язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Отдельные отрасли экономики/ Топливно-энергетический комплекс/ Общие положения/ Закон Республики Узбекистан от 25.04.1997 г. N 412-I "О рациональном использовании энергии"

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

25.04.1997 г.

N 412-I



О РАЦИОНАЛЬНОМ

ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЭНЕРГИИ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является формирование общих правовых основ, обеспечивающих сохранение национальных энергетических ресурсов, эффективное использование энергии и производственного потенциала.



Статья 2. Законодательство о рациональном

использовании энергии

Отношения в области рационального использования энергии регулируются настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Узбекистан.

Отношения в области рационального использования энергии в Республике Каракалпакстан регулируется также законодательством Республики Каракалпакстан.



Статья 3. Сфера действия настоящего Закона

Сферой действия настоящего Закона является деятельность юридических и физических лиц, связанная с добычей, производством, переработкой, хранением, транспортировкой, распределением и потреблением (далее - производство и потребление) топлива, тепловой и электрической энергии (далее - энергия).

Правовое регулирование в области рационального использования энергии направлено на:

обеспечение эффективного и экологически безопасного использования энергии при ее производстве и потреблении;

стимулирование разработки и внедрения энергоэффективных технологий, добычи и производства более дешевых нефтепродуктов, природного газа, угля и других видов природного топлива (далее - топливо);

обеспечение точности, достоверности, единства измерений и учета количества и качества производства и потребления энергии;

осуществление государственного контроля и надзора за эффективным производством и потреблением энергии и ее качеством, техническим состоянием энергетического оборудования, систем энергоснабжения и энергопотребления.



Статья 4. Стандартизация

На энергопроизводящие и энергопотребляющие оборудование и продукцию устанавливаются показатели энергоэффективности в порядке, предусмотренном законодательством.

В нормативной документации указываются показатели эффективного использования энергии при ее производстве и потреблении, а также показатели энергопотребления производственных процессов, расхода энергии на отопление, кондиционирование, вентиляцию, тепло-, водо-, газо- и электроснабжение, электроосвещение территорий, зданий и сооружений.

Нормативные документы, технические правила и нормы по рациональному использованию энергии обязательны для всех производителей и потребителей энергии.

Качество энергии должно соответствовать требованиям, установленным соответствующими нормативными документами.


Статья 5. Объекты стандартизации

Объектами стандартизации в области рационального использования энергии являются энергия, оборудование и продукция, производящие и потребляющие энергию, либо преобразующие один ее вид в другой, транспортные средства, строительные, дорожные и сельскохозяйственные машины, светотехнические устройства, системы отопления, кондиционирования и вентиляции, товары народного потребления, теплоизоляционные материалы и строительные конструкции, технологические процессы, а также номенклатура и значения показателей затрат энергии на производство энергии и продукции.


Статья 6. Государственный контроль и надзор

за соблюдением показателей энергоэффективности

и качества энергии

Государственный контроль и надзор за соблюдением показателей энергоэффективности и качества энергии, установленных нормативными документами, возлагается на Узбекское агентство стандартизации, метрологии и сертификации (далее - агентство "Узстандарт") и на другие органы в порядке, установленном законодательством.


Статья 7. Нормативы энергопотребления

Нормативы энергопотребления для объектов, перечисленных в статье 5 настоящего Закона, устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан или органами, им уполномоченными.

Нормативы энергопотребления в обязательном порядке включаются в технические паспорта, ремонтные и режимные карты, инструкции по эксплуатации оборудования и продукции, производящих и потребляющих энергию. Нормативы расхода энергии на отопление, вентиляцию и кондиционирование зданий и сооружений устанавливаются в строительных нормах и правилах. Через каждые пять лет нормативы энергопотребления подлежат пересмотру и корректировке с учетом достижений передовых технологий.



Статья 8. Сертификация

Обязательной сертификации на соответствие показателям энергетической эффективности, указанным в нормативной документации, подлежат:

энергетические ресурсы;

производство массовой продукции, работ и услуг;

энергопроизводящие и энергопотребляющие оборудование и продукция;

товары (работы, услуги) по внедрению энергоэффективных и энергосберегающих технологий.

Обязательная сертификация осуществляется в порядке, установленном законодательством.

Изготовитель осуществляет маркирование оборудования, включая приборы бытового назначения, в части показателей энергоэффективности, в соответствии с требованиями, указанными в нормативной документации.


Статья 9. Метрология

При производстве и потреблении энергии осуществляется обязательный государственный метрологический контроль и надзор.

Государственное метрологическое обеспечение рационального использования энергии предусматривает комплекс мер и нормативных документов, направленных на обеспечение единства измерений при ее производстве и потреблении.

Объектами государственного метрологического контроля и надзора за производством и потреблением энергии являются:

средства измерений;

информационно-измерительные системы;

стандартные образцы состава и свойств веществ и материалов;

комплексы и узлы учета энергии и энергоносителей;

методики выполнения измерений;

иные объекты, предусмотренные нормами и правилами метрологии.

Государственный метрологический контроль и надзор за обеспечением системы рационального использования энергии возлагается на агентство "Узстандарт".


II. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

РАЦИОНАЛЬНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭНЕРГИИ

Статья 10. Основные направления государственной

политики в области рационального использования энергии

Основными направлениями государственной политики в области рационального использования энергии являются:

реализация государственных, отраслевых и территориальных программ и проектов;

стабилизация производства и потребления энергии, необходимой для интенсивного развития экономики;

оптимизация режимов производства и потребления энергии, организация ее учета;

стимулирование производства энергоэффективного и энергосберегающего оборудования и продукции с минимальной энергоемкостью;

введение показателей энергоэффективности и энергосбережения в нормативные документы на энергопроизводящие и энергопотребляющие оборудование и продукцию;

организация государственного контроля и надзора за качеством энергии, энергоэффективностью и энергосбережением производства и энергоемкостью продукции;

организация обследований энергоэффективности и энергосбережения в предприятиях, учреждениях и организациях;

проведение энергетической экспертизы продукции, действующих и реконструируемых объектов, технологий и оборудования;

создание энергоэффективных и энергосберегающих демонстрационных зон для реализации проектов энергетической эффективности;

стимулирование развития энергоэффективных, энергосберегающих и экологически безопасных технологий и производств;

организация статистических наблюдений за производством и потреблением энергии.



Статья 11. Полномочия Кабинета Министров Республики

Узбекистан в области рационального использования энергии

Кабинет Министров Республики Узбекистан:

разрабатывает и реализует государственные программы и проекты, направленные на рациональное использование энергии;

определяет формы и методы осуществления государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;

координирует деятельность министерств, государственных комитетов, ведомств, Совета Министров Республики Каракалпакстан, органов исполнительной власти областей и города Ташкента, а также предприятий, учреждений и организаций при разработке и реализации энергоэффективных и энергосберегающих программ и проектов;

содействует в реализации проектов по внедрению энергоэффективной и энергосберегающей техники и продукции, передовой технологии, способов управления и научных исследований в этой области, утилизации вторичных энергоресурсов и отходов, а также технологий с использованием энергии солнца, ветра, тепла земли (геотермальной), естественного движения водных потоков, биомассы, которые естественно восстанавливаются в окружающей среде (далее - возобновляемые источники энергии);

способствует развитию промышленной базы по производству приборов учета, контроля и управления энергией, энергоэффективных, энергосберегающих и экологически безопасных энергетических установок;

утверждает методику определения показателей, а также целевых показателей повышения энергоэффективности, энергосбережения и экономии энергетических ресурсов по отраслям экономики и объектам социальной сферы;

утверждает правила проведения энергетических обследований предприятий, учреждений и организаций, а также экспертизы оборудования, производящего и потребляющего энергию и продукцию, при производстве которой используются энергетические ресурсы;

дает согласие на установление специального режима потребления энергии;

содействует созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров по вопросам рационального использования энергии и эксплуатации энергетического оборудования;

информирует общественность об эффективности использования энергии;

устанавливает порядок осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением требований законодательства о рациональном использовании энергии.



Статья 11-1. Специально уполномоченный государственный

орган в области рационального использования энергии

Специально уполномоченным государственным органом в области рационального использования энергии является Министерство энергетики Республики Узбекистан (далее - специально уполномоченный государственный орган).

Специально уполномоченный государственный орган:

осуществляет единую государственную политику в области рационального использования энергии, в том числе в сфере снижения энергопотребления, внедрения передовых энергосберегающих технологий и развития возобновляемых источников энергии в отраслях экономики и социальной сфере;

разрабатывает организационно-правовые и экономические механизмы, стимулирующие внедрение энергоэффективных и энергосберегающих технологий в государственных органах и организациях, в производственные процессы предприятий, учреждений и организаций отраслей экономики и объекты социальной сферы, а также осуществляет мониторинг энергоэффективности и энергосбережения при потреблении энергоресурсов;

организует научно-исследовательские работы по повышению энергоэффективности и энергосбережения в отраслях экономики и объектах социальной сферы, разрабатывает предложения по инвестиционным проектам;

проводит единое нормативно-правовое и техническое регулирование в области рационального использования энергии;

устанавливает правила определения категорий энергоэффективности и энергосбережения товаров (работ, услуг);

устанавливает правила определения категорий энергоэффективности и энергосбережения зданий и сооружений, в том числе многоквартирных домов;

устанавливает требования энергоэффективности и энергосбережения на товары (работы, услуги), здания и сооружения, устройства, в том числе многоквартирные дома;

разрабатывает предложения по ограничению производства в стране или импорта продукции с низкой энергоэффективностью;

ведет учет используемых энергоресурсов;

определяет порядок организации деятельности энергоаудиторов, осуществляет мониторинг за проведением обязательных энергетических обследований потребителей энергоресурсов и выполнением соответствующих рекомендаций, а также мониторинг деятельности энергосервисных компаний;

проводит мероприятия по повышению энергоэффективности и энергосбережения в отношении имущества общего пользования собственников многоквартирных домов;

разрабатывает требования к территориальным программам по энергоэффективности и энергосбережению;

формирует базу данных по ведению работ по повышению энергоэффективности и энергосбережения;

разрабатывает требования к учебным программам по повышению энергоэффективности и энергосбережения;

организует тренинги для повышения квалификации специалистов в области энергетического аудита и поставщиков энергетических услуг.



Статья 11-2. Полномочия органов государственного контроля

и надзора в области рационального использования энергии

Органы государственного контроля и надзора в области рационального использования энергии в пределах своих полномочий:

участвуют в разработке проектов нормативно-правовых актов в области рационального использования энергии;

проверяют соответствие нормам и правилам градостроительства использование энергоэффективных и энергосберегающих технологий при проектировании, реконструкции, ремонте, строительстве и сдаче в эксплуатацию зданий и сооружений, в том числе многоквартирного жилого фонда;

контролируют соблюдение требований применения теплоизоляционных строительных материалов, а также конструкций и обязательного установления средств альтернативных источников энергии, энергосберегающих ламп при проектировании, реконструкции, ремонте, строительстве зданий и сооружений, в том числе многоквартирного жилого фонда, кроме индивидуального жилищного строительства;

осуществляют контроль и надзор за соблюдением норм энергоэффективности и энергосбережения товаров (работ, услуг), зданий и сооружений, устройств, а также показателей качества энергии;

применяют к юридическим лицам экономические санкции за неэффективное использование энергетических ресурсов.



Статья 11-3. Полномочия органов государственной власти

на местах в области рационального использования энергии

Органы государственной власти на местах в пределах своей территории:

участвуют в осуществлении единой государственной политики по рациональному использованию энергии;

участвуют в разработке государственных программ и проектов развития рационального использования энергии;

разрабатывают, утверждают и реализуют территориальные программы и проекты по развитию рационального использования энергии;

координируют деятельность соответствующих органов государственной власти на местах, предприятий, учреждений и организаций по исполнению программ и проектов по рациональному использованию энергии;

в пределах своих полномочий принимают решения по внедрению энергоэффективных и энергосберегающих технологий.



Статья 12. Государственные, отраслевые и территориальные

программы и проекты

Государственные, отраслевые и территориальные программы и проекты в области рационального использования энергии являются обязательными при проведении единой государственной политики по рациональному использованию энергии.

Инициаторами разработки государственных, отраслевых и территориальных программ и проектов соответственно выступают:

Кабинет Министров Республики Узбекистан;

министерства, государственные комитеты и ведомства;

Совет Министров Республики Каракалпакстан, органы государственной власти областей и города Ташкента.

Государственные, отраслевые и территориальные программы и проекты разрабатываются на краткосрочный (на период от одного до двух лет), среднесрочный (на период от двух до пяти лет) и долгосрочный (на период от пяти и более лет) периоды, утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан и являются приоритетными. Ответственность за их реализацию возлагается соответственно на Кабинет Министров Республики Узбекистан, министерства, государственные комитеты и ведомства, органы государственной власти на местах.



Статья 13. Энергетические обследования

Энергетические обследования проводятся в целях оценки эффективности производства и потребления энергии.

Обязательным энергетическим обследованиям подлежат предприятия, учреждения и организации с общим объемом ежегодного потребления энергоресурсов более двух тысяч тонн условного топлива или более одной тысячи тонн моторного топлива.

Порядок и сроки проведения энергетических обследований определяются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


Статья 14. Энергетическая экспертиза

Энергетической экспертизе для оценки энергоэффективности, энергосбережения и энергоемкости подлежат оборудование, производящее и потребляющее энергию, а также продукция, при производстве которой используется энергия.

Энергетическая экспертиза проектной документации новых и реконструируемых объектов, технологий и оборудования является обязательной.

Энергетическая экспертиза проводится в порядке, определенном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


Статья 15. Учет энергии

Весь объем производимой и потребляемой энергии подлежит обязательному учету.

Очередность и правила оснащения приборами учета энергии, правила пользования электрической и тепловой энергией, природным газом, продуктами нефтепереработки устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Учет энергии осуществляется в соответствии с правилами, установленными нормативными документами.

Ответственность за достоверность учета энергии возлагается на руководителей предприятий, учреждений и организаций или иных уполномоченных на это лиц.



Статья 16. Статистическое наблюдение за производством

и потреблением энергии

Статистическое наблюдение за объемом и структурой производства и потребления энергии, ее рациональным использованием организует и проводит Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


III. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ

РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭНЕРГИИ

Статья 17. Финансирование целевых программ и проектов

Финансирование национальных, отраслевых и региональных целевых программ и проектов в области рационального использования энергии осуществляется за счет доходов от производственной деятельности предприятий, получающих прибыль от реализации энергоэффективных программ и проектов, целевых внебюджетных фондов, собственных и иностранных инвестиций, бюджетных и других источников в порядке, установленном законодательством.



Статья 18. Межотраслевой фонд энергосбережения

В целях финансовой поддержки государственной политики в области рационального использования энергии Президентом Республики Узбекистан создается внебюджетный межотраслевой фонд энергосбережения (далее - фонд энергосбережения).

Источниками формирования фонда энергосбережения могут являться:

прибыль, получаемая за предоставление кредитов и от другой финансово-хозяйственной деятельности фонда;

доля прибыли, получаемой от реализации государственных, отраслевых и территориальных программ и проектов в области рационального использования энергии;

добровольные целевые взносы юридических и физических лиц, в том числе иностранных;

другие поступления, не противоречащие законодательству.



Статья 19. Льготы производителям и потребителям энергии

В целях рационального использования энергии Президент Республики Узбекистан предоставляет юридическим и физическим лицам льготы по:

таможенным пошлинам и налогам при импорте специального оборудования, приборов и материалов, использование которых существенно повышает эффективность использования энергии;

другим вопросам в соответствии со своей компетенцией.

В целях рационального использования энергии Кабинет Министров Республики Узбекистан предоставляет юридическим и физическим лицам льготы по:

финансированию за счет государственного льготного кредита государственных, отраслевых и территориальных программ и проектов в области рационального использования энергии;

финансированию межотраслевых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, производству опытных партий энергоэффективного и энергосберегающего оборудования;

другим вопросам в соответствии со своей компетенцией.

Кабинет Министров Республики Узбекистан может устанавливать льготные тарифы на энергию юридическим и физическим лицам:

обеспечившим снижение расходов энергии против установленных нормативов;

выпускающим конкурентоспособную продукцию с энергоемкостью ниже установленных нормативов;

использующим топливо в качестве сырья для производства массовой продукции.

В целях ускоренной окупаемости затрат и капиталовложений в энергосберегающие технологии производителям оборудования, приборов, строительных материалов и конструкций, энергоэффективной и энергосберегающей продукции массового производства, соответствующих работ и услуг, а также юридическим и физическим лицам, обеспечивающим их внедрение и эксплуатацию, устанавливается льготное налогообложение в соответствии с законодательством.

Юридическим и физическим лицам, осуществляющим работы по совершенствованию энергоснабжения и теплоснабжения, оснащению жилых домов, квартир, предприятий, учреждений и организаций приборами учета, контроля и регулирования расхода энергии, выполняющим дополнительные теплоизоляционные и другие мероприятия, направленные на сокращение энергопотребления, использование вторичных энергоресурсов, возобновляемых источников энергии, местных видов топлива и отходов производства для отопления, могут предоставляться дотации из средств фонда энергосбережения.


Статья 20. Использование возобновляемых источников энергии

Производители электрической и тепловой энергии, не входящие в энергоснабжающие организации, имеют право на отпуск энергии в сети этих организаций в количестве и режимах, обеспечивающих наиболее рациональный режим работы сетей и источников централизованного энергоснабжения, согласованных с энергоснабжающими организациями. Энергоснабжающие организации обязаны обеспечить прием энергии от указанных производителей в свои сети по ценам, формируемым в установленном порядке.

Для энергетических установок, которые используют возобновляемые источники энергии, утилизацию вторичных ресурсов и отходов, сооружаемых в соответствии с проектами и программами в области рационального использования энергии, цены на электрическую и тепловую энергию должны обеспечить ускоренную окупаемость капитальных вложений в строительство этих установок в сроки, согласованные с Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

В целях стимулирования эффективного использования энергетических ресурсов в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан, устанавливаются сезонные цены на нефтепродукты, котельно-печное топливо и сезонные тарифы на электрическую и тепловую энергию, а также внутрисуточные дифференцированные тарифы на электрическую энергию.


Статья 21. Ответственность за нерациональное

использование энергии

Юридические и физические лица, занятые в сфере производства и потребления энергии, обязаны обеспечить установленную энергетическую эффективность производства продукции, выполнения работ и оказания услуг, исключающих прямые потери энергии и выпуск энергетически неэффективной продукции. При нарушении этих требований должностные лица привлекаются к административной ответственности в случае:

нарушений показателей качества энергии;

прямых потерь энергии, установленных инструментальным или нормативным методом;

выпуска продукции, показатели энергоэффективности которой не соответствуют требованиям нормативных документов;

нарушения приборного учета потребления энергии;

использования несертифицированного энергетического оборудования, элементов сетей и систем энергоснабжения;

необеспечения установленной доли использования имеющихся вторичных энергоресурсов.

Применение административного взыскания не освобождает юридические лица, занятые в сфере производства и потребления энергии, от обязанности возмещения причиненного ими ущерба.

Ответственность физических лиц за нерациональное использование энергии определяется законодательством.

Убытки, причиненные энергопотребителям поставщиками энергии в результате несогласованных прекращений энергоснабжения, возмещаются в установленном законодательством порядке.


IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 22. Международное сотрудничество в области

рационального использования энергии

Основными направлениями международного сотрудничества являются:

взаимовыгодный обмен энергоэффективными технологиями с иностранными и международными организациями;

реализация в республике совместных межгосударственных проектов, обеспечивающих рациональное использование энергии;

участие в международных проектах в области рационального использования энергии;

согласование показателей энергоэффективности с требованиями международных стандартов, а также взаимное признание результатов сертификации.



Статья 23. Международные договоры

Если международным договором, участником которого является Республика Узбекистан, установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Законом, то применяются правила международного договора.



Статья 24. Ответственность за нарушение законодательства

о рациональном использовании энергии

Лица, нарушившие законодательство о рациональном использовании энергии, несут ответственность в установленном порядке.


Президент

Республики Узбекистан                                                      И. Каримов



"Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан",

1997 г., N 4-5, ст. 118