Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Судебная власть. Правосудие/ Судебная экспертиза. Криминалистика. Экспертные учреждения/ Закон Республики Узбекистан от 01.06.2010 г. N ЗРУ-249 "О судебной экспертизе" (Принят Законодательной палатой 18.11.2009 г., одобрен Сенатом 07.05.2010 г.)Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
01.06.2010 г.
N ЗРУ-249
О СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ
Принят Законодательной палатой 18 ноября 2009 года
Одобрен Сенатом 7 мая 2010 года
Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области судебной экспертизы.
Законодательство о судебной экспертизе состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о судебной экспертизе, то применяются правила международного договора.
В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
государственный судебный эксперт - судебный эксперт государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке выполнения своих служебных обязанностей;
дело - гражданское, экономическое, уголовное дело (включая материалы доследственной проверки), дело об административном правонарушении, по которым назначена судебная экспертиза;
судебный эксперт - физическое лицо, обладающее специальными для дачи заключения знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, назначенное в установленном порядке в качестве судебного эксперта;
заключение судебного эксперта (заключение) - письменный документ, составляемый судебным экспертом или комиссией судебных экспертов и отражающий ход и результаты судебно-экспертных исследований;
судебная экспертиза - процессуальное действие в гражданском, экономическом, уголовном и административном судопроизводстве, направленное на установление обстоятельств дела и состоящее в проведении судебно-экспертных исследований и даче заключения судебным экспертом на основе специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла;
судебно-экспертная деятельность - деятельность по организации и производству судебной экспертизы.
Основными принципами судебно-экспертной деятельности являются законность, соблюдение прав и свобод человека, независимость судебного эксперта, объективность, всесторонность и полнота судебно-экспертных исследований.
Статья 5. Соблюдение законности при осуществлении
судебно-экспертной деятельности
Судебно-экспертная деятельность осуществляется при соблюдении требований Конституции Республики Узбекистан и иных актов законодательства.
Статья 6. Соблюдение прав и свобод человека при
осуществлении судебно-экспертной деятельности
Судебно-экспертная деятельность осуществляется при соблюдении прав и свобод человека, предусмотренных Конституцией и законами Республики Узбекистан.
Судебно-экспертные исследования (далее - исследования), требующие временного ограничения свободы лица или нарушения его личной неприкосновенности, проводятся только на основаниях и в порядке, установленных законом.
Лицо, полагающее, что решения, принятые в связи с производством судебной экспертизы государственным судебно-экспертным учреждением или иным предприятием, учреждением, организацией (далее - иная организация), действия (бездействие) судебного эксперта привели к ограничению его прав и свобод, вправе обжаловать указанные решения, действия (бездействие) в порядке, установленном законом.
Судебный эксперт независим при производстве судебной экспертизы от органа (лица), назначившего судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела.
Судебный эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла (далее - специальные знания).
Не допускается воздействие на судебного эксперта со стороны органа (лица), назначившего судебную экспертизу, а также других государственных органов, юридических и физических лиц в целях получения заключения в пользу кого-либо из сторон или других лиц, заинтересованных в исходе дела.
Статья 8. Объективность, всесторонность и полнота исследований
Судебный эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.
Заключение судебного эксперта (заключение) должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов в соответствии с базой общепринятых научных и практических данных.
Объектами исследования могут быть вещественные, письменные и цифровые доказательства, образцы для исследования, другие материальные объекты, трупы и их части, документы, информационные системы, электронные носители, содержащие электронные данные, и электронные данные, хранящиеся в источниках всемирной информационной сети Интернет, а также материалы дела, по которому проводится судебная экспертиза. Исследования проводятся также в отношении живого человека.
Образцами для исследования являются объекты, отображающие свойства живого человека, трупа, животного, растения, предмета, материала или вещества, необходимые судебному эксперту для проведения исследования и дачи заключения.
При производстве судебной экспертизы объекты исследования (кроме живого человека) могут быть повреждены или израсходованы лишь в той мере, в какой это необходимо для проведения исследования. При этом необходимо получить письменное разрешение органа (лица), назначившего судебную экспертизу, на частичное повреждение или расходование объекта исследования, за исключением случаев, когда особенности назначенной судебной экспертизы предполагают повреждение (порчу) или расходование объекта.
Повреждение или расходование объектов исследования, произведенное с письменного разрешения органа (лица), назначившего судебную экспертизу, либо связанное с особенностями назначенной судебной экспертизы, не влечет за собой возмещения ущерба собственнику этих объектов государственным судебно-экспертным учреждением, иной организацией или судебным экспертом.
Объекты исследования, если их габариты и свойства позволяют, должны быть переданы судебному эксперту в упакованном и опечатанном виде.
При невозможности доставки объекта исследования к месту работы судебного эксперта орган (лицо), назначивший судебную экспертизу, обеспечивает ему беспрепятственный доступ к данному объекту и возможность его исследования.
После завершения судебной экспертизы объекты исследования, если они израсходованы не полностью, возвращаются органу (лицу), назначившему судебную экспертизу.
В качестве судебного эксперта может выступать государственный судебный эксперт, работник иной организации или другое физическое лицо.
Работник иной организации производит судебную экспертизу в порядке выполнения поручения, данного этой организации органом (лицом), ее назначившим.
Другое физическое лицо, привлеченное для участия в деле в качестве судебного эксперта, не состоит в штате какого-либо государственного судебно-экспертного учреждения и производит судебную экспертизу в порядке выполнения поручения органа (лица), ее назначившего.
Не могут привлекаться в качестве судебного эксперта лица, признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными, а также лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленных преступлений. Иные обстоятельства, исключающие участие лица в качестве судебного эксперта, предусматриваются процессуальным законом.
Судебный эксперт участвует в исследовании обстоятельств дела только по вопросам, относящимся к предмету порученной ему судебной экспертизы и имеющим значение для дачи заключения.
Органы, осуществляющие доследственную проверку, органы дознания, предварительного следствия, суд и стороны в судебном разбирательстве вправе обращаться к судебному эксперту только в связи с порученной ему судебной экспертизой и данным им заключением.
Судебный эксперт может быть допрошен только по данному им заключению и лично проведенным исследованиям.
Запрещается допрос судебного эксперта до дачи им заключения.
Статья 11. Квалификационные требования, предъявляемые
к судебному эксперту
Должность государственного судебного эксперта может занимать гражданин Республики Узбекистан, имеющий высшее, а в исключительных случаях - среднее специальное, профессиональное образование, прошедший последующую подготовку по конкретной судебно-экспертной специальности и аттестованный в качестве государственного судебного эксперта в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Работник иной организации и другое физическое лицо, привлекаемые в качестве судебного эксперта, должны иметь высшее, а в исключительных случаях - среднее специальное, профессиональное образование.
Судебную экспертизу на предмет научной обоснованности методов, примененных в отчетах об оценке, допускается проводить судебными экспертами, имеющими стаж работы не менее трех лет.
Государственным судебно-экспертным учреждением является специализированное учреждение, созданное для осуществления судебно-экспертной деятельности. Судебно-экспертная деятельность может осуществляться также экспертными подразделениями соответствующих государственных органов. В случаях, если производство судебной экспертизы поручается указанным экспертным подразделениям, они осуществляют функции, имеют права, исполняют обязанности и несут ответственность как государственные судебно-экспертные учреждения.
Организация, производство судебной экспертизы, профессиональная подготовка и специализация государственных судебных экспертов в государственных судебно-экспертных учреждениях одного и того же профиля осуществляются на основе единого научно-методического подхода к судебно-экспертной практике.
В государственном судебно-экспертном учреждении судебные экспертизы производятся в соответствии с установленными для него регионами обслуживания, которые определяются соответствующим государственным органом, в ведении которого оно находится.
Для органов (лиц), назначивших судебную экспертизу и расположенных вне региона обслуживания государственного судебно-экспертного учреждения, судебная экспертиза в порядке исключения может быть произведена указанным учреждением в соответствии с законодательством.
Государственные судебно-экспертные учреждения создаются, реорганизуются и ликвидируются в соответствии с законодательством.
ГЛАВА 2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ, ИНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И
СУДЕБНОГО ЭКСПЕРТА
Статья 13. Права руководителя государственного
судебно-экспертного учреждения или иной организации
в области судебно-экспертной деятельности
Руководитель государственного судебно-экспертного учреждения или иной организации имеет право:
возвратить в трехдневный срок без исполнения постановление или определение о назначении судебной экспертизы и представленные для производства судебной экспертизы объекты исследования и материалы дела, если в данной организации отсутствуют соответствующие специалисты или необходимая материально-техническая база либо специальные условия для проведения исследований;
ходатайствовать перед органом (лицом), назначившим судебную экспертизу, о включении в состав комиссии судебных экспертов лиц, не работающих в данной организации, в том числе специалистов из других государств, если их специальные знания необходимы для производства судебной экспертизы;
направлять копию постановления или определения о назначении судебной экспертизы организациям, силами и средствами которых обеспечивается проведение исследований, необходимых для разрешения поставленных вопросов;
требовать от органа (лица), назначившего судебную экспертизу, возмещения расходов данной организации, связанных с транспортировкой объектов исследования после их исследования, кроме почтовых расходов; хранением объектов исследования в этой организации при неполучении их органом (лицом), назначившим судебную экспертизу, в течение срока, установленного законодательством; ликвидацией вредных последствий (взрыв, пожар и т.п.), явившихся результатом поступления в данную организацию объектов повышенной опасности, если орган (лицо), назначивший судебную экспертизу, не сообщил руководителю об известных ему специальных правилах обращения с указанными объектами или они были ненадлежаще упакованы.
Руководитель государственного судебно-экспертного учреждения или иной организации может иметь и другие права в соответствии с законодательством.
Статья 14. Обязанности руководителя государственного
судебно-экспертного учреждения или иной организации
в области судебно-экспертной деятельности
Руководитель государственного судебно-экспертного учреждения или иной организации обязан:
по получении постановления или определения о назначении судебной экспертизы поручить производство судебной экспертизы судебному эксперту или комиссии судебных экспертов из числа работников данной организации, обладающих специальными знаниями в объеме, требуемом для ответов на поставленные вопросы;
разъяснить судебному эксперту или каждому члену комиссии судебных экспертов права и обязанности судебного эксперта (работникам государственных судебно-экспертных учреждений такое разъяснение дается при приеме на работу);
предупредить судебного эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, разглашение данных доследственной проверки, дознания или предварительного следствия без разрешения должностного лица органа, осуществляющего доследственную проверку, дознавателя, следователя либо прокурора, а также за отказ или уклонение от дачи заключения, взять у него соответствующую подписку и направить ее вместе с заключением в орган (лицу), назначивший судебную экспертизу;
обеспечить контроль за полнотой и качеством проводимых исследований, не нарушая принцип независимости судебного эксперта;
определить срок производства судебной экспертизы в порядке, установленном законодательством, и контролировать его соблюдение;
обеспечить судебному эксперту условия, необходимые для проведения исследований;
направить по окончании исследования заключение, объекты исследования и материалы дела органу (лицу), назначившему судебную экспертизу.
Руководитель государственного судебно-экспертного учреждения или иной организации может нести и другие обязанности в соответствии с законодательством.
Руководитель государственного судебно-экспертного учреждения или иной организации не вправе:
истребовать без постановления или определения органа (лица), назначившего судебную экспертизу, дополнительные объекты исследования, необходимые для производства судебной экспертизы;
самостоятельно привлекать к производству судебной экспертизы лиц, не работающих в данной организации;
давать судебному эксперту указания, предрешающие ход исследования и содержание выводов по конкретной судебной экспертизе.
в установленном законодательством порядке знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету судебной экспертизы, выписывать из них необходимые сведения или снимать копии;
заявлять ходатайства о представлении дополнительных материалов и объектов исследования, необходимых для производства судебной экспертизы;
с разрешения дознавателя, следователя, прокурора присутствовать при производстве следственных действий и задавать вопросы, относящиеся к предмету судебной экспертизы, лицам, участвующим в этих следственных действиях;
участвовать в судебном разбирательстве в исследовании доказательств, относящихся к предмету судебной экспертизы, и с разрешения суда задавать вопросы допрашиваемым лицам;
осматривать вещественные, письменные, цифровые доказательства и документы;
излагать в своем заключении выводы не только по вопросам, которые перед ним были поставлены, но и по иным вопросам, относящимся к предмету судебной экспертизы и имеющим значение для дела;
делать заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или показаний, подлежащие занесению в протокол следственного действия или судебного заседания;
представлять заключение и давать показания на родном языке, если он не владеет или недостаточно владеет языком, на котором ведется производство по делу, и пользоваться в этом случае услугами переводчика;
обжаловать в установленном законом порядке решения органа, действия (бездействие) лица, в производстве которых находится дело, если эти решения, действия (бездействие) нарушают его права и свободы.
Судебный эксперт может иметь и иные права в соответствии с законодательством.
при наличии предусмотренных законом оснований для самоотвода в качестве судебного эксперта немедленно заявить об этом органу (лицу), назначившему судебную экспертизу, или руководителю государственного судебно-экспертного учреждения либо иной организации;
провести всестороннее и полное исследование представленных ему объектов исследования, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам;
явиться по вызову дознавателя, следователя, прокурора или суда для личного участия в дознании, предварительном следствии или судебном заседании;
дать показания по поводу проведенной им судебной экспертизы и ответить на дополнительные вопросы для разъяснения данного им заключения;
не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с производством судебной экспертизы;
обеспечить сохранность представленных объектов исследования и материалов дела;
соблюдать установленные требования к заключению судебного эксперта при проведении проверок, а также акты законодательства в соответствующей области;
соблюдать порядок при расследовании дела и во время судебного разбирательства.
Судебный эксперт может нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.
Судебный эксперт не вправе:
вступать в личные контакты с участниками процесса по вопросам, связанным с производством судебной экспертизы, ставящим под сомнение его незаинтересованность в исходе дела;
самостоятельно собирать материалы для производства судебной экспертизы;
сообщать кому-либо результаты судебной экспертизы, кроме органа (лица), назначившего судебную экспертизу.
Государственный судебный эксперт также не вправе:
принимать поручения о производстве судебной экспертизы непосредственно от каких-либо органов (лиц), помимо руководителя государственного судебно-экспертного учреждения, если иное не установлено законодательством;
производить судебную экспертизу в качестве работника иной организации или другого физического лица.
Статья 17. Основания и сроки производства судебной экспертизы
Основаниями производства судебной экспертизы являются постановление должностного лица органа, осуществляющего доследственную проверку, дознавателя, следователя, прокурора или судьи, определение суда. Судебная экспертиза считается назначенной со дня вынесения соответствующего постановления или определения.
Орган (лицо), назначивший судебную экспертизу, представляет объекты исследования и материалы дела, необходимые судебному эксперту для проведения исследований и дачи заключения.
Орган (лицо), назначивший судебную экспертизу, получает образцы для исследования и приобщает их к делу в порядке, установленном процессуальным законом. В необходимых случаях получение этих образцов осуществляется с участием судебного эксперта, которому поручено производство судебной экспертизы, или специалиста.
В случае если получение образцов для исследования является частью исследований и осуществляется судебным экспертом с использованием представленных на судебную экспертизу объектов исследования, после завершения судебной экспертизы указанные образцы направляются в орган (лицу), ее назначивший, либо в установленном законодательством порядке хранятся в государственном судебно-экспертном учреждении, если судебная экспертиза проводилась в нем.
Судебная экспертиза производится в сроки, установленные законодательством.
Дополнительная судебная экспертиза назначается для восполнения имеющихся в заключении пробелов и производится тем же или другим судебным экспертом (комиссией судебных экспертов).
Повторная судебная экспертиза назначается, когда заключение необоснованно или его правильность вызывает сомнения либо признаны недостоверными доказательства, положенные в его основу, или были существенно нарушены процессуальные правила производства судебной экспертизы.
При назначении повторной судебной экспертизы перед судебным экспертом (комиссией судебных экспертов) может быть поставлен вопрос о научной обоснованности ранее примененных методов исследования.
В постановлении или определении о назначении повторной судебной экспертизы должны быть приведены мотивы несогласия органа (лица), назначившего повторную судебную экспертизу, с заключением первой (предыдущей) судебной экспертизы.
Производство повторной судебной экспертизы поручается другому судебному эксперту (комиссии судебных экспертов). Судебный эксперт (комиссия судебных экспертов), производивший первую (предыдущую) судебную экспертизу, может присутствовать при производстве повторной судебной экспертизы и давать пояснения, но в исследовании и составлении заключения он не участвует.
Статья 19. Производство судебной экспертизы комиссией
судебных экспертов
Судебная экспертиза может проводиться несколькими судебными экспертами одной (комиссионная судебная экспертиза) или разных судебно-экспертных специальностей (комплексная судебная экспертиза).
Производство судебной экспертизы комиссией судебных экспертов определяется органом (лицом), назначившим судебную экспертизу, или организующим производство данной экспертизы руководителем государственного судебно-экспертного учреждения либо иной организации.
Комиссия судебных экспертов, которой поручено производство судебной экспертизы, согласует цели, последовательность и объем предстоящих исследований исходя из необходимости решения поставленных перед ней вопросов.
В составе комиссии судебных экспертов, которой поручено производство судебной экспертизы, каждый судебный эксперт независимо и самостоятельно проводит исследования, оценивает полученные им лично и другими членами комиссии результаты и формирует выводы по поставленным вопросам в пределах своих специальных знаний.
Не допускается проведение исследований полностью или частично лицами, не включенными в состав комиссии судебных экспертов.
При проведении комиссионной судебной экспертизы каждый из судебных экспертов проводит исследования в полном объеме, и они совместно анализируют полученные результаты.
Придя к общему мнению, судебные эксперты составляют и подписывают совместное заключение или акт о невозможности дачи заключения.
В случае возникновения разногласий между судебными экспертами каждый из них дает отдельное заключение по всем или некоторым вопросам, вызвавшим разногласия:
Комплексная судебная экспертиза назначается в случаях, когда установление обстоятельств, имеющих значение для дела, возможно лишь путем проведения нескольких исследований с использованием разных отраслей знаний.
При проведении комплексной судебной экспертизы каждый из судебных экспертов проводит исследования в пределах своей компетенции. В заключении комплексной судебной экспертизы указывается, какие исследования и в каком объеме провел каждый из судебных экспертов, какие факты он лично установил и к каким выводам пришел. Каждый из судебных экспертов подписывает ту часть заключения, в которой содержатся эти исследования, и несет за них ответственность.
Общий вывод (выводы) делают судебные эксперты, компетентные в оценке полученных результатов и формулировании этого вывода (выводов). Если основанием окончательного вывода комиссии судебных экспертов или его части являются факты, установленные одним из судебных экспертов (отдельными судебными экспертами), то об этом должно быть указано в заключении.
В случае возникновения разногласий между судебными экспертами каждый из них дает отдельное заключение по всем или некоторым вопросам, вызвавшим разногласия.
Если производство комплексной судебной экспертизы поручено государственному судебно-экспертному учреждению, то организация данной экспертизы возлагается на его руководителя.
Статья 22. Присутствие участников процесса при производстве
судебной экспертизы
При производстве судебной экспертизы могут присутствовать те участники процесса, которым такое право предоставлено процессуальным законом.
Участники процесса, присутствующие при производстве судебной экспертизы, не вправе вмешиваться в ход исследований, но могут требовать от судебного эксперта разъяснения сущности примененных им методов исследования и полученных результатов, давать пояснения судебному эксперту.
При составлении судебным экспертом заключения, а также на стадии совещания судебных экспертов и формулирования выводов, если судебная экспертиза производится комиссией судебных экспертов, присутствие участников процесса не допускается.
Если участник процесса, присутствующий при производстве судебной экспертизы, мешает судебному эксперту, последний вправе приостановить исследование и ходатайствовать перед органом (лицом), назначившим судебную экспертизу, об отмене разрешения указанному участнику процесса присутствовать при производстве судебной экспертизы.
После проведения исследований судебный эксперт или комиссия судебных экспертов составляет заключение, которое удостоверяется подписью соответственно судебного эксперта либо каждого судебного эксперта, входящего в состав комиссии судебных экспертов.
В заключении должны быть отражены:
дата и место производства судебной экспертизы;
основание производства судебной экспертизы;
сведения об органе (лице), назначившем судебную экспертизу;
сведения о судебном эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень, ученое звание, занимаемая должность) и организации, которой поручено производство судебной экспертизы;
предупреждение судебного эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, разглашение данных доследственной проверки, дознания или предварительного следствия без разрешения должностного лица органа, осуществляющего доследственную проверку, дознавателя, следователя либо прокурора, а также за отказ или уклонение от дачи заключения;
вопросы, поставленные перед судебным экспертом;
объекты исследования и материалы дела, представленные судебному эксперту;
сведения о лицах, присутствовавших при производстве судебной экспертизы;
содержание и результаты исследований с указанием примененных методов, а также кем эти исследования проводились, если работала комиссия судебных экспертов;
оценка результатов исследования, обоснованные ответы на поставленные вопросы;
обстоятельства, имеющие значение для дела и установленные по инициативе судебного эксперта.
В заключении могут быть указаны причины правонарушения и условия, способствовавшие его совершению, а также организационно-технические рекомендации по их устранению.
Материалы, иллюстрирующие заключение и его результаты, прилагаются к данному заключению и служат его составной частью. Материалы, документирующие ход, условия и результаты исследования, сохраняются в государственном судебно-экспертном учреждении или иной организации в установленные законодательством сроки. По требованию органа (лица), назначившего судебную экспертизу, они представляются для приобщения к делу.
Заключение должно содержать обоснование отказа ответить на некоторые поставленные вопросы, если недостаточность представленных объектов исследования, материалов или специальных знаний судебного эксперта выявлена в ходе исследования.
По окончании исследования заключение, объекты исследования и материалы дела направляются в орган (лицу), назначивший судебную экспертизу.
Если судебный эксперт убеждается, что поставленные вопросы не могут быть разрешены на основе его специальных знаний или представленные ему объекты исследования либо материалы непригодны или недостаточны для дачи заключения и не могут быть восполнены либо состояние науки и судебно-экспертной практики не позволяет ответить на поставленные вопросы, он составляет мотивированный акт о невозможности дачи заключения и направляет его в орган (лицу), назначивший судебную экспертизу.
ГЛАВА 4. ФИНАНСИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИОННОЕ,
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ
СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ
Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений финансируется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и иных источников, не запрещенных законодательством.
Государственные судебно-экспертные учреждения вправе взимать плату за производство судебных экспертиз по гражданским и экономическим делам. При этом государственные органы, предъявившие иск в суде и поддерживающие иск, освобождаются от платы за производство государственными судебно-экспертными учреждениями судебных экспертиз. Размер оплаты и порядок расходования указанных средств определяются законодательством.
Оплата за производство судебных экспертиз работниками иной организации и другими физическими лицами осуществляется органом (лицом), назначившим судебную экспертизу, в соответствии с законодательством.
Статья 26. Организационное и научно-методическое обеспечение
деятельности государственных судебно-экспертных учреждений
Организационное обеспечение деятельности государственных судебно-экспертных учреждений осуществляется соответствующими государственными органами, в ведении которых они находятся.
Научно-методическое обеспечение производства судебных экспертиз возлагается на соответствующие государственные судебно-экспертные учреждения.
Министерство юстиции Республики Узбекистан осуществляет координацию и научно-методическое руководство деятельностью государственных судебно-экспертных учреждений Республики Узбекистан.
Статья 27. Информационное обеспечение судебно-экспертной
деятельности государственных судебно-экспертных учреждений
Предприятия, учреждения, организации обязаны предоставлять по письменному запросу руководителя государственного судебно-экспертного учреждения информацию, необходимую для производства судебной экспертизы. При этом государственные судебно-экспертные учреждения обеспечивают неразглашение полученных сведений, составляющих государственные секреты и иную охраняемую законом тайну.
Статья 27-1. Повышение квалификации и правовых знаний
судебных экспертов
Судебные эксперты каждые два года обязаны повышать квалификацию по конкретной судебно-экспертной деятельности, а также правовые знания на курсах повышения квалификации.
Порядок повышения квалификации и правовых знаний судебных экспертов определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
За судебными экспертами, проходящими повышение квалификации и правовых знаний, на весь период обучения сохраняется занимаемая ими должность по основному месту работы и среднемесячная заработная плата.
Статья 28. Охрана государственных судебно-экспертных учреждений
Охрана государственных судебно-экспертных учреждений осуществляется в установленном законодательством порядке и финансируется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан.
Государственные судебно-экспертные учреждения в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Узбекистан осуществляют сотрудничество с соответствующими органами и учреждениями иностранных государств в области судебно-экспертной деятельности.
Статья 30. Оплата труда и социальная защита
государственных судебных экспертов
Заработная плата государственных судебных экспертов состоит из должностных окладов, надбавок и иных доплат, установленных законодательством.
Жизнь и здоровье государственных судебных экспертов подлежат обязательному государственному страхованию в порядке, установленном законодательством.
Статья 31. Ответственность за нарушение законодательства
о судебной экспертизе
Лица, виновные в нарушении законодательства о судебной экспертизе, несут ответственность в установленном порядке.
Статья 32. Приведение законодательства в соответствие
с настоящим Законом
Кабинету Министров Республики Узбекистан:
разработать и утвердить Типовое положение о порядке проведения судебной экспертизы государственным судебно-экспертным учреждением или иным предприятием, учреждением, организацией;
привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Республики Узбекистан И. Каримов
"Народное слово", 2 июня 2010 г.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
2010 г., N 22, ст. 173
"Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан",
2010 г., N 6, ст. 230