Внимание!

Документ утратил силу.
Смотрите подробности в начале документа.


ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Гражданское и семейное законодательство / Утратившие силу акты / Брак и семья /

Положение о детских домах семейного типа (Приложение к Постановлению КМ РУз от 31.07.2007 г. N 158)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Постановлению КМ РУз

от 31.07.2007 г. N 158


ПОЛОЖЕНИЕ

о детских домах семейного типа


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящее Положение определяет статус, порядок организации детских домов семейного типа, приема детей в детские дома семейного типа, права и обязанности родителей-воспитателей и детей, переданных в такие дома на воспитание (далее - дети-воспитанники).


2. Детский дом семейного типа является воспитательным учреждением для детей, оставшихся без попечения родителей.


3. Основными задачами детского дома семейного типа являются создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления, умственного, психологического и физического развития детей, оставшихся без попечения родителей, их социальная адаптация и защита, создание для них необходимых условий, приближенных к семейным.


4. Органы опеки и попечительства содействуют созданию детских домов семейного типа, оказывают родителям-воспитателям необходимую организационную помощь и не реже одного раза в месяц осуществляют наблюдение за условиями жизни и воспитанием детей-воспитанников.



II. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

СЕМЕЙНОГО ДОМА


5. Детский дом семейного типа создается, реорганизуется и ликвидируется по решению хокима района (города). Основаниями для принятия решения хокима района (города) являются соответствующее заявление супругов, желающих организовать детский дом семейного типа, заключения органа опеки и попечительства, комиссии по вопросам детей района (города) (далее - Комиссия по вопросам детей) о возможности супругов быть родителями-воспитателями и взять на воспитание детей.

6. Супруги, желающие организовать детский дом семейного типа, обращаются с заявлением в орган опеки и попечительства по месту своего жительства.

В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, место жительства супругов, при наличии детей (родных и усыновленных (удочеренных) - их количество и возраст.

К заявлению должны быть приложены:

заверенные в установленном порядке копии документов об образовании, свидетельства о браке;

справка с места работы или учебы (для неработающих или признанных в установленном порядке безработными - справка местных органов по труду);

копия трудовой книжки (при наличии трудового стажа);

справка с места жительства с указанием членов семьи;

документ, подтверждающий наличие у супругов на праве собственности, на условиях найма (поднайма) или на других законных основаниях жилого помещения, соответствующего санитарным правилам и нормам (в случае отсутствия соответствующего жилого помещения в заявлении указывается о необходимости обеспечения служебным жилым помещением);

заключение врачебно-консультационной комиссии о состоянии здоровья супругов, справки из психиатрических и наркологических учреждений, кожвендиспансера.

При подаче заявления предъявляется документ, удостоверяющий личность супругов.


7. Родителями-воспитателями могут быть граждане Республики Узбекистан, состоящие в зарегистрированном браке, в возрасте от 35 до 50 лет, если иное не предусмотрено настоящим Положением, за исключением лиц:

находящихся в кровном родстве с принимаемыми на воспитание детьми;

признанных в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;

лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах;

отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;

бывших усыновителей (удочерителей), если усыновление (удочерение) отменено судом по их вине;

имеющих заболевания, при наличии которых запрещается брать детей на воспитание, в соответствии с перечнем заболеваний, определяемых Министерством здравоохранения Республики Узбекистан;

имеющих судимость за умышленное преступление.


8. Орган опеки и попечительства, на основании заявления супругов, в течение 30 дней со дня его подачи обследует условия жизни супругов, составляет по результатам обследования акт с соответствующим заключением и представляет их на рассмотрение Комиссии по вопросам детей.

Условия жизни супругов, включая жилую площадь, санитарные и другие условия должны соответствовать утвержденным Министерством здравоохранения совместно с Министерством народного образования Республики Узбекистан нормативам.

При обследовании изучается мнение всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей (с десятилетнего возраста их согласие обязательно), запрашиваются характеристики с места работы.

9. На основании акта обследования и заключения органа опеки и попечительства, а также представленных материалов Комиссия по вопросам детей в течение 20 дней со дня получения акта обследования и заключения органа опеки и попечительства составляет окончательное заключение о возможности создания детского дома семейного типа и представляет его в орган опеки и попечительства.

При этом должны быть приняты во внимание личностные качества супругов, желающих стать родителями-воспитателями, состояние их здоровья, способность (подготовленность) к выполнению обязанностей по воспитанию детей, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно с ними.

Предпочтение отдается семьям, имеющим положительный опыт воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, и педагогическое образование (усыновителям, опекунам, приемным родителям).


10. Отрицательное заключение Комиссии по вопросам детей доводится до сведения заявителей органом опеки и попечительства в течение 5 дней со дня его составления. Одновременно заявителю возвращаются все документы и разъясняется порядок обжалования заключения. Заключение может быть обжаловано в судебном порядке.

11. В случае положительного заключения Комиссии по вопросам детей орган опеки и попечительства в течение 5 дней со дня его составления вносит хокиму района (города) предложение о создании детского дома семейного типа с проектом соответствующего решения хокима и приложением всех документов.

12. Решение хокима района (города) о создании детского дома семейного типа доводится до сведения супругов в течение 5 дней со дня его принятия.


13. Решение организационных вопросов по созданию детских домов семейного типа в соответствии с решением хокима района (города), в том числе утверждение устава детского дома семейного типа, назначение руководителя детского дома семейного типа, возлагаются на орган опеки и попечительства. Функции руководителя детского дома семейного типа возлагаются на одного из супругов.

Выделение служебных жилых помещений для организации детского дома семейного типа осуществляется в порядке, установленном законодательством, с учетом наличия соответствующего жилого фонда.



III. ПЕРЕДАЧА ДЕТЕЙ НА ВОСПИТАНИЕ

В ДЕТСКИЙ ДОМ СЕМЕЙНОГО ТИПА


14. В детский дом семейного типа дети передаются на основании решения хокима района (города) и соответствующего направления органа опеки и попечительства.

Подбор детей для передачи в детский дом семейного типа осуществляется супругами совместно с органами опеки и попечительства.


14-1. За детьми-сиротами (не достигшими двадцати пяти лет), взятыми на воспитание (патронат) в детские дома семейного типа, закрепляются военнослужащие и сотрудники Национальной гвардии Республики Узбекистан.

Закрепленные военнослужащие и сотрудники совместно с органами опеки и попечительства на основе бесед с детьми, не реже одного раза в месяц изучают состояние получения ими образования и воспитания, бытовых условий, а также принимают меры по устранению имеющихся проблем, возвращению их родителям или лицам, их заменяющим, назначению опекуна либо попечителя, усыновлению (удочерению) и применению иных форм устройства.

15. Основанием для принятия решения хокима района (города) является обращение супругов в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка с просьбой о передаче его на воспитание.

К обращению прилагается копия решения хокима района (города) о создании детского дома семейного типа.


16. При подборе ребенка из воспитательных и лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения или других аналогичных учреждений, вне зависимости от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, администрация этих учреждений обязана ознакомить супругов, желающих взять ребенка на воспитание в детский дом семейного типа, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья.

Администрация учреждения в установленном законодательством порядке несет ответственность за достоверность предоставляемых сведений о ребенке.


17. На воспитание в детский дом семейного типа передаются дети в возрасте от рождения до восемнадцати лет, оставшиеся без попечения родителей.

При передаче ребенка на воспитание в детский дом семейного типа орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка.

Передача ребенка на воспитание в детский дом семейного типа осуществляется с учетом его мнения (с 10-летнего возраста - только с его согласия) и с согласия администрации воспитательного или лечебного учреждения, учреждения социальной защиты населения или другого аналогичного учреждения, в котором он находится.


18. На воспитание в детский дом семейного типа передаются не менее пяти, но не более десяти детей. При этом во вновь созданный детский дом семейного типа одновременно подлежат передаче не менее пяти детей. Оставшиеся дети могут передаваться по мере их подбора.

Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей, находящихся в зарегистрированном браке супругов, не должно превышать двенадцати человек.

По мере убывания детей из детского дома семейного типа по достижении 18-летнего возраста либо по другим причинам возможно поступление новых детей.

Поступление новых детей в детский дом семейного типа не допускается в случае, если родители-воспитатели либо один из них достиг 55 лет, а также если это противоречит интересам ребенка.

В случае достижения родителями-воспитателями либо одного из них 55-летнего возраста детский дом семейного типа осуществляет свою деятельность до достижения детьми-воспитанниками восемнадцатилетнего возраста либо их убытия по другим основаниям.


19. Дети, находящиеся в родстве между собой, как правило, передаются в один детский дом семейного типа, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам они не могут воспитываться вместе.


20. На каждого ребенка, передаваемого в детский дом семейного типа, органы опеки и попечительства или администрация воспитательного, лечебного учреждения, учреждения социальной защиты населения и другого аналогичного учреждения, в котором находится ребенок, представляют следующие документы:


а) свидетельство о рождении;

б) выписку из истории развития ребенка (истории новорожденного) о состоянии здоровья и заключение психоневролога;

в) соответствующий документ об образовании (для детей школьного возраста);

г) акт обследования условий жизни ребенка;

д) сведения о родителях (свидетельство о смерти, приговор или решение суда, справку о болезни, розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей);

е) справку о наличии и местонахождении братьев и сестер, других близких родственников;

ж) опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;

з) документы о закреплении за несовершеннолетним ранее занимаемой им жилой площади, о праве собственности на жилое помещение и (или) иное имущество;

и) копию решения суда о взыскании алиментов, документы, подтверждающие право на пенсию, пенсионное удостоверение на ребенка, получающего пенсию, документы о наличии ценных бумаг, банковского счета, открытого на имя ребенка.


Указанные документы передаются непосредственно родителям-воспитателям не позднее двухнедельного срока после приема ребенка в детский дом семейного типа.

Срок пребывания ребенка в детском доме семейного типа определяется в договоре, который заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и детским домом семейного типа.



IV. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

РОДИТЕЛЕЙ-ВОСПИТАТЕЛЕЙ

И ДЕТЕЙ-ВОСПИТАННИКОВ


21. Родители-воспитатели являются законными представителями детей-воспитанников, защищают их права и интересы, в том числе в суде, без специальных на то полномочий.

Родители-воспитатели по отношению к детям-воспитанникам обладают правами и несут ответственность в качестве опекунов (попечителей).


22. Родители-воспитатели обязаны:

воспитывать ребенка;

заботиться о его благополучии (здоровье, нравственном и физическом развитии);

создавать необходимые условия для получения им образования, в том числе профессионального, готовить его к самостоятельной жизни и обеспечивать защиту его прав и интересов.


23. Права родителей-воспитателей не могут осуществляться в противоречии с интересами детей-воспитанников.


24. Родители-воспитатели при воспитании детей строго руководствуются законодательством и международными нормами.

Родители-воспитатели, виновные в нарушении своих обязательств, несут ответственность в соответствии с законодательством.


25. При длительной болезни родителей-воспитателей или их смерти органы опеки и попечительства совместно с органом самоуправления граждан имеют право, в установленном порядке, переоформить документы на другого члена данной семьи, отвечающего всем предъявляемым требованиям, и назначить его родителем-воспитателем, либо определить другие формы устройства детей-воспитанников.


26. Ребенок, переданный в детский дом семейного типа, имеет право на поддержание личных контактов с кровными родителями, родственниками, если это не противоречит интересам ребенка (детей), его нормальному развитию, воспитанию. Контакты родителей с детьми-воспитанниками допускаются с согласия родителей-воспитателей. В спорных случаях порядок общения между детьми-воспитанниками, его родителями, родственниками и родителями-воспитателями разрешается органами опеки и попечительства, а при отсутствии такого согласия - судом.

Усыновление (удочерение) ребенка, переданного в детский дом семейного типа, или возвращение его к кровным родителям или родственникам осуществляется решением хокима.


27. Ребенок, переданный в детский дом семейного типа, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, социальные пособия, пенсию (по случаю потери кормильца, инвалидности) и другие социальные льготы и гарантии, предусмотренные законодательством для детей, оставшихся без попечения родителей.

Родителям-воспитателям запрещается использовать вышеназванные средства, принадлежащие ребенку.


28. Родители-воспитатели совместно с органами опеки и попечительства по месту нахождения имущества (в том числе жилого помещения) детей-воспитанников обеспечивают контроль за его использованием и сохранностью.


29. Устройство детей в детский дом семейного типа не влечет за собой возникновения между родителями-воспитателями и детьми-воспитанниками алиментных и наследственных правоотношений, предусмотренных семейным законодательством.


30. При выходе из детского дома семейного типа или переводе в воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения и другое аналогичное учреждение ребенку выдаются справка о пребывании в детском доме семейного типа и документы, указанные в пункте 20 настоящего Положения.


31. Медицинское обслуживание детей-воспитанников обеспечивается медицинскими работниками территориального лечебно-профилактического учреждения по месту нахождения детского дома семейного типа.


32. Дети-воспитанники обучаются в образовательных учреждениях на общих основаниях.


33. Органы опеки и попечительства осуществляют ежемесячный контроль за благосостоянием, здоровьем (совместно с органами здравоохранения) и развитием ребенка, переданного на воспитание в детский дом семейного типа, соблюдением его прав и законных интересов.



V. СОДЕРЖАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНО-

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕТСКОГО

ДОМА СЕМЕЙНОГО ТИПА


34. Содержание и материально-техническое обеспечение детского дома семейного типа осуществляется за счет средств государственного бюджета, внебюджетных средств, благотворительных пожертвований юридических и физических лиц - как резидентов, так и нерезидентов Республики Узбекистан, а также иных поступлений, не запрещенных законодательством.


35. Ведение бухгалтерского учета и отчетности детского дома семейного типа осуществляется на безвозмездной договорной основе соответствующими отделами финансирования учреждений народного образования.


36. После государственной регистрации детского дома семейного типа территориальные финансовые органы регистрируют штатное расписание и смету расходов детского дома семейного типа.


37. Для содержания каждого ребенка-воспитанника ежемесячно детскому дому семейного типа в соответствии с нормативами, утвержденными для воспитанников домов "Мехрибонлик" выплачиваются денежные средства на:

приобретение продуктов питания, одежды, обуви, мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг;

оздоровление, образование и культурно-массовые мероприятия.

На ребенка, передаваемого на воспитание в детский дом семейного типа на один год и более, выделяются средства для приобретения мебели и необходимого оборудования.


38. В сметах расходов детских домов семейного типа предусматриваются бюджетные средства на оплату коммунальных услуг (за природный газ, горячую воду, холодную воду, канализацию и эксплуатационные расходы, электроэнергию), а прочие расходы семейных домов (текущий и капитальный ремонт) осуществляются за счет привлечения внебюджетных и других средств.


39. Детский дом семейного типа пользуется льготами, установленными законодательством для данной категории учреждений.


40. В регионах, не перешедших на казначейское исполнение бюджета, денежные средства, выделяемые на содержание детского дома семейного типа, ежемесячно перечисляются на его банковские счета в установленные сроки.

В регионах, перешедших на казначейское исполнение, для финансирования расходов детских домов семейного типа за счет средств государственного бюджета, на основании смет расходов, утвержденных и зарегистрированных в установленном порядке, в подразделениях Казначейства открываются лицевые казначейские счета.

Для зачисления внебюджетных средств детские дома семейного типа вправе открывать отдельные банковские счета.


41. Средства на содержание детей, переданных в детский дом семейного типа, с учетом всех норм и льгот, предусмотренных законодательством, подлежат выплате в полном объеме. Не выплаченные по каким-либо причинам денежные средства за истекший финансовый год подлежат выплате в последующем финансовом году.

Неиспользованные в течение года средства изъятию не подлежат и используются в следующем году на те же цели и нужды детей.


42. Оплата труда родителей-воспитателей, их материальное стимулирование, а также другие выплаты, предусмотренные законодательством, осуществляются за счет государственного бюджета в установленном порядке.

На родителей-воспитателей детского дома семейного типа распространяются условия оплаты труда, предоставление ежегодных отпусков, а также льготы и гарантии, установленные для воспитателей домов "Мехрибонлик", включая действующие виды материального стимулирования.


43. Льготы, предусмотренные постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 25 января 2002 г. N 33 "О мерах по реализации Программы адресной поддержки социально уязвимых слоев населения на 2002-2003 годы" для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также распространяются на детей, переданных в детские дома семейного типа.


44. Детский дом семейного типа вправе по своему усмотрению распоряжаться имуществом и денежными средствами, в том числе полученными в качестве дара, пожертвований, спонсорских средств и других источников, предусмотренных законодательством, исключительно на нужды детей.


45. Детский дом семейного типа имеет право на получение льготных, в том числе бесплатных, путевок для детей-воспитанников в санатории, дома отдыха, оздоровительные лагеря.


46. В целях материальной поддержки детского дома семейного типа и подготовки детей-воспитанников к самостоятельной жизни и труду детские дома семейного типа вправе, по согласованию с органом опеки и попечительства, организовывать предпринимательскую или иную деятельность, не запрещенную законодательством.


47. Учет выделенных бюджетных ассигнований и отчетность по их использованию ведется упрощенным методом, то есть отражением в отчетности поступивших и израсходованных средств государственного бюджета.

Ежемесячные и квартальные отчеты сдаются в соответствующие отделы финансирования учреждений народного образования.



VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


48. Статус детского дома семейного типа сохраняется до достижения совершеннолетия и трудоустройства последнего ребенка-воспитанника.


49. Ликвидация и реорганизация детского дома семейного типа осуществляется в порядке, установленном законодательством.

Детский дом семейного типа подлежит ликвидации в случае, если в течение трех месяцев со дня его государственной регистрации не обеспечена передача детей на воспитание.

При ликвидации детского дома семейного типа дети-воспитанники подлежат устройству в соответствии с законодательством.


50. При прекращении деятельности детского дома семейного типа находящиеся на его балансе основные активы, приобретенные за счет средств государственного бюджета, безвозмездно передаются на баланс домов "Мехрибонлик" по решению хокима района (города).



"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2007 г., N 31-32, ст. 318






























Время: 0.1702
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск