Малое предприятие

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ РАБОТ И ОХРАНЫ ТРУДА / Документы по охране труда / Транспорт /

Правила безопасности работ для грузчиков при погрузочно-разгрузочных работах (Утверждены Приказом начальника инспекции "Саноатконтехназорат" от 14.02.2006 г. N 32, зарегистрированным МЮ 13.06.2006 г. N 1582)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

УТВЕРЖДЕНЫ

Приказом начальника Государственной

инспекции "Саноатконтехназорат"

от 14.02.2006 г. N 32,

зарегистрированным МЮ

13.06.2006 г. N 1582



ПРАВИЛА

безопасности работ для грузчиков

при погрузочно-разгрузочных работах


                             

Настоящие Правила в соответствии с Законом Республики Узбекистан "Об охране труда" и постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 июля 2000 года N 267 "О пересмотре и разработке нормативных документов по охране труда" устанавливают порядок безопасности работ для грузчиков при погрузочно-разгрузочных работах.



ГЛАВА I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ


§ 1. Термины и определения


1. В настоящих Правилах используются следующие основные термины и определения:


габарит погрузки - установленные пределы погрузки на открытый подвижной железнодорожный и автотранспорт;


габаритный груз - груз, размеры которого не превышают габариты подвижного состава железных дорог, а для автомобильного и другого вида наземного безрельсового транспорта - норм, установленных Правилами дорожного движения. Размеры нарушений габарита не должны превышать определенных величин, при которых еще возможна перевозка груза за счет сокращения зазора между габаритами приближения строений и подвижного состава;


длинномерные грузы - составляют особую группу грузов (детали и узлы крупных машин, металлоконструкции и т. п.), которые перевозятся на специальных железнодорожных платформах или трайлерах;


застроповка груза - закрепление его стропами при перевозке и перемещениях, например, в штабеле на поддоне, для предотвращения опасности продольного смещения;


застропка (зацепка) груза - закрепление на грузе строп в соответствии со схемой строповки;


захват - механическое приспособление, закрепляемое на грузе для его надежного удержания при перемещении;


ключ-марка - ключ, запирающий специальный контактный замок вводного устройства (защитной панели) грузоподъемного крана;


контейнер - транспортное многократно используемое оборудование для перевозки и временного хранения грузов с внутренним объемом 1 куб.м и более, имеющее приспособления, обеспечивающие механизированную установку и снятие его с транспортных средств. По назначению контейнеры подразделяются на универсальные и специализированные;


марочная система - порядок допуска на кран крановщика, помощника крановщика и другого обслуживающего персонала, исключающая возможность несанкционированного включения защитной панели крана и управления им;


мертвые грузы - особая категория грузов неизвестной массы. Мертвыми считаются грузы, закрепленные на фундаменте анкерными болтами, зарытые в землю, примерзшие к земле или прижатые другим грузом. Поднимать мертвые грузы краном запрещается;


наряд-допуск - разрешение работнику на право выхода на крановые пути и проходные галереи мостовых и передвижных консольных кранов для производства ремонтных и других работ;


опасные грузы - взрывчатые, пожароопасные, радиоактивные, ядовитые вещества и материалы, обращение с которыми требует принятия особых мер предосторожности;


поддон - плоская площадка с устройствами для присоединения к подъемным механизмам, предназначенная для размещения на ней грузов (как правило, штабелируемых) и последующего перемещения к местам погрузки-выгрузки;


расстроповка - снятие с груза строп после завершения операции погрузки-выгрузки;


ручные транспортные средства - грузовые тележки различного назначения, приводимые в движение мускульной силой человека;


средство пакетирования - приспособление (поддон, кассета, сетка, обвязка, пленка и т. д.), с помощью которого формируется транспортный пакет. Транспортный пакет представляет собой единицу, сформированную из штучных грузов, в таре или без нее, с применением различных способов и средств пакетирования, сохраняющую форму в процессе обращения и обеспечивающую комплексную механизацию погрузочно-разгрузочных работ и складских операций;


степень негабаритности - характеристика негабаритного груза при перевозке его по железной дороге;


стропы - канаты, снабженные петлями, крюками или др. захватными приспособлениями для захвата и удержания груза при его перемещении;


строповка (застрапливание) груза - закрепление на грузе строп для последующего его перемещения;


схемы строповки - схемы закрепления строп на грузе для его надежного удержания при перемещении;


траверса - балка, входящая в систему строповки крупногабаритных грузов;


штабелируемые грузы - грузы, пригодные по своим техническим характеристикам для укладки штабелями (один на другой) при перевозке и хранении.



§ 2. Общие требования


2. Правила устанавливают единые требования безопасности при производстве погрузочно-разгрузочных работ и размещении грузов для организаций (предприятий, учреждений, фирм и т. д.) всех организационно-правовых форм, а также для физических лиц, занимающихся указанными видами работ в порядке предпринимательской деятельности.


3. Организация контроля за выполнением требований настоящих Правил возлагается на работодателя.


4. Периодичность и порядок проверки знаний и инструкций по охране труда должны проводиться согласно "Типовому положению об организации обучения и проверки знаний по охране труда" (рег. N 272 от 14 сентября 1996 г.).


5. Лиц моложе восемнадцати лет запрещается привлекать к работам, приведенным в Списке работ с неблагоприятными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет" (peг. N 1990 от 29 июля 2009 года) (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2009 г., N 30-31, ст. 355).


§ 3. Организация работ


6. Организация работ должна обеспечивать безопасное их производство, надлежащий контроль за соблюдением требований производственной безопасности, локализацию и ликвидацию последствий аварий и инцидентов на опасном производственном объекте в случае их возникновения и определять порядок технического расследования их причин, разработки и реализации мероприятий по их предупреждению и профилактике.


7. На основе содержащихся в настоящих Правилах нормативных требований по охране труда при организации погрузочно-разгрузочных работ и складирования грузов, с учетом конкретных условий, должны быть разработаны или приведены в соответствие с положениями и инструкциями по охране труда по профессиям и видам работ, при этом:


а) перечень инструкций должен быть составлен службой охраны труда при участии руководителей подразделений, служб главных специалистов, организации труда и заработной платы, утвержден руководителем организации и разослан структурным подразделениям;

б) разработка инструкций осуществляется руководителями цехов, лабораторий, отделов и других структурных подразделений организации на основе приказа или распоряжения руководителя организации;

в) утверждение инструкций должно производиться руководителем организации после согласования с соответствующим профсоюзным органом или иным уполномоченным представительным органом и службой охраны труда.


8. Инструкции по охране труда для рабочих должны быть составлены в соответствии с технологическими инструкциями, требованием настоящих Правил и в соответствии с "Положением о разработке инструкций по охране труда" (рег. N 870 от 7 января 2000 г.).


9. Инструкции по охране труда должны выдаваться работникам или находиться на рабочих местах, или других известных и доступных местах их организованного хранения.


10. Местонахождение инструкций по охране труда определяет руководитель подразделения (службы) с учетом необходимости обеспечения простоты и удобства ознакомления с ними.


11. Пересмотр инструкций должен производиться не реже одного раза в пять лет или в случаях изменения технологии, оборудования, инструментов и др.


12. Для работ в условиях с повышенной опасностью пересмотр инструкций должен производиться не реже одного раза в три года.

Систематизированные характеристики обрабатываемых грузов, включая классы их опасности, представлены в приложении N 1 к настоящим Правилам.


13. Требования и нормы, установленные в стандартах организации (предприятия), в инструкциях по охране труда или другой нормативной документации (включая конструкторскую, технологическую и др.), должны соответствовать требованиям настоящих Правил и действующему законодательству.


14. Ответственность за организацию погрузочно-разгрузочных работ в организации возлагается приказом по предприятию на специалиста, организующего эти работы.


15. При отсутствии ответственного лица (отпуск, командировка и др.) выполнение его обязанностей должно быть возложено приказом на работника, замещающего его по должности.


16. Крановщики и их помощники, стропальщики должны руководствоваться производственными инструкциями, разработанными на основе типовых инструкций по этим профессиям, утвержденным в установленном законодательством порядке.


17. Лицо, руководящее производством погрузочно-разгрузочных работ, обязано:


а) перед началом работы обеспечить охранную зону в местах производства работ;

б) проверить у работников, осуществляющих работы, наличие соответствующих удостоверений и других документов на право производства этих работ;

в) следить за тем, чтобы выбор способов погрузки, разгрузки, перемещения грузов соответствовал требованиям безопасного производства работ;

г) при возникновении аварийных ситуаций или опасности травмирования работников немедленно прекратить работы и принять меры для устранения опасности;

д) непосредственно руководить работами при разгрузке и погрузке грузов, на которые не разработаны схемы строповки и когда разгрузочно-погрузочные работы производятся двумя кранами;

е) не допускать к применению бракованных съемных грузозахватных приспособлений и тару, не имеющих бирок или клейм.


18. Организация контроля за выполнением требований настоящих Правил возлагается на работодателя, контроль за их выполнением - непосредственно на руководителей структурных подразделений (служб) организации.


19. Выполнение требований инструкций следует проверять при осуществлении всех видов контроля.


20. Служба охраны труда организации должна осуществлять постоянный контроль за своевременной разработкой, проверкой и пересмотром инструкций по охране труда, оказывать разработчикам (подразделениям) методическую и организационную помощь и содействие.



§ 4. Особые условия


21. Основными опасными и вредными производственными факторами при погрузочно-разгрузочных работах и при складировании грузов являются:


а) загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны;

б) повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

в) повышенный уровень шума на рабочем месте;

г) повышенная или пониженная влажность воздуха;

д) повышенная или пониженная подвижность воздуха;

е) недостаточная освещенность рабочей зоны;

ж) прямая и отраженная блестность;

з) расположение рабочего места на значительной высоте;

и) движущиеся машины и механизмы, подвижные части кранового оборудования, поднимаемый и перемещаемый груз, канаты, цепи, стропы, крючья, траверсы, клещи, балансиры, захваты и т. д., острые кромки транспортируемого груза, выступающие рым-болты, движущиеся краны, автомобильный и железнодорожный транспорт и др.;

к) для кранов с электрическим приводом повышенные напряжения электрических цепей, замыкание которых может произойти через тело человека;

л) для кранов на автомобильном шасси или шасси автомобильного типа токсические воздействия этилированного бензина и др.


22. Перечень профессий и работ с повышенной опасностью должен соответствовать требованиям действующих нормативных документов.


23. В местах производства погрузочно-разгрузочных работ содержание вредных веществ (аэрозолей, паров) и пыли в воздухе рабочей зоны не должно превышать предельно допустимых концентраций.


24. Общие требования безопасности при проведении погрузочно-разгрузочных работ и размещении грузов, общие требования безопасности к процессам перемещения грузов (погрузке, разгрузке, транспортированию, промежуточному складированию, устройству и содержанию транспортных путей) напольным колесным безрельсовым транспортом определяются в установленном законодательством порядке.



§ 5. Подъемные краны


25. Погрузочно-разгрузочные и транспортные работы, производимые с применением грузоподъемных кранов, должны выполняться под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, назначаемого приказом по организации из числа мастеров, прорабов, начальников участков, в распоряжении которых находятся эти краны.


26. Руководители организации, эксплуатирующей краны, тару, съемные грузозахватные приспособления, крановые пути, обязаны обеспечить их содержание в исправном состоянии и безопасные условия работы путем организации освидетельствований, осмотров, ремонта, обслуживания и надзора в установленном законодательством порядке.


27. Для осуществления контроля за грузоподъемными машинами и работами, производящимися с их применением, в организации должны быть назначены в установленном настоящими Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов порядке:


а) специалист по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений и тары;

б) специалисты, ответственные за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии;

в) работники, ответственные за безопасное производство работ кранами.


28. На складах материалов в качестве лиц, ответственных за безопасное производство работ грузоподъемными машинами, могут назначаться заведующие этими складами.


29. Не допускается выполнять погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами при обнаружении несоответствия тары требованиям нормативно-технической документации, неисправной таре, а также в случае отсутствия маркировки и предупредительных надписей на ней.


30. Находящиеся в эксплуатации грузоподъемные машины должны иметь таблички с указанием регистрационного номера, грузоподъемности и даты следующего технического освидетельствования (частичного или полного).


31. Грузоподъемные машины, съемные грузозахватные приспособления и тара, не прошедшие технического освидетельствования, к работе допускать запрещается.

Неисправные съемные грузозахватные приспособления, а также приспособления, не имеющие бирок (клейм), не должны находиться в местах производства работ.

Не допускается нахождение в местах производства работ немаркированной и поврежденной тары.


32. Перед началом работ по перемещению грузов каждый груз должен быть тщательно осмотрен, проверены устройства для застропки (зацепки) груза в соответствии со схемой строповки.


33. На месте производства работ и к оборудованию не должны допускаться лица, не имеющие прямого отношения к этим работам. Не допускается нахождение людей, передвижение транспортных средств в зоне возможного падения грузов с подвижного состава при погрузке и разгрузке, а также при перемещении грузов подъемно-транспортным оборудованием.


34. Работники, производящие работы по перемещению грузов кранами и обслуживающие это оборудование, должны быть обучены, аттестованы, допущены к самостоятельным работам в установленном законодательством порядке.

Должны быть созданы условия для безопасного и безаварийного производства работ, включающие требуемый климат рабочей зоны и мест производства работ, техническое и организационное обеспечение, наличие средств защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов. Обязательны четкое распределение обязанностей и ответственности среди исполнителей работ и организация взаимодействия между ними, ответственность каждого за исполнение своих обязанностей и др.


35. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ кранами необходимо соблюдать следующие требования безопасности:


а) работать грузоподъемными механизмами и механизмами передвижения крана по сигналу стропальщика;

б) немедленно приостанавливать работу по сигналу "стоп" независимо от того, кем он подан;

в) подъем, опускание, перемещение груза, торможение при всех перемещениях выполнять плавно, без рывков;

г) перед подъемом или опусканием груза необходимо убедиться в том, что вблизи груза, штабеля, железнодорожного сцепа, вагона, автомобиля и другого места подъема или опускания груза, а также между грузом и этими объектами не находится стропальщик или другие лица;

д) стропить и отцеплять груз необходимо после полной остановки грузового каната, его ослабления и при опущенной крюковой подвеске или траверсе;

е) для подводки стропов под груз необходимо применять специальные приспособления;

ж) обвязку и зацепку груза необходимо производить в соответствии со схемой строповки для данного груза;

з) груз во время перемещения должен быть поднят не менее чем на 0,5 м выше встречающихся на пути предметов;

и) опускать груз необходимо на предназначенное и подготовленное для него место на подкладки, обеспечивающие устойчивое положение груза и легкость извлечения из-под него стропов.


36. Погрузочно-разгрузочные работы следует выполнять механизированными способами с применением подъемно-транспортного оборудования и средств механизации. Механизированный способ является обязательным для грузов массой более 50 кг, а также для подъема грузов на высоту более 3 м.

Доступ персонала на мостовые, передвижные консольные краны, крановые пути и проходные галереи должен определяться и регулироваться системой ключ-марка согласно приложению N 2 к настоящим Правилам.


37. Для передвижения стрелового крана его стрела должна быть приведена в транспортное положение (установкой ее вдоль продольной оси пути движения), крюк поднят и закреплен в верхнем положении.


38. Строительно-монтажные и другие работы с применением грузоподъемных машин должны выполняться по проекту производства работ, предусматривающему:


а) соответствие кранов производимой работе по грузоподъемности, высоте подъема груза, вылету стрелы;

б) безопасную установку крана для работы вблизи строений, мест складирования, откосов котлованов и в других условиях;

в) безопасные расстояния от сетей и воздушных линий электропередачи, включая городские контактные сети и т. д.


39. Погрузочно-разгрузочные работы и размещение грузов кранами должны выполняться по технологическим картам, разработанным и утвержденным в установленном законодательством порядке.


40. При размещении грузов должны соблюдаться размеры отступов: от стен помещений - 0,7 м, от приборов отопления - 0,2 м (должны увеличиваться по условиям хранения груза), от источников освещения - 0,5 м, от пола - 0,15 м, между ящиками в штабеле - 0,02 м, между поддонами и контейнерами в штабеле - 0,05-0,1 м.


41. Разгрузка и загрузка полувагонов крюковыми кранами должны производиться по технологии, утвержденной владельцем крана, с указанием в ней необходимых мер для безопасного производства работ с учетом конкретного груза и объекта погрузки-разгрузки.


42. Транспортировать груз на крюке крана над рабочими местами или при нахождении людей в зоне перемещения груза запрещается.


43. Поднимать груз больше грузоподъемности крана запрещается.


44. Опускать груз разрешается только на предназначенное для этого место с исключением возможности его падения, опрокидывания, сползания. Грузы должны укладываться или устанавливаться в соответствии с требованиями при складировании конкретных грузов без загромождения проходов и с выполнением требований по удобству и безопасности их строповки и расстроповки.


45. Погрузочно-разгрузочные рампы и платформы должны защищать грузы и погрузочно-разгрузочные механизмы от атмосферных осадков, иметь не менее двух рассредоточенных лестниц или пандусов и ширину, обеспечивающую соблюдение требований технологии и безопасности при погрузочно-разгрузочных работах.


46. Не допускается нахождение людей и проведение каких-либо работ в зоне работы грейферных и магнитных кранов.


47. По окончании работы оставлять груз и навесные приспособления (грейфер, магнитную шайбу) в подвешенном состоянии запрещается. Грейфер и магнитная шайба относятся к грузозахватным органам, которые постоянно находятся на кране и не считаются навесными приспособлениями.



§ 6. Перевозка грузов


48. Для перевозки порошковых и сыпучих материалов должны использоваться специальные железнодорожные вагоны и автомашины типа цементовоза, обеспечивающие беспыльную загрузку, транспортировку и разгрузку этих материалов.


49. Тара для транспортирования порошковых материалов должна обеспечивать целостность упаковки на всех этапах обращения (вплоть до их применения в производстве) без промежуточных пересыпок.


50. Для транспортирования вредных и агрессивных жидких материалов должны применяться специальные цистерны.


51. Для легкозамерзающих веществ высокой вязкости должны предусматриваться системы быстрого разогрева без изменения их химических свойств и без выделения в атмосферу вредных паров и газов.


52. Для транспортирования сжиженных вредных газов (хлора, аммиака и др.) должны применяться специальные железнодорожные или автомобильные цистерны.


53. Загрузка опасных веществ, их слив или выдавливание из цистерн, а также промывка и пропарка цистерн должны осуществляться способами, исключающими контакт с ними работников или выделение в воздух вредных веществ. Перед сливом жидкостей необходимо проверить работоспособность клапана, соединяющего внутреннюю полость цистерны с атмосферой.


54. Для транспортирования сыпучих материалов следует применять непрерывный транспорт с минимальным числом пересыпок (транспортеры, элеваторы и др.), для порошковых материалов (цемента, извести и т. п.) - пневмотранспорт или транспортеры с минимальным количеством пересыпок и с применением обеспыливающих устройств, для жидких опасных веществ с расходом более 400 кг в смену - трубопроводы из арматуры, исключающей просачивание этих веществ, а при меньших расходах - в таре поставщика, для сжиженных и сжатых вредных газов с большим расходом - трубопроводы, при незначительных расходах (до 10 баллонов в смену) - в баллонах.



§ 7. Производство работ вручную


55. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ и при транспортировании грузов вручную необходимо выполнять следующие требования:


а) переносить острые, режущие, колющие изделия и инструменты только в чехлах, пеналах;

б) переносить грузы в жесткой таре и лед без упаковки следует только в рукавицах;

в) ставить стеклянную посуду на устойчивые подставки, порожнюю стеклянную тару следует хранить в ящиках с гнездами;

...
Время: 0.0049
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск