язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Информация. Информатизация. Связь/ Электронная коммерция/ Положение о порядке организации использования технических средств системы оперативно-розыскных мероприятий на сетях телекоммуникаций Республики Узбекистан (Приложение к Постановлению Президента РУз от 21.11.2006 г. N ПП-513)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Постановлению Президента РУз

от 21.11.2006 г. N ПП-513



ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке организации использования

технических средств системы оперативно-

розыскных  мероприятий  на  сетях

телекоммуникаций Республики

Узбекистан


Настоящее Положение определяет порядок организации оперативно-розыскных мероприятий на сетях телекоммуникаций Республики Узбекистан, обязанности операторов телекоммуникаций и провайдеров услуг телекоммуникаций (далее - операторы телекоммуникаций) и порядок их взаимодействия с органами Службы государственной безопасности Республики Узбекистан, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, при внедрении и эксплуатации технических средств систем оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ) на сетях телекоммуникаций операторов.


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящее Положение обязательно для применения всеми операторами независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.


2. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:


мониторинг-центр - комплекс аппаратно-программных средств на стороне пользователя СОРМ, предназначенный для управления функционированием СОРМ в целом, выдачи служебной информации и команд в технические средства СОРМ стороны оператора, приема информации от них, анализа, обработки и документирования полученных данных;


оператор телекоммуникаций - юридическое лицо, владеющее сетью телекоммуникаций на праве собственности или других вещных правах, обеспечивающее ее функционирование, развитие и оказывающее услуги телекоммуникаций;


пользователь СОРМ - государственный орган, имеющий установленное законодательством право проводить оперативно-розыскные мероприятия;


производитель - юридическое лицо, производящее оборудование телекоммуникаций;


поставщик - юридическое лицо, обеспечивающее поставку аппаратно-программных средств для мониторинг-центра пользователя СОРМ;


система оперативно-розыскных мероприятий - комплекс аппаратно-программных средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий;


технические средства СОРМ - части аппаратно-программных средств системы оперативно-розыскных мероприятий, устанавливаемых как на стороне оператора, так и на стороне пользователя СОРМ;


технические средства СОРМ стороны оператора - специализированные аппаратно-программные средства, предназначенные для обеспечения оперативно-розыскных мероприятий, и входящие в состав оборудования операторов.


3. Задачи, связанные с передачей и использованием технических средств системы оперативно-розыскных мероприятий на сетях телекоммуникаций, осуществляются органами Службы государственной безопасности Республики Узбекистан (далее - пользователь СОРМ) в соответствии с действующим законодательством, в том числе в интересах других органов, реализовывающих оперативно-розыскную деятельность.

4. Операторы телекоммуникаций в соответствии с Законом Республики Узбекистан "О телекоммуникациях" и лицензионными соглашениями обеспечивают за счет собственных средств приобретение, установку, функционирование и сопровождение технических средств (ТС) СОРМ на принадлежащих им сетях телекоммуникаций.


5. Пользователь СОРМ осуществляет контроль за внедрением ТС СОРМ в состав оборудования операторов телекоммуникаций.


6. Государственная инспекция связи Узбекского агентства связи и информатизации (далее - ГИС) при проведении проверок деятельности операторов телекоммуникаций осуществляет контроль своевременного выполнения ими установленных требований лицензионных соглашений в части обязательств по внедрению и сопровождению ТС СОРМ, наличия у операторов телекоммуникаций ТС СОРМ и их бесперебойное функционирование.

В случаях отсутствия подтверждения от пользователя СОРМ о наличии ТС СОРМ и их работоспособного состояния, как на стороне операторов телекоммуникаций, так и на стороне пользователя СОРМ, ГИС вправе в установленном порядке ходатайствовать о приостановлении деятельности соответствующих операторов телекоммуникаций.


7. Узбекское агентство связи и информатизации (далее - Агентство) при выдаче операторам телекоммуникаций лицензий на право осуществления деятельности в сфере телекоммуникаций предусматривает в лицензионных соглашениях соответствующие требования, вытекающие из условий настоящего Положения.



2. ПОРЯДОК ВНЕДРЕНИЯ И ПРИЕМКИ

ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ СОРМ


8. Операторы телекоммуникаций приобретают ТС СОРМ за счет собственных и привлекаемых на эти цели кредитных ресурсов для внедрения СОРМ, как на своей стороне, так и на стороне пользователя СОРМ. При этом ТС СОРМ, приобретаемые на сторону пользователя СОРМ, подлежат обязательной передаче на его баланс.


9. Пользователь СОРМ:

осуществляет выбор производителя, поставщика и конфигурацию ТС СОРМ на своей стороне;

определяет состав, назначение и точки подключения ТС СОРМ, используемых для проведения оперативно-розыскных мероприятий на сетях телекоммуникаций Республики Узбекистан, в соответствии с утвержденными нормативными документами и техническими требованиями.


10. Технические средства СОРМ должны обеспечивать мониторинг оказываемых операторами телекоммуникаций услуг в полном объеме.

При наличии у оператора телекоммуникаций разветвленной сети при построении СОРМ необходимо учитывать возможность внедрения ТС СОРМ сетевым решением.


11. Установка ТС СОРМ на находящемся в эксплуатации и вновь вводимом в эксплуатацию оборудовании телекоммуникаций производится в соответствии с Планом внедрения ТС СОРМ на сети телекоммуникаций (далее - План).


12. План должен быть разработан оператором телекоммуникаций в срок до 60 дней со дня получения им лицензии на оказание услуг телекоммуникаций.

План составляется в трех экземплярах, один из которых направляется в Агентство, второй - пользователю СОРМ, третий - хранится у оператора телекоммуникаций.


13. Оператор телекоммуникаций может приступить к производственной или коммерческой эксплуатации оборудования телекоммуникаций только после согласования и утверждения Плана Агентством и пользователем СОРМ.


14. Требования к Плану устанавливаются нормативными документами, утверждаемыми Агентством совместно с пользователем СОРМ.


15. Решение об организации каналов (линий) связи между станционным оборудованием ТС СОРМ стороны оператора телекоммуникаций и ТС СОРМ стороны пользователя СОРМ принимается совместно оператором телекоммуникаций и пользователем СОРМ отдельно в каждом конкретном случае.

Пользователь СОРМ определяет точки подключения (как правило, городского АМТС объекта внедрения СОРМ), которые являются границей ответственности между оператором телекоммуникаций и пользователем СОРМ при построении и эксплуатации каналов обмена информацией между станционным оборудованием ТС СОРМ и мониторинг-центром.


16. Реализация технических требований к телекоммуникационному оборудованию оператора телекоммуникаций в части СОРМ, организация каналов (линий) связи между станционным оборудованием ТС СОРМ стороны оператора телекоммуникаций и точками подключения, а также оснащение необходимой каналообразующей аппаратурой осуществляются операторами телекоммуникаций за счет собственных средств.


17. Работы по организации каналов (линий) связи на стороне пользователя СОРМ осуществляются за счет собственных средств пользователя СОРМ.


18. Агентство обеспечивает организацию предоставления в установленном порядке магистральных каналов и трактов связи на сетях телекоммуникаций для проведения СОРМ.


19. Организация всех каналов (линий) связи для доставки информации СОРМ от станционного оборудования ТС СОРМ до пользователя СОРМ и их оплата на период проведения пуско-наладочных работ по внедрению СОРМ на сети оператора телекоммуникаций осуществляется за счет средств операторов телекоммуникаций.


20. Приемка в эксплуатацию ТС СОРМ после реализации Плана осуществляется приемочной комиссией, включающей представителей оператора телекоммуникаций, Агентства, пользователя СОРМ, а также поставщика и производителя.


21. Датой ввода в производственную эксплуатацию ТС СОРМ считается дата подписания акта приемки представителями приемочной комиссии.


22. Центр научно-технических и маркетинговых исследований Узбекского агентства связи и информатизации (ЦНТМИ) является ответственной организацией по координации внедрения и научно-технического сопровождения ТС СОРМ на сетях телекоммуникаций Республики Узбекистан.


23. ЦНТМИ обеспечивает вьшолнение следующих основных задач:

оказание технического содействия пользователю СОРМ в вопросах подключения к оборудованию оператора телекоммуникаций, решения проблем, возникающих при внедрении и эксплуатации станционной части СОРМ на сетях телекоммуникаций, а также взаимодействия с представителями компаний, производящих оборудование телекоммуникаций;

оказание услуг операторам телекоммуникаций по вопросам построения и развития сети с учетом СОРМ, а также внедрения и сопровождения ТС СОРМ на сетях телекоммуникаций, на договорной основе.



3. ПОРЯДОК ЭКСПЛУАТАЦИИ

ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ СОРМ


24. Операторы телекоммуникаций, независимо от времени введения телекоммуникационного оборудования в эксплуатацию, должны обеспечивать:

соблюдение режима безопасности и эксплуатации ТС СОРМ, исключающего несанкционированный доступ к их использованию;

предоставление пользователю СОРМ необходимых средств телекоммуникаций, поддерживающих все оказываемые услуги, а также обеспечение их работоспособности на период деятельности оператора телекоммуникаций для осуществления постоянной проверки функционирования ТС СОРМ;

бесперебойную работу ТС СОРМ независимо от возможных изменений в аппаратно-программных средствах оператора, их ремонт и профилактику;

автоматическое определение номера вызывающего абонента (АОН).


25. Эксплуатацию каналов связи между станционным оборудованием ТС СОРМ и точками подключения, а также каналообразующей аппаратуры, расположенной на объекте связи, осуществляют операторы телекоммуникаций за счет собственных средств.


26. Эксплуатацию канала связи между пользователем СОРМ и точками подключения, а также каналообразующей аппаратуры со стороны мониторинг-центра осуществляет пользователь СОРМ за счет собственных средств.


27. Гарантийное и послегарантийное обслуживание ТС СОРМ, эксплуатируемых и вновь устанавливаемых как на стороне операторов телекоммуникаций, так и на стороне пользователя СОРМ обеспечивают операторы телекоммуникаций.



4. ПОРЯДОК СЕРТИФИКАЦИИ

ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ СОРМ


28. Технические средства телекоммуникаций подлежат сертификации на соответствие требованиям функционирования СОРМ. ТС СОРМ считаются неотъемлемой частью технических средств операторов телекоммуникаций.

Сертификация ТС СОРМ стороны оператора телекоммуникаций производится специальным органом по сертификации ТС СОРМ. Оплата работ по сертификации ТС СОРМ производится:

для вновь ввозимого в Республику Узбекистан оборудования средств телекоммуникаций - за счет средств производителя (поставщика оборудования);

для эксплуатируемых - за счет собственных средств оператора телекоммуникаций.


29. Специальный орган по сертификации совместно с пользователем СОРМ разрабатывает технические требования к СОРМ, а также нормативные документы, регламентирующие порядок сертификации.


30. Специальный орган по сертификации в установленном порядке проводит сертификацию ввозимых и используемых в Республике Узбекистан ТС СОРМ на стороне операторов телекоммуникаций.


31. Сертификат соответствия функциям СОРМ выдается заявителю специальным органом по сертификации на основе заключения, согласованного с пользователем СОРМ.



5. ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОПЕРАТОРОВ

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ С ПОЛЬЗОВАТЕЛЕМ

СОРМ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОПЕРАТИВНО-

РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ


32. Взаимодействие операторов телекоммуникаций с пользователем СОРМ осуществляется на основе заключаемых между ними соглашениями, договора о конфиденциальности, а также Плана внедрения ТС СОРМ на сети телекоммуникаций.


33. Порядок передачи оператором телекоммуникаций пользователю СОРМ сведений, указанных в пунктах 40 и 41 настоящего Положения, определяется соглашением, которое предусматривает порядок доступа, форматы и способы передачи информации.


34. Оператор телекоммуникаций обеспечивает условия для установки ТС СОРМ в соответствии с приложением.



6. ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ СОРМ И ОПЕРАТОРОВ

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ


35. При построении и развитии собственных сетей телекоммуникаций оператор телекоммуникаций обязан обеспечивать вьшолнение требований СОРМ, включая внедрение, эксплуатацию и сопровождение ТС СОРМ. Для вьшолнения данных задач оператор телекоммуникаций создает специальную группу, взаимодействующую со специальным органом по сертификации и испытательной лабораторией, поставщиками оборудования и пользователем СОРМ.


36. Оператор телекоммуникаций при вводе в эксплуатацию новых средств телекоммуникаций, внедрении новых технологических решений, выводе из эксплуатации или модернизации устаревших средств телекоммуникаций за один месяц до начала работ извещает Агентство, пользователя СОРМ и приступает к разработке нового Плана.


37. Оператор телекоммуникаций обязан предпринять все согласованные с пользователем СОРМ меры по ограничению круга лиц, привлекаемых к установке ТС СОРМ, а также к недопущению раскрытия организационных и технических приемов проведения оперативно-розыскных мероприятий, оказывать помощь в зашифровке фактов проведения мероприятий и осуществляющих их сотрудников.


38. Оператор телекоммуникаций обязан обеспечить пользователю СОРМ пассивный доступ к базам данных об абонентах и оказанных им услугах телекоммуникаций, круглосуточно в режиме реального времени по организованным операторами телекоммуникаций каналам удаленного доступа. Данная информация в базах данных должна регулярно обновляться и храниться операторами телекоммуникаций сроком не менее 3 лет.


39. Информационные системы, содержащие базы данных и необходимые технические средства, подключаются оператором телекоммуникаций к мониторинг-центру через точки подключения, определенные пользователем СОРМ.


40. Базы данных оператора телекоммуникаций должны содержать следующую информацию по абоненту:

физическому лицу - фамилия, имя, отчество, местожительство и реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, представленные при личном предъявлении абонентом указанного документа;

юридическому лицу - наименование, юридический адрес, банковские реквизиты, данные контактного лица;

сведения о расчетах за оказанные услуги телекоммуникаций, в том числе о соединениях, трафике и видах платежей абонентов.


41. Для выполнения пользователем СОРМ своих задач, операторы телекоммуникаций обязаны предоставлять ему следующие сведения:

схема организации сети телекоммуникаций и ее технические характеристики;

используемая сигнализация;

используемое оборудование, в том числе и программное обеспечение, его характеристики;

нумерация сети телекоммуникаций, используемые префиксы;

предоставляемые услуги дополнительных видов обслуживания;

электронные адреса в сетях передачи данных и IР-телефонии;

телефонные номера доступа, используемые оператором внутри своей сети телекоммуникаций для предоставления услуг передачи данных и IР-телефонии;

номера базовых станций операторов мобильной связи;

принадлежность учетных записей пользователей услуг телекоммуникаций, включая Идентификаторы Мобильного Оборудования абонентских терминалов сети мобильной связи;

местоположение абонентских терминалов сети мобильной связи;

другая необходимая информация.


42. Оператор телекоммуникаций и пользователь СОРМ при строительстве и эксплуатации технических средств, обеспечивающих удаленный доступ к сведениям, перечисленным в пункте 40 настоящего Положения, обязаны выполнять требования по безопасности информации и соблюдать конфиденциальность.


43. В случае предоставления оператором телекоммуникаций услуг телекоммуникаций по анонимным картам доступа оператор обязан обеспечить регистрацию паспортных данных лица, приобретающего карту. Все дальнейшие изменения должны храниться в базе данных для данного вида услуг.


44. Операторы телекоммуникаций несут ответственность за нормальное функционирование технических средств СОРМ, располагаемых в принадлежащих им помещениях, обеспечение соблюдения тайны передаваемых по сетям телекоммуникаций телефонных разговоров, телеграфных и иных сообщений.


45. Ответственность за правомерность организации и проведение оперативно-розыскных мероприятий на телефонных и других сетях телекоммуникаций, несет СГБ Республики Узбекистан.





ПРИЛОЖЕНИЕ

к Положению



УСЛОВИЯ,

обеспечиваемые операторами телекоммуникаций

для применения и использования ТС СОРМ

при проведении оперативно-розыскных

мероприятий



1. Предоставлять пользователю СОРМ по запросу или, в исключительных случаях, по устному соглашению в соответствии с требованиями:

специальное помещение, площадью 8-10 кв. м, имеющее самостоятельный выход в коридор здания, запирающуюся дверь, диэлектрические полы. Наличие окна необязательно. Помещение должно быть отапливаемое и иметь вентиляцию. К помещению должны быть проложены следующие коммуникации: освещение 220 В, фидер постоянно действующего электропитания 220 В, ток до 5 А, гарантированное электропитание 48/60 В, ток до 10 А, шина от станционного заземления;

кабельную трассу от шахты станции до ближайшей узловой или выделенной АТС (по согласованию). Кабель типа ТГ, ТПП емкостью 30-100 пар. Кабель должен быть расшит на междугородные кабельные боксы, вынесенные в специальное помещение. Кабель должен находиться под избыточным давлением или иметь гидрофобное заполнение (за исключением волоконно-оптических кабелей);

возможность доступа к абонентской и линейной емкости для подключения специальных устройств;

данные о принадлежности телефонов, состоявшихся международных и междугородных переговорах, электронные адреса в сетях передачи данных и IР-телефонии, другие необходимые данные (в случае отсутствия пассивного доступа к базам данных об абонентах и оказанных им услугах телекоммуникаций).


2. Предоставлять возможность прокладки кабелей пользователю СОРМ в городской кабельной канализации, кабельных шахтах объектов электросвязи и устанавливать кроссирующие элементы. При отсутствии возможностей прокладки кабеля в существующей канализации Операторы должны оказывать содействие Пользователю СОРМ в реализации выданных технических условий.


3. По представлению пользователя СОРМ, за счет финансовых средств СГБ Республики Узбекистан, в согласованные сроки вносить необходимые изменения в эксплуатационно-технические требования к действующим средствам сетей телекоммуникаций в соответствии с вышеуказанными требованиями.

4. Считать кроссы АТС и автозалы участками с секретным характером работы. Оформление на допуск работников к работе в кроссах и автозалах производить по согласованию с органами СГБ Республики Узбекистан в установленном порядке.