ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Общие вопросы хозяйственной и предпринимательской деятельности / Антимонопольная политика. Естественные монополии / Признание предприятия монополистом. Государственный реестр монополистов /

Положение о порядке рассмотрения вопросов принудительного разделения или выделения хозяйствующих субъектов (Приложение N 4 к Постановлению КМ РУз от 20.08.2013 г. N 230)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 4

к Постановлению КМ РУз

от 20.08.2013 г. N 230



ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке рассмотрения вопросов

принудительного разделения или выделения

хозяйствующих субъектов


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящее Положение в соответствии с Законом Республики Узбекистан "О конкуренции" определяет порядок рассмотрения вопроса о принудительном разделении или выделении хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном или финансовом рынке (далее - хозяйствующие субъекты).


2. Настоящее Положение не распространяется на субъекты естественных монополий.


3. Рассмотрение вопроса о возможном принудительном разделении или выделении хозяйствующих субъектов осуществляется Антимонопольным комитетом Республики Узбекистан и его территориальными органами (далее - антимонопольный орган).


II. ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ

ПРИНУДИТЕЛЬНОГО РАЗДЕЛЕНИЯ ИЛИ ВЫДЕЛЕНИЯ

ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ


4. Под разделением хозяйствующего субъекта понимается создание нескольких хозяйствующих субъектов на базе разделяемого хозяйствующего субъекта с прекращением его деятельности и передачей его прав и обязанностей вновь создаваемым хозяйствующим субъектам.

Под выделением хозяйствующего субъекта понимается создание одного или нескольких хозяйствующих субъектов с передачей им части прав и обязанностей разделяемого хозяйствующего субъекта, без прекращения его деятельности.


5. Принудительное разделение или выделение осуществляется в целях устранения злоупотребления хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, а также формирования здоровой конкурентной среды на товарном или финансовом рынке путем создания на базе хозяйствующего субъекта двух либо нескольких обособленных хозяйствующих субъектов, способствующих насыщению товарных и финансовых рынков, улучшению потребительских свойств товаров, работ и услуг, повышению их конкурентоспособности.


6. Принудительное разделение или выделение осуществляются в случае неэффективности ранее примененных к хозяйствующему субъекту мер по устранению злоупотребления доминирующим положением на товарном или финансовом рынке.


7. Решение о принудительном разделении или выделении может быть принято после проведения многофакторной оценки возможности и целесообразности разделения или выделения хозяйствующего субъекта в каждом конкретном случае, с учетом специфики отрасли, производственного процесса, вида производимых товаров, работ и услуг, организации управления.


8. Антимонопольный орган вправе принять решение о возможности и целесообразности принудительного разделения или выделения хозяйствующего субъекта в следующих формах:


а) разделение хозяйствующего субъекта с созданием нескольких хозяйствующих субъектов;


б) выделение из состава хозяйствующего субъекта отдельных структурных подразделений (единиц) и образование на их базе самостоятельных хозяйствующих субъектов со статусом юридического лица;


в) продажа акций или долей хозяйствующих субъектов, образующих группу лиц в соответствии с законодательством о конкуренции.


9. Принудительное разделение или выделение хозяйствующего субъекта не допускается, если это приведет при прочих равных условиях к:

снижению технологического уровня производства при наличии последовательных стадий обработки или комплексного использования сырья, отходов и побочных продуктов, связанных друг с другом;

сокращению объемов производства (реализации);

существенным потерям экономии в масштабах производства в силу технологически непрерывного производственного процесса;

невозможности обеспечения соответствия требованиям Центрального банка Республики Узбекистан на получение лицензий при разделении или выделении банков и других кредитных организаций.



III. ПРОВЕДЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТИ

И ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО РАЗДЕЛЕНИЯ

ИЛИ ВЫДЕЛЕНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ


10. В случае отсутствия эффективности принимаемых мер в отношении хозяйствующего субъекта, допускающего факт злоупотребления доминирующим положением, антимонопольный орган возбуждает дело в соответствии с законодательством.


11. В рамках возбужденного дела по факту злоупотребления доминирующим положением со стороны хозяйствующего субъекта Специальной комиссией по рассмотрению нарушений законодательства о конкуренции, создаваемой приказом руководителя антимонопольного органа (далее - Специальная комиссия), принимается решение о проведении анализа на предмет возможности принудительного его разделения или выделения с определением срока, необходимого для проведения изучения.


12. В ходе проведения анализа рассматривается следующая информация:


а) краткая характеристика хозяйствующего субъекта:

наименование;

перечень основных видов деятельности;

местонахождение (почтовый адрес);

характеристика поведения на рынке;


б) схема организационной структуры хозяйствующего субъекта:

организационная структура хозяйствующего субъекта и формы связи между структурными подразделениями, входящими в его состав, и их правовой статус;

наличие перекрестного владения акциями (долями) хозяйствующих субъектов или иных прав, создающих группу лиц;

расположение и территориальная характеристика хозяйствующего субъекта, его структурных подразделений и филиалов;

перечень и месторасположение объектов социальной инфраструктуры, находящихся на балансе хозяйствующего субъекта;


в) основные показатели деятельности хозяйствующего субъекта и его структурных подразделений:

объемы производства и реализации по видам товаров, работ и услуг, экспорта;

удельный вес монопольных товаров, работ и услуг в общем объеме их производства (реализации);

численность занятых работников хозяйствующего субъекта и структурных подразделений;

балансовая стоимость основных фондов;

рентабельность;


г) характеристика производственного процесса, товаров, работ и услуг:

технологические связи структурных подразделений;

внешние поставщики сырья и материалов;

схема внутренних поставок сырья, материалов, комплектующих, готовых изделий;

технологическая специализация линий, участков и производств, уровень организации работы служб стандартизации и технической подготовки производства;

характер производственного процесса, применяемого при изготовлении соответствующего товара, работ и услуг (непрерывный или периодический);

тип организации производства (крупносерийное, мелкосерийное);

степень автономности структурных подразделений (филиалов) по территории, финансовым показателям, управлению, поставкам, наличие общих служб и коммуникаций (транспорт, энергетика, ремонтная база, складское хозяйство, материально-техническое снабжение и другие);

характер самого товара, работы и услуги (стандартизированный, массовый, однородный или уникальный, единичный) и его конкурентоспособность;

основные потребители товаров, работ и услуг на территории республики;


д) другие показатели: отношение к хозяйственной самостоятельности структурных подразделений, трудового коллектива, собственника имущества хозяйствующего субъекта или уполномоченного им органа.


13. При рассмотрении вопросов принудительного разделения или выделения банков и иных кредитных организаций дополнительно к информации, предусмотренной пунктом 12 настоящего Положения, рассматриваются экономические нормативы, нормы и ограничения, установленные Центральным банком Республики Узбекистан в отношении банков и других кредитных организаций.

14. При изучении информации, рассматриваемой в ходе проведения анализа, используются показатели деятельности хозяйствующего субъекта в течение трех лет, предшествующих проведению изучения, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем три года.


15. Для оценки конкурентной среды на соответствующем рынке, где осуществляет свою деятельность хозяйствующий субъект, рассматриваются следующие вопросы:

основные конкуренты по реализации аналогичных и взаимозаменяемых товаров, работ и услуг на рынке;

распределение рыночных долей участников рынка;

географическая принадлежность участников рынка.


16. По результатам изучения на основании полученных данных определяются возможность и целесообразность разделения или выделения хозяйствующего субъекта при совокупности следующих условий:

наличие возможности организационного и территориального обособления разделяемых или выделяемых структурных подразделений;

отсутствие между его структурными подразделениями тесной технологической взаимосвязи;

наличие возможности для структурных подразделений в результате разделения или выделения самостоятельно осуществлять деятельность на товарном или финансовом рынке.

При определении возможности разделения или выделения хозяйствующих субъектов во внимание принимается:

повышение или сохранение эффективности функционирования новых хозяйствующих субъектов, возникающих в результате разделения хозяйствующего субъекта (увеличение производительности труда, снижение материалоемкости и фондоемкости продукции и т. п.);

улучшение конкурентных условий на товарном или финансовом рынке в результате изменения физического объема поставок товаров, работ и услуг;

увеличение числа конкурирующих хозяйствующих субъектов на товарных рынках;

изменение экспортных возможностей новых структурных единиц, выделяемых из состава хозяйствующего субъекта.

В целом возможность разделения или выделения определяется степенью предполагаемого улучшения общих конкурентных условий на данном товарном или финансовом рынке, а также возможностью выделяемого хозяйствующего субъекта самостоятельно и эффективно производить и поставлять на рынок соответствующие товары, работы и услуги.


17. В случае необходимости для определения возможности и целесообразности разделения или выделения хозяйствующего субъекта антимонопольный орган может привлечь независимых экспертов.


18. Вопросы возможности разделения или выделения хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на финансовом рынке, рассматриваются совместно с соответствующими уполномоченными государственными органами в данной сфере.



IV. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ

О ПРИНУДИТЕЛЬНОМ РАЗДЕЛЕНИИ

ИЛИ ВЫДЕЛЕНИИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ

СУБЪЕКТОВ


19. Для принятия решения о принудительном разделении или выделении по результатам изучения возможности и целесообразности разделения или выделения хозяйствующего субъекта осуществляется комплекс следующих мероприятий:

сравнительная оценка положительных и отрицательных последствий принудительного разделения или выделения;

разработка проекта разделения или выделения хозяйствующего субъекта, определяющего формы его разделения или выделения. При этом учитывается дальнейшее функционирование создаваемых на его базе хозяйствующих субъектов в качестве самостоятельных юридических лиц при наличии необходимых для этого условий;

разработка схемы организационной структуры образуемых хозяйствующих субъектов;

расчет экономической эффективности принудительного разделения или выделения.

В ходе подготовки решения о возможности и целесообразности принудительного разделения или выделения не допускается вхождение вновь создаваемых в результате принудительного разделения или выделения хозяйствующих субъектов в состав хозяйствующего субъекта им группы лиц, занимающих доминирующее положение на товарном или финансовом рынке.


20. Материалы, подготовленные по результатам изучений, вносятся в Специальную комиссию по рассмотрению нарушений законодательства о конкуренции.


21. Решение о возможности и необходимости принудительного разделения или выделения хозяйствующего субъекта принимается Специальной комиссией при участии заинтересованных сторон с обсуждением проекта разделения или выделения хозяйствующего субъекта.


22. На основании принятого Специальной комиссией решения антимонопольным органом в десятидневный срок вносится иск в экономический суд о принудительном разделении или выделении хозяйствующего субъекта.

23. В случае вынесения экономическим судом положительного решения процедура разделения или выделения хозяйствующих субъектов подлежит исполнению собственником или органом, уполномоченным им, с учетом требований, предусмотренных в решении, и в определенный в нем срок.

24. В случае невыполнения решения экономического суда о принудительном разделении или выделении хозяйствующего субъекта в установленные судом сроки экономический суд по иску антимонопольного органа в установленном законом порядке назначает управляющего хозяйствующим субъектом по осуществлению разделения или выделения хозяйствующего субъекта.

25. Управляющий хозяйствующим субъектом, назначенный решением суда, осуществляет мероприятия, предусмотренные решением суда и решением антимонопольного органа.


26. В течение трех дней после назначения управляющего органы управления хозяйствующего субъекта обязаны передать ему по описи всю документацию, связанную с деятельностью хозяйствующего субъекта, а также печати, штампы и иное имущество предприятия.

Начиная с момента назначения управляющего хозяйствующим субъектом до срока, определенного решением суда, полномочия всех органов управления хозяйствующего субъекта приостанавливаются и переходят к управляющему хозяйствующим субъектом, назначенному решением суда.


27. Управляющий:

осуществляет разделение или выделение хозяйствующего субъекта и обеспечивает соблюдение интересов кредиторов, учредителей (участников) хозяйствующего субъекта и иных заинтересованных лиц;

без доверенности представляет хозяйствующий субъект, подписывает финансовые, платежно-расчетные и другие документы хозяйствующего субъекта;

издает приказы, распоряжения и другие акты, обязательные для исполнения всеми должностными лицами и работниками хозяйствующего субъекта;

решает иные вопросы, связанные с разделением или выделением хозяйствующего субъекта.


28. Утверждение судом разделительного баланса в результате разделения или выделения хозяйствующих субъектов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих хозяйствующих субъектов.


29. Расходы на проведение процедуры разделения и выделения несет разделяемый хозяйствующий субъект.



"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

26 августа 2013 года, N 34, ст. 456


"Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан",

2013 г., N 8, ст. 60





































Время: 0.2142
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск