язык интерфейса

Внимание! Документ утратил силу.

Смотрите подробности в начале документа.


Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм/ Утратившие силу акты/ Физическая культура и спорт/ Закон Республики Узбекистан от 14.01.1992 г. N 513-XII "О физической культуре и спорте" (Новая редакция) (Утверждена Законом РУз от 26.05.2000 г. N 76-II)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

14.01.1992 г.

N 513-XII

О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ

(Старая редакция)


Статья 1. Законодательство о физической

культуре и спорте


Законодательство о физической культуре и спорте состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

В Республике Каракалпакстан отношения в области физической культуры и спорта регулируются также законодательством Республики Каракалпакстан.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о физической культуре и спорте, то применяются правила международного договора.


Статья 2. Права граждан в области

физической культуры и спорта


Граждане Республики Узбекистан независимо от пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения имеют право на занятие физической культурой и спортом, создание общественных физкультурно-спортивных объединений, участие в управлении физкультурно-спортивным движением.

Иностранные граждане и лица без гражданства имеют в области физической культуры и спорта равные права с гражданами Республики Узбекистан.



Статья 3. Основные принципы государственной политики

в области физической культуры и спорта


Основными принципами государственной политики в области физической культуры и спорта являются:

гуманизм;

демократизм;

непрерывность и преемственность физического воспитания граждан;

сочетание государственного и общественного управления в системе физической культуры и спорта.



Статья 4. Компетенция Кабинета Министров

Республики Узбекистан в области

физической культуры и спорта


Кабинет Министров Республики Узбекистан:

разрабатывает и реализует государственные программы развития физической культуры и спорта;

устанавливает порядок создания, реорганизации и ликвидации органов государственного управления физической культурой и спортом;

определяет порядок подготовки, повышения квалификации и аттестации специалистов по физической культуре и спорту;

осуществляет в установленном порядке финансовое обеспечение развития физической культуры и спорта;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 5. Компетенция уполномоченного органа

государственного управления физической

культурой и спортом


Уполномоченным органом государственного управления физической культурой и спортом является Министерство по делам культуры и спорта Республики Узбекистан.

Министерство по делам культуры и спорта Республики Узбекистан:

разрабатывает и реализует целевые программы развития физической культуры и спорта;

разрабатывает и обеспечивает совместно с общественными физкультурно-спортивными объединениями выполнение целевых программ подготовки спортсменов Узбекистана к Олимпийским играм и другим международным спортивным соревнованиям;

утверждает составы сборных команд страны по видам спорта и обеспечивает их подготовку к участию в международных спортивных соревнованиях;

разрабатывает и утверждает спортивные нормативы для определения уровня физического развития различных категорий населения;

организует подготовку, повышение квалификации и аттестацию физкультурно-спортивных кадров;

создает центры спортивной подготовки, образовательные учреждения и научные организации в области физической культуры и спорта;

организует разработку и издание научной, методической и популярной литературы по проблемам физической культуры и спорта;

в пределах своей компетенции разрабатывает и утверждает нормативные акты по физической культуре и спорту, в том числе нормы и правила использования физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений;

организует систему научно-информационного обеспечения физической культуры и спорта;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.


Статья 6. Компетенция органов государственной

власти на местах в области физической

культуры и спорта


Органы государственной власти на местах в пределах своей компетенции:

осуществляют руководство развитием физической культуры и спорта на подведомственной территории;

финансируют из местного бюджета развитие физической культуры и спорта;

способствуют созданию общественных физкультурно-спортивных объединений;

оказывают содействие производству товаров физкультурно- оздоровительного, спортивного и туристского назначения на местных предприятиях;

кооперируют средства юридических и физических лиц, добровольно внесенные для расширения материальной базы физической культуры и спорта и проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий;

организуют работу среди граждан по сдаче спортивных нормативов;

создают условия по месту жительства и отдыха граждан для развития самодеятельного физкультурно-спортивного движения;

создают и финансируют детско-юношеские спортивные школы и физкультурно-спортивные учреждения, обеспечивая их необходимой учебно-материальной базой;

осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством.


Статья 7. Общественные физкультурно-спортивные

объединения


К общественным физкультурно-спортивным объединениям относятся Национальный олимпийский комитет Республики Узбекистан, физкультурно-спортивные общества, федерации, ассоциации, фонды по видам спорта, физкультурно-оздоровительные, спортивные клубы и другие общественные объединения, основной целью которых является развитие физической культуры и спорта, а также Организация содействия обороне Республики Узбекистан "Ватанпарвар" и спортивно-технические клубы, осуществляющие развитие технических и прикладных видов спорта.

Общественные физкультурно-спортивные объединения в соответствии со своими уставами организуют физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с гражданами и осуществляют подготовку спортивного резерва.



Статья 8. Олимпийское движение в Республике Узбекистан


Олимпийское движение в Республике Узбекистан является частью Международного олимпийского движения и преследует цели распространения олимпийских идеалов и принципов, участия спортсменов Республики Узбекистан в Олимпийских играх.

В олимпийское движение Республики Узбекистан, возглавляемое Национальным олимпийским комитетом Республики Узбекистан, на добровольных началах входят спортсмены, федерации и ассоциации по видам спорта, Олимпийская академия, олимпийские клубы и другие физкультурно-спортивные объединения и организации.

Национальный олимпийский комитет Республики Узбекистан является негосударственной некоммерческой организацией и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Узбекистан, Олимпийской хартией Международного олимпийского комитета и своим уставом, а также осуществляет меры по юридической защите прав собственности Международного олимпийского комитета на использование олимпийских символа, девиза, флага, гимна, наименований "олимпийский", "Олимпиада" на территории Республики Узбекистан.


Статья 9. Пропаганда физической культуры и спорта,

здорового образа жизни


Органы государственного управления физической культурой и спортом, органы здравоохранения, образовательные учреждения и общественные физкультурно-спортивные объединения организуют широкую пропаганду занятий физической культурой и спортом и здорового образа жизни.

Пропаганда культа жестокости и насилия, унижения человеческого достоинства, использования стимуляторов, наносящих вред здоровью человека, в спорте запрещается.



Статья 10. Физическое воспитание

в образовательных учреждениях


Физическое воспитание в образовательных учреждениях является важнейшей обязательной частью системы непрерывного образования, проводится высококвалифицированными специалистами в соответствии с государственными образовательными стандартами, учебными планами и программами. Обязательные уроки, внеурочные занятия по физической культуре и тестирование во всех образовательных учреждениях проводятся в соответствии с физиологическими возможностями обучающихся.

Образовательные учреждения осуществляют физическую подготовку допризывной молодежи.


Статья 11. Участие предприятий, учреждений, организаций

и органов самоуправления граждан в развитии

физической культуры и спорта


Предприятия, учреждения и организации рассматривают физическое воспитание граждан как важнейшую социальную политику государства и при участии органов самоуправления граждан, общественных физкультурно-спортивных объединений, профсоюзных, молодежных и иных организаций реализуют государственные программы развития физической культуры и спорта и на их основе разрабатывают совместно с местными органами государственного управления физической культурой и спортом свои программы развития физической культуры и спорта.

Создание условий и организация занятий физической культурой и спортом по месту жительства и в местах массового отдыха граждан осуществляются органами государственной власти на местах и органами самоуправления граждан.



Статья 12. Физкультурно-оздоровительная работа

в санаторно-курортных учреждениях, домах

отдыха и туристских базах


Во всех санаторно-курортных учреждениях, домах отдыха и туристских базах создается материальная база физической культуры и другие необходимые условия для проведения индивидуальных и групповых физкультурно-оздоровительных занятий.

Администрации санаторно-курортных учреждений, домов отдыха и туристских баз обязаны использовать физические упражнения, иные компоненты физической культуры для укрепления здоровья отдыхающих, профилактики и лечения заболеваний.


Статья 13. Физическая культура и спорт

для инвалидов


Развитие физической культуры и спорта для инвалидов имеет целью их социальную интеграцию и физическую реабилитацию и проводится в соответствии с законодательством.

Органы государственной власти на местах обеспечивают создание специальных физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружений и других условий для занятий инвалидов физической культурой и спортом на сооружениях общего пользования.


Статья 14. Участие органов и учреждений здравоохранения

в развитии физической культуры и спорта


Органы и учреждения здравоохранения:

используют физическую культуру как средство укрепления здоровья, профилактики и лечения заболеваний;

проводят анализ состояния и динамики физического развития различных социальных групп населения и вносят предложения в соответствующие органы государственного управления;

осуществляют врачебный контроль за лицами, занимающимися физической культурой и спортом;

участвуют в медицинском обеспечении подготовки сборных спортивных команд к международным спортивным соревнованиям;

осуществляют подготовку, переподготовку, повышение квалификации и аттестацию специалистов здравоохранения в области физической культуры и спорта;

разрабатывают специальные программы физических упражнений, создают центры оздоровления, врачебно-физкультурные диспансеры, оснащают их специальной аппаратурой и оборудованием.


Статья 15. Соблюдение норм и правил безопасности,

охрана здоровья, чести и достоинства граждан при

проведении занятий физической культурой и

спортом, спортивных соревнований и

спортивно-зрелищных мероприятий


Администрация физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений обеспечивает надлежащее техническое оборудование мест проведения занятий и соревнований в соответствии с правилами техники безопасности и санитарно-гигиеническими нормами, утвержденными органами государственного управления физической культурой и спортом.

Занятия по физической культуре, спорту и спортивные соревнования должны проводиться без ущерба здоровью, чести и достоинству их участников и зрителей.

К судейству спортивных соревнований допускаются лица, аттестованные в установленном порядке.



Статья 16. Средства, запрещенные в спорте


Не допускается использование при занятиях спортом средств, запрещенных органами государственного управления физической культурой и спортом, международными спортивными организациями.

Спортсмен, использующий для достижения спортивного результата стимуляторы, допинговые вещества, иные запрещенные Международным олимпийским комитетом средства, дисквалифицируется.

Лица, умышленно способствующие распространению или применению стимуляторов, допинговых веществ и иных запрещенных средств, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством.



Статья 17. Любительский и профессиональный спорт


Граждане Республики Узбекистан имеют право заниматься любительским, а также профессиональным спортом в качестве спортсмена, тренера или судьи.

Порядок создания и условия функционирования предприятий учреждений и организаций в области профессионального спорт определяются законодательством.

Квалификационные требования к профессиям спортсмена, тренера и судьи по виду спорта определяются уполномоченным органом государственного управления физической культурой спортом.


Статья 18. Подготовка спортсменов высокого класса


Подготовка спортсменов высокого класса осуществляется специализированными образовательными учреждениями (колледжи олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, центры олимпийской подготовки и другие), порядок деятельности которых устанавливается уполномоченным органом государственного управления физической культурой и спортом.

Органы государственного управления физической культурой и спортом в целях создания необходимых условий членам сборных спортивных команд для успешного сочетания занятий спортом с обучением, трудовой деятельностью и воинской службой могут заключать соответствующие договоры с предприятиями, учреждениями, организациями и воинскими частями, где работают, обучаются или проходят военную службу спортсмены.



Статья 19. Финансирование физической культуры и спорта


Финансирование физической культуры и спорта осуществляется за счет республиканского и местного бюджетов.

Источниками финансирования физической культуры и спорта также являются:

доходы от предпринимательской и иной хозяйственной деятельности;

средства от оказанных платных физкультурно-спортивных и оздоровительных услуг населению;

средства от проведения в установленном порядке спортивных лотерей;

добровольные взносы населения, предприятий, учреждений и организаций, членские взносы участников общественных физкультурно-спортивных объединений;

средства специальных фондов по видам спорта;

доходы от проведения спортивно-зрелищных мероприятий;

спонсорская поддержка;

отчисления предприятий и организаций за использование спортивной символики, эмблем;

иностранные инвестиции и средства международных фондов;

поступления от международных организаций;

иные источники в соответствии с законодательством.


Статья 20. Физкультурно-оздоровительные

и спортивные сооружения


Физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения могут находиться в публичной или частной собственности.

Органами государственной власти и управления при разработке и реализации программ разгосударствления и приватизации устанавливаются порядок и условия перехода физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений к новым владельцам, обеспечивающие сохранение функционального назначения сооружения.

Органы государственной власти на местах осуществляют контроль за планированием, проектированием, строительством и вводом в эксплуатацию на своей территории объектов физкультурно-оздоровительного и спортивного назначения.

Строительство и реконструкция образовательных учреждений, жилых микрорайонов без создания комплекса необходимых физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, а также ликвидация физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений без создания в пределах той же территории равноценных сооружений не допускаются.

Нормативы минимальной обеспеченности образовательных учреждений, предприятий, жилых микрорайонов основными физкультурно-оздоровительными и (или) спортивными сооружениями определяются уполномоченным органом государственного управления физической культурой и спортом.


Статья 21. Педагогическая деятельность

в области физической культуры и спорта


К педагогической деятельности в области физической культуры и спорта допускаются лица, имеющие соответствующее образование и профессиональную подготовку.

В области лечебной физической культуры к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие соответствующее образование и профессиональную подготовку, в порядке, установленном законодательством.



Статья 22. Платные услуги населению


Платные физкультурно-спортивные и оздоровительные услуги населению оказываются организациями физической культуры и спорта, а также физическими лицами.

Перечень видов платных физкультурно-спортивных и оздоровительных услуг утверждается уполномоченным органом государственного управления физической культурой и спортом.


Статья 23. Льготные физкультурно-спортивные услуги


Детям до шестнадцати лет, инвалидам, детям-сиротам, пенсионерам, участникам и инвалидам войны 1941-1945 годов и приравненным к ним лицам физкультурно-спортивные и оздоровительные услуги оказываются бесплатно. Перечень других категорий граждан, пользующихся физкультурно-спортивными и оздоровительными услугами бесплатно или на льготных условиях, а также размеры льгот, порядок их предоставления и источники покрытия соответствующих расходов определяются законодательством.



Статья 24. Социальная защищенность спортсменов


Органы государственного управления, федерации по видам спорта, общественные объединения, а также физические лица могут оказывать финансовую поддержку спортсменам.

Органы государственного управления, общественные объединения физической культуры и спорта, спортивные центры, другие специализированные спортивные организации и учреждения обязаны создавать спортсменам необходимые социально-бытовые условия и обеспечивать охрану их здоровья.

Отдельные категории спортсменов имеют право на льготную пенсию в порядке, установленном законодательством.

Лица, участвующие в спортивных соревнованиях, обязаны иметь страховой полис.


Статья 25. Международное сотрудничество


Уполномоченный орган государственного управления физической культурой и спортом, органы государственной власти на местах, общественные физкультурно-спортивные объединения участвуют в международном сотрудничестве по проблемам физической культуры и спорта, имеют право устанавливать прямые связи с соответствующими организациями иностранных государств, создавать совместные с ними объединения по физической культуре и спорту, проводить совместные спортивно- оздоровительные соревнования, встречи, матчи в порядке, установленном законодательством.


Статья 26. Разрешение споров


Споры, возникающие в сфере физической культуры и спорта, разрешаются в порядке, установленном законодательством.



Статья 27. Ответственность за нарушение законодательства

о физической культуре и спорте


Лица, виновные в нарушении законодательства о физической культуре и спорте, несут ответственность в установленном порядке.


"Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан"

2000 г., N 5-6, ст.147