ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Основы государственно-правового устройства / Избирательная система. Выборы. Референдум / Референдум /

Закон Республики Узбекистан от 18.11.1991 г. N 417-XII "О референдуме Республики Узбекистан" (Новая редакция, утверждена Законом РУз от 30.08.2001 г. N 265-II)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

18.11.1991 г.

N 417-XII



О РЕФЕРЕНДУМЕ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

                 

(Новая редакция)


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Референдум Республики Узбекистан

Референдум Республики Узбекистан (далее - референдум) - всенародное голосование граждан по наиболее важным вопросам общественной и государственной жизни в целях принятия законов Республики Узбекистан и иных решений.

Референдум, наряду с выборами, является непосредственным выражением воли народа.

Решения, принятые референдумом, обладают высшей юридической силой.

Решения, принятые референдумом, могут быть отменены или изменены только путем референдума, если иное не предусмотрено решениями, принятыми референдумом.

Референдум проводится на всей территории Республики Узбекистан.



Статья 2. Вопросы, не являющиеся предметом референдума

Предметом референдума не могут быть вопросы:

об изменении территориальной целостности Республики Узбекистан;

о Государственном бюджете Республики Узбекистан и налогах;

об амнистии и помиловании;

о чрезвычайных и срочных мерах по обеспечению общественного порядка, здоровья и безопасности населения;

о выполнении обязательств, вытекающих из международных договоров Республики Узбекистан;

связанные с назначением и освобождением должностных лиц.



Статья 3. Обстоятельства, исключающие проведение референдума

Референдум не проводится в условиях военного времени или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Республики Узбекистан, а также в течение трех месяцев после окончания военного времени или отмены чрезвычайного положения.

Референдум не проводится в течение года после официального опубликования результатов референдума с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.



Статья 4. Законодательство о референдуме

Законодательство о референдуме состоит из Конституции Республики Узбекистан, настоящего Закона и иных актов законодательства.


Статья 5. Основные принципы проведения референдума

Референдум проводится на основе всеобщего, равного и прямого волеизъявления граждан при тайном голосовании.

Участие граждан Республики Узбекистан в референдуме является добровольным и свободным. Никто не вправе оказывать воздействие на граждан Республики Узбекистан с целью принудить их к участию или неучастию в референдуме, а также на их свободное волеизъявление.

Граждане Республики Узбекистан участвуют в референдуме на равных основаниях. Каждый гражданин обладает одним голосом.

Подготовка и проведение референдума осуществляются открыто и гласно.

Граждане Республики Узбекистан участвуют в референдуме непосредственно.

Контроль за волеизъявлением граждан не допускается.



Статья 6. Право на участие в референдуме

В референдуме имеет право участвовать каждый гражданин Республики Узбекистан, достигший ко дню или в день проведения референдума восемнадцати лет.

Гражданин Республики Узбекистан, проживающий или находящийся за пределами территории Республики Узбекистан, обладает всей полнотой прав на участие в референдуме.

Граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда за совершенные тяжкие и особо тяжкие преступления, могут быть лишены права участия в референдуме только в соответствии с законом и на основе решения суда. В любых других случаях прямое или косвенное ограничение прав граждан на участие в референдуме не допускается.

Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в референдуме в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий запрещаются.



Статья 7. Гласность в подготовке и проведении референдума

Государственные органы и общественные объединения, участвующие в подготовке и проведении референдума, осуществляют свою деятельность гласно.

Подготовку и проведение референдума осуществляют комиссии по проведению референдума. Они информируют граждан о своей работе, об образовании участков для голосования, о составе комиссий, их местонахождении и времени работы, знакомят со списками голосующих граждан, сообщают об итогах голосования.

Средства массовой информации Республики Узбекистан освещают ход подготовки и проведения референдума.



Статья 8. Открытость в подготовке и проведении референдума

На всех мероприятиях по подготовке и проведению референдума имеют право присутствовать наблюдатели от политических партий, органов самоуправления граждан, инициативных групп граждан, представители средств массовой информации, наблюдатели от других государств и международных организаций. Их полномочия должны быть подтверждены соответствующими документами.

Заинтересованные организации, инициативные группы граждан заявляют о своих наблюдателях в соответствующие территориальные комиссии не менее чем за десять дней до проведения референдума.

Территориальная комиссия в течение пяти дней после получения заявления от заинтересованной организации, инициативной группы граждан выдает для наблюдателя мандат. Мандаты наблюдателям от других государств и международных организаций выдаются Центральной избирательной комиссией Республики Узбекистан.


Статья 9. Права наблюдателей

Наблюдатели имеют право:

присутствовать на заседаниях комиссий по проведению референдума;

присутствовать на участке референдума, наблюдать за ходом подготовительных работ, за размещением кабин или комнат для тайного голосования и опечатыванием урн для голосования, за регистрацией граждан, выдачей им бюллетеней для голосования;

присутствовать при подсчете голосов и составлении протокола участковой комиссии по проведению референдума об итогах голосования;

запрашивать и получать заверенные соответствующей комиссией по проведению референдума копии протоколов о результатах голосования;

сообщать о своих наблюдениях в вышестоящую комиссию по проведению референдума, если есть основания считать, что на референдуме были допущены нарушения настоящего Закона.

Наблюдателям запрещается:

находиться в кабине или комнате для голосования, когда голосующий делает свои отметки в бюллетене для голосования;

оказывать влияние на голосующих, распространять какие-либо агитационные материалы или литературу;

спрашивать у голосующих, как они проголосовали, или оказывать им какую-либо помощь при внесении отметок в бюллетени для голосования;

вмешиваться в деятельность участковой комиссии по проведению референдума, в том числе при опечатывании урн для голосования, их вскрытии, подсчете голосов.

Наблюдатели должны уведомить участковую комиссию по проведению референдума не менее чем за три дня до посещения участков референдума, образованных в воинских частях, местах содержания под стражей и лишения свободы.


Статья 10. Агитация по вопросам, вынесенным на референдум

Граждане Республики Узбекистан, общественные объединения, органы самоуправления граждан вправе беспрепятственно вести агитацию за или против проведения референдума, за или против законопроекта, действующего закона или иного вопроса, выносимого на референдум.

В целях агитации по вопросам, выносимым на референдум, могут быть использованы радио, телевидение и другие средства массовой информации.

Запрещается проведение агитации, сопровождаемой предоставлением гражданам бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (за исключением информационных), а также выплатой денежных средств.

Агитация в день проведения референдума и за день до начала проведения референдума не допускается.


II. НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА

Статья 11. Инициатива проведения референдума

Инициатива проведения референдума принадлежит:

гражданам Республики Узбекистан;

палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан;

Президенту Республики Узбекистан.

Субъекты, указанные в части первой настоящей статьи, имеют равное право на выдвижение инициативы о проведении референдума, разработку законопроекта или проекта иного решения, а также формулировку вопроса, выносимого на референдум.



Статья 12. Порядок реализации инициативы граждан

Республики Узбекистан о проведении референдума

Граждане Республики Узбекистан реализуют право инициативы проведения референдума, если собраны подписи не менее пяти процентов граждан от общего числа граждан, имеющих право на участие в референдуме, при условии равномерного и пропорционального их распределения по каждому административно-территориальному образованию (Республике Каракалпакстан, области и городу Ташкенту).

Каждый гражданин или группа граждан Республики Узбекистан, имеющих право на участие в референдуме, может образовать инициативную группу в количестве не менее ста человек для сбора подписей в поддержку инициативы о проведении референдума.

Уполномоченный инициативной группы граждан обращается с заявлением в Центральную избирательную комиссию Республики Узбекистан с просьбой о регистрации группы. К заявлению прилагаются:

список членов инициативной группы граждан с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспорта или идентификационной ID-карты;

решение собрания инициативной группы граждан о назначении уполномоченного представителя и доверенность, оформленная на него в установленном законом порядке;

протокол собрания инициативной группы граждан, на котором было принято решение о выдвижении инициативы о проведении референдума;

формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого инициативной группой граждан для вынесения на референдум.

Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан, установив соответствие представленных ей документов требованиям настоящего Закона, в течение пяти дней со дня их поступления принимает решение о регистрации инициативной группы граждан либо об отказе в регистрации.

После принятия решения о регистрации инициативной группы граждан уполномоченному представителю выдается соответствующее регистрационное удостоверение.

В случае отказа в регистрации инициативной группы граждан Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан дает мотивированный ответ.

Инициативная группа граждан вправе собирать подписи в поддержку инициативы проведения референдума только после получения ее уполномоченным представителем регистрационного удостоверения. При этом ранее собранные подписи граждан не учитываются. Регистрационное удостоверение, выданное инициативной группе граждан, действительно в течение трех месяцев. Расходы по сбору подписей несет инициативная группа граждан.

Подписной лист должен содержать формулировку вопроса, выносимого на референдум.

Граждане указывают в подписном листе свою фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или идентификационной ID-карты, а также дату внесения подписи.

В случае вынесения на референдум законопроекта лицо, проводящее сбор подписей, должно представлять по требованию гражданина текст этого законопроекта.

Подписной лист заверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием своей фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, серии и номера паспорта или идентификационной ID-карты, а также уполномоченным представителем инициативной группы граждан с указанием тех же данных.

Сбор подписей граждан проводится по месту работы, службы, учебы, жительства, а также в других местах, где агитация и сбор подписей не запрещены законодательными актами. При этом недопустимы любые формы принуждения и подкупа граждан со стороны лица, собирающего подписи.

После сбора подписей подписные листы, сброшюрованные в отдельности по Республике Каракалпакстан, каждой области и городу Ташкенту, а также итоговый протокол инициативной группы граждан передаются уполномоченным представителем инициативной группы граждан в Центральную избирательную комиссию Республики Узбекистан.

Лицу, представившему документы, Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан выдает справку, в которой указывается дата и время принятия документов.

Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан проверяет соответствие поступивших документов требованиям настоящего Закона и в течение десяти дней со дня поступления подписных листов направляет свое заключение в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан и информирует об этом Президента Республики Узбекистан.

Если в результате проверки обнаружатся факты фальсификации подписей, другие нарушения настоящего Закона, Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан выносит постановление о недействительности обращения с инициативой о проведении референдума. Копия указанного постановления направляется инициативной группе граждан.



Статья 13. Право назначения референдума

Референдум назначается Олий Мажлисом Республики Узбекистан.

В случае, когда инициатором проведения референдума является Президент Республики Узбекистан, он может обратиться в Олий Мажлис Республики Узбекистан или принять свое решение о проведении референдума.

При назначении референдума одобряется текст вопроса, выносимого на референдум.



Статья 14. Порядок назначения референдума

палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан, рассмотрев в течение двух недель материалы об инициировании проведения референдума и заключение ответственного комитета, может принять одно из следующих решений:

о назначении референдума и мерах по его обеспечению;

об отклонении инициативы о проведении референдума;

о принятии закона или иного решения, предложенного в инициативе о проведении референдума, без проведения референдума.

Постановление Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан по вопросу референдума направляется в Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, а также инициаторам проведения референдума в течение трех дней со дня его принятия.

Если Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан приняла постановление об отклонении инициативы о проведении референдума, вопрос о проведении референдума с такой же по смыслу или содержанию формулировкой может быть внесен на рассмотрение Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан повторно не ранее чем через год.

Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, рассмотрев в течение двух недель материалы об инициировании проведения референдума, постановление Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан о проведении референдума и назначении даты его проведения, а также заключение ответственного комитета по данному вопросу, может принять одно из следующих решений:

о назначении референдума и мерах по его обеспечению;

об отклонении инициативы о проведении референдума.

Постановление Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по вопросам референдума направляется в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан, а также инициаторам проведения референдума в течение трех дней со дня его принятия.

В случае принятия Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан постановления о проведении референдума и назначении даты его проведения постановления Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан по данному вопросу обнародуются в печати и других средствах массовой информации не позднее трех дней со дня принятия постановления Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по данному вопросу.

В постановлениях палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан о проведении референдума и назначении даты его проведения определяется дата проведения референдума, при этом голосование может быть назначено на любой день в период от полутора до трех месяцев со дня опубликования постановлений палат.



III. УЧАСТКИ РЕФЕРЕНДУМА

Статья 16.

Участки референдума

Избирательные участки, образованные в соответствии с Избирательным кодексом Республики Узбекистан, в период проведения референдума считаются участками референдума.

Участки референдума при дипломатических и иных представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах, в воинских частях, в санаториях, домах отдыха, в больницах и других стационарных лечебных учреждениях, в местах нахождения граждан, расположенных в отдаленных и труднодоступных районах, в местах содержания под стражей и лишения свободы образуются в порядке, установленном Избирательным кодексом Республики Узбекистан для образования избирательных участков.



IV. ОБРАЗОВАНИЕ КОМИССИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ

РЕФЕРЕНДУМА И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ

Статья 17. Комиссии по проведению референдума

Организацию и проведение референдума осуществляют:

Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан;

территориальные комиссии - областные и Ташкентская городская территориальные избирательные комиссии;

участковые комиссии по проведению референдума.

На территории Республики Каракалпакстан полномочия территориальных комиссий, связанные с подготовкой и проведением референдума, указанные в настоящем Законе, осуществляет Центральная избирательная комиссия Республики Каракалпакстан.

В случае проведения референдума одновременно с проведением выборов Президента Республики Узбекистан, в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, в представительные органы власти областей, районов и городов организация и проведение референдума могут быть возложены на соответствующие избирательные комиссии.



Статья 18. Полномочия Центральной избирательной

комиссии Республики Узбекистан

Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан:

возглавляет систему территориальных комиссий и участковых комиссий по проведению референдума, осуществляет на всей территории Республики Узбекистан контроль за исполнением настоящего Закона, обеспечивает его единообразное применение;

осуществляет методическое обеспечение деятельности территориальных комиссий и участковых комиссий по проведению референдума, в пределах своих полномочий принимает постановления, издает инструкции, утверждает положения и дает разъяснения по вопросам организации референдума;

осуществляет общее руководство и координацию деятельности по использованию Единого электронного списка избирателей Республики Узбекистан;

решает вопросы о приписке к соответствующей территории участков референдума, образованных при дипломатических и иных представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах;

публикует сведения о составе и месте нахождения территориальных комиссий;

определяет порядок внесения изменений в состав территориальных комиссий и участковых комиссий по проведению референдума;

отменяет самостоятельно или по представлению Генерального прокурора Республики Узбекистан решения территориальных комиссий и участковых комиссий по проведению референдума в случаях, если эти решения противоречат настоящему Закону;

выдает мандаты наблюдателям иностранных государств, международных организаций на референдуме;

разрабатывает и утверждает смету расходов на подготовку и проведение референдума, распределяет денежные средства территориальным комиссиям и участковым комиссиям по проведению референдума, контролирует обеспечение участковых комиссий по проведению референдума помещениями, транспортом и средствами связи, рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения референдума;

устанавливает образец мандата для наблюдателей от политических партий, органов самоуправления граждан, инициативных групп граждан, представителей средств массовой информации, наблюдателей от других государств, международных организаций;

устанавливает образцы и формы бюллетеня для голосования на референдуме, списков граждан, имеющих право на участие в референдуме, подписных листов, протоколов территориальных комиссий и участковых комиссий по проведению референдума и других документов, образцы урн для голосования и печатей территориальных комиссий и участковых комиссий по проведению референдума, определяет порядок их хранения;

заслушивает сообщения представителей территориальных комиссий, участковых комиссий по проведению референдума, политических партий, министерств, государственных комитетов и ведомств, органов государственной власти на местах, других государственных органов и негосударственных некоммерческих организаций по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума;

определяет результаты референдума и публикует итоги референдума;

рассматривает обращения голосующих граждан и иных участников референдума и принимает по ним решения, за исключением жалоб на действия и решения комиссий по проведению референдума;

передает суду или правоохранительным органам материалы о нарушениях требований настоящего Закона;

участвует в наблюдении за референдумами в зарубежных странах, в том числе в составе миссий международных организаций;

приглашает международные организации, избирательные органы и представителей иностранных государств для наблюдения за референдумом;

обеспечивает передачу документов, связанных с организацией и проведением референдума, в ведомственные архивы;

укрепляет и развивает связи с общественностью, средствами массовой информации.

Полномочия Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан, не урегулированные настоящим Законом, регулируются также Избирательным кодексом Республики Узбекистан и иными законодательными актами о выборах.


Статья 19.

Образование территориальных

комиссий

Территориальные комиссии образуются Центральной избирательной комиссией Республики Узбекистан в порядке, установленном Избирательным кодексом Республики Узбекистан.



Статья 20.

Полномочия территориальной комиссии

Территориальная комиссия:

осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона на соответствующей территории;

образовывает участки референдума, устанавливает их нумерацию по территории, публикует их списки с указанием адреса;

образует участковые комиссии по проведению референдума и публикует сведения об их составе и месте нахождения;

координирует деятельность участковых комиссий по проведению референдума;

распределяет средства между участковыми комиссиями по проведению референдума, контролирует обеспечение участковых комиссий по проведению референдума помещениями, транспортом, средствами связи и рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения референдума на соответствующей территории;

содействует средствам массовой информации в проведении мероприятий, направленных на разъяснение содержания вопроса, вынесенного на референдум;

заслушивает сообщения представителей органов государственной власти на местах, руководителей общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума;

наблюдает за составлением списков голосующих граждан и представлением их для всеобщего ознакомления;

обеспечивает бюллетенями для голосования участковые комиссии по проведению референдума;

устанавливает и передает в Центральную избирательную комиссию Республики Узбекистан итоги голосования по соответствующей территории;

рассматривает обращения голосующих граждан и иных участников референдума и принимает по ним решения, за исключением жалоб на действия и решения комиссий по проведению референдума;

передает суду или соответствующим правоохранительным органам материалы о нарушениях требований настоящего Закона.

Полномочия территориальной комиссии, не урегулированные настоящим Законом, регулируются законодательством о выборах.



Статья 21. Образование участковой комиссии

по проведению референдума

Участковая комиссия по проведению референдума образуется территориальной комиссией по проведению референдума не позднее двадцати пяти дней после опубликования решения о назначении референдума в составе пяти - девятнадцати членов, в том числе председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии.

В необходимых случаях численный состав участковой комиссии по проведению референдума может быть увеличен или уменьшен.

При дипломатических и иных представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах функции председателя участковой комиссии по проведению референдума осуществляет их руководитель.

Кандидатуры в члены участковой комиссии по проведению референдума предлагаются органами самоуправления граждан, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, обсуждаются на заседаниях районных, городских Кенгашей народных депутатов и рекомендуются для утверждения соответствующей территориальной комиссией по проведению референдума.


Статья 22. Полномочия участковой комиссии

по проведению референдума

Участковая комиссия по проведению референдума:

1) составляет списки граждан, имеющих право на участие в референдуме по участку;

2) проводит ознакомление граждан со списком голосующих граждан, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке и решает вопрос о внесении в него соответствующих изменений;

4) оповещает население о дне и месте проведения голосования;

5) обеспечивает подготовку помещений, кабин и урн для голосования и другого оборудования;

6) организует голосование на участке референдума;

7) производит подсчет голосов, поданных на участке референдума;

8) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки и проведения голосования и принимает по ним решения;

9) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства.



Статья 23. Членство в участковых комиссиях

по проведению референдума

Членами участковой комиссии по проведению референдума могут быть граждане, достигшие двадцати одного года, имеющие среднее или высшее образование, как правило, опыт работы в подготовке и проведении выборов и референдумов, пользующиеся авторитетом среди населения.

Членами участковой комиссии по проведению референдума не могут быть члены политических партий, депутаты, сенаторы, хокимы областей, районов и городов и их заместители, члены других избирательных комиссий, должностные лица органов прокуратуры, судов, лица, входящие в состав инициативных групп граждан, граждане, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершенные тяжкие либо особо тяжкие преступления.

Не могут быть рекомендованы в состав участковой комиссии по проведению референдума лица, работающие в одной организации, если их число составит более половины членов данной комиссии, за исключением участковых комиссий по проведению референдума, образованных при дипломатических и иных представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах, в воинских частях, санаториях и домах отдыха, больницах и других стационарных лечебных учреждениях, местах содержания под стражей и лишения свободы.

Член комиссии может быть освобожден от исполнения своих обязанностей по личному заявлению, а также в случае лишения полномочий.

Право лишения члена комиссии полномочий принадлежит территориальной комиссии, образовавшей комиссию, при нарушении им требований настоящего Закона или систематическом игнорировании своих обязанностей.

В случае необходимости новый член комиссии утверждается в порядке, установленном настоящим Законом и Избирательным кодексом Республики Узбекистан.

Одно и то же лицо может быть членом только одной комиссии по проведению референдума.



Статья 24. Организация работы и срок полномочий

комиссий по проведению референдума

Заседание комиссии по проведению референдума является правомочным, если в нем принимает участие не менее двух третей состава комиссии на день заседания. Решение комиссии принимается открытым голосованием большинством голосов от общего состава комиссии. Члены комиссии, не согласные с ее решением, вправе высказать особое мнение, которое в письменной форме прилагается к протоколу. В случае равного разделения голосов голос председательствующего является решающим.

Решение комиссии по проведению референдума, принятое в пределах ее полномочий, обязательно для исполнения нижестоящими комиссиями, а также всеми государственными органами, общественными объединениями, воинскими частями, руководителями предприятий, учреждений и организаций.

Председатель, заместитель председателя, секретарь либо другой член участковой комиссии по проведению референдума по ее решению может освобождаться в период подготовки и проведения референдума от выполнения производственных или служебных обязанностей. При этом сохраняется его среднемесячная заработная плата за счет средств, выделяемых на проведение референдума.

Членам комиссий по проведению референдума выплачивается компенсация в целях покрытия расходов на транспорт, питание и других расходов в размере, указанном в смете расходов на подготовку и проведение референдума.

Государственные органы и органы общественных объединений, предприятия, учреждения, организации, должностные лица обязаны содействовать комиссиям по проведению референдума в осуществлении ими своих полномочий, предоставлять необходимые для их работы сведения.

Государственные органы, предприятия, учреждения, организации бесплатно предоставляют в распоряжение комиссий по проведению референдума необходимые помещения и оборудование.

Комиссия по проведению референдума имеет право обращаться по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума, в государственные органы и органы общественных объединений, к предприятиям, учреждениям, организациям, должностным лицам, которые обязаны рассмотреть поставленный вопрос и дать комиссии по проведению референдума ответ не позднее чем в трехдневный срок.

Участковые комиссии по проведению референдума прекращают свою деятельность после опубликования результатов референдума.


Статья 25. Рассмотрение жалоб на решения комиссий

по проведению референдума

Решения комиссий по проведению референдума могут быть обжалованы гражданами, а также наблюдателями в суд в течение пяти дней после принятия данного решения. Решения Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан могут быть обжалованы в Верховный суд Республики Узбекистан в течение пяти дней после принятия решения. Жалоба рассматривается в течение трех дней после ее поступления, а если до дня референдума осталось менее шести дней - незамедлительно.

Лица, подавшие жалобу, имеют право непосредственно участвовать при рассмотрении жалобы.



Статья 25-1. Порядок рассмотрения

территориальными комиссиями и участковыми

комиссиями по проведению референдума

обращений физических и юридических лиц

Территориальные комиссии и участковые комиссии по проведению референдума обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период проведения референдума обращения физических и юридических лиц о нарушении требований настоящего Закона или по другим вопросам организации референдума, проводить проверки по этим обращениям и давать письменные ответы в трехдневный срок, а по обращениям, поступившим менее чем за шесть дней до референдума либо в день голосования, - незамедлительно, за исключением жалоб на действия и решения территориальных комиссий и участковых комиссий по проведению референдума.

Обращения должны регистрироваться в регистрационном журнале.

Председатель комиссии по проведению референдума в сроки, установленные настоящим Законом, созывает и проводит заседание соответствующей комиссии для рассмотрения обращения и принятия по нему решения. На заседание могут быть приглашены заинтересованные лица.

Обращение, поступившее в участковую комиссию по проведению референдума, в полномочия которой не входит разрешение поставленных вопросов, в трехдневный срок направляется соответствующим органам с сообщением об этом лицу, направившему обращение.

Члены комиссий по проведению референдума, рассмотревшие обращение, обязаны сообщить лицу, направившему его, о результатах рассмотрения и принятом решении.



V. СПИСКИ ГОЛОСУЮЩИХ ГРАЖДАН.

БЮЛЛЕТЕНЬ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ НА РЕФЕРЕНДУМЕ

Статья 26. Составление списков голосующих граждан

В список голосующих граждан включаются граждане Республики Узбекистан, имеющие право на участие в референдуме, постоянно или временно проживающие к моменту составления списка на территории данного участка референдума.

В список вносится фамилия, имя, отчество, дата рождения и адрес места жительства каждого голосующего гражданина.

Каждый гражданин может быть включен только в один список голосующих граждан.

Списки голосующих граждан составляются на основе Единого электронного списка избирателей Республики Узбекистан.

Списки голосующих военнослужащих, находящихся в воинских частях, а также членов семей военнослужащих и других граждан, если они проживают в районах расположения воинских частей, составляются на основе данных, представляемых командирами воинских частей. Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в списки голосующих граждан по месту жительства на общих основаниях.

Списки граждан по участкам референдума, образованным при дипломатических и иных представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах, санаториях и домах отдыха, в больницах и других стационарных лечебных учреждениях, в местах содержания под стражей и лишения свободы, составляются на основе данных, представляемых руководителями указанных учреждений (ведомств).

Фамилии голосующих граждан указываются в списке в порядке, удобном для организации голосования.



Статья 26-1. Включение граждан, находящихся

в иностранных государствах, в списки

голосующих граждан

Граждане, находящиеся в иностранных государствах, могут обратиться в письменной форме в участковые комиссии по проведению референдума, образованные при дипломатических и иных представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах, или в электронной форме через официальный веб-сайт Министерства иностранных дел Республики Узбекистан о включении их в список голосующих граждан за пятнадцать дней до референдума.

Участковые комиссии по проведению референдума, образованные при дипломатических и иных представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах, в течение трех дней проверяют персональные данные, указанные в обращениях граждан, находящихся в иностранных государствах, о включении их в список голосующих граждан и решают вопрос о включении гражданина в список голосующих граждан.

Участковые комиссии по проведению референдума, образованные при дипломатических и иных представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах, незамедлительно представляют в Министерство иностранных дел Республики Узбекистан сведения о гражданах, включенных в список голосующих граждан.

Министерство иностранных дел Республики Узбекистан незамедлительно представляет сведения о гражданах, включенных в список голосующих граждан, в Государственный центр персонализации при Кабинете Министров Республики Узбекистан для внесения соответствующих изменений в Единый электронный список избирателей.



Статья 27. Ознакомление со списками голосующих граждан

Списки голосующих граждан представляются для всеобщего ознакомления за десять дней до дня голосования, а на участках, образованных при дипломатических и иных представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах, в санаториях и домах отдыха, в больницах и других стационарных лечебных учреждениях, в отдаленных и труднодоступных районах, в местах содержания под стражей и лишения свободы, - за семь дней до дня голосования. Участковая комиссия по проведению референдума оповещает граждан о месте и времени ознакомления со списком.

Гражданам обеспечивается возможность ознакомиться со списком голосующих граждан в помещении участковой комиссии по проведению референдума, а также с касающимися их данными из списка голосующих граждан через официальный веб-сайт Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан. Гражданам, находящимся в иностранных государствах, обеспечивается возможность ознакомления с касающимися их данными из списка голосующих граждан также через официальные веб-сайты Министерства иностранных дел Республики Узбекистан, дипломатических и иных представительств Республики Узбекистан в иностранных государствах.

Внесение изменений в списки голосующих граждан приостанавливается за пять дней до референдума.


Статья 28. Оспаривание списков голосующих граждан

Любой гражданин Республики Узбекистан может заявить в участковую комиссию по проведению референдума об ошибке или неточности в списке голосующих граждан. В течение двадцати четырех часов участковая комиссия по проведению референдума обязана проверить заявление и либо устранить ошибки, либо выдать заявителю справку о мотивированном отклонении заявления.

Действия и решения участковой комиссии по проведению референдума могут быть обжалованы в суд в установленном законом порядке.


Статья 29. Бюллетень для голосования на референдуме

В бюллетене для голосования на референдуме точно воспроизводится текст выносимого на референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего "да" или "нет" либо "за" или "против".

При вынесении на референдум нескольких вопросов они включаются в один бюллетень для голосования, последовательно нумеруются и отделяются друг от друга горизонтальными линиями. Альтернативные редакции какой-либо статьи проекта закона также последовательно нумеруются и отделяются друг от друга горизонтальными линиями.

Бюллетень для голосования должен содержать разъяснение о порядке его заполнения.

Бюллетени печатаются на государственном языке, а также по решению соответствующей территориальной комиссии на языках, которыми пользуется большинство населения соответствующей территории.

Для заполнения бюллетеней для голосования на основе азбуки Брайля могут изготавливаться трафареты.


Статья 30. Доставка бюллетеней для голосования на референдуме

Участковые комиссии по проведению референдума получают бюллетени для голосования от территориальных комиссий по проведению референдума не позднее трех дней до дня проведения референдума, в том числе дня досрочного голосования. Председатель или заместитель председателя либо секретарь территориальной комиссии и участковой комиссии по проведению референдума подтверждает своей подписью выдачу и получение бюллетеней для голосования на соответствующем документе.

Число бюллетеней для голосования на референдуме, получаемых участковой комиссией по проведению референдума, не может превышать число граждан, включенных в списки по участку, более чем на полпроцента. В правом верхнем углу бюллетеня для голосования ставятся подписи двух членов участковой комиссии по проведению референдума, которые заверяются печатью участковой комиссии по проведению референдума. Не заверенные участковой комиссией бюллетени для голосования при подсчете голосов не учитываются.

На основании сведений, представленных Министерством иностранных дел Республики Узбекистан, о количестве голосующих на участках референдума, образованных при дипломатических и иных представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах, Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан обеспечивает изготовление и доставку бюллетеней для голосования.


VI. ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ

РЕЗУЛЬТАТОВ РЕФЕРЕНДУМА

Статья 31. Помещение для голосования

Голосование проводится в специально отведенных помещениях, в которых должны быть оборудованы в достаточном количестве кабины или комнаты для тайного голосования, определены места выдачи бюллетеней для голосования и установлены урны для голосования таким образом, чтобы голосующие при подходе к ним обязательно проходили через кабины или комнаты для тайного голосования.

В помещении для голосования или непосредственно перед ним участковая комиссия оборудует стенд, на котором помещаются образец бюллетеня для голосования и порядок его заполнения, а если на референдум вынесен проект закона, то на стенд помещается также текст этого проекта. В случае, когда проект закона, вынесенного на референдум, предполагает отмену действующего закона или внесение в него изменений либо дополнений, то на стенд помещается текст действующего закона, который предлагается отменить, изменить либо дополнить.

Хокимият района, города обеспечивает каждый участок помещением для организации голосования.

Ответственность за оборудование помещений и поддержание в них необходимого порядка несет участковая комиссия по проведению референдума. В помещении для голосования не разрешается проводить никаких других политических акций.


Статья 32. Время и место голосования

Голосование проводится в день референдума с 8.00 до 20.00 часов. О времени и месте голосования участковая комиссия оповещает граждан не позднее чем за десять дней до дня проведения референдума.

Голосование на участках референдума, образованных при дипломатических и иных представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах, проводится в день референдума с 8.00 до 20.00 часов по местному времени в месте расположения данных участков референдума.

На участках референдума, образованных при дипломатических и иных представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах, в воинских частях, в санаториях, домах отдыха, больницах и других стационарных лечебных учреждениях, а также в местах нахождения граждан, расположенных в отдаленных и труднодоступных районах, местах содержания под стражей и лишения свободы, участковая комиссия может объявить голосование законченным в любое время, если проголосовали все граждане, включенные в список.

На участках референдума, расположенных на территории Республики Узбекистан, вскрытие урн для голосования и подсчет голосов ранее 20.00 часов не допускается.


Статья 33. Начало голосования

В день референдума помещение для голосования открывается при наличии не менее двух третей членов участковой комиссии по проведению референдума. Председатель в присутствии членов участковой комиссии по проведению референдума опечатывает урну для голосования, распределяет между членами комиссии бюллетени для голосования, списки граждан, имеющих право на участие в референдуме, и объявляет начало голосования. Общее количество бюллетеней для голосования оформляется отдельным документом.



Статья 34. Установление личности гражданина,

принимающего участие в голосовании

По прибытии в помещение для голосования гражданин предъявляет члену участковой комиссии документ, удостоверяющий его личность, и расписывается в списке голосующих граждан. После этого ему выдается бюллетень для голосования.

Фамилии граждан, по каким-либо причинам не включенные в список, на основании документа, удостоверяющего личность, место жительства, включаются в приложение к списку голосующих граждан.



Статья 35. Порядок голосования

Бюллетень для голосования на референдуме заполняется голосующим в кабине или комнате для тайного голосования. При заполнении бюллетеня запрещается присутствие других лиц, кроме голосующего. Гражданин, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования другое лицо по своему усмотрению, за исключением лиц, входящих в состав комиссии по проведению референдума, наблюдателей и представителей средств массовой информации.

Граждане ставят в бюллетене для голосования знак "+" или "" либо "х" в пустом квадрате, расположенном справа напротив варианта, за который они голосуют по выносимому на референдум вопросу.

Заполненный бюллетень гражданин опускает в урну для голосования. Урны для голосования должны находиться в поле зрения членов участковой комиссии по проведению референдума и наблюдателей.

По просьбе гражданина испорченный бюллетень для голосования может быть заменен новым. Испорченные бюллетени для голосования подлежат учету, погашению и хранятся отдельно.

В случаях, когда отдельные граждане по состоянию здоровья или по другим причинам не могут прибыть в помещение для голосования, соответствующая участковая комиссия по их просьбе организует голосование по месту пребывания этих граждан.

По месту пребывания гражданина направляется соответствующая комиссия не менее чем из двух членов с переносной урной для голосования, которые обеспечивают проведение голосования с соблюдением тайны его волеизъявления. При этом могут присутствовать наблюдатели и представители средств массовой информации.

Член участковой комиссии по проведению референдума, представитель средств массовой информации или наблюдатель отстраняются от участия в ее работе, а представитель средств массовой информации, наблюдатель незамедлительно удаляются из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление граждан. Решение об этом принимается участковой комиссией по проведению референдума.


Статья 35-1. Досрочное голосование

Голосующий, не имеющий возможности в день референдума находиться по месту своего жительства, имеет право на досрочное голосование.

Досрочное голосование начинается за десять дней до проведения референдума и заканчивается за три дня до референдума. Время проведения досрочного голосования определяется Центральной избирательной комиссией Республики Узбекистан и доводится до сведения граждан, наблюдателей через средства массовой информации.

Для осуществления досрочного голосования голосующий на основании заявления с указанием причины отсутствия в день референдума (отпуск, командировка, выезд за границу и т.п.) получает бюллетень для голосования на референдуме у соответствующей участковой комиссии.

В присутствии не менее двух членов соответствующей участковой комиссии голосующий расписывается в получении бюллетеня для голосования на референдуме в списке голосующих граждан.

Бюллетень для голосования на референдуме заполняется голосующим в специально оборудованной кабине или комнате для тайного голосования.

Голосующий принимает решение и оставляет заполненный бюллетень для голосования на референдуме в закрытом конверте, который хранится в сейфе соответствующей участковой комиссии. В месте склеивания конверта ставятся подписи двух членов участковой комиссии, которые подтверждаются печатью комиссии.


Статья 35-2. Голосование по месту пребывания

гражданина в иностранном государстве

Досрочное голосование в густонаселенных районах иностранных государств может проводиться по месту пребывания гражданина в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан и соглашениями с уполномоченными государственными органами иностранных государств.

Участковая комиссия по проведению референдума, образованная при дипломатическом и ином представительстве Республики Узбекистан в иностранном государстве, принимает решение о времени и месте голосования по месту пребывания граждан и информирует об этом граждан, наблюдателей посредством средств массовой информации.

Голосование по месту пребывания граждан проводится в присутствии не менее чем двух членов участковой комиссии по проведению референдума, образованной при дипломатическом и ином представительстве Республики Узбекистан в иностранном государстве.

После окончания голосования члены участковой комиссии по проведению референдума открывают переносную урну для голосования, без подсчета голосов складывают бюллетени для голосования в специальный мешок, опечатывают мешок и составляют об этом акт.

Мешок с бюллетенями для голосования в опломбированном виде вместе с актом доставляется на участок референдума и хранится до начала процесса подсчета голосов в день референдума.



Статья 36. Подсчет голосов на участке референдума

По окончании голосования перед вскрытием урн для голосования в присутствии членов участковой комиссии по проведению референдума все неиспользованные бюллетени для голосования подсчитываются и погашаются участковой комиссией по проведению референдума.

Урны для голосования вскрываются участковой комиссией по проведению референдума после объявления председателем участковой комиссии по проведению референдума об окончании голосования. Вскрытие урн для голосования до окончания голосования запрещается. Вскрытие урн для голосования осуществляется поочередно - вначале переносных, затем стационарных урн для голосования.

Подсчет голосов проводится непосредственно членами участковой комиссии по проведению референдума.

При возникновении сомнений в действительности бюллетеня для голосования вопрос разрешается участковой комиссией по проведению референдума путем голосования. При принятии решения о признании бюллетеня для голосования недействительным участковая комиссия указывает на его оборотной стороне причины недействительности. Эта запись заверяется подписями не менее трех членов участковой комиссии по проведению референдума.

Участковая комиссия по проведению референдума устанавливает общее число граждан, имеющих право на участие в референдуме, число граждан, получивших бюллетени.

На основании бюллетеней для голосования, находившихся в урнах для голосования, комиссия устанавливает:

число граждан, принявших участие в голосовании;

число голосов, поданных за вопрос, вынесенный на референдум;

число голосов, поданных против вопроса, вынесенного на референдум;

число бюллетеней для голосования, признанных недействительными.

Участковая комиссия по проведению референдума осуществляет рассмотрение жалоб (заявлений), поступивших в ходе голосования и подсчета голосов. После этого участковая комиссия проводит заседание по результатам подсчета голосов, на котором принимает решение об итогах голосования.

Результаты подсчета голосов рассматриваются на заседании участковой комиссии по проведению референдума и заносятся в протокол, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем, другими членами комиссии. После этого протокол оглашается председателем или заместителем председателя участковой комиссии по проведению референдума, и копия данного протокола незамедлительно вывешивается в помещении участковой комиссии по проведению референдума для всеобщего ознакомления на срок не менее чем сорок восемь часов.

Наблюдатели, участвующие в процессе подсчета голосов, вправе получить заверенную копию протокола участковой комиссии по проведению референдума.

Копия протокола участковой комиссии по проведению референдума незамедлительно представляется в соответствующую территориальную комиссию с использованием информационно-коммуникационных технологий, а подлинник доставляется нарочно председателем или его заместителем в сопровождении работников органов внутренних дел.



Статья 37.

Определение итогов голосования по территории

На основании протоколов участковых комиссий по проведению референдума территориальная комиссия определяет:

общее число граждан, включенных в список голосующих граждан по Республике Каракалпакстан, областям, городу Ташкенту;

число граждан, получивших бюллетени для голосования;

число граждан, принявших участие в голосовании;

число голосов, поданных за вопрос, вынесенный на референдум;

число голосов, поданных против вопроса, вынесенного на референдум;

число бюллетеней для голосования, признанных недействительными.

Территориальная комиссия в случае обнаружения несоответствий в подсчете голосов, отраженных в протоколах участковой комиссии по проведению референдума, вправе предложить участковой комиссии на своем заседании устранить их.

Результаты голосования по соответствующей территории устанавливаются на заседании территориальной комиссии и заносятся в протокол. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем, другими членами комиссии и представляется в Центральную избирательную комиссию Республики Узбекистан в установленном порядке. Копия данного протокола незамедлительно вывешивается в помещении территориальной комиссии для всеобщего ознакомления на срок не менее чем сорок восемь часов.



Статья 38. Определение результатов референдума

Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан на основании протоколов территориальных комиссий определяет:

общее число голосующих граждан Республики Узбекистан;

число граждан, получивших бюллетени для голосования;

число граждан, принявших участие в голосовании;

число голосов, поданных за вопрос, вынесенный на референдум;

число голосов, поданных против вопроса, вынесенного на референдум;

число бюллетеней для голосования, признанных недействительными.

Решение признается принятым на референдуме, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.

Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан признает референдум несостоявшимся, если в нем приняло участие менее половины граждан, внесенных в списки.

Итоги голосования на референдуме в целом или по отдельным территориям либо по отдельным участкам могут быть признаны недействительными из-за допущенных в ходе голосования нарушений, повлиявших на итоги голосования. Решение о признании итогов голосования недействительными принимается Центральной избирательной комиссией Республики Узбекистан и может быть обжаловано в Верховный суд Республики Узбекистан в течение пяти дней со дня опубликования итогов референдума.

В случае признания итогов голосования по отдельным территориям либо по отдельным участкам недействительными по решению Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан результаты голосования по таким территориям или участкам исключаются из общих результатов, при условии, что без них референдум в целом может быть признан состоявшимся.

Итоги голосования подводятся на заседании Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан и оформляются протоколом. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем, другими членами комиссии. По итогам референдума Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан принимает решение.



VII. ОПУБЛИКОВАНИЕ, ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ

И ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ РЕШЕНИЙ, ПРИНЯТЫХ

НА РЕФЕРЕНДУМЕ

Статья 39. Опубликование итогов референдума

Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан не позднее десяти дней после проведения референдума публикует принятое по итогам референдума решение на официальном веб-сайте Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан и в официальных источниках.

В случае принятия на референдуме закона, его текст публикуется вместе с решением по итогам референдума.



Статья 40. Вступление в силу решений, принятых на референдуме

Принятые на референдуме решение, закон вступают в силу со дня официального опубликования итогов референдума Центральной избирательной комиссией Республики Узбекистан, если иное не вытекает из решения, закона, принятого на референдуме.

Решение, принятое на референдуме, в том числе решение, принятое в форме закона, в день официального опубликования итогов референдума для организации его исполнения направляется Центральной избирательной комиссией Республики Узбекистан в палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Президенту Республики Узбекистан.



Статья 41. Обязательность решения, принятого на референдуме

Решение, принятое на референдуме, имеет обязательную силу на всей территории Республики Узбекистан и не нуждается в каком-либо подтверждении актами органов государственной власти Республики Узбекистан.

Законы и иные нормативные акты Республики Узбекистан подлежат приведению в соответствие с решением референдума.

При принятии на референдуме решения, требующего изменения отдельных норм Конституции Республики Узбекистан, они приводятся в соответствие с решением референдума.

Если для реализации решения, принятого на референдуме, требуется принятие нормативно-правового акта, орган государственной власти в пределах своей компетенции в течение десяти дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, обязан определить перечень нормативно-правовых актов по данному вопросу и срок их подготовки.


VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 42. Финансирование референдума

Расходы, связанные с подготовкой и проведением референдума, производятся за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, выделяемых на эти цели.

Общественные объединения, предприятия, учреждения, организации и граждане Республики Узбекистан могут добровольно передавать свои средства для проведения референдума. Эти средства принимаются Центральной избирательной комиссией Республики Узбекистан для их использования в ходе подготовки и проведения референдума.



Статья 43. Ответственность за нарушение Закона

о референдуме Республики Узбекистан

Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или иным путем осуществлению гражданами права на участие в референдуме, вести агитацию по вопросам референдума, а также должностные лица, члены комиссий по проведению референдума, члены инициативной группы граждан, совершившие подлог документов, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования или допустившие иные нарушения настоящего Закона, несут ответственность в установленном порядке.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2001 г., N 21, ст. 147


"Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан"

2001 г. N 9-10, ст. 176














































Время: 0.2235
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск