Внимание! Документ утратил силу.
Смотрите подробности в начале документа.
Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Пенсии. Пособия. Социальная защита/ Утратившие силу акты/ Социальная защита населения/ Закон Республики Узбекистан от 18.11.1991 г. N 422-XII "О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан" (Новая редакция) (Утверждена Законом РУз от 11.07.2008 г. N ЗРУ-162)Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
18.11.1991 г.
N 422-XII
О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ
ИНВАЛИДОВ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
(Новая редакция)
Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области социальной защищенности инвалидов.
о социальной защищенности инвалидов
Законодательство о социальной защищенности инвалидов состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о социальной защищенности инвалидов, то применяются правила международного договора.
В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
инвалид - лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности вследствие наличия физических, умственных, психических или сенсорных (чувственных) нарушений признано в установленном законодательством порядке инвалидом и нуждается в социальной помощи и защите;
дети-инвалиды - лица в возрасте до восемнадцати лет, которые в связи с ограничением жизнедеятельности вследствие наличия физических, умственных, психических или сенсорных (чувственных) нарушений признаны в установленном законодательством порядке инвалидами и нуждаются в социальной помощи и защите;
социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества;
реабилитация инвалидов - система медицинских, социальных, психологических, педагогических, физических, профессиональных, трудовых мер, направленных на предоставление инвалидам помощи в восстановлении и компенсации нарушенных или утраченных функций организма, устранение ограничений их жизнедеятельности;
медико-социальная экспертиза - определение на основе комплексного обследования всех систем организма конкретного лица степени потери здоровья, степени ограничения его жизнедеятельности, вызванного стойким расстройством функций организма, группы инвалидности, причины и времени ее наступления, а также подготовка рекомендаций о возможных для лица по состоянию здоровья видах трудовой деятельности и условий труда, потребности в постороннем уходе, соответствующих видах санаторно-курортного лечения и социальной защите;
ограничение жизнедеятельности лица - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься обучением и трудовой деятельностью.
Признание лица инвалидом, в том числе детей в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, осуществляется врачебно-трудовыми экспертными комиссиями, а детей в возрасте до шестнадцати лет - врачебно-консультативными комиссиями.
Создание врачебно-трудовых экспертных комиссий и врачебно-консультативных комиссий, а также выдача ими заключений производятся в порядке, установленном законодательством.
Государство гарантирует обеспечение учета потребностей инвалидов в мерах социальной помощи и защиты на основе оценки ограничений жизнедеятельности, реализацию программ реабилитации и социальной защиты инвалидов в предусмотренных законодательством видах, создание условий для интеграции инвалидов в общество, принятие необходимых мер по обеспечению защиты инвалидов от всех форм дискриминации.
Статья 6. Государственная политика в области
социальной защищенности инвалидов
Основными направлениями государственной политики в области социальной защищенности инвалидов являются:
обеспечение прав, свобод и законных интересов инвалидов;
недопущение дискриминации инвалидов;
защита чести и достоинства инвалидов;
обеспечение равенства прав и возможностей для инвалидов;
обеспечение соблюдения законодательства о социальной защищенности инвалидов;
обеспечение дошкольного и внешкольного образования детей-инвалидов, профессиональной подготовки инвалидов, получения ими общего среднего, среднего специального, профессионального и высшего образования;
обеспечение открытости и прозрачности деятельности государственных органов и их должностных лиц по защите прав, свобод и законных интересов инвалидов;
развитие сотрудничества между государственными органами, органами самоуправления граждан и негосударственными некоммерческими организациями в области социальной защищенности инвалидов.
Статья 7. Полномочия органов государственной власти
и управления в области социальной защищенности инвалидов
Органы государственной власти и управления в пределах своих полномочий:
формируют и реализуют государственную политику в области социальной защищенности инвалидов;
определяют приоритетные направления по социальной защищенности инвалидов;
формируют и реализуют государственные, а также территориальные программы реабилитации, социальной защиты инвалидов и обеспечения их прав и законных интересов;
обеспечивают исполнение законодательства о социальной защищенности инвалидов;
осуществляют координацию деятельности государственных органов, органов самоуправления граждан в области социальной защищенности инвалидов;
осуществляют контроль за деятельностью государственных органов по обеспечению прав, свобод и законных интересов инвалидов;
финансируют и организуют проведение научных исследований и подготовку специалистов в области медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов;
принимают меры по развитию сети стационарных учреждений социального обслуживания инвалидов, нуждающихся в постороннем уходе и помощи;
резервируют минимальное количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов;
создают сеть реабилитационных, научно-производственных центров, отделений восстановительной терапии в амбулаторных и стационарных лечебно-профилактических учреждениях государственной системы здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания инвалидов, специализированных образовательных учреждений, специализированных санаторно-курортных учреждений, а также создают предприятия и организации по оказанию социально-бытовых услуг инвалидам.
Органы государственной власти и управления могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 8. Участие органов самоуправления граждан
и негосударственных некоммерческих организаций
в обеспечении прав и социальной защите инвалидов
Органы самоуправления граждан и негосударственные некоммерческие организации содействуют обеспечению прав и социальной защите инвалидов.
Органы самоуправления граждан и негосударственные некоммерческие организации могут:
получать правовую, методическую, организационную и финансовую помощь от государства и в установленном порядке от международных организаций при осуществлении полномочий по обеспечению прав инвалидов;
принимать участие в решении проблем, связанных с социальной защитой инвалидов, а также в финансировании соответствующих мероприятий.
ДЛЯ БЕСПРЕПЯТСТВЕННОГО ДОСТУПА ИНВАЛИДОВ
К ОБЪЕКТАМ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ,
ПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАНСПОРТОМ, СРЕДСТВАМИ
СВЯЗИ И ИНФОРМАЦИИ
Статья 9. Учет потребностей инвалидов при проектировании
и застройке населенных пунктов, разработке и производстве
транспортных средств, средств связи и информации
Проектирование и застройка населенных пунктов, формирование жилых районов, разработка проектных решений на новое строительство, реконструкция зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств, средств связи общего пользования и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Нормы и правила на строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов должны быть разработаны с учетом мнения соответствующих общественных объединений инвалидов и согласованы с Министерством занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан.
Статья 10. Обеспечение беспрепятственного доступа
инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, пользования
транспортом, средствами связи и информации
Органы государственного управления, органы государственной власти на местах, предприятия, учреждения и организации (далее - организации) обязаны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым помещениям, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, объектам здравоохранения и спорта, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом, всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, транспортными коммуникациями, средствами связи общего пользования и информации.
Организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющих инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.
Жилые помещения, занимаемые инвалидами или семьями, имеющими в своем составе инвалида, а также строящееся жилье для инвалидов должны быть оборудованы специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Оборудование указанных жилых помещений осуществляется организациями, в ведении которых находится жилищный фонд. Порядок финансирования этих мероприятий определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан. В тех случаях, когда указанные объекты невозможно приспособить для беспрепятственного доступа инвалидов, соответствующими организациями должны быть разработаны и осуществлены необходимые меры, обеспечивающие удовлетворение потребностей инвалидов.
Статья 11. Ответственность за невыполнение обязанностей
по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов
к объектам социальной инфраструктуры, пользования
транспортом, транспортными коммуникациями,
средствами связи и информации
За невыполнение предусмотренных настоящим Законом требований по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым помещениям, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, объектам здравоохранения и спорта, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом, всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, транспортными коммуникациями, средствами связи общего пользования и информации должностные лица организаций привлекаются к административной ответственности.
Применение административного взыскания не освобождает организации от обязанности исполнения требований настоящего Закона по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, пользования транспортом, транспортными коммуникациями, средствами связи общего пользования и информации.
Целью реабилитации инвалидов является восстановление их социального статуса, способностей к самообслуживанию и различным видам профессиональной деятельности, позволяющих инвалидам вести полноценный образ жизни и реализовать свои права и потенциальные возможности.
Реабилитация инвалидов представляет собой комплексную систему мер, включающих в себя:
медицинскую реабилитацию инвалидов, которая состоит из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования;
профессиональную реабилитацию инвалидов, которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства;
социальную реабилитацию инвалидов, которая состоит из социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мер, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, а также способностей инвалида к выполнению определенных видов трудовой деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для выполнения организациями.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мер, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим или иным средством либо видом реабилитации, включая автомобили, кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.
Реабилитационные технические средства и услуги предоставляются инвалидам, как правило, в натуральной форме.
Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство, либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства либо услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.
В случае отказа инвалида от индивидуальной программы реабилитации инвалида в целом или от реализации отдельных ее частей соответствующие организации не несут ответственности за ее невыполнение.
ГЛАВА 4. ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ПОДГОТОВКА ИНВАЛИДОВ
Статья 15. Формы получения инвалидами образования,
профессиональной подготовки и повышения квалификации
Получение образования, профессиональная подготовка и повышение квалификации инвалидов осуществляются в следующих формах: с отрывом и без отрыва от производства, экстерната, дистанционного обучения, получения образования в семье и самообразования на основе государственных образовательных стандартов.
Дошкольное образование детей-инвалидов осуществляется в дошкольных образовательных учреждениях. В случае если здоровье детей-инвалидов исключает возможность их пребывания в дошкольных образовательных учреждениях, дошкольное образование детей-инвалидов осуществляется в специализированных образовательных учреждениях, в том числе домах-интернатах.
Статья 17. Общее среднее, среднее специальное,
профессиональное и высшее образование инвалидов
Общее среднее, среднее специальное, профессиональное и высшее образование инвалидов осуществляется во всех образовательных учреждениях, а при необходимости - в специализированных образовательных учреждениях.
Для детей-инвалидов, проходящих курс лечения в стационарных лечебно-профилактических или реабилитационных учреждениях, организуются учебные занятия.
Статья 18. Профессиональная подготовка
и повышение квалификации инвалидов
Профессиональная подготовка и повышение квалификации инвалидов обеспечиваются в образовательных учреждениях, в том числе специализированных образовательных учреждениях, а также на предприятиях общественных объединений инвалидов совместно с учреждениями социального обеспечения в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Материальное обеспечение инвалидов в период профессиональной подготовки и повышения квалификации осуществляется в порядке, определяемом законодательством.
Органы государственного управления, органы государственной власти на местах и органы самоуправления граждан обеспечивают детям-инвалидам доступность внешкольного образования, направленного на всестороннее и гармоничное их развитие, воспитание общественной активности, интереса к труду, приобщение к науке, технике, искусству и спорту, создают для этого необходимые условия.
Образование детей-инвалидов в семье осуществляется с учетом желания родителей или лиц, заменяющих родителей, при отсутствии возможности его получения в образовательных учреждениях, в том числе специализированных образовательных учреждениях. При этом одному из родителей либо лицу, заменяющему родителя, предоставляются материальное обеспечение и льготы в порядке и на условиях, определяемых Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Образовательные учреждения, в том числе специализированные образовательные учреждения, обязаны оказывать помощь родителям или лицам, заменяющим родителей, в получении образования детей-инвалидов в семье.
Статья 21. Воспитание и обучение детей-инвалидов
в стационарных учреждениях
Детям-инвалидам, постоянно пребывающим в стационарных учреждениях, этими учреждениями обеспечивается непрерывность воспитания и образования в органической связи с социально-бытовой и трудовой адаптацией.
Республикой Узбекистан признается язык жестов в качестве средства межличностного общения. Правовой статус и сфера применения языка жестов определяются законодательством.
Инвалидам, занятым в организациях, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Условия труда, в том числе оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного отпусков, устанавливаемые в коллективном или индивидуальном трудовом договоре, не могут быть ниже предусмотренных нормативно-правовыми актами и ухудшать положения или ограничивать права инвалидов по сравнению с другими работниками.
Инвалид вправе работать в организациях с обычными условиями труда, на специализированных предприятиях, в цехах и на участках, использующих труд инвалидов, а также осуществлять индивидуально-трудовую или иную деятельность, не запрещенную законом.
Отказ в заключении трудового договора с инвалидом либо в продвижении его по работе, прекращение трудового договора с ним по инициативе работодателя, перевод инвалида на другую работу без его согласия по мотивам инвалидности не допускаются, за исключением случаев, когда по заключению медико-социальной экспертизы состояние его здоровья препятствует выполнению профессиональных обязанностей либо угрожает здоровью и безопасности труда самого инвалида или других лиц. Инвалид после восстановления своей трудоспособности имеет право на трудоустройство на прежнюю или равнозначную работу.
Органами государственной власти на местах на предприятиях, в учреждениях и организациях с численностью работников более двадцати человек устанавливается и резервируется минимальное количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере не менее трех процентов от численности работников.
За невыполнение решений органов государственной власти на местах по созданию минимального количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов должностные лица организаций привлекаются к административной ответственности.
Применение административного взыскания не освобождает организации от обязанности исполнения требований настоящего Закона по обеспечению занятости инвалидов.
С учетом потребностей инвалидов и местных особенностей создаются специализированные предприятия, цехи и участки для использования труда инвалидов. Инвалиды по зрению имеют преимущественное право участия в производстве, условия которого соответствуют их возможностям.
Органы государственной власти на местах, организации оказывают необходимую помощь инвалидам, работающим на дому, а также инвалидам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, в предоставлении нежилых помещений для указанной деятельности, в приобретении сырья и сбыте продукции.
Социальная помощь инвалидам оказывается в виде:
денежных выплат (пенсии, пособия, единовременные выплаты);
обеспечения техническими или иными средствами, включая автомобили, кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру и сигнализаторы;
услуг по медицинской, профессиональной, социальной реабилитации и бытовому обслуживанию;
транспортных услуг;
обеспечения лекарственными средствами.
Статья 27. Государственные органы, оказывающие
социальную помощь инвалидам
Социальная помощь инвалидам оказывается органами государственной власти на местах, органами здравоохранения, народного образования, иными государственными органами на основании заключений врачебно-трудовых экспертных комиссий и врачебно-консультативных комиссий в соответствии с законодательством.
Социально-бытовое обслуживание инвалидов осуществляется районными (городскими) медицинскими объединениями, благотворительными и иными организациями с участием органов самоуправления граждан в установленном законодательством порядке.
Инвалидам, нуждающимся в постороннем уходе и помощи, районными (городскими) медицинскими объединениями предоставляются медицинские и бытовые услуги на дому либо в стационарных учреждениях социального обслуживания инвалидов.
В случае если работник получил инвалидность по вине работодателя и нуждается в постороннем уходе и помощи, то работодатель обязан за свой счет содержать лицо, осуществляющее уход за инвалидом на время потери им трудоспособности согласно заключению врачебно-трудовых экспертных комиссий или врачебно-консультативных комиссий, и возместить пострадавшему работнику причиненный материальный ущерб и моральный вред.
Статья 29. Условия пребывания инвалидов
в домах-интернатах или иных стационарных учреждениях
социального обслуживания инвалидов
Условия пребывания инвалидов в домах-интернатах или иных стационарных учреждениях социального обслуживания инвалидов должны обеспечивать возможность реализации инвалидами их прав, свобод и законных интересов, содействовать удовлетворению их потребностей в соответствии с настоящим Законом.
Статья 30. Источники финансирования
социальной помощи инвалидам
Социальная помощь инвалидам предоставляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан, фондов социальной защиты инвалидов, а также добровольных взносов организаций и граждан в порядке, установленном законодательством.
Статья 31. Льготы инвалидам и семьям,
имеющим в своем составе инвалида
Льготы инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалида, по предоставлению, приобретению, строительству жилья и пользованию им устанавливаются жилищным законодательством.
В случае когда в результате реабилитационных мер отпала необходимость дальнейшего пребывания инвалида, не имеющего жилья, в доме-интернате или ином стационарном учреждении социального обслуживания инвалидов, ему предоставляется благоустроенная жилая площадь.
Инвалидам с детства и другим инвалидам I и II группы жилое помещение предоставляется с учетом необходимости приближения местожительства к месту работы, лечебно-профилактическим учреждениям и транспортным линиям.
Дети-инвалиды, являющиеся сиротами или лишенные родительского попечения, пребывающие в домах-интернатах либо в иных стационарных учреждениях социального обслуживания инвалидов, по достижении совершеннолетия обеспечиваются вне очереди жилой площадью в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, если она предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни.
Обеспечение инвалидов лекарственными средствами, предоставление им технических или иных средств, а также оказание услуг по бытовому и транспортному обслуживанию осуществляются бесплатно или на льготных условиях в порядке, установленном законодательством.
Общественными объединениями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами в целях защиты своих прав, свобод и законных интересов, обеспечения равных с другими гражданами возможностей.
Общественные объединения инвалидов создаются в порядке, установленном законодательством.
Статья 34. Материально-техническая и финансовая помощь
общественным объединениям инвалидов
Организации и граждане могут оказывать материально-техническую и финансовую помощь общественным объединениям инвалидов.
Споры в области социальной защищенности инвалидов разрешаются в порядке, установленном законодательством.
Статья 36. Ответственность за нарушение законодательства
о социальной защищенности инвалидов
Лица, виновные в нарушении законодательства о социальной защищенности инвалидов, несут ответственность в установленном порядке.
“Народное слово”, 12 июля 2008 г.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
2008 г., N 29-30, ст. 277
Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан,
2008, N 7, ст. 353