ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Налоги. Обязательные платежи / Утратившие силу акты налогового законодательства с 1991 по 1997 гг. / Иные вопросы /Положение о Главном управлении по контролю за валютными и экспортно-импортными операциями Государственного налогового комитета Республики Узбекистан (Приложение N 2 к Постановлению КМ РУз от 11.03.1996 г. N 88)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к Постановлению КМ РУз
от 11.03.1996 г. N 88
ПОЛОЖЕНИЕ
о Главном управлении по контролю
за валютными и экспортно-импортным операциями
Государственного налогового комитета
Республики Узбекистан
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Главное управление по контролю за валютными и экспортно-импортными операциями Государственного налогового комитета Республики Узбекистан (далее - Главное управление) осуществляет предусмотренные законом меры, направленные на обеспечение полного исполнения юридическими и физическими лицами действующих нормативных актов по осуществлению валютных и экспортно-импортных операций, в том числе своевременного и в полном объеме поступления валютной выручки от экспорта и обязательной ее продажи Центральному банку, а также эффективного использования хозяйственными субъектами Республики Узбекистан валютных средств, приобретенных на Республиканской валютной бирже для конкретных целей и программ.
2. В своей деятельности Главное управление и его региональные подразделения руководствуются Конституцией и законами Республики Узбекистан, Указами Президента Республики Узбекистан, постановлениями Олий Мажлиса и Кабинета Министров Республики Узбекистан, международными договорами, участником которых является Республика Узбекистан, Положением о государственных налоговых органах Республики Узбекистан, утвержденным постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 14 июня 1991 года, а также настоящим Положением.
3. Главное управление осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с Министерством финансов, Центральным банком, Министерством связей Республики Узбекистан, правоохранительными органами и уполномоченными банками, агентами валютного контроля, а также разрабатывает и внедряет в пределах своей компетенции систему их взаимодействия.
II. СТРУКТУРА ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА
ВАЛЮТНЫМИ И ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫМИ ОПЕРАЦИЯМИ
4. Главное управление по контролю за валютными и экспортно-импортными операциями возглавляет начальник.
В центральном аппарате Государственного налогового комитета в составе Главного управления создаются:
управление по контролю за валютными операциями;
управление по контролю за экспортно-импортными операциями;
управление статистики и анализа хода выполнения валютных и экспортно-импортных операций.
5. В государственных налоговых управлениях Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента образуются отделы по контролю за валютными и экспортно-импортными операциями, которые подчиняются непосредственно Главному управлению по контролю за валютными и экспортно-импортными операциями.
6. Начальник Главного управления и начальники управлений утверждаются председателем Государственного налогового комитета. Начальники территориальных отделов утверждаются председателем Государственного налогового комитета по представлению начальников региональных налоговых управлений.
III. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ
7. Главное управление в рамках своей компетенции обеспечивает контроль за выполнением нормативных актов Республики Узбекистан предприятиями, организациями и физическими лицами, участвующими в осуществлении валютных и экспортно-импортных операций.
8. Основными задачами Главного управления и его региональных подразделений являются:
- контроль за полнотой поступления в установленном порядке средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям ;
- контроль за правильностью осуществления экспортно-импортных операций, включая экспортно-импортные операции, осуществляемые в централизованном порядке через МВЭС Республики Узбекистан, и обязательной продажи части выручки по ним Центральному банку Республики Узбекистан;
- обеспечение полного и своевременного учета экспортно-импортных контрактов на основе таможенных деклараций и паспортов сделки, а также выработка предложений по дальнейшему его совершенствованию;
- контроль за целевым использованием заемных валютных средств предприятий и организаций, а также средств, выкупленных на Республиканской валютной бирже;
- осуществление контроля за предприятиями-патентодержателями по вопросам соблюдения ими Порядка учета и конвертации выручки, полученной от реализации товаров, импортированных за СКВ.
9. В соответствии с возложенными задачами Главное управление выполняет следующие основные функции:
- ежемесячно (до 10 числа) получает от уполномоченных банков, Управления валютного контроля Государственного таможенного комитета и МВЭС Республики Узбекистан необходимую информацию для осуществления контроля, анализа и подготовки статданных о ходе исполнения экспортно- импортных контрактов, осуществления обязательной продажи Центральному банку Республики Узбекистан части выручки по ним, а также использования валютных средств;
- разрабатывает совместно с аналогичными подразделениями Министерства финансов, Центрального банка, Министерства внешних экономических связей, уполномоченных банков и правоохранительных органов предложения по совершенствованию контроля за экспортно-импортными операциями предприятий республики, своевременностью и полнотой поступления валютной выручки, ее эффективным использованием, разрабатывает инструкции, методические пособия и другие документы, вносит их на рассмотрение Правительству республики;
- участвует в осуществлении контроля за правильностью использования квот и лицензий на экспорт товаров и услуг;
- участвует в разработке разъяснений и методических рекомендаций по организации проведению работы по учету экспортно-импортных контрактов и осуществления обязательной продажи части выручки по ним;
- участвует в подготовке Государственным налоговым комитетом документов, направляемых в Олий Мажлис Республики Узбекистан, Президенту Республики Узбекистан, Правительству Республики Узбекистан, министерствам ведомствам Республики Узбекистан по вопросам, относящимся к компетенции управления;
- разрабатывает методику выявления и пресечения фактов нарушения установленного порядка осуществления экспортно-импортных операций и обязательной продажи части выручки Центральному банку, использования валютных средств;
- обеспечивает взаимодействие с аналогичными органами зарубежных государств;
- анализирует и обобщает практику контрольной работы, а также зарубежный опыт в этой области и вносит в установленном порядке предложения по развитию и совершенствованию законодательства Республики Узбекистан в области контроля за валютными и экспортно-импортными операциями;
- осуществляет проверки предприятий-патентодержателей по вопросам соблюдения ими Порядка учета и конвертации выручки, полученной от реализации товаров, импортированных за СКВ, и вносит в Центральный банк и Республиканскую комиссию по денежно-кредитной политике предложения об отзыве патентов на право конвертации сумов в СКВ у предприятий, нарушающих установленный порядок;
- на основании результатов проверок подготавливает материалы для передачи в правоохранительные органы и в пределах своей компетенции оказывает им содействие;
- подготавливает информацию о проведенной работе и вносит на рассмотрение Кабинета Министров Республики Узбекистан;
- вносит предложения о наложении финансовых санкций, установленных законодательством за нарушение предприятиями и организациями порядка совершения экспортно-импортных операций, осуществления обязательной продажи и использования валютных средств;
- анализирует и сверяет совместно с Министерством финансов, Центральным банком, Министерством внешних экономических связей Республики Узбекистан и Государственным таможенным комитетом данные о количестве и стоимости экспортно-импортных контрактов, прошедших регистрацию в МВЭС, уполномоченных банках и Государственном таможенном комитете, осуществлении обязательной продажи и использовании валютных средств;
- рассматривает, анализирует и систематически обобщает результаты рассмотрения заявлений, жалоб и писем организаций и предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, по вопросам правильности исполнения экспортно-импортных операций, осуществления обязательной продажи и использования полученных валютных средств.
IV. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
10. Главное управление в соответствии с возложенными на него задачами и выполняемыми функциями имеет право:
- получать от органов и агентов валютного контроля необходимую информацию и документы для эффективного осуществления своих задач;
- проводить документальные проверки хозяйствующих субъектов на предмет правильности осуществления ими валютных экспортно-импортных операций;
- обращаться к налоговым органам, компетентным службам, фирмам и банкам зарубежных государств за содействием при проведении проверок деятельности в этих государствах юридических и физических лиц - резидентов Республики Узбекистан, а также имеющихся их валютных счетов и средств на них;
- контролировать в пределах полномочий правильность осуществления централизованных экспортно-импортных операций и в случае выявления нарушений установленного порядка представлять и защищать интересы государства в судебных органах.
11. Сотрудникам Главного управления и его структурных подразделений предоставляются права, предусмотренные Положением о государственных налоговых органах Республики Узбекистан, утвержденным постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 14 июня 1991 г.
12. Сотрудники Главного управления и его территориальных подразделений несут ответственность за сохранение ставшей им известной при выполнении своих функций коммерческой тайны юридических и физических лиц, а также неразглашение сведений о средствах в иностранной валюте юридических и физических лиц, полученных и используемых ими на законном основании.
Начальник Главного управления, начальники управлений и отделов, сотрудники Главного управления и его структурных подразделений несут ответственность за:
- нарушение требований законодательства Республики Узбекистан;
- невыполнение Положения о Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 4 марта 1994 г. N 114;
- невыполнение своих должностных обязанностей;
- невыполнение требований Положения о Главном управлении.