Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
12.12.2002 г.
N 436-II
О ВСЕОБЩЕЙ ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ
И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ
Целью настоящего Закона является регулирование отношений, связанных с исполнением гражданами Республики Узбекистан всеобщей воинской обязанности и прохождением ими военной службы.
Статья 2. Законодательство о всеобщей воинской
обязанности и военной службе
Законодательство о всеобщей воинской обязанности и военной службе состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства, базирующихся на Конституции Республики Узбекистан.
Всеобщая воинская обязанность заключается в обязательной военной подготовке граждан к защите Республики Узбекистан и устанавливается в целях обеспечения комплектования Вооруженных Сил Республики Узбекистан (далее - Вооруженные Силы) и подготовки их резерва.
Всеобщая воинская обязанность включает подготовку граждан к военной службе, призыв (поступление) на военную службу, прохождение военной службы по призыву или по контракту, службу в резерве, альтернативную службу, соблюдение правил воинского учета, мероприятия по защите населения в чрезвычайных ситуациях или и случае военной агрессии против Республики Узбекистан.
В соответствии с настоящим Законом граждане Республики Узбекистан именуются:
призывники - лица, подлежащие призыву на военную службу и приписанные к районным (городским) призывным участкам;
военнослужащие - лица, состоящие на действительной военной службе;
военнообязанные - лица, состоящие в резерве и запасе Вооруженных Сил;
невоеннообязанные - лица, не принятые на воинский учет по различным причинам или исключенные с воинского учета, в том числе находящиеся в отставке.
Действительная военная служба - это военная служба в Вооруженных Силах по призыву или по контракту на должности рядового, сержантского и офицерского составов.
Всеобщая воинская обязанность не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих на территории Республики Узбекистан.
Граждане, впервые призванные или добровольно (по контракту) поступившие на военную службу, принимают присягу Родине перед Государственным флагом Республики Узбекистан следующего содержания:
"Я, (фамилия, имя, отчество), вступая в ряды Вооруженных Сил Республики Узбекистан, целуя священный флаг - символ моего государства, перед светлой памятью моих Великих предков, будучи преисполнен решимости честно выполнять свой долг перед Родиной, перед своей совестью, честью и достоинством:
Торжественно клянусь,
на протяжении всей моей жизни быть верным Республике Узбекистан, своему народу и Президенту;
до последнего вздоха защищать независимость Родины, неприкосновенность ее границ, мир, спокойствие и национальные интересы моего народа;
непримиримо бороться с любыми проявлениями агрессии и корыстного посягательства против Республики Узбекистан;
свято чтить Конституцию, законы Республики Узбекистан, общевоинские уставы, сохранять государственную и военную тайну;
в любых условиях - на земле, на воде, в воздухе добросовестно исполнять свой служебный долг;
при любых обстоятельствах, испытаниях и трудностях оправдать высокое доверие моей Родины".
Военнообязанные, не принимавшие ранее присягу Родине, принимают ее, будучи привлеченными на военные сборы или призванными по мобилизации.
Порядок принятия присяги Родине определяется Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Республики Узбекистан.
Гражданам Республики Узбекистан запрещается поступление на военную службу, на службу в органы безопасности, полиции, военной юстиции или иные подобные органы иностранных государств.
Военная служба - особый вид государственной службы по выполнению гражданами Республики Узбекистан всеобщей воинской обязанности в Вооруженных Силах.
Устанавливаются следующие виды военной службы:
срочная военная служба;
военная служба в мобилизационном призывном резерве;
военная служба по контракту;
служба резервистов, отслуживших военную службу в Вооруженных Силах Республики Узбекистан.
В мирное время на срочную военную службу на должностях рядового и сержантского составов, а также на службу в мобилизационном призывном резерве призываются граждане мужского пола в возрасте от восемнадцати до двадцати семи лет, годные по состоянию здоровья к прохождению военной службы в Вооруженных Силах.
Срочная военная служба - обязательная служба в Вооруженных Силах на должностях рядового и сержантского составов граждан призывного возраста, а также офицеров, ранее не проходивших военную службу, в течение установленного законодательством срока.
Срок срочной военной службы в календарном исчислении устанавливается двенадцать месяцев.
Порядок прохождения срочной военной службы определяется законодательством.
Статья 6. Военная служба в мобилизационном
призывном резерве
Лица, годные к военной службе, в том числе с ограничениями, и не имеющие права на отсрочку и освобождение от нее, но не призываемые на очередной срок в Вооруженные Силы, подлежат зачислению в мобилизационный призывной резерв.
Служба в мобилизационном призывном резерве организуется по территориальному принципу в виде месячных сборов и предусматривает внесение призывниками денежных взносов на Специальный счет Министерства обороны Республики Узбекистан.
Указанные лица зачисляются на службу в мобилизационный призывной резерв до достижения ими двадцати семи лет и могут привлекаться к ежегодным военным сборам, а в случае возникновения чрезвычайных ситуаций или военной агрессии против Республики Узбекистан призываются на действительную военную службу.
Граждане, прошедшие месячные сборы в мобилизационном призывном резерве, зачисляются в резерв Вооруженных Сил.
Размер денежных взносов и порядок их внесения лицами, зачисленными на службу в мобилизационный призывной резерв, определяются отдельным положением, утверждаемым Президентом Республики Узбекистан. Указанные средства направляются в целевом порядке на покрытие расходов, связанных с проведением сборов со служащими мобилизационного призывного резерва, выплату выходного пособия при увольнении военнослужащих срочной военной службы соответствующих министерств и ведомств, в которых предусмотрена срочная военная служба, содержание администрации сборов, развитие и укрепление материально-технической базы Министерства обороны Республики Узбекистан, включая ремонт и строительство зданий, содержание в органах по делам обороны работников по учету служащих мобилизационного призывного резерва, закупку вооружения, военно-технического имущества и боеприпасов для нужд Министерства обороны Республики Узбекистан.
Порядок организации и прохождения службы в мобилизационном призывном резерве определяется Положением о порядке прохождения службы гражданами Республики Узбекистан в мобилизационном призывном резерве, утверждаемым Президентом Республики Узбекистан.
Военная служба по контракту - вид военной службы, исполняемой гражданами, поступившими на действительную военную службу в Вооруженные Силы на добровольной основе в соответствии с контрактом, заключаемым с государством в лице министерств и ведомств, в которых предусмотрена военная служба.
Граждане, избравшие военную службу в качестве профессии, проходят военную службу по контракту на должностях рядового, сержантского и офицерского составов.
Сроки и основные условия прохождения военной службы устанавливаются в контракте. При этом первоначальный контракт с лицами, поступающими на действительную военную службу по контракту, заключается на пять лет; новый контракт с военнослужащими по контракту (военнообязанными резерва) заключается на пять лет или на меньший срок, если до достижения предельного возраста пребывания на военной службе осталось менее пяти лет.
С курсантами высших военных образовательных учреждений на срок обучения заключаются контракты с условием последующего обязательного прохождения ими военной службы на должностях офицерского состава не менее пяти лет.
По окончании срока военной службы, предусмотренного контрактом, по согласованию сторон срок службы может быть продлен с заключением нового контракта. Порядок и сроки прохождения военной службы по контракту определяются Положением о порядке прохождения военной службы гражданами Республики Узбекистан.
Статья 8. Служба резервистов, отслуживших военную службу
в Вооруженных Силах
Служба резервистов - вид военной службы, устанавливаемый на основе всеобщей воинской обязанности для военнообязанных из числа рядовых, сержантов и офицеров, прошедших действительную военную службу, а также службу в мобилизационном призывном резерве, в целях комплектования соединений, частей и подразделений Вооруженных Сил до штатов военного времени, а также развертывания формирований военного времени.
Военнообязанные, проходящие службу в качестве резервистов, в мирное время могут привлекаться к прохождению военных сборов по военной подготовке, организуемых, как правило, по территориальному принципу на базе войсковых частей, с целью поддержания боевой готовности войск, сохранения и совершенствования навыков резервистов, необходимых для выполнения обязанностей по военно-учетной специальности в мирное и военное время.
Сроки прохождения военных сборов определяются статьей 32 настоящего Закона.
Резервисты в составе соединений и частей могут быть использованы по боевому предназначению как в военное, так и в мирное время при возникновении угрозы военной агрессии против Республики Узбекистан и безопасности страны, при ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуации в соответствии с указом Президента Республики Узбекистан.
Порядок прохождения службы резервистами Вооруженных Сил определяется законодательством.
Статья 9. Состав военнослужащих и военнообязанных.
Воинские звания
Военнослужащие и военнообязанные подразделяются на рядовой, сержантский и офицерский составы.
Офицерский состав подразделяется на младший, старший и генеральский.
Каждому военнослужащему и военнообязанному присваивается соответствующее воинское звание. Воинские звания в Вооруженных Силах делятся на войсковые и корабельного состава.
В Вооруженных Силах устанавливаются следующие воинские звания:
Войсковые
|
Корабельного состава |
I. Рядовой состав
|
|
рядовой |
матрос |
II. Сержантский состав
|
|
младший сержант сержант III степени сержант II степени сержант I степени старший сержант
|
старшина старшина III статьи старшина II статьи старшина I статьи главный старшина |
III. Офицерский состав
|
|
Младший офицерский состав
|
|
лейтенант старший лейтенант капитан
|
лейтенант старший лейтенант капитан-лейтенант |
Старший офицерский состав
|
|
майор подполковник полковник
|
капитан III ранга капитан II ранга капитан I ранга |
Генеральский состав
|
|
генерал-майор генерал-лейтенант генерал-полковник генерал армии
|
Высшим воинским званием в Вооруженных Силах является генерал армии, которое присваивается (в военное время) Верховному Главнокомандующему Вооруженными Силами Республики Узбекистан, а также министру обороны Республики Узбекистан.
К воинскому званию военнослужащего и военнообязанного офицерского состава, имеющего военно-учетную специальность юридического или медицинского профиля, добавляются соответственно слова "юстиции" или "медицинской службы".
К воинскому званию граждан, находящихся в резерве, запасе или отставке, добавляются соответственно слова "резерва", "запаса" или "в отставке".
Присвоение и лишение воинского звания, а также понижение и восстановление в воинском звании осуществляется в соответствии с законодательством.
За серьезные нарушения воинского долга, злоупотребление властью, невыполнение возложенных законами и общевоинскими уставами требований и обязанностей в чрезвычайных ситуациях лица генеральского состава могут быть понижены в воинском звании по решению Президента Республики Узбекистан.
Лишение воинского звания военнослужащих офицерского состава, в том числе лиц, находящихся в резерве или запасе, возможно только по решению суда при осуждении за тяжкое или особо тяжкое преступление.
Лишение воинского звания военнослужащих сержантского состава возможно по решению суда либо руководителей министерств и ведомств за совершение военнослужащим проступков, за которые другие меры дисциплинарного наказания недостаточны.
Военные должности (штатные должности, подлежащие замещению военнослужащими) и соответствующие им воинские звания предусматриваются в штатах воинских частей, органов управления, учреждений министерств и ведомств, в которых предусмотрена военная служба.
Военные должности подразделяются на должности рядового, сержантского и офицерского составов.
Назначение и освобождение от должности высшего командования Вооруженных Сил осуществляется Президентом Республики Узбекистан.
Порядок назначения и освобождения военнослужащих от должности, а также их перемещения по службе определяется Положением о порядке прохождения военной службы гражданами Республики Узбекистан.
Военнослужащие могут быть откомандированы в органы государственной власти и управления, иные организации для выполнения работ государственно-правового и оборонного характера с оставлением на военной службе, а также с сохранением всех видов довольствия, гарантий и льгот, установленных для военнослужащих, в порядке, определяемом законодательством.
Статья 11. Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих
Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих утверждаются Президентом Республики Узбекистан.
Военнослужащие, а также военнообязанные на военных сборах носят военную форму со знаками различия по воинскому званию и роду войск.
Правила ношения военной формы одежды устанавливаются руководителями министерств и ведомств, в которых предусмотрена военная служба.
Ношение военной формы одежды и знаков различия военнослужащих гражданами, не имеющими на это право, запрещается
С призывниками проводится подготовка к военной службе, которая включает:
начальную допризывную подготовку;
подготовку призывников по военно-техническим специальностям;
подготовку к поступлению в высшие военные образовательные учреждения;
физическую подготовку, лечебно-оздоровительную работу;
общеобразовательную подготовку;
патриотическое воспитание.
Подготовка призывников к военной службе проводится под общим руководством Кабинета Министров Республики Узбекистан. Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей, районов, городов осуществляют финансирование и материально-техническое обеспечение, создают учебно-материальную базу и несут ответственность за организацию подготовки призывников к военной службе.
Контроль за организацией, проведением и результатами подготовки призывников к военной службе, методическое обеспечение начальной допризывной подготовки осуществляются Министерством обороны Республики Узбекистан, а также министерствами и ведомствами, в ведении которых находятся образовательные учреждения.
Начальная допризывная подготовка, включая подготовку по гражданской защите и основам медицинских знаний, является обязательным предметом учебной программы и проводится в общих средних, средних специальных и начальных профессиональных образовательных учреждениях начиная с предвыпускного курса или класса, преподавателями допризывной подготовки.
Призывники, имеющие низкую допризывную подготовку, перед призывом могут проходить ее дополнительно в оборонно-спортивных оздоровительных лагерях, которые создаются Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей, районов и городов.
Статья 14. Подготовка призывников по военно-
техническим специальностям
Подготовка призывников по военно-техническим специальностям осуществляется в центрах подготовки призывников по военно-техническим специальностям при управлениях по делам обороны (далее - центры при управлениях по делам обороны).
Призывники, обучающиеся в средних профессиональных и средних специальных профессиональных образовательных учреждениях по профилям, родственным военно-учетным специальностям, проходят подготовку по военно-техническим специальностям непосредственно в этих учреждениях.
К подготовке по военно-техническим специальностям в центрах при управлениях по делам обороны привлекаются призывники, достигшие семнадцатилетнего возраста, годные по состоянию здоровья к военной службе и подлежащие призыву на военную службу после окончания подготовки.
Посещение занятий гражданами, привлекаемыми для прохождения подготовки по военно-техническим специальностям, является обязательным.
Количество призывников, подлежащих подготовке по военно-техническим специальностям, а также программы их подготовки утверждаются Министерством обороны Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами.
Финансирование подготовки призывников в центрах при управлениях по делам обороны осуществляется через Министерство обороны за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством.
Статья 15. Подготовка к поступлению в высшие
военные образовательные учреждения и военной службе.
Физическая подготовка. Лечебно-оздоровительная работа.
Повышение уровня общеобразовательной подготовки.
Патриотическое воспитание призывников
Граждане, изъявившие желание поступить в высшие военные образовательные учреждения, проходят подготовку в военных лицеях, общих средних, средних специальных и профессиональных образовательных учреждениях, в центрах при управлениях по делам обороны или готовятся самостоятельно.
Физическая подготовка призывников осуществляется в рамках учебных программ образовательных учреждений, а также в спортивных обществах и клубах, лечебных учреждениях, оборонно-спортивных оздоровительных лагерях.
Лечебно-оздоровительная работа с призывниками организуется и проводится по месту их жительства, учебы или работы органами здравоохранения в лечебных, лечебно-профилактических и лечебно-оздоровительных учреждениях с созданием в них подростковых кабинетов.
Медицинское освидетельствование юношей пятнадцати- и шестнадцатилетнего возраста проводится ежегодно врачами-специалистами, привлекаемыми органами по делам обороны к медицинскому освидетельствованию призывников.
Органы народного образования обязаны предпринимать необходимые меры по повышению уровня общеобразовательной подготовки призывников.
Патриотическое воспитание молодежи осуществляется министерствами, ведомствами, органами государственной власти на местах, органами самоуправления граждан и образовательными учреждениями. В патриотическом воспитании молодежи могут принимать участие общественные объединения и другие негосударственные некоммерческие организации.
Статья 16. Подготовка офицеров резерва и запаса
в высших образовательных учреждениях
Подготовка офицеров резерва и запаса из числа студентов высших образовательных учреждений осуществляется в создаваемых в них учебных подразделениях военной подготовки (факультеты военного обучения, учебные центры военной подготовки, военные кафедры, циклы и курсы).
Военную подготовку проходят студенты мужского пола очной формы обучения высших образовательных учреждений, а также студенты медицинских высших образовательных учреждений независимо от пола.
К военной подготовке привлекаются студенты в возрасте до двадцати семи лет, годные к военной службе по состоянию здоровья.
Зачисление студентов для прохождения военной подготовки проводится добровольно на основе их личных заявлений. Студенты, отслужившие военную службу, также могут проходить военную подготовку по программе обучения офицеров резерва и запаса.
Студенты, прошедшие военную подготовку в учебных подразделениях высших образовательных учреждений, усвоившие программу обучения и сдавшие установленные государственные экзамены, после присвоения им звания "лейтенант" подлежат призыву на действительную военную службу либо зачисляются в резерв или запас.
Студенты, не прошедшие обучение в учебных подразделениях военной подготовки высших образовательных учреждений, после окончания образовательного учреждения призываются для прохождения срочной военной службы в соответствии с настоящим Законом.
Разработка и утверждение программ подготовки офицеров возлагается на Министерство обороны Республики Узбекистан совместно с министерствами и ведомствами, в ведении которых находятся высшие образовательные учреждения.
Профиль учебных подразделений военной подготовки в высших образовательных учреждениях, перечень специальностей, по которым осуществляется подготовка офицеров резерва и запаса, определяется Министерством обороны Республики Узбекистан и утверждается Президентом Республики Узбекистан.
Министерства и ведомства, имеющие высшие образовательные учреждения, на базе которых созданы учебные подразделения военной подготовки, осуществляют их целевое финансирование и создают, при содействии Министерства обороны Республики Узбекистан, необходимую учебно-материальную базу.
Министерство обороны Республики Узбекистан осуществляет контроль за военной подготовкой студентов, подбор и назначение офицеров на должности начальников учебных подразделений военной подготовки и их заместителей по согласованию с министерствами и ведомствами, в ведении которых находятся высшие образовательные учреждения. Назначение военнослужащих на преподавательские и иные должности в учебных подразделениях военной подготовки осуществляется Министерством обороны Республики Узбекистан по согласованию с ректорами высших образовательных учреждений.
На военнослужащих, назначенных на военные должности в учебных подразделениях военной подготовки, распространяются гарантии и льготы, определенные для военнослужащих, находящихся на военной службе.
Статья 17. Гарантии призывникам при подготовке
к военной службе
За призывниками, проходящими подготовку по военно-техническим специальностям в центрах при управлениях по делам обороны с отрывом от производства, на все время подготовки, включая время проезда к месту учебы (сборов) и обратно, сохраняется место работы и занимаемая должность, а также средний заработок.
Расходы по найму жилья на период обучения (сборов) призывников возмещаются, а стоимость проезда к месту учебы (сборов) и обратно (если это связано с выездом в другой населенный пункт) и средний заработок выплачиваются призывникам по месту основной работы. Неработающим призывникам эти расходы, а также пособие в размере 35,2 процентов минимального размера оплаты труда, установленного законодательством, возмещаются (выплачиваются) соответствующими хокимиятами.
III. ПРИПИСКА ГРАЖДАН К ПРИЗЫВНЫМ УЧАСТКАМ,
ПРИЗЫВ И ПОСТУПЛЕНИЕ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ
Приписка граждан к призывным участкам проводится с целью постановки юношей на воинский учет, определения их количества, степени годности к военной службе, общеобразовательного уровня и физической подготовки.
Приписка граждан осуществляется на призывных участках, создаваемых при органах по делам обороны районов (городов), и проводится по месту жительства приписываемых.
Приписка граждан к призывным участкам осуществляется в октябре-ноябре последнего года обучения в общем среднем, среднем специальном и начальном профессиональном образовательном учреждении.
Для приписки к призывному участку граждане обязаны прибыть в органы по делам обороны в срок, установленный в повестке, и предъявить необходимые документы.
Для проведения приписки граждан к призывным участкам в районах (городах) создаются комиссии по приписке граждан к призывным участкам, в состав которых включаются представители органов по делам обороны, врачи-специалисты.
Медицинское освидетельствование граждан, приписываемых к призывным участкам, проводится врачами различных профилей, в том числе хирургом, терапевтом, невропатологом, психиатром, окулистом, отоларингологом, стоматологом, а при необходимости - врачами других специальностей.
Предприятия, учреждения, организации, органы самоуправления граждан, на которые возложено ведение учета военнообязанных и призывников, ежегодно в сроки, установленные Министерством обороны Республики Узбекистан, подают в соответствующие районные (городские) органы по делам обороны списки граждан, подлежащих приписке к призывным участкам.
Призывникам выдается приписное удостоверение, разъясняются права и обязанности, порядок воинского учета и подготовки к военной службе. С момента приписки граждане ставятся на воинский учет.
Статьи 19. Призыв граждан на срочную военную службу
и службу в мобилизационном призывном резерве
Призыв граждан на срочную военную службу и службу в мобилизационном призывном резерве проводится на основании постановления Президента Республики Узбекистан один раз в год - в марте-апреле.
Постановление Президента Республики Узбекистан публикуется в средствах массовой информации не позднее чем за месяц до начала призыва.
После опубликования постановления Президента Республики Узбекистан призывники, в том числе находящиеся на временном учете, обязаны явиться на призывной пункт в срок, указанный в повестке. Граждане призывного возраста, не прошедшие срочную военную службу или службу в мобилизационном призывном резерве и не состоящие на воинском учете, а также призывники, временно уехавшие с постоянного места жительства в другую местность и не вставшие там на воинский учет, обязаны явиться в органы по делам обороны по месту жительства.
Руководители предприятий, учреждений, организаций и образовательных учреждений обязаны отзывать призывников из командировок и обеспечивать их своевременную явку на призывной участок.
Изменение места воинского учета призывниками, достигшими восемнадцатилетнего возраста и старше, допускается до опубликования постановления Президента Республики Узбекистан об очередном призыве.
После опубликования постановлений Президента Республики Узбекистан изменение призывниками места воинского учета возможно только в следующих случаях:
при переводе на работу в другую местность;
при переезде к новому месту жительства;
при поступлении в образовательное учреждение и выезде для продолжения образования.
Наличие оснований, указанных в части шестой настоящей статьи, должно быть подтверждено соответствующими документами, представленными в орган по делам обороны.
Уважительными причинами неявки граждан на призывные участки в сроки, установленные органами по делам обороны, являются:
болезнь гражданина, лишившая его возможности личной явки на призывной участок;
смерть или тяжелая болезнь близкого родственника (отец, мать, брат, сестра, жена, ребенок);
препятствия стихийного характера или другие обстоятельства, не зависящие от гражданина, лишившие его возможности лично явиться на призывной участок.
Причина неявки должна быть подтверждена соответствующими документами.
В мирное время призыву на срочную военную службу не подлежат лица:
получившие отсрочку и освобожденные от призыва в соответствии со статьями 21 и 22 настоящего Закона;
в отношении которых ведется дознание или предварительное следствие либо уголовное дело рассматривается судом.
Статья 20. Комиссии по проведению призыва
Для проведения призыва граждан на срочную военную и альтернативную службу, зачисления на службу в мобилизационном призывном резерве создаются следующие комиссии:
1) для призыва на срочную военную службу:
Совет руководства при управлениях по делам обороны Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента (далее - Совет руководства);
военно-врачебная комиссия - на сборных пунктах Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента (далее - военно-врачебная комиссия);
комиссия по комплектованию Вооруженных Сил при районных (городских) отделах по делам обороны (далее - комиссия по комплектованию);
2) для призыва на альтернативную службу, зачисления на службу в мобилизационный призывной резерв, предоставления отсрочек от призыва на военную службу и перевода в запас Вооруженных Сил - территориальная комиссия при районных (городских) отделах по делам обороны (далее - территориальная комиссия);
3) для проведения медицинского освидетельствования призывников, определения степени здоровья и направления на лечение - территориальная медицинская комиссия при отделах по делам обороны (далее - территориальная медицинская комиссия).
Структура и порядок организации деятельности комиссий по проведению призыва определяются Президентом Республики Узбекистан. Персональный состав комиссий по проведению призыва утверждается председателем Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимами областей, города Ташкента и районов (городов).
Граждане, призывающиеся на военную и альтернативную службу, проходят обязательное медицинское освидетельствование в соответствии с Положением о медицинском освидетельствовании в Вооруженных Силах Республики Узбекистан в мирное и военное время, утверждаемым Президентом Республики Узбекистан.
Статья 20-1. Основные задачи Совета руководства,
военно-врачебной комиссии, комиссии по комплектованию,
территориальной комиссии, территориальной
медицинской комиссии
Основными задачами Совета руководства являются:
качественная организация мероприятий по призыву;
оценка правильности назначения комиссией по комплектованию призывников по родам войск с учетом их физической подготовки, способностей мышления, самоотверженности, интересов и других качеств;
принятие решений о назначении или неназначении призывников, признанных военно-врачебной комиссией годными к военной службе по состоянию здоровья, в команды по родам войск Вооруженных Сил;
призыв на срочную военную службу призывников;
организация взаимодействия местных органов исполнительной власти и общественных организаций при проведении мероприятий по сбору призывников и торжественной отправке их в воинские части;
организация работ по охране общественного порядка и создание на местах необходимых условий для осуществления деятельности комиссий по комплектованию, военно-врачебных комиссий, территориальных медицинских комиссий, обеспечению их медикаментами, медицинским инвентарем и другими материально-техническими средствами;
обеспечение гласности работ по призыву на срочную военную службу, а также широкого освещения в средствах массовой информации мероприятий по призыву;
рассмотрение жалоб призывников, не согласных с решениями военно-врачебных комиссий, комиссий по комплектованию и территориальных медицинских комиссий, а также принятие соответствующих решений по итогам их рассмотрения;
проведение проверок, выявление (определение) причин досрочного возвращения военнослужащих срочной военной службы из рядов Вооруженных Сил и принятие по итогам соответствующих организационных мер.
Основными задачами военно-врачебной комиссии являются:
проведение углубленного медицинского освидетельствования призывников, назначенных по родам войск комиссией по комплектованию;
проверка правильности записей и заключений, внесенных врачами-специалистами в учетные карточки призывников;
совместно с председателем Совета руководства направление призывников на дополнительное обследование и лечение, а также установление контроля за их возвращением в военно-врачебные комиссии для дальнейшего прохождения углубленного медицинского освидетельствования;
вынесение итогового медицинского заключения о годности призывника к военной службе по состоянию здоровья;
анализ и устранение недостатков, выявленных в деятельности медицинских комиссий;
обобщение по итогам комплектования Вооруженных Сил результатов работы медицинских комиссий, подготовка и представление в установленном порядке соответствующего отчета председателю Совета руководства, Министерству обороны и Министерству здравоохранения Республики Узбекистан.
Основными задачами комиссии по комплектованию являются:
проведение беседы с призывниками, рекомендованными для прохождения срочной военной службы и признанными территориальной медицинской комиссией годными к военной службе, а также принятие решений об их назначении в рода войск с учетом состояния здоровья, физической подготовки, способностей мышления и других качеств;
оформление и хранение в личных делах призывников принятых решений о годности к военной службе по соответствующим категориям и степеням ограничения;
обеспечение гласности и объективности работ по призыву призывников на срочную военную службу;
организация взаимодействия соответствующих ведомств, органов исполнительной власти и общественных организаций на местах при проведении мероприятий по сбору и торжественной отправке призывников в воинские части;
своевременное рассмотрение обращений призывников, их родителей по призыву, а также принятие соответствующих решений.
Основными задачами территориальной комиссии являются:
призыв призывников на альтернативную службу, зачисление их на службу в мобилизационный призывной резерв, предоставление отсрочек от призыва на военную службу и перевод в запас Вооруженных Сил;
сбор призывников, направление на альтернативную службу, зачисление их на службу в мобилизационный призывной резерв, а также организация взаимодействия с местными органами исполнительной власти и общественными организациями в проведении торжественных мероприятий по возвращении на постоянные места проживания военнослужащих, уволенных в резерв Вооруженных Сил;
организация мероприятий по призыву призывников на срочную военную и альтернативную службу, зачислению на службу в мобилизационный призывной резерв, а также по возвращению на постоянные места проживания военнослужащих, уволенных в резерв Вооруженных Сил;
обеспечение гласности призыва и деятельности комиссии.
Основными задачами территориальной медицинской комиссии являются:
проведение первичного медицинского освидетельствования призывников;
сбор информации о призывниках, состоящих на учете в психиатрических, наркологических, кожно-венерологических диспансерах, службе санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья, в центре фтизиатрии и пульмонологии;
направление призывников на дополнительное обследование и лечение, а также установление контроля за их возвращением в территориальную медицинскую комиссию для дальнейшего прохождения медицинского освидетельствования;
выдача заключения о годности призывника к военной службе по состоянию здоровья;
анализ и устранение недостатков, выявленных в деятельности территориальной медицинской комиссии;
подготовка отчета по результатам медицинского освидетельствования призывников и представление данного отчета военно-врачебной комиссии, территориальному управлению (органу) Министерства здравоохранения Республики Узбекистан и управлению по делам обороны.
Статья 20-2. Решения (заключения), принимаемые
Советом руководства, военно-врачебной комиссией, комиссией
по комплектованию, территориальной комиссией,
территориальной медицинской комиссией
Совет руководства принимает следующие решения:
о назначении или неназначении призывников, признанных военно-врачебной комиссией годными к военной службе по состоянию здоровья, в команды по родам войск Вооруженных Сил;
о призыве на военную службу.
Военно-врачебная комиссия выносит следующие заключения:
о годности к военной службе;
о годности к военной службе c незначительными ограничениями;
об ограниченной годности к военной службе;
о временной негодности к военной службе;
о негодности к военной службе в мирное время, ограниченной годности к военной службе в военное время;
о негодности к военной службе с исключением из воинского учета.
Комиссия по комплектованию принимает решение о назначении в рода войск призывников, рекомендованных для прохождения срочной военной службы и признанных территориальной медицинской комиссией годными к военной службе.
Территориальная комиссия принимает следующие решения:
о годности к военной службе и назначении на службу в мобилизационный призывной резерв;
о годности к военной службе и призыве на альтернативную службу;
о временной негодности к военной службе по состоянию здоровья;
о предоставлении отсрочки или об освобождении от призыва на военную службу в соответствии со статьями 21 и 22 настоящего Закона;
о зачислении в запас Вооруженных Сил в связи с достижением двадцати семи лет;
о негодности по состоянию здоровья к военной службе в мирное время, ограниченной годности к военной службе в военное время и переводе в запас;
о негодности к военной службе с исключением из воинского учета.
Территориальная комиссия при принятии решения руководствуется заключением медицинского освидетельствования призывников, результатами изучения их духовной зрелости и профессиональной подготовки, семейного и материального положения.
Территориальная медицинская комиссия выносит следующие заключения:
о годности к военной службе;
о годности к военной службе c незначительными ограничениями;
об ограниченной годности к военной службе;
о временной негодности к военной службе;
о негодности к военной службе в мирное время, ограниченной годности к военной службе в военное время;
о негодности к военной службе с исключением из воинского учета.
Организация в порядке контроля медицинских осмотров лиц, призванных на военную службу и направленных в рода войск, а также лиц, выразивших несогласие с результатами медицинских осмотров и решениями комиссий по проведению призыва, осуществляется военно-врачебными комиссиями Министерства обороны Республики Узбекистан.
Решения (заключения) Совета руководства, военно-врачебной комиссии, комиссии по комплектованию, территориальной комиссии и территориальной медицинской комиссии могут быть обжалованы в суде.
Статья 21. Отсрочка от призыва на срочную военную службу
и службу в мобилизационном призывном резерве
Отсрочка от призыва на срочную военную службу, службу в мобилизационном призывном резерве предоставляется призывникам по решению территориальной комиссии по семейным обстоятельствам, по состоянию здоровья, для продолжения образования.
Отсрочка от призыва на срочную военную службу и службу в мобилизационном призывном резерве по семейным обстоятельствам предоставляется призывникам:
1) имеющим нетрудоспособных родителей, если у родителей нет другого совершеннолетнего трудоспособного сына, обязанного их содержать. Нетрудоспособность родителей определяется в соответствии с законодательством;
2) имеющим одиноких трудоспособных мать или отца с двумя или более детьми в возрасте до шестнадцати лет, которые не имеют другого совершеннолетнего трудоспособного сына;
3) имеющим на день призыва родного брата, проходящего срочную военную службу;
4) имеющим несовершеннолетнего ребенка, воспитываемого без матери;
5) имеющие жену с инвалидностью первой или второй группы и двух и более несовершеннолетних детей.
Лица, у которых призывник находится на иждивении в связи со смертью родителей, их длительной болезнью или по другим уважительным причинам на протяжении не менее пяти лет, приравниваются к родителям.
Призывники, указанные в пункте 1 части второй настоящей статьи, с их личного согласия и согласия родителей (лиц, их заменяющих), могут быть призваны на военную службу без отсрочки от призыва.
Отсрочка от призыва для продолжения образования предоставляется призывникам, обучающимся в общих средних, средних специальных и профессиональных образовательных учреждениях, а также студентам, обучающимся в высших образовательных учреждениях по очной форме обучения, до их окончания.
Студенты очной и вечерней формы обучения высших образовательных учреждений с их согласия могут быть зачислены на службу в мобилизационный призывной резерв. При этом к прохождению месячных военных сборов студенты будут привлечены в июле-августе.
Лица, отчисленные из образовательных учреждений, теряют право на отсрочку.
Призывники, утратившие основания для получения отсрочки, а также лица, не имеющие права на отсрочку либо оснований для освобождения от призыва в соответствии с настоящим Законом и не призванные по различным причинам на срочную военную службу пли на службу в мобилизационном призывном резерве, призываются при очередном призыве в Вооруженные Силы до достижения ими ко дню призыва двадцатисемилетнего возраста.
Статья 22. Освобождение от призыва на срочную военную службу
и от службы в мобилизационном призывном резерве
От призыва на срочную военную службу и службу в мобилизационном призывном резерве в мирное время освобождаются призывники:
1) признанные по состоянию здоровья негодными к военной службе;
2) у которых один из близких родственников (брат, сестра) погиб или умер в связи с прохождением военной службы;
3) имеющие духовный сан в одной из зарегистрированных религиозных организаций.
Лица, указанные в пункте 2 настоящей статьи, могут быть призваны на военную службу с их согласия.
Не подлежат призыву на военную службу граждане, привлеченные к уголовной ответственности, а также имеющие непогашенную или неснятую судимость.
Офицеры в возрасте до сорока лет, не прошедшие срочную военную службу, службу в мобилизационном призывном резерве или военную службу по контракту и не имеющие оснований для предоставления им отсрочки от призыва в соответствии со статьей 21 настоящего Закона, могут быть в мирное время призваны по приказу министра обороны Республики Узбекистан для прохождения срочной военной службы на должностях офицерского состава.
На военную службу по контракту поступают граждане, отвечающие следующим требованиям:
военнообязанные и лица женского пола, а также военнослужащие, отслужившие срочную военную службу, в возрасте до тридцати лет - на должности рядового и сержантского составов;
военнообязанные рядового и сержантского составов в возрасте до сорока лет, ранее проходившие военную службу по контракту, - на должности рядового и сержантского составов;
военнообязанные в возрасте до тридцати лет, отслужившие срочную военную службу или службу в мобилизационном призывном резерве и имеющие высшее образование, - на должности рядового, сержантского и офицерского составов;
граждане в возрасте от семнадцати до двадцати трех лет, включая тех, кому семнадцать лет исполняется в год зачисления на учебу, а также военнослужащие и военнообязанные в возрасте от восемнадцати до двадцати пяти лет, достигшие указанного возраста в год зачисления на учебу, не имеющие воинских званий офицерского состава, а также студенты высших образовательных учреждений Республики Узбекистан в возрасте до двадцати шести лет, и изъявившие желание обучаться в высших военных образовательных учреждениях, - на должности курсантов высших военных образовательных учреждений;
офицеры резерва и запаса в возрасте до сорока лет - на должности офицерского состава.
На военную службу по контракту могут приниматься также граждане, имеющие высокую профессиональную подготовку и значительный опыт деятельности, до достижения ими установленного предельного возраста пребывания на военной службе по контракту.
Граждане, поступающие на военную службу по контракту, проходят обязательное медицинское освидетельствование.
Контракт о прохождении военной службы заключается гражданами с министерством и ведомством, в котором предусмотрена военная служба.
Порядок заключения контрактов, в том числе с курсантами высших военных образовательных учреждений, а также порядок отбора и прохождения военной службы по контракту определяются Положением о порядке прохождения военной службы гражданами Республики Узбекистан.
Статья 25. Гарантии в связи с призывом или поступлением
на военную службу
Гражданам, призванным или поступившим на военную службу, выплачивается по месту работы выходное пособие в соответствии с законодательством.
Граждане освобождаются от работы (учебы) на время, необходимое для выполнения обязанностей, связанных с постановкой на воинский учет, призывом или поступлением на военную службу, с сохранением за ними среднего заработка, стипендии по месту их работы (учебы).
Граждане, поступающие в высшие военные образовательные учреждения, освобождаются от работы на время, необходимое для сдачи вступительных экзаменов, с сохранением должности и среднего заработка по месту их работы.
За гражданами, направленными органами Министерства обороны Республики Узбекистан на диспансерное или стационарное обследование, на все время пребывания в медицинском учреждении сохраняются место работы, занимаемая должность средний заработок и возмещаются по месту работы (учебы) затраты и проезд к месту обследования и обратно. При определении на стационарное лечение по месту работы выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в порядке, установленном законодательством.
Гражданам, призванным на срочную военную службу, а также поступившим на военную службу по контракту, могут быть установлены и иные льготы и гарантии в соответствии с законодательством.
Статья 26. Порядок прохождения военной службы.
Предельный возраст пребывания на военной службе
Порядок прохождения гражданами Республики Узбекистан военной службы определяется настоящим Законом и Положением о порядке прохождения военной службы гражданами Республики Узбекистан.
Предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается:
для рядовых (матросов), сержантов (старшин) и младших офицеров, проходящих военную службу по контракту - сорок пять лет;
для старших офицеров - пятьдесят лет, полковников (капитанов I ранга) - пятьдесят пять лет;
для офицеров в воинском звании генерал-майор, генерал-лейтенант и генерал-полковник - шестьдесят лет.
Военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, имеющим ученые степени и ученые звания, а также высокую профессиональную подготовку, значительный опыт практической работы в занимаемой должности, годным по состоянию здоровья для прохождения военной службы, руководителями министерств и ведомств, в которых предусмотрена военная служба, или другими должностными лицами, которым предоставлены указанные полномочия, срок службы может быть продлен до пяти лет сверх предельного возраста.
Началом действительной военной службы считается:
для призывников и офицеров запаса, призванных на срочную военную службу, - день явки в орган по делам обороны для отправки в воинскую часть;
для лиц, поступивших на военную службу по контракту, - день вступления в силу контракта о прохождении военной службы;
для призывников, военнообязанных, поступивших в высшие военные образовательные учреждения, а также образовательные учреждения министерств и ведомств, обучение в которых приравнивается к военной службе, - день зачисления в соответствующее образовательное учреждение;
для лиц, назначенных на военную должность Президентом Республики Узбекистан, - день подписания соответствующего указа, постановления или распоряжения.
Окончанием нахождения на военной службе считается день, с которого военнослужащий приказом командира воинской части исключен из списков ее личного состава в связи с увольнением в резерв или в отставку.
Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава в день истечения срока его военной службы, за исключением случаев, когда военнослужащий:
находится на стационарном лечении;
находится в отпуске по беременности и родам (военнослужащие-женщины) или в отпуске по уходу за ребенком;
находится в плену, в положении заложника;
безвестно отсутствует - до признания его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим, а также в иных случаях, установленных Положением о порядке прохождения военной службы гражданами Республики Узбекистан.
Статья 28. Военная служба курсантов и слушателей
высших военных образовательных учреждений
Граждане, обучающиеся в высших военных образовательных учреждениях, а также образовательных учреждениях министерств и ведомств, обучение в которых приравнивается к военной службе, находятся на военной службе курсантов (слушателей) и называются курсантами, если они не имеют званий офицерского состава, и слушателями, если они имеют такие звания.
Гражданам, не имевшим воинского звания до поступления в высшее военное образовательное учреждение, при зачислении на обучение присваивается воинское звание "рядовой". Воинские звания, присвоенные до поступления в высшее военное образовательное учреждение, сохраняются.
Порядок прохождения военной службы курсантами (слушателями) определяется законодательством.
Курсанты, отчисленные из высшего военного образовательного учреждения, а также образовательного учреждения, обучение в котором приравнивается к военной службе, увольняются в резерв или отставку либо направляются в войсковые части для дальнейшего прохождения срочной военной службы, если они не выслужили установленные для срочной военной службы сроки.
Курсанты, не достигшие ко дню отчисления из высшего военного образовательного учреждения призывного возраста, направляются в органы по делам обороны по месту жительства для постановки на воинский учет.
Курсанты, отчисленные из высшего военного образовательного учреждения со второго года обучения (за исключением отчисленных по недисциплинированности и по состоянию здоровья), могут поступить на военную службу по контракту на должности рядового и сержантского составов.
Увольнение военнослужащего с действительной военной службы осуществляется по следующим основаниям:
1) по возрасту - при достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, в том числе при истечении срока, на который ему в установленном порядке продлена военная служба;
2) по истечении срока срочной военной службы - при истечении установленного законодательством срока срочной военной службы по призыву (при отсутствии других оснований для увольнения);
3) по истечении срока контракта - при отсутствии других оснований для увольнения, в случае если к моменту окончания срока текущего контракта военнослужащим или министерством и ведомством принято решение не заключать новый контракт;
4) в связи с организационно-штатными мероприятиями, в случае невозможности использования военнослужащего на службе, при отсутствии других оснований для увольнения;
5) по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией негодным к военной службе;
6) в связи с досрочным расторжением контракта по инициативе одной из сторон;
7) в связи с отчислением курсантов из высшего военного образовательного учреждения по недисциплинированности, при отсутствии других оснований для увольнения;
8) при совершении проступка, дискредитирующего звание военнослужащего;
9) при лишении допуска к государственным секретам;
10) при вступлении в законную силу приговора суда, которым назначены меры наказания, связанные с лишением свободы или воинского звания;
11) в связи с утратой гражданства Республики Узбекистан в соответствии с законодательством либо наличием гражданства другого государства.
Увольнение военнослужащих с военной службы осуществляется должностными лицами, уполномоченными назначать их на соответствующие должности, согласно Положению о порядке прохождения военной службы гражданами Республики Узбекистан.
Военнослужащие увольняются с военной службы в резерв, а в случаях исключения с воинского учета - в отставку.
Военнослужащие, достигшие предельного возраста пребывания в резерве или по состоянию здоровья признанные военно-врачебной комиссией не годными к военной службе, с исключением с воинского учета, а также утратившие гражданство Республики Узбекистан либо имеющие гражданство другого государства, увольняются в отставку.
Статья 30. Предельный возраст нахождения в резерве.
Разряды резерва
Военнообязанные, находящиеся в резерве, по возрасту делятся на два разряда.
Состав
|
Возраст |
|
1 разряд
|
2 разряд |
|
Рядовой и сержантский
|
до 35 лет |
до 45 лет |
Младший офицерский
|
до 40 лет |
до 50 лет |
Старший офицерский
|
до 50 лет |
до 55 лет |
Генеральский
|
до 55 лет |
до 60 лет |
Предельный возраст пребывания в резерве второго разряда является предельным возрастом пребывания на военной службе в резерве.
Военнообязанные, достигшие предельного возраста пребывания в резерве или признанные в установленном порядке негодными к военной службе с исключением с воинского учета по состоянию здоровья, исключаются органами по делам обороны с воинского учета и переводятся в отставку.
Военнообязанные резерва Вооруженных Сил подразделяются на первую и вторую категории.
Резерв первой категории комплектуется на основе всеобщей воинской обязанности из числа военнообязанных первого разряда, прошедших военную службу по призыву или по контракту и получивших в период ее прохождения военно-учетную специальность.
Резерв первой категории предназначен для комплектования боевых соединений, частей и подразделений боевого обеспечения Вооруженных Сил до штатов военного времени.
Резерв второй категории комплектуется на основе всеобщей воинской обязанности из числа военнообязанных второго разряда, прошедших военную службу по призыву или по контракту, а также военнообязанных, отслуживших в мобилизационном призывном резерве.
Резерв второй категории предназначен для комплектования частей и подразделений тылового и технического обеспечения Вооруженных Сил до штатов военного времени, при возникновении чрезвычайных ситуаций или военной агрессии против Республики Узбекистан - для развертывания формирований военного времени.
Лица, зачисленные в резерв, могут периодически направляться на медицинское освидетельствование.
Военнообязанные за время нахождения в резерве привлекаются на военные сборы по планам мобилизационных мероприятий.
Вытекающие из условий военной службы права и обязанности военнообязанных, призванных на военные сборы, устанавливаются настоящим Законом.
Продолжительность военных сборов для военнообязанных, находящихся в резерве, ежегодно может составлять для резерва первой категории до тридцати суток, для резерва второй категории - до пятнадцати суток.
На основании постановления Президента Республики Узбекистан военнообязанные резерва и запаса могут быть привлечены на военные сборы сроком до двух месяцев для предотвращения или ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, создающих угрозу нормальной жизнедеятельности Республики Узбекистан.
Военнообязанные, привлеченные на военные сборы, обеспечиваются денежным и иными видами довольствия в порядке и размерах, устанавливаемых Президентом Республики Узбекистан. За ними на период военных сборов, включая время следования к месту их проведения и обратно, сохраняется место работы (должность) и средний заработок по месту работы. Трудовой договор с указанными лицами не может быть прекращен по инициативе работодателя в период со дня получения повестки о призыве до возвращения с военных сборов, кроме случаев ликвидации предприятия, учреждения и организации.
Если военнообязанный заболел во время военных сборов и продолжает болеть после их завершения, за ним сохраняется место работы (должность), а со дня окончания военных сборов вместо заработной платы выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством.
Военнообязанные в период прохождения военных сборов имеют право:
на бесплатный проезд железнодорожным и автомобильным (кроме такси) транспортом к месту проведения военных сборов и обратно;
на бесплатную пересылку писем, отправляемых воинскими частями;
на бесплатное медицинское обеспечение в военно-медицинских учреждениях.
В период прохождения военнообязанными военных сборов производится обязательное государственное страхование их жизни и здоровья. Порядок и условия обязательного государственного страхования военнообязанных устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Порядок и продолжительность проведения военных сборов, количество призываемых военнообязанных определяется законодательством.
От прохождения военных сборов освобождаются военнообязанные, забронированные за органами государственной власти и управления, предприятиями, учреждениями и организациями, определяемыми в перечне, утверждаемом Президентом Республики Узбекистан.
Статья 34. Присвоение воинских званий военнообязанным резерва
Военнообязанным, прошедшим учебные военные сборы и успешно сдавшим экзамены по программе обучения, могут быть присвоены очередные воинские звания до "подполковника резерва" включительно в порядке, устанавливаемом Положением о порядке прохождения военной службы гражданами Республики Узбекистан.
Военнообязанные, освобожденные от призыва на срочную военную службу (кроме исключенных с воинского учета по состоянию здоровья) и от службы в мобилизационном призывном резерве, офицеры, не прошедшие военную службу, женщины, имеющие военно-учетную специальность, а также граждане, прошедшие альтернативную службу, определяются на воинский учет запаса.
Военнообязанные запаса привлекаются, в случае необходимости, к мероприятиям по мобилизации и развертыванию Вооруженных Сил, защите населения в чрезвычайных ситуациях или в случае военной агрессии против Республики Узбекистан.
Предельный возраст нахождения военнообязанных в запасе определяется в соответствии со статьей 30 настоящего Закона.
Военнообязанные, достигшие предельного возраста пребывания в резерве и запасе или признанные в установленном порядке негодными к военной службе с исключением с воинского учета по состоянию здоровья, переводятся органами по делам обороны в отставку и исключаются с воинского учета.
Альтернативная служба - вид исполнения гражданами всеобщей воинской обязанности взамен военной службы по призыву, связанный с выполнением малоквалифицированных (подсобных) работ в различных отраслях экономики, социальной сферы, а также работ по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
Право на альтернативную службу имеют граждане в возрасте от восемнадцати до двадцати семи лет, состоящие на воинском учете и подлежащие призыву, в случае, если они состоят в зарегистрированных религиозных организациях, вероучение которых не допускает использование оружия и службу в Вооруженных Силах.
Срок альтернативной службы - двадцать четыре месяца, а для граждан, имеющих высшее образование, - восемнадцать месяцев.
Статья 38. Призыв на альтернативную службу,
порядок ее прохождения
Призыв граждан на альтернативную службу осуществляется в порядке, установленном для призываемых на срочную военную службу, а его организация и проведение возлагаются на территориальные комиссии и районные (городские) хокимияты.
Граждане проходят альтернативную службу на предприятиях, в учреждениях и организациях по месту жительства или в других регионах страны. Перечень указанных предприятий, учреждений и организаций, а также виды работ и профессий, которыми могут заниматься служащие альтернативной службы, определяются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Гражданам, проходящим альтернативную службу, выплачивается восемьдесят процентов заработной платы.
Суммы, удерживаемые из заработной платы граждан, проходящих альтернативную службу, переводятся в республиканский бюджет.
Руководство формированиями альтернативной службы в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте осуществляют органы по делам обороны.
Порядок организации и прохождения альтернативной службы определяется Президентом Республики Узбекистан.
Статья 39. Военная подготовка служащих
альтернативной службы
Служащие альтернативной службы привлекаются на сборы (занятия) по военной подготовке, в ходе которых они приобретают военно-учетную специальность, не связанную с использованием, применением оружия, и принимают присягу Родине. Программа военной подготовки определяется Министерством обороны Республики Узбекистан.
Граждане, уволенные с альтернативной службы, зачисляются в запас Вооруженных Сил.
Статья 40. Права и обязанности граждан, проходящих
альтернативную службу
На граждан, проходящих альтернативную службу, распространяется трудовое законодательство. Срок альтернативной службы засчитывается в трудовой стаж.
Граждане, потерявшие трудоспособность, и семьи погибших при прохождении альтернативной службы, а также лица, находящиеся на их иждивении, имеют право на получение пособий и пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством, установленным для военнослужащих срочной военной службы.
Гражданин, проходящий альтернативную службу, обязан проходить её в установленном месте, соблюдать требования, предусмотренные законодательством, правилами внутреннего трудового распорядка, действующими по месту работы, а также условия трудового договора (контракта).
Гражданин, проходящий альтернативную службу, не может занимать руководящие и выборные должности, заниматься предпринимательской деятельностью, поступать на учебу в образовательные учреждения.
Граждане, проходящие альтернативную службу, при привлечении их на работу для ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, выполняют специальные обязанности, вытекающие из сложившейся ситуации и определяемые на местах руководителями комиссий или штабов по ликвидации этих последствий.
Гражданин, проходящий альтернативную службу, имеет право на возвращение после увольнения с этой службы на прежнюю или равноценную работу (должность), а также в образовательное учреждение, где он учился до призыва.
Увольнение граждан, выслуживших установленные сроки альтернативной службы, производится на основании постановления Президента Республики Узбекистан.
Досрочное увольнение с альтернативной службы может производиться в случае изменения в семейном положении гражданина, которое давало бы ему право на отсрочку или освобождение от призыва в соответствии с законодательством.
Решение о досрочном увольнении с альтернативной службы принимает Министерство обороны Республики Узбекистан.
Военнообязанные и призывники подлежат воинскому учету. Воинский учет военнообязанных и призывников является общегосударственной системой учета и анализа призывных ресурсов, имеющихся в государстве и годных к военной службе. Функционирование системы учета обеспечивается органами министерств обороны и внутренних дел Республики Узбекистан, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей, районов, городов.
Лица женского пола, имеющие медицинскую подготовку или подготовку по профессии, родственной соответствующей воинской специальности по перечню, определяемому Президентом Республики Узбекистан, ставятся на воинский учет. Они обязаны являться по вызову органов по делам обороны района, города для прохождения медицинского освидетельствования и выполнения правил воинского учета.
Порядок и организация воинского учета определяются Положением о воинском учете, утверждаемым Президентом Республики Узбекистан.
Воинский учет военнообязанных и призывников ведется по месту их жительства, делится на общий и специальный учет.
На общем воинском учете состоят призывники, а также военнообязанные, которые не забронированы за органами государственного управления, предприятиями, учреждениями и организациями на период мобилизации и военного времени.
На специальном воинском учете состоят военнообязанные, которые забронированы за органами государственного управления, предприятиями, учреждениями и организациями на период мобилизации и военного времени.
Персональный учет военнообязанных и призывников осуществляется районными (городскими) органами по делам обороны, органами самоуправления граждан, а также предприятиями, учреждениями и организациями, образовательными учреждениями, где они работают или обучаются.
Для постановки на воинский учет военнообязанные и лица, уволенные с военной службы, после прибытия к месту жительства обязаны в трехдневный срок явиться в соответствующие органы по делам обороны.
В случае изменения места жительства на срок более чем полтора месяца, убытия в служебную командировку, на учебу, в отпуск или на лечение на срок более трех месяцев военнообязанные и призывники должны сняться с воинского учета по месту жительства, а после прибытия к новому месту жительства (постоянному или временному) - в трехдневный срок встать на воинский учет.
В военное время запрещается выезд военнообязанных и призывников из мест постоянного жительства без разрешения начальника районного (городского) органа по делам обороны.
Для снятия с воинского учета и постановки на воинский учет в случаях, указанных в части второй настоящей статьи, военнообязанные и призывники должны сдать в орган по делам обороны учетно-воинские документы. Военнообязанные и призывники, прибывающие в сельскую местность или выбывающие из нее, должны сдать учетно-воинские документы в соответствующий орган самоуправления граждан.
Снятию с воинского учета резерва и запаса подлежат лица, призванные или поступившие на военную службу, а также поступившие на службу в министерства и ведомства на должности сотрудников с присвоением специальных званий.
Исключению с воинского учета подлежат граждане:
1) признанные врачебными комиссиями негодными к военной службе с исключением с воинского учета;
2) достигшие предельного возраста нахождения в резерве или запасе;
3) убывающие за границу на постоянное место жительство;
4) умершие или признанные в установленном Законом порядке безвестно отсутствующими.
Статья 45. Обязанности государственных органов, органов
самоуправления граждан, предприятий, учреждений, организаций,
должностных лиц, военнообязанных и призывников
по соблюдению правил воинского учета
Органы государственной власти и управления на местах, органы самоуправления граждан, руководители предприятий, учреждений, организаций и образовательных учреждений, на которые возложено ведение воинского учета, обязаны представлять по требованию органов по делам обороны необходимые сведения о лицах, находящихся на воинском учете, оповещать военнообязанных и призывников об их вызове и обеспечивать своевременную явку военнообязанных и призывников по этому вызову.
Органы внутренних дел обязаны:
отправлять в режиме реального времени посредством электронной системы информацию в районные (городские) органы по делам обороны о выдаче идентификационных ID-карт или биометрических паспортов для выезда за границу призывникам, регистрации военнообязанных и призывников по месту постоянного проживания или временного пребывания;
оказывать органам по делам обороны помощь и содействие в принятии юношей на воинский учет, проведении призыва граждан на военную службу (сборы), в контроле за соблюдением правил воинского учета военнообязанными и призывниками и в выявлении лиц из числа военнообязанных и призывников, нарушающих установленные правила воинского учета;
организовывать розыск, задержание и доставку в органы по делам обороны лиц, уклоняющихся от выполнения всеобщей воинской обязанности.
Органы записи актов гражданского состояния обязаны в семидневный срок сообщать в районные (городские) органы по делам обороны об изменении военнообязанными и призывниками фамилии, имени, отчества, о внесении в записи актов гражданского состояния изменений о дате и месте их рождения, а также о случаях регистрации смерти военнообязанного или призывника.
Органы дознания и предварительного следствия обязаны в семидневный срок ставить в известность районные (городские) органы по делам обороны о призывниках и военнообязанных, в отношении которых ведется дознание или предварительное следствие, а суды - о рассматриваемых уголовных делах и вступивших в законную силу приговорах.
Военные удостоверения военнообязанных и удостоверения призывников, осужденных (в том числе условно) к лишению свободы, пересылаются судами в соответствующие органы по делам обороны.
Медико-социальные экспертные комиссии обязаны в семидневный срок извещать соответствующие районные (городские) органы по делам обороны о военнообязанных и призывниках, признанных лицами с инвалидностью, независимо от группы инвалидности.
Во время проведения призыва лечебные учреждения обязаны в трехдневный срок извещать соответствующие районные (городские) органы по делам обороны о гражданах призывного возраста, принятых на стационарное лечение.
Руководители жилищно-эксплуатационных органов и домовладельцы обязаны по требованию соответствующего органа по делам обороны и органа самоуправления граждан, на которые возложено ведение воинского учета, представлять домовые книги, карточки прописки, учетно-воинские и другие документы на военнообязанных и призывников, также оповещать их о вызове в органы по делам обороны.
Военнообязанные, призывники при изменении у них семейного положения, состояния здоровья, местожительства, образования, места работы и должности обязаны лично в семидневный срок сообщить об этом в органы, в которых состоят на воинском учете.
VIII. О ПРИЗЫВЕ ПО МОБИЛИЗАЦИИ
И ДЕМОБИЛИЗАЦИЯ
Статья 46. Призыв на военную службу по мобилизации
и в военное время
Призыв граждан на воинскую службу по мобилизации и в военное время проводится на основании указов Президента Республики Узбекистан.
При объявлении мобилизации все граждане, находящиеся в это время на военной службе и на военных сборах, продолжают службу до отдельного распоряжения, а военнообязанные призываются на военную службу. Отпуска военнослужащим отменяются. Военнообязанные должны явиться в районный (городской) орган по делам обороны по месту регистрации по месту постоянного проживания, военнослужащие - к месту прохождения службы. С объявлением мобилизации решения территориальных комиссий о предоставлении гражданам призывного возраста отсрочки и освобождении от призыва отменяются. Дальнейшее применение отсрочки и освобождение от призыва возможно только по состоянию здоровья и при нахождении на специальном учете.
При объявлении мобилизации и в военное время могут быть призваны на военную службу военнообязанные и призывники в возрасте от восемнадцати лет до предельного возраста пребывания в резерве и запасе, установленного настоящим Законом, и женщины в возрасте от восемнадцати до сорока пяти лет, не находящиеся на воинском учете (кроме тех, кто имеет детей в возрасте до шестнадцати лет).
Призыв на военную службу по мобилизации и в военное время осуществляется исключительно органами по делам обороны.
Статья 47. Материальное обеспечение граждан в связи
с призывом на военную службу по мобилизации
и в военное время
С гражданами, призванными на военную службу по мобилизации и в военное время, проводится полный расчет по месту работы (службы). Им выплачивается заработная плата за фактически проработанное время, выходное пособие и компенсация за неиспользованный отпуск.
За призванными на военную службу по мобилизации в военное время сохраняется жилая площадь, которую они занимали.
Государственное обеспечение семей граждан, призванных на военную службу по мобилизации и в военное время, осуществляется в соответствии с законодательством.
Увольнение по демобилизации производится на основе указа Президента Республики Узбекистан.
Расходы, связанные с увольнением военнослужащих по демобилизации, осуществляются за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан в порядке, установленном законодательством.
VIII-1. МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, КУРСАНТОВ (СЛУШАТЕЛЕЙ)
ВЫСШИХ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ,
ВОЕННООБЯЗАННЫХ, ПРИЗВАННЫХ НА ВОЕННЫЕ СБОРЫ,
И ЛИЦ, ПРОХОДЯЩИХ СЛУЖБУ В МОБИЛИЗАЦИОННОМ
ПРИЗЫВНОМ РЕЗЕРВЕ
Статья 48-1. Условия материальной ответственности
военнослужащих, курсантов (слушателей) высших военных
образовательных учреждений, военнообязанных,
призванных на военные сборы, и лиц, проходящих
службу в мобилизационном призывном резерве
Военнослужащие, курсанты (слушатели) высших военных образовательных учреждений, военнообязанные, призванные на военные сборы, и лица, проходящие службу в мобилизационном призывном резерве, привлекаются к материальной ответственности за прямой действительный ущерб, причиненный военному имуществу (военные объекты, здания и сооружения, вооружение и боеприпасы, боевая и другая техника, другие материально-технические средства и денежные средства (ценности), находящиеся в ведении Вооруженных Сил), при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Военнослужащие, курсанты (слушатели) высших военных образовательных учреждений, военнообязанные, призванные на военные сборы, и лица, проходящие службу в мобилизационном призывном резерве, не несут материальную ответственность, если ущерб причинен вследствие исполнения приказа командира (начальника) либо оправданного профессионального или хозяйственного риска или других законных действий.
Военнослужащие, курсанты (слушатели) высших военных образовательных учреждений, военнообязанные, призванные на военные сборы, и лица, проходящие службу в мобилизационном призывном резерве, причинившие материальный ущерб не при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), несут ответственность в соответствии с гражданским законодательством.
Статья 48-2. Полная материальная ответственность
Военнослужащие, курсанты (слушатели) высших военных образовательных учреждений), военнообязанные, призванные на военные сборы, и лица, проходящие службу в мобилизационном призывном резерве, несут материальную ответственность за ущерб, причиненный по их вине, в случаях хищения, недостачи, промотания, утраты, умышленного уничтожения, повреждения, порчи, незаконного расходования военного имущества или причиненный ущерб другими умышленными действиями (бездействием), независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством.
Военнослужащие, курсанты (слушатели) высших военных образовательных учреждений, военнообязанные, призванные на военные сборы, и лица, проходящие службу в мобилизационном призывном резерве, виновные в хищении, недостаче и сверхнормативных потерях валютных ценностей, ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий, несут материальную ответственность в соответствии с законодательством.
Военнослужащие по контракту за ущерб, причиненный по их вине простоями вагонов, автомобилей и других транспортных средств, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба.
Военнослужащие, курсанты (слушатели) высших военных образовательных учреждений, военнообязанные, призванные на военные сборы, и лица, проходящие службу в мобилизационном призывном резерве, в случае причинения по их вине ущерба юридическими физическим лицам, если в соответствии с законодательством ущерб возмещен Вооруженными Силами, обязаны возместить государству расходы, понесенные Вооруженными Силами в связи с возмещением ущерба.
Командиры (начальники), виновные в незаконном увольнении или переводе служащих (рабочих) на другую работу, возмещают материальный ущерб государству, причиненный в связи с оплатой за время вынужденного прогула или за время выполнения нижеоплачиваемой работы, а также за нарушение законодательства или безосновательную задержку исполнения решения вышестоящего в порядке подчиненности командира (начальника) или суда о восстановлении служащего (рабочего) на работе.
Статья 48-3. Ограниченная материальная ответственность
Командиры (начальники) привлекаются к материальной ответственности в размере причиненного ущерба, но не свыше одного месячного оклада денежного содержания, в случаях:
дачи распоряжения, нарушившего установленный порядок учета, хранения, использования, расходования и перевозки военного имущества;
непринятия необходимых мер к предотвращению хищения, недостачи, уничтожения, повреждения и порчи военного имущества, повлекших за собой причинение ущерба;
непринятия мер по возмещению причиненного ущерба виновными лицами.
Статья 48-4. Определение размера ущерба и порядок
его взыскания
Командиры (начальники) при обнаружении материального ущерба (фактов хищения, недостач, промотания, утраты, уничтожения, повреждения, порчи, незаконного использования и списания с учета материальных и денежных средств (ценностей) в установленном порядке проводят доследственную проверку или служебную проверку для установления причин возникновения ущерба, его размера и виновных лиц.
Доследственная проверка или служебная проверка командиром (начальником) может не проводиться, если причины, размер материального ущерба и виновные лица установлены органами доследственной проверки, дознания, предварительного следствия или суда.
Военнослужащие, курсанты (слушатели) высших военных образовательных учреждений, военнообязанные, призванные на военные сборы, и лица, проходящие службу в мобилизационном призывном резерве, в период прохождения военной службы (сборов) либо после увольнения в резерв (запас) или отставку, причинившие материальный ущерб по своей вине, могут добровольно возместить его полностью или частично.
Статья 48-5. Сроки привлечения к материальной ответственности
Военнослужащие, курсанты (слушатели) высших военных образовательных учреждений, военнообязанные, призванные на военные сборы, и лица, проходящие службу в мобилизационном призывном резерве, привлекаются к материальной ответственности в течение трех лет со дня обнаружения причиненного ущерба, независимо от увольнения их в резерв (запас) или отставки.
Статья 49. Военная подготовка граждан на случай
военной агрессии и чрезвычайных ситуаций
Военная подготовка граждан на случай военной агрессии против Республики Узбекистан или чрезвычайных ситуаций организуется по решению Президента Республики Узбекистан и осуществляется по месту их работы, учебы или жительства без отрыва от производства или учебы.
Организация и руководство военной подготовкой граждан возлагается на Министерство обороны Республики Узбекистан, Министерство по чрезвычайным ситуациям и органы государственной власти на местах.
Министерства и ведомства, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты, предприятия, учреждения и организации совместно с Министерством обороны Республики Узбекистан создают необходимую учебно-материальную базу, обеспечивают подбор и подготовку руководителей военной подготовки.
Порядок проведения военной подготовки граждан и круг лиц, освобождаемых от нее, определяются Президентом Республики Узбекистан.
Статья 50. Финансовое и материальное обеспечение мер,
связанных с выполнением всеобщей воинской обязанности
Финансовое и материальное обеспечение мер, связанных с выполнением всеобщей воинской обязанности и прохождением военной службы, производится за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и иных источников финансирования в соответствии с законодательством.
Кабинет Министров Республики Узбекистан, органы государственной власти и управления на местах для проведения медицинского освидетельствования граждан, их призыва на военную службу и отправки призванных в воинские части обязаны обеспечить органы по делам обороны оборудованием, средствами связи, призывными (сборными) пунктами, лекарственными средствами, медицинским и хозяйственным имуществом, автомобильным транспортом, а также охрану общественного порядка.
Для полного и качественного выполнения планов проведения мобилизации в военное время министерства, ведомства, учреждения, предприятия, организации и образовательные учреждения по решению органов государственной власти и управления на местах в мирное время совместно с органами по делам обороны создают участки оповещения и сбора военнообязанных и техники, комплектуют их личным составом, без освобождения его членов от обязанностей по месту основной работы (службы).
За членами комиссии по приписке граждан к призывным участкам и комиссий по проведению призыва, врачами и средним медицинским персоналом, техническими работниками и лицами обслуживающего персонала, которые выделяются для работы на призывных участках и сборных пунктах, на все время выполнения ими установленных обязанностей сохраняется место работы, должность и средний заработок.
Затраты на содержание медицинского персонала, привлекаемого к работе в указанных комиссиях, производятся за счет средств местных бюджетов.
Если выполнение своих обязанностей лицами, указанными в части четвертой настоящей статьи, связано с выездом из мест постоянного жительства, соответствующие хокимияты, по представлению органов по делам обороны, возмещают им затраты на проезд от места жительства к месту работы и обратно, по найму жилого помещения, выплачивают суточные по нормам, установленным для служебных командировок.
Статья 51. Ответственность должностных лиц и граждан
за нарушение законодательства о всеобщей воинской
обязанности и военной службе
В случае уклонения от воинской службы граждане Республики Узбекистан привлекаются к уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Руководители, другие должностные лица государственных органов, а также предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, граждане, виновные в нарушении законодательства о всеобщей воинской обязанности и военной службе, несут ответственность в соответствии с законодательством.
Президент
Республики Узбекистан И.Каримов
"Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан",
2002 г., N 12, ст. 217