ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебная власть. Правосудие / Судебная система / Высший хозяйственный суд / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Постановления кассационной инстанции / По таможенным вопросам /

Постановление Кассационной инстанции Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 06.02.2007 г. N 10-0617/12173

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ

ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

06.02.2007 г.

N 10-0617/12173


(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)




Сельскохозяйственные товаропроизводители уплачивают акцизный налог и НДС на импорт в общеустановленном порядке


Фермерское хозяйство "Жамшид" обратилось с исковым заявлением в суд к УТТК по Ташкентской области и Министерству финансов Республики Узбекистан о возврате излишне уплаченного НДС на импорт в сумме 24547584 сума.

Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены за счет УГТК по Ташкентской области. Министерство финансов Республики Узбекистан от ответственности освобождено.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

Не согласившись с решением суда, Министерством финансов Республики Узбекистан и УТТК по Ташкентской области поданы кассационные жалобы об отмене решения и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований, а прокуратурой г.Ташкента внесен кассационный протест об отмене решения и направлении дела на новое рассмотрение.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и протеста, считает необходимым решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с контрактом N 4 от 20.06.2006 г. фермерское хозяйство "Жамшид" осуществило ввоз продовольственного ячменя 2-класса, прочего ячменя, кроме семенного. Таможенное оформление ввезенного товара осуществлялось по ГТД NN 27070/08.08.2006 Г./006056, 27020/09.08.2006 Г./006093, 27016/27.07.2006/001947, 27020/ 07.09.2006/ 007131,27020/04.08.2006/005897. Отправителем-поставщиком данного товара являлось ТОО "ДАУ-АСТЫК" (Казахстан). Фермерское хозяйство при ввозе товара уплатило НДС на импорт в размере 24547584 сум. Истец считая, что в соответствии с п.3 Соглашения между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Республики Казахстан о свободной торговле от 02.06.1997 г. вправе не платить НДС на импорт, предъявило иск в суд о возврате вышеуказанной суммы НДС на импорт.

Налоговый кодекс Республики Узбекистан предусматривает уплату двух видов НДС: по производимым и реализуемым товарам (статья 67 Налогового кодекса) и на импортируемые товары, работы (услуги) (статья 70 Налогового кодекса). Каждый из них, является самостоятельным видом налога. В этой связи, довод суда первой инстанции о том, что в соответствии с требованиями налогового законодательства производство сельскохозяйственной продукции не облагается НДС, является необоснованным, поскольку истец уплатил НДС не от произведенной им сельскохозяйственной продукции, а от ввезенной (импортированной) продукции. Льготы по НДС на импорт предусмотрены частью второй статьи 71 Налогового кодекса, которые не распространяются на рассматриваемый случай.

В соответствии со статьей 3 Соглашения между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Республики Казахстан о свободной торговле от 02.06.1997 г. указывается, что каждая сторона не будет прямо или косвенно облагать товары другой стороны, подпадающие под действие настоящего Соглашения, внутренними налогами или сборами, превышающими соответствующие налоги или сборы, которыми облагаются аналогичные товары внутреннего производства или товары, происходящие из третьих стран.

Следует отметить, что норма данного Соглашения не предусматривает освобождение от уплаты налогов или сборов, как это трактует суд первой инстанции, поскольку данным документом установлены ограничения по предельному размеру взимаемых налогов и сборов, суть которых сводится к уравнению (созданию одинаковых условий уплаты налогов или сборов для обеих стран), т.е. НДС на импорт, уплачиваемый в Узбекистане, не должен превышать НДС на импорт, уплачиваемый в Казахстане. Судом первой инстанции дано неправильное толкование данной нормы.

В соответствии с п.5 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан N 137 от 31.03.1998 г. "О дополнительных мерах по либерализации внешнеторговой деятельности в Республике Узбекистан" установлено, что импортными таможенными пошлинами, наряду с действующим законодательством, также не облагаются товары происходящие и ввозимые из государств, с которыми установлен режим свободной торговли, т. е. режим свободной торговли предусматривает освобождение только от уплаты одного вида таможенного платежа, предусмотренного статьей 103 Таможенного кодекса Республики Узбекистан - таможенной пошлины. Следовательно, режим свободной торговли не предусматривает освобождения от уплаты других таможенных платежей, включая НДС на импорт.

Согласно части шестой статьи 8 Налогового кодекса Республики Узбекистан сельскохозяйственные товаропроизводители, к которым относится истец, уплачивают акцизный налог и НДС на импорт в общеустановленном порядке.

Согласно п.3 Постановления Президента Республики Узбекистан от 19.09.2005г. N ПП-183 "О дополнительных мерах по упорядочению экспортно-импортных операций" льготы, установленные сельскохозяйственным производителям-плательщикам единого земельного налога и освобожденным от уплаты НДС, относятся только к их основной деятельности, но не к импорту товаров. В данном случае, основным видом деятельности является производство сельскохозяйственной продукции, а спор возник по факту ввоза (импорта) сельскохозяйственной продукции.

Следует отметить, что Постановление Президента Республики Узбекистан от 19.09.2005 г. N ПП-183 имеет характер толкования ранее принятых нормативно-правовых актов по вопросу применения льгот, установленных для сельскохозяйственных производителей - плательщиков единого земельного налога и не создает новую норму.

Также следует отметить, что во всех ГТД в графе 1 указан тип декларации под кодом 0, что означает ввоз товара не для собственных производственных нужд, а для коммерческой деятельности (т.е. для перепродажи).

Судом первой инстанции при вынесении решения были нарушены нормы материального права.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что кассационные жалобы подлежат удовлетворению полностью, а кассационный протест частично, решение хозяйственного суда г.Ташкента подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований, с отнесением судебных расходов на фермерское хозяйство "Жамшид".



“Вестник Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан”,

2007 г., N 8
















Время: 0.0149
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск