Внимание!

Документ утратил силу.
Смотрите подробности в начале документа.


ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебные акты / Постановления Пленума Верховного суда / Утратившие силу документы /

Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 15.09.2000 г. N 22 "О судебной практике по рассмотрению дел об административных правонарушениях"

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

15.09.2000 г.

N 22



О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

ПО  РАССМОТРЕНИЮ  ДЕЛ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ

ПРАВОНАРУШЕНИЯХ


Статья 20 Конституции Республики Узбекистан провозглашает, что осуществление прав и свобод гражданами не должно нарушать законных интересов, прав и свобод других лиц, государства и общества.

Исходя из этой конституционной нормы суды при рассмотрении дел об административных правонарушениях в отношении лиц, которые действием или бездействием посягают на личность, права и свободы граждан, собственность, государственный и общественный порядок, природную среду в основном правильно применяют законодательство об административной ответственности.

Вместе с тем, при подготовке дел этой категории к рассмотрению и судебном разбирательстве суды в ряде случаев допускают нарушения закона.

В частности, они не уделяют должного внимания вопросам соблюдения сроков привлечения к административной ответственности, составлению протоколов органами (должностными лицами), не обладающими такими правами, либо оформлению их с нарушением требования закона.

В целях устранения имеющихся в судебной практике ошибок и недостатков, а также разрешения возникших вопросов, Пленум Верховного суда Республики Узбекистан ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Обратить внимание судей на необходимость строгого соблюдения требований закона при рассмотрении дел об административных правонарушениях, на соблюдение принципов равенства граждан перед законом, демократизма, гуманизма, справедливости и неотвратимости ответственности.

Судам необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьей 9 КоАО акты, смягчающие или устраняющие ответственность за административные правонарушения, имеют обратную силу, то есть распространяются и на правонарушения, совершенные до вступления в силу этих актов, а акты, устанавливающие или усиливающие ответственность за административные правонарушения, обратной силы не имеют.

2. Судьи при принятии к своему производству дел об административных правонарушениях обязаны соблюдать требования статьи 245 Кодекса об административной ответственности (далее в тексте  КоАО).


3. При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судье надлежит решить вопросы, предусмотренные статьей 303 КоАО.


4. При неподсудности дела об административном правонарушении данному суду или направление его с нарушением требований статьи 282 КоАО, оно возвращается органу (должностному лицу), составившему административный протокол или вынесшему постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, мотивированным письмом судьи.

Время, затраченное для устранения установленных недостатков, не приостанавливает течение сроков, установленных статьями 36 и 305 КоАО для рассмотрения дела об административной ответственности и применения административного взыскания.


5. Содержание протокола об административном правонарушении и постановление о возбуждении административного дела должны соответствовать требованиям статьи 281 КоАО. В случаях, когда протокол составлен или постановление о возбуждении административного дела вынесено ненадлежащим должностным лицом, в нем не указаны время совершения и существо административного правонарушения, нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение, или лицо, привлекаемое к ответственности, не ознакомлено с материалами дела, либо ему в предусмотренном КоАО порядке не вручены копия протокола или постановления, а также если ему не разъяснены права, предусмотренные статьей 294 КоАО, судья возвращает протокол или постановление соответствующему органу или должностному лицу, его составившему для устранения недостатков.


6. При рассмотрении дела об административном правонарушении судья обязан принимать меры к обеспечению права на защиту лица, привлекаемого к административной ответственности в соответствии с требованиями статьи 294 КоАО.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката, выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, обжаловать постановление по делу.

Обязанность доказывать совершение административного правонарушения конкретным лицом возлагается на органы (должностных лиц), составивших протокол об административном правонарушении. Поэтому привлекаемый к административной ответственности, имея право на защиту, может доказывать свою невиновность, но это не является его обязанностью.

Нарушение права на защиту лица, привлекаемого к административной ответственности, может служить основанием для отмены постановления о наложении административного наказания.


6-1. Разъяснить, что согласно статье 17-1 КоАО за нарушения правил дорожного движения, зафиксированные специальными автоматизированными техническими средствами фото- и видео фиксации, административной ответственности подлежит собственник транспортного средства, а в случае, когда оно принадлежит юридическому лицу - лицо, ответственное за эксплуатацию данного транспортного средства.

Под автоматизированными техническими средствами фото- и видео фиксации следует понимать специальные технические средства, включая фото радары, имеющие функции фото, видеозаписи, работающие в автоматическом режиме и являющиеся составной частью компьютеризованной системы управления безопасностью дорожного движения.

7. В целях объективного и беспристрастного рассмотрения дело об административном правонарушении должно рассматриваться в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. В отсутствии этого лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела, если от него не поступало ходатайства об отложении дела, либо при его согласии на рассмотрение дела (судья об этом должен мотивировать в постановлении по делу). В случае, предусмотренном статьей 309-1 КоАО, дело об административном правонарушении судом рассматривается без участия лица, привлекаемого к административной ответственности.

В случаях, предусмотренных частью третьей статьи 294 КоАО присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, является обязательным. Не соблюдение этого правила является основанием для отмены постановления.


8. Разъяснить, что при подготовке к рассмотрению дела судья обязан выяснить, не имеется ли обстоятельств, исключающих производство по делу. При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 271 КоАО, судья обязан вынести постановление о прекращении дела производством. Если судья придет к выводу о малозначительности совершенного административного правонарушения, на основании статьи 21, 308-1 и части второй статьи 310 КоАО он прекращает производство по делу, освобождает правонарушителя от административной ответственности и ограничивается предупреждением.

Предупреждение не является видом административного взыскания, предусмотренного статьей 23 КоАО, в связи с этим по такому делу ссылка на статью 33 Кодекса необязательна.


9. В соответствии со статьей 36 КоАО административное взыскание может быть применено не позднее одного года со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - одного года со дня его обнаружения. В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращении его производством, но при наличии в действиях правонарушителя признаков административного правонарушения, административное взыскание может быть применено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

При длящемся правонарушении днем установления факта правонарушения является дата составления протокола, постановления об административном правонарушении надлежащим должностным лицом.


10. При рассмотрении дел об административных правонарушениях должностным лицам, органам дознания и судьям надлежит тщательно устанавливать круг обстоятельств, предусмотренных статьей 307 КоАО, а также личность правонарушителя.

Исследуя вопрос о факте правонарушения, о виновности лица в его совершении, судья обязан проверить не только представленные материалы, но и при необходимости истребовать дополнительные доказательства, вызвать должностное лицо, составившее протокол о правонарушении, потерпевших и свидетелей, назначить экспертизу и произвести другие действия.

Должностное лицо, орган дознания и судья должны обращать особое внимание установлению личности правонарушителя, а именно фамилию, имя, отчество, год рождения, гражданство, образование, место постоянного и временного проживания, семейное положение, возраст находящихся на иждивении лиц, судимость, привлечение лица в течении последнего года к административной ответственности, род занятий, а при необходимости состояние здоровья и наличие инвалидности. При отсутствии этих или иных необходимых данных о личности правонарушителя в представленных материалах, судья обязан принять меры к их истребованию.

Помимо этого, подлежат тщательному изучению вопросы правильного признания правонарушителя должностным лицом, служащим негосударственной коммерческой организации, организации с государственным участием, а также правового статуса организации с государственным участием. В частности, для выяснения обоснованности признания организации с государственным участием необходимо истребовать подтверждающие документы из соответствующих органов, в которых она прошла регистрацию, наличия на момент совершения правонарушения государственной доли в уставном фонде либо государственного участия.

11. В случаях, когда для установления истины по делу возникает необходимость в специальных познаниях, судья при рассмотрении дела об административном правонарушении своим постановлением назначает соответствующую экспертизу.

Права и обязанности эксперта определены в статье 299 КоАО. В постановлении о назначении экспертизы указываются основания для назначения экспертизы, наименование экспертного учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в его распоряжение.

Эксперт, исполняя поручение органа (должностного лица), в производстве у которого находится дело, отвечает в своем заключении на поставленные вопросы и это заключение приобщается к материалам дела.


12. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении, подписывается председательствующим и секретарем, либо должностным лицом, рассмотревшим дело. Нарушение этого требования является основанием для отмены постановления по данному делу.


13. При совершении нескольких правонарушений взыскание по ним определяется на основании статьи 34 КоАО. Разъяснить, что в случае совершения нескольких правонарушений, одно из которых подведомственно суду, то все материалы должны разрешаться судом.

Если за административное правонарушение предусмотрено взыскание в виде конфискации имущества или лишения определенного права, то такие дела также подлежат разрешению судом. Если лицо совершило несколько правонарушений, то такие дела рассматриваются органом или должностным лицом, которые вправе наложить более строгое взыскание.

При назначении взыскания за совершение нескольких правонарушений необходимо принимать во внимание сущность совершенного правонарушения, степень вины, имущественное положение, а также обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность правонарушителя.


14. Статьями 31 и 32 Кодекса об административной ответственности предусмотрены обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. Орган (должностное лицо), рассматривающий дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и другие обстоятельства, не предусмотренные статьей 31 КоАО. Вместе с тем, обстоятельства отягчающие ответственность, указанные в статье 32 КоАО, являются исчерпывающими и расширительному толкованию не подлежат. Судья, применяющий административное взыскание, в зависимости от характера административного правонарушения может не признать отягчающими вину обстоятельства, указанные в статье 32 КоАО.


15. В соответствии со статьей 37 КоАО лицо, подвергнутое административному взысканию, в течении года со дня окончания исполнения взыскания, не совершившее нового административного правонарушения, считается не подвергавшимся административному взысканию. Соответственно, если лицо совершившее правонарушение освобождено от административной ответственности на основании статьи 21 КоАО, а также в случаях прекращения производства по делу по основаниям, предусмотренным пунктами 5-6 статьи 271 КоАО, то оно считается не имеющим административное взыскание.


16. Применение административного ареста допускается в исключительных случаях. Назначение этого вида административного взыскания должно быть мотивировано в описательной части постановления.

Необходимо обратить внимание судей на то, что административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, лицам, воспитывающим в одиночку ребенка в возрасте до четырнадцати лет, к лицам, не достигшим восемнадцати лет, а также к инвалидам первой и второй групп.


17. Разъяснить, что если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено отсутствие в действиях правонарушителя состава правонарушения, указанного в протоколе об административном правонарушении, а имеются признаки иного правонарушения, не отличающегося от фактических обстоятельств и не отягчающего ответственность правонарушителя, судья вправе переквалифицировать эти действия на соответствующую статью КоАО. При наличии в действиях правонарушителя другого вида правонарушения, отягчающего ответственность либо признаков состава уголовного преступления, судья в соответствии со статьей 278 КоАО должен направить материалы дела соответствующему должностному лицу, либо прокурору.


18. Разъяснить, что при рассмотрении дел об административных нарушениях в отношении несовершеннолетних, помимо установления данных о личности правонарушителя, следует также устанавливать его место жительство, с кем он проживает, обстановку по месту учебы или работы, семейное положение, а также участие в правонарушении взрослых подстрекателей и других участников. При рассмотрении дел этой категории необходимо обеспечить участие законного представителя несовершеннолетнего правонарушителя.

При решении вопроса о направлении материалов в отношении несовершеннолетнего правонарушителя в комиссию по делам несовершеннолетних судам следует иметь в виду, что в эту комиссию возможно направление материалов о всех правонарушениях несовершеннолетних, за исключением материалов о правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьей 194 КоАО.


19. При вынесении постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении в соответствии с требованиями части 2 статьи 310 КоАО необходимо указывать на обстоятельства, указанные в статье 271 КоАО.


20. Постановление по делу об административном правонарушении выносится в соответствии с требованиями статьи 309 КоАО.

В вводной части постановления указывается наименование суда, рассматривающего дело об административном правонарушении, дата рассмотрения дела, фамилия, имя и отчество судьи, а также полные данные о личности правонарушителя.

В описательной части постановления излагаются обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, время и место совершения правонарушения, доказательства виновности или невиновности привлекаемого к ответственности, основания освобождения лица от ответственности, а также указываются нормативные акты, предусматривающие административную ответственность.

В резолютивной части постановления об административном правонарушении указывается вид административного взыскания либо решение суда об освобождении лица от ответственности, а в случаях применения взыскания в виде административного ареста  начало исчисления его отбывания (дату и время).

Если при назначении взыскания за административное правонарушение одновременно решается вопрос о возмещении имущественного вреда, то в постановлении указывается размер ущерба, подлежащего возмещению, а также устанавливается срок и порядок его возмещения.

В постановлении, содержащем указание о конфискации предмета, должен быть назван предмет, подлежащий конфискации, при изъятии у лица предметов, использованных во время совершения правонарушения, а также документов, денег, в постановлении судьей указывается о судьбе этих предметов и документов.


21. При наличии в диспозиции отдельных статей КоАО ссылки на нарушение порядка, установленного Положением или Правилами (бланкетная диспозиция), судья, вынося постановление о привлечении к административной ответственности должен указать, какие нормы Положения или Правил были нарушены правонарушителем.


22. Постановление по делу об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 311 КоАО объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления в течении трех дней вручается под расписку лицу, в отношении которого вынесено административное взыскание. Потерпевшему копия постановления по его просьбе вручается под расписку, а если она высылается по почте, об этом делается соответствующая запись в деле. Судья должен разъяснить лицу, привлеченному к административному взысканию порядок и сроки обжалования постановления, а также правовые последствия уклонения от исполнения постановления.

По делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 185, частями первой и второй статьи 220 КоАО, в отношении лица, которому огнестрельное оружие, а также боевые припасы вверены в связи с выполнением служебных обязанностей или переданы во временное пользование предприятием, учреждением, организацией, копия постановления направляется соответствующему предприятию, учреждению, организации, для сведения, а органу внутренних дел - для рассмотрения вопроса о запрещении этому лицу пользоваться огнестрельным оружием.


23. Разъяснить, что постановление судьи по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в десятидневный срок со дня получения копии постановления правонарушителем, потерпевшим, адвокатом или законным представителем председателю районного (городского) суда по уголовным делам или в вышестоящий суд. Если в указанный срок постановление не обжалуется, оно вступает в законную силу. Протест прокурора, вне зависимости от вступления в силу постановления, рассматривается в кассационном либо надзорном порядке. Судья, получив жалобу или протест, в течении трех дней приобщает её к материалам дела и направляет его для рассмотрения председателю суда или в вышестоящий суд.

24. В соответствии с требованиями статьи 320 КоАО дело по жалобе или протесту на постановление судьи по административному правонарушению рассматривается судьей кассационной инстанции единолично по поручению председателя суда. Решение судьи суда кассационной инстанции по жалобе или протесту на постановление судьи по делу об административном правонарушении выносится в форме постановления и вступает в силу с момента его вынесения. Судья кассационной инстанции, рассматривая жалобу или протест на постановление по делу об административном правонарушении, принимает постановление, регламентированное статьей 321 КоАО.

Если в ходе рассмотрения жалобы, поданной на постановление о привлечении к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения, зафиксированное специальными автоматизированными техническими средствами фото- и видео фиксации будет установлен факт управления транспортным средством в момент фиксации правонарушения другим лицом, а не собственником транспортного средства либо данное транспортное средство выбыло из его владения, в таких случаях, собственник транспортного средства освобождается от административной ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 271 КоАО. При этом необходимые материалы подлежат направлению в органы безопасности дорожного движения для решения вопроса о привлечении к административной ответственности соответствующего лица.

Судья кассационной инстанции, а также надзорная инстанция вправе переквалифицировать действия правонарушителя на другую статью кодекса об административной ответственности, если фактические обстоятельства правонарушения незначительно отличаются от обстоятельств, указанных в протоколе об административном правонарушении и в постановлении о наложении административного взыскания и не отягчают положение правонарушителя.


25. На постановление судьи кассационной инстанции, на основании которого постановление об административном взыскании вступает в законную силу, заинтересованными лицами могут быть принесены жалобы в порядке надзора.

На вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении в общем порядке, установленном Законами Республики Узбекистан "О судах" и "О прокуратуре", председателями соответствующих судов и прокурорами могут быть принесены протесты в порядке надзора.

Жалоба или протест в порядке надзора на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей вышестоящего суда по поручению председателя этого суда.  Если дело ранее рассматривалось судьей в кассационном порядке, то в порядке надзора оно разрешается председателем суда или его заместителем.

Разъяснить судам, что по истечении одного года со дня вступления постановления по делу об административном правонарушению в законную силу, оно не может быть отменено в сторону отягчения положения правонарушителя. Это правило не распространяется на случаи изменения постановления в сторону смягчения положения правонарушителя.

Не допускается принесение протеста в порядке надзора на постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, принятому по основаниям, предусмотренным статьей 271 КоАО, по истечении сроков, предусмотренных статьей 36 КоАО.


26. При рассмотрении дел об административном правонарушении, при наличии оснований в соответствии со статьей 313 КоАО судья вносит представление по месту учебы, работы или жительства правонарушителя, направленное на устранение причин и условий, способствовавших совершению правонарушения.


27. Верховному суду Республики Каракалпакстан по уголовным делам, областным и Ташкентскому городскому судам по уголовным делам усилить надзор за рассмотрением судьями дел об административных правонарушениях, систематически обобщать судебную практику по делам об административной ответственности.


Председатель Верховного суда

Республики Узбекистан                                        У.К. Мингбаев



Секретарь Пленума,

судья Верховного суда                                          А.А. Мухаммадиев



























Время: 0.2166
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск