Внимание! Документ утратил силу.
Смотрите подробности в начале документа.
Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Банки. Кредитование. Валютное регулирование/ Банки и иные кредитные организации/ Общие положения/ Закон Республики Узбекистан от 25.04.1996 г. N 216-I "О банках и банковской деятельности" (Старая редакция)Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
25.04.1996 г.
N 216-I
О БАНКАХ
И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(Старая редакция)
Банк - это юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией и осуществляющее совокупность следующих видов деятельности, определяемых как банковская деятельность:
принятие вкладов от юридических и физических лиц и использование принятых средств для кредитования или инвестирования на собственный страх и риск;
осуществление платежей.
Вклад (депозит) - сумма денег, передаваемая на условиях ее полного возврата с процентами или надбавками либо без таковых по первому требованию, или в срок, согласованный между лицом, производящим платеж, и лицом, получающим платеж, или между их законными представителями.
Иностранный банк - это дочерний банк иностранного банка, уставный капитал которого полностью оплачен иностранным банком, осуществляющий свою деятельность на территории Республики Узбекистан.
Статья 2. Субъекты банковской деятельности
Субъектами банковской деятельности являются все банки, созданные в Республике Узбекистан.
Деятельность банков регулируется настоящим Законом, Законом "О Центральном банке Республики Узбекистан", другими актами законодательства.
Банки при осуществлении своей деятельности производят следующие банковские операции:
открытие и ведение счетов физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, осуществление расчетов по счетам;
привлечение вкладов;
предоставление на условиях возвратности, платности и срочности кредитов от своего имени за счет собственных и привлеченных средств.
Банки могут осуществлять другие виды операций:
управление денежными средствами по договору с собственником или распорядителем средств;
покупка у юридических и физических лиц и продажа им иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов;
выдача гарантий за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств;
приобретение права требования по исполнению обязательств от третьих лиц;
выпуск, покупка, продажа, учет и хранение ценных бумаг, управление ценными бумагами по договору с клиентом, совершение других операций с ценными бумагами;
оказание банковских консультационных и информационных услуг;
предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и иных ценностей;
финансовый лизинг;
иные операции в соответствии с международной банковской практикой, специально оговоренные в лицензии.
Банки не вправе непосредственно заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Банк, в том числе иностранный, осуществляет свою деятельность в Республике Узбекистан на основании лицензии, выдаваемой Центральным банком Республики Узбекистан. В лицензии указывается перечень операций, выполняемых банком.
Банковская деятельность, осуществляемая без лицензии, считается незаконной, и доход, полученный в результате такой деятельности, подлежит изъятию в государственный бюджет.
Термин "банк" или словосочетания с этим термином могут быть использованы в фирменном наименовании или рекламных целях организациями, имеющими лицензию на совершение банковских операций в соответствии с настоящим Законом.
Нарушение данного требования влечет за собой ответственность в установленном законом порядке.
II. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ БАНКОВ И ПРЕКРАЩЕНИЯ
ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 7. Учредители банка
Банки создаются, как правило, в форме акционерного общества на основе любой формы собственности.
Учредителями банка могут быть юридические и физические лица, в том числе иностранные, за исключением органов государственной власти, общественных объединений и общественных фондов, если иное не предусмотрено законодательством.
Максимальная доля участия каждого акционера в уставном капитале устанавливается законодательством.
Приобретение акций банков осуществляется в порядке, установленном законодательством.
Учредители банка не имеют права выходить из состава акционеров банка в течение года со дня его регистрации.
Не допускается участие банка в уставном капитале других банков, за исключением случаев создания банков с участием иностранного капитала и дочерних банков, а также других случаев, предусмотренных законодательством.
Банки действуют на основании своих уставов
Устав банка должен содержать:
наименование (полное и сокращенное) банка и его местонахождение (почтовый адрес);
перечень банковских операций;
размер уставного капитала, список учредителей и распределение долей в уставном капитале;
сведения об органах управления банка, порядке их образования, полномочиях и функциях;
порядок аудита банка, включая цели отчетности и аудиторских программ, установленные в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета.
Устав банка, помимо требований, содержащихся в настоящей статье, должен содержать сведения, предусмотренные законодательством.
Изменения, вносимые в устав банка, подлежат регистрации в установленном порядке.
Уставный капитал банка складывается из денежных средств, оплаченных учредителями и акционерами банка. Использование для формирования уставного капитала банка средств, полученных в кредит, под залог, и других привлеченных средств не допускается.
В исключительных случаях в соответствии с законодательством для формирования уставного капитала банка могут быть использованы бюджетные средства.
Минимальный уставный капитал должен быть оплачен учредителями банка к моменту его регистрации. Средства в уплату уставного капитала зачисляются на накопительный счет, открытый в Центральном банке или других банках Республики Узбекистан. Указанные средства могут быть использованы в качестве депозитов.
Минимальный размер уставного капитала банков определяется Центральным банком.
Банки получают статус юридического лица с момента их регистрации в Центральном банке.
Порядок и условия регистрации устанавливаются Центральным банком.
Одновременно с регистрацией банкам выдается лицензия на право проведения банковских операций.
Регистрация банков и выдача им лицензий осуществляются за плату.
Филиалы банков регистрируются в Центральном банке и осуществляют свою деятельность на основании лицензии, выданной создавшему их банку.
Статья 11. Основания и сроки получения предварительного
разрешения Центрального банка на открытие банка
Выдаче лицензии предшествует предварительное разрешение Центрального банка, позволяющее заявителям продолжение деятельности по организации банка.
Решение о выдаче предварительного разрешения выносится в срок не позднее трех месяцев со дня представления заявки со всеми необходимыми документами и основывается на оценке финансовых возможностей, репутации учредителей, профессиональных качеств предлагаемых руководителей банка, оценке бизнес-плана, финансового плана, структуры капитала возможности обеспечения соответствующими банковскими помещениями и оборудованием.
Для регистрации банка и выдачи ему лицензии учредители должны в срок, не превышающий шести месяцев со дня получения предварительного разрешения, выполнить требования, установленные законодательством.
Решение о регистрации банка и выдаче ему лицензии выносится в срок, не превышающий одного месяца со дня выполнения требований Центрального банка.
Статья 13. Основания для отказа в регистрации банков
и выдаче лицензии
Центральный банк может отказать в регистрации банка и выдаче ему лицензии по следующим основания:
непредставление документов, необходимых для регистрации банка;
несоответствие учредительных документов законодательству;
неудовлетворительное финансовое положение одного или нескольких учредителей;
недекларирование источников финансовых средств учредителей;
невнесение минимального уставного капитала к моменту регистрации банка;
профессиональное несоответствие кандидатур на должности руководителя и главного бухгалтера банка.
Решение об отказе в регистрации банка и выдаче лицензии направляется заявителю в письменной форме с указанием причин отказа и срока, в течение которого заявитель, устранив указанные причины, может подать заявление для повторного рассмотрения. При этом срок, указанный в решении об отказе в регистрации банка и выдаче лицензии, должен быть соразмерным времени, необходимому для устранения недостатков.
Повторное рассмотрение заявления о регистрации банка и выдаче лицензии осуществляется в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами. Заявление, поданное по истечении срока, указанного в решении об отказе в регистрации банка и выдаче лицензии, считается вновь поданным.
При повторном рассмотрении заявления о регистрации банка и выдаче лицензии не допускается отказ в регистрации и выдаче лицензии по новым основаниям, ранее не указанным в уведомлении об отказе в регистрации банка и выдаче лицензии.
Решение об отказе в регистрации банка и выдаче лицензии может быть обжаловано в суд в установленном законодательством порядке.
Статья 14. Основания для отзыва лицензии на проведение
банковских операций
Центральный банк может отозвать лицензию на совершение банковских операций в случаях:
наступления неплатежеспособности банка, когда пассивы превышают активы;
установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;
несостоятельности банка выполнить обязательства перед своими вкладчиками или другими кредиторами;
систематического искажения отчетных данных;
осуществления банковских операций, противоречащих законодательству и условиям лицензии;
задержки осуществления банковских операций более чем на один год с момента выдачи лицензии;
нарушения антимонопольных правил;
нарушения правил внутреннего контроля и порядка предоставления информации, связанной с противодействием легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, в специально уполномоченный государственный орган;
отзыва лицензии у банка иностранного государства, создавшего дочерний банк в Республике Узбекистан.
Статья 15. Дополнительные требования к учреждению
и деятельности банков с участием иностранного капитала
Центральный банк имеет право устанавливать дополнительные требования к банкам с участием иностранного капитала, в том числе требовать у банков иностранных государств подтверждение о нахождении данного банка под надзором контрольного органа по месту его нахождения и регистрации.
Лицензии иностранным банкам выдаются только в том случае, если банк иностранного государства имеет право принимать на условиях возвратности денежные депозиты и другие ценности в своей стране.
Банки могут открывать в Республике Узбекистан филиалы, а банки иностранных государств - представительства с разрешения Центрального банка.
Филиалом банка является обособленное подразделение, осуществляющее банковскую деятельность от имени создавшего его банка.
Представительством иностранного банка является обособленное подразделение, представляющее его интересы и не осуществляющее банковскую деятельность.
Руководители филиалов назначаются руководителем создавшего их банка по согласованию с Центральным банком.
Банки могут открывать дочерние банки, свои филиалы и представительства, участвовать в создании банков за границей с разрешения Центрального банка.
Банки могут создавать союзы, ассоциации и иные объединения для координации своей деятельности, защиты интересов своих членов и осуществления совместных программ, если их создание не противоречит требованиям законодательства.
Такие объединения не могут самостоятельно заниматься коммерческой, в том числе банковской, деятельностью и подлежат регистрации в порядке, установленном для некоммерческих организаций.
Банк прекращает свою деятельность в случаях:
решения собрания акционеров;
отзыва лицензии Центральным банком;
объявления его банкротом.
Банк, прекративший свою деятельность, исключается Центральным банком из Книги государственной регистрации банков.
Сообщение о прекращении деятельности банка публикуется в печати.
Порядок прекращения деятельности и ликвидации банка определяется законодательством.
III. РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ БАНКОВ
Банки в Республике Узбекистан независимы при принятии ими решений, связанных с проведением банковских операций.
Служащий банка может работать по совместительству в другом месте с согласия правления банка.
Должностные лица органов государственной власти и управления не вправе по совместительству работать в банковских учреждениях.
Статья 21. Разграничение ответственности государства и банков
Банки не отвечают по обязательствам государства, государство не отвечает по обязательствам банков, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
Органами управления банка являются общее собрание акционеров, совет банка и правление.
В обязанности совета банка входит:
осуществление контроля за деятельностью банка, в том числе контроль за правильным кредитованием и инвестированием средств с целью защиты вкладчиков и акционеров;
назначение и увольнение руководителей банка;
поддержание адекватной капитализации банка;
формирование политики банка;
обеспечение соблюдения законодательства.
Количество членов совета банка должно быть не менее пяти. Членами совета банка, кроме акционеров, могут являться ученые и специалисты банковской сферы.
Исполнительным органом банка является правление банка, которое осуществляет оперативное руководство и несет ответственность за деятельность банка. Правление подотчетно совету банка и общему собранию акционеров.
Банки из своей прибыли могут создавать различные фонды в порядке, установленном законодательством.
Статья 24. Обязанность банков по резервированию
денежных средств
Банки должны держать обязательные резервы в Центральном банке. Норматив обязательных резервов устанавливается Центральным банком.
Статья 25. Обязанность банков по соблюдению
общих экономических нормативов
В целях обеспечения устойчивости банков и защиты интересов вкладчиков и кредиторов банки обязаны соблюдать экономические нормативы, устанавливаемые Центральным банком.
Банки должны поддерживать на достаточном уровне свой капитал и ликвидные ресурсы, формировать резервы против сомнительных и недействующих активов на основе их классификации, а также обеспечивать диверсификацию своих активов с целью уменьшения риска потерь.
Банки обязаны соблюдать условия, касающиеся:
типов или форм произведенных инвестиций;
приобретения и владения недвижимостью и другим имуществом;
участия в уставных фондах других юридических лиц.
Банки не вправе:
осуществлять распределение капиталов, если в результате такого распределения его капитал окажется ниже требуемого минимума;
предоставлять кредит, гарантированный своими собственными ценными бумагами в виде акций;
покупать свои собственные акции без предварительного разрешения Центрального банка.
Предстоящие изменения в нормативах и методике их расчета официально объявляются Центральным банком не позднее чем за месяц до их введения в действие. О предстоящем изменении минимального размера уставного капитала Центральный банк официально сообщает не позднее чем за три месяца до его введения в действие.
Банками запрещается заключение сделок со связанными с ними лицами или от имени таких лиц в случаях, когда подобные сделки заключаются на более благоприятных условиях, чем с лицами, не связанными с банком.
Центральный банк устанавливает ограничения по сделкам со связанными лицами, в том числе по предоставлению им кредитов.
Связанными лицами признаются:
должностное лицо, в том числе член совета банка, другие работники данного банка, а также их близкие родственники;
акционеры банка, владеющие частью уставного капитала, превышающей установленный законодательством размер;
должностные лица акционеров - юридических лиц, владеющих частью уставного капитала, превышающей установленный законодательством размер, а также их близкие родственники;
юридические лица, по отношению к которым данный банк является участником в размере более десяти процентов уставного капитала, должностные лица указанных юридических лиц и их близкие родственники.
Лицо, связанное с одним из вышеуказанных лиц, признается лицом, связанным с каждым из них.
Предоставление кредита лицу, связанному с банком, а также выдача гарантий за лицо, связанное с банком, может быть осуществлено по решению совета банка с учетом требований настоящей статьи.
Статья 27. Выполнение банками операций по кассовому
исполнению государственного бюджета Республики Узбекистан
Банки по поручению Центрального банка выполняют операции по кассовому исполнению государственного бюджета Республики Узбекистан.
Статья 28. Права банков по установлению размера
кредитных ставок и комиссионного вознаграждения
Процентные ставки и размер комиссионного вознаграждения по операциям банка устанавливается им самостоятельно.
По кредитам, выдаваемым Центральным банком для финансирования государственных программ, Центральный банк может устанавливать предельный размер процентной ставки, взимаемой этими банками с заемщика с учетом платы за централизованные ресурсы и возмещение расходов банка.
Статья 29. Обязанность банков представлению
отчетности и другой информации
Банки обязаны своевременно представлять Центральному банку отчетность и другую информацию о своей деятельности.
по банковским счетам предприятий, не осуществляющих
финансово-хозяйственную деятельность
В случаях неосуществления предприятиями финансово-хозяйственной деятельности с проведением денежных операций по банковским счетам в течение шести месяцев (торговыми и торгово-посредническими предприятиями - в течение трех месяцев), за исключением дехканских и фермерских хозяйств, банки обязаны предоставлять информацию о таких предприятиях в орган государственной налоговой службы по месту постановки их на учет для принятия соответствующих мер.
При наличии решения суда о приостановлении операций по банковским счетам остатки средств на закрываемых счетах предприятий зачисляются банком на специальные счета без права пользования, а кредиторская задолженность предприятия, предъявленная банку к оплате, переводится на отдельный счет непредвиденных обстоятельств.
Средства, поступающие на имя предприятий после закрытия их банковских счетов, зачисляются на специальные счета без права пользования.
Средства, аккумулированные на специальных счетах без права пользования, направляются банками в первоочередном порядке на погашение задолженности предприятий перед бюджетом и внебюджетными фондами, а оставшиеся суммы - на погашение их кредиторской задолженности в календарной очередности платежей.
С момента принятия специальной комиссией по ликвидации предприятий решения о целесообразности дальнейшей деятельности предприятия или назначения в установленном порядке ликвидационной комиссии счета этого предприятия поступают соответственно в распоряжение самого предприятия или ликвидационной комиссии.
Банки обязаны хранить в своих ведомственных архивах документы в порядке и сроки, установленные Центральным банком.
Отношения между банками и их клиентами осуществляется на основе договоров.
Клиенты вправе открывать депозитные счета до востребования в национальной и иностранной валютах в одном или нескольких выбранных ими банках в порядке, установленном законодательством.
При этом предприятия с иностранными инвестициями, созданные на территории Республики Узбекистан, вправе по своему выбору иметь депозитные счета до востребования в сумах и иностранной валюте в одном или нескольких банках.
Банки обязаны соблюдать порядок открытия счетов клиентам, установленный Центральным банком.
Все банковские услуги предоставляются акционерам и другим клиентам банка на равных условиях.
Банки на договорных началах могут привлекать и размещать друг у друга средства в форме депозитов, кредитов, осуществлять расчеты через создаваемые расчетные центры и через корреспондентские счета и совершать другие взаимные операции, предусмотренные в лицензии.
Банки и их клиенты осуществляют расчеты в порядке, установленном Центральным банком. За нарушение указанного порядка они несут ответственность в установленном законодательством порядке.
Банки предоставляют кредиты под залог движимого и недвижимого имущества, гарантии, поручительства и обязательства в соответствии с законодательством.
Банки могут принимать решения о предоставлении кредита без обеспечения (бланковый кредит).
Заемщики, не выполняющие свои обязательства по своевременному возврату полученных от банков кредитов, могут быть объявлены им неплатежеспособными с опубликованием сообщения об этом в печати. К таким заемщикам банк имеет право предъявить иск в экономический суд о признании его банкротом.
В случае принятия решения о назначении временной администрации банка Центральный банк назначает опекуна и издает распоряжение об опеке, которое вступает в силу со дня опубликования.
Действия банка, предпринятые без предварительного одобрения опекуна, являются недействительными.
Опекун наделяется полномочиями должностных лиц банка и его акционеров, а также правом принимать меры, необходимые для нормализации положения банка, включая закрытие филиалов и увольнение должностных лиц и служащих, в соответствии с законодательством.
Опекун может в любое время объявить о частичном и полном блокировании депозитов и инвестиций граждан на период не более одного года, при условии, что будут приняты меры, которые сохранят приблизительную стоимость этих депозитов и инвестиций.
Если во время или в конце периода опеки Центральный банк установит, что оздоровление банка невозможно, он отзывает лицензию и ликвидирует банк в установленном порядке.
V. ЗАЩИТА ИНТЕРЕСОВ КЛИЕНТОВ БАНКА
Банки гарантируют тайну по операциям, счетам и вкладам своих клиентов и корреспондентов. Все служащие банка обязаны хранить тайну по операциям, счетам и вкладам банка, его клиентов и корреспондентов.
Справки по операциям и счетам юридических лиц и иных организаций выдаются: самим организациям, прокурору, судам, а органам дознания и следственным органам - при наличии возбужденного уголовного дела.
Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются: самим клиентам и их законным представителям; судам; органам дознания и следствия по делам, находящимся в их производстве, в случаях, когда на денежные средства и иные ценности клиентов, находящиеся на счетах и во вкладах, может быть наложен арест, обращено взыскание или применена конфискация имущества.
Справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев выдаются лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном банку завещательном распоряжении, государственным нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков, а в отношении счетов иностранных граждан - иностранным консульским учреждениям.
Банки предоставляют информацию об операциях с денежными средствами или иным имуществом, связанную с противодействием легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, в специально уполномоченный государственный орган в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.
За разглашение служебной тайны лица, имеющие доступ к банковской информации по долгу службы, несут ответственность в установленном законодательством порядке.
По запросу налоговых органов банки представляют необходимые сведения об операциях предприятий, являющихся их клиентами, для контроля за полнотой и правильностью уплаты ими налогов и других обязательных платежей.
Банки предоставляют кредитным бюро кредитную информацию на основании договора об обмене кредитной информацией.
По запросу Департамента по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан Центральный банк Республики Узбекистан предоставляет необходимые сведения и информацию об операциях, связанных с движением государственных денежных средств по банковским счетам для изучения целевого и рационального использования средств бюджетов бюджетной системы Республики Узбекистан.
Банки несут ответственность перед своими клиентами и вкладчиками за сохранность средств и исполнение принятых перед вкладчиками обязательств, в том числе за своевременность прохождения платежей из одного банка в другой и зачисление средств на расчетные счета предприятий и организаций.
При ликвидации банка его вкладчики, являющиеся физическими лицами, имеют приоритет при получении своих вкладов за счет поступлений от ликвидации.
Банки обязаны регулярно извещать своих клиентов о сроках и условиях по депозитным и кредитным операциям, в том числе о годовых процентных ставках, вознаграждениях и сборах, исчисленных в соответствии с правилами, установленными Центральным банком.
Банкам запрещается использовать свои союзы, ассоциации и другие объединения для достижения соглашений, направленных на монополизацию рынка банковских операций и на ограничение конкуренции в банковском деле.
Соблюдение антимонопольных правил контролируется Центральным банком, а также органами, создаваемыми для этих целей в соответствии с законодательством.
VI. УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ В БАНКАХ.
НАДЗОР ЗА БАНКАМИ
Правила бухгалтерского учета и отчетности в банках устанавливаются Центральным банком в соответствии с законодательством Республики Узбекистан и международными стандартами.
За нарушение правил ведения бухгалтерского учета и отчетности руководители банков несут ответственность в соответствии с законодательством.
Банки публикуют свои финансовые отчеты по форме и в сроки, устанавливаемые Центральным банком, после подтверждения аудиторами достоверности указанных в них сведений.
Деятельность банков подлежит ежегодной проверке аудиторами, имеющими лицензию на осуществление таких проверок в соответствии с законодательством.
Аудит включает, в частности, оценку достаточности капитала, классификацию ссуд, обеспечение по ссудным убыткам, измерение риска и ликвидности.
Банки обязаны также разрабатывать и осуществлять внутренние аудиторские программы в соответствии с законодательством.
Центральный банк осуществляет надзор за деятельностью банков в соответствии с законодательством.
Центральный банк вправе потребовать от банков информацию и осуществлять иные действия в целях выполнения настоящего Закона.
Инспектирование деятельности банков производится в порядке, устанавливаемом Центральным банком.
Президент
Республики Узбекистан И. Каримов
Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан,
1996 г., N 5-6, ст. 54