язык интерфейса

Внимание! Документ утратил силу.

Смотрите подробности в начале документа.


Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Отдельные отрасли экономики/ Сельское и водное хозяйство/ Агрономические мероприятия. Защита и карантин растений/ Закон Республики Узбекистан от 31.08.1995 г. N 113-I "О карантине растений"

Вы можете получить доступ на один день к продукту Законодательство Руз.

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

31.08.1995 г.

N 113-I

О КАРАНТИНЕ РАСТЕНИЙ

(Старая редакция)



Статья 1. Основные задачи

карантина растений


Основными задачами карантина растений являются осуществление системы государственных мероприятий по внешнему и внутреннему карантину растений, направленных на:

охрану территории республики от проникновения из зарубежных стран карантинных и других опасных вредителей, болезней растений и сорняков, которые могут нанести значительный экономический ущерб народному хозяйству;

своевременное выявление, организацию локализации и ликвидации карантинных и других опасных вредителей, болезней растений и сорняков, а также предупреждение их проникновения в районы республики, где они отсутствуют;

проведение государственного контроля за соблюдением установленных правил и осуществлением мероприятий по карантину растений при производстве, заготовке, транспортировке, хранении, переработке, реализации и использовании сельскохозяйственной и другой продукции растительного происхождения.


Статья 2. Карантинные мероприятия


Карантинные мероприятия распространяются на:

семена и посадочный материал сельскохозяйственных, лекарственных, лесных и декоративных культур, растения и их части (черенки, луковицы, клубни, плоды и т.д.), а также любую другую продукцию растительного происхождения, которая может быть переносчиком вредителей, болезней растений и сорняков;

культуры живых грибов, бактерий, вирусов, нематод, клещей и насекомых;

коллекции насекомых, возбудителей болезней растений и образцы наносимых ими повреждений, а также гербарии и коллекции семян;

сельскохозяйственные машины и орудия обработки почвы, все виды тары, отдельные промышленные товары, упаковочные средства и изделия из растительных материалов, которые могут быть переносчиками вредителей, болезней растений и сорняков, монолиты, образцы почв, транспортные средства, прибывающие из зарубежных стран и с территорий республики, объявленных под карантином;

территории и помещения предприятий и организаций, заготавливающих, складирующих, перерабатывающих и реализующих продукцию растительного происхождения, сельскохозяйственные и лесные угодья, приусадебные, индивидуальные и дачные участки, коллективные сады и огороды, земли несельскохозяйственного пользования: (полосы отчуждения дорог, ЛЭП и др.).


Статья 3. Законодательство о

карантине растений


Законодательство о карантине растений состоит из настоящего Закона и других нормативных актов.

Карантин растений в Республике Каракалпакстан регулируется также и законодательством Республики Каракалпакстан.



Статья 4. Органы государственной

службы по карантину растений


Государственную службу по карантину растений Республики Узбекистан осуществляют Главная государственная инспекция Республики Узбекистан по карантину растении, государственные инспекции по карантину растений областей и города Ташкента, государственные инспекции по карантину растений районов, городов, пограничные пункты по карантину растений на железнодорожных станциях, в аэропортах, в речных портах, на почтамтах и шоссейных дорогах, научный центр по карантину растений, центральные и областные карантинные лаборатории и специализированные фумигационные отряды по борьбе с особо опасными карантинными вредными объектами.


Статья 5. Руководство государственной

службой по карантину растений


Руководство государственной службой по карантину растений Республики Узбекистан осуществляет Главная государственная инспекция Республики Узбекистан по карантину растений при Министерстве сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан. Начальника Главной государственной инспекции Республики Узбекистан по карантину растений назначает Министерство сельского и водного хозяйства по согласованию с Кабинетом Министров.

Руководство государственной службой по карантину растений в областях и городе Ташкенте осуществляют соответственно областные и Ташкентская городская государственные инспекции по карантину растений. Начальников областных и Ташкентской городской государственных инспекций по карантину растений назначает Главная государственная инспекция Республики Узбекистан по карантину растений по согласованию с хокимами соответствующих областей и города Ташкента.

Руководство государственной службой по карантину растений в районах, городах осуществляют районные, городские государственные инспекции по карантину растений. Начальников государственных инспекций по карантину растений в районах и городах назначают областные государственные инспекции по карантину растений, по согласованию с хокимами соответствующих районов и городов.

Государственную службу по карантину растений на железнодорожных станциях, в аэропортах, в речных портах, на почтамтах и шоссейных дорогах возглавляют заведующие пунктами, назначаемые Главной государственной инспекцией Республики Узбекистан по карантину растений.

Государственные органы по карантину растений в областях, городах и районах в вопросах, отнесенных к их компетенции, подчиняются соответствующим хокимам и вышестоящим органам.

Положение о Главной государственной инспекции Республики Узбекистан по карантину растений утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


Статья 6. Компетенция Главной государственной

инспекции Республики Узбекистан

по карантину растений


Главная государственная инспекция Республики Узбекистан по карантину растений:

осуществляет государственный контроль за выполнением мероприятий по карантину растений, несет ответственность за своевременное проведение этих мероприятий на территории республики;

издает в пределах своей компетенции приказы, инструкции, положения, правила по карантину растений, которые являются обязательными для исполнения всеми министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями, а также гражданами, и в установленном порядке доводит до их сведения;

один раз в пять лет пересматривает и утверждает Перечень вредителей, болезней растений и сорняков, имеющих карантинное значение для республики, а также по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами - Перечень биологических объектов, не подлежащих вывозу из республики;

устанавливает карантинные правила ввоза в республику, перевозок внутри страны, вывоза на экспорт и условия использования семян, растений, растительного сырья, другой продукции растительного происхождения и товаров народного потребления;

представляет интересы республики по карантину растений в рамках международных организаций;

создает при необходимости специализированные фумигационные отряды и службы для оказания помощи фермерским и дехканским хозяйствам, другим предприятиям и организациям в проведении борьбы с карантинными вредителями, болезнями растений и сорняками;

проводит карантинную проверку и лабораторную экспертизу отправляемых на экспорт, а также завозимых в республику из зарубежных стран семян, растений, продукции растительного происхождения и других материалов, которые могут быть переносчиками карантинных вредителей, болезней растений и сорняков;

устанавливает карантинное районирование и микрорайонирование территории республики;

организует пропаганду и широкое внедрение в производство достижений науки и передового опыта, новых методов, средств и способов борьбы с карантинными вредителями, болезнями растений и сорняками, распространение знаний среди населения о карантинных объектах;

направляет в местные органы власти, Кабинету Министров Республики Узбекистан представления о наложении (снятии) карантина на соответствующую территорию;

осуществляет и другие полномочия, предусмотренные законодательством.



Статья 7. Компетенция государственных инспекций

по карантину растений областей, города

Ташкента, районов и городов


Государственные инспекции по карантину растений областей, города Ташкента, районов и городов:

организуют систематическое проведение контрольных обследований сельскохозяйственных и лесных угодий, мест хранения и переработки продукции растительного происхождения, пунктов поступления подкарантинной продукции и прилегающих к ним территорий с целью своевременного выявления карантинных вредителей, болезней растений и сорняков;

принимают неотложные меры к локализации и ликвидации выявленных очагов заражения, а также выявлению и перекрытию каналов заноса карантинных объектов;

выдают фитосанитарные и другие карантинные сертификаты на семена, растения и продукцию растительного происхождения;

организуют оздоровление и обеззараживание продукции, а также транспортных средств, прибывающих в республику из зарубежных стран;

направляют в местные органы власти представления о наложении (снятии) карантина на соответствующую территорию;

осуществляют и другие полномочия, предусмотренные законодательством.



Статья 8. Государственные инспектора

по карантину растений


Начальник Главной государственной инспекции Республики Узбекистан по карантину растений является Главным государственным инспектором Республики Узбекистан по карантину растений, его заместители - заместителями Главного государственного инспектора Республики Узбекистан по карантину растений.

Начальники государственных инспекций по карантину растений областей и города Ташкента являются главными государственными инспекторами по карантину растений областей и города Ташкента, а их заместители соответственно заместителями главных государственных инспекторов по карантину растений областей и города Ташкента.

Начальники государственных инспекций по карантину растений районов и городов являются государственными инспекторами по карантину растений районов и городов.

Заведующие пограничными пунктами по карантину растений железнодорожных станций, аэропортов, речных портов, на почтамтах, шоссейных дорогах также являются государственными инспекторами по карантину растений.

Государственный инспектор по карантину растений имеет право:

беспрепятственно входить на территорию железнодорожных станций и автовокзалов (автостанций), аэропортов, речных портов (пристаней), почтамтов, складов, элеваторов, в пассажирские и товарные вагоны, самолеты, на суда речного флота, на территорию выставок, ботанических садов, научно-исследовательских институтов, опытных станций, фермерских и дехканских хозяйств, предприятий, учреждений и организаций, на приусадебные участки граждан, а также на предприятия, занимающиеся заготовкой, переработкой и реализацией семян, растений и продукции растительного происхождения;

отбирать образцы семян, растений и продукции растительного происхождения и иных материалов для последующих лабораторных экспертиз. При обнаружении карантинных и других опасных вредителей, болезней растений и сорняков устанавливать ограничения по вывозу и использованию продукции и необходимые задания по выполнению системы карантинных мероприятий;

задерживать, изымать, при необходимости возвращать семена, растения и продукцию растительного происхождения, вывезенные без карантинных сертификатов с территорий, на которые наложен карантин;

требовать от администрации таможен, железнодорожных станций, автовокзалов (автостанций), аэропортов, речных  портов (пристаней), почтамтов и других организаций сведения о прибывающих и отправляемых грузах, на которые распространяются карантинные мероприятия в соответствии со статьей 2 настоящего Закона, в случае необходимости предоставления транспортных средств, подсобных рабочих, служебных помещений и вспомогательных материалов для проведения работ по досмотру и обеззараживанию на их территории семян, растений и продукции растительного происхождения.


Статья 9. Финансирование Государственной

службы по карантину растений


Государственная служба по карантину растений, кроме специализированных фумигационных отрядов, финансируется за счет средств республиканского бюджета. Расходы государственной службы по карантину растений, связанные с проверкой и обследованием ввозимых в республику, вывозимых из республики и транзитных карантинных материалов, а также с выдачей документов, возмещаются за счет юридических и физических лиц.

Специализированные фумигационные отряды осуществляют свою деятельность на основе полной самоокупаемости и финансируются за счет специальных средств, образуемых из поступлений за выполненные работы по обеззараживанию подкарантинных материалов.



Статья 10. Порядок установления

и снятия карантина


В случаях выявления карантинного объекта решениями местных органов власти по представлению государственного инспектора по карантину растений района (города) отдельные хозяйства, фермерские и дехканские хозяйства, предприятия, железнодорожные станции, аэропорты, речные порты, территории кишлаков и поселков объявляются неблагополучными, и в них устанавливаются карантин или необходимые ограничения.

Объявление районов, городов, областей неблагополучными по карантину растений и установление в них карантина или других ограничении производится решениями хокимов областей и города Ташкента по представлению соответствующих главных государственных инспекторов по карантину растении или постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан по представлению Главного государственного инспектора Республики Узбекистан по карантину растений.

После принятия решения об установлении карантина запрещается вывоз из хозяйств, объявленных под карантином, семян и посадочного материала без карантинных сертификатов для использования их на посевные и посадочные цели в другие хозяйства, свободные от карантинных вредителей, болезней растений и сорняков.

Семена, растения и продукция растительного происхождения, вывезенные с территорий, на которые наложен карантин, без карантинных сертификатов, подлежат изъятию и передаче заготовительным организациям для технической (промышленной) переработки или использования на предприятиях общественного питания, а в необходимых случаях - обеззараживанию, возврату отправителю или уничтожению.

Вывоз сельскохозяйственной продукции, с приусадебных участков, находящихся на территории (населенный пункт, район, область), на которую наложен карантин, допускается только через заготовительные организации, за исключением зараженной продукции (назначения и условия использования которой определяются согласно карантинным правилам государственным инспектором по карантину растений).

Карантин или ограничения с территории их установления снимаются после проведения установленных карантинных мероприятий и полной ликвидации очагов карантинных вредителей, болезней растений и сорняков по решению хокимов районов, городов, областей и города Ташкента, наложивших карантин или ограничения, по представлению соответствующих главных государственных инспекторов по карантину растений или постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан по представлению Главного государственного инспектора Республики Узбекистан по карантину растений.



Статья 11. Импорт семян, растений и продукции

растительного происхождения


Ввоз в республику из зарубежных стран семян, растений, продукции растительного происхождения допускается при наличии:

карантинного разрешения, выдаваемого Главной государственной инспекцией Республики Узбекистан по карантину растений;

фитосанитарного сертификата или свидетельства, выдаваемого государственными органами по карантину и защите растений страны экспортера.

Ввоз в республику семян, растений и продукции растительного происхождения из зарубежных стран, не имеющих государственных органов по карантину и защите растений, допускается при наличии карантинного разрешения, выдаваемого в каждом отдельном случае Главной государственной инспекцией Республики Узбекистан по карантину растений.

Министерства, ведомства, предприятия, учреждения, организации при импорте растительной продукции обязаны:

включать в торговые договоры (контракты) на поставку в республику из зарубежных стран или перевозку через территорию семян, растений и продукции растительного происхождения требования государственной службы по карантину растений, обеспечивающие предотвращение проникновения на территорию республики карантинных и других опасных вредителей, болезней растений и сорняков:

предусматривать при закупке в зарубежных странах больших партий семян, растении и продукции растительного происхождения направление, в случае необходимости, специалистов по карантину и защите растений для изучения фитосанитарного состояния посевов и посадок сельскохозяйственных культур в этих странах.

Семена, растения и продукция растительного происхождения, ввозимые в республику из зарубежных стран, подлежат обязательной проверке в пунктах поступления их на территорию республики инспекторами государственной службы по карантину растений.

Пограничные пункты, через которые осуществляются ввоз семян, растений и продукции растительного происхождения, определяются Главной государственной инспекцией Республики Узбекистан по карантину растений.

В случае возникновения на территории республики угрозы распространения из сопредельного государства карантинных, а также других опасных вредителей и болезней растении по решению компетентных органов граница на угрожаемых участках может быть временно закрыта.

Запрещается ввоз в республику из зарубежных стран семян, растений и продукции растительного происхождения, в которых обнаружены карантинные и другие опасные вредители, болезни растений и сорняки всех видов культур живых грибов, бактерий, вирусов возбудителей болезней растений, а также насекомых, клещей и нематод, повреждающих растения, за исключением образцов, ввозимых для научных целей. При обнаружении указанных вредителей или болезней в грузе по прибытии государственная инспекция по карантину растений выдает рекомендации владельцу груза по его дальнейшему использованию, а грузовладелец в суточный срок обязан распорядиться грузом.

Запрещается пересылка в почтовых отправлениях из зарубежных стран в адрес граждан, проживающих в республике, а также провоз в багаже семян и посадочного материала, плодов, свежих фруктов и овощей. Пропуск отдельных плодов, свежих фруктов и овощей, свободных от заражения карантинными вредителями и болезнями, в ручной клади пассажиров решается государственным инспектором по карантину растений.

В том случае, если семена, растения или посадочный материал, представляющие особую ценность, следуют в адреса научно-исследовательских учреждений, они должны быть направлены по заключению государственного инспектора по карантину растений для проверки в интродукционно-карантинный питомник.

Ввоз в багаже и пересылка по почте продукции растительного происхождения из зарубежных стран для дипломатических, консульских и торговых представительств, аккредитованных в Республике Узбекистан, производится в соответствии с правилами по внешнему карантину растений, утвержденными Главной государственной инспекцией Республики Узбекистан по карантину растений.

Семена, растения и продукция растительного происхождения, ввезенные в республику из зарубежных стран, при обнаружении в них карантинных и других опасных вредителей, болезней растений и сорняков подлежат обязательному обеззараживанию в установленном порядке химическим или другими способами, очистке от сорняков, высеву или высадке в интродукционно-карантинных питомниках и оранжереях с целью выявления скрытой зараженности, оздоровления указанного, растительного материала, технической переработке или использованию в районах, где нет опасности распространения обнаруженных вредителей, болезней растений и сорняков. Выявление скрытой зараженности в отдельных случаях может быть осуществлено путем лабораторного анализа.

Карантинная проверка семян и посадочного материала проводится в соответствии с требованиями Положения о порядке карантинной проверки импортного семенного и посадочного материалов на территории республики, утверждаемого Главной государственной инспекцией Республики Узбекистан по карантину растений.

Все расходы, связанные с обеззараживанием завезенных в республику из зарубежных стран семян, растений и продукции растительного происхождения, включая использование рабочей силы, транспорта, помещений и вспомогательных материалов, производятся за счет соответствующих грузополучателей.

Перевозимые через территорию республики транзитные грузы, содержащие семена, растения и продукцию растительного происхождения, подлежат обязательной проверке органами государственной службы по карантину растений. В случае обнаружения в указанных грузах карантинных и других опасных вредителей, болезней растений или сорняков эти грузы должны быть задержаны, обеззаражены (с согласия отправителя) или возвращены стране-экспортеру.


Статья 12. Экспорт семян, растений и продукции

растительного происхождения.


Семена, посадочный материал, растения, штаммы (расы) возбудителей болезней, другие биологические объекты и продукция растительного происхождения, вывозимые из республики в зарубежные страны, должны отвечать условиям, предусмотренным международными соглашениями по карантину и защите растений, а также торговыми договорами (контрактами), и не входить в Перечень биологических объектов, не подлежащих вывозу из Республики Узбекистан.

Каждая партия экспортных семян, растений и продукции растительного происхождения должна сопровождаться фитосанитарным сертификатом установленного образца.

Организации, занимающиеся экспортом семян, растений и продукции растительного происхождения, обязаны не позднее чем за тридцать дней до предполагаемой отгрузки указанной продукции за пределы страны поставить в известность органы государственной службы по карантину растений соответствующих областей, районов о намеченной отгрузке, совместно с ними определить места, откуда целесообразно производить отгрузку продукции, а за пятнадцать дней до отгрузки предъявить экспортируемую продукцию для проверки.



Статья 13. Права министерств, ведомств, предприятий,

учреждений, организаций и граждан

по карантину растений


Министерства, ведомства, предприятия, учреждения, организации и граждане, занимающиеся производством, заготовкой, хранением, транспортировкой, переработкой и реализацией подкарантинной продукции, имеют право:

разрабатывать в необходимых случаях совместно с представителями государственной службы по карантину растений дополнительные меры или комплекс дополнительных мер, обеспечивающих безусловное выполнение действующих карантинных правил;

требовать от органов государственной службы по карантину растений проведения контрольных обследований сельскохозяйственных угодий, территорий, складских помещений, растений и продукции растительного происхождения на выявление карантинных объектов;

ставить перед органами государственной службы по карантину растений и местными органами власти вопрос о снятии карантина после полной ликвидации очагов карантинных объектов.



Статья 14. Обязанности министерств, ведомств,

предприятий, учреждений, организаций и

граждан по карантину растений


Министерства, ведомства, предприятия, учреждения, организации и граждане, занимающиеся производством, заготовкой, хранением, транспортировкой, переработкой и реализацией подкарантинной продукции, обязаны:

проводить под контролем органов государственной службы по карантину растений мероприятия по обследованию и борьбе с карантинными вредителями, болезнями растений и сорняками и по предупреждению их распространения;

не принимать к перевозке семена, растения и продукцию растительного происхождения с территорий, на которые наложен карантин, без карантинных сертификатов;

строго соблюдать действующие карантинные правила при завозе семян, растений и продукции растительного происхождения из зарубежных стран и из подкарантинных районов.

Граждане, занимающиеся возделыванием сельскохозяйственных, лекарственных растений, деревьев и кустарников, обязаны проводить систематические наблюдения за посевами и насаждениями с целью своевременного выявления карантинных вредителей, болезней растений и сорняков, а при их обнаружении немедленно известить об этом местные органы власти и государственную инспекцию по карантину растений, сельскохозяйственные и лесохозяйственные органы и принять меры по ликвидации выявленных очагов.


Статья 15. Ответственность за нарушения

законодательства по карантину

растений


Лица, виновные в нарушении законодательства по карантину растений, несут ответственность в соответствии с законодательством.


Статья 16. Международные договоры и соглашения


Если международными договорами или соглашениями Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора или соглашения.


Президент

Республики Узбекистан                                                    И.Каримов



Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан,

1995, N 9, ст. 188