язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Труд и занятость населения/ Охрана труда/ Правила безопасности работ и охраны труда в различных сферах/ Приложения NN 1-16 к Правилам безопасности работ для грузчиков при погрузочно-разгрузочных работах

Вы можете получить доступ на один день к продукту Законодательство Руз.

ПРИЛОЖЕНИЯ NN 1-16

к Правилам безопасности работ для грузчиков

при погрузочно-разгрузочных работах



ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Правилам



ХАРАКТЕРИСТИКИ

обрабатываемых грузов


1. В зависимости от вида, способа складирования и строповки грузы классифицируются на следующие группы:


а) штучные нештабелируемые грузы - металлические конструкции, двигатели, станки, машины, механизмы, крупные железобетонные изделия и т. д. Группа штучных нештабелируемых грузов наиболее многочисленна и разнообразна по форме, поэтому единых типовых способов строповки их, пригодных для всех грузов этой группы, не существует;


б) штучные штабелируемые грузы - прокатная сталь, трубы, лесо- и пиломатериалы, кирпич, шлакоблоки, типовые железобетонные изделия, плиты, панели, блоки, балки, лестничные марши, ящики, бочки и др. изделия геометрически правильной формы;


в) насыпные грузы транспортируются в таре, грейферами, транспортерами и др. Складируются в штабеля, определяющиеся углом естественного откоса материала и ограничивающих поверхностей (уголь, торф, шлак, песок, щебень, цемент, известь, мелкая металлическая стружка и т. п.);


д) полужидкие пластичные грузы - грузы, обладающие способностью некоторое время сохранять приданную форму или с течением времени затвердевать. К таким грузам относятся бетонные массы, растворы, известковое тесто, битумы, смазывающие вещества и т. п. Вязкость полужидких грузов и зависание их на стенках емкостей транспортирующих средств, способность быстро схватываться и твердеть (бетон, раствор и др. грузы) затрудняют их транспортировку. Такие грузы должны транспортироваться в специальной таре;


е) жидкие грузы - грузы, не имеющие определенной формы, транспортируются в бочках, бидонах, бутылях, цистернах, ковшах и т. д. (вода, жидкие горючие и смазочные вещества, кислоты, щелочи, мастики и т. д.);


ж) газообразные грузы транспортируются обычно под давлением в баллонах, других сосудах и трубопроводным транспортом.



2. В зависимости от массы грузы делятся на четыре категории:


а) легковесные грузы - грузы массой не более 250 кг. К ним относятся такие материалы, как войлок, кожа, пакля, фанера, сухая штукатурка, легкие детали машин и др.;


б) тяжеловесные грузы - грузы, масса которых находится в пределах от 250 кг до 50 т. К тяжеловесным грузам относятся все штабелируемые, насыпные, полужидкие, жидкие и нештабелируемые грузы, масса которых не превышает 50 т;


в) весьма тяжелые грузы - грузы, масса которых превышает 50 т. К ним относятся штучные нештабелируемые грузы. Строповка этих грузов разрешается только стропальщикам высокой квалификации;


г) мертвые грузы - особая категория грузов неизвестной массы. Мертвыми считаются грузы, закрепленные на фундаменте анкерными болтами, зарытые в землю, примерзшие к земле, прижатые другим грузом, а также поднимаемые при косой чалке. Поднимать мертвые грузы краном запрещается.



3. В зависимости от формы и размеров грузы делятся на габаритные и негабаритные:


а) габаритный груз - груз, размеры которого не превышают габариты подвижного состава железных дорог, а для автомобильного и другого вида наземного безрельсового транспорта - норм, установленных Правилами дорожного движения Республики Узбекистан;


б) негабаритный груз - груз, размеры которого выходят за габариты подвижного состава железных дорог или наземного безрельсового транспорта. Негабаритными грузами могут быть большие котлы, машины, трансформаторы и т. п. Размеры нарушений габарита не должны превышать определенных величин, при которых еще возможна перевозка груза за счет сокращения зазора между габаритами приближения строений и подвижного состава.

В зависимости от величины нарушения габарита грузы разделяются на пять степеней негабаритности, каждая из которых имеет свои предельные очертания.

На негабаритном грузе при перевозке его по железной дороге указывается соответствующая степень негабаритности.


4. Длинномерные грузы составляют особую группу грузов (детали и узлы крупных машин, оборудование, металлоконструкции и т. п.), которые перевозятся на специальных железнодорожных платформах или трайлерах. Негабаритные, сверхгабаритные и длинномерные грузы разрешаются к перевозке в вагонах или на платформах только после утверждения схемы погрузки отделением или управлением железной дороги.


5. Грузы по степени и характеру опасности разделяются в соответствии с приложением N 1 к Характеристикам обрабатываемых грузов.




ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Характеристикам обрабатываемых грузов

КЛАССЫ

опасности грузов

       

Класс

Подкласс

Наименование подкласса

1


Взрывчатые материалы (ВМ)


1.1.

Взрывчатые материалы с опасностью взрыва массой


1.2.

Взрывчатые материалы, не взрывающиеся массой


1.3.

Взрывчатые материалы пожароопасные, не взрывающиеся массой


1.4.

Взрывчатые материалы, не представляющие значительной опасности


1.5.

Очень нечувствительные взрывчатые материалы

2


Газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением


2.1.

Невоспламеняющиеся неядовитые газы


2.2.

Ядовитые газы


2.3.

Воспламеняющиеся (горючие) газы


2.4.

Ядовитые и воспламеняющиеся газы

3


Легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ)


3.1.

Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой воспламенения менее 18°С в закрытом тигле


3.2.

Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой воспламенения не менее 18°С, но менее 23°С в закрытом тигле


3.3.

Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой воспламенения не менее 23°С, но не более 61°С в закрытом тигле

4


Легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ)


4.1.

Легковоспламеняющиеся твердые вещества


4.2.

Самовозгорающиеся вещества


4.3.

Вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой

5


Окисляющие вещества (ОК) и органические пероксиды (ОП)


5.1.

Окисляющие вещества


5.2.

Органические пероксиды

6


Ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ)


6.1.

Ядовитые вещества


6.2.

Инфекционные вещества

7


Радиоактивные материалы (РМ)


7.1.

Радиоактивные материалы на подклассы не разделены

8


Едкие или коррозионные вещества


8.1.

Едкие и (или) коррозионные вещества, обладающие кислотными свойствами


8.2.

Едкие и (или) коррозионные вещества, обладающие основными свойствами


8.3.

Разные едкие и коррозионные вещества

9


Прочие опасные вещества


9.1.

Газы, не отнесенные к классам 1-8

    


9.2.

Газы, обладающие видами опасности, проявление которых представляет опасность при их транспортировке навалом водным транспортом

      





ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Правилам



ПОРЯДОК

хранения и передачи ключ-марки

на грузоподъемные краны и ключей

от выходов на крановые пути


1. Для предупреждения несчастных случаев при работе грузоподъемных кранов (в результате несогласованных действий машиниста крана и стропальщиков или работников, занятых на ремонте и обслуживании кранов), исключения возможности несанкционированного включения защитной панели крана и управления им, вводится марочная система, определяющая порядок допуска на кран крановщика, помощника крановщика и другого обслуживающего персонала.


2. Марочная система распространяется на грузоподъемные краны с электрическим приводом.


3. Вводное устройство (защитная панель) грузоподъемного крана оборудуется индивидуальным контактным замком с ключом.


4. Ключ-марка предназначена для замыкания цепи управления грузоподъемного крана и относится к приборам безопасности.


5. Конструкция замка должна быть такой, чтобы ключ из замка вынимался только при отключенном положении разъединителя.


6. На ключ-марке должен быть выбит регистрационный номер грузоподъемного крана.


7. Приемка грузоподъемного крана крановщиком осуществляется после получения им ключ-марки.


8. Ключ-марки неработающих грузоподъемных кранов и ключи от входов на крановые пути должны храниться в специальном ящике в кабинете начальника смены.


9. Ящик с ключ-марками должен быть постоянно закрыт на замок. Ключ от замка ящика должны иметь начальники смен, механик и энергетик цеха.


10. Ключ-марка выдается начальником смены крановщику перед началом смены.


11. Лица, ответственные за выдачу ключ-марок, передают их по сменам под расписку.


12. При уходе из кабины управления грузоподъемного крана в течение смены крановщик обязан выключить рубильник защитной панели и вынуть из замка ключ-марку.


13. Категорически запрещается передавать ключ-марку другому лицу, оставлять его в кабине грузоподъемного крана.


14. По окончании работы на грузоподъемном кране крановщик обязан возвратить ключ-марку на место хранения в установленном в организации порядке.


15. Перед выводом грузоподъемного крана в ремонт ключ-марка передается лицу, ответственному за ремонт крана.


16. При осмотре и регулировке механизмов и электрооборудования крана включение механизмов крановщик должен производить по сигналу (команде) лица, производящего осмотр.


17. При осмотре (ремонте) грузоподъемного крана работники (слесарь, электромонтер) должны вывесить на ручку рубильника защитной панели крана плакат: "Не включать - работают люди", и на период осмотра (ремонта) ключ-марка должна находиться у лица, ответственного за осмотр (ремонт) крана.


18. После окончания осмотра (ремонта) работники, производящие эти работы (слесарь, электромонтер) обязаны снять плакат "Не включать - работают люди", возвратить ключ-марку крановщику или лицу, ответственному за его хранение и произвести запись в вахтенном журнале об устранении неисправности.


19. На период проведения ремонта (среднего или капитального) грузоподъемного крана ключ-марка должна находиться у лица, ответственного за проведение ремонта крана. Фамилия этого лица должна быть записана в вахтенном журнале и в наряде-допуске.


20. Ключами от входов на крановый путь разрешается пользоваться только лицам, ответственным за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии при выполнении ремонтных работ по наряду-допуску и начальникам смен в случае эвакуации крановщика через крановый путь при вынужденной остановке грузоподъемного крана не у посадочной площадки.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 3

к Правилам

ГАБАРИТЫ

погрузки грузов в железнодорожные вагоны

о

А. Установленный габарит

Б. Льготный габарит погрузки

В. Зональный габарит

Рис. 1. Габариты погрузки грузов в железнодорожные вагоны


ПРИЛОЖЕНИЕ N 4

к Правилам

Операция


Рисунок

Сигнал

Поднять груз или крюк

Прерывистое движение рукой вверх перед грудью, ладонь обращена вверх, рука согнута в локте


Отпустить груз или крюк

Прерывистое движение рукой вниз перед грудью, ладонь обращена вниз, рука согнута в локте


Передвинуть кран (мост)

Движение вытянутой рукой, ладонь обращена в сторону требуемого движения


Передвинуть тележку

Движение рукой, согнутой в локте, ладонь обращена в сторону требуемого движения тележки


Повернуть стрелу

Движение рукой, согнутой в локте, ладонь обращена в сторону требуемого движения стрелы


Поднять стрелу

Движение вверх вытянутой рукой, предварительно опущенной до вертикального положения, ладонь раскрыта


Опустить стрелу

Движение вниз вытянутой рукой, предварительно поднятой до вертикального положения, ладонь раскрыта

Стоп (прекратить подъем или передвижение)

Резкое движение рукой вправо и влево на уровне пояса, ладонь обращена вниз


Осторожно (применяется перед подачей одного из перечисленных сигналов при необходимости малого перемещения груза)


Кисти рук обращены ладонями одна к другой на небольшом расстоянии, руки при этом подняты вверх

Рекомендуемая форма стропальщика: жилет и каска - желтого цвета, рубашка - голубого, повязка - красного.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 5

к Правилам


Рекомендуемое


НАРЯД-ДОПУСК N _____

на право выхода на крановые пути и проходные

галереи мостовых и передвижных консольных кранов

для производства ремонтных и других работ



1. Выдан "___" ____________ 20 __ г.   в _____ час. _________ мин.


2. Ответственному исполнителю работ _______________________

                                                                                                       (фамилия, инициалы)

поручается с бригадой в составе ___________ человек произвести

следующие работы _________________________________________

___________________________________________________________


3. Место работы (цех, пролет) _______________________________


4. Для   обеспечения   техники   безопасности   при   подготовке   и

выполнении работ Вам предлагается выполнить следующие меры:


а) по предупреждению поражения электрическим током ________

___________________________________________________________


б) по предупреждению падения с высоты______________________

___________________________________________________________


в) по предупреждению травмирования действующими кранами

___________________________________________________________

___________________________________________________________


г) по предупреждению выхода на крановые пути действующих

кранов и кранов смежного пролета___________________________

___________________________________________________________


д) предупреждены с записью в вахтенном журнале крановщики

всех смен пролета (цеха) кранов и крановщики смежных пролетов кранов

___________________________________________________________

___________________________________________________________



Состав бригады

     

Состав бригады

(Фамилия, имя, отчество, профессия)

Подпись членов бригады после ознакомления

с условиями работы и мерами безопасности

     

     

      


_____________________________________________________

                (подпись начальника цеха или прораба, в подчинении

               которого находятся работники, производившие ремонт)


6. Работы начать в _____ час _____ мин. "____" _________ 20___ г.


7. Наряд-допуск выдал _____________________________________

                             (подпись начальника цеха или его заместителя по оборудованию)


8. С условиями работы ознакомлен и наряд-допуск получил

ответственный исполнитель ________________________________

                                                                                                       (подпись)



Примечания:


1. Наряд-допуск на право выхода на рельсовые пути и проходные галереи мостовых кранов для производства ремонтных и других работ выдается согласно приказу по организации руководителю работ (начальнику цеха, участка, прорабу, в подчинении которых находятся работники, производившие ремонт).


2. Наряд-допуск оформляется в двух экземплярах. Первый экземпляр выдается крановщику, второй выдается ответственному производителю работ.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 6

к Правилам


Рекомендуемое


НАРЯД-ДОПУСК N ____

на производство работ краном вблизи

воздушной линии электропередачи

     


   


(наименование организации)

       


Наряд выдается на производство работ на расстоянии менее 30 м от крайнего провода линии электропередач напряжением до и выше 1000В.


1. Крановщику ____________________________________________

                                   (фамилия, имя, отчество, (тип крана, регистрационный номер))


2. Выделенного для работы _________________________________

                                                                               (организация, выделившая кран)


3. На участке ______________________________________________

                               (организация, которой выделен кран, место производства работ,

                                                         строительная площадка, склад, цех)


4. Напряжение линии электропередачи _______________________


5. Условия работы _________________________________________

                                        (необходимость снятия напряжения линии электропередачи,

___________________________________________________________

          наименьшее допустимое при работе крана расстояние по горизонтали

___________________________________________________________

                              от крайнего провода до ближайших частей крана,

___________________________________________________________

                         способ перемещения груза и другие меры безопасности)


6. Условия передвижения крана ______________________________

                                                              (положения стрелы и другие меры безопасности)


7. Начало работы ____ час. _____ мин. "___" ___________ 20___ г.


8. Окончание работы ___ час. _____ мин. "___" _________ 20___ г.


9. Ответственный за безопасное перемещение грузов кранами.

___________________________________________________________

       (должность, фамилия, имя, отчество, дата и номер приказа о назначении)


10. Стропальщик ___________________________________________

                                                    (фамилия, имя, отчество, (номер удостоверения,

                                                                  дата последней проверки знаний)


11. Разрешение на работу крана в охранной зоне _______________

____________________________________________________________

                   (организация, выдавшая разрешение, номер и дата разрешения)


12. Наряд выдал главный инженер (энергетик) _________________

                                                                                                                (организация, подпись)


13. Необходимые меры безопасности, указанные в п. 5 выполнены _____


Лицо, ответственное за безопасное производство работ ________

                                                                                                                                         (подпись)


                                                             "____" _______________ 20____ г.


14. Инструктаж получил крановщик _________________________

                                                                                                               (подпись)


                                                             "____" _______________ 20____ г.


Примечания:


1. Наряд-допуск выписывается в двух экземплярах: первый выдается крановщику, второй - ответственному производителю работ.


2. Пункт 11 заполняется в случае работы крана в охранной зоне линии электропередачи.


3. Работы вблизи линий электропередачи выполняются в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ при перемещении грузов кранами.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 7

к Правилам


Рекомендуемое


АКТ

сдачи-приемки кранового рельсового пути

в эксплуатацию


__________________________________________________________

(организация)


                                                           "____" _______________ 20____ г.



Адрес объекта ______________________________________________


Тип, заводской и регистрационный номера крана ______________



                                       Рельсовый путь


Длина пути________________________________________________


Наличие проектной документации ___________________________

                                                                                                  (разработчик проекта)


Соответствие     конструкции     рельсового       пути     проектной

документации ______________________________________________

                                                (наличие акта сдачи-приемки земляного полотна

                                                        под устройство верхнего строения пути)


Произведена обкатка пути проходами крана:

без груза __________________________________________________

с максимальным рабочим грузом ____________________________


Результаты измерений:

размер колеи, мм __________ прямолинейность, мм ____________

продольный уклон ___________ поперечный уклон_____________

упругая посадка, мм ________________________________________

Наличие и исправность включающих линеек __________________

Наличие и исправность тупиковых упоров ____________________



                                       Заземление пути


Конструкция заземления ___________________________________

Место расположения и длина заземления _____________________

Наименование,     тип     и     номер     прибора     для    измерения

сопротивления заземления __________________________________

Место измереня ___________________________________________

Погода  в  течение  последних  трех дней  и  в  день производства

измерений ________________________________________________

Сопротивление измерения, Ом ______________________________

Заземление пути:

удовлетворяет нормам _____________________________________

не удовлетворяет нормам ___________________________________

Заземление рельсового пути выполнил _______________________

                                                                     (организация, должность, фамилия, подпись)


Измерение сопротивления заземления выполнил ______________

                                                                          (организация, должность, фамилия, подпись)


Работы   по   устройству   кранового   пути    выполнил    и   сдал

__________________________________________________________

                                     (организация, должность, фамилия, подпись)


Крановый путь принял в эксплуатацию

__________________________________________________________

                                     (организация, должность, фамилия, подпись)

ПРИЛОЖЕНИЕ N 8

к Правилам



СХЕМЫ

строповки грузов


1. Строповка нештабелируемых грузов

о

Рис.2. Строповка валов

о

Рис.3. Строповка коленчатого вала двигателя

о

Рис.4. Строповка барабанов и обечаек

о

Рис.5. Строповка шестерен, шкивов, венцов, маховиков, бандажей

о

Рис.6. Строповка кубиков и дисков

о

Рис.7. Строповка бухт проволоки, короба

о

Рис.8. Строповка деталей пресса

о

Рис.9. Строповка конусных деталей

о

Рис.10. Строповка корпусов рам

о

Рис.11. Строповка оборудования, узлов и деталей

о

Рис.12. Строповка малогабаритных ферм

о

Рис.13. Строповка арочной фермы балансирной траверсой

о

Рис.14. Строповка железобетонной фермы балансирной траверсой

о

Рис.15. Строповка легких колонн

о

Рис.16. Строповка крупного камня

2 Строповка штабелируемых грузов

о

Строповка листового металла групповым стропом


Строповка листового металла рычажно-эксцентриковыми захватами


Строповка листового металла с помощью слесарных струбцин


Подхват для строповки пакета листового металла


Рис. 17. Строповка листового материала

о

Рис.18. Строповка болванки спаренными клещевыми захватами

о

Рис.19. Строповка профильного стального проката

о

Рис.20. Строповка пакета траверс высоковольтной опоры

о

Рис.21. Строповка пирамидообразной конструкции высоковольтной опоры

о

Рис.22. Захват Ларина


о

Рис.23. Строповка круглых болванок


о

Рис.24. Полуавтоматическая строп-удавка

о

Рис.25. Строповка прямоугольной конструкции специальным стропом

о

Рис.26. Схемы строповки железобетонных изделий

о

Рис.27. Строповка лестничного марша

о

Рис.28. Строповка перегородки траверсным захватом


о

Рис.29. Строповка крупногабаритной плиты специальной траверсой


о

Рис.30. Клещевой захват для ящиков

о

Рис.31. Захват для деревянных бочек

о

Рис.32. Строповка кирпича на поддоне Черны вилочным подхватом

о

Рис.33. Строповка кирпича на поддоне Широкова


Рис.34. Строповка бревен захватом траверсой

о

Рис.35. Строповка подтоварника универсальными стропами

о

Рис.36. Строповка бревен облегченным стропом со свободным крюком

о

Рис.37. Поштучная строповка бревен

о

Рис.38. Строповка пиломатериалов рамным захватом

ПРИЛОЖЕНИЕ N 9

к Правилам




ГРУЗОЗАХВАТНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

о

Рис.39. Щелевые захваты


о

Рис.40. Клещевидные захваты


о

Рис.41. Специальные захваты


о

Рис.42. Захваты для листовых материалов и полых цилиндров






ПРИЛОЖЕНИЕ N 10

к Правилам



СТРОПЫ И ТРАВЕРСЫ


о

Рис.43. Конструкции стропов и траверсов различного назначения




Таблица



КАНАТЫ СТАЛЬНЫЕ

Применяются для изготовления грузовых стропов

в соответствии с ГОСТ 3079-69, ГОСТ 7668-69 и

ГОСТ 7679-69

Канат двойной свивки

типа ТПК-0 конструкции

6X37 (1+6+15+15) + 1 о. с.

(ГОСТ 3079-69)


Канат двойной свивки типа

ЛК-РО конструкции

6X36(1+7+7/7+14) + 1 о. с.

(ГОСТ 7668-69)


Канат двойной свивки типа

ТЛК-0 конструкции 6x31

(1+6+12+12) + 1 о. с.

(ГОСТ 7679-69)


Диаметр,

мм


Марки

ровочная

группа по

времен

ному

сопротив

лению

разрыву,

160 кг/кв.мм


Масса

1000 м

смазан

ного

каната,

кг


Диаметр,

мм


Марки

ровочная

группа по

времен

ному

сопротив

лению

разрыву,

160 кг/кв.мм


Масса

1000 м

смазан

ного

каната,

кг


Диаметр,

мм


Марки

ровочная

группа по

времен

ному

сопротив

лению

разрыву,

160 кг/кв.мм


Масса

1000 м

смазан

ного

каната,

кг


ка

на

та


про

воло

ки


расчет

ное раз

рывное

усилие,

кг

ка

на

та


про

воло

ки


расчет

ное раз

рывное

усилие,

кг

ка

на

та


про

воло

ки


расчет

ное раз

рывное

усилие,

кг

13,5

0,7

9050

662,5

6,3

0,38

-

155,5

8,0

0,34

-

225,0

15,5

0,8

11600

851,5

6,7

0,40

-

176,0

8,9

0,38

3910

277,0





8,1

0,50

-

253,5

10,0

0,45

4740

335,6

17,0

0,9

14500

1065,0.

9,7

0,60

5090

283,5

11,5

0,50

6260

443,0

19,5

1,0

18400

1350,0

11,5

0,70

6815

513,0

12,5

0,55

7400

524,0

21,5

1,1

22750

1670,0

13,5

0.80

9255

696,5

13,6

0,60

9275

656,5





15,0

0,90

11450

865,0:

15,0

0,65

11350

804,0

23,0

1,2

26750

1961,0

16,5

1,00

13800

1040,0

16,0

0,70

12850

911,0

25,0

1,3

30650

2245,0

18,0

1,10

16500

1245,0

17,5

0,75

15300

1085





20,0

1,20

20200

1520,0

21,0

0,90

21850

1546

29,0

1,5

41200

3015,0

22,0

1,30

24250

1830,0

22,5

0,95

24950

1746

33,0

1,7

53300

3905,0

25,0

1,60

33100

2495,0

26,0

1,10

33150

2350





29,0

1,80

42650

3215,0

28,5

1,20

41050

2910

35,0

1,8

60550

4435,0

31,0

1,90

48500

3855,0

32,5

1,40

51500

3645

43,0

2,2

91150

6675,0

36,5

2,20

66000

4965,0

35,0

1,50

61250

4335

47,0

2,4

107000

7845,0

39,5

2,40

80800

6080,0

40,0

1,70

79400

5620





46,5

2,80

111000

8370

45,0

1,90

99950

7075

50,0

2,6

124000

9110,0

50,5

3,0

131500

9910

50,5

2,10

127500

9035

56,0

2,9

154500

11350,0

58,5

3,60

172000

13000

57,5

2,40

164000

11650





63,0

3,80

209500

15800





ПРИЛОЖЕНИЕ N 11

к Правилам



ФИЗИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

МАТЕРИАЛОВ ОБРАБАТЫВАЕМЫХ

ГРУЗОВ



Для подъема груза должны быть известны его масса, центр тяжести и схема строповки. При этом необходимо определять массу груза.

Определение массы груза может быть произведено по формулам:

для простых грузов - Q = mV;    для сложных грузов - Q = m Vi;

где: Q - масса груза,

m -удельная масса (численно равна плотности) материала,

V - объем груза,

Vi - сумма всех частей объемов груза.

Удельная масса часто встречающихся материалов приведена в табл. 3.




Таблица 3


Удельная масса материалов

Материалы


Удельная масса, кг/куб.м


Алюминий

2550-2700

Бетон

2200

Вода

1000

Вольфрам

19300

Древесина:


береза

700

дуб

800

сосна

500

Земля, глина

1300-2500

Песчаник

2200 - 2500

Песок:


сухой

1400-1600

влажный

1900-2000

Кирпичная кладка

1420-1700

Латунь

8500

Лед

900

Медь

8900

Мел

2400

Никель

8900

Олово

7300

Парафин

900

Свинец

11300

Сталь:


твердая

7300

расплавленная

7500

Цинк

6900-7300

Чугуны:


белый

7650

ковкий

7300

серый

7550

Уголь

900

Кокс

450

Азот жидкий

790

Бензин

700

Воздух (жидкий)

860

Керосин

800

Кислород (жидкий)

1140

Мазут

900

При выборе мест строповки груза необходимо определить расположение центра тяжести поднимаемого груза для того, чтобы избежать возможной аварийной перегрузки отдельных ветвей стропов грузоподъемных средств, потерю устойчивости и опрокидывание поднимаемого груза. Объем и расположение центра тяжести простых геометрических фигур приведены в табл. 4.



Таблица 4


Объем и расположение центра тяжести

простых геометрических фигур

Наименование


Изображение


Объем


Положение центра тяжести


Куб


Рис.39

          3

V = a

х = а/2, у = а/2, z = а/2

х = у = z = а/2

Прямоугольный параллелепипед


Рис.40

V = abc

х = а/2, у = с/2, z = b/2

Цилиндр


Рис.41

                  2

V = 3,l4r h

x = r, у = 0, z = h/2

Шар


Рис.42

                    3

V = 3,14/D /6

Если оси координат проходят через центр шара, то х = у = z = 0 (центр тяжести совпадает с центром шара)


Бочонок


Рис.43


V =

                           2    2

3,14/12H(2D+d)


x = y = 0; z = H/2

Конус


Рис. 44


                     2

V = 3,14/12DH


x = y = 0; -z = H/4


Усеченный конус


Рис.45

V = (3,14H/3) х

              2     2

(R +r +Rr)


х = у = 0,

                   2              2     2

z = H/4((R+3г+2Rr)/(R + г + Rr))


Пирамида


Рис. 46

V = (Fh)/3, где F- площадь основания многоугольника


x = y= 0, z = h/4

Усеченная пирамида


Рис. 47

V = h[F+f+(корень квадратный)Ff]3


x = y = 0,

z = h/4[(F+2(корень квадратный)Ff+3f]/F+Ff+ f


Усеченный цилиндр

Рис. 48

V =

           2

3,l4R (hl+h2)/2


x = y = 0, z = (hl+h2)/2


о

Рис. 44

о

Рис. 45

о

Рис. 46

о

Рис. 47


о

Рис. 48

о

Рис. 49

о

Рис. 50

о

Рис. 51

о

Рис. 52

о

Рис. 53

ПРИЛОЖЕНИЕ N 12

к Правилам



НОРМЫ БРАКОВКИ

съемных грузозахватных приспособлений


Браковка съемных грузозахватных приспособлений, находящихся в эксплуатации, должна производиться согласно нормативным правовым актам, определяющим порядок, методы браковки и браковочные показатели.

При отсутствии у владельца нормативных правовых актов браковку элементов канатных и цепных стропов производят в соответствии с рекомендациями, приведенными в настоящем положении.

Канатный строп подлежит браковке, если число видимых обрывов наружных проволок каната превышает указанное в таблице 5.



Таблица 5

Стропы из канатов

двойной свивки


Число видимых обрывов проволок на участке

канатного стропа длиной


3d


6d


30d


4


6


16

-------------------------

Примечание, d - диаметр каната, мм

о

Рис. 54. Увеличение звена цепи:

L0 - первоначальная длина звена, мм; L1 - увеличенная длина звена, мм

о

Рис. 55. Уменьшение диаметра сечения звена цепи:

d0 - первоначальный диаметр, мм; d1, d2 - фактические диаметры

сечения звена, измеренные во взаимно перпендикулярных

направлениях, мм


Цепной строп подлежит браковке при удлинении звена цепи более 3% от первоначального размера (рис. 49) и при уменьшении диаметра сечения звена цепи вследствие износа более 10% (рис. 50).

ПРИЛОЖЕНИЕ N 13

к Правилам



НОРМЫ

браковки канатов грузоподъемных машин


1. Браковку канатов грузоподъемных машин, находящихся в эксплуатации, проводят в соответствии с настоящим приложением.

Для оценки безопасности использования канатов используют следующие критерии:

а) характер и число обрывов проволок (рис. 56-58), в том числе наличие обрывов проволок у концевых заделок, наличие мест сосредоточения обрывов проволок, интенсивность возрастания числа обрывов проволок;

б) разрыв пряди;

в) поверхностный и внутренний износ;

г) поверхностная и внутренняя коррозия;

д) местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника;

е) уменьшение площади поперечного сечения проволок каната (потери внутреннего сечения);

ж) деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов, перегибов и т.п.;

з) повреждения в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда.

о

Рис.56. Обрывы и смещения проволок каната крестовой свивки

о

Рис. 57. Сочетание обрывов проволок с их износом:

а - в канате крестовой свивки; б - в канате односторонней свивки


о

Рис. 58. Обрывы проволок в зоне уравнительного блока:

а - в нескольких прядях каната: б - в двух прядях в сочетании с местным износом


2. Браковку канатов, работающих со стальными и чугунными блоками, следует проводить по числу обрывов проволок в соответствии с табл. 6.

Канаты грузоподъемных машин, предназначенных для подъема людей, а также транспортирующих расплавленный или раскаленный металл, огнеопасные и ядовитые вещества, бракуют при вдвое меньшем числе обрывов проволок.



Таблица 6


Число обрывов проволок, при наличии которых канаты

двойной свивки, работающие со стальными

и чугунными блоками, бракуются


Число несущих проволок в наружных прядях

Конструкции канатов по ИСО и государственным стандартам

Тип свивки

ГОСТ на канат

Группа классификации (режима) механизма


М1, М2, М3 и М4


М5, М6, М7 и М8


крестовая свивка

односто-

ронняя свивка


крестовая свивка

односто-

ронняя свивка


на участке длиной


6d


30d

6d

30d

6d

30d

6d

30d

1


2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

n<50

6x7(6/1)



2

4

1

2

4

8

2

4


6x7(1+6)+1х7(1+6)

ЛК-О

3066-80










6х7(1+6)+1о.с.

ЛК-О

3069-80










8х6(0+6)+9о.с.

ЛК-О

3097-80









51<n<75

6x19(9/9/1)*



3

6

2

3

6

12

3

6


6х19(1+9+9)+1о.с.

ЛК-О

3077-80










6x19(1+9+9)+ +7x7(1+6)*

ЛК-О

3081-80









76<n<100

18x7(1+6)+1 о.с.

ЛК-О

7681-80

4

8

2

4

8

16

4

8

101<n<120

8x19(9/9/1)*



5

10

2

5

10

19

5

10


6x19(12/6/1)

ЛК-О

3066-80










6xl9(12/6+6F/1)

ЛК-О

3069-80










6x25FS(12/12/1)*

ЛК-О

3097-80










6x19(1+6+6/6)+ +7x7(1+6)

ЛК-Р

14954-80










6x19(1+6+6/6)+ +1о.с.

ЛК-Р

2688-80










6x25(1+6; 6+12)+1о.с.

ЛК-3

7665-80










6x25(1+6; 6+12)+7х7(1+6)

ЛК-3

7667-80









121<n<140

8x16(0+5+11)+ +9о.с.

ТК

3097-80

6

И

3

6

И

22

6

11

141<n<160

8xl9(12/6+6F/l)



6

13

3

6

13

26

6

13


8x19(1+6+6/6)+ +1о.с.

ЛК-Р

7670-80









161<n<180

6x36(14/7+7/7/1)*



7

14

4

7

14

29

7

14


6x30(0+15+15)+ +7о.с.

ЛК-0

3083-80










6x36(1+7+7/7+14)+ +1о.с.*

ЛК-РО

7668-80










6x36(1+7+7/7+14)+ +7x7(1+6)*

ЛК-РО

7669-80









181<n<200

6x31(1+6+6/6+12)+ +1о.с.



8

16

4

8

16

32

8

16


6x31(1+6+6/6+12)+ +7x7(1+6)












6x37(1+6+15+15)+ +1о.с.

ТЛК-0

3079-80









201<n<220

6x41(16/8+8/8/1)*



9

18

4

9

18

38

9

18

221<n<240

6х37(18/12/6/1)












18x19(1+6+6/6)+1о.с.

ЛК-Р

3088-80









241<n<260




10

21

5

10

21

42

10

21

261<n<280




11

22

6

11

22

45

11

22

281<n<300




12

24

6

12

24

48

12

24

300<n




0,04n

0,08n

0,02n

0,04n

0,08n

0,16n

0,04n

0,08n

Примечания: 1. n - число несущих проволок в наружных прядях каната; d - диаметр каната, мм.

2. Проволоки заполнения не считаются несущими, поэтому не подлежат учету. В канатах с несколькими слоями прядей учитываются проволоки только видимого наружного слоя. В канатах со стальным сердечником последний рассматривается как внутренняя прядь и не учитывается.

3. Число обрывов не следует путать с количеством оборванных концов проволок, которых может быть в 2 раза больше.

4. Для канатов конструкции с диаметром наружных проволок во внешних прядях, превышающим диаметр проволок нижележащих слоев, класс конструкции понижен и отмечен звездочкой.

5. При работе каната полностью или частично с блоками из синтетического материала или из металла с синтетической футеровкой отмечается появление значительного числа обрывов проволок внутри каната до появления видимых признаков обрывов проволок или интенсивного износа на наружной поверхности каната. Такие канаты отбраковываются с учетом потери внутреннего сечения.

6. Незаполненные строки в графе "Конструкции канатов по ИСО и государственным стандартам" означают отсутствие конструкций канатов с соответствующим числом проволок. При появлении таких конструкций канатов, а также для канатов с общим числом проволок более 300 число обрывов проволок, при которых канат бракуется, определяется по формулам, приведенным в нижней строке таблицы, причем полученное значение округляется до целого в большую сторону.

7. Канаты грузоподъемных машин, предназначенных для подъема людей, а также транспортирующих расплавленный или раскаленный металл, огнеопасные или ядовитые вещества, бракуются при вдвое меньшем числе обрывов проволок.


3. При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа (рис. 59) или коррозии (рис. 60) на 7% и более по сравнению с номинальным диаметром канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок.

о


Рис. 59. Износ наружных проволок каната крестовой свивки:

а - небольшие лыски на проволоках; б - увеличенная длина лысок

на отдельных проволоках; в - удлинение лысок в отдельных проволоках

при заметном уменьшении диаметра проволок; г - лыски на всех проволоках,

уменьшение диаметра каната; д - интенсивный износ всех наружных проволок

каната (уменьшение диаметра проволок на 40%)


Рис. 60. Поверхностная коррозия проволок каната крестовой свивки:

а - начальное окисление поверхности; б - общее окисление поверхности;

в - заметное окисление; г - сильное окисление; д - интенсивная коррозия


При уменьшении диаметра каната в результате повреждения сердечника внутреннего износа, обмятая, разрыва и т.п. (на 3% от номинального диаметра у некрутящихся канатов и на 10% у остальных канатов) канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок (рис. 61).

о

Рис.61. Местное уменьшение диаметра каната на месте разрушения

органического сердечника


При наличии у каната поверхностного износа или коррозии проволок число обрывов как признак браковки должно быть уменьшено в соответствии с данными таблицы 7.

При уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в результате износа (см. рис. 59)или коррозии (см. рис. 60) на 40% и более канат бракуется.

Таблица 7


Нормы браковки каната в зависимости от

поверхностного износа или коррозии

Уменьшение диаметра проволок в результате поверхностного износа или коррозии, %


Число обрывов проволок, % от норм, указанных в табл. 6


10

15

20

25

30 и более


85

75

70

60

50


Определение износа или коррозии проволок по диаметру производится с помощью микрометра или иного инструмента, обеспечивающего аналогичную точность.

При меньшем, чем указано в табл. 6, числе обрывов проволок, а также при наличии поверхностного износа проволок без их обрыва канат может быть допущен к работе при условии тщательного наблюдения за его состоянием при периодических осмотрах с записью результатов в журнал осмотров и смены каната по достижении степени износа, указанной в табл. 7.

Если груз подвешен на двух канатах, то каждый бракуется в отдельности, причем допускается замена одного, более изношенного каната.


4. Для оценки состояния внутренних проволок, т.е. для контроля потери металлической части поперечного сечения каната (потери внутреннего сечения), вызванных обрывами, механическим износом и коррозией проволок внутренних слоев прядей (рис. 62), канат необходимо подвергать дефектоскопии по всей его длине. При регистрации с помощью дефектоскопа потери сечения металла проволок, достигшей 17,5% и более, канат бракуется.


5. При обнаружении в канате одного или нескольких оборванных прядей канат к дальнейшей работе не допускается.

о

Рис.62. Уменьшение площади поперечного сечения

проволок (интенсивная внутренняя коррозия)


6. Волнистость каната характеризуется шагом и направлением ее спирали (63). При совпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и равенстве шагов спирали волнистости Нв и свивки каната Нк канат бракуется при dB > l,08dK, где dB -диаметр спирали волнистости, dK- номинальный диаметр каната.

о

Рис. 63. Волнистость каната (объяснение в тексте)


При несовпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и неравенстве шагов спирали волнистости и свивки каната или совпадении одного из параметров канат подлежит браковке при dB>4/3dK. Длина рассматриваемого отрезка каната не должна превышать 25 dK.


7. Канаты не должны допускаться к дальнейшей работе при обнаружении: корзинообразной деформации (рис. 64); выдавливания сердечника (рис. 65); выдавливания или расслоения прядей (рис. 66); местного увеличения диаметра каната (рис. 67); местного уменьшения диаметра каната (рис. 61); раздавленных участков (рис. 68); перекручиваний (рис. 69); заломов (рис. 70); перегибов (рис. 71); повреждений в результате температурных воздействий или электрического дугового разряда.

о

Рис. 64. Корзинообразная деформация


о

Рис. 65. Выдавливание сердечника


о

Рис. 66. Выдавливание проволок прядей:

а - в одной пряди; б - в нескольких прядях


о

Рис. 67. Местное увеличение диаметра каната


о

Рис. 68. Раздавливание каната


о

Рис. 69. Перекручивание каната


о

Рис. 70. Залом каната


о

Рис. 71. Перегиб каната

ПРИЛОЖЕНИЕ N 14

к Правилам



Рекомендуемое



ЖУРНАЛ

учета и периодического осмотра съемных

грузозахватных приспособлений (СГЗП) и тары


       

Учет

N СГЗП или тары

Наименование СГЗП или тары

Грузоподъемность СГЗП или тары

Изготовитель

N паспорта, дата испытания

Дата

Результат

Должность, фамилия, и.о. и подпись производившего осмотр

1

2

3

4

5

6

7

8

     

   


   

     




     





ПРИЛОЖЕНИЕ N 15

к Правилам



ДОПУСТИМЫЕ ПАРАМЕТРЫ

температуры, относительной влажности и скорости

движения воздуха в рабочей зоне производственных

помещений в переходный и холодный

периоды года


Таблица 8

    

     

Нормируемые параметры

Категория работ

Температура воздуха, °С

Относительная влажность воздуха, %, не более

Скорость движения воздуха, м/с, не более

Температура воздуха вне пост. рабочих мест, °С

1

2

3

4

5

легкая - I


21-25

75

0,1-0,2

17-26

средней тяжести - IIа

17-23

75

0,3

15-24

средней тяжести - IIб


15-21

75

0,4

13-23

тяжелая - III

  

13-19

75

0,5

12-20

          



ДОПУСТИМЫЕ НОРМЫ

температуры, относительной влажности и скорости

движения воздуха в рабочей зоне производственных

помещений в теплый период года


Таблица 9

     

Категория работ

Допустимая температура

воздуха в помещениях, °С

  

Относительная влажность воздуха,

% не более

    

Скорость движения воздуха на рабочих местах, м/с*

на постоянных рабочих местах

на непостоянных рабочих местах

1

2

3

4

5

Легкая - Iа

                 Iб

24-31

23-31

23-32

22-32

40-60 30 (при 32°С)

40-60 35 (при 31°С)

   

0,3-0,5

0,3-0,6

Средней





тяжести - IIа

                  IIб

  

22-30

21-29

21-31

20-30

40-60

40-60

0,3-0,7

0,4-0,7

Тяжелая - III

   

20-27

19-29

40-60

0,4-0,7

     


Примечания:


1. Явное тепло - тепловыделение более 20 ккал/куб.м ч.


2. Категории работ: I категория - легкие физические работы с энергозатратами до 150 ккал/ч;

IIа категория - работы средней тяжести с энергозатратами до 200 ккал/ч;

IIб категория - тоже с перемещением тяжести массой до 10 кг и с энергозатратами до 250 ккал/ч;

III категория - тяжелые физические работы с энергозатратами более 250 ккал/ч.


3. Сезоны года: Теплый период - среднесуточная температура наружного воздуха 10°С и выше;

Холодный период - среднесуточная температура наружного воздуха ниже 0°С.


4. * - большая скорость движения воздуха соответствует максимальной температуре воздуха, меньшая - минимальной.


5. В помещениях со значительным выделением влаги допускается повышение относительной влажности воздуха на 10%, но не выше 75%, при этом температура воздуха в помещениях не должна превышать 28°С для работ легких и средней тяжести и 26°С - для тяжелых работ.


6. Для районов с повышенной влажностью допускается для теплого периода года относительная влажность воздуха в рабочей зоне производственных помещений выше указанной в табл. 3 на 10%.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 16

к Правилам



НОРМЫ И СРОКИ

испытаний ручных грузоподъемных

механизмов и приспособлений

    

Таблица 10

   

   

     

Механизмы и приспособления

    

   

Испытательная нагрузка, Н

Продолжительность статических испытаний,

мин

Периодичность

при приемочных испытаниях и после капитального ремонта

при периодических испытаниях

статическая

динамическая

статическая

динамическая

Лебедки ручные

1,25 Рн

1,1 Рн

1,1 Рн

1,0 Рн

10

1 раз в год

Тали

1,25 Рн

1,1 Рн

1,1 Рн

1,0 Рн

10

1 раз в год

Блоки и полиспасты

1,25 Рн

1,1 Рн

1,1 Рн

1,0 Рк

10

1 раз в год

Домкраты

1,25 Рн

1,1 Рн

1,1 Рн

1,0 Рн

10

1 раз в год

Канаты стальные

1,25 Рн

-

1,1 Рн

-

10

1 раз в 6 месяцев

Канаты пеньковые, хлопчатобумажные, капроновые

1,25 Рн

-

1,1 Рн

-

10

1 раз в 6 месяцев

Стропы, скобы, кольца и подобные им приспособления

1,25 Рн

-

1,1 Рн

-

10

1 раз в 6 месяцев

Предохранительные пояса, страхующие канаты

300

-

225

-

5

-

Монтерские когти

180

-

135

-

5

-

Лестницы деревянные

120-200

-

100-180

-

5

1 раз в год

       

Примечания:


1. Рн - допустимая рабочая нагрузка, кН.


2. При неудовлетворительных результатах статических испытаний динамические испытания не проводятся. Статические и динамические испытания выполняются в соответствии с программой испытаний.


3. При статическом испытании пробный груз должен находиться на высоте около 100 мм от земли или пола.


4. При испытаниях канаты (цепи) должны выдерживать испытательную нагрузку без разрывов и заметного местного удлинения у каната и вытяжки отдельных звеньев у цепей.


5. Перед испытанием подъемные механизмы и приспособления должны быть проверены (осмотрены) и при необходимости отремонтированы.


6. Все механизмы и приспособления после капитального ремонта подлежат обязательному испытанию вне зависимости от очередного срока испытания.


7. Винтовые домкраты должны подвергаться осмотру 1 раз в 3 месяца.



"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2006 г., N 24, ст. 221