язык интерфейса

Внимание! Документ утратил силу.

Смотрите подробности в начале документа.


Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Отдельные отрасли экономики/ Топливно-энергетический комплекс/ Электроэнергетика. Теплоэнергетика/ Закон Республики Узбекистан от 30.09.2009 г. N ЗРУ-225 "Об электроэнергетике" (Принят Законодательной палатой 24.06.2009 г., одобрен Сенатом 28.08.2009 г.)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

30.09.2009 г.

N ЗРУ-225



ОБ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ


Принят Законодательной палатой 24 июня 2009 года

Одобрен Сенатом 28 августа 2009 года


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области электроэнергетики.



Статья 2. Законодательство об электроэнергетике

Законодательство об электроэнергетике состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан об электроэнергетике, то применяются правила международного договора.



Статья 3. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:


электроэнергетика - сфера производства, передачи, распределения, сбыта и потребления электрической энергии;


единая электроэнергетическая система - совокупность предприятий по производству электрической энергии, магистральных электрических сетей, территориальных электрических сетей и оперативно-диспетчерское управление ими;


объекты электроэнергетики - предприятия по производству электрической энергии, а также объекты электросетевого хозяйства;


предприятия по производству электрической энергии - стационарные электростанции (тепловые электростанции, теплоэлектроцентрали, гидроэлектростанции, а также другие электростанции, использующие возобновляемые источники энергии), подключенные к единой электроэнергетической системе;


объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные подстанции, распределительные пункты, предназначенные для осуществления передачи электрической энергии;


магистральные электрические сети - совокупность объектов электросетевого хозяйства, используемая для обеспечения межрегиональной и (или) межгосударственной передачи электрической энергии;


территориальная электрическая сеть - совокупность объектов электросетевого хозяйства в пределах соответственно территории Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента;


оперативно-диспетчерское управление - процесс централизованного непрерывного управления технологически согласованной работой объектов электроэнергетики и технологическим режимом функционирования единой электроэнергетической системы;


электрическая энергия - товар особого вида, характеризующийся одновременностью его производства и потребления;


потребитель электрической энергии (потребитель) - юридическое или физическое лицо, использующее электрическую энергию для производственных и (или) бытовых нужд в соответствии с договором электроснабжения;


аварийный режим - недопустимое отклонение технологических параметров работы объектов электроэнергетики, которое может привести к нарушению надежного функционирования единой электроэнергетической системы и ограничению поставки электрической энергии потребителям.



ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

В ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

Статья 4. Основные направления государственной

политики в области электроэнергетики

Основными направлениями государственной политики в области электроэнергетики являются:

обеспечение электроэнергетической безопасности Республики Узбекистан;

обеспечение безопасного и надежного функционирования единой электроэнергетической системы, удовлетворение нужд потребителей в электрической энергии;

обеспечение равного доступа потребителей к территориальным электрическим сетям;

привлечение инвестиций в процессы реконструкции, модернизации, развития генерирующих мощностей и электрических сетей;

внедрение рыночных принципов и механизмов в систему управления и хозяйственных связей по производству, передаче и сбыту электрической энергии;

обеспечение сбалансированного развития электроэнергетики;

рациональное использование электрической энергии и топливно-энергетических ресурсов.



Статья 5. Органы, осуществляющие государственное

регулирование в области электроэнергетики

Государственное регулирование в области электроэнергетики осуществляют в пределах своих полномочий:

Кабинет Министров Республики Узбекистан;

специально уполномоченный орган в области электроэнергетики, определяемый законодательством;

орган государственного надзора в области электроэнергетики, определяемый законодательством;

органы государственной власти на местах.


Статья 6. Полномочия Кабинета Министров

Республики Узбекистан в области электроэнергетики

Кабинет Министров Республики Узбекистан:

организует разработку программ развития электроэнергетики и утверждает их в установленном порядке;

осуществляет реализацию основных принципов и приоритетных направлений углубления экономических реформ в области электроэнергетики;

формирует баланс производства и потребления электрической энергии;

определяет порядок финансирования, строительства, ввода в эксплуатацию и вывода из эксплуатации объектов электроэнергетики;

содействует реализации проектов по производству электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии;

утверждает Правила пользования электрической энергией.

Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 7. Специально уполномоченный орган

в области электроэнергетики

Специально уполномоченный орган в области электроэнергетики:

обеспечивает безопасное и надежное функционирование единой электроэнергетической системы и удовлетворение нужд потребителей в электрической энергии;

разрабатывает программы развития электроэнергетики;

участвует в формировании баланса производства и потребления электрической энергии и вносит предложения по тарифам на электрическую энергию;

устанавливает режим функционирования единой электроэнергетической системы;

управляет магистральными электрическими сетями;

осуществляет мероприятия по реконструкции, модернизации, развитию генерирующих мощностей и электрических сетей;

осуществляет контроль за деятельностью системного оператора единой электроэнергетической системы (далее - системный оператор), единого закупщика электрической энергии, предприятия магистральных электрических сетей;

разрабатывает и утверждает нормативные документы в области электроэнергетики;

осуществляет технический и технологический контроль за организацией юридическими лицами эксплуатации объектов электроэнергетики;

координирует работу по техническому регулированию, стандартизации, метрологии и сертификации в области электроэнергетики;

организует работу испытательных лабораторий в области электроэнергетики;

координирует научно-исследовательские, наладочные, ремонтные и инженерно-проектные работы на объектах электроэнергетики;

организует разработку и реализацию мер по рациональному использованию электрической энергии и топливно-энергетических ресурсов, а также по использованию возобновляемых источников энергии;

осуществляет координацию работ по охране труда и технике безопасности в области электроэнергетики.

Специально уполномоченный орган в области электроэнергетики может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.


Статья 8. Полномочия органа государственного надзора

в области электроэнергетики

Орган государственного надзора в области электроэнергетики:

разрабатывает и утверждает нормативно-правовые акты в области электроэнергетики;

осуществляет надзор за реализацией мер по обеспечению безопасности при производстве, передаче и потреблении электрической энергии, а также за рациональным ее использованием.

Орган государственного надзора в области электроэнергетики может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 9. Полномочия органов государственной власти

на местах в области электроэнергетики

Органы государственной власти на местах:

участвуют в разработке программ развития электроэнергетики;

принимают в установленном законодательством порядке решения о размещении объектов электроэнергетики;

согласовывают представленные предприятием территориальных электрических сетей объемы потребления электрической энергии на предстоящий год.

Органы государственной власти на местах не вправе вмешиваться в оперативно-диспетчерское управление, а также производство, передачу и распределение электрической энергии.



ГЛАВА 3. ПРОИЗВОДСТВО ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ

ЭНЕРГИИ

Статья 10. Предприятия по производству

электрической энергии

Предприятия по производству электрической энергии обязаны обеспечивать безопасность при производстве электрической энергии и поставлять в магистральные электрические сети электрическую энергию, показатели качества которой соответствуют национальным стандартам.

Тепловые электростанции, теплоэлектроцентрали, а также электростанции, использующие возобновляемые источники энергии, подключенные к единой электроэнергетической системе, могут находиться в государственной или частной собственности. Гидроэлектростанции, подключенные к единой электроэнергетической системе, находятся в собственности государства.



Статья 11. Подключение предприятий

по производству электрической энергии к единой

электроэнергетической системе

Подключение предприятий по производству электрической энергии к единой электроэнергетической системе осуществляется в установленном порядке.



Статья 12. Производство электрической энергии

для собственного пользования

Юридические и физические лица могут производить электрическую энергию для собственного пользования.

Деятельность по производству электрической энергии для собственного пользования лицензированию не подлежит.

Юридическим и физическим лицам, производящим электрическую энергию для собственного пользования, запрещается подключать электроустановки по производству электрической энергии к территориальной электрической сети.

Продажа юридическими и физическими лицами электрической энергии, произведенной для собственного пользования, другим юридическим и физическим лицам может осуществляться через собственные электрические сети в порядке, устанавливаемом законодательством.


Статья 13. Единый закупщик электрической

энергии

Единым закупщиком электрической энергии является подразделение специально уполномоченного органа в области электроэнергетики.

Единый закупщик электрической энергии:

заключает договоры с предприятиями по производству электрической энергии на закупку электрической энергии;

заключает договоры на продажу электрической энергии предприятиям территориальных электрических сетей;

заключает с предприятием магистральных электрических сетей договор на передачу электрической энергии от предприятий по производству электрической энергии предприятиям территориальных электрических сетей;

осуществляет мониторинг эффективности производства и передачи электрической энергии в единой электроэнергетической системе;

в установленном порядке участвует в формировании баланса производства и потребления электрической энергии.

Единый закупщик электрической энергии может осуществлять и иную деятельность в соответствии с законодательством.



ГЛАВА 4. ПЕРЕДАЧА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ

ЭНЕРГИИ

Статья 14. Магистральные электрические сети

По магистральным электрическим сетям осуществляется передача электрической энергии от предприятий по производству электрической энергии предприятиям территориальных электрических сетей, а также взаимодействие с электроэнергетическими системами других государств.

Магистральные электрические сети состоят из объектов электросетевого хозяйства предприятия магистральных электрических сетей и объектов электросетевого хозяйства юридических лиц, используемых в качестве магистральных электрических сетей.


Статья 15. Предприятие магистральных

электрических сетей

Предприятие магистральных электрических сетей:

осуществляет передачу электрической энергии от предприятий по производству электрической энергии предприятиям территориальных электрических сетей, а также взаимодействие с электроэнергетическими системами других государств;

обеспечивает безопасность при передаче электрической энергии по магистральным электрическим сетям;

поддерживает на своих объектах электросетевого хозяйства установленные национальными стандартами показатели качества электрической энергии;

организует эксплуатацию и ремонт своих объектов электросетевого хозяйства в соответствии с Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей (далее - Правила технической эксплуатации);

разрабатывает и осуществляет организационно-технические мероприятия по сокращению технологических потерь электрической энергии на своих объектах электросетевого хозяйства.

Предприятие магистральных электрических сетей может осуществлять и иную деятельность в соответствии с законодательством.

Объекты электросетевого хозяйства предприятия магистральных электрических сетей являются собственностью государства и не подлежат приватизации.



Статья 16. Объекты электросетевого хозяйства

юридических лиц, используемые в качестве

магистральных электрических сетей

Объекты электросетевого хозяйства юридических лиц по решению специально уполномоченного органа в области электроэнергетики могут использоваться в качестве магистральных электрических сетей.

Юридические лица, объекты электросетевого хозяйства которых используются в качестве магистральных электрических сетей, обязаны:

поддерживать установленные национальными стандартами показатели качества электрической энергии;

осуществлять эксплуатацию и ремонт объектов электросетевого хозяйства в соответствии с Правилами технической эксплуатации;

разрабатывать и осуществлять организационно-технические мероприятия по сокращению технологических потерь электрической энергии.

Юридические лица, объекты электросетевого хозяйства которых используются в качестве магистральных электрических сетей, не вправе:

заключать договоры с предприятиями территориальных электрических сетей на оказание услуг по передаче электрической энергии;

использовать или выводить из эксплуатации объекты электросетевого хозяйства без разрешения специально уполномоченного органа в области электроэнергетики.



ГЛАВА 5. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И СБЫТ

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ

Статья 17. Территориальные электрические сети

По территориальным электрическим сетям осуществляется передача электрической энергии от магистральных электрических сетей потребителям в пределах соответственно территории Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента.

Управление объектами электросетевого хозяйства территориальных электрических сетей осуществляют оперативно-диспетчерские службы соответствующих предприятий территориальных электрических сетей.



Статья 18. Предприятия территориальных

электрических сетей

Предприятия территориальных электрических сетей осуществляют распределение и сбыт электрической энергии потребителям.

Предприятия территориальных электрических сетей:

приобретают электрическую энергию у единого закупщика электрической энергии на договорной основе;

в установленном порядке выдают генеральную доверенность электроснабжающим предприятиям на осуществление права заключать договоры электроснабжения с потребителями;

осуществляют продажу электрической энергии потребителям на основе договора электроснабжения;

обеспечивают безопасность при поставке электрической энергии потребителям;

поддерживают на своих объектах электросетевого хозяйства установленные национальными стандартами показатели качества электрической энергии;

организуют эксплуатацию и ремонт своих объектов электросетевого хозяйства в соответствии с Правилами технической эксплуатации;

разрабатывают и осуществляют организационно-технические мероприятия по сокращению технологических потерь электрической энергии на своих объектах электросетевого хозяйства;

выдают технические условия потребителям на присоединение электроустановок, потребляющих электрическую энергию, к территориальным электрическим сетям в установленном порядке.

Предприятия территориальных электрических сетей могут осуществлять и иную деятельность в соответствии с законодательством.

Предприятия территориальных электрических сетей в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан, могут передавать частному оператору отдельные вопросы сбыта электрической энергии в пределах района, города.


Статья 19. Электроснабжающие предприятия

Электроснабжающие предприятия являются подразделениями предприятий территориальных электрических сетей, осуществляющими распределение и сбыт электрической энергии потребителям в пределах района, города, производственной зоны.

Электроснабжающие предприятия:

формируют месячные договорные объемы потребления электрической энергии в соответствии с внесенными в установленном порядке предложениями потребителя;

организуют эксплуатацию и ремонт своих объектов электросетевого хозяйства в соответствии с Правилами технической эксплуатации;

разрабатывают и осуществляют организационно-технические мероприятия по сокращению технологических потерь электрической энергии на своих объектах электросетевого хозяйства.

Электроснабжающие предприятия могут осуществлять и иную деятельность в соответствии с законодательством.



ГЛАВА 6. ОПЕРАТИВНО-ДИСПЕТЧЕРСКОЕ

УПРАВЛЕНИЕ

Статья 20. Система оперативно-диспетчерского управления

В систему оперативно-диспетчерского управления входят:

системный оператор;

оперативно-диспетчерские службы предприятий по производству электрической энергии;

оперативно-диспетчерская служба предприятия магистральных электрических сетей;

оперативно-диспетчерские службы юридических лиц, объекты электросетевого хозяйства которых используются в качестве магистральных электрических сетей;

оперативно-диспетчерские службы предприятий территориальных электрических сетей;

оперативно-диспетчерские службы юридических лиц, использующих энергоемкое оборудование.

Порядок осуществления оперативно-диспетчерского управления утверждается специально уполномоченным органом в области электроэнергетики.


Статья 21. Системный оператор

Системный оператор осуществляет оперативно-диспетчерское управление технологическим режимом функционирования единой электроэнергетической системы, магистральными электрическими сетями, а также обеспечивает ее взаимодействие с электроэнергетическими системами других государств.

Основными задачами системного оператора являются:

обеспечение надежного функционирования единой электроэнергетической системы;

поддержание баланса производства и потребления электрической энергии;

предотвращение возникновения аварийного режима, а также его устранение;

восстановление системной надежности после устранения аварийного режима.



Статья 22. Оперативно-диспетчерские службы

Оперативно-диспетчерские службы осуществляют оперативно-диспетчерское управление соответствующими объектами электроэнергетики.

Оперативно-диспетчерские службы при осуществлении оперативно-диспетчерского управления подчиняются указаниям и распоряжениям системного оператора и вышестоящих оперативно-диспетчерских служб.



Статья 23. Устранение аварийного режима

При устранении аварийного режима системный оператор имеет право привлекать все имеющиеся в единой электроэнергетической системе резервные мощности, а также вводить ограничения потребления электрической энергии.

Ограничения потребления электрической энергии вводятся, в первую очередь, в отношении потребителей - юридических лиц, оборудование которых может существенно влиять на надежность функционирования единой электроэнергетической системы, качество электрической энергии.

При устранении аварийного режима ограничения потребления электрической энергии в отношении потребителей - юридических лиц с непрерывным процессом производства, остановка которого может повлечь за собой угрозу жизни и здоровью людей, социальные, экономические и экологические последствия, осуществляются системным оператором только в исключительных случаях и в установленном порядке.

Порядок ограничения потребления электрической энергии при возникновении аварийного режима, а также группы потребителей, в отношении которых могут вводиться ограничения потребления электрической энергии, устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


ГЛАВА 7. ПОТРЕБЛЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ

Статья 24. Договор электроснабжения

По договору электроснабжения предприятие территориальных электрических сетей или его электроснабжающее предприятие обязуется поставлять потребителю через присоединенную сеть электрическую энергию, а потребитель обязуется производить своевременную оплату за использованную электрическую энергию, соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых им электрических сетей, приборов и оборудования, связанных с потреблением электрической энергии.

Условия договора электроснабжения, обязательные для сторон, определяются в соответствии с Гражданским кодексом Республики Узбекистан, настоящим Законом и другими актами законодательства.

Договор электроснабжения заключается с юридическим или физическим лицом при наличии у него оборудования, необходимого для присоединения к территориальной электрической сети, приборов учета электрической энергии, а также выполнении им требований Правил пользования электрической энергией.


Статья 25. Обязанности электроснабжающих

предприятий

Электроснабжающие предприятия обязаны:

обеспечивать поставку электрической энергии потребителям в соответствии с договорами электроснабжения;

поддерживать на своих объектах электросетевого хозяйства установленные национальными стандартами показатели качества электрической энергии;

обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность электрических сетей;

вести учет платежей за фактически использованную потребителями электрическую энергию;

информировать в установленном порядке потребителей об ограничении поставки электрической энергии в связи с плановыми ремонтными работами на объектах электросетевого хозяйства и аварийным режимом;

рассматривать обращения потребителей по вопросам электроснабжения.

Электроснабжающие предприятия могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.



Статья 26. Права потребителей электрической

энергии

Потребители электрической энергии имеют право на:

присоединение своих электроустановок к территориальным электрическим сетям в соответствии с техническими условиями;

получение электрической энергии, показатели качества которой соответствуют национальным стандартам;

получение в установленном порядке информации о причинах приостановления поставки электрической энергии;

внесение в установленном порядке в предприятие территориальных электрических сетей предложений об изменениях объемов потребляемой ими электрической энергии;

возмещение в установленном порядке убытков, причиненных предприятием территориальных электрических сетей или электроснабжающим предприятием недопоставкой электрической энергии или поставкой электрической энергии, показатели качества которой не соответствуют национальным стандартам;

обращение в суд либо к вышестоящему в порядке подчиненности органу, должностному лицу за разрешением споров, возникающих при заключении и исполнении договоров электроснабжения.

Потребители электрической энергии могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.


Статья 27. Обязанности потребителей

электрической энергии

Потребители электрической энергии обязаны:

соблюдать режим потребления электрической энергии, определенный условиями договора электроснабжения;

производить своевременную оплату за использованную электрическую энергию в установленные договором электроснабжения сроки;

допускать представителя предприятия территориальных электрических сетей к приборам учета электрической энергии;

осуществлять меры по рациональному использованию электрической энергии;

обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых ими электрических сетей, приборов и оборудования, сообщать предприятию территориальных электрических сетей или электроснабжающему предприятию об их неисправностях.

Потребители электрической энергии могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.


Статья 28. Приостановление поставки

электрической энергии потребителям

Предприятие территориальных электрических сетей или его электроснабжающее предприятие в установленном порядке может приостановить поставку электрической энергии потребителю в случаях:

нарушения режима потребления электрической энергии, определенного условиями договора электроснабжения;

самовольного присоединения электроустановок к территориальным электрическим сетям;

умышленной порчи приборов учета электрической энергии или вмешательства в приборы учета извне с целью изменения их показателей;

неуплаты за использованную электрическую энергию в установленные договором электроснабжения сроки.

При устранении случаев, указанных в части первой настоящей статьи, предприятие территориальных электрических сетей или его электроснабжающее предприятие возобновляет поставку электрической энергии потребителю.


Статья 29. Учет электрической энергии

Учет электрической энергии предприятиями по производству, передаче, распределению и сбыту, а также потребителями - юридическими лицами организуется самостоятельно. Установка и эксплуатация приборов учета электрической энергии осуществляются потребителями в соответствии с Правилами пользования электрической энергии.


ГЛАВА 8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 30. Тарифы на электрическую энергию

Тарифы на электрическую энергию при ее производстве, передаче, распределении и потреблении утверждаются в установленном порядке.


Статья 31. Охрана объектов электроэнергетики

Охрана предприятий по производству электрической энергии осуществляется в соответствии с законодательством.

В целях обеспечения сохранности объектов электросетевого хозяйства, создания необходимых условий эксплуатации, а также предотвращения их повреждения и несчастных случаев среди населения на землях, прилегающих к объектам электросетевого хозяйства, устанавливаются охранные зоны. Порядок охраны объектов электросетевого хозяйства устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


Статья 32. Разрешение споров

Споры в области электроэнергетики разрешаются в порядке, установленном законодательством.


Статья 33. Ответственность за нарушение

законодательства об электроэнергетике

Лица, виновные в нарушении законодательства об электроэнергетике, несут ответственность в установленном порядке.


Статья 34. Приведение законодательства

в соответствие с настоящим Законом

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.



Статья 35. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.



Президент

Республики Узбекистан                                                 И. Каримов



"Народное слово", 1 октября 2009 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2009 г., N 40, ст. 431