Умная подшивка

Умная подшивка / Общественно-политические материалы / Выступления и доклады Президента Республики Узбекистан / 2010 г. /

Доклад Президента Ислама Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса (12 ноября 2010 года)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

КОНЦЕПЦИЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО

УГЛУБЛЕНИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ РЕФОРМ

И ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО

ОБЩЕСТВА В СТРАНЕ



ДОКЛАД

Президента Ислама Каримова

на совместном заседании Законодательной палаты

и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан


(12 ноября 2010 года)



Дорогие друзья!

Завершается текущий 2010 год, на пороге 2011 год - год 20-летия независимости Узбекистана.

В связи с этой рубежной датой вполне естественно возникает потребность оценить: как изменились и как меняются качество нашей жизни и облик страны, каких высот мы достигли за истекший период, какими темпами мы продвигаемся по пути строительства открытого демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой, формирования гражданского общества.

Говоря коротко, ставится задача дать с позиций сегодняшнего дня объективную оценку по реализации долгосрочной цели, которую мы ставим перед собой, - войти в число современных развитых, демократических государств, обеспечить своему народу достойные условия жизни и достойное место в мировом сообществе.

Как известно, Узбекистан после достижения независимости в 1991 году, отказавшись от изжившей себя тоталитарной, административно-командной, планово-распределительной системы, избрал собственную "узбекскую модель" развития.

Суть и содержание разработанной и реализуемой сегодня модели - это кардинальное изменение и обновление государственного и конституционного устройства, реализация политических, экономических и социальных реформ, базирующихся на таких принципах, как деидеологизация экономики и ее приоритет над политикой, возложение на государство роли главного реформатора, то есть функции инициатора и координатора реформ, обеспечение верховенства закона, осуществление сильной социальной политики, поэтапность и постепенность проводимых реформ.

Мы сознательно отказались от революционного варианта проведения реформ путем "шоковой терапии" в пользу эволюционного поэтапного развития, уберегли тем самым наш народ от тяжелейших экономических и социальных потрясений.

Устойчиво высокие темпы роста, стабильность и надежность созданной финансово-банковской системы, успешные структурные преобразования в экономике и в целом уверенные шаги Узбекистана по пути модернизации страны находят сегодня свое признание мировой общественности, а также таких авторитетных международных финансовых организаций, как Международный валютный фонд, Всемирный банк, Азиатский банк развития и другие.

Действительно, рост ВВП Узбекистана за истекшие неполные 20 лет нашего независимого развития в 3,5 раза, а в расчете на душу населения в 2,5 раза, рост реальных доходов населения в 3,8 раза и особенно достигнутые рубежи в социально-гуманитарном измерении - рост затрат государства на социальную защиту населения в 5 раз, существенное улучшение качества жизни и как результат - сокращение уровня материнской смертности более чем в 2 раза, детской - в 3 раза, увеличение средней продолжительности жизни людей с 67 до 73, а женщин до 75 лет - не может никого оставить равнодушным.

Серьезный интерес международных структур, экспертов и специалистов вызывает тот факт, что за 2008-2010 годы, то есть в период, когда практически в большинстве стран мира имело место существенное падение темпов роста экономики и процессы стагнации производства, темпы ВВП в Узбекистане составили в 2008 году 9 процентов, в 2009 году - 8,1, в текущем 2010 году ожидается 8,5, а на 2011 год предусматривается 8,3 процента.

В то время, когда серьезнейшую озабоченность, особенно в развитых странах, вызывает продолжающееся увеличение внешнегосударственного долга, в Узбекистане внешний долг не превышает 10 процентов, а Государственный бюджет последние пять лет выполняется с профицитом.

Подобный список внушительных достижений Узбекистана можно было бы продолжить.

Все это подтверждает очевидный факт (феномен), что за короткий по историческим меркам период независимого развития наша страна из республики с односторонней, гипертрофированной сырьевой экономикой, разрушительной монополией на производство хлопка-сырца, примитивной производственной и социальной инфраструктурой, самым низким в бывшем СССР душевым потреблением вышла на признанные рубежи, полностью изменившие ее облик и место в мировом сообществе.

Но достигнутое - это только часть длинного и сложного пути к цели, которую мы поставили перед собой - построить открытое демократическое правовое государство с устойчиво развивающейся экономикой и уважаемое в мире общество, где не на словах, а на деле высшей ценностью является человек, его интересы, его права и свободы.

Самое опасное, что может нас ожидать на этом пути - это эйфория и чувство самоуспокоенности достигнутым, отрыв от реальности, что может негативно отразиться на эффективности и перспективах развития страны.

В век глобализации и все более усиливающейся конкуренции мы обязаны реально и самокритично оценивать свое место в происходящих сегодня в мире кардинальных переменах, идти в ногу с растущими требованиями времени.

Жизнь никогда не стоит на месте, и выигрывает та страна, тот народ, который имеет глубоко продуманную программу и стратегию ее реализации, имеющую четкие ориентиры и приоритеты и, что особенно важно, работающую на упреждение возможных кризисов и различных катаклизмов, взлетов и падений мировой экономики.

В этой связи хотел бы особо подчеркнуть, что подведение итогов сделанного за истекший период нашего независимого развития необходимо не только для того, чтобы объективно оценить и внести определенные коррективы в программу реформ, но в первую очередь, исходя из требований завтрашнего дня, дать новый мощный импульс нашему поступательному движению по пути реформирования и модернизации страны.

Принципиально важное значение приобретает при этом опора на основополагающие положения и нормы принятого в декабре 1992 года Основного Закона - Конституции, определившей основные принципы демократического развития и формирования гражданского общества в стране.

Наибольшую активность, масштабность и направленность эта работа получила в последнее десятилетие с 2001-го по 2010 годы.

В результате у нас сегодня есть все основания утверждать, что мы добились главного - процесс реформирования и демократизации страны приобрел бесповоротный, необратимый и последовательный характер, меняется человек, растет его политическая и гражданская активность, его сознание, сопричастность ко всему, что происходит вокруг него, и, наконец, его вера в будущее страны.

По сути дела, именно эти изменения, эти перемены в сознании людей и всего нашего общества становятся сегодня той мощной движущей силой, которая обеспечивает движение страны по пути прогресса и процветания.

Объективная оценка пройденного пути и накопленного опыта, анализ достигнутых рубежей за истекшие годы независимости убедительно доказывают правоту избранной нами модели эволюционного, поэтапного, постепенного развития страны и необходимость дальнейшего следования по этому пути.

Исходя из этого в качестве важнейших приоритетов дальнейшего углубления демократических преобразований представляется необходимым принять следующие направления.



I. ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ


Осуществляемые за истекший период реформы в этой сфере были направлены на последовательную реализацию конституционного принципа разделения ветвей власти, создание между ними эффективной системы сдержек и противовесов, усиление роли полномочий и контролирующих функций законодательной и представительной власти в центре и на местах, осуществление мер по либерализации, самостоятельности и независимости судебной системы.

Большое внимание уделялось изменению функций управленческих структур центральной исполнительной власти и административных органов, кардинальному сокращению их властных, регулирующих и распределительных полномочий, их прямого вмешательства в деятельность хозяйствующих структур. Говоря другими словами, приведению их полномочий в соответствие с рыночными принципами и в конечном итоге - уменьшению роли государства в управлении экономикой.

Достаточно много внимания уделялось вопросам

...
Время: 0.0213
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск