ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебная власть. Правосудие / Судебная система / Верховный суд / Постановления Пленума Верховного суда / По уголовным делам / Постановления по отдельным категориям уголовных дел /

Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 15.03.1996 г. N 9 "О судебной практике по делам о преступлениях и иных правонарушениях в сфере торговли"

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

15.03.1996 г.

N 9



О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

ПО ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ

И ИНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ


Развитию в стране цивилизованных рыночных отношений серьезно препятствуют злоупотребления, нарушения антимонопольного законодательства, факты поборов и вымогательства, а также другие противоправные действия, допускаемые в сфере торговли, что наносит серьезный ущерб экономике страны, интересам и правам граждан.

Нет единства в понимании отдельных норм уголовного и административного права об ответственности за нарушения правил торговли, антимонопольного законодательства. В следственной практике, в деятельности налоговых органов распространены факты неправильного применения указанных законов.

В судебной практике допускаются случаи назначения необоснованно мягких наказаний рэкетирам и другим лицам, препятствующим свободному доступу товаров на рынок, представителям администрации рынков, занимающихся поборами, хищениями и другими злоупотреблениями, неправильной квалификации преступлений. Зачастую не выявляются причины и условия, способствующие нарушениям правил торговли, судебные процессы по этой категории дел не придаются широкой огласке.

В целях укрепления законности, правильного и единообразного применения законодательства, обеспечения защиты прав и интересов граждан. Пленум Верховного суда Республики Узбекистан ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Обратить внимание судов, следственных и налоговых органов на необходимость строжайшего соблюдения принципа неотвратимости ответственности за правонарушения в сфере торговли, имея в виду их повышенную общественную опасность для общества.

Обеспечить применение строгих наказаний к вымогателям, работникам администрации рынков, торговых комплексов, занимающихся хищениями, поборами с граждан, злоупотребляющих своим служебным положением, перекупщикам, нарушающим правила торговли, искусственно поддерживающим чрезмерно высокие цены, вытесняющих с рынков производителей продукции.

2. Разъяснить судам, что действия лица, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции на товарных рынках следует расценивать как нарушение Закона Республики Узбекистан от 6 января 2012 года "О конкуренции" и квалифицировать по статье 178 Кодекса об административной ответственности. К таким действиям относятся:

непредставление или несвоевременное представление антимонопольному органу и органам по защите прав потребителей информации либо представление им заведомо недостоверных сведений;

уклонение от исполнения, несвоевременное или ненадлежащее исполнение предписаний антимонопольного органа о прекращении нарушений, о восстановлении первоначального положения, об устранении нарушений прав потребителей;

уклонение изготовителем от исполнения, несвоевременное или ненадлежащее исполнение предписаний органов государственного управления, осуществляющих контроль за безопасностью и качеством товаров (работ, услуг);

нарушение антимонопольных требований при слиянии, присоединении хозяйствующих субъектов и совершении сделок по приобретению акций (долей) и иных имущественных прав;

совершение согласованных действий и заключение сделок, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на товарном или финансовом рынке, а равно нарушение антимонопольных требований к конкурсным (тендерным) или биржевым торгам;

причинение ущерба потребителям товаром (работой, услугой), не отвечающим требованиям нормативной документации, а также непредоставление потребителям информации или предоставление заведомо недостоверных сведений о товарах (работах, услугах);

прием для реализации и продажи товаров с истекшим сроком годности, а также товаров без указания даты выпуска и срока годности, для которых законодательством предусмотрено обязательное указание даты выпуска и срока годности.

3. Любое воспрепятствование свободному доступу товаров на рынок, вытеснение с него производителей, требования об искусственном поддержании чрезмерно высоких цен и другие действия, сопряженные с насилием или с угрозой насилия, повреждения или уничтожения имущества в отношении собственника товара, администрации рынков или других лиц, преследующих цель получения какой-либо имущественной выгоды, следует квалифицировать как вымогательство (рэкет) по статье 165 Уголовного кодекса. Вымогательство может выражаться в требовании о предоставлении имущественной выгоды, либо совершения действий имущественного характера в интересах вымогателя (переуступка товара по заниженной цене либо безвозмездное, насильственное изъятие товара и т.п.). Для привлечения к уголовной ответственности за вымогательство не требуется, чтобы виновное лицо реализовало угрозу насилия, а достаточно самого требования.


4. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации с получением неконтролируемого дохода в значительном размере влечет административную ответственность по части второй статьи 176 Кодекса об административной ответственности, то же правонарушение, совершенное с получением неконтролируемого дохода в крупном размере, влечет административную ответственность по части третьей статьи 176 Кодекса об административной ответственности. Те же действия, совершенные в особо крупном размере, влекут уголовную ответственность по статье 188 Уголовного кодекса.

По указанной статье Уголовного кодекса должны квалифицироваться и действия лиц, оказывающих содействие в приобретении или реализации товаров или иных предметов для юридических лиц и граждан, заключении сделок между сторонами, и иные посреднические действия, осуществляемые с уклонением от регистрации.

При определении размера неконтролируемого дохода, полученного в результате незаконной предпринимательской деятельности (реализации продукции, работ, услуг) необходимо исходить от суммы выручки с учетом вычета затрат, связанных с осуществлением данной деятельности.

5. Разъяснить, что в соответствии с действующим законодательством на занятие отдельными видами деятельности требуется специальное разрешение (лицензия). Отсутствие такого разрешения влечет ответственность по статьям 165, 176-3 Кодекса об административной ответственности. Если занятие такой деятельностью сопряжено с получением дохода в особо крупном размере, действия виновного подлежат квалификации по части пятой статьи 190 Уголовного кодекса или по пунктам "а", "б" части шестой статьи 190 Уголовного кодекса.

В случаях осуществления лицом предпринимательской деятельности, для занятия которой в соответствии с действующим законодательством требуется специальное разрешение (лицензия), без государственной регистрации с получением неконтролируемого дохода в особо крупном размере, его действия следует квалифицировать по статье 188 Уголовного кодекса и дополнительной квалификации по статье 190 Уголовного кодекса не требуется.

6. Под нарушением правил торговли или оказания услуг, ответственность за которые предусмотрена статьей 189 Уголовного кодекса и статьями 164 и 168 Кодекса об административной ответственности следует понимать нарушения законодательства Республики Узбекистан, регулирующего правоотношения в сфере торговли и услуг.

При этом суд обязан указать, какие именно правила торговли нарушены виновным.


8. Должностные лица администрации рынков, торговых комплексов, а также иные должностные лица, осуществляющие свою деятельность в сфере торговли, за вознаграждение препятствующие свободному доступу товаров или производителей на рынок, искусственно поддерживающие чрезмерно высокие цены, подлежат ответственности, в зависимости от наличия государственной доли в уставном фонде организации, за взяточничество по статье 210 либо за коммерческий подкуп по статье 192-9 Уголовного кодекса.

Если указанные действия не были связаны с получением вознаграждения, однако причинили крупный ущерб либо существенный вред правам и интересам граждан либо государственным или общественным интересам, их следует квалифицировать, в зависимости от обстоятельств дела, как злоупотребление служебным положением по статье 205 Уголовного кодекса либо превышение власти или служебных полномочий по статье 206 Уголовного кодекса либо, в случае отсутствия государственной доли в уставном фонде организации, по статье192-11 Уголовного кодекса.

Служащие администрации рынков, торговых комплексов, получившие от хозяйствующего субъекта денежных средств свыше установленного размера разовых или иных сборов, должны привлекаться к административной ответственности за заведомо незаконное получение имущественной выгоды по части второй статьи 61-1 либо по статье 193-2 Кодекса об административной ответственности. В случае совершения тех же действий в течение года после применения административного взыскания лицо подлежит привлечению к уголовной ответственности по части второй статьи 192-10 или по статье 214 Уголовного кодекса.

9. Разъяснить, что нарушение хозяйствующим субъектом правил метрологии, сертификации, прав владельца товарного знака влечет административную ответственность соответственно по статьям 213, 214 и 177 Кодекса об административной ответственности.

10. При рассмотрении административных дел о правонарушениях в сфере торговли суды обязаны требовать от налоговых органов и органов внутренних дел представления данных о том, привлекался ли виновный ранее к административной ответственности за аналогичное правонарушение.


11. В соответствии со статьей 4 Кодекса Республики Узбекистан об административном судопроизводстве любой гражданин вправе обжаловать решения или действия налоговых органов или любого другого должностного лица в суд.

Если при этом гражданин требует возмещения имущественного или иного вреда, то суд обязан рассмотреть эти требования в общеисковом порядке.


12. Судам надлежит обеспечить правильное и оперативное рассмотрение дел о преступлениях и других правонарушениях в сфере торговли, принимать меры для освещения наиболее актуальных дел в средствах массовой информации.


13. Обратить внимание судов, что при рассмотрении данной категории уголовных и дел об административных правонарушениях необходимо повысить требовательность к следственным и налоговым органам за неукоснительное соблюдение норм процессуального законодательства о всестороннем и объективном расследовании преступления, выявлении и привлечении к ответственности всех причастных к нему лиц, полноте материалов об административной ответственности, остро реагировать на факты необоснованного привлечения граждан к административной или уголовной ответственности, незаконного ареста или изъятия принадлежащего им имущества. По каждому факту нарушения законности, непривлечения к ответственности всех лиц, участвовавших в преступлении, ставить вопрос об ответственности должностных лиц, тщательно изучать причины и условия, способствующие правонарушениям в сфере торговли, принимать меры к их устранению путем внесения частных определений.

13-1. Органам дознания, предварительного следствия и судам следует неукоснительно соблюдать требования статьи 13 Уголовного кодекса, предусматривающего обратную силу закона, улучшающего положение лица, совершившего общественно-опасное деяние.

Разъяснить, что действие статьи 5 Закона Республики Узбекистан от 20 августа 2015 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на дальнейшее усиление надежной защиты частной собственности, субъектов предпринимательства, снятие преград для их ускоренного развития" (далее по тексту - Закон) распространяется в отношении лиц:

уголовные дела в отношении которых находятся в производстве органов дознания, предварительного следствия и суда (первой, апелляционной, кассационной инстанций);

имеющих неснятую и непогашенную судимость.

14. Суду Республики Каракалпакстан, областным и Ташкентскому городскому судам, а также Военному суду Республики Узбекистан обеспечить правильное и единообразное применение законодательства по делам данной категории, систематически анализировать судебную практику, принимать меры к устранению имеющихся в ней недостатков.



































Время: 0.0056
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск