Нормативно-правовые акты
Нормативно-правовые акты/ Предпринимательство/ Расчеты. Применение контрольно-кассовых машин и платежных терминалов/ Положение о порядке применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью при осуществлении денежных расчетов с населением (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 17.11.2011 г. N 306)Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Постановлению КМ РУз
от 17.11.2011 г. N 306
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке применения контрольно-кассовых машин
с фискальной памятью при осуществлении
денежных расчетов с населением
1. Настоящее Положение в соответствии с Налоговым кодексом Республики Узбекистан определяет порядок применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью (далее - ККМ) при осуществлении денежных расчетов с населением и распространяется на все юридические лица, а также на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих наличные денежные расчеты с населением (далее - хозяйствующие субъекты) с использованием ККМ.
2. Денежные расчеты с населением при осуществлении торговли и реализации товаров, выполнении работ или оказании услуг на территории Республики Узбекистан производятся всеми хозяйствующими субъектами с обязательным применением ККМ, за исключением отдельных категорий хозяйствующих субъектов, определяемых Кабинетом Министров Республики Узбекистан, которые в силу специфики своей деятельности могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ.
3. На территории Республики Узбекистан разрешается использование только моделей ККМ и их программных продуктов (версий), включенных в Государственный реестр контрольно-кассовых машин с фискальной памятью, разрешенных к использованию на территории Республики Узбекистан (далее - Государственный реестр), формируемый Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан по согласованию с Министерством финансов и Узбекским агентством по техническому регулированию.
4. ККМ и их программные продукты (версии), не включенные в Государственный реестр, не допускаются к применению на территории Республики Узбекистан.
5. При реализации товаров (работ и услуг) населению по безналичному расчету хозяйствующие субъекты используют платежные терминалы, обслуживающие пластиковые карточки. Выдача покупателям чека, выдаваемого платежным терминалом, является обязательной.
И СНЯТИЯ С РЕГИСТРАЦИИ ККМ
6. ККМ подлежат обязательной сертификации органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке, и регистрации в органах государственной налоговой службы районов (городов) (далее - ОГНС) по месту осуществления хозяйственной деятельности в порядке, предусмотренном в приложении 1 к настоящему Положению.
7. Использование ККМ, не имеющих сертификата и (или) не отвечающих установленным единым техническим требованиям либо не зарегистрированных в ОГНС, рассматривается как деятельность без применения ККМ, с привлечением к ответственности виновных лиц и хозяйствующих субъектов в соответствии с законодательством.
8. Техническое обслуживание ККМ производится в соответствии с договором, заключенным между обслуживающей организацией, осуществляющей техническое обслуживание и ремонт ККМ (далее - обслуживающая организация), и хозяйствующим субъектом.
9. При необходимости ремонта ККМ в связи с ее неисправностью хозяйствующий субъект обязан незамедлительно известить об этом ОГНС по месту регистрации ККМ в произвольной форме с указанием модели, заводского номера и номера регистрации ККМ и вызвать специалиста из обслуживающей организации.
10. ОГНС не позднее следующего рабочего дня после получения извещения и акта-предписания, составленного хозяйствующим субъектом и обслуживающей организацией на доставку ККМ на стационарный ремонт, по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению, принимает решение о даче согласия хозяйствующему субъекту о направлении ККМ на ремонт со вскрытием пломбы в случае, если неисправность невозможно устранить на месте.
При этом хозяйствующий субъект представляет в ОГНС квитанционные книжки по форме согласно приложению 3 к настоящему Положению, являющиеся бланками строгой отчетности, выписываемые при осуществлении денежных расчетов с населением, которые регистрируются в ОГНС в электронной форме до начала осуществления денежных расчетов. Данная форма квитанций используется также при временном отсутствии электроэнергии.
11. По окончании ремонта ККМ представитель ОГНС в присутствии хозяйствующего субъекта устанавливает новую пломбу.
12. Обслуживающая организация составляет акт о проведении ремонта ККМ и акт фиксирования показаний фискальной памяти ККМ по форме согласно приложениям 4 и 5 к настоящему Положению. При этом обслуживающая организация передает вместе с ККМ экземпляры актов хозяйствующему субъекту и в ОГНС.
В случае если имеется гарантийный срок ремонта ККМ, то обслуживающая организация делает соответствующую отметку о ремонте в паспорте ККМ и указывает полное наименование обслуживающей организации, производившей ремонт, ее почтовый адрес и номер телефона, а также оттиск пломбы, которой был опломбирован отремонтированный ККМ.
13. При ликвидации, реорганизации хозяйствующего субъекта, изменении места нахождения ККМ, а также в иных случаях, когда ККМ выбывает из эксплуатации в данном хозяйствующем субъекте, хозяйствующий субъект обязан снять с регистрации ККМ в ОГНС.
Снятие с регистрации ККМ при ликвидации хозяйствующего субъекта в ОГНС осуществляется после внесения записи о его ликвидации в единый государственный реестр юридических лиц.
ХОЗЯЙСТВУЮЩИМ СУБЪЕКТОМ
14. ККМ ежедневно перед началом работы подвергается проверке ответственным лицом (закрепленным приказом хозяйствующего субъекта) на предмет общего технического состояния, ее исправности и точности показа даты и времени.
15. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие расчеты с населением при помощи ККМ, должны в обязательном порядке выдавать покупателю чек, подтверждающий прием от него наличных денег. Применение ККМ при отсутствии контрольно-чековой ленты не допускается.
16. Выдаваемые покупателям кассовые чеки за приобретенные товары (работы) и услуги должны содержать следующие данные:
а) наименование и идентификационный номер налогоплательщика - хозяйствующего субъекта;
б) сумма оплаты;
в) наименование товара и услуги;
г) дата и время оплаты;
д) заводской номер ККМ;
е) порядковый номер чека;
ж) признак фискального режима.
Кассовые чеки могут содержать и другие реквизиты.
17. Хозяйствующий субъект в конце рабочего дня обязан снимать ежедневный отчет по каждой ККМ с обязательным заполнением контрольно-кассовой книги кассиром-операционистом по форме, определяемой Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан. Документы, подтверждающие суммы принятых наличных денег, подшиваются и хранятся хозяйствующим субъектом не менее пяти календарных лет.
18. Ответственность за сохранность пломб ККМ возлагается персонально на руководителя хозяйствующего субъекта.
IV. ПОРЯДОК УЧЕТА ВЗАИМОРАСЧЕТОВ
С НАСЕЛЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ
ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ, КОТОРЫЕ В СИЛУ
СПЕЦИФИКИ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОГУТ
ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ДЕНЕЖНЫЕ РАСЧЕТЫ
С НАСЕЛЕНИЕМ БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ ККМ
19. Хозяйствующие субъекты, указанные в пункте 1 приложения N 3 к настоящему постановлению, обязаны осуществлять взаиморасчеты с населением с обязательной выдачей билетов, талонов, чеков или других приравненных к ним документов, прошедших регистрацию в ОГНС.
Для регистрации билетов, талонов, чеков или других приравненных к ним документов, хозяйствующий субъект обращается в ОГНС до начала осуществления денежных расчетов с населением. ОГНС в двухдневный срок осуществляет регистрацию указанных документов.
Зарегистрированные в ОГНС билеты, талоны, чеки или другие приравненные к ним документы хозяйствующего субъекта являются бланками строгой отчетности.
Не подлежат регистрации проездные билеты, оформленные для перевозки пассажиров на городских и пригородных транспортных средствах, а также билеты, талоны, чеки или другие приравненные к ним документы в случае применения ККМ при их реализации.
Хозяйствующие субъекты обязаны применять ККМ при реализации электронных билетов, а также иных документов, которые не пронумерованы поставщиками услуг и не являются бланками строгой отчетности.
Взаиморасчеты с населением за наличные денежные средства посредством механических аппаратов (автоматов) также должны осуществляться с обязательным применением ККМ (фискальные регистраторы).
20. Осуществление взаиморасчетов без выписки или выписывание квитанций, билетов, талонов или других приравненных к чеку документов, не зарегистрированных надлежащим образом, приравниваются к осуществлению взаиморасчетов без применения ККМ с привлечением к ответственности в соответствии с законодательством.
21. Хозяйствующие субъекты, которые в силу специфики своей деятельности могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ, вправе по своему усмотрению осуществлять взаиморасчеты с применением ККМ. При этом на хозяйствующие субъекты, изъявившие желание осуществлять взаиморасчеты с населением с применением ККМ, распространяется общий порядок регистрации ККМ и их применения.
22. Ведение кассовых операций хозяйствующими субъектами осуществляется в соответствии с законодательством.
23. Возврат, замена, безвозмездное устранение недостатков товара, обмен на товар надлежащего качества, а также права покупателя (заказчика) при продаже ему товаров с недостатками осуществляются в соответствии с законодательством.
24. Возврат сумм наличной выручки, внесенных в фискальную память ККМ, оформляется согласно приложению 6 к настоящему Положению.
К ХОЗЯЙСТВУЮЩИМ СУБЪЕКТАМ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ККМ
25. Обслуживающие организации должны иметь соответствующую материально-техническую базу, оборудование, прикладные программы (версии), запасные части, нормативные и эксплуатационные документы, необходимые условия и специалистов для осуществления ремонта и технического обслуживания ККМ.
26. Обслуживающие организации обязаны письменно информировать соответствующий ОГНС о закрепленных специалистах, занятых оказанием сервисных услуг в хозяйствующих субъектах, с указанием пункта и номера телефона приема заказов на ремонт. Расположение обслуживающих организаций в зданиях ОГНС для приема заказов и ремонта не допускается.
27. Не разрешается обслуживающим организациям нарушать пломбу ККМ без участия уполномоченного специалиста ОГНС и без составления акта проверки состояния пломбирования.
Нарушение пломбы для ремонта неисправной ККМ допускается без участия специалиста ОГНС в случае, если составлен акт в соответствии с требованиями пункта 12 настоящего Положения.
28. Обслуживающая организация обязана при первичном приеме на обслуживание ККМ провести технический осмотр состояния ККМ, включая целостность заводских пломб и ее программного обеспечения.
Обслуживающая организация несет ответственность за соответствие ККМ установленным техническим требованиям с момента приема ККМ на обслуживание.
29. Обслуживающая организация обязана в течение одного дня сообщать ОГНС о фактах нарушения пломбы и незаконного изменения версий программного обеспечения ККМ.
VII. КОНТРОЛЬ ЗА ПРИМЕНЕНИЕМ ККМ
30. Контроль за полнотой учета денежных средств при осуществлении расчетов с населением через ККМ в местах продажи товаров (работ и услуг) осуществляется ОГНС в соответствии с законодательством.
Контроль может осуществляться путем проведения контрольного закупа, сопоставления ранее выбитых чеков ККМ с показателями фискальной памяти, сопоставления показаний фискальной памяти с записями в кассовой книге, проведения экспертизы состояния ККМ на предмет соответствия техническим требованиям.
31. В период проверок, осуществляемых в соответствии с законодательством, ОГНС имеют право привлекать специалистов обслуживающих организаций в качестве технических экспертов (консультантов) по ККМ.
32. Выявленные нарушения оформляются в установленном порядке актом. При наличии подозрений/признаков использования ККМ, не соответствующих техническим требованиям, в том числе с нарушением программного продукта (версии) обслуживания фискальной памяти, дополнительно к акту составляется протокол по форме согласно приложению 7 к настоящему Положению с одновременным изъятием ККМ.
33. Хозяйствующему субъекту, у которого произведено изъятие ККМ, ОГНС выдается книжка квитанций по форме согласно приложению 3 к настоящему Положению для проведения взаиморасчетов с населением до получения экспертного заключения и рассмотрения вопроса по существу (при отсутствии у хозяйствующего субъекта других зарегистрированных ККМ).
34. ККМ, изъятые ОГНС, передаются для проведения технической экспертизы независимым организациям, не осуществляющим ремонт и техническое обслуживание данного ККМ. Стоимость услуг данных организаций оплачивается хозяйствующим субъектом.
35. Независимая организация, осуществляющая техническую экспертизу, обязана провести экспертизу в срок не более трех рабочих дней со дня получения ККМ.
Проведение экспертизы производится в порядке, установленном законодательством.
36. В случае получения заключения независимой организации, осуществляющей техническую экспертизу, об отсутствии нарушения программы обслуживания фискальной памяти, ККМ возвращается хозяйствующему субъекту.
VIII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ
СУБЪЕКТОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕНЕЖНЫЕ
РАСЧЕТЫ С НАСЕЛЕНИЕМ, А ТАКЖЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ
ТЕХНИЧЕСКИМ ОБСЛУЖИВАНИЕМ
И РЕМОНТОМ ККМ
37. Реализация товаров (работ и услуг) без применения ККМ, когда их применение является обязательным, а также без выписки покупателю квитанции, выдачи талонов или других приравненных к ним документов, когда выписка или выдача таковых является обязательной, виновные лица и хозяйствующие субъекты несут ответственность в соответствии с законодательством.
38. Выдача чеков с использованием ККМ, не имеющих сертификата и не отвечающих установленным единым техническим требованиям, является основанием для привлечения виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством.
39. Отечественные производители, поставщики и пользователи ККМ несут ответственность, в соответствии с законодательством, за соответствие используемых контрольно-кассовых машин установленным техническим требованиям, за незаконное изменение программы обслуживания фискальной памяти машин, способствующие сокрытию дохода.
40. Обслуживающая организация несет ответственность за строгое соблюдение требований по ремонту и пломбированию.
к Положению
ПОРЯДОК
регистрации контрольно-кассовой машины
с фискальной памятью в органах государственной
налоговой службы по месту осуществления деятельности
с выдачей регистрационной карточки контрольно-
кассовой машины с фискальной памятью
1. Настоящий Порядок в соответствии с Налоговым кодексом Республики Узбекистан и Законом Республики Узбекистан "О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности" определяет процедуру регистрации контрольно-кассовой машины с фискальной памятью (далее - ККМ) в органах государственной налоговой службы (далее - ОГНС) по месту осуществления деятельности (далее - дислокация стационарной точки или объекта выездной торговли) с выдачей регистрационной карточки
...