язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Отдельные отрасли экономики/ Торговля. Общественное питание. Бытовое обслуживание/ Общие положения по торговле/ Правила производства и реализации продукции (услуг) общественного питания в Республике Узбекистан (Приложение N 2 к Постановлению КМ РУз от 13.02.2003 г. N 75)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Постановлению КМ РУз

от 13.02.2003 г. N 75



ПРАВИЛА

производства и реализации продукции

(услуг) общественного питания

в Республике Узбекистан


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящие Правила регламентируют основные требования к работе всех хозяйствующих субъектов в сфере общественного питания на территории Республики Узбекистан независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.


2. Хозяйствующий субъект в сфере общественного питания - это юридическое лицо, выполняющее функции по изготовлению, реализации и организации потребления кулинарной, а также другой пищевой продукции и предоставлению услуг в сфере общественного питания*.

3. Предприятия общественного питания подразделяются на типы: ресторан, вагон-ресторан, бар, кафе, летнее кафе, кафетерий, столовая, чайхана, буфет и закусочная, которые определяются собственником на основе следующих требований:


ресторан - наиболее комфортабельное предприятие общественного питания, имеющее свое название, предоставляющее потребителям широкий ассортимент высококачественных кулинарных и кондитерских изделий сложного приготовления и напитков. В меню ресторана обязательно включаются порционные и фирменные блюда. Обслуживание сочетается с организацией отдыха и развлечений, приготовление пищи и обслуживание осуществляется высококвалифицированными поварами и официантами;


вагон-ресторан - предназначается для обслуживания пассажиров железнодорожного транспорта и работников поездных бригад в пути их следования завтраками, обедами, ужинами, кондитерскими изделиями и напитками;


бар - организует обслуживание потребителей напитками и закусками за барной стойкой (наряду с обслуживанием за столиками). В зависимости от ассортимента реализуемых напитков и продукции бары специализируются на пивные, винные, коктейль-бары, молочные и другие. Обслуживание осуществляется официантами, допускается самообслуживание;


кафе - предоставляет потребителям разнообразные горячие и холодные напитки, кондитерские изделия, молочные продукты и кулинарные изделия несложного приготовления. В зависимости от ассортимента реализуемой продукции или назначения кафе могут быть специализированными: кафе-кондитерская, кафе-мороженое, кафе-молочная, детское  кафе,  молодежное кафе   и   другие;  применяется   метод  самообслуживания   или обслуживание официантами; в вечернее время может быть организовано музыкальное обслуживание;


летнее кафе - производит обслуживание потребителей на открытой площадке или под навесом;


кафетерий - это отдел, организованный при магазине для продажи с потреблением на месте горячих напитков, молока, соков, бутербродов, кондитерских изделий и других пищевых продуктов;


столовая - это предприятие, обеспечивающее потребителей завтраками, обедами и ужинами. В зависимости от места нахождения и обслуживаемого контингента столовые подразделяются на общедоступные, при промышленных предприятиях, учреждениях, стройках, учебных заведениях и другие. В столовых при производственных предприятиях, учебных заведениях и учреждениях потребителям организуется, в основном, отпуск комплексных обедов, завтраков и ужинов, разнообразных по дням недели. Применяется самообслуживание и предварительная сервировка столов комплексными обедами;


чайхана - это предприятие, где основным видом обслуживания является подача чая в чайниках. Кроме того, чайханы могут иметь в ассортименте лепешки, национальные сладости, кондитерские изделия, булочные изделия и другую буфетную продукцию;


буфет - это предприятие, предназначенное для быстрого обслуживания потребителей ограниченным ассортиментом горячих и прохладительных напитков, холодных блюд и закусок, хлебобулочных и кондитерских изделий, а также горячих и сладких блюд несложного приготовления. Применяется самообслуживание или обслуживание официантами;


закусочная - это предприятие, организующее быстрое обслуживание потребителей блюдами и закусками несложного приготовления, горячими и холодными напитками. В зависимости от ассортимента реализуемой продукции закусочные могут иметь следующую специализацию: шашлычная, пловная, самсовая, сосисочная, пельменная, чебуречная, пирожковая, блинная и другие. Применяется метод самообслуживания или обслуживание официантами.


-------------------------

*) Данное определение не распространяется на оказание услуг в сфере общественного питания по изготовлению и реализации отдельных видов штучных блюд без организации посадочных мест в домашних условиях или специально отведенных местах решением органов государственной власти на местах.


4. Требования и критерии, предъявляемые к торговым, складским, производственным и административно-бытовым помещениям, оборудованию и инвентарю, технологическим режимам производства продукции, организации реализации и потребления, предоставляемым услугам устанавливаются в соответствии с действующими техническими регламентами или стандартами, санитарными нормами, правилами техники безопасности, противопожарными и другими требованиями.

5. Субъект общественного питания, может производить реализацию продукции и товаров, организацию потребления и предоставление услуг, как в торговых залах, так и за их пределами, с соблюдением требований, указанных в пункте 6 настоящей главы.


6. Персонал, работающий на предприятии общественного питания, связанный с хранением товаров, производством и реализацией продукции должен иметь специальную подготовку, быть ознакомленным и соблюдать:

настоящие Правила;

санитарные нормы и требования;

противопожарные нормы;

требования стандартов;

правила техники безопасности.


7. Предприятия общественного питания, обслуживающие иностранных туристов, должны иметь в штате работников (метрдотелей, официантов), владеющих не менее чем одним иностранным языком (английским, немецким, французским) в объеме, необходимом для выполнения своих обязанностей. В этих предприятиях должны быть в фирменных обложках меню, напечатанные на государственном и иностранном языках.


8. Субъект общественного питания обязан в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию о своем полном наименовании, режиме работы, предлагаемой продукции, товарах и оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, которая, как минимум, должна содержать:

перечень продукции и товаров;

сведения об общем весе (объеме) порций готовых блюд продукции общественного питания, емкости бутылки предлагаемого напитка и об объеме его порций;

перечень услуг и условия их оказания;

цены и условия оплаты услуг.


9. Режим работы предприятий общественного питания, независимо от форм собственности, устанавливается самостоятельно, а предприятий общественного питания при промышленных предприятиях, учреждениях, учебных заведениях - по согласованию с администрацией и профсоюзным комитетом.

Утвержденные часы работы в обязательном порядке должны соблюдаться предприятиями всех форм собственности.

В случае закрытия предприятия общественного питания (для проведения плановых санитарных мероприятий, ремонта и др.) предприятие обязано не менее чем за неделю вывесить соответствующие объявления.


10. Допускается ограничивать вход посетителей в объекты общественного питания, работающие с официантами, за 30 минут до их закрытия, а в объекты общественного питания, работающие по методу самообслуживания, - за 15 минут до их закрытия.


11. Предприятие общественного питания обязано иметь и содержать в исправном состоянии средства измерения, разрешенные к применению, своевременно и в установленном порядке проводить их метрологическую поверку.


12. Все средства измерений, весоизмерительные приборы  должны иметь хорошо видимое поверительное клеймо или свидетельство органов Узстандарта о поверке, срок действия которого не истек, быть исправными, чистыми, правильно установленными, применяться по назначению и обеспечивать единство и достоверность измерений и иметь соответствующий паспорт.

Неисправными и неразрешенными к применению средствами измерений пользоваться запрещается.


13. Наличные денежные расчеты с потребителями осуществляются с применением контрольно-кассовых машин, а в случаях, предусмотренных законодательством, - онлайн контрольно-кассовых машин или виртуальных касс, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Узбекистан. Руководитель объекта общественного питания обязан ознакомить работника с правилами работы с контрольно-кассовыми машинами (виртуальными кассами).

14. Хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность в сфере общественного питания, может использовать различные способы расчетов за питание: предварительный, оплата после отбора блюд, оплата после приема пищи, саморасчет. Формы расчетов за питание определяются в зависимости от метода обслуживания, специфики обслуживаемого контингента, типа объекта общественного питания и его специализации.

В объектах общественного питания, работающих по методу самообслуживания, и магазинах (отделах) кулинарии при расчетах потребителю выдается кассовый чек.

Во всех объектах общественного питания, где обслуживание осуществляется официантами, оплата отпущенной продукции производится по выданному официантом счету или чеку контрольно-кассовых машин, а в случаях, предусмотренных законодательством, - онлайн контрольно-кассовых машин или виртуальных касс установленного образца.

Во всех объектах общественного питания должно быть обеспечено наличие расчетного терминала по приему платежей с использованием банковских пластиковых карточек.

В столовых, обслуживающих постоянные контингенты посетителей (рабочие, служащие, студенты, учащиеся и др.), может использоваться расчет по индивидуальным или групповым абонементам.


15. Субъект общественного питания самостоятельно разрабатывает ассортиментный перечень блюд, изделий, напитков с учетом полного соблюдения санитарных и технологических требований, составляет и утверждает рецептуры блюд. Калькуляционная карточка не является обоснованием определения цены продукции, а служит только для внутреннего пользования владельцами объектов общественного питания. Ведение калькуляционной карточки не обязательно. Цена на продукцию определяется исходя из спроса и предложения на нее.

16. В магазинах кулинарии и полуфабрикатов, буфетах на всех реализуемых товарах и продукции должны быть единообразные и четко оформленные ценники с указанием наименования товара, продукции, его сорта, цены за единицу меры, веса или упаковки.


17. Предприятия общественного питания, независимо от форм собственности, должны предоставить потребителю возможность проверки меры и веса проданных ему блюд, кулинарной продукции, товаров, а также соответствия реализуемого изделия (услуги) требованиям нормативной документации. Лица, занимающиеся изготовлением и продажей продукции общественного питания в порядке индивидуальной трудовой деятельности, должны по просьбе потребителя предъявить ему свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (дехканского хозяйства без образования юридического лица).

При обнаружении недостатков в качестве кулинарной продукции (оказываемой услуги), недовесов или обсчетов руководство и работники предприятия общественного питания обязаны по выбору потребителя:

безвозмездно устранить установленные недостатки;

уменьшить размер оплаты за кулинарную продукцию (услугу);

без дополнительной оплаты изготовить аналогичное блюдо, кулинарное изделие (повторно выполнить услугу);

полностью возместить расходы потребителя, связанные с приобретением некачественной кулинарной продукции (выполнением услуги);

компенсировать моральный вред.


18. При нарушении сроков исполнения предварительного заказа на оказание услуги, при обнаружении недостатков оказываемой услуги потребитель вправе по своему выбору:

назначить субъекту общественного питания новый срок, в течение которого субъект должен приступить к оказанию услуги и (или) закончить оказание услуги, и потребовать уменьшения цены за оказываемую услугу;

потребовать уменьшения цены за оказываемую услугу;

потребовать безвозмездного устранения недостатков в разумный срок,  назначенный  потребителем, или изготовления аналогичной продукции общественного питания надлежащего качества, или ее замены другой продукцией;

отказаться от услуги.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков начала и (или) окончания оказания услуги. Убытки возмещаются в сроки, установленные законодательством Республики Узбекистан для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Требования потребителя не подлежат удовлетворению, если хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность в сфере общественного питания, докажет, что нарушение сроков оказания услуги произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.


19. В процессе обслуживания на предприятиях общественного питания по желанию потребителя готовая продукция и покупные товары, кроме алкогольных напитков, могут отпускаться на вынос в соответствующей таре и упаковке.

Бесплатная выдача пакетов из полимерной пленки, включение их стоимости в стоимость реализуемого на территории Республики Узбекистан товара, а также их реализация ниже себестоимости (за исключением пакетов, не имеющих ручек и являющихся неотъемлемой частью товаров) запрещается.

Не допускается продажа алкогольных напитков на вынос.

20. Реализация алкогольной продукции предприятиями общественного питания осуществляется при наличии разрешительного свидетельства, выдаваемого специальными комиссиями при Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и г. Ташкента в порядке, установленном законодательством.

На предприятиях общественного питания в прейскурантах на алкогольные напитки должны быть указаны: наименования напитков, емкость бутылки, цена за всю емкость бутылки, а также за 100 или 50 граммов.

Места продажи алкогольной продукции должны иметь предупреждающую надпись о недопущении ее реализации лицам, не достигшим двадцатилетнего возраста, а также о негативном воздействии алкогольной продукции на здоровье человека.

20-1. Запрещается реализация алкогольной продукции:

через торговые автоматы;

имитирующей детские игрушки, конфеты или другие товары детского ассортимента;

при отсутствии в местах продажи предупреждающих надписей о недопущении ее реализации лицам, не достигшим двадцатилетнего возраста, а также о негативном воздействии алкогольной продукции на здоровье человека;

при отсутствии на таре алкогольной продукции медицинского предупреждения в виде надписи и (или) рисунка о негативном воздействии употребления алкогольной продукции на здоровье человека;

лицам, не достигшим двадцатилетнего возраста.

Продавец, осуществляющий реализацию алкогольной продукции, обязан потребовать от покупателя, выглядящего моложе двадцати лет, предъявления документа, удостоверяющего его возраст, а в случае отсутствия документа - отказать в реализации алкогольной продукции.

21. Потребитель вправе в любое время отказаться от заказанной им услуги при условии оплаты хозяйствующему субъекту, осуществляющему деятельность в сфере общественного питания, фактически понесенных расходов.


22. В процессе производства блюда должны приготавливаться такими партиями, чтобы реализация могла осуществляться в строго определенные санитарными правилами сроки. Категорически запрещается использовать оставшиеся от предыдущего дня мясные, рубленые рыбные изделия, макароны, соусы, крупяные изделия.


23. Порядок реализации продукции общественного питания в специально отведенных местах определяется местными органами государственной власти.



II. КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ

НАСТОЯЩИХ ПРАВИЛ


24. Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляется в соответствии с законодательством.

Контролирующие органы (учреждения) могут привлекать к проверкам соблюдения настоящих  Правил специалистов, представителей общественных организаций потребителей. Предприятия общественного питания должны оказывать содействие проверяющим лицам в проведении проверки и принимать меры к устранению недостатков и нарушений.



III. ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ТОРГОВЛИ


25. Нарушения настоящих Правил влекут ответственность, в соответствии с Кодексом Республики Узбекистан об административной ответственности и Уголовным кодексом Республики Узбекистан, в случаях:

необоснованного завышения цен; 

недомера, недовеса товаров, продукции или неоказания услуг;

реализации товаров, продукции (услуг) без выдачи чека (квитанции, счета);

отказа в предоставлении потребителю возможности проверки правильности меры, веса товара, продукции;

пользования неисправными или неклейменными весоизмерительными приборами;

несоблюдения установленного порядка:

оснащения и применения платежных терминалов при осуществлении денежных расчетов;

применения контрольно-кассовых машин, а в случаях, предусмотренных законодательством, - онлайн контрольно-кассовых машин или виртуальных касс;

продажи алкогольной и табачной продукции;

реализации:

некачественных товаров, кулинарных изделий и заведомо нестандартной продукции, а равно отказа в обмене проданного покупателю некачественного товара, продукции или возврате денег;

товаров, продукции без документов, удостоверяющих их качество и производственную марку или подтверждающих соответствие сертифицированной продукции установленным требованиям;

товаров без указания в производственной марке или товарном знаке информации о  наименовании и месте нахождения изготовителя;

товаров, продукции с истекшим сроком годности;

выдача пакетов из полимерной пленки бесплатно, включение их стоимости в стоимость реализуемого на территории Республики Узбекистан товара, а также их реализация ниже себестоимости (за исключением пакетов, не имеющих ручек и являющихся неотъемлемой частью товаров).

26. Ответственность возникает также в случаях:

несоблюдения товарного соседства и нарушения условий хранения товаров;

отсутствия надлежащих условий потребления пищи;

отсутствия информации о наименовании предприятия, режиме его работы, а равно отказа в предоставлении потребителю предусмотренной настоящими Правилами  информации;

несоблюдения режима работы предприятия;

отсутствия на товарах, продукции ярлыков цен или выставления заведомо неправильно оформленных ценников;

применения  неразрешенного инвентаря;

продажи товаров, продукции, не отвечающих требованиям технических регламентов или стандартов, технических условий, равно как и неуплаты или несвоевременной оплаты местных сборов.

Основанием для привлечения к ответственности служит нарушение статей законов "О защите прав потребителей", "О стандартизации", "О метрологии", "О сертификации продукции и услуг" и требований настоящих Правил.