ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебная власть. Правосудие / Судебная система / Конституционный суд /

Регламент Конституционного суда Республики Узбекистан (Утвержден Решением КС РУз от 05.07.1996 г. N 1)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

УТВЕРЖДЕН

РЕШЕНИЕМ КОНСТИТУЦИОННОГО

СУДА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

05.07.1996 г.

N 1


РЕГЛАМЕНТ

Конституционного суда

Республики Узбекистан

Настоящим Регламентом определяются правила судебной процедуры и этикета, особенности делопроизводства, требования к персоналу и другие вопросы, относящиеся к порядку организации деятельности Конституционного суда Республики Узбекистан, с целью обеспечения реализации его задач, осуществления полномочий, предусмотренных Конституцией Республики Узбекистан и Законом Республики Узбекистан "О Конституционном суде Республики Узбекистан".



I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Конституционный суд и его задачи


В соответствии со статьей 108 Конституции Республики Узбекистан Конституционный суд является органом судебной власти по рассмотрению дел о конституционности актов законодательной и исполнительной властей.



Статья 2. Компетенция Конституционного суда


В соответствии со статьей 109 Конституции Республики Узбекистан, частью второй статьи 1 Закона "О Конституционном суде Республики Узбекистан" Конституционный суд в порядке конституционного судопроизводства:

определяет соответствие законов Республики Узбекистан и иных актов, принятых Олий Мажлисом Республики Узбекистан, указов Президента Республики Узбекистан, постановлений правительства и местных органов государственной власти, межгосударственных договорных и иных обязательств Республики Узбекистан Конституции Республики Узбекистан;

дает заключение о соответствии Конституции Республики Каракалпакстан Конституции Республики Узбекистан, законов Республики Каракалпакстан - законам Республики Узбекистан;

дает толкование норм Конституции и законов Республики Узбекистан.

Конституционный суд согласно Закону "О Конституционном суде Республики Узбекистан" рассматривает также вопросы о:


1) реализации предоставленного ему права законодательной инициативы в Олий Мажлисе;


2) приостановлении полномочий судьи Конституционного суда;


3) Регламенте Конституционного суда;


4) Научно-консультативном совете при Конституционном суде.

Конституционный суд рассматривает и другие вопросы, связанные с организацией его деятельности и отнесенные к его компетенции Конституцией и законами Республики Узбекистан.



Статья 3. Основные принципы деятельности

Конституционного суда


Основными принципами деятельности Конституционного суда являются приверженность Конституции Республики Узбекистан, независимость, коллегиальность, гласность и равенство прав судей.

Конституционный суд при исполнении своих функций независим.

Независимость Конституционного суда обеспечивается установленным законом порядком избрания членов Конституционного суда и их освобождения, неприкосновенностью, юридической процедурой разрешения дел и вопросов, относящихся к компетенции суда, тайным совещанием судей при вынесении решений, ответственностью за неуважение к Конституционному суду или вмешательство в его деятельность, созданием необходимых организационно-технических условий для деятельности Конституционного суда, а также материальным и социальным обеспечением судей.

Конституционный суд, разрешая дела, руководствуется исключительно Конституцией Республики Узбекистан, а также международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Узбекистан.

Разрешение дел и вопросов, относящихся к компетенции Конституционного суда, осуществляется коллегиально.

Заседания Конституционного суда, как правило, проводятся открыто.



Статья 4. Независимость Конституционного суда


Конституционный суд и его судьи в своей деятельности независимы и подчиняются только Конституции Республики Узбекистан.

Вмешательство в деятельность Конституционного суда не допускается и влечет за собой ответственность по закону.



Статья 5. Равенство сторон заседания

перед законом и судом


Дача заключений и рассмотрение других вопросов в Конституционном суде осуществляются на началах равенства сторон перед законом и судом независимо от их служебного положения, подчиненности и места нахождения.



Статья 6. Презумпция конституционности

нормативных актов


При рассмотрении вопросов о конституционности нормативных актов Конституционный суд исходит из презумпции конституционности законов, межгосударственных договорных и иных обязательств Республики Узбекистан, указов Президента Республики Узбекистан, постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также нормативных актов местных органов государственной власти.



Статья 7. Обеспечение всестороннего, полного и

объективного исследования обстоятельств

при рассмотрении вопросов


При рассмотрении вопросов Конституционный суд не связан доводами сторон. Конституционный суд обязан, не ограничиваясь представленными материалами, объяснениями и показаниями, принимать все меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, обеспечения прав сторон, других участников, надлежащего исполнения ими возложенных на них обязанностей.



Статья 8. Язык конституционного

судопроизводства


Производство дел в Конституционном суде ведется на государственном языке Республики Узбекистан.

Участники заседания, не владеющие государственным языком, могут выступать и давать объяснения на родном языке и пользоваться услугами переводчика. Обязанность по обеспечению судебного заседания переводчиком возлагается на соответствующее структурное подразделение аппарата Конституционного суда.



Статья 9. Обеспечение порядка и безопасности

на заседании Конституционного суда


Все участники судебного заседания и другие лица, присутствующие в зале заседания, обязаны уважительно относиться к Конституционному суду и установленным правилам судебной процедуры и этикета, беспрекословно подчиняться распоряжениям председательствующего о соблюдении порядка заседания.

Нарушение порядка заседания Конституционного суда, неподчинение распоряжениям председательствующего о соблюдении порядка заседания, пренебрежение принятыми в Конституционном суде правилами влекут установленную законом ответственность.



II. ПРОИЗВОДСТВО ДЕЛ В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ


Статья 10. Созыв заседаний Конституционного суда


По всем отнесенным к компетенции Конституционного суда вопросам, по которым должно выноситься решение, Конституционным судом назначается судебное заседание.

Заседание Конституционного суда проводится с соблюдением правил и процедур, установленных настоящим Регламентом для рассмотрения соответствующих вопросов.

Заседания Конституционного суда созываются Председателем, в его отсутствие - заместителем Председателя Конституционного суда, а при отсутствии Председателя Конституционного суда и его заместителя или невозможности выполнения ими своих обязанностей - старшим по возрасту судьей Конституционного суда.

О времени и месте очередного заседания судьи Конституционного суда уведомляются не позднее чем за десять дней до начала судебного заседания. Одновременно им вручается повестка дня заседания и все необходимые для рассмотрения дела документы.



Статья 11. Служебные совещания


Председатель Конституционного суда или его заместитель созывает судей, работников аппарата Конституционного суда на служебные совещания по вопросам деятельности Конституционного суда и работы структурных подразделений аппарата суда.

В случае отсутствия Председателя Конституционного суда и его заместителя или невозможности выполнения ими своих обязанностей служебные совещания по вопросам, указанным в части первой настоящей статьи, созывает старший по возрасту судья.



Статья 12. Состав Конституционного суда


Членами Конституционного суда являются Председатель, заместитель Председателя Конституционного суда и пять судей.

Конституционный суд правомочен принимать решения и приступать к работе в составе не менее четырех судей.



Статья 13. Неизменность состава Конституционного

суда на судебном заседании


Дело рассматривается Конституционным судом, как правило, в одном и том же составе судей.



Статья 14. Количество вопросов, выносимых

на заседание Конституционного суда


На заседании Конституционного суда может рассматриваться один или несколько вопросов. По каждому вопросу принимается отдельное решение.



Статья 15. Непосредственность и устность рассмотрения

вопросов на заседании Конституционного суда


При рассмотрении вопросов Конституционный суд непосредственно заслушивает объяснения сторон, их представителей, показания свидетелей, заключения экспертов, мнения специалистов, выступления других участников судебного заседания, оглашает необходимые документы.

Документы, имеющиеся у всех судей и сторон заседания, могут не оглашаться, если их содержание излагается устно в ходе разбирательства. Однако, если кто-либо из судей или участников заседания настаивает на их полном или частичном оглашении, такое оглашение может быть произведено по решению Конституционного суда.

Заседание Конституционного суда по каждому вопросу проходит, как правило, непрерывно, кроме времени, отведенного для отдыха или предоставленного участникам заседания для подготовки заключительных речей. Перерыв в судебном заседании может быть сделан по ходатайству одной из сторон для дополнительного изучения материалов, представленных другой стороной, а также в случаях возникновения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания.



Статья 16. Отложение заседания Конституционного суда


Заседание Конституционного суда может быть отложено:


1) если Конституционный суд найдет рассматриваемый вопрос недостаточно подготовленным;


2) ввиду неявки сторон или одной стороны, свидетеля или эксперта, если их отсутствие может повлиять на правильное разрешение дела;


3) ввиду непредставления или несвоевременного представления истребованных материалов, если они имеют существенное значение для рассмотрения и разрешения дела;


4) если на отложении рассмотрения вопроса настаивает кто-либо из судей или стороны (сторона), их представители, а приведенные ими аргументы признаны Конституционным судом убедительными;


5) если нарушен кворум в заседании Конституционного суда ввиду отсутствия кого-либо из судей или его заболевания в ходе заседания;


6) при наличии других обстоятельств, препятствующих нормальному ходу судебного заседания или всестороннему и полному рассмотрению вопроса, если эти обстоятельства не могут быть устранены в сроки, позволяющие прервать заседание Конституционного суда.

Решение об отложении заседания Конституционного суда принимается простым большинством голосов судей, участвующих в заседании. В случае принятия решения об отложении заседания Конституционным судом могут быть заслушаны явившиеся эксперты, специалисты и свидетели.

Рассмотрение отложенного дела продолжается Конституционным судом после отпадения обстоятельств, послуживших основанием для его отложения. При этом заседание Конституционного суда возобновляется, как правило, с момента, на котором оно было остановлено. Повторный вызов заслушанных экспертов, специалистов и свидетелей производится лишь в необходимых случаях.



Статья 17. Приостановление производства по делу


Конституционный суд может приостановить производство по делу по ходатайству одной из сторон для дополнительного изучения материалов, представленных другой стороной, а также в случаях возникновения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу рассмотрения вопроса.

Приостановленное производство возобновляется Конституционным судом по ходатайству сторон или инициативе судей после отпадения обстоятельств, послуживших основанием к его приостановлению.

Приостановление рассмотрения одного вопроса не препятствует рассмотрению Конституционным судом других вопросов.



Статья 18. Прекращение рассмотрения вопроса


Рассмотрение вопроса на заседании Конституционного суда может быть прекращено:


1) в связи с отзывом предложения, на основании которого рассматривается вопрос;


2) если предложение исходит от органа или лица, не обладающих такой компетенцией.



Статья 19. Председательствующий на

заседании Конституционного суда


На заседании Конституционного суда председательствует Председатель Конституционного суда, в его отсутствие или по его поручению - заместитель Председателя Конституционного суда, а в случае отсутствия Председателя и его заместителя или невозможности выполнения ими своих обязанностей - старший по возрасту судья Конституционного суда.

Судья-докладчик не может быть председательствующим.

Председательствующий руководит заседанием Конституционного суда. Его распоряжения о соблюдении порядка на судебном заседании обязательны для всех участников заседания и других лиц, присутствующих в зале заседания.

Председательствующий принимает все необходимые меры к обеспечению всестороннего, полного и объективного разбирательства по рассматриваемому вопросу путем:

предоставления сторонам и их представителям равных возможностей давать объяснения по всем обстоятельствам дела, аргументировать свои доводы и задавать друг другу вопросы в целях выявления и уточнения их позиций;

исследования и оценки судом устных и письменных заключений экспертов;

заслушивания мнений специалистов, показаний вызванных в суд свидетелей по делу;

предоставления возможности сторонам и другим участникам судебного заседания задавать экспертам, специалистам и свидетелям вопросы по обстоятельствам рассматриваемого дела;

рассмотрения Конституционным судом документов, представленных сторонами и другими участниками судебного заседания, а также истребованных судом;

фиксации хода и результатов судебного разбирательства.

Председательствующий устраняет из процесса разбирательства по делу все, что не имеет отношения к рассматриваемому вопросу.

Председательствующий руководит совещанием судей Конституционного суда в совещательной комнате, обеспечивая судьям возможность свободно и беспрепятственно выразить свое мнение.



Статья 20. Последствия неявки сторон на

заседание Конституционного суда


Неявка на заседание Конституционного суда одной из сторон или ее представителя, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению вопроса и принятию по нему решения. В случае неявки на заседание Конституционного суда одной из сторон или ее представителя вследствие неполучения или несвоевременного получения либо при отсутствии данных о получении стороной уведомления о времени и месте судебного заседания и если стороной было заявлено о своем намерении участвовать при рассмотрении соответствующего вопроса, заседание суда должно быть отложено. Рассмотрение вопроса может быть также отложено в случае неявки обеих сторон, когда причины их неявки суду неизвестны.



Статья 21. Последствия неявки свидетелей, экспертов,

специалистов на заседание Конституционного суда


В соответствии со статьей 23 Закона "О Конституционном суде Республики Узбекистан" явка свидетелей, экспертов и специалистов, вызванных Конституционным судом, обязательна.

В случае неявки свидетелей, экспертов или специалистов, вызванных на судебное заседание, Конституционный суд принимает одно из следующих решений:


1) о возможности рассмотрения дела по существу в отсутствие свидетелей, экспертов или специалистов;


2) об отложении решения вопроса, о последствиях неявки свидетелей, экспертов или специалистов до завершения исследования материалов дела и о начале рассмотрения вопроса по существу;


3) об объявлении перерыва в судебном заседании и принятии мер по обеспечению явки свидетелей, экспертов или специалистов;


4) об отложении рассмотрения дела, если правильное разрешение дела в отсутствие не явившихся свидетелей, экспертов или специалистов невозможно.



Статья 22. Разрешение ходатайств

сторон и их представителей


Ходатайства сторон и их представителей об истребовании документов, вызове и заслушивании дополнительно экспертов, специалистов и свидетелей разрешаются судом большинством голосов состава судей.



Статья 23. Обязанность представления материалов,

совершения иных действий по требованию

Конституционного суда


Государственные органы, предприятия, учреждения, организации, общественные объединения и должностные лица обязаны представлять истребуемые Конституционным судом документы и другие материалы, проводить проверочные действия, оказывать помощь и содействие в связи с рассмотрением конкретного вопроса в суде.



Статья 24. Пределы разрешения вопросов

Конституционным судом


Конституционный суд не связан доводами и суждениями сторон. Он может, проверив конституционность оспариваемого нормативного акта, одновременно вынести решение в отношении других нормативных актов, не упомянутых в предложении, но которые были основаны на проверенном нормативном акте или воспроизводили его отдельные положения.



Статья 25. Протокол заседания Конституционного суда


На заседании Конституционного суда ведется протокол.

В протоколе должны содержаться:

указание времени и места заседания;

перечисление присутствующих и отсутствующих судей;

фамилия, имя, отчество и должность председательствующего;

фамилия, имя, отчество секретаря заседания;

повестка дня;

сведения о сторонах и других участниках заседания;

действия Конституционного суда в том порядке, в каком они имели место, их результаты;

объяснения сторон и их представителей;

показания свидетелей, заключения экспертов и мнения специалистов, заданные им вопросы и ответы на них;

выступления других лиц, участвующих в деле;

указания на факты и обстоятельства, которые стороны и другие участники заседания просили засвидетельствовать в протоколе;

вопросы, поставленные на голосование, и результаты голосования;

формулировки протокольных решений, принятых Конституционным судом.

Если во время заседания Конституционного суда по его решению применялись звукозапись, видеозапись, фотокиносъемка, то фонограмма, видеопленка, фотокинопленка приобщаются к протоколу судебного заседания, о чем делается соответствующая отметка в протоколе.

Протокол заседания Конституционного суда составляется секретарем судебного заседания.

Стороны и другие участники заседания вправе ходатайствовать о внесении в протокол сведений о фактах и обстоятельствах, которые они считают существенными для дела.

Все изменения и дополнения должны быть в протоколе оговорены.

Протокол должен быть оформлен в течение пяти суток с момента окончания заседания.

Протокол судебного заседания подписывается председательствующим и секретарем судебного заседания и приобщается к делу.

Стороны и их представители вправе знакомиться с протоколом судебного заседания и приносить замечания на протокол, которые должны быть рассмотрены председательствующим единолично в течение десяти дней. По результатам рассмотрения замечаний на протокол судебного заседания председательствующий принимает решение о приобщении их к протоколу или об отказе в удовлетворении.



Статья 26. Лица, принимающие участие в

заседании Конституционного суда


Участниками заседания Конституционного суда являются стороны, представители сторон, свидетели, эксперты, специалисты.

В соответствии со статьей 21 Закона "О Конституционном суде Республики Узбекистан" в заседании Конституционного суда могут участвовать Президент Республики Узбекистан, Председатель Олий Мажлиса Республики Узбекистан, его заместители, Премьер-министр Республики Узбекистан, Председатель Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, Председатель Верховного суда Республики Узбекистан, Председатель Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, Генеральный прокурор Республики Узбекистан и Министр юстиции Республики Узбекистан. Они вправе излагать свою позицию по всем вопросам, рассматриваемым Конституционным судом.

В заседании Конституционного суда могут участвовать по приглашению Председателя Конституционного суда члены Научно-консультативного совета при Конституционном суде, ученые, политические и общественные деятели, депутаты, судьи, представители международных организаций, государственных органов, общественных объединений, научных учреждений и высших учебных заведений. Приглашенные могут выступать по рассматриваемым вопросам с разрешения председательствующего.



Статья 27. Стороны и их представители


Инициаторы, обратившиеся с предложением о проверке конституционности акта, а также органы, должностные лица, издавшие нормативный акт, заключившие международный договор, о проверке конституционности которых ставится вопрос, являются сторонами в конституционном судопроизводстве.

Лица, которым сторонами поручено защищать их интересы в Конституционном суде, именуются представителями.

В качестве представителей сторон в судебном заседании могут участвовать адвокаты, специалисты и другие лица на основании доверенности, выданной стороной (сторонами), с указанием их полномочий.

Представителями сторон в Конституционном суде по должности могут выступать: руководитель органа, внесшего предложение, руководители органов, должностные лица, издавшие нормативный акт, заключившие международный договор, о проверке конституционности которых ставится вопрос.



Статья 28. Права и обязанности сторон

и их представителей


Стороны и их представители имеют право:

знакомиться со всеми материалами, полученными в ходе подготовки заседания Конституционного суда по рассматриваемому вопросу;

представлять письменные отзывы;

предлагать кандидатуры экспертов при назначении экспертизы;

ходатайствовать о вызове в суд свидетелей, экспертов и специалистов;

ставить вопрос об оглашении имеющихся в деле или представленных дополнительно документов;

давать объяснения на родном языке и пользоваться услугами переводчика;

задавать вопросы другой стороне, свидетелям, экспертам и специалистам;

излагать собственную позицию по делу.

Стороны и их представители должны точно и правдиво излагать обстоятельства, известные им по делу.



Статья 29. Свидетели


К рассмотрению вопросов, внесенных на заседание Конституционного суда, могут быть привлечены в качестве свидетелей должностные лица и граждане, располагающие необходимыми сведениями или материалами, имеющими значение для правильного разрешения дела или вопроса, включенного в повестку дня. Эти лица обязаны явиться на заседание Конституционного суда по его вызову, сообщить известные им сведения по рассматриваемому вопросу, представить по требованию суда соответствующие материалы, которыми они располагают, ответить на вопросы судей и лиц, участвующих в судебном заседании.

Перед выступлением на заседании Конституционного суда свидетель дает обязательство в соответствии со статьями 33 и 34 настоящего Регламента.



Статья 30. Экспертиза. Права и обязанности эксперта


При изучении вопроса, а равно в ходе его рассмотрения Конституционным судом может быть назначена экспертиза, производство которой поручается научным учреждениям либо конкретным специалистам, имеющим необходимые знания и достаточный опыт работы по соответствующей специальности. Заключение эксперта должно быть представлено в Конституционный суд в установленные сроки в письменном виде.

Эксперт обязан по поставленным вопросам дать объективное и научно обоснованное заключение. В случае разногласий между экспертами эксперт, оставшийся при особом мнении, дает свое заключение.

Эксперт, поскольку это необходимо для дачи заключения, имеет право знакомиться с материалами дела, просить Конституционный суд о предоставлении ему возможности получить дополнительные материалы.

Эксперт обязан явиться по вызову Конституционного суда, дать пояснения по результатам проведенных экспертных исследований и ответить на вопросы судей и участников судебного заседания.

Перед выступлением в Конституционном суде эксперт дает обязательство в соответствии со статьями 33 и 34 настоящего Регламента.



Статья 31. Специалист, его права и обязанности


Специалистом является лицо, обладающее специальными знаниями по определенным вопросам.

Конституционный суд, судья вправе вызвать специалиста, если использование его знаний необходимо для обеспечения полноты рассмотрения отдельных вопросов.

Перед выступлением в Конституционном суде специалист дает обязательство в соответствии со статьями 33 и 34 настоящего Регламента.



Статья 32. Переводчик, его права и обязанности


Переводчиком является лицо, назначенное Конституционным судом или судьей для перевода с языка судопроизводства на язык, которым владеют участники заседания, а также с языка, которым владеют участники заседания, на язык судопроизводства.

Переводчик обязан явиться по вызову Конституционного суда и выполнить полно и точно порученный ему перевод.



Статья 33. Обязательства свидетеля,

эксперта, специалиста


Текст обязательства свидетеля:

"Как свидетель, приглашенный в Конституционный суд Республики Узбекистан, обязуюсь говорить Конституционному суду об известных мне обстоятельствах дела правду и только правду и добросовестно отвечать на поставленные вопросы".

Текст обязательства эксперта:

"Как эксперт, приглашенный в Конституционный суд Республики Узбекистан, обязуюсь дать объективное, научно обоснованное заключение по результатам исследования представленных материалов и правдиво отвечать на вопросы в соответствии со своими знаниями, квалификацией".

Текст обязательства специалиста:

"Как специалист, приглашенный в Конституционный суд Республики Узбекистан, обязуюсь правдиво отвечать на поставленные передо мной вопросы в соответствии со своими знаниями, квалификацией".



Статья 34. Порядок принятия обязательства


По предложению председательствующего свидетель, эксперт, специалист зачитывают текст обязательства на судебном заседании, подписывают его и передают секретарю судебного заседания для приобщения к протоколу.

Председательствующий предупреждает об ответственности свидетеля, эксперта, специалиста за нарушение обязательства.



Статья 35. Предложение о проверке конституционности

нормативного акта


Предложение о проверке конституционности нормативного акта должно содержать:

сведения об инициаторе предложения, подтверждающие полномочия на внесение последнего в Конституционный суд;

название международного договора или нормативного акта, который подлежит проверке, сведения об источниках его опубликования;

основания для рассмотрения вопроса в Конституционном суде;

позицию стороны, ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы законодательства;

перечень прилагаемых документов.



Статья 36. Полномочия Председателя Конституционного

суда по подготовке судебного заседания


Председатель Конституционного суда осуществляет общее руководство подготовкой судебного заседания.

Председатель Конституционного суда по поступившим предложениям принимает одно из следующих решений:


1) принять предложение к рассмотрению судом;


2) передать предложение для предварительного изучения одному или нескольким судьям либо в соответствующее структурное подразделение аппарата Конституционного суда с указанием срока исполнения;


3) возвратить предложение в случае его отзыва.

После вынесения решения о принятии предложения к рассмотрению Председатель Конституционного суда назначает судью-докладчика для предварительного изучения вопроса и изложения материалов на судебном заседании, устанавливает срок для завершения этой работы, как правило, не более двух месяцев со дня поступления материалов в Конституционный суд. Председатель Конституционного суда может продлить указанный срок в связи с особой сложностью рассматриваемого вопроса, но не более чем на один месяц.

Председатель Конституционного суда, заслушав судью-докладчика о готовности материалов дела к рассмотрению Конституционным судом, определяет круг лиц, подлежащих приглашению и вызову на судебное заседание, отдает распоряжения об уведомлении о месте и времени заседания, а также о направлении участникам заседания и вручении судьям необходимых материалов.



Статья 37. Полномочия заведующего секретариатом


Конституционного суда по подготовке судебного заседания

Заведующий секретариатом Конституционного суда, осуществляя работу по подготовке судебного заседания, организует:

контроль за деятельностью аппарата Конституционного суда по соблюдению установленных Председателем Конституционного суда сроков и процессом подготовки к рассмотрению предложений;

составление проекта плана рассмотрения Конституционным судом предложений о даче заключений, представление его на рассмотрение суда;

рассылку утвержденного Конституционным судом плана структурным подразделениям аппарата;

рассылку судьям копий предложений и приложенных к ним материалов в срок не позднее трех дней после принятия решения Председателем Конституционного суда о внесении вопроса на рассмотрение суда;

рассылку судьям и участникам повестки очередного заседания Конституционного суда;

техническое и организационное обеспечение заседания Конституционного суда, включая проверку явки в Конституционный суд участников судебного заседания, принятие мер по обеспечению безопасности заседания Конституционного суда, готовности технических средств для нормального проведения судебного заседания;

протоколирование заседания Конституционного суда.



Статья 38. Открытие судебного заседания


В назначенное для судебного разбирательства время судьи Конституционного суда входят в зал заседаний, занимают свои места. Затем председательствующий объявляет состав Конституционного суда, какой вопрос подлежит рассмотрению, сообщает, кто является секретарем судебного заседания, кто участвует в деле в качестве эксперта, специалиста, переводчика.



Статья 39. Сообщение о явке участников

судебного заседания


По предложению председательствующего секретарь судебного заседания сообщает о явке участников заседания. Одновременно секретарь информирует, кто из участников заседания не явился, вручены ли своевременно уведомления не явившимся лицам и какие имеются сведения о причинах их неявки.



Статья 40. Решение вопросов в связи с неявкой

на судебное заседание кого-либо

из его участников


В случае неявки на судебное заседание сторон (стороны) или их представителей Конституционный суд выносит решение о начале разбирательства по делу или его отложении. При отсутствии у представителя стороны надлежащим образом оформленных полномочий, когда само должностное лицо, будучи стороной в процессе, не явилось на судебное заседание, председательствующий ставит перед судьями вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие стороны и без ее представителя.

В случае неявки на судебное заседание кого-либо из свидетелей, экспертов или специалистов Конституционный суд выслушивает мнения сторон о возможности рассмотрения дела в их отсутствие.

После этого суд выносит решение о продолжении разбирательства по делу или об объявлении перерыва в судебном заседании либо о его отложении.



Статья 41. Разъяснение переводчику

его обязанностей


Председательствующий разъясняет переводчику его обязанность полно и точно выполнять перевод доклада судьи, объяснений и выступлений участвующих в деле лиц, распоряжений председательствующего, оглашаемых на судебном заседании документов, задаваемых в суде вопросов и ответов на них, а также решений Конституционного суда.



Статья 42. Разъяснение участникам судебного

заседания их прав и обязанностей


Председательствующий разъясняет участникам судебного заседания их права и обязанности. Экспертам, специалистам и свидетелям, кроме того, разъясняется предусмотренная законом ответственность за недобросовестное исполнение возложенных на них обязанностей или отказ от их исполнения.



Статья 43. Разрешение ходатайств участников

судебного заседания


Председательствующий опрашивает стороны, их представителей, других участников судебного заседания, имеются ли у них ходатайства об истребовании дополнительных материалов, о вызове других свидетелей и допуске к рассмотрению дела новых экспертов, специалистов.

В случае поступления таких ходатайств в письменном виде они оглашаются на судебном заседании и подлежат приобщению к материалам рассматриваемого дела. Устные ходатайства подлежат занесению в протокол судебного заседания.



Статья 44. Выступление судьи


Рассмотрение вопроса начинается с выступления судьи-докладчика, который излагает существо вопроса, основания его рассмотрения, краткое содержание имеющихся материалов и информирует о проделанной работе по подготовке вопроса к рассмотрению. Судья-докладчик в своем выступлении не вправе анализировать доводы, изложенные в предложении, и давать им свою оценку.



Статья 45. Объяснения сторон и их представителей


После выступления судьи-докладчика председательствующий предлагает сторонам дать объяснения по существу рассматриваемого вопроса.

Первой выступает сторона или ее представитель, обратившаяся с предложением о рассмотрении вопроса, после чего председательствующий предоставляет возможность выступить другой стороне или ее представителю.

Сторона, обратившаяся с предложением о рассмотрении вопроса, а также ее представитель в выступлениях излагают существо вопроса и правовые аргументы в обоснование своей позиции. Другая сторона или ее представитель излагает свои возражения по заявленному предложению и правовые аргументы в их обоснование.

Председательствующий вправе прервать выступление стороны или ее представителя, других участников судебного заседания, если выступающий выходит за пределы предмета рассматриваемого вопроса или допускает некорректные по форме и содержанию высказывания, нарушает установленные правила производства в суде.

После выступления каждой из сторон, их представителей, председательствующий дает возможность судьям задавать вопросы стороне, ее представителю; затем право задавать вопросы выступившей стороне предоставляется другой стороне и ее представителю.

Сторонам и их представителям могут быть также заданы вопросы Президентом Республики Узбекистан, Председателем Олий Мажлиса или его заместителями, Премьер-министром, Председателем Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, Председателем Верховного суда Республики Узбекистан, Председателем Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, Генеральным прокурором и Министром юстиции Республики Узбекистан.



Статья 46. Порядок заслушивания свидетелей


Последовательность заслушивания свидетелей определяется Конституционным судом.

Председательствующий предлагает свидетелю сообщить все, что ему известно по существу рассматриваемого вопроса. Свидетелю могут быть заданы вопросы. Первыми свидетелю задают вопросы сторона или ее представитель, по заявлению которых вызван свидетель, затем - другая сторона или ее представитель, а также иные участники заседания. Свидетелю, вызванному по инициативе суда, первыми задают вопросы сторона, обратившаяся с предложением о рассмотрении вопроса, или ее представитель. Судьи вправе задавать вопросы свидетелю в любой момент.

Суд может не заслушивать других свидетелей, если признает, что обстоятельства, о которых они могут свидетельствовать, установлены с достаточной полнотой.



Статья 47. Исследование документов


Документы оглашаются на судебном заседании и предъявляются по мере необходимости сторонам, их представителям, а в отдельных случаях - экспертам, специалистам, свидетелям и другим лицам, участвующим в деле. После этого стороны или их представители могут дать объяснения в связи с оглашенным документом (документами). По исследованным на заседании Конституционного суда документам, полученным в установленном порядке и имеющим значение для правильного разрешения вопроса, судом выносится решение о приобщении их к делу.



Статья 48. Порядок заслушивания

экспертов, специалистов


Конституционный суд при необходимости заслушивает на судебном заседании экспертов, специалистов. Последовательность их заслушивания определяется судом.

Председательствующий предлагает эксперту, специалисту огласить представляемое им от своего имени, группы экспертов или научного учреждения заключение (мнение специалиста) по рассматриваемому вопросу.

Эксперту, специалисту могут быть заданы вопросы в той же последовательности, как это установлено для свидетелей.



Статья 49. Выступления участников

судебного заседания


По окончании исследования представленных материалов, объяснений сторон, их представителей, показаний свидетелей, заключений экспертов, мнений специалистов суд переходит к выслушиванию выступлений Президента Республики Узбекистан, Председателя Олий Мажлиса Республики Узбекистан и его заместителей, Премьер-министра Республики Узбекистан, Председателя Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, Председателя Верховного суда Республики Узбекистан, Председателя Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, Генерального прокурора Республики Узбекистан, Министра юстиции Республики Узбекистан, если они пожелают выступить.

Стороны и их представители могут выступить с заключительными речами, которые должны содержать анализ материалов и доказательств, проверенных на заседании Конституционного суда, их правовую оценку и значение для разрешения рассматриваемого вопроса, а также выводы и предложения сторон, которые, по их мнению, должны быть учтены судом при вынесении решения.

Конституционный суд может предоставить сторонам по их просьбе время для подготовки к заключительным речам, объявив для этого перерыв в судебном заседании.



Статья 50. Возобновление исследования

материалов дела


После заслушивания заключительных речей, если Конституционный суд признает необходимым выяснить новые обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения дела, или исследовать новые доказательства, он выносит решение о возобновлении рассмотрения дела. При этом Конституционный суд может объявить перерыв в судебном заседании и отложить рассмотрение дела.

По окончании дополнительного разбирательства по делу лица, перечисленные в статье 49 настоящего Регламента, имеют право на новое выступление, а стороны - на заключительную речь, но лишь по поводу результатов возобновленного судебного разбирательства и их значения для разрешения дела, после чего Конституционный суд удаляется на совещание для вынесения решения.



Статья 51. Порядок проведения совещания

судей для вынесения решения


Совещание судей для вынесения решения проводится в совещательной комнате.

Совещание судей проводится тайно.

Председательствующий предоставляет слово каждому из судей, желающему высказаться по рассматриваемому вопросу.

В ходе совещания судьи могут просить друг друга уточнить их позиции по делу. Закончив совещание, председательствующий ставит на голосование предложенные судьями формулировки решения.



Статья 52. Принятие решения


Решение Конституционного суда принимается открытым голосованием.

Голосование проводится поименным опросом судей. Председательствующий подает свой голос последним.

Председательствующий ставит на голосование формулировки решения в порядке поступления. В заключение голосуется текст решения в целом.

Судья не имеет права воздержаться от голосования либо не участвовать в голосовании.

Решение Конституционного суда считается принятым, если за него подано большинство голосов присутствующих на заседании судей. При равном количестве голосов голос председательствующего является определяющим.

Решение излагается в письменном виде судьей-докладчиком или по поручению председательствующего другим судьей.



Статья 53. Особое мнение судьи


Судья Конституционного суда, не согласный с принятым решением, имеет право изложить особое мнение в письменном виде, которое приобщается к протоколу заседания Конституционного суда.



Статья 54. Решение Конституционного суда


Решение Конституционного суда по существу рассмотренного дела о конституционности межгосударственного договора и нормативного акта именуется постановлением. Оно выносится Конституционным судом именем Республики Узбекистан.

В случаях, предусмотренных статьей 26 Закона "О Конституционном суде Республики Узбекистан", решение Конституционного суда принимается в виде заключения, излагаемого в форме отдельного документа.



Статья 55. Структура решения

Конституционного суда


Решение Конституционного суда состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей. Во вводной части решения указываются:

название решения, дата и место его принятия;

состав Конституционного суда, который принимает решение;

стороны и другие участники заседания;

формулировка вопроса, основания для его рассмотрения.

Описательная часть решения должна содержать:

нормы Конституции Республики Узбекистан, Закона "О Конституционном суде Республики Узбекистан" и настоящего Регламента, устанавливающие право либо обязанность Конституционного суда рассмотреть данный вопрос;

полное название акта, конституционность которого проверяется, с указанием источника его опубликования (получения).

В мотивировочной части решения должны быть указаны:

обстоятельства дела, установленные Конституционным судом и положенные в основу решения;

нормативные акты, которыми руководствовался Конституционный суд.

Резолютивная часть решения должна содержать в себе вывод о конституционности (не конституционности) акта, порядок вступления решения Конституционного суда в законную силу и срок исполнения.



Статья 56. Оглашение решения

Конституционного суда


Решение Конституционного суда оглашается председательствующим сразу же после окончания совещания судей.

Решение Конституционного суда является окончательным и обжалованию не подлежит.



Статья 57. Вступление решения Конституционного

суда в законную силу


Решение Конституционного суда вступает в законную силу со дня его опубликования.



Статья 58. Пересмотр решения

Конституционного суда


Пересмотр решения Конституционного суда допускается в случаях:

когда открылись новые обстоятельства, неизвестные на момент принятия решения, и они могут существенно повлиять на его суть;

при изменении конституционной нормы, на основании которой принято решение;

когда Конституционный суд признает, что решение было принято с нарушением установленного порядка производства.

Пересмотр решения осуществляется только по инициативе Конституционного суда.

Пересмотр решения производится Конституционным судом с соблюдением правил настоящего Регламента.



Статья 59. Рассылка решения

Конституционного суда


Решение Конституционного суда не позднее чем в трехдневный срок со дня его принятия направляется сторонам, а также Президенту Республики Узбекистан, Председателю Олий Мажлиса Республики Узбекистан, его заместителям, Премьер-министру Республики Узбекистан, его заместителям. Председателю Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, Председателю Верховного суда Республики Узбекистан, Председателю Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, Генеральному прокурору Республики Узбекистан, Министру юстиции Республики Узбекистан. Председатель Конституционного суда может распорядиться о направлении решения Конституционного суда и другим органам и лицам.



Статья 60. Опубликование решений

Конституционного суда


Постановления, заключения и иные решения Конституционного суда подлежат опубликованию в средствах массовой информации.

Решения Конституционного суда в форме запроса, требования, а также по вопросам процедурного характера публикуются в порядке, определяемом Конституционным судом.



Статья 61. Исполнение решений

Конституционного суда


Решения Конституционного суда исполняются в порядке и сроки, определяемые Конституционным судом.



III. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА


Статья 62. Полномочия Председателя

Конституционного суда


Председатель Конституционного суда:

руководит работой Конституционного суда, распределяет обязанности между судьями;

созывает заседания Конституционного суда и председательствует на них;

утверждает структуру и штатное расписание аппарата Конституционного суда;

осуществляет общее руководство работой аппарата Конституционного суда, принимает на работу и увольняет с работы сотрудников аппарата;

применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников аппарата;

выполняет иные функции, связанные с организацией работы Конституционного суда.

Председатель Конституционного суда издает распоряжения по вопросам организации деятельности Конституционного суда.



Статья 63. Полномочия заместителя

Председателя Конституционного суда


Заместитель Председателя Конституционного суда пользуется всеми правами и несет обязанности судьи Конституционного суда,

исполняет обязанности Председателя Конституционного суда в случае его отсутствия либо по его поручению.



Статья 64. Полномочия судьи

Конституционного суда


Судья Конституционного суда:

имеет право требовать созыва заседания Конституционного суда, предлагать вопросы на его рассмотрение, выразить особое мнение относительно решения Конституционного суда;

участвует во всех заседаниях Конституционного суда с правом решающего голоса;

обладает иными правами и несет обязанности, предусмотренные Законом "О Конституционном суде Республики Узбекистан" и настоящим Регламентом.

При разрешении всех вопросов, которые входят в компетенцию Конституционного суда, судьи пользуются равными правами.



Статья 65. Утверждение документов, регламентирующих

деятельность аппарата Конституционного суда и

Научно-консультативного совета при

Конституционном суде


Конституционный суд рассматривает и утверждает Регламент Конституционного суда, Положение об аппарате Конституционного суда, Положение о Научно-консультативном совете при Конституционном суде, персональный состав его членов, Инструкцию о порядке делопроизводства в Конституционном суде. Правила внутреннего трудового распорядка и иные документы, относящиеся к деятельности Конституционного суда.

Решения Конституционного суда в этих случаях оформляются протокольно.



Статья 66. Прием, регистрация, прохождение

и отправка корреспонденции


Прием, регистрация, прохождение и отправка корреспонденции, а также работа с документами в Конституционном суде осуществляются в соответствии с Инструкцией о порядке делопроизводства в Конституционном суде Республики Узбекистан.



Статья 67. Аппарат Конституционного суда


Аппарат Конституционного суда образуется в целях повседневного информационно-справочного, организационно-технического и аналитического обеспечения функционирования Конституционного суда, поддержания необходимых связей с органами государственной власти, международного сотрудничества, ведения делопроизводства, осуществления иной работы по обеспечению деятельности Конституционного суда.



Статья 68. Судебные издержки


Судебные издержки состоят из сумм, подлежащих выплате экспертам, специалистам, свидетелям, переводчикам, а также из иных расходов, связанных с рассмотрением дела.

Согласно статье 24 Закона "О Конституционном суде Республики Узбекистан" возмещение расходов и выплата вознаграждения производятся в соответствии с законодательством.



Статья 69. Научно-консультативный

совет при Конституционном суде


В целях оказания судьям Конституционного суда научно-консультативной помощи в подготовке вопросов к рассмотрению, повышения качества принимаемых судом решений, а также для научной разработки отдельных проблем, связанных с осуществлением им своих функций, укрепления его контактов с научными юридическими учреждениями, юристами-практиками при Конституционном суде создается Научно-консультативный совет.



Статья 70. Состав Научно-консультативного совета


Научно-консультативный совет образуется Конституционным судом из числа ученых и специалистов в области политики и права и действует на общественных началах.

Научно-консультативный совет состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов совета.



Статья 71. Вступление в силу Регламента

Конституционного суда


Настоящий Регламент вступает в силу со дня его утверждения Конституционным судом.



"Вестник Конституционного суда Республики Узбекистан",

выпуск второй, 1998 г.

































Время: 0.0053
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск