключением отнесенных настоящим Законом к компетенции общего собрания (конференции) трудового коллектива и совета предприятия, без доверенности действует от имени предприятия, представляет его интересы на всех предприятиях, в фирмах и организациях республики и других государств, распоряжается имуществом предприятия, заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает в банках расчетный и другие счета, пользуется правом распоряжения средствами, утверждает штаты исполнительного аппарата дирекции, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников предприятия.

3. Руководитель предприятия самостоятельно назначает и освобождает своих заместителей, руководителей аппарата управления и руководителей структурных подразделений.


4. Руководитель предприятия может быть освобожден от занимаемой должности до истечения срока контракта по основаниям, предусмотренным в контракте или действующем законодательстве Республики Узбекистан.



Статья 17. Совет (правление) предприятия


1. Совет (правление) предприятия создается при условии делегирования ему собственником своих полномочий по управлению предприятием.

Совет (правление) предприятия состоит из равного числа представителей, назначаемых собственником имущества предприятия или субъектом права полного хозяйственного ведения и избираемых его трудовым коллективом, если иное не предусмотрено уставом предприятия.


2. Права и обязанности совета (правления) предприятия определяются Положением о совете (правлении), утверждаемым собственником имущества предприятия либо уполномоченными им органами.


РАЗДЕЛ V.

ОСНОВЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЕДПРИЯТИЯ


Статья 18. Прибыль (доход) предприятия

1. На предприятиях всех видов основным обобщающим показателем финансовых результатов хозяйственной деятельности является прибыль (доход).


2. Прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет (чистая прибыль (доход)), поступает в полное его распоряжение и не подлежит изъятию, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Предприятие самостоятельно определяет направления использования чистой прибыли (дохода), если иное не предусмотрено уставом.

3. В случаях, предусмотренных законодательными актами или уставом предприятия, часть чистой прибыли (дохода) передается в собственность членов трудового коллектива предприятия.



Статья 19. Трудовые доходы работника предприятия


1. Трудовые доходы каждого работника, независимо от вида предприятия, определяются его личным трудовым вкладом с учетом конечных результатов работы предприятия, регулируются налогами и максимальными размерами не ограничиваются.


2. Минимальный размер оплаты труда работников всех видов предприятий устанавливается законодательством Республики Узбекистан.

3. Формы, системы и размеры оплаты труда, а также другие виды доходов работников устанавливаются предприятием самостоятельно.



Статья 20. Планирование деятельности предприятия


1. Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития исходя из наличия ресурсов сырья и материалов и спроса на производимую продукцию, работы, услуги.


2. Предприятие производит работы и продает продукцию, оказывает услуги для государственных нужд на договорной основе.



Статья 21. Хозяйственные отношения предприятия

с другими предприятиями, организациями,

юридическими и физическими лицами

1. Отношения предприятия с другими предприятиями, организациями, юридическими и физическими лицами во всех сферах хозяйственной деятельности строятся на основе договоров.

2. Предприятия свободны в выборе предмета договора, определении обязательств, любых других условий хозяйственных взаимоотношений, не противоречащих законодательству Республики Узбекистан.


3. Предприятие продает свою продукцию и имущество, а также оказывает услуги по своему усмотрению, если это не противоречит законодательству Республики Узбекистан.


4. Предприятие учитывает интересы потребителя и его требования к качеству продукции, работ и услуг. Интересы и права потребителя защищаются законодательством Республикой Узбекистан.

Перечень видов продукции, работ, услуг, свободная реализация которых запрещена либо ограничена, устанавливается законодательством Республики Узбекистан.



Статья 22. Оптовая торговля, обеспечение производства

и сбыт продукции


1. Предприятие на основе изучения конъюнктуры рынка, возможностей потенциальных партнеров, информации о движении цен самостоятельно осуществляет обеспечение собственного производства, куплю-продажу, сбыт продукции на рынках (товарном, услуг, финансовом) непосредственно или через посредника, с учетом требований антимонопольного законодательства.


2. В переходный период к рынку предприятия, выполняющие работы и поставки для государственных нужд, обеспечиваются в этой части материально-техническими ресурсами государством.



Статья 23. Цены и ценообразование


Предприятие реализует свою продукцию, работы, услуги, отходы производства по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе. Государство в соответствии с законодательными актами Республики Узбекистан регулирует цены в случаях монопольного положения предприятия на рынке в целях социальной защиты граждан.



Статья 24. Финансовые и кредитные отношения


1. Источником формирования финансовых ресурсов предприятия являются прибыль (доход), амортизационные отчисления, средства, полученные от продажи ценных бумаг, паевые и иные взносы членов трудового коллектива, предприятий, организаций, граждан, а также другие поступления.

2. Предприятие пользуется банковским кредитом, кредитом других предприятий на коммерческой договорной основе.


3. Предприятия самостоятельно выбирают банки для своего расчетного и кассового обслуживания и вправе открывать депозитные счета до востребования в национальной и иностранной валютах в одном или нескольких банках в порядке, установленном законодательством.

4. Платежи в бюджет и внебюджетные фонды, выплата заработной платы, удовлетворение всех требований, вытекающих из трудовых правоотношений и приравненных к ним платежей, а также списание денежных средств на неотложные нужды, связанные непосредственно с производственной деятельностью, осуществляются в порядке, установленном гражданским законодательством. Остальные виды расчетов по другим платежным документам производятся предприятием в порядке календарной очередности.

5. Предприятие может поставлять продукцию, выполнять работы, оказывать услуги в кредит с уплатой покупателями (потребителями) процентов, как за пользование заемными средствами. Для оформления таких торговых сделок предприятие может применять в хозяйственном обороте векселя. Предприятие может предоставлять кредит другим предприятиям или банкам с уплатой процентов.

6. Предприятие несет полную ответственность за соблюдение кредитных договоров и расчетной дисциплины. Предприятие, систематически не выполняющее свои обязательства по расчетам, может быть объявлено банком неплатежеспособным. Меры воздействия и порядок их применения к таким предприятиям определяются банками в соответствии с законодательными актами Республики Узбекистан.



Статья 25. Капитальное строительство


1. Предприятие свободно в выборе места строительства на территории республики при соблюдении законодательства Республикой Узбекистан нормативных требований к размещению различных видов производств, строительных норм и правил, квот и лицензий, устанавливаемых по отдельным территориальным зонам Правительством республики.


2. Предприятие свободно в выборе любых партнеров по осуществлению строительства, в организации конкурса подрядных организаций, в необходимых случаях само производит изыскания, проектирование и выполнение строительно-монтажных работ при соблюдении соответствующего законодательства, утвержденных строительных норм и правил.


3. Во всех случаях проект строительства подвергается государственной экспертизе на уровне областных или республиканских экспертирующих органов на предмет оценки прочности, долговечности, соблюдения официально утвержденных правил безопасности, требований охраны труда и окружающей среды в установленном порядке.



Статья 26. Внешнеэкономическая деятельность предприятия


1. Предприятие имеет право самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.


2. Валютная выручка зачисляется на валютный балансовый счет предприятия и используется им самостоятельно. Валютные отчисления в республиканский и местный бюджеты производятся из валютной выручки предприятия после вычета прямых валютных затрат, произведенных данным предприятием из своих валютных средств.

Ставки отчислений в пользу республиканского и местного бюджетов регулируются законодательными актами Республики Узбекистан. Запрещаются иные изъятия валютных средств предприятия, кроме случаев, предусмотренных законодательством.


РАЗДЕЛ VI.

СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ПРЕДПРИЯТИЯ


Статья 27. Социальная деятельность предприятия


1. Вопросы социального развития, включая улучшение условий и продолжительности труда, отдыха, жизни и здоровья, гарантии обязательного медицинского страхования членов трудового коллектива и их семей, осуществляемого за счет фонда потребления предприятия, решаются трудовым коллективом с участием администрации предприятия в соответствии с законодательными актами Республики Узбекистан.

Предприятие обязано производить отчисления в Пенсионный фонд при Министерстве социального обеспечения Республики Узбекистан и в фонд содействия занятости в порядке и размерах, установленных действующим законодательством.

2. Предприятие обязано обеспечить для всех работающих на предприятии безопасные условия труда и несет ответственность в установленном законодательством порядке за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности.


3. Пенсионеры, трудившиеся до ухода на пенсию на предприятии, пользуются наравне с работниками имеющимися возможностями предприятия по медицинскому обслуживанию, обеспечению жильем, путевками в оздоровительные и профилактические учреждения, а также по решению общего собрания (конференции) коллектива - другими социальными услугами и льготами.


4. Предприятие обязано постоянно улучшать условия труда и быта женщин, обеспечивать работой преимущественно в дневное время с сокращенным рабочим днем женщин, имеющих малолетних детей, переводить на более легкую работу с безвредными условиями труда беременных женщин, а также предоставлять женщинам иные льготы, предусмотренные законодательством. Предприятие с вредными условиями труда с согласия трудового коллектива может создавать цехи и участки для предоставления женщинам более легкой работы.


5. Предприятие может материально поощрять работников медицинских, детских, культурно-просветительных, оздоровительных, учебных и спортивных учреждений, организаций общественного питания и других организаций, обслуживающих трудовой коллектив и не входящих в его состав.


6. Рассмотрение и решение вопросов по просьбам и обращениям граждан к предприятию является исключительной обязанностью администрации и не может возлагаться на самих граждан.



Статья 28. Трудовой коллектив предприятия, его полномочия


1. Трудовой коллектив предприятия составляют все граждане, участвующие своим трудом в его деятельности на основе трудового договора (контракта, соглашения), а также других форм, регулирующих трудовые отношения работника с предприятием.


2. Полномочия трудового коллектива определяются законодательством Республики Узбекистан, учредительными документами об образовании предприятия, его уставом, договорами, заключенными между администрацией (собственником) и трудовым коллективом.

Основной формой осуществления полномочий трудового коллектива предприятия является общее собрание (конференция).


Статья 29. Общее собрание (конференция) трудового

коллектива предприятия


Общее собрание (конференция) трудового коллектива:

решает вопросы, связанные с выкупом имущества предприятия;

решает вопрос о необходимости заключения с администрацией предприятия коллективного договора (соглашения), рассматривает его проект и уполномочивает профсоюзный комитет либо другие органы подписать его от имени трудового коллектива;

избирает (отзывает) представителей в совет (правление) предприятия, заслушивает отчеты об их деятельности;

устанавливает для своих работников дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и иные социальные льготы в пределах заработанных средств, направляемых на потребление.



Статья 30. Коллективный договор (соглашение)


Коллективный договор (соглашение) может заключаться на предприятиях всех видов и не должен противоречить действующему законодательству Республики Узбекистан.

Коллективным договором (соглашением) регулируются производственные и трудовые отношения на предприятии, вопросы охраны труда, социального развития коллектива и здоровья его членов.

При возникновении разногласий при заключении или исполнении коллективного договора (соглашения) они разрешаются в порядке, установленном законодательными актами Республики Узбекистан.



РАЗДЕЛ VII. ПРЕДПРИЯТИЕ И ГОСУДАРСТВО


Статья 31. Гарантии прав и интересов предприятий


1. Государство гарантирует соблюдение прав и законных интересов предприятия.

Предприятие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности вправе по собственной инициативе принимать любые решения, не противоречащие действующему законодательству Республики Узбекистан.

Вмешательство в хозяйственную и иную деятельность предприятия со стороны государственных, общественных и кооперативных органов не допускается за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Узбекистан.


2. Республиканские и местные государственные, общественные и кооперативные органы и их должностные лица при принятии решений, касающихся предприятия, и в своих отношениях с ним несут ответственность за соблюдение положений настоящего Закона.

Государственные и иные органы и должностные лица могут давать предприятию указания только в соответствии со своей компетенцией, установленной законодательством. В случае издания государственными или иными органами акта, не соответствующего их компетенции либо требованиям законодательства, предприятие вправе обратиться в суд или хозяйственный суд с заявлением о признании такого акта недействительным.

Убытки, причиненные предприятию в результате выполнения указаний государственных или иных органов либо их должностных лиц, нарушивших права предприятия, а также вследствие ненадлежащего осуществления такими органами или их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к предприятию, подлежат возмещению этими органами. Споры о возмещении убытков решаются хозяйственным судом в соответствии с его компетенцией.


Статья 32. Правовые и экономические условия

хозяйственной деятельности предприятия


1. Государство обеспечивает предприятиям независимо от форм собственности равные правовые и экономические условия хозяйствования.


2. Государство способствует развитию рынка, реализует антимонопольные меры, обеспечивает социальные гарантии всем трудящимся.

Не допускаются действия, направленные на подрыв репутации конкурента, любые сговоры о квотах производства, разделе рынков сбыта и снабжения, поддержании монопольных цен между предприятиями с целью ограничения свободной конкуренции. В противном случае предприятие привлекается к ответственности в соответствии с антимонопольным законодательством.

Государство на законодательной основе через правоохранительные и финансовые органы обеспечивает свободу конкуренции, ограждает потребителей от ущемления их прав, проявлений монополизма в любой сфере хозяйственной деятельности.


3. Изделия, вводимые предприятием в хозяйственный оборот, подлежат обязательной маркировке с указанием фирменного знака или символа изделия, других сведений, характеризующих изделие. Не допускается присвоение чужих фирменных и товарных знаков, а также любых данных, позволяющих смешивать (идентифицировать) изделия одного производителя с изделиями других изготовителей. Споры, возникшие по эти вопросам, разрешаются в судебном порядке.



Статья 33. Учет и отчетность


1. Предприятие осуществляет оперативный и бухгалтерский учет результатов своей работы, ведет статистическую отчетность.

Формы государственной статистической отчетности устанавливаются органами государственной статистики, а порядок ее представления - Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

2. Должностные лица предприятия за искажение государственной отчетности несут установленную законодательством Республики Узбекистан дисциплинарную и административную, материальную или уголовную ответственность.


Статья 34. Коммерческая тайна предприятия


1. Под коммерческой тайной предприятия понимаются не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, планированием, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам.


2. Состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну, порядок их защиты определяются руководителем предприятия.

Виды деятельности предприятий, сведения о которых не могут составлять коммерческую тайну, определяются Кабинетом Министров Республики Узбекистан в целях предотвращения сокрытия предприятиями сведений о загрязнении окружающей среды и другой негативной деятельности, способной нанести ущерб обществу.

3. Ответственность за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, и за нарушение порядка охраны таких сведений устанавливается законодательными актами Республики Узбекистан.



Статья 35. Ответственность предприятия


1. За нарушение договорных обязательств, кредитно-расчетной и налоговой дисциплины, требований к качеству продукции, иных правил осуществления хозяйственной деятельности предприятие несет полную имущественную ответственность, предусмотренную законодательством Республики Узбекистан.


2. Предприятие обязано возместить ущерб, причиненный несоблюдением требований, касающихся рационального использования земли и других природных ресурсов, охраны окружающей среды, от загрязнения и других вредных воздействий, нарушением правил безопасности производства, санитарно-гигиенических норм и требований по защите здоровья его работников, населения и потребителей продукции, а также уплатить штраф в размере, установленном законодательством Республики Узбекистан.

Деятельность предприятия, нарушающего установленный режим природопользования, может быть в порядке, предусмотренном законодательством, приостановлена до устранения допущенных нарушений.



Статья 36. Контроль за деятельностью предприятия

1. Ревизия финансово-хозяйственной деятельности предприятия может производиться по инициативе собственника имущества предприятия.


2. Проверки деятельности предприятий могут осуществляться налоговыми и иными контролирующими органами в плановом порядке не чаще одного раза в год по решению Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов Республики Узбекистан.

Проверки деятельности предприятий, своевременно и в полном объеме уплачивающих налоги и другие обязательные платежи, соблюдающих другие нормы и правила, имеющих соответствующие ежегодные заключения аудиторов, осуществляются контролирующими органами, как правило, не чаще одного раза в два года.

Сроки проведения проверок деятельности предприятий не должны превышать тридцати календарных дней. В исключительных случаях, по решению Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов, этот срок может быть продлен.


3. Проверки деятельности предприятий малого и среднего бизнеса, членов Палаты товаропроизводителей и предпринимателей Узбекистана осуществляются с обязательным участием юридических служб Палаты и ее территориальных структур.


4. Проверки предприятий, не связанные с ревизией их хозяйственной деятельности, осуществляются соответствующими контролирующими органами (пожарного, санитарного, ветеринарного, энергетического надзора и другими), как правило, в ходе единовременных комплексных проверок, проводимых на основании планов, утвержденных Республиканским советом по координации деятельности контролирующих органов.


5. Расходы по проведению аудиторских проверок производятся за счет организаций, назначивших эти проверки.



Статья 37. Отношения предприятия с местными

органами власти

1. Взаимоотношения предприятия с органами государственного управления и местного самоуправления строятся в соответствии с настоящим Законом и другими законодательными актами Республики Узбекистан, устанавливающими компетенцию этих органов.


2. Предприятие добровольно участвует на договорной основе в работе по комплексному экономическому и социальному развитию территории, проводимой местным органом государственной власти за счет средств местного бюджета.

Предприятие обязано по решению местного Совета народных депутатов или других компетентных государственных органов создавать за счет средств этих органов специальные рабочие места для лиц с ограниченной трудоспособностью.


3. Не допускается изъятие местными органами государственной власти жилой, производственной площадей, отдельных объектов, принадлежащих предприятию.


РАЗДЕЛ VIII.

ЛИКВИДАЦИЯ И РЕОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ


Статья 38. Условия ликвидации и реорганизации предприятия


1. Ликвидация и реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) предприятия производится по решению собственника его имущества или органа, уполномоченного создавать такие предприятия, либо по решению суда или хозяйственного суда. Порядок ликвидации предприятий-банкротов регулируется законодательством Республики Узбекистан.

В случае неосуществления финансово-хозяйственной деятельности с проведением денежных операций по банковским счетам в течение шести месяцев (в отношении торгового и торгово-посреднического предприятия -в течение трех месяцев), за исключением дехканского и фермерского хозяйств, и (или) несформирования своего уставного фонда в размере, предусмотренном учредительными документами, в течение одного года с момента государственной регистрации, если иное не предусмотрено законодательством, предприятие подлежит ликвидации в установленном порядке.

При этом предприятие, не сформировавшее свой уставный фонд в указанный срок в размерах, предусмотренных учредительными документами, может уменьшить его до фактически сформированного, но не менее установленного законодательством минимального размера или преобразоваться в другую организационно-правовую форму.

2. При реорганизации и ликвидации предприятия увольняемым работникам гарантируется соблюдение их прав и интересов в соответствии с законодательством.


3. Предприятие считается реорганизованным или ликвидированным с момента исключения его из реестра государственной регистрации.


4. В случае слияния предприятия с другим предприятием все имущественные права и обязанности каждого из них переходят к предприятию, возникшему в результате слияния.

При присоединении одного предприятия к другому к последнему переходят все имущественные права и обязанности присоединенного предприятия.


5. В случае разделения предприятия к возникшим в результате этого разделения новым предприятиям переходят по разделительному акту (балансу) в соответствующих частях имущественные права и обязанности реорганизованного предприятия.

При выделении из предприятия одного или нескольких новых предприятий к каждому из них переходят по разделительному акту (балансу) в соответствующих частях имущественные права и обязанности реорганизованного предприятия.


6. При преобразовании одного предприятия в другое к вновь возникшему предприятию переходят все имущественные права и обязанности прежнего предприятия.



Статья 39. Ликвидационная комиссия


1. Ликвидация предприятия осуществляется ликвидационной комиссией, образуемой собственником или органом, уполномоченным управлять данным имуществом, за исключением случаев банкротства. При принятии хозяйственным судом решения о банкротстве субъекта хозяйствования порядок формирования и работы ликвидационной комиссии определяется Законом Республики Узбекистан "О банкротстве".

Собственник имущества предприятия, суд (хозяйственный суд) или орган, уполномоченный создавать предприятия, принявший решение о ликвидации предприятия, устанавливает порядок и сроки проведения ликвидации, а также срок для заявления претензий кредиторов, который не может быть менее двух месяцев с момента объявления о ликвидации.

2. Ликвидационная комиссия либо другой орган, проводящий ликвидацию предприятия, помещает в официальной печати по месту нахождения предприятия публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления кредиторами претензий. Наряду с этой публикацией ликвидационная комиссия (орган, проводящий ликвидацию) обязана провести работу по взиманию дебиторской задолженности предприятию и выявлению претензий кредиторов с извещением последних о ликвидации предприятия.

Ликвидационная комиссия (орган, проводящий ликвидацию) оценивает имущество ликвидируемого предприятия и рассчитывается с кредиторами, составляет ликвидационный баланс и представляет его собственнику имущества предприятия или органу, назначившему ликвидационную комиссию. Ликвидационная комиссия несет ответственность за причиненный по ее вине ущерб. Размеры и порядок взыскания ущерба определяются хозяйственным судом.


Статья 40. Удовлетворение претензий кредиторов


1. Претензии кредиторов к ликвидируемому предприятию удовлетворяются из имущества этого предприятия. При этом в первоочередном порядке удовлетворяются долги перед бюджетами и компенсируются затраты по рекультивации земель, находившихся в пользовании ликвидируемого предприятия. Порядок и очередность удовлетворения претензий кредиторов и распределение имущества субъекта хозяйствования банкрота определяется Законом Республики Узбекистан "О банкротстве".

При реорганизации или ликвидации юридического лица - залогодателя залогодержатель приобретает право обратить взыскание на заложенное имущество независимо от срока исполнения обязательства, обеспеченного залогом.

2. Претензии, выявленные и заявленные после истечения срока, установленного для их заявления, удовлетворяются из имущества предприятия, оставшегося после удовлетворения первоочередных претензий, выявленных претензий, а также претензий, заявленных в установленный срок.


3. Претензии, не удовлетворенные за недостатком имущества, считаются погашенными. Погашенными считаются также претензии, не признанные ликвидационной комиссией (органом, проводящим ликвидацию), если кредиторы в течение месячного срока со дня получения сообщения о полном или частичном непризнании претензии не предъявят иски в хозяйственный суд об удовлетворении их требований.

4. При ликвидации предприятия осуществляется капитализация повременных платежей, причитающихся с этого предприятия в связи с причинением увечья или иного повреждения здоровья либо со смертью гражданина.


5. При ликвидации предприятия вклад члена трудового коллектива выдается ему в денежной форме или ценными бумагами после удовлетворения претензий кредиторов в порядке и на условиях, предусмотренных уставом.


6. Имущество, оставшееся после удовлетворения претензий кредиторов и членов трудового коллектива, используется по указанию собственника.


7. При реорганизации предприятия его права и обязанности переходят к правопреемникам.


"Ведомости Верховного Совета Уз ССР",

1991 г., N 4, ст. 78



___________

*) Слова "Узбекской ССР" заменены словами "Республики Узбекистан" в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 30.09.1991 г. N 364-XII "О внесении изменений в Конституцию (Основной закон) Узбекской ССР".

Название "Республика Каракалпакстан" приведено в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан и Конституцией Республики Каракалпакстан.