Статья 1. Цель и основные задачи санации
сельскохозяйственных предприятий
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
25.12.1997 г.
N 535-I
О САНАЦИИ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ
Статья 1. Цель и основные задачи санации
сельскохозяйственных предприятий
Досудебная санация (далее - санация) осуществляется до возбуждения дела о неплатежеспособности сельскохозяйственных предприятий и имеет целью восстановление платежеспособности, экономической состоятельности сельскохозяйственного предприятия и создание условий для дальнейшего осуществления его эффективной деятельности.
Основными задачами санации сельскохозяйственного предприятия являются:
осуществление необходимых преобразований, направленных на совершенствование организации и управления деятельностью сельскохозяйственного предприятия;
создание необходимых условий для производства и реализации конкурентоспособной продукции;
обеспечение его финансовой устойчивости.
Статья 2. Законодательство о санации
сельскохозяйственных предприятий
Отношения, возникающие в процессе санации сельскохозяйственных предприятий, регулируются настоящим Законом и иными актами законодательства.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о санации сельскохозяйственных предприятий, применяются правила международного договора.
Объектами санации являются убыточные, неплатежеспособные и экономически несостоятельные сельскохозяйственные предприятия.
Субъектами санации могут быть собственники имущества сельскохозяйственных предприятий, кредиторы либо другие юридические и физические лица.
Санация может проводиться с привлечением или без привлечения государственных средств. Привлечение государственных средств в процессе санации осуществляется только на возмездной основе.
Основными видами санации являются:
организация взаимного зачета задолженностей;
полный или частичный выкуп просроченных долгов;
отсрочка по уплате налогов и других обязательных платежей в соответствии с законодательством и возврату государственных кредитов на срок санации;
перепрофилирование производства на выпуск конкурентоспособной продукции;
привлечение со стороны высококвалифицированных специалистов;
подготовка и переподготовка персонала;
оказание финансовой помощи юридическими и физическими лицами, заинтересованными в восстановлении платежеспособности сельскохозяйственного предприятия и продолжении его деятельности;
соглашение между предприятием и кредитором (кредиторами), направленное на достижение договоренности между ними об отсрочке и (или) рассрочке причитающихся кредиторам платежей или скидке с долгов для продолжения деятельности предприятия;
введение внешнего управления;
реорганизация предприятия.
Государственная поддержка при санации оказывается сельскохозяйственным предприятиям исходя из приоритетов экономического и социального развития, с учетом важности предприятия для развития отрасли, а также для формирования рынка труда и занятости.
Проведение государственной политики по санации сельскохозяйственных предприятий осуществляет уполномоченный Правительством Республики Узбекистан орган по делам санации (далее - уполномоченный орган).
Статья 7. Особенности, учитываемые при санации
сельскохозяйственных предприятий
При санации сельскохозяйственного предприятия учитываются следующие особенности:
продовольственная и стратегическая направленность сельскохозяйственного производства;
необходимость обеспечения рационального и целевого использования земли как основного средства производства в сельском хозяйстве;
состояние земель, используемых сельскохозяйственным предприятием;
сезонность и длительность цикла производства;
зависимость результатов производства от природно-климатических условий;
условия формирования доходов и их использование.
Контроль за проведением санации сельскохозяйственного предприятия осуществляется уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством.
Источниками средств для проведения санации сельскохозяйственного предприятия являются:
финансовая помощь собственников имущества предприятия, кредиторов, объединений предприятий (хозяйственных ассоциаций), иных юридических и физических лиц;
государственные средства;
собственные средства сельскохозяйственного предприятия;
иные источники средств, не запрещенные законодательством.
Удовлетворение требований кредиторов сельскохозяйственного предприятия производится в соответствии с законодательством.
Статья 11. Основание для принятия решения
о проведении санации
Основанием для принятия решения о проведении санации сельскохозяйственного предприятия является заключение уполномоченного органа о результатах анализа финансовой и хозяйственной деятельности по итогам сельскохозяйственного года, свидетельствующих о наличии реальной возможности восстановления платежеспособности и экономической состоятельности сельскохозяйственного предприятия.
В зависимости от степени финансового состояния сельскохозяйственного предприятия применяются различные формы и виды санации.
Ходатайство о проведении санации может быть подано собственником имущества сельскохозяйственного предприятия, кредитором (кредиторами) с согласия собственника имущества предприятия в уполномоченный орган. Уполномоченный орган вправе выступить инициатором проведения санации сельскохозяйственного предприятия с согласия собственника имущества предприятия.
Санация сельскохозяйственного предприятия вводится на срок до двадцати четырех месяцев. Допускается продление данного срока на двенадцать месяцев в случаях, предусмотренных законодательством.
Решение о проведении санации сельскохозяйственного предприятия принимает уполномоченный орган.
Решение о проведении санации сельскохозяйственного предприятия может быть принято также экономическим судом в порядке, предусмотренном законодательством.
При принятии решения о проведении санации сельскохозяйственного предприятия уполномоченный орган с согласия собственника имущества предприятия и кредиторов объявляет конкурс в печати на проведение санации.
К участию в конкурсе допускаются любые юридические и физические лица. Заявление на участие в конкурсе подается в уполномоченный орган в течение месяца со дня опубликования объявления о проведении конкурса.
Если по истечении срока подачи заявлений на участие в конкурсе выразивших желание участвовать в санации не окажется, уполномоченный орган рассматривает вопрос о возможности привлечения для санации государственных средств или направления материалов в экономический суд для возбуждения производства по делу о неплатежеспособности в соответствии с законом.
Статья 16. Мораторий на удовлетворение
требований кредиторов
При принятии решения о проведении санации сельскохозяйственного предприятия уполномоченный орган вводит мораторий на денежные обязательства, налоги и другие обязательные платежи предприятия, срок исполнения которых наступил до вынесения решения о проведении санации. В течение срока действия моратория финансовые (экономические) санкции не применяются.
Действие моратория не распространяется на требования граждан, вытекающие из трудовых правоотношений, по взысканию алиментов и выплате вознаграждений по авторским договорам, а также на требования граждан, перед которыми сельскохозяйственное предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью в порядке, установленном законодательством.
Лица, допущенные к участию в проведении санации сельскохозяйственного предприятия, в месячный срок обязаны выработать план проведения санации.
В плане проведения санации должны быть предусмотрены следующие положения:
комплекс мероприятий, направленных на обеспечение платежеспособности;
обязательство обеспечить удовлетворение требований всех кредиторов в согласованные с ними сроки;
продолжительность санации;
условия и сроки возвратности средств.
В плане проведения санации могут быть предусмотрены и другие положения.
В плане проведения санации не может предусматриваться передача сельскохозяйственным предприятием основных средств участникам санации.
Участники санации обязаны выполнить принятые обязательства перед кредиторами в полном объеме и несут ответственность за их невыполнение.
Разработанный план проведения санации согласовывается с собственником имущества сельскохозяйственного предприятия и кредитором (кредиторами).
Статья 18. Экспертиза и утверждение плана
проведения санации
Разработанный участниками план проведения санации сельскохозяйственного предприятия представляется в уполномоченный орган для экспертизы.
Результаты экспертизы должны выявить реальную возможность мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности и экономической состоятельности сельскохозяйственного предприятия.
План проведения санации сельскохозяйственного предприятия утверждается уполномоченным органом.
Внешнее управление - это способ организации управления деятельностью подлежащего санации сельскохозяйственного предприятия, характеризующийся переходом прав и обязанностей по управлению предприятием и распоряжению его имуществом к назначенному внешнему управляющему.
Внешнее управление сельскохозяйственным предприятием вводится уполномоченным органом на срок его санации.
С момента введения внешнего управления:
полномочия руководителя и органов управления сельскохозяйственного предприятия прекращаются и переходят к внешнему управляющему. Органы управления предприятия в течение семи дней с момента назначения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации предприятия, печатей и штампов (при наличии печатей и штампов), материальных и иных ценностей внешнему управляющему;
вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, уплате налогов и других обязательных платежей сельскохозяйственного предприятия.
Внешний управляющий назначается хокимом района по согласованию с уполномоченным органом, собственником имущества сельскохозяйственного предприятия, кредитором (кредиторами).
Внешний управляющий:
осуществляет полномочия руководителя и органов управления сельскохозяйственного предприятия;
разрабатывает и представляет уполномоченному органу план проведения санации;
утверждает по согласованию с территориальным органом управления штатное расписание сельскохозяйственного предприятия и назначает главных специалистов хозяйства;
заключает от имени предприятия соглашение с кредиторами об отсрочке и (или) рассрочке долгов;
проводит инвентаризацию имущества предприятия;
открывает специальный счет для проведения внешнего управления и расчетов с кредиторами;
организует ведение бухгалтерского, финансового, статистического учета и отчетности;
заявляет в установленном порядке возражения по предъявленным к предприятию требованиям;
принимает меры по взысканию задолженности перед предприятием;
рассматривает требования кредиторов;
представляет уполномоченному органу ежеквартально отчет о ходе реализации плана проведения санации;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.
Если планом проведения санации не предусмотрено иное, крупные сделки совершаются внешним управляющим только с согласия собственника имущества сельскохозяйственного предприятия, кредиторов и уполномоченного органа.
К крупным сделкам относятся сделки, влекущие распоряжение недвижимым имуществом или иным имуществом, балансовая стоимость которого превышает десять процентов балансовой стоимости активов сельскохозяйственного предприятия на момент заключения сделки.
В случаях, когда размер денежных обязательств сельскохозяйственного предприятия, возникших после введения внешнего управления, превышает двадцать процентов суммы требований в соответствии с реестром требований кредиторов, сделки, влекущие новые денежные обязательства сельскохозяйственного предприятия, за исключением предусмотренных планом проведения санации, могут совершаться внешним управляющим только с согласия собственника имущества сельскохозяйственного предприятия, кредиторов и уполномоченного органа.
Полномочия внешнего управляющего могут быть прекращены:
по заявлению внешнего управляющего;
по ходатайству кредиторов или собственника имущества сельскохозяйственного предприятия в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на внешнего управляющего обязанностей;
в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Решение о прекращении полномочий внешнего управляющего принимается хокимом района по согласованию с уполномоченным органом, собственником имущества сельскохозяйственного предприятия, кредитором (кредиторами).
Санация может быть прекращена в связи:
с окончанием установленного срока ее проведения;
с невыполнением требований законодательства о санации сельскохозяйственного предприятия;
с установлением неэффективности санации.
Санация может быть прекращена и по другим основаниям, предусмотренным законодательством.
Решение о прекращении санации выносит уполномоченный орган.
В зависимости от результатов проведения санации принимается одно из следующих решений:
о завершении санации в связи с достижением цели;
о продолжении проведения санации в пределах срока, установленного настоящим Законом;
о прекращении санации в связи с недостижением цели.
Статья 23. Ответственность за нарушение
законодательства о санации
Лица, виновные в нарушении законодательства о санации, несут ответственность в установленном законом порядке.
Президент
Республики Узбекистан И. Каримов
Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан,
1998, N 1, ст. 4