язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Охрана правопорядка. Безопасность. Административная и уголовная ответственность/ Пожарная охрана. Противопожарные мероприятия/ Закон Республики Узбекистан от 30.09.2009 г. N ЗРУ-226 "О пожарной безопасности" (Принят Законодательной палатой 24.06.2009 г., одобрен Сенатом 28.08.2009 г.)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

30.09.2009 г.

N ЗРУ-226



О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


Принят Законодательной палатой 24 июня 2009 года

Одобрен Сенатом 28 августа 2009 года


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области пожарной безопасности.



Статья 2. Законодательство о пожарной безопасности

Законодательство о пожарной безопасности состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о пожарной безопасности, то применяются правила международного договора.



Статья 3. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:


пожар - неконтролируемое горение, сопровождающееся причинением вреда жизни и (или) здоровью людей, имуществу юридических и физических лиц, а также окружающей природной среде;


пожарный надзор - деятельность, осуществляемая в установленном порядке в целях проверки соблюдения требований пожарной безопасности и принятия мер по ее результатам;

профилактика пожаров - совокупность предупредительных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и уменьшение их последствий;


пожарная охрана - совокупность органов управления, сил и средств, созданных в установленном порядке с целью защиты жизни и здоровья людей, имущества юридических и физических лиц, окружающей природной среды от пожаров, а также поддержания требуемого уровня пожарной безопасности на объектах, в населенных пунктах и на иных территориях;


пожарная безопасность - состояние защищенности людей, имущества юридических и физических лиц, а также окружающей природной среды от пожаров;


требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные законодательством в целях обеспечения пожарной безопасности;


нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;


пожарно-техническая продукция - специальная техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, предназначенная для обеспечения пожарной безопасности, в том числе пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение, огнетушащие и огнезащитные вещества и материалы, средства специальной связи и управления, электронные документы, программные продукты и базы данных для электронных вычислительных машин, а также иные средства предупреждения и тушения пожаров;


противопожарный режим - правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров;


особый противопожарный режим - установление в соответствии с законодательством дополнительных требований пожарной безопасности на определенных территориях в период повышенной пожарной опасности;


пожарно-спасательное подразделение - подразделение Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан, созданное в целях профилактики и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также проведения спасательных работ.


Статья 4. Система обеспечения пожарной безопасности

Система обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность правовых, организационных, экономических, социальных и научно-технических мер, а также сил и средств, направленных на предупреждение и тушение пожаров.

Субъектами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственного и хозяйственного управления, органы государственной власти на местах, органы самоуправления граждан, а также предприятия, учреждения, организации (далее - организации) и граждане.



ГЛАВА 2. ПОЛНОМОЧИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

И ИНЫХ ОРГАНОВ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

УЧАСТИЕ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАН

В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ПРАВА

И ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ И ГРАЖДАН

В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 5. Полномочия Кабинета Министров

Республики Узбекистан в области пожарной

безопасности

Кабинет Министров Республики Узбекистан:

обеспечивает проведение единой государственной политики в области пожарной безопасности;

утверждает государственные программы в области пожарной безопасности и контролирует их реализацию;

координирует деятельность органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах в области пожарной безопасности;

осуществляет финансовое, материально-техническое и ресурсное обеспечение в области пожарной безопасности;

утверждает номенклатуру, объемы поставок пожарно-технической продукции для государственных нужд.

Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 6. Полномочия специально уполномоченного

органа в области пожарной безопасности

Специально уполномоченным органом в области пожарной безопасности является Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан (далее - Министерство по чрезвычайным ситуациям).

Министерство по чрезвычайным ситуациям:

обеспечивает исполнение законодательства о пожарной безопасности;

разрабатывает и организует осуществление государственных программ в области пожарной безопасности;

осуществляет единую техническую политику в области оснащения подразделений пожарной охраны пожарной техникой и иными техническими средствами;

осуществляет тушение пожаров, спасение людей и имущества юридических и физических лиц, оказавшихся в зоне пожара;

осуществляет государственный контроль за состоянием готовности подразделений всех видов пожарной охраны к тушению пожаров и проведением работ по профилактике пожаров;

разрабатывает проекты нормативно-правовых актов в области пожарной безопасности;

разрабатывает технические регламенты, стандарты, нормы, правила и другие нормативные документы в области пожарной безопасности;

осуществляет государственный пожарный надзор;

рассматривает в части соблюдения требований пожарной безопасности проектную документацию на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение зданий, сооружений и иных объектов при обоснованных отступлениях от требований пожарной безопасности или отсутствии указанных требований;

участвует в работе комиссии по выбору (отводу) площадок (трасс) для строительства, а также комиссий по приемке в эксплуатацию завершенных строительством (реконструкцией) объектов;

осуществляет противопожарную пропаганду, обучение и информационное обеспечение в области пожарной безопасности;

координирует научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;

осуществляет в установленном порядке лицензирование и сертификацию в области пожарной безопасности;

ведет учет пожаров и их последствий;

дает органам государственного и хозяйственного управления, органам государственной власти на местах, органам самоуправления граждан, организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению пожаров.

Министерство по чрезвычайным ситуациям может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.


Статья 7. Полномочия органов государственного

и хозяйственного управления в области пожарной

безопасности

Органы государственного и хозяйственного управления (далее - уполномоченные органы) в пределах своих полномочий:

обеспечивают исполнение законодательства о пожарной безопасности;

участвуют в разработке и организуют осуществление государственных программ в области пожарной безопасности;

участвуют в разработке проектов нормативно-правовых актов в области пожарной безопасности;

участвуют в разработке технических регламентов, стандартов, норм, правил и других нормативных документов в области пожарной безопасности;

организуют пожарный надзор;

координируют научные исследования и разработки в области пожарной безопасности;

разрабатывают номенклатуру и определяют объемы пожарно-технической продукции для государственных нужд;

создают систему учета пожаров и их последствий;

организуют тушение пожаров в населенных пунктах, на объектах, имеющих особо важное государственное значение или повышенную пожаро- и взрывоопасность, социально-культурных, промышленных и иных объектах, территориях и коммуникациях.

Уполномоченные органы могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 8. Полномочия органов государственной власти

на местах в области пожарной безопасности

Органы государственной власти на местах:

участвуют в осуществлении государственных программ в области пожарной безопасности;

организуют выполнение мер пожарной безопасности;

обеспечивают разработку, утверждение и исполнение местных бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;

осуществляют строительство пожарных депо, содержат и обеспечивают в установленном порядке материально-технической базой подразделения пожарной охраны, финансируемые за счет средств местных бюджетов;

осуществляют социальное и экономическое стимулирование обеспечения пожарной безопасности;

устанавливают особый противопожарный режим на соответствующей территории.

Органы государственной власти на местах могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 9. Участие органов самоуправления граждан

в обеспечении пожарной безопасности

Органы самоуправления граждан:

содействуют созданию и деятельности добровольной пожарной охраны;

содействуют осуществлению пожарного надзора;

осуществляют общественный контроль за соблюдением требований пожарной безопасности.

Органы самоуправления граждан могут участвовать и в иных мероприятиях в соответствии с законодательством.



Статья 10. Права и обязанности организаций

в области пожарной безопасности

Организации имеют право:

за счет собственных средств создавать, реорганизовывать и упразднять в установленном порядке подразделения пожарной охраны;

вносить в соответствующие органы предложения по обеспечению пожарной безопасности;

создавать пожарно-технические комиссии в установленном порядке;

проводить работы по установлению причин, условий возникновения и развития (распространения) пожаров, происшедших на их территориях;

устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;

получать в установленном порядке информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе от органов управления и подразделений пожарной охраны.

Организации обязаны:

соблюдать требования пожарной безопасности;

выполнять законные требования должностных лиц пожарной охраны;

разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности, а также обеспечивать постоянный контроль за их выполнением;

проводить противопожарную пропаганду и обучать своих работников применению мер пожарной безопасности;

содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, источники противопожарного водоснабжения, находящиеся в их ведении, включая первичные средства пожаротушения, не допускать их использования не по назначению;

оказывать содействие в установленном порядке подразделениям пожарной охраны при тушении пожаров, а также органам пожарного надзора в установлении причин и условий их возникновения и развития (распространения), выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;

предоставлять необходимые силы и средства в установленном порядке при тушении пожаров на их территориях;

обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на свои территории, в здания, сооружения и на иные объекты;

предоставлять по требованию должностных лиц органов пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности принадлежащих им объектов, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;

немедленно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;

содействовать в установленном порядке деятельности добровольной пожарной охраны.

Организации могут иметь иные права и нести другие обязанности в соответствии с законодательством.



Статья 11. Права и обязанности граждан

в области пожарной безопасности

Граждане имеют право на:

защиту своего здоровья и имущества в случае пожара;

возмещение вреда, причиненного им пожаром, в установленном порядке;

участие в установлении причин и условий возникновения пожара, причинившего вред их здоровью и (или) имуществу;

получение в установленном порядке информации по вопросам пожарной безопасности;

принятие мер по спасению людей, имущества и тушению пожаров до прибытия пожарной охраны;

оказание содействия пожарной охране при тушении пожаров;

участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в деятельности добровольной пожарной охраны.

Граждане обязаны:

соблюдать требования пожарной безопасности;

при обнаружении пожара немедленно сообщать об этом в пожарную охрану;

выполнять законные требования должностных лиц пожарной охраны;

предоставлять возможность должностным лицам органов пожарного надзора проводить в целях осуществления пожарного надзора обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в установленном порядке.

Граждане могут иметь иные права и нести другие обязанности в соответствии с законодательством.



ГЛАВА 3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 12. Организация обеспечения

пожарной безопасности

Обеспечение пожарной безопасности является составной частью деятельности должностных лиц и других работников организаций, а также индивидуальных предпринимателей. Требования по обеспечению пожарной безопасности должны быть отражены в должностных и иных инструкциях, а при необходимости - в соответствующих договорах.

Обеспечение пожарной безопасности организаций возлагается на их руководителей и уполномоченных ими лиц, если иное не предусмотрено соответствующим договором. Возложение обязанности по обеспечению пожарной безопасности на уполномоченных лиц не снимает ответственности с самих руководителей.

Обеспечение пожарной безопасности в жилых и иных помещениях частного и государственного жилищного фондов возлагается на собственников или нанимателей (арендаторов), если это обусловлено договором имущественного найма (аренды).

Обеспечение пожарной безопасности при планировании развития и застройки населенных пунктов, проектировании, строительстве, расширении, реконструкции и техническом переоснащении зданий и сооружений возлагается соответственно на специально уполномоченный государственный орган в области градостроительной деятельности, заказчиков, застройщиков, проектные и строительные организации.



Статья 13. Нормативное регулирование

в области пожарной безопасности

Нормативным регулированием в области пожарной безопасности является установление уполномоченными органами обязательных для исполнения требований пожарной безопасности в нормативно-правовых актах, а также нормативных документах.

Нормативно-правовые акты, а также нормативные документы, содержащие требования пожарной безопасности, утверждаемые уполномоченными органами, подлежат согласованию с Министерством по чрезвычайным ситуациям.


Статья 14. Разработка и реализация мер

пожарной безопасности

Мерами пожарной безопасности являются действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

Меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством о пожарной безопасности, нормативными документами в области пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, оборудования, зданий и сооружений.

Производители (поставщики) веществ, материалов, изделий, конструкций и оборудования должны указывать в соответствующей технической документации показатели пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий, конструкций и оборудования, а также меры пожарной безопасности при обращении с ними.

Разработка и реализация мер пожарной безопасности для организаций, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей и спасение имущества юридических и физических лиц при пожарах.

Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и иных территорий разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти на местах.



Статья 15. Тушение пожаров

Тушение пожаров представляет собой действия по спасению жизни и сохранению здоровья людей, имущества юридических и физических лиц, окружающей природной среды и ликвидации пожаров.

Порядок организации тушения пожаров подразделениями пожарной охраны устанавливается Министерством по чрезвычайным ситуациям.

Взаимодействие органов управления и пожарно-спасательных подразделений Министерства по чрезвычайным ситуациям с другими видами пожарной охраны, уполномоченными органами, аварийно-ремонтными и иными службами по обеспечению организации тушения пожаров регламентируется соглашениями.

Порядок привлечения сил и средств пожарно-спасательных подразделений Министерства по чрезвычайным ситуациям к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций определяется законодательством о защите от чрезвычайных ситуаций.

Планы привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны для тушения пожаров на межрегиональном и местном уровнях утверждаются органами государственной власти на местах.

Для приема сообщений о пожарах в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер - 101.

При получении сообщения о возникновении пожара пожарно-спасательные подразделения Министерства по чрезвычайным ситуациям немедленно осуществляют выезд на место пожара в обязательном порядке.

В необходимых случаях при тушении пожаров для предотвращения развития (распространения) пожара и связанных с ним опасных факторов, представляющих угрозу для людей, имущества юридических и физических лиц, окружающей природной среды, проводятся действия:

по проникновению в места распространения (возможного распространения) пожаров и их опасных проявлений;

по созданию условий, препятствующих развитию (распространению) пожаров и обеспечивающих их ликвидацию;

по использованию имеющихся у организаций и граждан средств связи, транспорта, оборудования, средств пожаротушения и огнетушащих веществ с последующим возмещением в установленном порядке;

по обеспечению общественного порядка, охране мест тушения пожаров (в том числе на время расследования причин, условий их возникновения и развития (распространения), регулированию дорожного движения, эвакуации и (или) осуществлению других мероприятий на месте пожара с привлечением соответствующих служб.

Подразделения пожарной охраны при проведении необходимых работ, связанных с тушением, предотвращением возникновения и развития (распространения) пожаров и аварий, обеспечиваются водой для целей пожаротушения из естественных и искусственных водных источников безвозмездно.

Личный состав Министерства по чрезвычайным ситуациям и иные участники тушения пожара, действовавшие в пределах оправданного риска, от возмещения причиненного вреда освобождаются.


Статья 16. Руководство тушением пожара

Руководство тушением пожара осуществляется прибывшим на место пожара старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (далее - руководитель тушения пожара), который управляет на принципе единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в выполнении действий по тушению пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами и средствами.

Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение задач, безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в выполнении действий по тушению пожара, и привлеченных к тушению пожара сил и средств.

Руководитель тушения пожара устанавливает границы территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара, порядок и особенности проведения указанных действий, а также принимает решения по спасению людей, имущества юридических и физических лиц при пожаре. При необходимости руководитель тушения пожара вправе принимать иные решения, в том числе ограничивающие права юридических и физических лиц на территории, где осуществляются действия по тушению пожара.

Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми организациями и гражданами на территории, где осуществляются действия по тушению пожара.

Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.


Статья 17. Выполнение работ и оказание услуг

в области пожарной безопасности

Работы и услуги в области пожарной безопасности выполняются и оказываются в целях реализации требований пожарной безопасности, а также обеспечения профилактики и тушения пожаров. К работам и услугам в области пожарной безопасности относятся:

подготовка, переподготовка, повышение квалификации специалистов в области пожарной безопасности;

обучение населения применению мер пожарной безопасности;

осуществление противопожарной пропаганды;

проведение научно-технического консультирования и экспертизы;

охрана организаций, населенных пунктов и иных территорий от пожаров;

производство, проведение испытаний, закупка и поставка пожарно-технической продукции;

испытание веществ, материалов, изделий, конструкций и оборудования на пожарную безопасность;

выполнение проектных, изыскательских работ;

огнезащитные и трубо-печные работы;

монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты;

ремонт и обслуживание противопожарного снаряжения, первичных средств пожаротушения, восстановление качества огнетушащих веществ.

К работам и услугам в области пожарной безопасности могут быть отнесены и иные работы и услуги в соответствии с законодательством.



Статья 18. Противопожарная пропаганда и обучение

применению мер пожарной безопасности

Противопожарной пропагандой является целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования иных не запрещенных законодательством форм информирования населения.

Противопожарную пропаганду проводят пожарная охрана, а также уполномоченные органы, органы государственной власти на местах, органы самоуправления граждан, организации и граждане при содействии пожарной охраны.

Обучение работников организаций применению мер пожарной безопасности проводится работодателями (администрацией, собственниками) в соответствии с нормативными документами в области пожарной безопасности по специальным программам, утвержденным соответствующими уполномоченными органами и согласованным с Министерством по чрезвычайным ситуациям.

Обязательное обучение детей в дошкольных образовательных организациях и лиц, обучающихся в других образовательных учреждениях, применению мер пожарной безопасности осуществляется этими учреждениями по специальным программам, утвержденным соответствующими уполномоченными органами и согласованным с Министерством по чрезвычайным ситуациям.

В учреждениях общего среднего, среднего специального, профессионального образования в целях совершенствования системы обучения детей применению мер пожарной безопасности, их профессиональной ориентации, противопожарной пропаганды и реализации иных задач, направленных на предупреждение пожаров и умение действовать при пожаре, могут создаваться дружины юных пожарных в соответствии с законодательством.


Статья 19. Информационное обеспечение

в области пожарной безопасности

Уполномоченные органы в пределах своих полномочий обязаны немедленно и на безвозмездной основе информировать Министерство по чрезвычайным ситуациям о неблагоприятных для пожарной безопасности прогнозах.

Средства массовой информации, деятельность которых полностью или частично финансируется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, обязаны на безвозмездной основе обнародовать оперативную информацию по вопросам пожарной безопасности.

Органы государственной власти на местах и органы самоуправления граждан обязаны информировать население о принятых ими решениях по обеспечению пожарной безопасности.



Статья 20. Учет пожаров и их последствий

Порядок учета пожаров и их последствий, а также сбора и взаимообмена информацией о них определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


Статья 21. Особый противопожарный режим

В случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти на местах на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.

На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, предусмотренные нормативно-правовыми актами в области пожарной безопасности.



Статья 22. Научно-техническое обеспечение

пожарной безопасности

Научно-техническое обеспечение пожарной безопасности осуществляют научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектные и иные научно-технические организации, а также соответствующие образовательные учреждения.

Финансирование научно-технических разработок в области пожарной безопасности осуществляется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, средств организаций, а также иных источников, не запрещенных законодательством.

Координация научно-технического обеспечения пожарной безопасности осуществляется Министерством по чрезвычайным ситуациям.

Организации при создании новых технологий и продукции обеспечивают осуществление необходимых научно-технических разработок с целью обеспечения пожарной безопасности.



Статья 23. Производство пожарно-технической продукции

Пожарно-техническая продукция производится на основе государственного заказа, а также в порядке предпринимательской деятельности.

Производство пожарно-технической продукции осуществляется в установленном порядке.



Статья 24. Лицензирование отдельных видов деятельности

в области пожарной безопасности

Лицензирование отдельных видов деятельности в области пожарной безопасности осуществляется в установленном порядке.


Статья 25. Сертификация продукции и услуг

в области пожарной безопасности

Сертификация продукции и услуг в области пожарной безопасности осуществляется в соответствии с законодательством.

Перечень продукции и услуг в области пожарной безопасности, подлежащих обязательной сертификации, утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

По инициативе организаций и граждан может проводиться добровольная сертификация продукции и услуг в области пожарной безопасности для подтверждения их соответствия требованиям пожарной безопасности.



ГЛАВА 4. ПОЖАРНАЯ ОХРАНА

Статья 26. Основные задачи пожарной охраны

Основными задачами пожарной охраны являются:

проведение профилактики пожаров и осуществление контроля за соблюдением требований пожарной безопасности;

тушение пожаров, спасение людей и имущества юридических и физических лиц, оказавшихся в зоне пожара.

Привлечение сил и средств пожарной охраны к выполнению работ, не связанных с профилактикой и тушением пожаров, не допускается, если иное не предусмотрено законодательством.



Статья 27. Виды пожарной охраны

Пожарная охрана подразделяется на государственную, ведомственную и добровольную.



Статья 28. Государственная пожарная охрана

Государственная пожарная охрана является основным видом пожарной охраны и осуществляется Министерством по чрезвычайным ситуациям.

Органы управления и пожарно-спасательные подразделения Министерства по чрезвычайным ситуациям создаются в районах, городах и других населенных пунктах, на объектах, имеющих особо важное государственное значение или повышенную пожаро- и взрывоопасность, в установленном порядке.

Статья 31. Ведомственная пожарная охрана

Ведомственная пожарная охрана создается в уполномоченных органах и организациях для обеспечения пожарной безопасности их объектов.

Порядок организации деятельности органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, а также несения службы личным составом определяется соответствующими уполномоченными органами и организациями по согласованию с Министерством по чрезвычайным ситуациям.


Статья 32. Добровольная пожарная охрана

Добровольная пожарная охрана является формой участия граждан и общественных объединений в обеспечении мер пожарной безопасности, тушении пожаров в организациях, населенных пунктах и на иных территориях.

Подразделения добровольной пожарной охраны создаются в виде дружин и (или) команд и входят в систему обеспечения пожарной безопасности соответствующей административно-территориальной единицы.

Порядок создания и деятельности подразделений добровольной пожарной охраны устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


Статья 33. Учетная регистрация подразделений

ведомственной и добровольной пожарной охраны

Подразделения ведомственной и добровольной пожарной охраны подлежат учетной регистрации.

Порядок осуществления учетной регистрации подразделений ведомственной и добровольной пожарной охраны определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.



ГЛАВА 5. ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР

Статья 34. Государственный пожарный надзор

Государственным пожарным надзором является надзор, осуществляемый в целях проверки соблюдения уполномоченными органами, организациями, их должностными лицами, а также гражданами требований пожарной безопасности и принятия мер по результатам проверки.

Государственный пожарный надзор осуществляется подразделениями Министерства по чрезвычайным ситуациям, являющимися органами государственного пожарного надзора.

Порядок осуществления государственного пожарного надзора на объектах Министерства обороны Республики Узбекистан, Службы государственной безопасности Республики Узбекистан, Государственной службы безопасности Президента Республики Узбекистан, Национальной гвардии Республики Узбекистан, Министерства внутренних дел Республики Узбекистан, территориях лесных хозяйств, горных выработках и шахтных сооружениях, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов, в организациях, ведущих взрывные работы с использованием взрывчатых материалов промышленного назначения, при эксплуатации воздушного, водного, железнодорожного, автомобильного транспорта и электротранспорта определяется соглашениями между Министерством по чрезвычайным ситуациям и соответствующими уполномоченными органами.

Государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности в дипломатических и иных представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах осуществляется в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

Государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах, занимаемых дипломатическими и иными иностранными представительствами, аккредитованными в Республике Узбекистан, проводится органами государственного пожарного надзора на основании письменного обращения официального представителя этих учреждений через Министерство иностранных дел Республики Узбекистан.

Перечень органов и должностных лиц государственного пожарного надзора, их задачи, права и обязанности определяются Положением о государственном пожарном надзоре, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


Статья 35. Ведомственный пожарный надзор

Ведомственным пожарным надзором является надзор, осуществляемый ведомственной пожарной охраной, а также уполномоченными законодательством должностными лицами в целях проверки соблюдения подведомственными организациями требований пожарной безопасности и принятия мер по результатам проверки.

Ведомственный пожарный надзор осуществляется уполномоченными органами в соответствии с законодательством.

При выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей в подведомственных организациях, ведомственная пожарная охрана имеет право приостановить полностью или частично работу отдельного производства, производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельных видов работ.



ГЛАВА 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 36. Финансовое и материально-техническое

обеспечение пожарной охраны

Финансовое и материально-техническое обеспечение органов управления и пожарно-спасательных подразделений Министерства по чрезвычайным ситуациям, за исключением подразделений, создаваемых на основе договоров, заключаемых с организациями, осуществляется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и иных источников, не запрещенных законодательством.

Органы управления и пожарно-спасательные подразделения Министерства по чрезвычайным ситуациям, созданные на основе договоров с организациями, содержатся за счет средств этих организаций.

Финансовое и материально-техническое обеспечение ведомственной и добровольной пожарной охраны, а также финансовое обеспечение социальных гарантий и компенсаций личному составу осуществляются их учредителями за счет собственных средств.



Статья 37. Разрешение споров

Споры в области пожарной безопасности разрешаются в порядке, установленном законодательством.



Статья 38. Ответственность за нарушение законодательства

о пожарной безопасности

Лица, виновные в нарушении законодательства о пожарной безопасности, несут ответственность в установленном порядке.


Статья 39. Приведение законодательства

в соответствие с настоящим Законом

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.



Статья 40. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.



Президент

Республики Узбекистан                                                         И. Каримов



"Народное слово", 1 октября 2009 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2009 г., N 40, ст. 432