Внимание!

Документ утратил силу.
Смотрите подробности в начале документа.


ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Отдельные отрасли экономики / Утратившие силу акты / Общие вопросы экономики /

Государственная программа поддержки развития малого бизнеса и частного предпринимательства в Республике Узбекистан (Приложение к Постановлению КМ РУз от 28.08.1995 г. N 344)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Постановлению КМ РУз

от 28.08.1995 г. N 344



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

поддержки развития малого бизнеса и частного

предпринимательства в Республике Узбекистан



ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ

МАЛОГО БИЗНЕСА И ЧАСТНОГО

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА


I. ВВЕДЕНИЕ


Главной  целью  экономических  реформ  в  Узбекистане   является построение   сильного   демократического    правового   государства    и гражданского общества  с устойчивой  социально ориентированной  рыночной экономикой,  открытой   внешней  политикой.   В  республике   твердо   и последовательно осуществляются рыночные преобразования.


Полностью приватизировано государственное жилье, в результате  - около  1.1  млн.  квартир  приобрели  конкретных владельцев. Завершилась малая  приватизация.  Практически  полностью  в  частную   собственность перешли объекты торговли, бытового обслуживания, небольшие  предприятия. Широким фронтом ведется  разгосударствление сельского хозяйства  за счет создания  агрофирм,  дехканских  хозяйств  и  других видов хозяйственных объединений  на   негосударственной  форме   собственности.   Количество субъектов частного предпринимательства составляет около 300 тысяч, в том числе свыше  220 тысяч  из них  - работающих  по патентам индивидуально- трудовой деятельности.


Продолжается формирование и  развитие рынка ценных  бумаг. Через Республиканскую фондовую  биржу реализовано  342.1 тыс.  акций на  сумму 157.7 млн.сумов. Общее число акционерных обществ открытого типа  составило 3569. Совершенствуется банковская и кредитно-денежная система. Усиливают свою деятельность в республике международные банки и страховые компании.


Ускорению   процессов    рыночных    преобразований    настоящая Государственная  программа  предусматривает  комплекс  мер  и определяет основные цели,  задачи, направления  развития малого  бизнеса и частного предпринимательства в республике, особенно в сельской местности.


Главными целями программы являются:


приобщение  к  рыночной  деятельности  широких  слоев населения, преодоление иждивенческой, потребительской психологии, привитие  "вируса предпринимательства", желания активно заниматься частным бизнесом;

создание новых рабочих мест в сельской местности для обеспечения занятости  людей,  высвобождаемых  в  связи  с  реконструкцией сельского хозяйства;

обеспечение условий для интенсивного развития рыночных отношений и инфраструктуры в сельской местности, развития конкуренции;

резкое увеличение объемов услуг, особенно наукоемких,  связанных с банковской, аудиторской, консалтинговой, посреднической деятельностью;

внедрение  небольших   гибких  производств,   малых  и   частных предприятий,  обеспечивающих  повышение  эффективности   хозяйствования, товарное  насыщение   внутреннего  рынка   и   экспортоориентированность производства.


Программа  реализуется  на  основе  всесторонней государственной поддержки и  инициативного, созидательного  рыночного процесса  широкими слоями населения Узбекистана. Программа формируется на четырех  основных разделах  -  создание  рыночной  инфраструктуры  и условий для активного развития  и  функционирования  малого   бизнеса,  особенно  в   сельской местности,  мер  государственной  поддержки,  финансового  обеспечения и организационных мероприятий.



II. СОЗДАНИЕ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И УСЛОВИЙ

РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА И ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА


1.   Осуществляется   приоритетное   развитие   производственной инфраструктуры малого  бизнеса и  частного предпринимательства  на селе. Особое  внимание   при  этом   обращается  на   развитие  мелиоративных, гидротехнических,  электроэнергетических  сооружений  и  сетей, орошение земель,  осуществление  противоэрозионных   мер,  закладку   многолетних насаждений,  строительство  и  техническое  перевооружение   предприятий перерабатывающей промышленности. Производится приоритетное строительство в   сельской   местности   объектов   инженерной   и    производственной инфраструктуры,  необходимых  для  развития  малого  бизнеса  и частного предпринимательства, водопроводов, канализационных систем и  сооружений, сети  газо-  и  электроснабжения,  дорог,  телекоммуникационных  систем. Формирование производственной  инфраструктуры на  селе осуществляется  в соответствии с государственными и местными программами.


2.  В  целях  организации  и  управления  процессами ускоренного создания рыночной инфраструктуры в сельской местности, адаптирования  ее к  требованиям   мировой  экономики в  областях  республики    создаются департаменты      предпринимательства,      призванные      осуществлять государственную   поддержку   рыночных   преобразований,    формирование эффективной  системы  развития  рыночной  инфраструктуры, координацию  и развитие  внутриреспубликанских   и  внешнеэкономических   хозяйственных связей.


Развивается  территориальная  сеть   Фонда  поддержки   частного предпринимательства  и  малого  бизнеса  (Бизнес-фонда), осуществляющего финансирование   инвестиционных   проектов   на   основе  предоставления кредитов,  в  том  числе  льготных,  частным  предпринимателям  и малому бизнесу,  участие   в  их   уставном  капитале,   оказание  технического содействия  в  форме  предоставления  консультационных  и информационных услуг. Создаются территориальные агентства по страховой защите  частного предпринимательства    и  малого   бизнеса,  осуществляющие   оценку   и экспертизу инвестиционных проектов, для получения кредитов, в том  числе льготных, малым  и частным  предприятиям, с  предоставлением на льготных условиях  страховой  защиты  от  предпринимательских рисков, страхование ответственности   заемщиков   за   непогашенные   кредиты,   обеспечение страховой  защиты  иностранных  инвестиций,  направляемых  на   развитие частного предпринимательства и малого бизнеса. Формируются другие  фонды поддержки  малого  бизнеса  и  частного  предпринимательства,  страховые учреждения.


В  регионах   республики  создаются   Палаты   предпринимателей, представляющие интересы  предпринимательских структур  в государственных органах,  содействующие   изучению  конъюнктуры   рынка,  подготовке   и распространению  информационно-аналитических   материалов,   регистрации предприятий,  подготовке  учредительных  документов  вновь   создаваемых предприятий, оказанию юридических и технических консультаций.


На селе создаются Бизнес-центры, которые должны оказывать  малым и  частным  предприятиям  в  сельской  местности  услуги  по обеспечению ресурсами,  реализации   продукции  и   транспортному  обслуживанию    и осуществлять хранение, переработку и реализацию продукции, коммунальное, бытовое, ремонтно-строительное обслуживание населения, обучение  членов коллективных,   дехканских,   владельцев   личных   подсобных  хозяйств, информационное обеспечение, юридические консультации.


Формируются  агроинновационные  фирмы,  основанные  на   частных вложениях, имеющие право первоочередной целевой конвертации средств  для покупки передового технологического оборудования, сырья и  комплектующих для  переработки  сельскохозяйственной  продукции,  без   разрешительных процедур производят регистрацию  контрактов в органах  МВЭС. Оказывается содействие   созданию   ассоциаций   мелких   производителей   по  видам деятельности,   призванных   осуществлять   коллективную   защиту  своих интересов, распространение передовых методов ведения хозяйства.


Продолжается  развитие  кредитных  учреждений,  расширение  сети коммерческих  специализированных   банков,  в   том  числе   с  участием иностранного капитала  для осуществления  инвестиционной деятельности  в сфере  малого  бизнеса   и  частного  предпринимательства.   Расширяется деятельность  торговых  домов,  инвестиционных  компаний, инвестиционных посредников,  фондовых   магазинов,  клиринговой   и  агентской    сети. Оказывается  содействие  информационному  обеспечению  малых  и  частных предприятий,  работе   частных  фирм,   изучающих  конъюнктуру    рынка, предлагающих   информационное   обслуживание   рыночных    возможностей, создание межотраслевых банков данных.


В целях устранения потерь урожая сельскохозяйственной продукции, обеспечения  беспрепятственной  приемки  его,  хранения  и  последующего распределения в сети потребления  ускоренно развиваются малые и  частные оптово-посреднические  структуры,   специализированные  рынки,   оптовые магазины, базы, склады, хранилища. Для реализации  сельскохозяйственного сырья  и  переработанной  продукции  создается  развитая территориальная структура  биржевой  торговли  и  оптовых  ярмарок.   Для своевременного обеспечения  дехканских  (фермерских)  хозяйств  высокосортными семенами сельхозструктур и посадочным материалом в сельских районах  организуются семеноводческие  предприятия  по  их  производству и торговле. Создаются агросервисные  предприятия   для  оказания   ремонтно-восстановительных, агрохимических, зооветеринарных  и других  видов услуг  предпринимателям на селе.


3. Государство обеспечивает проведение демографической  политики по изменению миграционных процессов  в пользу села, создание  социально- экономических  условий  для  всестороннего  развития  семьи,   занятости населения  путем  обеспечения  условий  и стимулирования развития малого бизнеса и частного предпринимательства. В целях стимулирования процессов закрепления населения на селе и привлечения его к работе в сфере  малого бизнеса   и   частного   предпринимательства   в   сельской    местности предусматривается  создание  преимуществ  по  сравнению  с  городом   (в расчете на  душу населения)  в сооружении  жилья, объектов  образования, культуры   и    спорта,    здравоохранения,   газификации,    водо-    и электроснабжения,  телефонизации,   связи,  коммунальных   объектов,   в услугах радио и телевидения.

Осуществляются   меры   по   поддержке   социальной   сферы  при разгосударствлении и  приватизации путем  вовлечения в  ее развитие доли инвестиций, в том числе иностранных, передаче объектов социальной  сферы субъектам малого бизнеса и частного предпринимательства для  организации ими деятельности по удовлетворению потребностей населения.



III. МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ

МАЛОГО БИЗНЕСА И ЧАСТНОГО

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА


1.  Приоритетным  направлением  формирования предпринимательской среды   является   создание   субъектов   малого   бизнеса   и  частного предпринимательства  в  сельской  местности,  обеспечивающих  ускоренное развитие  сферы  услуг  науко-   и  трудоемкого  характера,  переход   к интенсивному     земледелию,     развитие     социально-производственной инфраструктуры   села,   обеспечение   требований   экологии    сельской местности,  а   также  необходимой   мобильности  населения.   Всемерная поддержка   оказывается    субъектам   малого    бизнеса   и    частного предпринимательства,  осуществляющим  деятельность  по  производству   и переработке  сельскохозяйственной  продукции,  выпуску товаров народного потребления,    продукции    производственно-технического    назначения, строительных   материалов,   а    также   осуществляющих    строительную деятельность,  оказание  ремонтных,  ремонтно-строительных,  бытовых   и коммунальных   услуг.   На   основе   экономических   мер    воздействия осуществляется  государственное  регулирование  процессов формирования и развития  малого  бизнеса  и  частного  предпринимательства.  При   этом обеспечивается установление  рациональной концентрации,  специализации и размещения   производства   в   сфере   малого   бизнеса   и    частного предпринимательства,  обеспечивается   изменение  структуры   инвестиций переориентацией производства на его потребности.


Применяется   система   продажи   опционных   пакетов   акций  и устанавливаются квоты на  продажу акций частным  инвесторам (населению). Продолжается  продажа  государственного  имущества  на  селе  в  частную собственность,   широкое   развитие   способов   разгосударствления    и приватизации через аукционы и  конкурсы, продажа земельных участков  под приватизируемыми  объектами   торговли,   сферы   обслуживания,   жилья. Расширяется  практика  проведения  аукционов  и  конкурсов  по  передаче сельскохозяйственных   земель   в   бессрочное   пользование   с  правом наследования.


Принимаются  законодательные  акты  по  стимулированию  развития малого   бизнеса   и   частного   предпринимательства,  совершенствуется действующий  нормативно-правовой   механизм.  Обеспечивается   равенство предприятий  всех  форм  собственности.  При  формировании, размещении и заключении договоров на закупку и поставку продукции для государственных нужд  по  видам  продукции,  отнесенным  Кабинетом  Министров Республики Узбекистан  к  приоритетным,  у  субъектов  малого  бизнеса  и  частного предпринимательства размещается не менее  15 процентов от общего  объема поставок  для  государственных  нужд  данного  вида  продукции на основе конкурсов,  проводимых  между  субъектами  малого  бизнеса  и   частного предпринимательства.


Разрабатываются  нормативные  акты  и  осуществляется переход от системы делегирования  прав управления  предприятиями с  долей имущества государства  негосударственным  структурам  (хозяйственным ассоциация) к системе трастовых  договоров по  управлению государственным  имуществом. Утверждаются  пакеты   типовых  учредительных   документов   предприятий различных  форм   собственности  и   организационных  форм.    Готовятся комментарии,   дающие   единое   толкование   основных   законодательных актов,   регулирующих   предпринимательскую   деятельность.    Готовятся методические  материалы  по   формированию  отраслевых  и   региональных программ   поддержки   предпринимательства,   проведения   конкурсов  на заключение  предприятиями  договоров  с  государством  на   производство продукции, выполнение работ, оказание услуг.


2.  Органы  государственного  управления осуществляют разработку комплекса  мероприятий  по  содействию  в  обеспечении  субъектов малого бизнеса  и  частного  предпринимательства  современным  оборудованием  и технологиями,  в  создании  сети  технопарков,  лизинговых  предприятий, бизнес-инкубаторов,  производственно-технологических  центров  и  других объектов инфраструктуры.


Государственные   органы   осуществляют   меры   по   размещению производства  и  поставки  специализированного  оборудования и иных видов продукции  для   субъектов  малого   и  частного    предпринимательства, содействуют в создании и организации их деятельности, специализированных оптовых рынков, ярмарок по продаже продукции субъектов малого бизнеса  и частного предпринимательства, в  том числе путем  предоставления зданий, сооружений, оборудования, производственных и служебных помещений,  иного имущества,     находящегося     в     государственной     собственности. Производственно-технологическая  поддержка  субъектов  малого  бизнеса и частного предпринимательства может осуществляться на льготных  условиях. При  этом   предприятия,  учреждения   и  организации,    осуществляющие производственно-технологическую  поддержку  субъектов  малого  бизнеса и частного   предпринимательства,   пользуются    льготами   в    порядке, установленном действующим законодательством.


Оказывается  первоочередное   содействие  проектам   организации производства    в    сельской    местности,    обеспечивающим     выпуск конкурентоспособной  продукции,  увеличение  объема  экспорта,  снижение издержек   производства,   улучшение   использования    производственных мощностей,   организацию   дополнительных   рабочих   мест   на    селе. Предоставляются льготы  и преимущества  малым и  частным предприятиям  в приоритетных  областях  экономики  и,  прежде  всего,  в  производстве   и переработке    сельскохозяйственной    продукции,     продовольственных, промышленных  товаров,  товаров  народного  потребления,   лекарственных препаратов  и  медицинского  оборудования,  оказании   производственных, коммунальных  и   бытовых  услуг,   строительстве  объектов   жилищного, производственного и  социального назначения,  инновационной деятельности и  создании  наукоемких  производств.  Организуется  поставка комплексов современного    технологического     оборудования    для     переработки сельскохозяйственного    и    местного    сырья,    создается    система кооперированного  сервисного  обслуживания.   Создаются  производства по изготовлению мини-заводов и мини-технологий.


Разрабатывается система  мер по  повышению конкурентоспособности товаров, производимых малыми  и частными предприятиями  путем укрепления научно-технической и производственной базы, регламентирования в  области стандартов и  качества продукции.  Стимулируется ускоренное  техническое переоснащение   малых   и   частных   предприятий.   Создаются    модели технологических  бизнес-инкубаторов,  типовые  проекты  перерабатывающих производств и  выпуска новых  видов продукции,  организуется их  широкое распространение  и  направленное  обучение   работе  в  условиях   новых технологий. Осуществляется покупка  лицензий на технологии  производства принципиально  новой  продукции  для  последующей  их  продажи  малым  и частным предприятиям.


В  целях  укрепления   материально-технической  базы   субъектов малого  бизнеса   и  частного   предпринимательства  предоставляются   в установленном порядке в аренду неиспользуемые помещения для  организации производства продукции, выполнения  работ и оказания  услуг, реализуются через  аукционы   и  конкурсы   по  продаже   производственные   объекты незавершенного  строительства  и  неиспользуемое  оборудование.  В целях преимущественной  передачи  объектов  государственной  собственности  на селе  субъектами   малого  бизнеса   и  частного    предпринимательства, принадлежащих местным жителям,  проводятся закрытые конкурсы  по продаже государственного  имущества  при   разгосударствлении  и   приватизации. Организуется продажа малым  и частным предприятиям  законсервированных и неиспользуемых  основных  фондов  и  производственных мощностей, а также объектов социальной инфраструктуры.


Вводятся процедуры  инвестиционной поддержки  реструктуризации и реконструкции  предприятий  для  обеспечения  устойчивости хозяйствующих субъектов   малого    бизнеса   и    частного   предпринимательства    в послеприватизационный   период,   предусматривающие   оценку  финансовых возможностей   предприятий,   разработку    планов   их    технического, технологического и организационно-экономического преобразования с учетом требований   рынка.   Организуются   постоянно   действующие    выставки оборудования  и  мини-технологий,  включая  зарубежные, для последующего внедрения в производство.


3. Государственные  органы оказывают  содействие созданию  новой научно-технической     инфраструктуры,     включая      вспомогательные, функциональные, научно-производственные,  обслуживающие науку  и научное производство, малые и частные фирмы, компании, центры.


Информационное обслуживание субъектов малого бизнеса и  частного предпринимательства  осуществляется  на  льготных  условиях. Публикуется информация  о  кредитных  институтах,  состоянии  рынка  ценных  бумаг и котировке  акций,  а  также  информации  о  хозяйствующих  субъектах   и потенциальных  партнерах.  Получает  развитие система специализированных малых  и  частных  предприятий  в  области  маркетинга,  управленческого консультирования,  аудита,  рекламы,  контроллинга,  внешнеэкономических операций.  Издается   научная,  справочная   и  учебная   литература  по проблемам   поддержки   предпринимательства,   ежеквартальный  бюллетень "Приватизация", каталоги комплексного оборудования, бизнес-каталоги.


4.   С   целью   перехода   от   системы   социальной  защиты  к принципиально  новой  системе,  предусматривающей  четкое  разграничение вопросов   социальных   гарантий   и   социальной   поддержки,  вносятся соответствующие  изменения  в  действующее  законодательство.  При  этом устанавливается, что социальные гарантии, дифференцированные по  уровням (предприятие, территория,  республика), предоставляются  всем гражданам, включая  и  занятых  в  малом  бизнесе  и частном предпринимательстве, в необходимом минимуме.  Состав, структура  и размеры  социальных гарантий определяются  законами  Республики  Узбекистан.  Социальная   поддержка, также  дифференцированная  по  уровням,  предоставляется:  во-первых, на определенный  срок;  во-вторых,   полностью  увязывается  с   состоянием соответствующего бюджета, в-третьих, зависит от условий, сложившихся  на том или  ином этапе  экономической реформы.  Социальная поддержка  может осуществляться  как  законодательными  актами,  так  и решениями местных органов   государственной   власти   и   управления,   собственников   и руководителей предприятий.


Обеспечивается  эффективный  контроль  за исполнением субъектами малого  бизнеса  и  частного  предпринимательства  социальных  гарантий, предусмотренных Законом Республики Узбекистан  "О предприятиях".  Особое внимание  уделяется  вопросам  обязательного  медицинского  страхования. Разрабатывается  и  вносится  в  Олий  Мажлис  проект  Закона Республики Узбекистан  "Об обязательном медицинском страховании".  Пересматривается структура расходов на здравоохранении в государственном бюджете с учетом поступлений  средств  от   обязательного  медицинского  страхования   и, соответственно,    рассматриваются    возможности    снижения     уровня налогообложения субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства.


Особое  внимание  уделяется  проблемам  занятости  населения  на селе. Разрабатывается  и вносится  на рассмотрение  Олий Мажлиса  проект новой редакции  Закона Республики  Узбекистан   "О занятости населения", предусматривающий   обеспечение    социальных    гарантий    работников, высвобождаемых в  результате реструктуризации  производства, возможность введения сокращенной продолжительности рабочего времени на  определенных территориях, в зависимости от состояния занятости населения,  частичного компенсирования   Фондом   поддержки    малого   бизнеса   и    частного предпринимательства издержек работодателям по организации новых  рабочих мест  и   создания  учебных   структур  переобучения   лиц,   подлежащих высвобождению.


5.  Государство   обеспечивает  развитие   системы   подготовки, переподготовки  и  повышения  квалификации  кадров  для малого бизнеса и частного  предпринимательства.  Переориентируется  в  направлении   нужд развития  малого   бизнеса  и   частного  предпринимательства    система переподготовки  кадров,  осуществляемая  в  рамках  Программы  занятости населения.   Учреждения   и   организации,   осуществляющие  подготовку, переподготовку  и  повышение  квалификации  кадров  для малого бизнеса и частного   предпринимательства,   пользуются    льготами   в    порядке, установленном   действующим   законодательством.   Организуется  система профориентации, создаются бизнес-инкубаторы.


Во  всех  высших  и  средних  учебных заведениях устанавливается квота  приема  сельской  молодежи,  которая  является  обязательной  для выполнения. Порядок  и условия  квотирования подготовки  и использования выпускников  в  системе  малого  бизнеса  и частного предпринимательства определяются   Кабинетом   Министров.   Подготовка,   переподготовка   и повышение   квалификации    специалистов    и   рабочих    кадров    для предпринимательских  структур  в   государственных  учебных   заведениях проводятся  за  счет  республиканского  и  местных  бюджетов, а также на контрактной  основе   между  учебными   заведениями  и    предприятиями. Подготовка  и  повышение  квалификации  специалистов  и рабочих являются обязательными  и   осуществляются  периодически   в  сроки,    указанные государственными   органами.   В   случае   невыполнения   договоров   о переподготовке  и  повышении  квалификации  работников  малые  и частные предприятия возмещают  материальные расходы  в соответствующий  бюджет в порядке, определенном Кабинетом Министров.


6. Осуществляются  меры по  расширению участия  субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства в экспортно-импортных  операциях, а также  по участию  этих субъектов  в реализации  программ и проектов в области  внешнеэкономической  деятельности,  международных  выставках  и ярмарках.   В малый  бизнес и  частное предпринимательство  привлекается иностранный  капитал  на  основе  инвестиционных  проектов,  организации рекламы  за  рубежом.   Привлекаются  иностранные  инвестиции в процессе разгосударствления и приватизации на  открытой тендерной основе и  через специальные инвестиционные торги, а также посредством других  институтов и механизмов.   Осуществляются пилотные проекты  иностранных инвесторов, создается    новая     научно-техническая    инфраструктура,     включая вспомогательные, функциональные, научно-производственные,  обслуживающие науку и научное  производство фирмы, компании,  центры. Совершенствуется тарифное таможенное регулирование.



IV. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ


1. Государственное финансирование  мер по стимулированию  малого бизнеса и частного предпринимательства осуществляется за счет  бюджетных ассигнований   в   части   создания   производственной   и    социальной инфраструктуры, необходимой для нормального функционирования  экономики, а   также   средств,   полученных   в   процессе   разгосударствления  и приватизации.   В   этих   целях   создан   Фонд   поддержки    частного предпринимательства   и   малого   бизнеса   (Бизнес-фонд),   призванный компенсировать  потери  бюджета,   кредитных,  страховых  учреждений   и предприятий,  возникающие  при  предоставлении  льгот  субъектам  малого бизнеса и частного предпринимательства, выдавать гарантии под кредиты  и страхование деятельности предпринимателей.


Финансовая     поддержка     малого     бизнеса     и   частного предпринимательства   осуществляется   за   счет   привлечения   средств республиканского и местных бюджетов как путем прямого, так и  косвенного (льготное   налогообложение)   финансирования,   общественных    фондов, кредитного инвестирования коммерческими банками, вовлечения иностранного и  предпринимательского  капитала  в  инвестиционный  процесс,  а  также частных  благотворительных   пожертвований  и   других  не   запрещенных законодательством  источников.


Финансирование  строительства  в  сельской  местности   объектов инженерной и производственной  инфраструктуры, необходимых для  развития малого   бизнеса   и    частного   предпринимательства,    водопроводов, канализационных  систем  и  сооружений,  сети  газо-  и электроснабжения дорог, благоустройства территорий,  а также социальной  инфраструктуры - объектов  образования,   здравоохранения,  культуры   и  спорта,   а   в трудоизбыточных селах,  кроме этого,  сооружений жилья  осуществляется в рамках соответствующих государственных программ развития этих  объектов, преимущественно за счет соответствующих бюджетов и внебюджетных  фондов, а  также  за  счет  отчислений  20  процентов  средств,  полученных   от разгосударствления   и   приватизации,   направляемых   на    социально- экономическое  развитие   территорий.  Функции   распорядителя   целевых государственных     централизованных    капиталовложений в      развитие инфраструктуры  малого  бизнеса  и  частного предпринимательства на селе возлагаются на местные органы государственной власти и управления.


Строительство         мелиоративных,           гидротехнических, электроэнергетических   сооружений   и    сетей,   обводнение    земель, осуществление   экологических   и   противоэрозионных   мер,  химической мелиорации, закладка многолетних насаждений, строительство и техническое перевооружение предприятий  перерабатывающей промышленности,  содействие развитию  дехканских  (фермерских)   хозяйств,  коллективных  и   других предприятий,  формирование  производственной  инфраструктуры  в сельской местности    осуществляются    в    соответствии    с   соответствующими государственными программами.


Расходы на  содержание всех  учреждений социально-культурного  и спортивного  назначения  в  сельской  местности,  в  том числе домов для инвалидов и ветеранов труда,  детско-юношеских спортивных школ, а  также на   проведение   физкультурно-спортивных   мероприятий    финансируются преимущественно из бюджета.


Порядок налогообложения,  освобождения субъектов  малого бизнеса и частного предпринимательства от  уплаты налогов, отсрочки и  рассрочки их уплаты устанавливается в соответствии с налоговым  законодательством. Вводится  система  налогового  кредитования  субъектов  малого бизнеса и частного предпринимательства, а  также налоги, регулирующие  эффективное использование  разгосударствленного  и  приватизированного  имущества  и природных ресурсов.


2. Средства, полученные от разгосударствления и приватизации  на условиях  долевого   участия  и   в  форме   кредитования,  направляются преимущественно на  развитие инфраструктуры  и приоритетных  направлений поддержки малого  бизнеса и  частного предпринимательства.  Бизнес-фонду передается    50    процентов    средств,    полученных    в    процессе разгосударствления и приватизации.


3.   Кредитование   субъектов   малого   бизнеса   и    частного предпринимательства  по  льготным  процентным  ставкам  с   компенсацией соответствующей  разницы  кредитным  организациям  может осуществлять за счет   средств   Бизнес-фонда.    При   этом   кредитные    организации, осуществляющие  кредитование   субъектов  малого   бизнеса  и   частного предпринимательства  на   льготных  условиях,   пользуются  льготами   в порядке, установленном законодательством. Вводится система обязательного страхования  риска  непогашения  кредитов  субъектами  малого  бизнеса и частного предпринимательства с  банками. При этом,  объектом страхования является   ответственность   субъектов   малого   бизнеса   и   частного предпринимательства  перед  банком  за  своевременное и полное погашение кредитов  и  процентов  за   пользование  кредитами  в  течение   срока, установленного в договоре страхования.


4.   В   целях   вовлечения   предпринимательского   капитала  в инвестиционный   процесс    субъекты   малого    бизнеса   и    частного предпринимательства образуют  общества взаимного  кредитования субъектов малого  бизнеса  и  частного  предпринимательства  для   аккумулирования временно свободных денежных  средств участников указанных  обществ путем оказания  им  финансовой  помощи,  создаются  агроинвестиционные  фирмы, основанные на частных вложениях, без декларирования источников.


Для  быстрого   обновления  основных   производственных   фондов приватизированных  предприятий  и  субъектов  малого  бизнеса и частного предпринимательства   применяется   ускоренная   амортизация    основных производственных фондов с отнесением  затрат на издержки производства  в размере, не более  чем в два  раза превышающем нормы,  установленные для соответствующих видов  основных фондов.  Наряду с  применением механизма ускоренной  амортизации   для  субъектов   малого  бизнеса   и  частного предпринимательства  вводится   дополнительно  система   списания,   как амортизационных  отчислений,  до  50  процентов первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет.


5.  Формируется  система   санации  несостоятельных   должников, основанная    на    оценке    реальных    возможностей    восстановления платежеспособности  ранее  приватизированных  предприятий  и   субъектов малого  бизнеса   и  частного   предпринимательства  в   продолжении  их финансово-хозяйственной    деятельности.    Осуществляются    меры    по приватизации  имущества   несостоятельных  должников   и   разукрупнению производственных  объектов  с  целью  выделения  реальных  банкротов   в составе общей производственной структуры.


Вводятся специальные  ценные бумаги,  обеспечивающие возможность регулирования платежей  путем передачи  имущества должников  кредиторам. Реализуются  принципиально  новые  подходы  к приватизации и структурной перестройке   экономики,   при   которых   имущество   плохо  работающих предприятий переходит к высокоэффективным предприятиям, адаптировавшимся к  работе  в  новых  рыночных  условиях. Проводятся процедуры частичного банкротства.



V. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ


Выполнение Государственной программы  развития малого бизнеса  и частного  предпринимательства  осуществляется  органами государственного управления, негосударственными  структурами, целью  деятельности которых является  поддержка  и  инвестирование  развития  предпринимательства, а также общественными организациями. Основную роль должны сыграть  местные органы  государственного  управления.  При  этом  следует учитывать, что программа  опирается   прежде  всего   на  меры   не    административно- командного, а экономического воздействия, ориентирована прежде всего  на создание организационных структур, механизмов и условий, необходимых для поддержки предпринимательских структур, и включает в себя  осуществление мероприятий  по  реализации  Государственной  программы  развития малого бизнеса и частного предпринимательства.





ПРИЛОЖЕНИЕ N 1



МЕРОПРИЯТИЯ

по реализации государственной

программы поддержки развития малого бизнеса

и частного предпринимательства



Мероприятия

Сроки

Исполнители

           

I. СОЗДАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ МАЛОГО БИЗНЕСА И

ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА


1.

Создание комиссий по продаже объектов государственной собственности


1995г.

1996г.

Госкомимущество,

(ГКИ), хокимияты

2.

Создание специальных комиссий по продаже земельных участков под приватизированными объектами торговли и сферы обслуживания


постоянно


хокимияты, ГКИ

3.

Организация комиссий по продаже земельных участков в бессрочное пользование с правом наследования



хокимияты, ГКИ

4.

Организация аукционов и конкурсов по продаже имущества ликвидируемых предприятий и предприятий-     банкротов


1995-

1996гг.

ГКИ, хокимияты

Отраслевые органы

5.

Организация аукционов и конкурсов по продаже объектов незавершенного строительства, автотранспорта и оборудования.


постоянно

Отраслевые органы, хокимияты, ГКИ


6.

Организация инвестиционных торгов (в том числе с участием иностранных инвесторов) по продаже акций, принадлежащих государству


1995-

1996гг.

ГКИ, хокимияты,

отраслевые органы

7.

Организация тендерной продажи пакетов акций


1995г.

1996г.

ГКИ, хозяйственные ассоциации

8.

Создание инвестиционных институтов:





инвестиционных компаний



инвестиционных фондов


трастовых компаний



фондовых магазинов и расширение

сети брокерских контор

23

5


2


2


28

10

1995г.

1996г.


1995г.


1995г.

1996г.

1995г.

1996г.

ГКИ, хокимияты,

министерства,

предпринимательские структуры



Организация рынка ценных бумаг иностранных эмитентов на территории республики и реализация акций эмитентов Республики Узбекистан иностранными эмитентами


Организация вторичного рынка ценных бумаг


1995г.

1996г.

ГКИ, Фондовая

биржа, Минфин

МВЭС



Фондовая биржа,

ГКИ, Минфин,


9.

Создание расчетного клирингового центра по операциям с ценными бумагами


декабрь

1995г.

Национальный депозитарий, ГКИ

10.

Создание филиалов Республиканской фондовой биржи в областях

7

7

1995г.

1996г.

РФБ "Ташкент"

ГКИ, хокимияты,

предпринимательские структуры


11.

Создание филиалов депозитария

3

7

1995г.

1996г.

Национальный

депозитарий "Вакт", ГКИ, хокимиятами,

предпринимательские структуры


12.

Создание банка данных в Узоптбиржеторге и товарно-сырьевой бирже (наличие товаров и сырьевых ресурсов, цена) и обеспечение этой информацией клиентов. Проведение ярмарок, выставок по оптовой продаже товарно-сырьевых ресурсов.

Развитие сети мелкооптовых магазинов по продаже товарно-сырьевых ресурсов, в том числе в сельской местности.


ноябрь

1995г.



постоянно


1995г.

1996г.

Узоптбиржеторг,

союз предпринима-

телей, Бизнес-фонд, хозяйственные ассо- циации, Узбекбирлашув




13.

Создание сети услуг по обслуживанию клиентов

1995-

1996гг.

Узсельхозснабремонт, Узоптбиржеторг,

Узавтопром,

Узхимпром, хозяйственные ассоциации


14.

Разработка целевых программ внедрения в сферу малого бизнеса и частного предпринимательства импортозамещающих технологий и производства (технологии использования солнечной и ветровой энергии, изготовление растительных и т.д.).


до конца

1995 г.

ГКНТ, хозяйственные ассоциации


15.

Оказание содействия в создании и функционировании агроинновационных фирм, основанных на частных средствах населения, для закупок передового технологического оборудования по переработке сельхозпродукции


постоянно

хокимияты,

Бизнес-фонд,

МВЭМ, Минфин,

банки

16.

Упростить процедуру регистрации частных и малых предприятий частных и малых предприятий любых форм собственности как участников внешнеэкономической деятельности.


1996г.

МВЭС, Минюст,

хокимияты


        

II. МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА И

ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА


1.

Разработка проекта Закона "О стимулировании развития малого бизнеса и частного предпринимательства".

август

1995г.

Минюст, ГКИ,

Бизнес-фонд,

Союз предприни- мателей


2.

Внесение изменений и дополнений в законодательство о малом бизнесе и частном предпринимательстве.


при необходимости

Минюст, ЦБ,

Минфин, Госкомпрогнозстат, ГКИ, ГНК


3.

Внесение в Олий Мажлис Закона "О защите прав акционеров".

август

сентябрь

1995г.

Минюст, ГКИ,

Бизнес-фонд, Союз

Предпринимателей


4.

Подготовка предложений в правительство по использованию возможностей Узэкспоцентра для рекламы продукции частных и малых предприятий


до конца

1995г.

МВЭС, хозяйственные ассоциации,

Узоптбиржеторг



5.

Создание торговых домов и расчетно-клиринговых центров в странах СНГ.

1995-

1996гг.

Узбексавдо, ЦБ,

МВЭС, Узоптбирже-

торг, Узбекбирлашув, Уззаготторг, хозяйственные ассоциации


6.

Содействие в создании лизинговых предприятий и обеспечение их информацией о технике и оборудовании, а также технологиях, как отечественных, так и зарубежных


до конца

1995г.

Бизнес-фонд МВЭС,

Госкомпрогнозстат,

ЦБ ГФНТИ


7.

Организация производства современного мини- оборудования и технологических линий для предприятий малого бизнеса и частного предпринимательства


1996г.

Машиностроительные отрасли, ГКНТ, АН


8.

Организация научно-консультационной фирмы для адресно-информационного обслуживания предпринимателей, создания баз и банков данных о новой технике и технологиях, обеспечивающих селективный отбор предпринимателями объектов науки и техники по их запросу.


до конца

1995г.

Бизнес-фонд,

ГФНТИ, ГКНТ, АН Госкомпрогнозстат, Союз предпринимателей


9.

Размещение на конкурсной основе у субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства не менее 15 процентов от общего объема продукции и услуг, поставляемых для государственных нужд.


постоянно

Госкомпрогнозстат, Узоптбиржеторг, хозяйственные ассоциации


10.

Выявление и продажа малым и частным предпринимателям государственной собственности, отдельных видов основных фондов, законсервированного либо подготавливаемого к консервации оборудования, не используемых производств и производственных мощностей, а также объектов социальной инфраструктуры


постоянно

ГКИ, хозяйственные ассоциации, хокимияты



11.

Организация на местах инновационных институтов рынка (бизнес-инкубаторов, технопарков, лизинговых предприятий, производственно-технологических центров, фирм, дехканских бизнес-центров)


до конца

1995г.

Бизнес-фонды,

хокимияты, Союз предпринимателей,

хозяйственные

ассоциации, ГКИ

12.

Создание центров подготовки предпринимателей по основам современного бизнеса с учетом местных особенностей в виде:

а) двухгодичной школы бизнеса;

б) бизнес-инкубаторов;

в) технопарков;

г) постоянно действующих семинаров (в сельской местности)


сентябрь

1995г.

Минвуз, МНО Союз

предпринимателей,

Бизнес-фонд


13.

Переориентация профтехучилищ на подготовку специалистов рыночных профессий


сентябрь

1995г.

МНО

14.

Перепрофилирование действующих, создание новых высших и специальных учебных заведений по специальностям рыночной ориентации


сентябрь

1995г.

Минвуз

15.

Подготовка и выпуск специализированной литературы по предпринимательству


ноябрь

1995г.

Госкомпечать,

Минвуз, МНО

16.

Включить в школьную программу курсы основ предпринимательства


сентябрь

1995г.

МНО

17.

Разработка учебных программ по предпринимательству, адaптированных к местным условиям для вузов, техникумов, профтехучилищ, колледжей


сентябрь

1995г.

МНО, Минвуз,

Бизнес-фонд,

Союз предпринимателей


18.

Подготовка на государственном языке нормативных, методических и учебных материалов для сельского предпринимательства


декабрь

1995г.

Минюст, Союз

Предпринимателей,

Госкомпечать


19.

Направление на обучение и стажировку по всем формам внешнеэкономических связей


постоянно

МВЭС, МИД, ГКИ,

Минвуз


20.

Изучение в регионе состояния внутреннего рынка услуг и товаров повседневного спроса и потребления на душу населения, в том числе сельхозпродукции, оценка потребностей и перспективы в наращивании производства товаров и услуг


ежекварта-льно

Госкомпрогноз-

стат, хокимияты,

Минсельхоз,

Узбытсоюз

21.

Изучение опыта хозяйствующих предпринимателей и пропаганда его посредством телерадиопередач и публикаций в местной прессе


постоянно

Узтелерадио,

Госкомпечать,

Хокимияты


22.

Разработка стратегии развертывания сети мини-предприятий по переработке сельхозпродукции

август-

декабрь

1995г.

Госкомпрогноз-

стат, хокимияты,

Минсельхоз,

Узплодоовощвин-

пром, Пищепром,

Масложиртабак-

пром, Узбекбирла-

шув, Уззаготторг


23.

Разработка программ эффективного использования трудовых ресурсов с учетом уровня квалификации и потребности производства

декабрь

1995г.


Госкомпрогноз-

стат, хокимияты,

Минсельхоз,

Узплодоовощвин-

пром, Пищепром,

Масложиртабак-

пром, Минтруд


24.

Содействие созданию обществ взаимного кредитования для аккумулирования временно свободных денежных средств участников обществ-субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства


постоянно

хокимияты,

Бизнес-фонд,

Союз предприни-

мателей

25.

Создание территориальных Палат предпринимателей


1996 г.

хокимияты,

Бизнес-фонд


26.

Создание предпринимательских гильдий

1995 г.

Союз предприни-

мателей, Бизнес-

фонд


27.

Подготовить Концепцию перехода от действующей социальной защиты к системе социальных гарантий и социальной поддержки


октябрь

1995 г.

Минтруд,

Минсобес,

Федерация проф-

союзов, Госком-

прогнозстат


28.

Вовлечение молодежи и лиц, высвобождаемых из сельскохозяйственного производства, в создаваемые малые и частные производства

постоянно

Союз предприни-

мателей, Мин-

собес, Минфин,

хокимияты, Феде-

рация профсоюзов,

хозяйственные

ассоциации


29.

Подготовка проекта закона об обязательном медицинском страховании

октябрь

1995 г.

Минздрав, Минфин,

Минтруд, Мин-

собес, Федерация

профсоюзов


30.

Подготовка закона "О занятости населения"

октябрь

ноябрь

Минтруд, Мин-

собес, Федерация

профсоюзов, Мин-

фин, Минюст, АН


31.

Издание правового бюллетеня Министерства юстиции по вопросам поддержки предпринимателей


ежеквар-

тально

Минюст


32.

Издание научной и информационно-справочной литера- туры по проблемам развития малого бизнеса и частного предпринимательства


ежеквар-

тально

Бизнес-фонд,

Союз предприни-

мателей, хозяй-

ственные ассоциа-

ции, ГКИ


33.

Издание ежеквартальных бюллетеней "Приватизация"


ежеквар-

тально

ГКИ, Бизнес-фонд


34.

Упростить процедуру регистрации частных и малых предприятий любых форм собственности как участников внешнеэкономической деятельности



МВЭС, Минюст,

хокимияты


35.

Создание маркетинговых центров с банком данных для сельского предпринимателя


1996 г.

Бизнес-фонд,

хокимияты, ГФНТИ,

Госкомпечать,

Госкомпрогноз-

стат, Узоптбир-

жеторг, Союз

предпринимателей


36.

Создание рекламно-информационных программ по пропаганде развития малого бизнеса и частного предпринимательства


до конца

1995 г.

Узтелерадио,

Госкомпечать,

Бизнес-фонд,

Союз предпринимателей, хозяйственные ассоциации


37.

Содействие созданию сети консалтинговых компаний и фирм для оказания аудиторских, консалтинговых и информационно-правовых услуг малым и частным предприятиям


1995 г.

Минфин, Минюст,

хокимияты, ГКИ,

Бизнес-фонд,

ГКНТ


38.

Ввод тарифного, таможенного регулирования


1995 г.

Минфин, ГНК


          

III. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


1.

Формирование областных филиалов Фонда поддержки частного предпринимательства и малого бизнеса


сентябрь

1995 г.

Бизнес-фонд,

ГКИ, хокимияты

2.

Формирование территориальных подразделений страхового агентства "Мадад"


сентябрь

1995 г.

Страховое агент-

ство "Мадад",

Бизнес-фонд,

Хокимияты


3.

Создание земельного банка


1996 г.

Кабинет Министров,  ЦБ,


4.

Создание филиалов Приватбанка в регионах республики


1995-

1996 гг.

Приватбанк,

ГКИ,

Узпромстройбанк,

учредители банка


          

IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ


1.

Разработка отраслевых и территориальных программ поддержки малого бизнеса и частного предпринимательства, организация контроля их выполнения


сентябрь

1995 г.

хокимияты, ГКИ,

Госкомпрогноз-

стат, Минфин,

Бизнес-фонд,

Союз предпринимателей


             









Время: 0.0056
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск