язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Общие вопросы хозяйственной и предпринимательской деятельности/ Субъекты предпринимательства/ Акционерные общества/ Положение о холдингах (Утверждено Постановлением КМ РУз от 12.10.1995 г. N 398)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

УТВЕРЖДЕНО

Постановлением КМ РУз

от 12.10.1995 г. N 398



ПОЛОЖЕНИЕ

о холдингах


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Настоящее Положение в соответствии с законами Республики Узбекистан "Об акционерных обществах и защите прав акционеров", "О рынке ценных бумаг", "О конкуренции" регламентирует порядок создания и функционирования холдингов.

1. Холдингом является акционерное общество, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий.

Контрольный пакет акций (паев, долей) представляет собой любую форму участия в капитале предприятия, которая обеспечивает безусловное право принятия или отклонения определенных решений на общем собрании его участников и в его органах управления.

Предприятия, контрольные пакеты акций которых входят в состав активов холдинга, являются дочерними. Дочерние предприятия являются самостоятельными юридическими лицами.

Холдинг вправе заниматься любой деятельностью, не запрещенной законодательством Республики Узбекистан.


2. Холдинг может быть дочерним предприятием другого холдинга.


3. Активы холдинга образуются за счет:

а) ценных бумаг;

б) имущества, переданного учредителями на договорной основе, а также приобретенного или созданного за счет средств холдинга;

в) денежных средств и т.д.

Холдинг может быть создан с участием или целиком на основе иностранного капитала, в том числе путем приобретения контрольных пакетов акций иностранных предприятий.

В состав активов холдинга, наряду с контрольными пакетами акций дочерних предприятий, могут входить паритетные пакеты акций (50 процентов при двух участниках) и пакеты участия (не контрольные пакеты акций) в капитале других хозяйственных обществ.

Холдинг имеет право в соответствии с действующим законодательством осуществлять инвестиционную деятельность, в том числе покупать и продавать любые ценные бумаги.

Дочерние предприятия по своим обязательствам отвечают принадлежащим им имуществом, включая стоимость контрольного пакета акций, принадлежащего материнскому холдингу, который может нести ответственность по долгам дочернего предприятия на условиях, оговоренных его учредительным договором.


4. Дочернее предприятие, независимо от размера пакета его акций, принадлежащего холдингу, не может владеть акциями холдинга в какой бы то ни было форме, включая залог и траст (доверительную собственность).

На общих собраниях акционеров дочерних предприятий представители холдинга имеют соответствующее контрольному пакету акций данного дочернего предприятия право голоса. Для решения стратегически важных вопросов развития дочернего предприятия, перечень которых должен быть оговорен в его уставе, в нем закрепляется норма о квалифицированном большинстве.


5. Холдинги являются юридическими лицами и действуют на основе законов Республики Узбекистан "Об акционерных обществах и защите прав акционеров", "О рынке ценных бумаг", "О конкуренции", настоящего Положения и иных актов законодательства Республики Узбекистан.

6. Учредителями и участниками холдинга могут быть юридические и физические лица независимо от форм собственности, включая иностранных юридических и физических лиц.


7. Особенности участия иностранных юридических и физических лиц регламентируются законодательством Республики Узбекистан об инвестициях и инвестиционной деятельности.

8. В наименовании холдинга должны быть включены слова "холдинг" и указание на его вид: "АО" - акционерное общество.



II. ОГРАНИЧЕНИЯ НА СОЗДАНИЕ ХОЛДИНГА


1. Создание и регистрация холдинга осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Положением.

Холдинги создаются для содействия кооперации предприятий- смежников и осуществления ими согласованной инвестиционной политики. Не допускается передача холдингу или кому-либо из его дочерних предприятий прав на сбыт третьим лицам продукции (работ, услуг) дочерних предприятий холдинговой компании (за исключением экспортных операций), а также регулирование холдингом в какой-либо форме цен на указанную продукцию (работы, услуги).


4. Не допускается создание холдингов в следующих отраслях:

- торговле, материально-техническом снабжении, общественном питании, бытовом обслуживании, коммунальном хозяйстве, транспорте (кроме железнодорожного, авиационного, трубопроводного и предприятий, осуществляющих исключительно международные перевозки), производстве народно-художественных промыслов.

5. Создание холдингов на основе государственных предприятий и имущества, не подлежащих или имеющих ограничения в разгосударствлении, приватизации, выкупе и сдаче в аренду в соответствии с законодательством Республики Узбекистан, не допускается до отмены этих ограничений.


6. Создаваемые холдинги не могут быть правопреемниками хозяйственных ассоциаций всех видов (союзов, концернов, консорциумов, корпораций и т.п.) или иных объединений предприятий, а также органов государственного управления.


8. Преобразование разгосударствляемого предприятия (подразделения предприятия) в дочернее предприятие допускается только с согласия его трудового коллектива, принятого на общем собрании голосами более половины всех работников.



III. ФИНАНСОВЫЕ ХОЛДИНГИ


1. Финансовым холдингом является холдинг, более 50 процентов капитала которого составляют ценные бумаги других эмитентов и иные финансовые активы.

В состав активов финансового холдинга могут входить только ценные бумаги и иные финансовые активы, а также имущество, необходимое непосредственно для обеспечения функционирования аппарата управления холдингом.

Финансовый холдинг, состав активов которого в момент учреждения не соответствует указанному требованию, обязан в течение одного года с момента государственной регистрации осуществить действия, необходимые для его выполнения.

Невыполнение указанного требования является основанием для принятия экономическим судом решения о ликвидации финансового холдинга на основании представления органа, зарегистрировавшего проспект эмиссии акций этого холдинга.

2. Финансовые холдинги вправе вести исключительно инвестиционную деятельность, другие виды деятельности для них не допускаются.


3. Госкомконкуренции Республики Узбекистан и его территориальные органы (в дальнейшем - органы, уполномоченные управлять государственным имуществом) не вправе вносить в уставный фонд финансовых холдингов пакеты акций акционерных обществ, созданных в порядке разгосударствления предприятий, составляющие более 20 процентов их уставного капитала.

4. Финансовый холдинг не вправе вмешиваться в производственную и коммерческую деятельность дочерних предприятий. Представители финансового холдинга могут принимать участие только в собраниях акционеров дочерних предприятий. Включение представителей финансового холдинга в состав наблюдательного совета, правления и иных органов управления дочерними предприятиями не допускается.


5. Финансовый холдинг не вправе совершать сделки с принадлежащими ему акциями иначе, как на организованном рынке ценных бумаг (фондовой бирже). Сделки с акциями, не зарегистрированными в установленном порядке на фондовой бирже, признаются недействительными.



IV. УЧРЕЖДЕНИЕ ХОЛДИНГОВ

ПРИ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЙ


1. Холдинги могут быть созданы при разгосударствлении и приватизации государственных предприятий.

2. При разгосударствлении предприятий предложения о создании холдингов вносятся в органы, уполномоченные управлять государственным имуществом, в порядке, предусмотренном законодательством. Предложения должны содержать:

- обоснование необходимости создания холдинга, цели и задачи его деятельности;

- перечень предприятий (подразделений), предлагаемых для включения в создаваемый холдинг;

- сведения о доле продуктов, производимых указанными предприятиями (подразделениями) в общем объеме их производства;

- проекты учредительных документов холдинга, устанавливающих полномочия его органов управления, механизм взаимодействия холдинга с дочерними предприятиями.

В приложении к заявке должны содержаться решения трудовых коллективов предприятий (подразделений), которые предлагается ввести в состав холдинга в качестве дочерних предприятий, оформленные в соответствии с пунктом 8 раздела II настоящего Положения.


3. Учредителями холдинга на основе преобразуемых и разгосударствляемых предприятий выступают органы, уполномоченные управлять государственным имуществом, а также негосударственные юридические и физические лица, изъявившие желание вложить собственные средства в виде паев, долей, акций.

Число участников холдинга не ограничено.


4. При рассмотрении вопроса о создании холдинга в порядке преобразования и разгосударствления крупного предприятия с выделением из его состава подразделений в качестве юридически самостоятельных (дочерних) предприятий органы, уполномоченные управлять государственным имуществом:

- оценивают целесообразность увеличения уставного капитала всего предприятия или выделяемых подразделений, при необходимости проводят конкурс среди потенциальных сторонних инвесторов для их включения в число участников холдинга.


5. При рассмотрении вопроса о создании холдинговой компании в порядке объединения пакетов акций юридически самостоятельных предприятий органы, уполномоченные управлять государственным имуществом:

- определяют перечни предприятий, включаемых в создаваемую холдинговую компанию либо приобретающих хозяйственную самостоятельность и подлежащих разгосударствлению на общих основаниях;

- учитывают решения трудовых коллективов предприятий и (или) их согласие на преобразование предприятий в дочерние предприятия холдинга;

- рассматривают возможные способы привлечения дополнительных инвестиций, при необходимости проводят конкурс среди потенциальных сторонних инвесторов для их включения в число участников холдинга.


6. Предприятия (выделяемые подразделения) преобразуются в акционерные общества в порядке, предусмотренном законодательством.


7. Стоимость имущества, вносимого в уставный фонд холдинга, создаваемого без участия сторонних инвесторов, оценивается в соответствии с законодательством.

При создании холдинга с участием сторонних инвесторов размеры вкладов, вносимых участниками компании, оцениваются по соглашению сторон, исходя из рыночной стоимости имущества.


8. Работники предприятий (подразделений), преобразуемых в дочерние, могут, с согласия органа, уполномоченного управлять государственным имуществом, вносить в уставный фонд холдинга акции, предназначенные для передачи и продажи им в соответствии с утвержденными списками и результатами закрытой подписки. Взамен упомянутых акций работникам дочерних предприятий передаются (продаются по номинальной стоимости) акции холдинга.


9. В случае принятия решения о создании холдинга органом, уполномоченным управлять государственным имуществом:

- пакеты акций дочерних предприятий и иные активы, предусмотренные пунктом 3 раздела I настоящего Положения, вносятся органом, уполномоченным управлять государственным имуществом, в порядке оплаты уставного капитала холдинга. При этом уставный капитал холдинга равен суммарной номинальной стоимости этих пакетов акций и иных активов, передаваемых ему учредителями;

- оставшиеся акции дочерних предприятий передаются органам, уполномоченным управлять государственным имуществом, для распределения (продажи);

- акции холдинга распределяются между его участниками в соответствии с их вкладами.


10. Акции холдинга, находящиеся в государственной собственности, подлежат продаже.

Закрепление того или иного пакета акций холдинговой компании в государственной собственности на какой-либо срок допускается только в том случае, если это допускается действующим законодательством для всех предприятий, акции которых входят в состав активов холдинговой компании.



V. СОЗДАНИЕ ХОЛДИНГОВ, НЕ ИМЕЮЩИХ

В СВОЕМ КАПИТАЛЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛИ


Негосударственными юридическими лицами холдинги создаются путем:

добровольного объединения контрольных пакетов акций негосударственных юридических лиц;

приобретения негосударственными хозяйственными обществами контрольных пакетов акций других хозяйственных обществ.



VII. ОТЧЕТНОСТЬ И ПОРЯДОК

ЛИКВИДАЦИИ ХОЛДИНГОВ


1. Холдинги обязаны ежеквартально публиковать свои балансы, счета прибылей и убытков, а также полные сведения о принадлежащих им акциях (долях участия в капитале) других предприятий, а также иную информацию, предусматриваемую законодательством.


2. Сведения о купле-продаже холдингом более 5 процентов акций любого предприятия (в том числе его дочернего) подлежат обязательному опубликованию в недельный срок с момента совершения сделки. Указанные сведения не могут быть отнесены к коммерческой тайне участников сделки.

Сделки, совершенные с нарушением указанного требования, а также сделки, не зарегистрированные в установленном порядке, признаются недействительными.


3. Создание, реорганизация и прекращение деятельности холдингов осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством.