язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Оборона. Воинская обязанность и военная служба/ Утратившие силу акты/ Общие положения/ Закон Республики Узбекистан от 03.07.1992 г. N 641-XII "Об обороне"

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

03.07.1992 г.

N 641-XII



ОБ ОБОРОНЕ

(Старая редакция)


Республика Узбекистан, исходя из положений Декларации "О суверенитете", Закона "Об основах государственной независимости Республики Узбекистан", Конституции Республики Узбекистан, проводя политику мирного сосуществования со всеми государствами, поддерживает свою обороноспособность на уровне необходимой достаточности для защиты от вооруженной агрессии.

Настоящий Закон устанавливает основу организации, управления, права и обязанности государственных органов и органов местного управления по обеспечению обороноспособности Республики Узбекистан.



Статья 1. Основы обороны Республики Узбекистан

1. Оборона Республики Узбекистан - это комплекс политических, экономических, военных и социально-правовых мероприятий, направленных на обеспечение государственного суверенитета, территориальной целостности, защиты интересов республики и мирной жизни населения.


2. Цели обороны достигаются созданием всех необходимых условий, направленных на предупреждение нападения и организованную вооруженную защиту при любых обстоятельствах возможной агрессии извне против Республики Узбекистан.


3. Оборона Республики Узбекистан основывается на постоянной готовности Вооруженных Сил, экономики, населения, территории к отражению агрессии в соответствии с военной доктриной Республики Узбекистан.


4. Военная доктрина Республики Узбекистан руководствуется принципом оборонной достаточности в строительстве Вооруженных Сил и заключается в том, что Республика Узбекистан:

- не признает войну как способ решения международных проблем;

- стремится к нейтралитету и придерживается безъядерных принципов: не размещать, не производить и не приобретать ядерное оружие;

- не имеет территориальных притязаний ни к одному государству и не видит ни в одном народе образа врага;

- никогда первой не начнет боевых действий против какого-либо государства, если сама не станет объектом агрессии.



Статья 2. Организация обороны Республики Узбекистан

Организация обороны Республики Узбекистан включает:

- разработку военной политики, военной доктрины и развитие военной науки;

- осуществление соответствующих мер на международной арене по предупреждению агрессий; возможность участия в выработке и проведении коллективных мер безопасности;

- охрану государственной границы;

- разработку и осуществление военно-технической политики, военно-экономических мероприятий и обеспечение Вооруженных Сил вооружением, военной техникой, военно-техническим имуществом, продовольствием и другими материально-техническими средствами в полном объеме;

- мобилизационную подготовку народного хозяйства, государственных органов, систем управления;

- подготовку населения и территории республики к обороне;

- подготовку, развитие и обеспечение необходимой структуры и численности Вооруженных Сил, поддержание их боеспособности, боевой и мобилизационной готовности на уровне, гарантирующем пресечение военных провокаций и отражение агрессии против Республики Узбекистан;

- законодательное регулирование вопросов обороны и военного строительства.



Статья 3. Законодательство Республики Узбекистан

об обороне

Законодательство Республики Узбекистан об обороне состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним других законодательных актов Республики Узбекистан.



Статья 4. Полномочия Верховного Совета

Республики Узбекистан

Верховный Совет Республики Узбекистан:

- осуществляет парламентский контроль за реализацией законодательства по вопросам обороны, военного строительства и социально

-правовой защиты военнослужащих и членов их семей;

- утверждает концепцию обороны, военную присягу, министра обороны Республики Узбекистан по представлению Президента Республики Узбекистан, указы Президента Республики Узбекистан о мобилизации и демобилизации граждан, о введении военного положения, об объявлении состояния войны в случае вооруженной агрессии, о заключении мира после прекращения военных действий, об использовании Вооруженных Сил в случае необходимости выполнения обязательств по международным договорам по поддержанию мира и безопасности, а также связанные с решением других задач в интересах республики;

- ратифицирует и денонсирует международные договоры Республики Узбекистан по военным вопросам;

- присваивает высшее воинское звание Верховному Главнокомандующему Вооруженными Силами.



Статья 5. Полномочия Президента Республики Узбекистан

Президент Республики Узбекистан:

- принимает необходимые меры по обеспечению обороноспособности республики, защите ее суверенитета, территориальной целостности, независимости в случае вооруженного посягательства на государственные интересы Республики Узбекистан;

- назначает министра обороны Республики Узбекистан с последующим представлением на утверждение Верховному Совету Республики Узбекистан;

- утверждает план строительства Вооруженных Сил на соответствующий период, их стратегического применения, а также мобилизационный план;

- координирует деятельность государственных органов в области обороны;

- ведет переговоры и подписывает международные договоры общего характера по военным вопросам;

- объявляет общую или частичную мобилизацию, состояние войны в случае вооруженного нападения на Республику Узбекистан, вводит военное положение в отдельных местностях, вводит в действие нормативные акты военного времени и прекращает их действие. Вносит принятые решения на утверждение Верховного Совета Республики Узбекистан;

- принимает решение и отдает приказ Вооруженным Силам Республики Узбекистан о ведении боевых действий, а также о их использовании при экстремальных ситуациях;

- назначает на военные должности высший офицерский состав, присваивает ему воинские и специальные звания, а также снижает их в должности и звании.



Статья 6. Полномочия Кабинета Министров

Республики Узбекистан

Кабинет Министров Республики Узбекистан:

- руководит деятельностью всех подчиненных ему структур по обеспечению обороны, оснащением Вооруженных Сил вооружением, военной техникой и другими материальными средствами;

- определяет нормы и объем материально-технических ресурсов, продовольствия, вещевого и другого имущества для потребностей обороны и Вооруженных Сил, количество граждан Республики Узбекистан, подлежащих призыву на военную и альтернативную службу и порядок прохождения ими военной и альтернативной службы, ведение воинского учета военнообязанных и призывников;

- принимает постановление о призыве на военную службу и увольнении в запас военнослужащих действительной срочной службы и призыве военнообязанных на сборы по мобилизации в военное время и демобилизации;

- утверждает планы накопления материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов;

- осуществляет руководство мобилизационной подготовкой народного хозяйства, мобилизационным развертыванием и переводом его режима работы в условиях военного положения;

- решает вопросы социально-правовых гарантий, материального, пенсионного и бытового обеспечения военнослужащих, военнообязанных лиц, находящихся в отставке и их семей, а также семей военнослужащих, погибших, умерших при исполнении служебных обязанностей, пропавших без вести и попавших в плен;

- обеспечивает выполнение международных договоров в области обороны;

- создает и упраздняет высшие и средние военно-учебные заведения, другие учебные заведения с военно-профессиональной направленностью обучения.



Статья 7. Полномочия Министерства обороны

Республики Узбекистан

Министерство обороны Республики Узбекистан является органом государственного управления Вооруженными Силами республики и несет полную ответственность за их состояние и дальнейшее развитие, боевую готовность и воинскую дисциплину.

Министерство обороны Республики Узбекистан:

- обеспечивает проведение в Вооруженных Силах государственной политики в области обороны и военного строительства;

- разрабатывает и представляет на рассмотрение Кабинета Министров Республики Узбекистан проекты планов и концепции обороны, строительства и развития Вооруженных Сил, государственной программы развития вооружения и военной техники, предложения по ассигнованиям потребности обороны;

- организует и проводит научные исследования в области военного строительства;

- контролирует выполнение государственных заказов на создание, производство и ремонт военной техники и другого военного имущества;

- проводит работу по воинскому, правовому, нравственному воспитанию, а также морально-психологической подготовке личного состава Вооруженных Сил, расстановке военных кадров;

- обеспечивает выплату пенсий, уволенным с военной службы, социальные и правовые гарантии военнослужащих и членов их семей, в соответствии с действующим законодательством;

- принимает участие в организации мобилизационной подготовки народного хозяйства;

- планирует и организует подготовку и переподготовку мобилизационных ресурсов, призыв граждан на военную и альтернативную службу и увольнение в запас выслуживших установленные сроки службы, призыв военнообязанных на сборы, а также мобилизацию и демобилизацию;

- устанавливает военные, культурные и научные связи с Вооруженными Силами других государств.



Статья 8. Полномочия других министерств и ведомств

Министерства и ведомства, выполняющие военные заказы, несут ответственность в порученных отраслях управления за поставку необходимой для нужд обороны продукции, за мобилизационную подготовку отрасли, осуществляют мероприятия по обеспечению ее устойчивого функционирования в военное время в соответствии с планом мобилизационной подготовки.



Статья 9. Полномочия местных органов

государственной власти и управления

Местные органы государственной власти и управления:

- несут ответственность за выполнение предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами законодательства в области обеспечения обороны, мобилизационной готовности народного хозяйства;

- обеспечивают поставку воинским частям и учреждениям необходимой продукции местного производства, снабжение их водой, теплом и электроэнергией, предоставляют им средства связи, коммунально-бытовые и иные услуги;

- предоставляют земли для нужд обороны в соответствии с законодательством и осуществляют контроль за их использованием;

- выделяют в порядке, установленном законодательством, служебные и жилые помещения для нужд воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Вооруженных Сил, принимают меры по недопущению противоправных действий в отношении военных объектов, военнослужащих, членов их семей.



Статья 10. Обязанности предприятий,

учреждений и организаций

Предприятия, учреждения и организации, независимо от их ведомственной принадлежности и вида собственности, в установленном законом порядке несут ответственность за выполнение военных государственных заказов и договоров, создают и поддерживают в готовности необходимые мобилизационные мощности и резервы.



Статья 11. Обязанности граждан

Защита Республики Узбекистан, ее территориальной целостности и независимости является конституционной обязанностью ее граждан.

Граждане других государств и лица без гражданства, постоянно проживающие или временно пребывающие в Узбекистане, не несут обязанности военной службы и военной подготовки Республики Узбекистан.



Статья 12. Вооруженные Силы Республики Узбекистан

1. Вооруженные Силы Республики Узбекистан создаются для защиты интересов республики, мирной жизни населения, государственного суверенитета и территориальной целостности Республики Узбекистан.


2. Вооруженные Силы Республики Узбекистан строятся и осуществляют свою деятельность на основе:

- верховенства закона;

- централизованного руководства и единоначалия;

- постоянной боевой и мобилизационной готовности;

- всеобщей воинской обязанности граждан;

- создания системы коллективной безопасности;

- соблюдения воинской дисциплины;

- внепартийности;

- обеспечения социальной правовой защиты военнослужащих и членов их семей.


3. Вооруженные Силы Республики Узбекистан состоят из Сухопутных войск, Военно-воздушных Сил, войск противовоздушной обороны, специальных войск и Национальной гвардии.

В случае войны Вооруженные силы выполняют задачи совместно с пограничными войсками СНБ и внутренними войсками МВД.


4. Дислокация Вооруженных Сил определяется общим стратегическим замыслом обеспечения надежной защиты территории, границ и воздушного пространства Республики Узбекистан и осуществляется в соответствии с требованиями военной доктрины, стратегическими и оперативными планами, а также мобилизационным планом развертывания войск.


5. Комплектование Вооруженных Сил производится в соответствии с Законом Республики Узбекистан "О всеобщей воинской обязанности и военной службе".

В комплектовании Вооруженных Сил сочетаются экстерриториальный и территориальный принципы призыва на военную службу.


6. Материально-техническое обеспечение Вооруженных Сил осуществляется государством.

Военные объекты и сооружения, все виды вооружения, военной техники и другого военного имущества являются государственной собственностью, находятся в ведении Вооруженных Сил, которые на основании и в пределах полномочий, установленных законодательством, осуществляют право владения, пользования и распоряжения ими.

Производство, поставка и ремонт вооружения, военной техники, комплектующих изделий и другого имущества, поставка продовольствия для нужд обороны, а также выполнение научно-исследовательских, опытно- конструкторских и строительных работ в интересах обороны, создание, развитие и сохранение мобилизационных ценностей в государственном и мобилизационном резервах включаются в государственный заказ в полном объеме.

Выполнение государственных заказов для нужд обороны стимулируется налоговыми, кредитными и другими льготами.

Здания, сооружения, военная техника, вооружение и другое имущество Вооруженных Сил разгосударствлению и приватизации не подлежат.



Статья 13. Состояние войны, военное время

Состояние войны объявляется в случае вооруженной агрессии против Узбекистана и отменяется после подписания договора о мире с противостоящей воюющей стороной.

Военное время наступает с объявлением состояния войны или фактическим началом боевых действий и оканчивается в день и час фактического прекращения военных действий.

В случае внезапного нападения или вторжения на территорию республики войск или вооруженных групп местные органы военного управления обязаны принять все меры для отражения нападения, не ожидая объявления войны.



Статья 14. Военное положение

Военное положение вводится в отдельных местностях или на всей территории республики при угрозе вооруженной агрессии.

С объявлением военного положения функции Верховного Главнокомандующего возлагается на Президента Республики Узбекистан. При нем создается Совет обороны, который осуществляет руководство Вооруженными Силами и народным хозяйством в условиях военного времени.

Режим военного положения определяется законодательством.



Статья 15. Мобилизация

С объявлением состояния войны или введением военного положения объявляется общая или частичная мобилизация с целью мобилизационного развертывания Вооруженных Сил и перевода экономики на режим работы в военное время.

Порядок проведения мобилизации определяется законодательством.



Статья 16. Территориальная оборона

Территориальная оборона организуется и осуществляется с целью прикрытия и обороны государственной границы, защиты военных объектов и коммуникаций от нападения противника, для борьбы с его десантами и диверсионными силами, а также для поддержания режима военного положения.

Задачи, организация и порядок взаимодействия сил, привлекаемых для обеспечения территориальной обороны, определяются в мобилизационном плане Вооруженных Сил.



Статья 17. Ответственность граждан и должностных лиц

за нарушение законодательства об обороне

Невыполнение гражданами и должностными лицами законодательства об обороне влечет уголовную, административную, дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.



Президент

Республики Узбекистан                                                    И. Каримов



"Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан",

1992 г., N 10, ст. 398