ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Земля и иные природные ресурсы. Охрана окружающей среды / Законодательство о недрах / Управление использованием и охраной недр /

Положение о порядке осуществления мониторинга недр Республики Узбекистан (Приложение к Постановлению КМ РУз от 12.05.2014 г. N 119)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Постановлению КМ РУз

от 12.05.2014 г. N 119



ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке осуществления мониторинга недр

Республики Узбекистан


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Республики Узбекистан "О недрах" и другими нормативно-правовыми актами и определяет порядок осуществления мониторинга недр на территории Республики Узбекистан.


2. Мониторинг недр (далее - мониторинг) включает в себя регулярные наблюдения, сбор, накопление и обработку информации, проведение анализа и оценку состояния геологической среды, прогноз изменений недр под влиянием естественных природных и техногенных факторов, недропользования и других видов деятельности.


3. Мониторинг является составной частью комплексной системы государственного мониторинга окружающей природной среды.

Данные мониторинга используются для государственных докладов и официальных публикаций, а также для информационного обмена на межведомственном и международном уровнях в установленном порядке.



II. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ МОНИТОРИНГА


4. Основной целью мониторинга является оценка состояния недр, выявление, предупреждение и предотвращение ситуаций, связанных с изменениями в недрах под воздействием природных и техногенных факторов, создающих угрозу хозяйственной деятельности, жизни и здоровью населения.


5. Основными задачами мониторинга являются:

организация регулярных наблюдений за состоянием недр в естественных условиях и в районах развития техногенного воздействия на геологическую среду;

сбор, обработка, хранение и анализ данных о состоянии недр;

прогнозирование изменения состояния недр;

выработка рекомендаций по предупреждению и устранению негативных процессов, происходящих при недропользовании;

создание информационно-аналитической системы мониторинга недр;

обеспечение органов государственной власти, государственных и иных организаций информацией об изменениях в состоянии недр и других компонентов окружающей природной среды;

контроль за рациональным использованием недр;

взаимодействие с другими системами мониторинга.


6. Объектами мониторинга являются экзогенные и эндогенные процессы, подземные воды (включая термальные и минеральные), перспективные участки и месторождения всех видов полезных ископаемых, сейсмически активные районы и районы развития экзогенных геологических процессов.


7. Практическое осуществление мониторинга предусматривает специально организованные систематические наблюдения (наблюдательные пункты, съемки, обследования, изыскания и дистанционные наблюдения) за состоянием недр, выявление изменений, их оценку и прогноз:

состояния изменения недр;

источников воздействия на недра;

природных и техногенных процессов и факторов воздействия на недра;

состояния уровня загрязнения геологической среды.



III. СТРУКТУРА МОНИТОРИНГА


8. Структура система мониторинга состоит из следующих подсистем:

подземные воды;

опасные экзогенные геологические процессы;

эндогенные геологические процессы;

перспективные участки и месторождения твердых полезных ископаемых и углеводородного сырья;

участки недр, используемые для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых.


9. Мониторинг подземных вод предназначен для оценки их состояния по качественным и количественным показателям и прогноза изменения, в том числе эксплуатируемых месторождений подземных вод, учета прогнозных ресурсов и запасов подземных вод и их использования, подготовки информации для включения в государственные кадастры подземных вод.


10. Мониторинг опасных экзогенных геологических процессов предназначен для наблюдения за экзогенными геологическими процессами, выявления их территориального распространения с учетом природных и техногенных факторов, в том числе для своевременного предупреждения возникновения и развития опасных экзогенных геологических процессов.


11. Мониторинг эндогенных геологических процессов предназначен для оперативной оценки изменений напряженно деформированного состояния горных пород сейсмоактивных зон.


12. Мониторинг перспективных участков и месторождений твердых полезных ископаемых предназначен для оценки текущего состояния содержащихся в них полезных ископаемых и прогнозирования изменений, включая наблюдения за состоянием массива горных пород, подземных вод, геологических процессов и других компонентов окружающей природной среды на участке недр.


13. Мониторинг месторождений углеводородного сырья предназначен для оценки текущего состояния разрабатываемых месторождений нефти и газа и прогнозирования изменений этого состояния, включая загрязнение недр нефтепродуктами, влияние на динамические, гидрогеологические и другие условия окружающей природной среды, учета состояния участков недр по объектам недропользования, связанным с добычей углеводородов.


14. Мониторинг участков недр, используемых для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, предназначен для оценки состояния недр и прогноза изменения при строительстве и эксплуатации нефте- и газохранилищ в пластах горных пород, при захоронении в подземных горизонтах радиоактивных и опасных веществ, а также при размещении в недрах промышленных и бытовых отходов.



IV. ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА


15. Мониторинг осуществляют по схеме согласно приложению к настоящему Положению.


16. Мониторинг осуществляется на следующих уровнях:

республиканский (охватывает всю территорию республики);

региональный (охватывает территорию, ограниченную физико-географическими, административными и иными границами);

локальный (производственный) мониторинг (охватывает территорию определенных природно-техногенных и ландшафтно-экологических комплексов).


17. Республиканский и региональный мониторинг осуществляется:

подразделениями Государственного комитета Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам - в части подземных вод, экзогенных геологических процессов, перспективных участков и месторождений твердых полезных ископаемых и углеводородного сырья;

региональными станциями Института сейсмологии Академии наук Республики Узбекистан - в части эндогенных геологических процессов;

подразделениями Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды - в части участков недр, не связанных с добычей полезных ископаемых.

18. Республиканский и региональный мониторинг осуществляются на основе данных:

опорной наблюдательной сети, включая пункты наблюдений (скважины, участки, полигоны), которые размещаются на природно-естественных и техногенно нарушенных площадях;

формируемых в подразделениях территориальных уровней банков данных по количественным и качественным показателям на основе информационно-аналитических материалов.


19. Методика ведения мониторинга, предусматривающая в том числе сроки и формы представляемой информации, утверждается решениями Государственного комитета по геологии и минеральным ресурсам, Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды и Института сейсмологии Академии наук Республики Узбекистан.

20. Работы, связанные с мониторингом на республиканском и региональном уровнях, финансируются за счет средств Государственного бюджета в рамках программ, проектов и других документов, согласованных с Министерством финансов Республики Узбекистан в установленном порядке.


21. Производственный мониторинг ведется недропользователями в соответствии с условиями пользования участками недр, планами разработки месторождений и других документов, регламентирующих деятельность на соответствующем участке недр.


22. Производственный мониторинг осуществляется на основе данных наблюдений геологической среды на участках недр, в пределах контуров, представленных для пользования в установленном порядке.


23. Работы, связанные с производственным мониторингом, финансируются за счет средств недропользователей.


24. Информация, полученная в ходе мониторинга, должна содержать данные о состоянии недр на соответствующих участках с учетом изменений в геологической среде, выводы и рекомендации для учета, обобщения, хранения и принятия соответствующих мер в установленном порядке.


25. Информация, полученная в ходе мониторинга, обобщается в части:

подземных вод - в Государственном комитете Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам и учитывается в Государственном водном кадастре;

экзогенных геологических процессов - в Государственном комитете Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам и учитывается в Государственном кадастре зон повышенной природной опасности;

эндогенных геологических процессов - в Институте сейсмологии Академии наук Республики Узбекистан;

перспективных участков и месторождений твердых полезных ископаемых и углеводородного сырья - в Государственном комитете Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам и учитывается в Государственных балансах запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых;

участков недр, не связанных с добычей полезных ископаемых - в Государственном комитете Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды.

26. Информация, полученная в ходе мониторинга, представляется в части:

подземных вод - в Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды и органы государственной власти на местах;

экзогенных геологических процессов - в Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан, Государственный комитет Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам и органы государственной власти на местах;

эндогенных геологических процессов - в Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан и органы государственной власти на местах;

перспективных участков и месторождений твердых полезных ископаемых и углеводородного сырья - в Государственный комитет Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам;

участков недр, не связанных с добычей полезных ископаемых, - в Министерство по чрезвычайным ситуациям, Государственный комитет Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам, Государственный комитет промышленной безопасности Республики Узбекистан и органы государственной власти на местах.

27. Информация, полученная в ходе мониторинга, соответствующими органами не реже одного раза в год представляется в Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды для подготовки национального доклада о состоянии окружающей природной среды и использования природных ресурсов в Республике Узбекистан.

В случае получения информации о выявлении особо опасных и предельно допустимых процессов изменения состояния геологической среды она оперативно представляется в государственные органы, указанные в пункте 26 настоящего Положения.


28. Порядок и условия обобщения и передачи конфиденциальной и закрытой информации, содержащей государственную тайну, определяются соответствующим законодательством.



V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


29. Запрещается разглашение либо передача сторонним лицам информации о состоянии мониторинга, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.


30. Руководители государственных органов и юридических лиц, а также физические лица, получившие право пользования участками недр, несут в соответствии с законодательством ответственность за достоверность представляемой информации по результатам мониторинга.






ПРИЛОЖЕНИЕ

к Положению



СХЕМА

осуществления мониторинга недр

в Республике Узбекистан

            

Объекты мониторинга

Подземные воды

(включая минеральные и термальные воды)


Экзогенные геологические процессы


Перспективные участки и месторождения твердых полезных ископаемых и углеводородного сырья


Эндогенные геологические процессы


Участки недр, не связанные с добычей полезных ископаемых


















































V





V





V







V





V


Государственные органы, осуществляющие мониторинг

Госкомгеологии (соответствующие подразделения)


Институт сейсмологии АН (региональные станции)


Госкомэкологии (соответствующие подразделения)
















































V





V





V







V





V


Результаты мониторинга

Выявление, предупреждение и предотвращение ситуаций, связанных с изменением состояния недр, которые могут создать угрозу хозяйственной деятельности, жизни и здоровью населения.

Информационное обеспечение управления государственным фондом недр и рационального недропользования.

Оценка и учет состояния недр, ресурсов по объектам недропользования и водопользования.

Своевременное выявление и прогнозирование изменения состояния недр под воздействием природных и техногенных факторов.

Оценка состояния недр и прогнозирование их изменения.









































V





V





V







V





V


Передача информации

Госкомгеологии, Госкомэкологии


МЧС, Госкомгеологии, органы государственной власти на местах


Госкомгеологии



МЧС, органы государственной власти на местах


МЧС, Госкомгеологии, Государственный комитет промышленной безопасности Республики Узбекистан, органы государственной власти на местах, Госкомприроды































































V












Обобщенная информация

Госкомэкологии

        


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

19 мая 2014 г., N 20, ст. 225


"Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан",

2014 г., N 5, ст. 45














Время: 0.2280
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск