язык интерфейса

4. ФОРМЫ И СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА. РАСЧЕТ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

4. ФОРМЫ И СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА. РАСЧЕТ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ/ 1. Формы оплаты труда

ФОРМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА



Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты и стимулирования труда.


Формы и системы оплаты труда, премии, доплаты, надбавки, поощрительные выплаты устанавливаются в коллективных договорах, а также иных локальных актах, принимаемых работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом либо иным представительным органом работников. При этом основываться они у каждого работодателя должны на тех гарантиях, которые предусмотрены Трудовым кодексом (с 30.04.2023 г. - ТК, утв. Законом РУз от 28.10.2022 г. N ЗРУ-798, до 30.04.2023 г. - ТК, утв. Законом РУз от 21.12.1995 г. N 161-I) и другими нормативно-правовыми актами по труду.

Работодатель и представители работников вправе выбрать ту правовую форму закрепления правил оплаты труда, которая представляется им предпочтительной. При этом следует соблюдать правила соотношения различных источников трудового права. Так, локальный нормативный акт не может ухудшить положение работников по сравнению с коллективным договором, соглашением, а коллективный договор - по сравнению с отраслевым, профессиональным соглашением и т. д.


На практике система оплаты труда обычно устанавливается коллективным договором либо локальным нормативным актом. Существует и такой вариант - часть правил устанавливается коллективным договором, часть - локальным нормативным актом. В том случае, когда коллективный договор не заключается либо система оплаты труда в нем не определена, она устанавливается в локальном нормативном акте. Обычно такой акт называется Положением об оплате труда. Возможно установление системы оплаты труда несколькими локальными нормативными актами, находящимися в системном единстве, например, Положением о тарифной системе (штатное расписание с должностными окладами), Положением о премировании, Положением о стимулирующих надбавках и Положением о компенсационных доплатах.

В малом бизнесе, как правило, коллективный договор, а также какие-либо локальные нормативные акты по труду не принимаются, размер оплаты и другие условия труда устанавливаются в трудовом договоре (контракте).


Трудовой кодекс обязывает производить оплату труда в денежной форме, запрещая оплачивать труд в натуральной форме, за исключением случаев, установленных Правительством Республики Узбекистан. Так, согласно п. 1 ПКМ от 19.03.2002 г. N 88 до 18.10.2021 г. исключение было сделано для сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые были вправе выдавать заработную плату в натуральной форме сельскохозяйственной продукцией собственного производства и продуктами ее переработки по договорным ценам. При этом работники должны были подать в письменной форме соответствующее заявление. В этом случае предприятие могло  выдать заработную плату в натуре при отсутствии задолженности по уплате социального налога (до 1.01.2020 г. единого социального платежа) До 1.01.2019 г. - также по уплате обязательных страховых взносов граждан* .


Следует также отметить, что выплата заработной платы в запрещенных формах влечет наложение штрафа на должностных лиц от 10 до 15 БРВ (ст. 175-4 КоАО в ред. п. 55 ст. 18 Закона РУз от 3.12.2019 г. N ЗРУ-586).


Если в местности деятельности предприятия установлены районные коэффициенты и надбавки к оплате труда в связи с неблагоприятными природно-климатическими и бытовыми условиями, то оплата труда должна производиться с учетом выплат по районным коэффициентам.


Размер оплаты труда во всех организациях республики не может быть ниже 1-го разряда по Единой тарифной сетке по оплате труда (п. 4 Постановления Президента РУз от 30.12.2012 г. N ПП-1675).

Нижней границей оплаты труда работников, полностью выполнивших установленные трудовые нормы, является минимальный размер оплаты (МРОТ) (п. 1 Указа Президента РУз от 21.05.2019 г. N УП-5723 в ред. до Указа Президента РУз от 30.12.2019 г. N УП-5898). В новой единой тарифной сетке (ЕТС), утв. ПКМ РУз от 16.09.2019 г. N 775, МРОТ соответствует 1-му разряду с тарифным коэффициентом 1,0.

Минимальный размер оплаты труда с 1.12.2023 г. составляет 1 050 000 сум (п. 2 Указа Президента РУз от 17.11.2023 г. N УП-196). См. размеры МРОТ

Ранее размер оплаты труда:

не мог быть ниже 1-го разряда ЕТС, утв. ПКМ РУз от 21.07.2009 г. N 206, тарифный коэффициент по которому составлял: до 1.09.2019 г. - 2,847, до 1.01.2019 г. - 2,476;

определялся исходя из минимального размера заработной платы: с 1.08.2019 г. - 223 000 сум, с 1.11.2018 г. до 1.08.2019 г. - 202 730 сум, см. размеры минимальной заработной платы.


Минимальная часовая ставка с 30.04.2023 г. не может быть ниже установленного законодательством минимального размера оплаты труда в месяц, деленного на среднемесячное количество рабочих часов в соответствующем календарном году при шестидневной рабочей неделе (при выполненных трудовых обязанностях) (ст. 245 нового ТК). Соответственно, при МРОТ, равном 1050 тыс.сум, и количестве рабочих часов по расчету рабочего времени в 2024 г., равном 1959, минимальная часовая ставка составит 6 431,85 сум (1 050 000 / 163,25), где 163,25 (1959 /12) - среднемесячное количество рабочих часов в 2024 г.


В минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты, надбавки, поощрительные выплаты, повышенная оплата при отклонении от нормального рабочего времени, а также выплаты по районным коэффициентам.


Для работников учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, а также государственных предприятий минимальный уровень условий оплаты труда устанавливается законодательством.


Минимальный размер оплаты труда обеспечивается:

организациями, финансируемыми из бюджета, - за счет средств соответствующих бюджетов;

хозрасчетными предприятиями - за счет собственных средств.

По отдельным видам работ минимальные размеры вознаграждений утверждаются законодательством. Так, минимальные ставки авторского и иных видов вознаграждения с 1.01.2018 г. утверждены Постановлением Президента РУз от 14.08.2017 г. N ПП-3201 (с 14.12.2019 г. действует в редакции Указа Президента РУз от 13.12.2019 г. N УП-5894, п. 55 приложения). До 1.01.2018 г. они устанавливались ПКМ РУз от 08.01.2007 г. N 8.

Минимальные ставки авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства утверждены Постановлением КМ РУз от 19.01.2008 г. N 10 (с учетом изменений, внесенных ПКМ РУз от 28.12.2019 г. N 1046, п. 74 Приложения).

Выплата авторского и иных видов вознаграждения ниже утвержденных минимальных размеров не допускается.


Ограничений по максимальному размеру оплаты труда нет, за исключением случаев, установленных законодательством. Так, максимальные ставки установлены при выплате за счет средств госбюджета авторского вознаграждения за:

выполнение заказов на создание драматических, музыкальных и музыкально-драматических, литературных произведений для публичного исполнения;

создание скульптурных произведений, произведений изобразительного искусства;

осуществление работ по художественному проектированию и конструированию;

вознаграждения за постановку драматических, музыкальных и музыкально-драматических произведений (п. 2, приложение N 2 к Постановлению Президента РУз от 14.08.2017 г. N ПП-3201 в ред. Указа Президента РУз от 13.12.2019 г. N УП-5894).


Условия оплаты труда работников могут изменяться, но только в том же порядке, в котором условия оплаты труда устанавливались (с 30.04.2023 г. - ст. 135 нового ТК, до 30.04.2023 г. - ст. 156 старого ТК). Если они принимались коллективно по согласованию с профсоюзным комитетом или иным представительным органом работников, то и изменяться они должны посредством внесения изменений в коллективный договор по согласованию с профсоюзным или иным представительным органом. Если условия труда оговаривались в трудовых договорах, то их изменение также должны вноситься в трудовые договоры между работодателем и работником. При этом нельзя изменять индивидуальные условия оплаты труда в сторону, не благоприятную для работника, без его согласия.

...