Внимание!

Документ утратил силу.
Смотрите подробности в начале документа.


ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Общие вопросы хозяйственной и предпринимательской деятельности / Утратившие силу акты / Субъекты предпринимательства /

Закон Республики Узбекистан от 21.12.1995 г. N 159-I "О стимулировании развития малого и частного предпринимательства"

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

21.12.1995 г.

N 159-I




О СТИМУЛИРОВАНИИ

РАЗВИТИЯ МАЛОГО И ЧАСТНОГО

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА


Статья 1. Законодательство о стимулировании развития

малого и частного предпринимательства

Стимулирование  развития  малого  и частного предпринимательства осуществляется в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными актами

Стимулирование  развития  малого  и частного предпринимательства в  Республике  Каракалпакстан  осуществляется  также  в  соответствии  с законодательством Республики Каракалпакстан.



Статья 2. Субъекты малого и частного предпринимательства

Субъектами малого предпринимательства являются:

микрофирмы, независимо от  форм собственности, со  среднегодовой численностью занятых  работников в  производственных отраслях  до десяти человек, в  сфере торговли,  услуг и  других отраслях непроизводственной сферы - до пяти человек;

малые  предприятия,   независимо  от   форм  собственности,   со среднегодовой  численностью  занятых  в  сфере  промышленности до сорока человек,  строительстве,  сельском  хозяйстве  и других производственных отраслях - до двадцати  человек, науке, научном обслуживании,  розничной торговле  и  других  отраслях  непроизводственной  сферы  -  до   десяти человек.

Превышение  установленной  численности  работающих  за  отчетный период   допускается   в   порядке   и   на   условиях,  предусмотренных законодательством.

Субъектами  частного  предпринимательства  являются  юридические лица,   осуществляющие   инициативную   деятельность,   направленную  на производство товаров  и оказание  услуг, получение  прибыли (дохода)  на основе собственного или привлеченного имущества других лиц,  посредством применения  собственного  труда  или  труда  по  найму  под  свой риск и имущественную ответственность.

Субъектами малого и частного предпринимательства являются  также физические  лица,  занимающиеся  предпринимательской  деятельностью  без образования юридического лица.



Статья 3. Хозяйственные ассоциации субъектов малого и

частного предпринимательства

В  целях  совместного  решения  задач,  связанных  с развитием и деятельностью  субъектов  малого  и  частного предпринимательства, могут создаваться  хозяйственные  ассоциации,   которые  вправе   осуществлять производственную и иную предпринимательскую деятельность для  реализации своих уставных задач.



Статья 4. Государственная регистрация субъектов малого и

частного предпринимательства

Государственная   регистрация   субъектов   малого   и  частного предпринимательства     производится     в     порядке,    установленном законодательством.

Органы государственной  власти на  местах не  вправе отказать  в регистрации  или  устанавливать  дополнительные  условия для регистрации субъектов малого  и частного  предпринимательства при  представлении ими необходимой документации.

Необоснованный  отказ  в  государственной  регистрации субъектов малого  и  частного  предпринимательства  может  быть  обжалован в суд в установленном порядке.

В случае  признания судом  незаконным действия  (решения) органа регистрации  последний  возмещает  расходы  субъекта  малого  и частного предпринимательства, связанные с регистрацией.

В  случае  уклонения  от  регистрации  субъект малого и частного предпринимательства  привлекается  к  ответственности  в  соответствии с законодательством.



Статья 5. Порядок предоставления отчетности субъектами

малого и частного предпринимательства

Государственная   статистическая   и   бухгалтерская  отчетность субъектами  малого  и  частного  предпринимательства  представляется   в порядке, утверждаемом Кабинетом Министров, предусматривающем  упрощенные процедуры и форму отчетности.



Статья 6. Гарантии прав и интересов субъектов малого

и частного предпринимательства

Государство  гарантирует  соблюдение  прав  и законных интересов субъектов  малого  и  частного  предпринимательства,  создает условия для свободной  конкуренции,  обеспечивает   равные  возможности  доступа   к материальным, финансовым, трудовым и иным ресурсам.

Нормативные   акты   министерств,   государственных   комитетов, ведомств и органов государственной  власти на местах по  вопросам малого и  частного  предпринимательства,  имеющие  общеобязательный   характер, подлежат     правовой     экспертизе,     государственной    регистрации соответственно  в  Министерстве  юстиции,   его  органах  на  местах   и публикуются в средствах массовой информации.

Субъекты малого и частного предпринимательства при  осуществлении хозяйственной  и  иной  деятельности  вправе  по  собственной инициативе принимать любые решения, не противоречащие законодательству.

Гарантируется  защита  информации,  составляющей  служебную  или коммерческую   тайну   деятельности   субъектов   малого   и    частного предпринимательства.

Проверки деятельности субъектов малого и частного предпринимательства могут осуществляться налоговыми и иными контролирующими органами в плановом порядке не чаще одного раза в год по решению Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов Республики Узбекистан.

Проверки деятельности субъектов малого и частного предпринимательства, своевременно и в полном объеме уплачивающих налоги и другие обязательные платежи, соблюдающих другие нормы и правила, имеющих соответствующие ежегодные заключения аудиторов, осуществляются контролирующими органами, как правило, не чаще одного раза в два года.

Сроки проведения проверок деятельности субъектов малого и частного предпринимательства не должны превышать тридцати календарных дней. В исключительных случаях, по решению Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов, этот срок может быть продлен.

Проверки деятельности субъектов малого и частного предпринимательства, членов Палаты товаропроизводителей и предпринимателей Узбекистана осуществляются с обязательным участием юридических служб Палаты и ее территориальных структур.

Проверки субъектов малого и частного предпринимательства, не связанные с ревизией их хозяйственной деятельности, осуществляются соответствующими контролирующими органами (пожарного, санитарного, ветеринарного, энергетического надзора и другими), как правило, в ходе единовременных комплексных проверок, проводимых на основании планов, утвержденных Республиканским советом по координации деятельности контролирующих органов.

Расходы по проведению аудиторских проверок производятся за счет организаций, назначивших эти проверки.

При проведении проверок деятельности субъекты малого и частного предпринимательства имеют право:

располагать соответствующей информацией о проведении проверок их деятельности;

требовать от проверяющих должностных лиц контролирующих органов решение Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов или его территориальных комиссий, другие документы, являющиеся основанием для проведения проверки, знакомиться с документами, удостоверяющими личность проверяющих;

не допускать к проверке лиц, не имеющих оснований для ее проведения;

не выполнять требования контролирующих органов по вопросам, не входящим в их компетенцию, и не знакомить их с материалами, не относящимися к предмету проверки;

получать от проверяющих должностных лиц контролирующих органов один экземпляр документа, отражающего результаты проверки, в срок до десяти дней после окончания проверки;

обжаловать результаты проверки в порядке, установленном законом”.

При проведении проверок деятельности субъекты малого и частного предпринимательства имеют право:

располагать соответствующей информацией о проведении проверок их деятельности;

требовать от проверяющих должностных лиц контролирующих органов решение Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов или его территориальных комиссий, другие документы, являющиеся основанием для проведения проверки, знакомиться с документами, удостоверяющими личность проверяющих;

не допускать к проверке лиц, не имеющих оснований для ее проведения;

не выполнять требования контролирующих органов по вопросам, не входящим в их компетенцию, и не знакомить их с материалами, не относящимися к предмету проверки;

получать от проверяющих должностных лиц контролирующих органов один экземпляр документа, отражающего результаты проверки, в срок до десяти дней после окончания проверки;

обжаловать результаты проверки в порядке, установленном законом.



Статья 7. Недопустимость вмешательства в деятельность

субъектов малого и частного предпринимательства

Не допускается вмешательство государственных и иных органов,  их должностных лиц и работников в деятельность субъектов малого и  частного предпринимательства    за     исключением    случаев,     предусмотренных законодательством.

Действия  (решения)   государственных  и   иных  органов   и  их должностных  лиц,   нарушающие  права   субъектов  малого   и   частного предпринимательства, могут быть обжалованы в судебном порядке.

Убытки,     причиненные     субъекту     малого     и   частного предпринимательства  действиями   (решениями)  государственных   и   иных органов  либо  должностных  лиц,  подлежат  возмещению  этими  органами, включая упущенную выгоду. Споры о возмещении убытков решаются судом.

`Изъятие  государством  имущества  субъектов  малого  и частного предпринимательства  не   допускается,  кроме   случаев  и   в   порядке, установленных законодательством.



Статья 8. Основные направления государственного стимулирования

развития малого и частного предпринимательства

Регулирование и стимулирование процессов формирования,  развития малого и частного предпринимательства осуществляются государством  путем экономического  воздействия  на  основе  совершенствования   нормативно- правовой  базы,  формирования  инфраструктуры  и  создания  условий  для деятельности субъектов малого и частного предпринимательства.

Органы  государственной  власти  на  местах  в  пределах   своих полномочий:

-  устанавливают  льготы  по   местным  налогам  и  сборам   для субъектов малого и частного предпринимательства;

-  разрабатывают  территориальные  программы  развития  малого и частного предпринимательства;

- определяют приоритетные направления развития малого и частного предпринимательства.



Статья 9. Программы развития малого и частного

предпринимательства

Развитие малого и  частного предпринимательства осуществляется  в соответствии с государственной  и территориальными программами  развития малого  и   частного  предпринимательства,   разрабатываемыми   Кабинетом Министров и органами государственной власти на местах.

Государственная  и  территориальные  программы  развития малого и частного   предпринимательства   включают   в   себя   создание  рыночной инфраструктуры, формирование  благоприятной предпринимательской  среды и меры   экономического   стимулирования   развития   малого   и  частного предпринимательства

Финансовое обеспечение  программ осуществляется  за счет  фондов поддержки малого  и частного  предпринимательства, средств,  привлеченных по международным программам, из частных и иных источников.



Статья 10. Фонды поддержки малого и частного

предпринимательства

Фонды поддержки малого  и частного предпринимательства  создаются для    стимулирования    развития    субъектов    малого    и   частного предпринимательства путем:

-    финансирования    инвестиционных    проектов    на   основе предоставления кредитов, в том числе льготных;

- участия в уставном капитале;

-  оказания  технического  содействия  в  форме   предоставления консультационных и информационных услуг;

- содействия развитию инфраструктуры;

-  предоставления  гарантий,  обязательств  и  поручительств под получаемые кредиты и иных форм поддержки.



Статья 11. Приоритеты стимулирования развития малого и

частного предпринимательства

Приоритетными  направлениями  стимулирования  развития  малого и частного  предпринимательства  являются   создание  субъектов  малого   и частного   предпринимательства   в   сельской   местности,   а  также  по производству  конкурентоспособной  и  экспортоориентированной продукции, услуг.



Статья 12. Особенности приватизации и разгосударствления

при создании субъектов малого и частного

предпринимательства

При создании  малых и  частных предприятий  применяется льготная индексация  стоимости  разгосударствляемых  и  приватизируемых  основных фондов.

После  приватизации  оказывается  поддержка  субъектам  малого и частного  предпринимательства  путем  создания специальных инвестиционных фондов   и   банков,   аккумулирования   и   использования   средств  от приватизации  на   реализацию  программ   развития  малого   и  частного предпринимательства, а также в иных формах.



Статья 13. Передача имущества субъектам малого и частного

предпринимательства

Субъекты  малого  и  частного  предпринимательства имеют право на аренду земельных  участков, а  также аренду  зданий, сооружений,  машин, оборудования  и  иного  имущества,  в  том  числе  и  при посредничестве специализированных лизинговых предприятий с последующим их выкупом.

Субъекты  малого  и   частного  предпринимательства  в   сельской местности имеют  первоочередное право  на аренду  или покупку  строения, покупку  объектов  торговли  и  сферы  обслуживания  вместе с земельными участками, на которых они размещены.



Статья 14. Поддержка в информационной сфере

Органы государственного управления разрабатывают и  осуществляют меры  по  обеспечению  субъектов  малого  и  частного предпринимательства экономической, правовой, статистической, производственно-технологической и иной информацией, необходимой для их эффективной деятельности.

Информационное   обслуживание   субъектов   малого   и  частного предпринимательства осуществляется на льготных условиях,  предусмотренных законодательством.



Статья 15. Производственно-технологическая поддержка

развития малого и частного предпринимательства

Органы  государственного  управления  обеспечивают  разработку и осуществление мероприятий по  содействию в получении  субъектами малого и частного предпринимательства современного оборудования и технологии,  в создании сети  технопарков, лизинговых  предприятий, бизнес-инкубаторов, производственно-технологических центров и других объектов инфраструктуры, содействуют в создании и организации специализированных оптовых  рынков, ярмарок.



Статья 16. Участие субъектов малого и частного

предпринимательства в производстве продукции

и оказании услуг для государственных нужд

Государственные органы  управления при  заключении договоров  на закупку и поставку  продукции, оказание услуг  могут размещать заказы  у субъектов малого и частного предпринимательства на основе конкурсов.



Статья 17. Ценообразование при реализации субъектов малого и

частного предпринимательства продукции и услуг

Субъекты  малого  и  частного  предпринимательства реализуют свою продукцию  и  услуги  по  свободным  ценам,  исходя  из   складывающейся конъюнктуры.



Статья 18. Налогообложение субъектов малого и частного

предпринимательства

Порядок налогообложения, а также освобождения субъектов  малого и частного предпринимательства  от уплаты налогов,  их отсрочки и  другие льготы по  налогообложению, в  том числе  осуществляющим деятельность в сельской местности  или занимающимся производством конкурентоспособной и экспортоориентированной      продукции,      услуг,      устанавливаются законодательством.

В случае, если  в налоговое законодательство  внесены изменения, создающие менее  благоприятные условия  для субъектов  малого и частного предпринимательства, то с  них в течение  последующих двух лет  взимается налог  в  соответствии  с  законодательством,  действующим  на момент их государственной регистрации



Статья 19. Налоговые поступления от деятельности субъектов

малого и частного предпринимательства в местные

бюджеты

Нормативы отчисления в  местный бюджет налоговых  поступлений от деятельности   субъектов    малого   и    частного    предпринимательства устанавливаются законодательством.



Статья 20. Ускоренная амортизация

Субъекты малого и  частного предпринимательства вправе  применять ускоренную  амортизацию  основных  производственных  фондов с отнесением затрат  на  издержки  производства  в  размере,  не более чем в два раза превышающем нормы для соответствующих основных фондов.

Субъекты  малого  и  частного  предпринимательства  имеют   право списывать до  50 процентов  первоначальной стоимости  основных фондов со сроком службы  более трех  лет, на  которые произведены  амортизационные отчисления.

В случае прекращения деятельности малого и частного  предприятия до  истечения  двух   лет  с  момента   ввода  его  в   действие,  суммы дополнительно    начисленной    (ускоренной)    амортизации     подлежат восстановлению  за  счет  увеличения   балансовой  прибыли  малого   или частного предприятия.



Статья 21. Льготы субъектам малого и частного

предпринимательства на селе в потреблении

энергоносителей

Льготные   тарифы   по   энергоносителям,   установленные   для сельскохозяйственных   производителей,   распространяются   на  субъекты малого и частного предпринимательства на селе.



Статья 22. Кредитование субъектов малого и частного

предпринимательства

Кредитование  субъектов  малого  и  частного предпринимательства осуществляется с  учетом кредитоспособности  заемщика и  уровня риска  в порядке, установленном законодательством.

Льготное    кредитование    субъектов    малого    и    частного предпринимательства  осуществляется  специальными  фондами по страховому полису специализированных агентств.



Статья 23. Страховая защита малого и частного

предпринимательства

Страхование  субъектов  малого  и  частного  предпринимательства осуществляется страховыми организациями.

Страховую  защиту  на  льготных  условиях от предпринимательских рисков и ответственности заемщика за непогашение кредитов  предоставляют специализированные страховые агентства и другие страховые организации.

Страховые  организации,  осуществляющие  страхование   субъектов малого и  частного предпринимательства,  пользуются льготами  в порядке, установленном законодательством.



Статья 24. Взаимное кредитование субъектов малого и частного

предпринимательства

Субъекты   малого   и   частного   предпринимательства    вправе образовывать  общества   взаимного  кредитования   для   аккумулирования временно освобожденных  средств участников  обществ в  целях оказания им финансовой  помощи.   При  этом   на  общество   взаимного  кредитования распространяются   льготы,   предусмотренные   настоящим   Законом   для субъектов малого и частного предпринимательства.



Статья 25. Ответственность коммерческих банков за причинение

ущерба субъектам малого и частного

предпринимательства

Коммерческие банки несут ответственность за нанесение ущерба,  в том  числе  в  виде  упущенной  выгоды,  субъектам  малого  и   частного предпринимательства в порядке, установленном законодательством.

Коммерческие  банки  не  вправе  отказать  субъектам  малого   и частного  предпринимательства  в  получении  собственных  средств  с  их банковских счетов.



Статья 26. Содействие внешнеэкономической деятельности

Органы   государственного   управления   осуществляют   меры  по расширению  участия  субъектов  малого  и частного предпринимательства в экспортно-импортных  операциях,  а  также  по  участию  этих субъектов в реализации   программ   и   проектов   в   области   внешнеэкономической деятельности,  содействуют  их  участию  в  международных  выставках   и ярмарках.



Статья 27. Государственная поддержка подготовки кадров для

малого и частного предпринимательства

Государство   обеспечивает    развитие    системы    подготовки, переподготовки и  повышения квалификации  кадров для  малого и  частного предпринимательства.   Учреждения    и    организации,    осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для малого  и частного предпринимательства в  сельской местности, пользуются  льготами в порядке, установленном законодательством.



Статья 28. Международные договоры и соглашения

Если  международными  договорами  или  соглашениями   Республики Узбекистан  установлены  иные  положения,  чем предусмотренные настоящим Законом, то применяются правила международного договора или соглашения.



Президент

Республики Узбекистан                   И.Каримов



Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан,

1995, N 12, ст. 252























Время: 0.0380
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск