земельного законодательства
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
,
земельного законодательства
Земля является общенациональным богатством, подлежит рациональному использованию и охраняется государством как основа жизни, деятельности и благосостояния народа Республики Узбекистан.
Основными задачами земельного законодательства являются регулирование земельных отношений в целях обеспечения в интересах настоящего и будущих поколений научно обоснованного, рационального использования и охраны земель, воспроизводства и повышения плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды, создания условий для равноправного развития всех форм хозяйствования, охраны прав юридических и физических лиц на земельные участки, а также укрепление законности в этой сфере, в том числе путем предупреждения коррупционных правонарушений.
земельного законодательства
Земельное законодательство основывается на следующих основных принципах:
сохранение земельного фонда, улучшение качества и повышение плодородия почв как важнейшего природного ресурса, основы жизнедеятельности граждан;
обеспечение рационального, эффективного и целевого использования земель;
обеспечение особой охраны, расширения и строго целевого использования земель сельскохозяйственного назначения, прежде всего орошаемых земель;
оказание государственной и иной поддержки в осуществлении мероприятий по повышению плодородия сельскохозяйственных угодий, улучшению мелиоративного состояния и охране земель;
предотвращение нанесения ущерба земле и всей окружающей природной среде, обеспечение экологической безопасности;
многообразие форм владения и пользования землей, обеспечение равноправия участников земельных отношений, защита их законных прав и интересов;
обеспечение полноты и доступности информации о состоянии земель.
Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса и иных актов законодательства, регулирующих земельные отношения.
Земельные отношения в Республике Каракалпакстан регулируются также законодательством Республики Каракалпакстан.
Горные, лесные и водные отношения, отношения по использованию и охране почв, растительного и животного мира, а также атмосферного воздуха регулируются специальным законодательством.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые содержатся в земельном законодательстве Республики Узбекистан, то применяются правила международного договора.
Статья 4. Компетенция Кабинета Министров
Республики Узбекистан в области регулирования
земельных отношений
Ведению Кабинета Министров Республики Узбекистан в области регулирования земельных отношений подлежат:
осуществление единой государственной политики по рациональному использованию и охране земель;
принятие нормативных актов о регулировании земельных отношений в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами законодательства;
утверждение государственных программ по повышению плодородия почв, рациональному использованию и охране земель;
организация проведения природно-сельскохозяйственного районирования, землеустройства, мониторинга земель и ведения государственного земельного кадастра;
распоряжение землями, находящимися в государственной собственности;
координация деятельности министерств и ведомств при использовании и охране земель;
прекращение прав владения и пользования землей, а также аренды земельного участка в установленном порядке в соответствии со статьей 36 настоящего Кодекса;
организация государственного контроля за рациональным использованием и охраной земель;
решение других вопросов, входящих в компетенцию Кабинета Министров Республики Узбекистан в области регулирования земельных отношений.
Статья 5. Компетенция органов государственной власти
областей, города Ташкента в области регулирования
земельных отношений
Ведению органов государственной власти областей, города Ташкента в области регулирования земельных отношений подлежат:
разработка и реализация территориальных программ по повышению плодородия почв, рациональному использованию и охране земель;
осуществление государственного контроля за целевым, рациональным и эффективным использованием земельных ресурсов, охраной земель;
организация землеустройства, мониторинга земель и ведения государственного земельного кадастра;
выделение земельных участков для общественных нужд для постоянного пользования;
предоставление для общего пользования (в некоммерческих целях) собственникам помещений многоквартирных домов на праве постоянного пользования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также земельного участка, прилегающего к многоквартирному дому;
реализация в собственность дипломатических представительств и приравненных к ним международных организаций, аккредитованных в Республике Узбекистан, земельных участков для строительства зданий этих представительств, включая резиденцию главы представительства;
прекращение прав владения и пользования землей в установленном порядке в соответствии со статьей 36 настоящего Кодекса;
принятие решения об установлении для общественных нужд публичного сервитута;
решение других вопросов, относящихся к компетенции органов государственной власти областей, города Ташкента в области регулирования земельных отношений.
Проекты решений органов государственной власти областей, города Ташкента в сфере земельных отношений подлежат обязательной правовой экспертизе в соответствующих территориальных органах Министерства юстиции Республики Узбекистан.
Статья 6. Компетенция органов государственной власти районов
в области регулирования земельных отношений
Ведению органов государственной власти районов в области регулирования земельных отношений подлежат:
разработка и осуществление мероприятий по повышению плодородия почв, рациональному и эффективному использованию и охране земель;
осуществление государственного контроля за рациональным использованием и охраной земель;
заключение договоров с физическими и юридическими лицами о предоставлении в аренду земельных участков в случаях, предусмотренных статьей 24 настоящего Кодекса;
организация землеустройства, мониторинга земель и ведения государственного земельного кадастра;
организация государственной регистрации прав на земельные участки и сделок с ними;
решение других вопросов, относящихся к компетенции органов государственной власти районов в области регулирования земельных отношений.
Статья 7. Компетенция органов государственной власти городов
в области регулирования земельных отношений
Ведению органов государственной власти городов в области регулирования земельных отношений подлежат:
разработка и осуществление мероприятий по рациональному и эффективному использованию и охране земель;
осуществление государственного контроля за рациональным использованием и охраной земель;
заключение договоров с физическими и юридическими лицами о предоставлении в аренду земельных участков в случаях, предусмотренных статьей 24 настоящего Кодекса;
организация землеустройства, мониторинга земель и ведения государственного земельного кадастра;
организация государственной регистрации прав на земельные участки и сделок с ними;
решение других вопросов, относящихся к компетенции органов государственной власти городов в области регулирования земельных отношений.
Земельный фонд в Республике Узбекистан в соответствии с основным целевым назначением земель подразделяется на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения - земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей. Земли сельскохозяйственного назначения подразделяются на орошаемые и неорошаемые (богарные) земли, пахотные земли, земли, занятые сенокосами, пастбищами, многолетними плодовыми насаждениями и виноградниками;
2) земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов) - земли, находящиеся в пределах границ городов и поселков, а также сельских населенных пунктов;
3) земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения - земли, предоставленные в пользование юридическим лицам для указанных целей;
4) земли природоохранного, оздоровительного и рекреационного назначения - земли, занятые охраняемыми природными территориями, имеющие приоритетное экологическое, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и санитарно-оздоровительное значение;
5) земли историко-культурного назначения - земли, занятые объектами материального культурного наследия;
6) земли лесного фонда - земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства;
7) земли водного фонда - земли, занятые водными объектами, водохозяйственными сооружениями и полосы отвода по берегам водных объектов;
8) земли запаса.
Статья 9. Отнесение земель к категориям
и перевод их из одной категории в другую
Отнесение земель к категориям земельного фонда производится в соответствии с основным целевым назначением земель.
Основное целевое назначение земель - установленные законодательством порядок и условия использования земель для конкретных целей, отражающиеся в земельно-кадастровой документации.
Перевод земель из одной категории земельного фонда в другую производится в случаях изменения основного целевого назначения земель.
Отнесение земель к категориям земельного фонда и перевод их из одной категории в другую производятся хокимами областей и города Ташкента, за исключением перевода земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию земельного фонда.
Перевод неорошаемых земель из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию земельного фонда производится Кабинетом Министров Республики Узбекистан, а перевод орошаемых земель из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию земельного фонда или в категорию неорошаемых земель - в соответствии с решением Президента Республики Узбекистан.
Категория земельного фонда указывается в решениях о предоставлении земельных участков, принимаемых органами, имеющими право предоставления земельных участков, в электронных выписках из Государственного реестра прав на объекты недвижимости, договорах, иных документах, удостоверяющих право на земельные участки, документах государственного земельного кадастра.
Нарушение установленного порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания неправомерными фактов перевода и недействительными сделок с земельными участками, совершенными на их основании, а также отказа в государственной регистрации прав на земельные участки.
Земельный участок - часть земельного фонда, имеющая фиксированную границу, площадь, местоположение, правовой режим и другие характеристики, отражаемые в государственном земельном кадастре.
Граница земельного участка фиксируется на планах и выносится в натуру (на местность). Площадь земельного участка определяется после выноса границы в натуру (на местность).
Земельный участок может быть делимым и неделимым.
Делимым является земельный участок, который без изменения своего основного целевого назначения и без нарушения противопожарных, санитарных, экологических, градостроительных и иных обязательных норм и правил может быть разделен на части, каждая из которых после раздела может образовать самостоятельный земельный участок.
Неделимым является земельный участок, который по своему целевому назначению не может быть разделен на самостоятельные земельные участки.
Природно-сельскохозяйственное районирование земель - разделение территорий с учетом природных условий и агробиологических требований сельскохозяйственных растений.
Использование и охрана земель сельскохозяйственного назначения осуществляются в соответствии с природно-сельскохозяйственным районированием земель.
Требования нормативных актов о природно-сельскохозяйственном районировании земель относятся к законным обременениям земельных участков и включаются в условия их предоставления юридическим и физическим лицам.
Землеустройство включает систему мероприятий, направленных на организацию использования и охраны земель, учет и оценку земельных ресурсов, на создание благоприятной экологической среды и улучшение природных ландшафтов, составление территориальных и внутрихозяйственных планов землеустройства.
Землеустройство осуществляется органами Министерства сельского хозяйства и Агентства по кадастру при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан по поручению Кабинета Министров Республики Узбекистан, местного органа государственной власти или по заявкам юридических и физических лиц.
4) обоснование размещения и установление границ охраняемых природных территорий.
В межхозяйственное землеустройство входят:
1) установление на местности границ аулов, кишлаков, поселков, районов, городов, областей;
2) составление проектов образования новых и упорядочения существующих земельных участков землевладельцев, землепользователей, арендаторов и собственников с устранением неудобств в расположении земель;
3) составление проектов отвода земель вновь организуемым, реорганизуемым сельскохозяйственным предприятиям, учреждениям, организациям;
4) составление проектов отвода земель предприятиям, учреждениям, организациям, изымаемых для общественных нужд;
5) отвод земельных участков в натуре (на местности), подготовка документов, удостоверяющих право владения и право пользования землей, право аренды и собственности на земельные участки;
6) разработка рабочих проектов освоения новых земель, улучшения сельскохозяйственных угодий, сохранения и повышения плодородия почв, рекультивации нарушенных земель, защиты почв от водной и ветровой эрозии, селей, оползней, подтопления, заболачивания, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства, радиоактивными и химическими веществами;
7) проведение инвентаризации всех земель и систематическое выявление неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению земель;
8) разработка землеустроительной документации по ресурсной оценке, использованию и охране земель;
9) проведение мероприятий по оценке земли.
Межхозяйственное землеустройство проводится в пределах административных границ районов или группы взаимосвязанных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций в порядке, устанавливаемом законодательством.
В случаях, когда проекты межхозяйственного землеустройства затрагивают территорию других районов либо городов и поселков, вопросы изменения их границ решаются в порядке установления на местности границ административно-территориальных единиц.
Проекты межхозяйственного землеустройства после утверждения переносятся в натуру (на местность) с обозначением границ земельных участков землевладельцев, землепользователей, арендаторов и собственников межевыми знаками установленного образца.
Внутрихозяйственное землеустройство включает в себя внутрихозяйственную организацию территории сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, размещение посевов сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений, введение научно обоснованных севооборотов, устройство всех сельскохозяйственных угодий (сенокосов, пастбищ, садов, виноградников и других), разработку мероприятий по борьбе с эрозией почв, а также комплексную реконструкцию орошаемых земель.
Статья 13. Рассмотрение и утверждение
землеустроительного проекта
Материалы по установлению на местности границ административно- территориальных единиц, а также материалы по остальным прогнозным и предпроектным землеустроительным работам рассматриваются и утверждаются в порядке, установленном законодательством.
Проекты межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства рассматриваются и принимаются собственниками имущества сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий, учреждений и организаций или уполномоченными ими органами, а также согласовываются с заинтересованными организациями.
Проекты межхозяйственного землеустройства утверждаются хокимом области и города Ташкента.
Проекты внутрихозяйственного землеустройства сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий, учреждений и организаций утверждаются хокимом района. Изменения в проекты землеустройства вносятся с разрешения органов, утвердивших эти проекты.
Землеустройство осуществляется органами Министерства сельского хозяйства и Агентства по кадастру при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан за счет средств государственного бюджета. Разработка землеустроительных проектов по устройству сельскохозяйственных угодий, улучшению и охране земель, осуществлению противоэрозионных и мелиоративных мероприятий может производиться по заявкам юридических и физических лиц за их счет.
Мониторинг земель представляет собой систему наблюдения за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, оценки земель, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.
На основании мониторинга земель осуществляется информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, землепользования, землеустройства, государственного контроля за целевым и рациональным использованием земельного фонда, охраной земель.
Порядок осуществления мониторинга земель устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Государственный земельный кадастр представляет собой систему необходимых и достоверных сведений и документов о природном, хозяйственном и правовом режиме земель, об их категориях, качественной характеристике и ценности, о местоположении и размерах земельных участков, распределении их по землевладельцам, землепользователям, арендаторам и собственникам.
Государственный земельный кадастр является основой государственных и отраслевых кадастров природных ресурсов, входящих в единую систему государственных кадастров Республики Узбекистан.
Государственный земельный кадастр предназначен для обеспечения Кабинета Министров Республики Узбекистан, местных органов государственной власти, заинтересованных юридических и физических лиц сведениями о земле в целях регулирования земельных отношений, организации рационального использования и охраны земель, землеустройства, обоснования размеров платы за землю, оценки хозяйственной деятельности.
Государственный земельный кадастр является основанием для определения стоимостной оценки земли.
Сведения государственного земельного кадастра подлежат обязательному применению при использовании и охране земель, предоставлении (реализации) и изъятии земельных участков, определении размеров платежей за землю, проведении землеустройства, оценке хозяйственной деятельности и осуществлении других мероприятий по использованию и охране земель.
Государственный земельный кадастр ведется органами Агентства по кадастру при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан по единой для всей республики системе за счет средств государственного бюджета.
ГЛАВА 4. СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ.
ПРАВА ЮРИДИЧЕСКИХ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ
Статья 16. Собственность на землю
в Республике Узбекистан
Земля является общенациональным богатством, подлежит рациональному использованию и охраняется государством.
Статья 17. Права юридических и физических лиц
на земельные участки
Юридические лица могут иметь земельные участки на праве собственности, постоянного пользования и аренды в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства.
Физические лица могут иметь земельные участки на праве собственности и аренды в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства.
Иностранные граждане и юридические лица, лица без гражданства, предприятия с иностранными инвестициями могут владеть земельными участками только на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 18 настоящего Кодекса.
Права юридических и физических лиц на постоянное владение, пожизненное наследуемое владение, постоянное пользование и срочное (временное) пользование земельным участком, приобретенные до 1 августа 2021 года, остаются в силе, за исключением случаев прекращения права на земельный участок в соответствии со статьей 36 настоящего Кодекса.
Юридические и физические лица вправе приватизировать в предусмотренных законодательством случаях земельные участки несельскохозяйственного назначения, находящиеся у них на праве постоянного пользования (владения), аренды или пожизненного наследуемого владения.
Статья 18. Возникновение права собственности юридических
и физических лиц на земельные участки
Право собственности юридических и физических лиц на земельные участки возникает в порядке, установленном законодательством, при приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения.
Право собственности на земельные участки дипломатических представительств и приравненных к ним международных организаций, аккредитованных в Республике Узбекистан, возникает при реализации им в порядке, установленном законодательством, зданий или частей зданий, используемых под помещения представительств, включая резиденцию главы представительства, вместе с земельными участками, на которых они размещены, а также земельных участков для строительства зданий этих представительств.
Статья 20. Право постоянного пользования
земельными участками
В постоянное пользование земельные участки предоставляются государственным органам, учреждениям и предприятиям, органам самоуправления граждан для общественных нужд на основании решения хокима области и города Ташкента. В соответствии с основным целевым назначением земель в постоянное пользование могут предоставляться:
земли городской и поселковой застройки, застроенные административными строениями и сооружениями, или земли, предоставленные под застройку такими строениями и сооружениями, земли общего пользования населенных пунктов, земли, занятые лесонасаждениями в
...