язык интерфейса

Внимание! Документ утратил силу.

Смотрите подробности в начале документа.


Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Общие вопросы хозяйственной и предпринимательской деятельности/ Утратившие силу акты/ Антимонопольная политика. Естественные монополии/ Положение о Государственном комитете Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 02.06.2010 г. N 105)

Вы можете получить доступ на один день к продукту Законодательство Руз.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению КМ РУз

от 02.06.2010 г. N 105



ПОЛОЖЕНИЕ

о Государственном комитете Республики

Узбекистан по демонополизации

и развитию конкуренции


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Государственный комитет Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции (далее - Госкомдемонополизации) является органом государственного управления, осуществляющим реализацию антимонопольной политики, обеспечение развития конкуренции, регулирование деятельности естественных монополий, реорганизацию экономически несостоятельных предприятий, защиту прав потребителей, а также контроль за рекламной деятельностью.

Госкомдемонополизации в своей деятельности подотчетен Кабинету Министров Республики Узбекистан.


2. Госкомдемонополизации в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан и другими актами законодательства, а также настоящим Положением.


3. В систему Госкомдемонополизации входят Комитет по демонополизации и развитию конкуренции Республики Каракалпакстан, территориальные управления по демонополизации и развитию конкуренции областей и г. Ташкента (далее - территориальные органы), Центр по совершенствованию антимонопольной политики при Госкомдемонополизации (далее - Центр).


4. Госкомдемонополизации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах, общественными объединениями и другими организациями.


5. Содержание, материально-техническое обеспечение, повышение квалификации, подготовка и переподготовка кадров Госкомдемонополизации и его территориальных органов осуществляются за счет:

средств государственного бюджета;

средств внебюджетного фонда;

других источников, не запрещенных законодательством.


6. Госкомдемонополизации, его территориальные органы являются юридическими лицами, имеют печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и со своим наименованием, лицевые счета в подразделениях Казначейства.



II. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ

ГОСКОМДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ


7. Основными задачами и направлениями деятельности Госкомдемонополизации являются:

реализация эффективной антимонопольной политики, осуществление контроля за соблюдением законодательства о конкуренции и естественных монополиях;

осуществление мер по дальнейшему совершенствованию правового поля для развития в республике конкурентной среды, пресечению недобросовестной конкуренции на товарных или финансовых рынках, в первую очередь на внутреннем потребительском рынке и в сфере рекламы, недопущению неправомерных действий со стороны органов государственного управления и государственной власти на местах в отношении хозяйствующих субъектов, обеспечению в тесной координации с общественными структурами защиты законных интересов и прав потребителей;

проведение глубокого анализа финансово-экономического состояния и конкурентоспособности экономически несостоятельных предприятий, осуществление функций по реструктуризации и банкротству хозяйствующих субъектов, представление интересов государства при рассмотрении вопросов реструктуризации, санации и банкротства.


8. Для выполнения возложенных задач Госкомдемонополизации осуществляет следующие функции:


а) в сфере демонополизации и антимонопольного регулирования, в том числе отраслей естественных монополий, и развития конкурентной среды:

формирует и ведет государственные реестры хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном или финансовом рынке, и субъектов естественных монополий;

осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства о конкуренции, о естественных монополиях при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов, в том числе субъектов естественных монополий, а также при приобретении акций (долей) в уставном фонде (уставном капитале) хозяйствующих субъектов;

проводит изучение и устанавливает наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта или группы лиц на товарном или финансовом рынке, пресечение антиконкурентных действий и необоснованного роста цен;

осуществляет анализ цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий, защищает права потребителей от необоснованного завышения цен и снижения качества продукции и услуг, предоставляемых субъектами естественных монополий;

осуществляет контроль за соблюдением регулируемых цен (тарифов) и наценок на товары (работы, услуги);

разрабатывает и совершенствует нормативно-правовую и методологическую базу, направленную на обеспечение эффективного государственного регулирования и контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных и финансовых рынках, и субъектов естественных монополий, развитие конкурентной среды;

участвует в разработке и реализации органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах республиканских, отраслевых и региональных программ демонополизации и развития конкуренции;

разрабатывает предложения по дальнейшему совершенствованию антимонопольной политики, развитию конкуренции, направляет их в Кабинет Министров Республики Узбекистан, органам государственного и хозяйственного управления, органам государственной власти на местах;

осуществляет в пределах своей компетенции защиту хозяйствующих субъектов от недобросовестных конкурентов и неправомерных действий органов государственного управления и государственной власти на местах и их должностных лиц, нарушающих законодательство о конкуренции, о банкротстве;

в пределах своей компетенции контролирует исполнение органами государственного управления, органами государственной власти на местах и предприятиями-монополистами принятых законодательных и иных актов в целях обеспечения доступа хозяйствующих субъектов на товарные или финансовые рынки;

принимает в установленном порядке решения о выставлении монопольных видов продукции на биржевые торги;

участвует в проведении конкурсных торгов на осуществление закупок товаров (работ, услуг) и выполнение строительных работ за счет централизованных источников и кредитов под правительственные гарантии;

осуществляет контроль за соблюдением законодательства о конкуренции, в том числе при проведении конкурсных (тендерных) и биржевых торгов;

ведет и публикует реестр хозяйствующих субъектов, органов государственного управления и органов государственной власти на местах, нарушивших законодательство о конкуренции;

в пределах своих полномочий дает разъяснения по вопросам применения законодательства о конкуренции;

б) в сфере защиты прав потребителей и регулирования рекламного рынка:

осуществляет в установленном законодательством порядке контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей и о рекламе;

проводит в установленном порядке мониторинг цен на потребительские товары и тарифов на услуги, принимает меры по пресечению появления на рынке некачественных потребительских товаров и услуг;

осуществляет совместно с общественными структурами защиту прав и интересов потребителей, а также просветительскую работу по повышению потребительской культуры населения;

принимает меры по регулированию рекламного рынка с целью недопущения недобросовестной конкуренции в сфере рекламы и пресечению недостоверной рекламы;

совершенствует нормативно-правовую и методологическую базу в области защиты прав потребителей и регулирования рекламного рынка;

рассматривает в установленном порядке обращения юридических и физических лиц по вопросам защиты прав потребителей и рекламы;

дает официальные разъяснения по вопросам применения законодательства о защите прав потребителей и о рекламе;

совместно с другими министерствами и ведомствами координирует разработку и реализацию мероприятий, направленных на защиту прав потребителей и предотвращение недобросовестной конкуренции в сфере рекламы;

в) в сфере осуществления государственного регулирования в области банкротства, реструктуризации экономически несостоятельных предприятий и контроля за деятельностью судебных управляющих:

проводит мониторинг и анализ финансового состояния предприятий, в уставном фонде которых имеется доля государства, на основе создания базы данных с целью выявления неплатежеспособных, убыточных и экономически несостоятельных предприятий;

организует контроль за выполнением ликвидационных процедур на предприятиях-банкротах, а также согласовывает планы досудебной санации, судебной санации и внешнего управления предприятий, в уставном фонде которых имеется доля государства;

совместно с Госкомимуществом Республики Узбекистан участвует в разгосударствлении и приватизации неплатежеспособных предприятий, имеющих признаки банкротства, в уставном фонде которых имеется доля государства;

на основании предложений органов государственного и хозяйственного управления принимает решение об инициировании процедур банкротства, реструктуризации и разукрупнении экономически несостоятельных предприятий, в уставном фонде которых имеется доля государства;

обеспечивает защиту интересов кредиторов и имущественных прав акционеров (пайщиков) при осуществлении процедур банкротства или досудебной санации экономически несостоятельных предприятий всех форм собственности;

принимает в установленном порядке решение о проведении досудебной санации предприятия, в уставном фонде которого имеется доля государства и (или) имеющего задолженность перед Республикой Узбекистан по денежным обязательствам;

рассматривает вопросы и вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по консервации и продаже объектов незавершенного строительства и основных фондов экономически несостоятельных, убыточных и низкорентабельных предприятий, подлежащих реструктуризации, а также предприятий, в отношении которых применены процедуры банкротства;

организует систему подготовки судебных управляющих, проводит их аттестацию и ведет единый реестр судебных управляющих;

принимает решения о прекращении, временном приостановлении действия аттестата судебных управляющих;

принимает решения о продлении и досрочном прекращении досудебной санации предприятий, получивших государственную поддержку;

вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения о предоставлении государственной поддержки в предусмотренных законодательством формах в период осуществления реструктуризации, разукрупнения, финансового оздоровления и проведения досудебной санации убыточным, неплатежеспособным и экономически несостоятельным предприятиям;

заслушивает отчеты органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах о реализации программ реструктуризации, разукрупнения и финансового оздоровления убыточных и экономически несостоятельных предприятий;

заслушивает отчеты внешних управляющих, а также руководителей санируемых предприятий, получивших государственную поддержку либо имеющих государственную долю собственности.


9. Госкомдемонополизации решает возложенные на него задачи и функции непосредственно, а также через территориальные органы и Центр.



III. ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ГОСКОМДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ


10. Для выполнения возложенных на него задач и функций Госкомдемонополизации имеет право:

запрашивать и получать на безвозмездной основе в установленном порядке от органов государственного управления, органов государственной власти на местах, хозяйствующих субъектов, в том числе коммерческих банков, информацию, необходимую для анализа уровня монополизации товарных и финансовых рынков, а также сведения об экономической состоятельности предприятий;

совместно с Главным контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов Республики Узбекистан в установленном законодательством порядке осуществлять проверки деятельности субъектов естественных монополий и предприятий-монополистов на предмет обоснованности представленных расчетов, формирования декларируемых цен;

вносить в соответствующие государственные органы предложения о введении или отмене лицензирования, об изменении таможенных тарифов, о введении или отмене квот, а также о предоставлении либо отмене льгот по уплате налогов и других обязательных платежей, льготных кредитов и иных видов государственной поддержки;

в пределах своих полномочий давать разъяснения по вопросам применения законодательства о конкуренции;

в установленном законодательством порядке выявлять нарушения законодательства о конкуренции, о естественных монополиях, о защите прав потребителей, о рекламе и о банкротстве, возбуждать и рассматривать по ним дела;

в установленном законодательством порядке выдавать хозяйствующим субъектам, органам государственного управления, органам государственной власти на местах, а также их должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о конкуренции, о естественных монополиях, о банкротстве, о защите прав потребителей, о рекламе и (или) устранении их последствий, о восстановлении первоначального положения, а также контролировать исполнение выданных предписаний;

привлекать к соответствующей ответственности за нарушение законодательства о конкуренции, о естественных монополиях, о защите прав потребителей и о рекламе хозяйствующие субъекты, органы государственного управления, органы государственной власти на местах, их должностных лиц и иные физические лица;

выдавать предприятиям-монополистам, предприятиям, имеющим признаки банкротства, предписания о необходимости их разукрупнения и реструктуризации, а также при необходимости по решению суда осуществлять принудительное выполнение таких предписаний в порядке, установленном законодательством;

обращаться в суд с иском и заявлением, а также участвовать в рассмотрении в суде дел, связанных с применением и нарушением законодательства о конкуренции, о естественных монополиях, о банкротстве, о защите прав потребителей и о рекламе;

рассматривать в установленном порядке в пределах предоставленной компетенции дела об административных правонарушениях;

налагать штрафы на хозяйствующие субъекты и их должностных лиц, а также на должностных лиц органов государственного и хозяйственного управления и органов государственной власти на местах в случаях и порядке, установленных законодательством;

принимать решение по делу о нарушении законодательства о конкуренции, в том числе об изъятии у хозяйствующих субъектов и (или) о возврате потребителям в установленном законодательством порядке необоснованно полученного дохода (прибыли) в результате антиконкурентных действий и о наложении штрафа;

предоставлять по заявлению хозяйствующего субъекта на основании решения коллегии возможность уплаты в рассрочку сумм, подлежащих взысканию, если исполнение решения об изъятии средств в сроки, установленные законодательством, может повлечь банкротство хозяйствующего субъекта;

осуществлять в установленном законодательством порядке проверки и мониторинги соблюдения органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах, хозяйствующими субъектами и их объединениями законодательства о конкуренции, о естественных монополиях, о защите прав потребителей и о рекламе;

направлять в соответствующие органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением законодательства о конкуренции, о естественных монополиях, о защите прав потребителей, о рекламе и о банкротстве;

по заявлениям и жалобам потребителей об ущемлении их потребительских прав производить, по согласованию с Республиканским советом по координации деятельности контролирующих органов, проверки предприятий и организаций, нарушивших эти права (за исключением их финансово-хозяйственной деятельности);

принимать участие в формировании программ реструктуризации, разукрупнения и финансового оздоровления убыточных и экономически несостоятельных предприятий, а также осуществлять мониторинг за ходом их реализации;

осуществлять контроль за ходом досудебной санации при предоставлении государственной поддержки, а также за ходом процедур банкротства предприятий, в уставном фонде которых имеется государственная доля;

вносить в Кабинет Министров Республики Узбекистан и органам государственной власти на местах предложения о передаче объектов социальной инфраструктуры, а также объектов производственной инфраструктуры общего пользования предприятий, на которых осуществляются реструктуризация и санация, на баланс органов государственной власти на местах и соответствующих хозяйственных объединений по их функциональной принадлежности в порядке, установленном законодательством;

обращаться в хозяйственный суд с заявлением о возбуждении дела о банкротстве предприятий, в уставном фонде которых имеется доля государства и (или) имеющих задолженность перед Республикой Узбекистан по денежным обязательствам;

ходатайствовать в хозяйственном суде о введении внешнего управления в ходе рассмотрения дела о банкротстве, продлении или сокращении срока внешнего управления, а также об освобождении внешнего управляющего от исполнения полномочий;

осуществлять контроль за деятельностью судебных управляющих в соответствии с законодательством, обращаться с заявлением в хозяйственный суд об освобождении судебного управляющего от исполнения обязанностей при выявлении в его деятельности систематического или однократного грубого нарушения законодательства, приостанавливать и прекращать в установленном порядке действие аттестатов, выданных судебным управляющим;

принимать участие в осуществлении ликвидационного производства по предприятиям, в уставном фонде которых имеется доля государства и признанным хозяйственным судом банкротами;

распоряжаться в установленном законодательством порядке средствами внебюджетного фонда;

в пределах своих полномочий и в установленном порядке утверждать нормативно-правовые акты, являющиеся обязательными для органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах и других организаций, должностных лиц и граждан;

в необходимых случаях издавать с другими органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах совместные постановления, приказы и иные акты, а также привлекать специалистов других органов для получения заключений.

Госкомдемонополизации может иметь иные права в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

11. Наложение Госкомдемонополизации штрафов на должностных лиц и граждан за нарушение законодательства о конкуренции, о защите прав потребителей, о рекламе, а также по делам о банкротстве осуществляется в строгом соответствии с Кодексом Республики Узбекистан об административной ответственности.

12. Предоставленные Госкомдемонополизации права и полномочия по наложению штрафных санкций осуществляются исключительно на основании решений специальных комиссий, создаваемых в установленном законодательством порядке в центральном аппарате и территориальных органах Госкомдемонополизации.


13. Госкомдемонополизации координирует свою деятельность со Сводным управлением ценообразования Министерства финансов Республики Узбекистан в части проведения анализа и изучения вопросов по ценообразованию на продукцию и услуги субъектов естественных монополий и предприятий-монополистов.


14. Госкомдемонополизации несет ответственность за эффективное выполнение возложенных на него задач и функций в строгом соответствии с порядком, установленным законодательством.



IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ГОСКОМДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ


15. Госкомдемонополизации возглавляет председатель, утверждаемый и освобождаемый от должности Президентом Республики Узбекистан.

Председатель Госкомдемонополизации имеет двух заместителей, в том числе одного первого, назначаемых и освобождаемых от должности Президентом Республики Узбекистан.


16. Председатель Госкомдемонополизации:

осуществляет общее руководство деятельностью Госкомдемонополизации и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Госкомдемонополизации задач и функций;

вносит, при необходимости, в установленном порядке изменения в структуру, утверждает штатное расписание центрального аппарата Госкомдемонополизации и территориальных органов в пределах установленной общей численности, а также смету расходов центрального аппарата Госкомдемонополизации и подведомственных органов;

в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Госкомдемонополизации, руководителей его территориальных органов, а также директора Центра;

утверждает в установленном порядке положения о структурных и территориальных органах Госкомдемонополизации;

отменяет решения (предписания) территориальных органов, принятые ими с нарушением законодательства Республики Узбекистан.

Председатель осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством.


17. В Госкомдемонополизации образуется коллегия в составе председателя (председатель коллегии), его заместителей (по должности), а также руководителей структурных подразделений Госкомдемонополизации, координирующих основные направления его деятельности.

Численность и персональный состав коллегии утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан по представлению председателя Госкомдемонополизации.

Коллегия рассматривает вопросы, связанные с:

подготовкой и реализацией основных направлений деятельности Госкомдемонополизации, определенных в настоящем Положении, а также по дальнейшему совершенствованию системы антимонопольного регулирования, последовательному развитию конкурентной среды, усилению контроля за деятельностью субъектов естественных монополий и недопущением необоснованного завышения цен хозяйствующими субъектами, осуществлению государственного регулирования в области банкротства, реструктуризации и разукрупнения экономически несостоятельных предприятий, обеспечению эффективного контроля за деятельностью судебных управляющих, защите прав потребителей и рекламе;

подбором, расстановкой, подготовкой и переподготовкой кадров на должности, входящие в номенклатуру Госкомдемонополизации;

укреплением исполнительской дисциплины по реализации задач, определенных в указах, постановлениях и распоряжениях Президента Республики Узбекистан, постановлениях и распоряжениях Кабинета Министров Республики Узбекистан, повышением персональной ответственности руководителей и работников Госкомдемонополизации за обеспечение своевременной и качественной их реализации.

Коллегия вправе также рассматривать и другие вопросы, относящиеся к компетенции Госкомдемонополизации.

На заседания коллегии могут быть приглашены руководители других министерств, государственных комитетов, ведомств, органов государственной власти на местах, предприятий, учреждений, организаций по вопросам, входящим в компетенцию Госкомдемонополизации.

Коллегия полномочна, если на ее заседании присутствует более половины ее состава. Решения по рассматриваемым вопросам принимаются простым большинством голосов.

Решения коллегии реализуются постановлениями Госкомдемонополизации и приказами председателя. В случае разногласий между председателем и членами коллегии председатель самостоятельно принимает решение, докладывая Кабинету Министров Республики Узбекистан о возникших разногласиях. Члены коллегии могут также сообщить свое мнение Кабинету Министров Республики Узбекистан.

Порядок деятельности коллегии определяется ее регламентом, утверждаемым коллегией.


18. Госкомдемонополизации и его территориальные органы вправе создавать экспертные советы и иные совещательные органы, положения о которых утверждаются соответственно председателем Госкомдемонополизации и руководителем территориального органа.


19. Территориальные органы осуществляют свою деятельность на основе Положения о них, утверждаемого председателем Госкомдемонополизации.


20. Руководители территориальных органов по демонополизации и развитию конкуренции назначаются на должность и освобождаются от должности в установленном порядке председателем Госкомдемонополизации на основании решения коллегии, по согласованию соответственно с председателем Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимами областей и г. Ташкента.

Заместители руководителей и главные бухгалтеры территориальных органов назначаются и освобождаются от должности руководителем территориального органа по согласованию с председателем Госкомдемонополизации.


21. На работников центрального аппарата Госкомдемонополизации и его территориальных органов распространяются условия оплаты труда, предусмотренные приложениями NN 3 и 9 к постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 апреля 1996 года N 147.


22. В Госкомдемонополизации в установленном порядке создается внебюджетный фонд, средства которого направляются на оплату труда, материальное поощрение работников, повышение квалификации, подготовку и переподготовку кадров и материально-техническое обеспечение Госкомдемонополизации.


23. Реорганизация и ликвидация Госкомдемонополизации осуществляются в порядке, установленном законодательством.



"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2010 г., N 23, ст. 182


"Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан",

2010 г., N 6, ст. 26