язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Общие вопросы хозяйственной и предпринимательской деятельности/ Государственный контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов/ Общие вопросы/ Закон Республики Узбекистан от 24.12.1998 г. N 717-I "О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов"

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

24.12.1998 г.

N 717-I



О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ

СУБЪЕКТОВ


Статья 1. Цель настоящего закона

Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с осуществлением государственного контроля деятельности хозяйствующих субъектов.

Государственный контроль деятельности учреждений, финансируемых за счет средств государственного бюджета и внебюджетных фондов, осуществляется в порядке, установленном законодательством.



Статья 2. Законодательство о государственном контроле

деятельности хозяйствующих субъектов

Законодательство о государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Государственный контроль осуществляемый в порядке прокурорского надзора регулируется также соответствующим законодательством.

Порядок проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности в ходе доследственных проверок и по возбужденным уголовным делам регулируется уголовно-процессуальным законодательством.

Особенности государственного контроля, осуществляемого путем налоговой проверки, определяются налоговым законодательством.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены в законодательстве Республики Узбекистан о государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов, то применяются правила международного договора.



Статья 3. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:


контролирующие органы - министерства и ведомства, уполномоченные законодательством осуществлять государственный контроль деятельности хозяйствующих субъектов;


проверка - единовременный контроль, осуществляемый контролирующими органами, за исполнением хозяйствующими субъектами законов и иных актов законодательства, регулирующих их деятельность;

книга регистрации проверок - специальная книга, в которую вносится информация о проведенных проверках;

проверка финансово-хозяйственной деятельности (ревизия) - изучение и сопоставление бухгалтерских, финансовых, статистических, банковских и иных документов хозяйствующих субъектов с целью осуществления контроля за соблюдением налогового и валютного законодательства;

краткосрочная проверка - проверка, осуществляемая контролирующими органами на основании обращений физических и юридических лиц о фактах нарушений законодательства;

проверка в порядке контроля - проверка, осуществляемая контролирующими органами, за устранением хозяйствующими субъектами нарушений, отмеченных предыдущей проверкой.


Статья 4. Формы государственного контроля

деятельности хозяйствующих субъектов

Государственный контроль деятельности хозяйствующих субъектов осуществляется путем:

проверки, в том числе ревизии, проверки в порядке контроля;

анализа статистической и другой информации;

инспектирования подведомственных органов.

Государственный контроль деятельности хозяйствующих субъектов путем анализа статистической и другой информации, а также инспектирования подведомственных органов осуществляется в соответствии с законодательством.



Статья 5. Основные принципы осуществления

государственного контроля деятельности

хозяйствующих субъектов

Основными принципами осуществления государственного контроля деятельности хозяйствующих субъектов являются:

законность, объективность и гласность в деятельности контролирующих органов;

защита прав и законных интересов юридических и физических лиц;

невмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов;

приоритет прав субъекта предпринимательства, в соответствии с которым все неустранимые противоречия и неясности законодательства, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, толкуются в пользу субъекта предпринимательства.


Статья 6. Требования к должностным лицам,

осуществляющим проверки

Проверка деятельности хозяйствующих субъектов осуществляется должностными лицами контролирующих органов. Должностные лица контролирующих органов подлежат аттестации в порядке, установленном законодательством.

Допуск должностных лиц контролирующих органов к проверке деятельности хозяйствующих субъектов осуществляется при наличии специального удостоверения о допуске к проведению проверок, удостоверения личности и оснований, предусмотренных статьями 9 и 12 настоящего Закона.

При привлечении к проверке аудиторских организаций и (или) экспертов должностным лицом контролирующего органа обязательно предъявляется копия договора между контролирующим органом и аудиторской организацией и (или) экспертом. В договоре должны быть указаны фамилия, имя, отчество, место работы и должность аудитора и (или) эксперта. Необходимым условием заключаемого договора является условие ответственности аудиторской организации и (или) эксперта за правильность аудиторского и (или) экспертного заключения и его соответствие законодательству. Расходы по проведению аудиторских проверок и экспертиз производятся за счет контролирующих органов.

Статья 7. Координация деятельности

контролирующих органов

Координация деятельности контролирующих органов осуществляется специальным уполномоченным органом, решения которого в части проведения проверок деятельности хозяйствующих субъектов являются обязательными.


Статья 8. Основные задачи специального

уполномоченного органа

Основными задачами специального уполномоченного органа являются:

координация деятельности контролирующих органов по вопросам осуществления проверок деятельности хозяйствующих субъектов;

разборка координационных планов проверок деятельности хозяйствующих субъектов, включая комплексные проверки и ревизии, не допускающие дублирования деятельности контролирующих органов;

осуществление контроля за деятельностью контролирующих органов в части соблюдения координационных планов проведения проверок и недопущения проведения внеплановых проверок без решения специального уполномоченного органа.

Порядок образования и деятельности специального уполномоченного органа определяется законодательством.



Статья 9. Основания проведения проверок

Основанием для проведения плановой проверки, в том числе проверки финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов - юридических лиц, контролирующими органами, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи, являются:

выписка из координационного плана осуществления проверок деятельности хозяйствующих субъектов, выданная специальным уполномоченным органом или его соответствующим территориальным подразделением;

приказ контролирующего органа, изданный на основании координационного плана, с указанием целей проверки, состава проверяющих должностных лиц и сроков проведения проверки.

Основанием для проведения проверок деятельности хозяйствующих субъектов органами прокуратуры, внутренних дел и службы государственной безопасности является наличие возбужденного уголовного дела. При этом проверкой может охватываться деятельность хозяйствующего субъекта связанная только с возбужденным уголовным делом, о чем должно быть указано в постановлении о назначении проверки.

Проверки финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов осуществляются в установленном порядке только органами государственной налоговой службы, а при выявлении ими в ходе проверок признаков преступлений, связанных с нарушением бюджетного, налогового и валютного законодательства, - Департаментом по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан.

Проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства могут быть инициированы органами государственной налоговой службы только в случаях выявления нарушений по результатам камерального контроля, проводимого на основе изучения и анализа представленной в установленном порядке субъектом предпринимательства финансовой и налоговой отчетности, а также других документов о деятельности субъекта предпринимательства, имеющихся в органе государственной налоговой службы.

На основе результатов оперативно-розыскной деятельности Департаментом по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан могут быть инициированы проверки финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, независимо от формы собственности, по вопросам расходования средств бюджетов бюджетной системы Республики Узбекистан, иностранных грантов, предоставляемых в рамках заключенных межгосударственных и межправительственных договоров со странами-донорами, международными, иностранными правительственными и неправительственными организациями, а также иностранных кредитов, привлекаемых под гарантию Республики Узбекистан.


Статья 10. Периодичность проверок

Проверки деятельности хозяйствующих субъектов могут осуществляться в плановом порядке не чаще одного раза в год по решению специально уполномоченного органа, за исключением частных предприятий и случаев, предусмотренных в статье 10-1 настоящего Закона.

Проверки деятельности хозяйствующих субъектов, своевременно и в полном объеме соблюдающих установленные нормы и правила, осуществляются контролирующими органами не чаще одного раза в два года, за исключением случаев, предусмотренных в статье 10-1 настоящего Закона.

Проверки деятельности частных предприятий могут осуществляться контролирующими органами в установленном порядке не чаще одного раза в два года, кроме случаев, предусмотренных законодательством.



Статья 10-1. Периодичность плановых проверок

финансово-хозяйственной деятельности субъектов

предпринимательства

Плановые проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства и фермерских хозяйств осуществляются не чаще одного раза в четыре года, других субъектов предпринимательства - не чаще одного раза в три года.

Плановые проверки финансово-хозяйственной деятельности частных банковских и иных частных финансовых институтов осуществляются не чаще одного раза в пять лет.

Финансово-хозяйственная деятельность вновь созданных субъектов малого предпринимательства и фермерских хозяйств не подлежит плановым проверкам в течение первых трех лет с момента их государственной регистрации, за исключением случаев, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи.

Финансово-хозяйственная деятельность вновь созданных субъектов малого предпринимательства и фермерских хозяйств, выпускающих подакцизные товары, а также финансово-хозяйственная деятельность субъектов малого предпринимательства и фермерских хозяйств, связанная с целевым использованием бюджетных и централизованных средств и ресурсов, не подлежат плановым проверкам в течение первых двух лет с момента их государственной регистрации.

Финансово-хозяйственная деятельность субъектов предпринимательства, указанных в настоящей статье, может подлежать плановым проверкам в случае систематической неуплаты в течение финансового года налогов и других обязательных платежей.


Статья 10-2. Извещение субъекта предпринимательства

о начале проведения плановой проверки

Контролирующий орган обязан в письменной форме известить субъекта предпринимательства о начале проведения плановой проверки не менее чем за тридцать календарных дней до начала проведения проверки с указанием сроков и предмета проведения проверки.


Статья 11. Сроки проверок

Сроки проведения проверок деятельности хозяйствующих субъектов не должны превышать тридцати календарных дней. В исключительных случаях, по решению специального уполномоченного органа, этот срок может быть продлен, при этом данное положение не может быть распространено на субъекты малого предпринимательства.

Началом проведения проверки считается момент вручения под расписку проверяемому хозяйствующему субъекту документов, являющихся основанием для проведения проверки, предусмотренных статьями 9 и 12 настоящего Закона. Отказ проверяемого хозяйствующего субъекта от получения данных документов не является основанием для отмены проверки. В случае отказа проверяемого хозяйствующего субъекта от получения данных документов должностным лицом контролирующего органа составляется акт, подписываемый им и проверяемым хозяйствующим субъектом. При отказе проверяемого хозяйствующего субъекта подписать указанный акт в нем делается соответствующая запись. В данном случае началом проведения проверки считается момент подписания акта.

Завершением проведения проверки считается день вручения проверяемому хозяйствующему субъекту акта (справки) о результатах проверки. При уклонении проверяемого хозяйствующего субъекта от получения акта (справки) о результатах проверки должностное лицо контролирующего органа вносит об этом соответствующую запись в акт (справку) о результатах проверки и с этого момента проверка считается завершенной. В данном случае один экземпляр акта (справки) о результатах проверки отправляется хозяйствующему субъекту по почте заказным письмом.



Статья 12. Краткосрочные проверки

Краткосрочные проверки осуществляются контролирующими органами в виде внеплановой проверки по решению специального уполномоченного органа на основании обращений физических и юридических лиц о фактах нарушений законодательства.

Основанием для проведения краткосрочной проверки деятельности хозяйствующих субъектов являются решения специального уполномоченного органа по проведению краткосрочной проверки с указанием наименования проверяемого объекта, идентификационного номера налогоплательщика, целей проверки, сроков проведения проверки и обосновывающих ее причин, а также приказ соответствующего контролирующего органа, осуществляющего проверку, изданный на основании решения специального уполномоченного органа, с указанием состава должностных лиц и сроков проведения проверки.



Статья 13. Проверки деятельности

индивидуальных предпринимателей

Проверки деятельности индивидуальных предпринимателей осуществляются налоговыми и иными контролирующими органами в пределах их полномочий и в порядке, установленном законодательством.



Статья 14. Проверки хозяйствующих субъектов,

не связанные с ревизией их хозяйственной деятельности

Проверки хозяйствующих субъектов, не связанные с ревизией их хозяйственной деятельности, осуществляются соответствующими контролирующими органами (пожарного, санитарного, энергетического надзора, государственной ветеринарной службы и другими), как правило, в ходе единовременных комплексных проверок.

Комплексные проверки проводятся на основании планов, утвержденных специальным уполномоченным органом.


Статья 15. Проверки в порядке контроля

Проверки в порядке контроля осуществляются контролирующими органами в течение одного рабочего дня в порядке, определенном специально уполномоченным органом.



Статья 16. Права и обязанности проверяемых

хозяйствующих субъектов

Проверяемые хозяйствующие субъекты имеют право:

располагать соответствующей информацией о проведении проверок их деятельности;

требовать от проверяющих должностных лиц контролирующих органов решение специального уполномоченного органа, другие документы, являющиеся основанием для проведения проверки, знакомиться с документами, удостоверяющими личность проверяющих;

не допускать к проверке лиц, не имеющих оснований для ее проведения;

не выполнять требования проверяющих должностных лиц контролирующих органов по вопросам, не входящим в их компетенцию, и не знакомить их с материалами, не относящимся к предмету проверки;

получать от проверяющих должностных лиц контролирующих органов один экземпляр акта (справки) о результатах проверки в день окончания проверки;

обжаловать результаты проверки в порядке, установленном законом.

Хозяйствующие субъекты обязаны по законному требованию проверяющих предъявлять материалы и документы, необходимые для осуществления проверки, допускать их к объектам проверки, оказывать содействие проверяющим в исполнении их обязанностей.



Статья 17. Права и обязанности должностных лиц

контролирующих органов при проверке деятельности

хозяйствующих субъектов

Должностные лица контролирующих органов при проверке деятельности хозяйствующих субъектов в пределах своей компетенции имеют право:

требовать от проверяемых хозяйствующих субъектов необходимую документацию и другую информацию, непосредственно связанную с проведением проверки;

выдавать проверяемым хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений;

ставить перед соответствующими органами государственной власти и управления, собственниками хозяйствующих субъектов вопрос об ответственности виновных лиц;

привлекать в установленном порядке к проверке на договорной основе аудиторские организации и (или) экспертов;

налагать в предусмотренных законодательством случаях финансовые или административные взыскания;

вносить в специальный уполномоченный орган представление о переносе срока проведения плановых проверок при наличии объективных на то оснований.

Законные требования должностных лиц контролирующих органов обязательны для исполнения проверяемыми хозяйствующими субъектами.

Должностные лица контролирующих органов при проверке деятельности хозяйствующих субъектов в пределах своей компетенции обязаны:

предъявлять проверяемым хозяйствующим субъектам необходимые документы на право проведения проверки;

не создавать препятствия для функционирования хозяйствующих субъектов;

производить запись в книге регистрации проверок в порядке, установленном законодательством;

обеспечивать соблюдение государственных секретов, коммерческой и иной тайны;

оформлять результаты проверок актом (справкой), один экземпляр которого оставлять у проверяемого хозяйствующего субъекта в день окончания проверки;

принимать предусмотренные законодательством меры реагирования в случае выявления фактов правонарушений.

Статья 18. Гарантии невмешательства в деятельность

хозяйствующих субъектов

Должностные лица контролирующих органов не вправе вмешиваться в деятельность хозяйствующих субъектов, осуществляемую в соответствии с законодательством.

Если должностные лица контролирующих органов обнаружат нарушения законодательства в деятельности хозяйствующих субъектов, они могут принять те меры, на которые они уполномочены и которые прямо связаны с устранением конкретного нарушения. Должностные лица контролирующих органов не могут использовать факт наличия нарушения в качестве основания для вмешательства или ограничения иной законной деятельности хозяйствующих субъектов.

Убытки, включая упущенную выгоду, причиненные хозяйствующему субъекту в результате незаконных решений или иных действий должностных лиц контролирующих органов, подлежат возмещению в порядке, установленном законодательством.

Проверки деятельности субъектов предпринимательства - членов объединений субъектов предпринимательской деятельности могут осуществляться по запросу субъектов предпринимательской деятельности с участием представителей данных объединений.

Статья 19. Обжалование действий и решений

должностных лиц контролирующих органов

Действия и решения должностных лиц контролирующих органов могут быть обжалованы непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган либо должностному лицу.

Подача жалобы в вышестоящий в порядке подчиненности орган либо должностному лицу не исключает права на подачу аналогичной жалобы в суд.

Подача жалобы в суд приостанавливает исполнение обжалуемого действия или решения, за исключением действий или решений, связанных с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения, до вступления в законную силу решения суда. О подаче жалобы в суд хозяйствующий субъект обязан известить контролирующий орган с приложением соответствующих подтверждающих документов.


Статья 20. Ответственность за нарушение законодательства

о государственном контроле деятельности

хозяйствующих субъектов

Лица, виновные в нарушении законодательства о государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов, несут ответственность в установленном порядке.


Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан,

1990, N 1, ст. 8